НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Иркутской области от 29.10.2008 № А19-8835/08

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 24-12-96, факс 24-15-99

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Иркутск

31 октября 2008 года Дело № А19-8835/08-55

Резолютивная часть решения оглашена 29.10.08

Полный текст решения изготовлен 31.10.08

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи С.Н. Антоновой, при ведении протокола судебного заседания судьей С.Н.Антоновой, рассмотрев в судебном заседании дело по иску Территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Балаганскому лесничеству

к Обществу с ограниченной ответственностью «САКС»

о взыскании 113417 руб. 82 коп.

  при участии в заседании:

от истца - Федоров С.А. (доверенность от 01.06.08)

от ответчика – директор Попов В.А. (паспорт 2505 478932), Бородин В.П. (доверенность от 01.09.08), Лоскутников С.П. (доверенность от 01.09.08), Уткин В.А. (доверенность от 01.09.08)

установил:

иск заявлен о взыскании суммы 113417 руб. 82 коп., составляющей ущерб, причиненный нарушением лесохозяйственных требований, в том числе: суммы 40364 руб. 16 коп. – вследствие оставления расстроенного недоруба в объеме 165 на площади 5,9 га, суммы 40180 руб. 76 коп. – вследствие оставлении невывезенной древесины а объеме 85 куб. м., суммы 11062 руб. 08 коп. – вследствие оставлении завышенных пней в количестве 160 шт., и суммы 21810 руб. 82 коп. – вследствие неудовлетворительной очистки лесосеки на площади 5,9 га на деляне 1 в-15 квартала 124 Балаганского лесничества Кадинская дача.

Ответчик иск не признал, ссылаясь на то, что приложение № 1 к постановлению Правительства от 08.05.07 № 273 не предусматривает исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям за предъявленные истцом нарушения.

Выслушав представителей сторон и рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что в обоснование заявленного требования истец ссылается на нарушение ответчиком лесохозяйственных требований.

В соответствии со ст. 6 Закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, для осуществления использования лесов вправе выдавать до 1 января 2009 года гражданам и юридическим лицам, которые заключили договоры аренды участка лесного фонда, договоры безвозмездного пользования участком лесного фонда и не осуществили приведение в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации указанных договоров, лесорубочные билеты, лесные билеты на срок их действия.

Согласно п. 1 ст. 12 Закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», признать утратившими силу раздел I, главы 4 и 5, статьи 31 - 37, статью 42 (за исключением положений в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ), статьи 43 - 45, разделы III - VI и особенную часть Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 42 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997г. № 22-ФЗ, для осуществления ООО «САКС» лсопользования – заготовки и вывозки древесины на деляне 1в 15 квартала 124 Балаганского лесничества 06.03.08 Агентсвом лесного хозяйства Иркутской области выдан лесорубочный билет № 18 (466866).

Срок окончания заготовки и вывозки древесины, согласно указанному лесорубочному билету – 09.04.08.

Зам. начальника отдела Бакуровым В.М., в присутствии представителя ООО «САКС» Черноброва С.И., действовавшего на основании доверенности от 18.04.08 № 000000189, 22.04.08 проведено освидетельствование мест рубок по выданному 06.03.08 лесорубочному билету № 18/466866, по результатам которого составлен акт освидетельствования мест рубок, в соответствии с которым установлены следующие нарушения: наличие расстроенного недоруба на площади 5,9 га в объеме 165 куб. м., неудовлетворительная очистка лесосеки на площади 5,9 га, оставление древесины, не оформленной отсрочкой на вывозку в объеме 85 куб. м., оставление высоких пней в количестве 160 шт.на деляне 1в 15 квартала 124 Балаганского лесничества.

Акт освидетельствования заготовленной древесины и мест рубок подписан представителем лесопользователя без замечаний.

В соответствии с п. п. «к», «л», «н», «с» Правил отпуска древесины на корню в лесах РФ», за оставление недорубов в виде куртин и отдельных деревьев или расстроенных выборочной рубкой участков на назначенных в сплошную рубку лесосеках взыскивается неустойка в размере 4-кратной ставки лесных податей за оставленную на корню древесину; за оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставленные отсрочки) древесины на лесосеках, в местах производства работ при расчистке площадей под лесные склады, трассы лесовозных дорог, постройки, сооружения и установки, а также аварийной древесины вдоль лесовозных дорог на срок более 4 месяцев взыскивается неустойка в размере 7-кратной ставки лесных податей за объем не вывезенной в срок или оставленной аварийной древесины; за неудовлетворительную или несвоевременную очистку мест рубок от порубочных остатков (в том числе в случае, если разрыв между рубкой деревьев и очисткой в весенне-летний период превышает 15 дней), непроведение доочистки зимних лесосек до наступления пожароопасного периода; захламление лесов и не покрытых лесом земель в местах производства работ при расчистке земель под трассы дорог, лесные склады и иные цели, а также прилегающих к этим объектам и лесовозным дорогам полос шириной 50 метров, оставление завалов и срубленных зависших деревьев взыскивается неустойка в размере 5-кратной стоимости работ по очистке мест рубок или ликвидации захламленности, рассчитанная по действующим в лесхозе расчетно-технологическим картам и другим нормативам затрат, утвержденным в установленном порядке; за оставление пней высотой более одной трети диаметра среза, а при рубке деревьев диаметром менее 30 сантиметров - высотой более 10 сантиметров, уничтожение клейм и номеров на деревьях и пнях взыскивается неустойка в размере однократной ставки лесных податей за древесину деревьев, срубленных с оставлением завышенных пней, и деревьев, на которых уничтожены клейма и номера.

