АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело №А19-12551/2023
«05» декабря 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 29 ноября 2023 года
Решение в полном объеме изготовлено 05 декабря 2023 года
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Куклиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батраковой А.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Ангарский лес» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 666351, Иркутская область, Усть-Удинский район, Усть-Уда поселок, Лесная улица, дом 3)
к Территориальному управлению агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усть-Удинскому лесничеству (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 666352, Иркутская область, Усть-Удинский район, Усть-Уда рабочий поселок, ФИО1 улица, 18)
о признании незаконным решения об отказе в согласовании проекта лесовосстановления от 10.04.2023г.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО2 – представитель по доверенности, представлен паспорт, диплом;
от ответчика: не явились;
установил:
Закрытое акционерное общество «Ангарский лес» (далее – заявитель, Общество, ЗАО «Ангарский лес») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного-процессуального кодекса Российской Федерации, к Территориальному управлению Министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Удинскому лесничеству (далее – Усть-Удинское лесничество) о признании незаконным решения об отказе в согласовании проекта лесовосстановления от 10.04.2023г.
В судебном заседании представитель ЗАО «Ангарский лес» заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик, извещенный о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом в порядке, установленном статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание представителя не направило, представил отзыв на заявление.
Из материалов дела следует, что Закрытое акционерное общество «Ангарский лес» в соответствии с Договором аренды лесного участка № 91-28-2/08 от 28.08.2008г., является арендатором лесного участка, расположенного по адресу Иркутская область, Усть-Удинский район, Усть-Удинское лесничество.
Согласно подпункту «р» пункта 11 Договора, арендатор обязан осуществлять на лесном участке лесовосстановительные мероприятия в соответствии с проектами лесовосстановления на соответствующий год, которые ежегодно разрабатываются арендатором.
22.03.2023г. Закрытое акционерное общество «Ангарский лес» представило в Территориальное управление Министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Удинскому лесничеству для согласования проекты лесовосстановления: № 2/2023 от 14.03.2023г., № 5/2023 от 14.03.2023г., № 8/2023 от 14.03.2023г., № 13/2023 от 14.03.2023г.
По результатам рассмотрения направленных проектов Усть-Удинским лесничеством 10.04.2023г. принято решение об отказе Закрытому акционерному обществу «Ангарский лес» в согласовании проекта лесовосстановления. Отказ оформлен решениями №ЛВ-20230324-12376115713-4, №ЛВ-20230324-12376133969-4, №ЛВ-20230324-12376143873-4, №ЛВ-20230324-12376150935-4.
В качестве основания для отказа в приеме отчетов Усть-Удинское лесничество указало на недостоверность сведений, указанных в проекте лесовосстановления; документы (сведения), представленные заявителем, противоречат документами (сведениям), полученным в рамках межведомственного взаимодействия.
Заявитель полагая, что решение Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Удинскому лесничеству об отказе Закрытому акционерному обществу «Ангарский лес» в согласовании проекта лесовосстановления от 10.04.2023г., не соответствует закону, а также нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению (далее также - мероприятия по сохранению лесов), а также мероприятия по лесоустройству осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
Указом Губернатора Иркутской области № 322-уг от 29 ноября 2021 г. утверждена структура министерства лесного комплекса Иркутской области, согласно которой территориальное управление по Усть-Удинскому лесничеству является одним из подразделений министерства.
В свою очередь, приказом министерства лесного комплекса Иркутской области № 90-мпр от 06 октября 2017 г. утверждено положение о территориальном управлении министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Удинскому лесничеству.
Пунктами 1, 4 и 8 Положения определено, что данное территориальное управление обладает правами юридического лица (в т.ч. выступает истцом и ответчиком в суде) и является территориальным подразделением министерства лесного комплекса Иркутской области, в том числе, по управлению в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Территориальное управление в соответствии с возложенной на него задачей по обеспечению рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в пределах земель лесного фонда Усть-Удинского лесничества осуществляет функции по принятию и рассмотрению отчетов об использовании лесов.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации, лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Арендатор обязан осуществлять на лесном участке лесовосстановительные мероприятия в соответствии с проектами лесовосстановления на соответствующий год, которые ежегодно разрабатываются арендатором.
Данная обязанность вытекает из общих положений о воспроизводстве лесов, закрепленных статьей 61 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что вырубленные леса подлежат воспроизводству, которое включает в себя, в том числе, лесовосстановление.
Согласно статье 62 Лесного кодекса Российской Федерации лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия.
