НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Иркутской области от 30.01.2024 № А19-22902/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                            Дело  № А19-22902/2023

«30» января 2024 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 23 января 2024 года.

Решение в полном объеме изготовлено 30 января 2024 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Коломиновой Н.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кокориным Г.В., рассмотрев судебном заседании дело по иску муниципального предприятия муниципального образования - "город Тулун" "РЕМОНТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "СЕРВИС" (665268, Иркутская область, город Тулун, улица Ленина, дом 102, ОГРН: 1183850035093, ИНН: 3816030485)

к Министерству имущественных отношений Иркутской области (664007, Иркутская область, город Иркутск, улица Карла Либкнехта, 47, ОГРН: 1083808003564, ИНН: 3808174613)

о взыскании 73 530 руб. 00 коп.

при участии в судебном заседании представителя ответчика Сокольниковой Е.А., действующей на основании доверенности

установил:

муниципальное предприятие муниципального образования - "город Тулун" "РЕМОНТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "СЕРВИС" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, к Министерству имущественных отношений Иркутской области о взыскании задолженности по оплате за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Тулун, ул. Павлова, д. 28/1, г. Тулун, ул. Павлова, д. 28/2, г. Тулун, ул. Павлова, д. 28/3, г. Тулун, ул. Павлова, д. 28в,г. Тулун, ул. Павлова, д. 30/1, кв. 3 за период с 01.03.2022 по 31.08.2022 в размере  246 399 руб. 40 коп., а также расходов по оплате госпошлины в размере 7 928 руб.

Истец надлежащим образом извещённый о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, заявил об уточнении исковых требований, просил суд о взыскании задолженности по оплате за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов в сумме 73 530 руб. 00 коп.

Ответчик иск не признал, представил контррасчет указав имеющиеся возражения по каждой квартире.

Истец, ознакомившись с контррасчетом ответчика, признал его частично обоснованными, уточнил исковые требования.

Дело рассматривается в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся в нем документам и в отсутствие представителей сторон.

Изучив исковое заявление, представленные в материалы дела доказательства, заслушав возражения ответчика, арбитражный суд установил следующее.  

Муниципальное предприятие муниципального образования - "город Тулун" "РЕМОНТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "СЕРВИС" является управляющей организацией в том смысле, который ей придает Жилищный кодекс Российской Федерации и осуществляет управление домами, расположенными в городе Тулуне по ул. Павлова 28/1, 28/2, 28/3, 30/1, что подтверждается представленными в материалы дела протоколами конкурса по отбору управляющей организации, договорами управления многоквартирными домами, подписанными со стороны муниципального предприятия и Министерства. (представлены в суд с иском в электронном виде).

В соответствии с представленными в материалы дела выписками из единого государственного реестра недвижимости Министерству имущественных отношений Иркутской области в период 01.03.2022 по 31.08.2022 принадлежат на праве собственности жилые помещения по следующим адресам: г. Тулун, ул. Павлова, д. 28/1, кв. 8, г. Тулун. ул. Павлова, л. 28/1. кв. 15, г. Тулун, ул. Павлова, д. 28/1. блок-секция 2-1, кв. 1, г. Тулун, ул. Павлова, д. 28/1. блок-секция 2-1. кв. 2, г. Тулун, ул. Павлова, д. 28/1. блок-секция 2-1. кв.4, г. Тулун, ул. Памюва.п..28/1.блок-секция 2-1, кв. 8, г. Тулун, ул. Павлова, д. 28/2. кв. 6, г. Тулун, ул. Павлова, д. 28/2. кв. 18,  г. Тулун, ул. Павлова, д. 28/3, кв. 4, г. Тулун, ул. Павлова, д. 28/3, кв. 5, г. Тулун. ул. Павлова, д. 28/3. кв. 12, г. Тулун, ул. Павлова, д. 28/3, кв. 14, г. Тулун. ул. Павлова, д. 28/3. кв. 16, г. Тулун, ул. Павлова, д. 28/3. кв. 19, г. Тулун, ул. Павлова, д. 28/3. кв. 24, г. Тулун, ул. Павлова, д. 28/3, кв. 25, г. Тулун, ул. Павлова, д. 28/3. кв. 29, г. Тулун, ул. Павлова, д. 28/3, кв. 30, г. Тулун, ул. Павлова, д. 30/1. кв. 3.