В направленном ответчику 21.05.08 претензионном письме от 21.05.08 № 305, истец, ссылаясь на нарушение ответчиком Правил заготовки древесины, предложил ООО «САКС» в срок до 20.06.08 уплатить неустойку в сумме 113417 руб. 74 коп. в добровольном порядке.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что истцом заявленные ко взысканию неустойки, рассчитанные в соответствии с утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.06.1998г. № 551 Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации.

Согласно п. 9 утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.03.08 № 169 перечня утративших силу постановлений Правительства РФ, Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. N 551 «Об утверждении Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации» признано утратившим силу.

В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 100 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.06 № 200-ФЗ, возмещение вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.05.07 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам, вследствие нарушения лесного законодательства» утверждены:

таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, согласно приложению N 1;

таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается, согласно приложению N 2;

методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, согласно приложению N 3;

таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, согласно приложению N 4.

В Приложении № 1 к Постановлению Правительства РФ от 08.05.07 № 273 указаны таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается.

Виды лесонарушений, указанные истцом в акте освидетельствования заготовленной древесины и мест вырубок от 22.04.08 в названном Приложении отсутствуют.

При указанных обстоятельствах, следует признать, что истец, заявляя требование о взыскании суммы 113417 руб. 74 коп., составляющей ущерб, причиненный нарушением лесохозяйственных требований, ссылаясь на Приложение № 1 к Постановлению Правительства РФ от 08.05 07 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам, вследствие нарушения лесного законодательства», рассчитывает ущерб в соответствии с утратившими силу «Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации».

На основании п. 6 Указа Президента Российской Федерации, от 23.05.1996г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральным органов исполнительной власти», акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Согласно п. 1 ст. 12 Закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» отменено действие всех положений Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.97 № 220-ФЗ, за исключением статьи 42 в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ, преамбулы и главы 20 о введении в действие названного Лесного кодекса.

На основании п. 9 утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.03.08 № 169 перечня утративших силу постановлений Правительства РФ, Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. N 551 «Об утверждении Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации» признано утратившим силу.

Постановление Правительства РФ от 13.03.08 № 169, опубликованное в «Собрании законодательства РФ» 24.03.08, вступило в законную силу 31.03.08.

Освидетельствование мест рубок по выданному ООО «САКС» лесорубочному билету от 06.03.08 № 18/466866 было проведено 22.04.08, т. е. после утраты силы утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. N 551 «Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации», в связи с чем, ссылка истца на то, что на момент проведения освидетельствования мест рубок указанные Правила действовали, не может быть принята во внимание, как не соответствующая фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии со ст. 13 Закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», до приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Лесному кодексу Российской Федерации.

Согласно положениям названной нормы права, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие лесные отношения, которые не утратили силу до введения в действие Кодекса, могут применяться в части, не противоречащей Кодексу (ст. 13 Вводного закона).

Учитывая, что Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. N 551 «Об утверждении Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации» утратило силу с 31.03.08, а также то, что таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.05.07 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам, вследствие нарушения лесного законодательства, принятым в соответствии со ст. 100 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.06 № 200-ФЗ, ссылка истца на то, что в соответствии со ст. 13 Закона «О введении в действие лесного кодекса Российской Федерации», для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям, применяются положения утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. N 551 «Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации», необоснованна.

В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Учитывая, что указанные в акте освидетельствования от 22.04.08 данные не могут служить основанием для начисления заявленного ко взысканию причиненного нарушением лесохозяйственных требований ущерба, следует признать, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие установленные, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.05 07 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам, вследствие нарушения лесного законодательства», виды нарушений и размер ущерба, причиненных лесным насаждениям, в связи с чем, иск удовлетворению не подлежит.

Учитывая тяжелое имущественное положение истца, послужившее основанием для предоставления отсрочки в уплате госпошлины при подаче искового заявления, суд считает возможным, на основании ст. 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ч. 2 ст. 333.22. Налогового кодекса Российской Федерации, уменьшить размер подлежащей взысканию с него в доход федерального бюджета РФ госпошлины до 100 руб.

Руководствуясь ст.ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении иска отказать;

взыскать с территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Балаганскому лесничеству в доход федерального бюджета РФ государственную пошлину в сумме 100 руб.

Судья - С.Н.Антонова