Искусственное лесовосстановление представляет собой деятельность, связанную с выращиванием лесных насаждений, в том числе посев, посадку саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород, агротехнический уход за лесными насаждениями (рыхление почвы, уничтожение или предупреждение появления нежелательной растительности и другие мероприятия, направленные на повышение приживаемости саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород и улучшение условий их роста), а также иные мероприятия, предусмотренные правилами лесовосстановления, до момента отнесения земель, на которых осуществляется искусственное лесовосстановление, к землям, на которых расположены леса.
Лесовосстановление проводится в соответствии с проектом лесовосстановления, который разрабатывается в соответствии со статьей 89.1 настоящего Кодекса.
В силу статьи 89.1 Лесного кодекса Российской Федерации лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению, составляют проект лесовосстановления.
Проект лесовосстановления, составленный лицом, на которое возложена обязанность по лесовосстановлению, направляется в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, посредством единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг на согласование в органы государственной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, в течение не более чем пять рабочих дней рассматривают поступившие проекты лесовосстановления и направляют лицу, составившему соответствующий проект, решение о согласовании проекта лесовосстановления или обоснованный отказ в его согласовании.
Форма, состав, порядок согласования проекта лесовосстановления, основания для отказа в его согласовании, а также требования к формату в электронной форме проекта лесовосстановления утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение предусмотренного п. 4 ст. 89.1 Лесного кодекса Российской Федерации нормативного закрепления, Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29 декабря 2021 г. №1024 утверждены Правила лесовосстановления, форма, состав, порядок согласования проекта лесовосстановления, основания для отказа в его согласовании, а также требования к формату в электронной форме проекта лесовосстановления. (далее – Правила лесовосстановления).
Указанные Правила во многом дублируют отмеченные выше правовые нормы Лесного кодекса Российской Федерации, регламентирующие вопросы лесовосстановления, в том числе, в части способов и порядка лесовосстановления, порядка разработки проектов лесовосстаноления. Наряду с этим. Правила лесовосстановления содержат корректирующие дополнения.
Так, пунктом 5.1 Приложения 2 к приказу №1024 (Правила лесовосстановления) предусмотрено, что отказ в согласовании проекта лесовосстановления осуществляется при наличии одного или нескольких следующих оснований:
1)недостоверность сведений, указанных в проекте лесовосстановления;
2) несоответствие сведений, указанных в проекте лесовосстановления, требованиям, предусмотренным пунктом 1 настоящего приложения, а также несоответствие проекта лесовосстановления форме проекта лесовосстановления, предусмотренной приложением 3 к приказу.
Закрытое акционерное общество «Ангарский лес» представило в Усть-Удинское лесничество проекты лесовосстановления на лесных участках №2/2023 год, №5/2023 год, №8/2023 год, №13/2023 год, с указанием методов лесовосстановления и лесоразведения, -характеристиками ухода, породы посевного материала и т.д. Указанные отчеты представлены 14.03.2023г.
Как следует из оспариваемого отказа, отчет не приняты в связи с недостоверностью сведений, указанных в проекте лесовосстановления; документы (сведения), представленные заявителем, противоречат документами (сведениям), полученным в рамках межведомственного взаимодействия. В качестве разъяснения причин отказа указано, что в представленном проекте лесовосстановления указаны недостоверные сведения.
При этом, ответчик не уточнил какие сведения он нашел недостоверными.
Ответчик возражал против доводов заявителя, указал, что подробные причины отказа в приеме проектов лесовосстановления указало в дополнительной переписке.
ЗАО «Ангарский лес» письменно обратился с просьбой надлежащим образом оформить решение об отказе, в частности, разъяснить причину отказа, что предусмотрено формой решения.
В ответ на письменное обращение, Усть-Удинское лесничество письмом №1537 от 24.04.2023г. направило уведомление о необходимости выполнить искусственное лесовосстановление путем посадки сеянцев сосны обыкновенной с закрытой корневой системой, за исключением степных зон, зон полупустынь и пустынь.
Общество повторно обратилось в Усть-Удинское лесничество с просьбой надлежащим образом указать причину отказа.
Усть-Удинское лесничество в письме от 03.05.2023г. №1716 сослалось на то обстоятельство, что лесные участки не являются труднодоступными, так как имеется паромная переправа и зимник.
Таким образом, при анализе оснований, изложенных Усть-Удинским лесничеством в отзыве, однозначно следует, что причиной принятия решения об отказе в согласовании проекта лесовосстановления, послужила недостоверность сведений в виде разрешения вопроса труднодоступности либо нет лесных участков, а также разъяснения лесничества о том, какие сеянцы необходимо посадить Обществу на лесных участках.