В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Таким образом, между истцом и ответчиком возникли отношения собственника помещений в многоквартирном доме и управляющей организации по договору управления многоквартирным, а значит отношения сторон регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

В соответствии со статьей 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее, ГК РФ) собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Аналогичное требование закреплено в пункте 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее, ЖК РФ). Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Пунктом 1 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Частью 3 статьи 154 ЖК РФ, предусмотрено, что собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Из указанного правила, возлагающего на собственника бремя содержания имущества имеются исключения.

Так, в силу статьи 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статьей 109.1 ЖК РФ установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Жилые помещения в домах по улице Павлова относятся к специализированного жилому фонду.

В силу статьи 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

К пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами, а именно в силу частями 3 статьи 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Таким образом, обязанность по оплате коммунальных услуг возложена на нанимателей помещений специализированного жилого фонда, а уже в случае отсутствия таких нанимателей возлагается на собственника.

Из представленного ответчиком контррасчета следует, что в отношении жилых помещений, расположенных по адресам: г. Тулун, ул. Павлова, д. 28/1, кв. 8, г. Тулун, ул. Павлова, д. 28/1. блок-секция 2-1, г. Тулун, ул. Павлова, д. 28/1. блок-секция 2-1. кв. 2, г. Тулун, ул. Павлова, д. 28/2. кв. 6, г. Тулун, ул. Павлова, д. 28/2. кв. 18, г. Тулун. ул. Павлова, д. 28/3 кв. 12, . Тулун. ул. Павлова, д. 28/3 кв. 16, г. Тулун, ул. Павлова, д. 28/3 кв. 24, г. Тулун, ул. Павлова, д. 30/1. кв. 3 у Министерства не имеется заключенного договора социального найма, нет информации о проживающих в квартире в период с 01.03.2022 по 31.08.2022.

Указанные обстоятельства, как полагает суд, возлагают на Министерство обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В отношении жилых помещений, расположенных по адресам г. Тулун. ул. Павлова, л. 28/1. кв. 15, г. Тулун, ул. Павлова, д. 28/1. блок-секция 2-1. кв.4, г. Тулун, ул. Памюва.п..28/1.блок-секция 2-1, кв. 8, г. Тулун, ул. Павлова, д. 28/3, кв. 25 у Министерства отсутствие подписанный со стороны нанимателя договор социального найма.

Обязательность письменной формы договора найма специализированного жилого помещения установлена пунктом 7 статьи 100 ЖК РФ.

Доказательств фактического проживания граждан в жилых помещениях (передачи ключей, иных доказательств) в нарушение статьи 65 АПК РФ ответчиком не представлено, об их наличии не заявлено.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 06.03.2012 № 12505/11 указал, что нежелание представить доказательства должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированно со ссылкой на конкретные документы указывает процессуальный оппонент. Участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения.

Таким образом, ответчик в силу ст. 9 АПК РФ несет риск несовершения им процессуальных действий, а суд, приходит к выводу, что указанные обстоятельства, возлагают на Министерство обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В отношении остальных жилых помещений у ответчика имеется договор социального найма, срок действия которого истек, дополнительное соглашение к договору не подписано.

Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

Приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 12.03.2013 N 39-мпр утвержден Порядок обследования обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицу, с которым заключен договор найма специализированного жилого помещения, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.

В соответствии  с указанным порядком расположенное по месту нахождения жилого помещения, в отношении которого заключен договор найма специализированного жилого помещения, государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - министерство) и включенное в перечень, утвержденный приказом министерства (далее - учреждение), за два месяца до окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения проводит обследование обстоятельств в отношении нанимателя по указанному договору.

Расположенное по месту нахождения жилого помещения, в отношении которого заключен договор найма специализированного жилого помещения, государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - министерство) и включенное в перечень, утвержденный приказом министерства (далее - учреждение), за два месяца до окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения проводит обследование обстоятельств в отношении нанимателя по указанному договору.

Акт комиссионного обследования должен содержать выводы о необходимости или отсутствии необходимости заключения с нанимателем договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок или договора социального найма занимаемого нанимателем жилого помещения.