Приказом Минприроды России Приказ Минприроды России от 29.12.2021г. №1024 (ред. от 03.08.2023г.) утверждены Правила лесовосстановления, формы, состава, порядка согласования проекта лесовосстановления, оснований для отказа в его согласовании, а также требований к формату в электронной форме проекта лесовосстановления (далее по тексту - Правила).
Пунктами 1, 2 Правил закреплено, что настоящие Правила лесовосстановления (далее - Правила) устанавливают требования (критерии) к лесовосстановлению на землях лесного фонда во всех лесных районах Российской Федерации (приложения 1 - 41 к Правилам), а также на землях иных категорий и регулируют деятельность по восстановлению лесов в отношении земель, предназначенных для лесовосстановления.
Лесовосстановление состоит из комплекса природных процессов, в том числе обусловленных специальными технологическими и организационными мероприятиями, по образованию молодых сомкнутых лесных насаждений (молодняков) основных лесных древесных пород на землях, предназначенных для лесовосстановления.
Рассмотрение представленного отчета об использовании лесов является государственной услугой.
Пунктом 5.1 Приложения 2 к приказу №1024 (Правила лесовосстановления) предусмотрено, что отказ в согласовании проекта лесовосстановления осуществляется при наличии одного или нескольких следующих оснований:
1)недостоверность сведений, указанных в проекте лесовосстановления;
2) несоответствие сведений, указанных в проекте лесовосстановления, требованиям, предусмотренным пунктом 1 настоящего приложения, а также несоответствие проекта лесовосстановления форме проекта лесовосстановления, предусмотренной приложением 3 к приказу.
В случае выявления указанного несоответствия должностное лицо уполномоченного органа, ответственное за проверку правильности заполнения проекта лесовосстановления, готовит проект письменного извещения, содержащий мотивированный отказ в согласовании проекта.
Таким образом, Правилами №1024 не предусмотрены такие основания для отказа в предоставлении государственной услуги в части согласования проекта лесовосстановления, как труднодоступность, либо удаленность и т.д.
Более того, Указом Губернатора Иркутской области от 31.01.2023г. №34-уг утвержден административный регламент предоставления государственной услуги «Согласование проектов лесовосстановления и лесоразведения», пунктом 29 которого установлено, что основания для отказа в приеме проектов и прилагаемых к ним документов, необходимых для предоставления государственной услуги, законодательством Российской Федерации и Иркутской области не предусмотрены.
По настоящему делу отсутствуют доказательства того, что проекты ЗАО «Ангарский лес» от 14.03.2023г. лесовосстановления были составлены не по установленной форме, что при подаче проектов был нарушен порядок его представления и заполнения, а при учете положений Административного регламента о том, что основания для отказа в согласовании проекта лесовосстановления не предусмотрены, то и оспариваемые решения являются необоснованными.
Следовательно, вопреки требованиям Правил №1024 и Административного регламента оспариваемые решения об отказе является немотивированными.
Довод Усть-Удинского лесничества о том, что основанием для отказа в согласовании лесовосстановленя (посев вместо посадки) противоречит положениям пункта 5.1 Приложения №2 к Правилам №1024 и требованиям главы 13 Указа Губернатора Иркутской области от 31.01.2023г. №34-уг «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Согласование проектов лесовосстановления и лесоразведения», не содержащими такого основания для отказа.
Таким образом, отказ Усть-Удинского лесничества в согласовании проекта лесовосстановления от 10.04.2023г., противоречит требованиям закона, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Всем существенным доводам, пояснениям и возражениям сторон судом дана соответствующая оценка, что нашло отражение в данном решении. Иные доводы и пояснения лиц участвующих в деле судом рассмотрены и оценены, однако на выводы суда не влияют.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При изложенных обстоятельствах, заявленные требования ЗАО «Ангарский лес» подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины.
Заявитель при обращении с настоящим заявлением в арбитражный суд оплатил государственную пошлину в размере 3000 рублей.
Таким образом, расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей подлежат взысканию с Территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усть-Удинскому лесничеству в пользу Закрытого акционерного общества «Ангарский лес».
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу: https://kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Заявленные требования Закрытого акционерного общества «Ангарский лес» удовлетворить.
Признать незаконным решение Территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усть-Удинскому лесничеству от 20.07.2023 об отказе Закрытому акционерному обществу «Ангарский лес» в согласовании проекта лесовосстановления от 10.04.2023г.
Обязать Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усть-Удинскому лесничеству устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Закрытого акционерного общества «Ангарский лес» в соответствии с нормами действующего законодательства.
Взыскать с Территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усть-Удинскому лесничеству в пользу Закрытого акционерного общества «Ангарский лес» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Л.А. Куклина