На основании акта комиссионного обследования учреждение в течение трех календарных дней со дня составления акта комиссионного обследования принимает решение о выявлении обстоятельств либо об отсутствии обстоятельств, которое оформляется в трех экземплярах по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку.

Суд установил, что в период действия договора социального найма жилое помещение действительно предоставлялось нанимателю, однако, в материалах дела не имеется доказательств, что по истечение срока окончания действия договора лицо признано нуждающимся в заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок или договора социального найма занимаемого нанимателем жилого помещения, и что данное лицо продолжило пользоваться жилым помещением.

 Указанные обстоятельства, как полагает суд, также возлагают на Министерство обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

На основании изложенного выше, суд приходит к выводу, что у ответчика, как у собственника жилых помещений, расположенных по адресам: г. Тулун, ул. Павлова, д. 28/1, кв. 8, г. Тулун. ул. Павлова, л. 28/1. кв. 15, г. Тулун, ул. Павлова, д. 28/1. блок-секция 2-1, кв. 1, г. Тулун, ул. Павлова, д. 28/1. блок-секция 2-1. кв. 2, г. Тулун, ул. Павлова, д. 28/1. блок-секция 2-1. кв.4, г. Тулун, ул. Памюва.п..28/1.блок-секция 2-1, кв. 8, г. Тулун, ул. Павлова, д. 28/2. кв. 6, г. Тулун, ул. Павлова, д. 28/2. кв. 18,  г. Тулун, ул. Павлова, д. 28/3, кв. 4, г. Тулун, ул. Павлова, д. 28/3, кв. 5, г. Тулун. ул. Павлова, д. 28/3 кв. 12, г. Тулун, ул. Павлова, д. 28/3, кв. 14, г. Тулун. ул. Павлова, д. 28/3 кв. 16, г. Тулун, ул. Павлова, д. 28/3. кв. 19, г. Тулун, ул. Павлова, д. 28/3 кв. 24, г. Тулун, ул. Павлова, д. 28/3, кв. 25, г. Тулун, ул. Павлова, д. 28/3. кв. 29, г. Тулун, ул. Павлова, д. 28/3, кв. 30, г. Тулун, ул. Павлова, д. 30/1. кв. 3. имеется обязанность по несению расходов на содержание принадлежащего ему помещения и общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество, а также по оплате коммунальных услуг.

Согласно расчету истца и представленным в материалы дела документам у ответчика сложилась задолженность по оплате содержания жилья в размере
73 530 руб. 00 коп. за период с 01.03.2022 по 31.08.2022.

В силу части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).

При таких обстоятельствах, с учетом периода заявленных требований, срок внесения коммунальных платежей наступил.

В нарушение статьи 65 АПК РФ ответчиком доказательств внесения платежей за содержание и коммунальные услуги спорного нежилого помещения в заявленный период не представлено, об их наличии не заявлено.

Расчет задолженности судом проверен, признан верным, ответчиком надлежащими доказательствами не опровергнут, контррасчет не представлен.

Принимая во внимание, что обязательство по оплате за содержание и коммунальные услуги в отношении жилого помещения ответчиком не исполнено, суд находит требования истца к ответчику о взыскании задолженности по оплате содержания жилья в размере 73 530 руб. 00 коп. заявленным правомерно и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

От суммы удовлетворенных требований, подлежащая уплате государственная пошлина составляет 2 941 руб. 00 коп.

Истцом при обращении в арбитражный суд уплачена государственная пошлина в сумме 7 928 руб., что подтверждается платежным поручением № 94 от 27.04.2023.

При таких обстоятельствах, государственная пошлина в размере 2 941 руб. 00 коп. относится на ответчика и подлежит взысканию в пользу истца, государственная пошлина в размере 4 987 руб. подлежит возвращению истцу из федерального бюджета как излишне оплаченная.

руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Министерства имущественных отношений Иркутской области (ИНН: 3808174613) в пользу муниципального предприятия муниципального образования - "город Тулун" "РЕМОНТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "СЕРВИС" (ИНН: 3816030485) 73 530 руб. 00 коп. основного долга, а также взыскать 4 987 руб. судебных издержек, связанных с оплатой государственной пошлины.

Возвратить муниципальному предприятию муниципального образования - "город Тулун" "РЕМОНТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "СЕРВИС" (ИНН: 3816030485) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 4 987 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                  Н.Ю. Коломинова