АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-31068/2019 05.10.2020
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 29.09.2020 года.
Решение в полном объеме изготовлено 05.10.2020 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Кшановской Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Слимаковой О.Е., рассмотрев в судебном заседании дело по иску ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ И УСТАНОВЛЕНИЯ ПЕНСИЙ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ № 1 (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664007, <...>)
к МУНИЦИПАЛЬНОМУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОСЕЛКА МОЛОДЕЖНЫЙ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664038, Иркутская область, Иркутский район,
п. Молодежный, д. 9)
о взыскании 832, 08 руб.,
лица, участвующие в деле – не явились, извещены.
установил:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЕРДЛОВСКОМ РАЙОНЕ Г. ИРКУТСКА обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к МУНИЦИПАЛЬНОМУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОСЕЛКА МОЛОДЕЖНЫЙ» о взыскании ущерба в сумме 832, 08 руб., образовавшегося по причине несвоевременного представления работодателем сведений о работе работника, являющегося пенсионерам.
Определением суда от 16.06.2020 произведена замена истца по делу – ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЕРДЛОВСКОМ РАЙОНЕ Г. ИРКУТСКА на правопреемника - ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ И УСТАНОВЛЕНИЯ ПЕНСИЙ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ № 1 (ОГРН 1023801428738, ИНН 3810031323, адрес: 664007, г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, д. 88).
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания; ранее представил отзыв, в котором оспорил иск по доводам указанным в нем и дополнения к отзыву, в которых указал, что ФИО1- пенсионер по инвалидности, в связи с чем на него не распространяются требования о предоставлении сведений в качестве работающего пенсионера.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Управлением ПФР в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» была назначена по соответствующим заявлениям и выплачивалась страховая пенсия ФИО1.
Истец пояснил, что с 01.01.2019 по 31.01.2019 ФИО1 была произведена индексация размера страховой пенсии в соответствии со ст. 26.1 ФЗ от 28.12.2013 № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» на основании представленных работодателем недостоверных индивидуальных сведений за октябрь 2018 года.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОСЕЛКА МОЛОДЕЖНЫЙ» в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
С 01.01.2019 по 31.01.2019 страховая пенсия ФИО1 с учетом индексации была увеличена.
В результате проверки правильности выплаты страховых пенсий Управления ПФР установлено, что МОУ ИРМО «СОШ п.Молодежный» были несвоевременно
представлены сведения о работающих застрахованных лицах за октябрь 2018 года, что повлекло переплату страховой пенсии.
По факту нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования УПФР составлен акт № 048S18190005215 от 25.03.2019, которым выявлено нарушение страхователем требований п. 2.2. ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
По результатам рассмотрения акта уполномоченным должностным лицом УПФР принято решение № 048S19190006836 от 25.04.2019 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Так как индивидуальные сведения по форме СЗВ-М представляются только о работающих лицах и такие сведения за октябрь 2018 года ответчиком в установленный срок – не позднее 15.11.2018 представлены не были, в соответствии с положениями ст. 26.1 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» УПФР вынесено решение л выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), и эти суммы выплачены пенсионеру, как не осуществляющему работу и (или) иную деятельность.
Сумма ущерба причиненного УПФР, выплаченная ФИО1 с 01.01.2019 по 31.01.2019, составила 832, 08 руб.
УПФР в адрес ответчика было направлено уведомление от 05.03.2019 с предложением добровольно погасить переплату страховой пенсии, возникшую по вине страхователя.
В соответствии с ч. 12 ст. 21 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких- либо ограничений, в том числе при признании этого гражданина банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ, ст. 7 Закона № 385-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с Законом № 400-ФЗ, без учета индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с ч. 10 ст. 18 Закона № 400-ФЗ, имеющей место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 г № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
С 01.04.2016 внесены изменения в Закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ в части введения упрощенной формы отчетности страхователей о работающих у них застрахованных лицах. Ежемесячно не позднее 10-го (а начиная с 01.01.2017 - не позднее 15-го) числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, страхователь согласно п. 2.2. ст. 11 Закона № 27-ФЗ обязан представлять сведения о своих работниках по форме СЗВ-М (утверждена Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах»), в том числе о гражданах, принятых на работу либо уволенных с нее в отчетном месяце.
Согласно ч. 4 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, производится без заявления пенсионера, прекратившего работать, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Данные формы отчетности СЗВ-М являются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, на основании которых орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ежемесячно уточняет факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы.
В силу ч. 3 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ, ст. 7 Закона № 385-ФЗ пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с Законом № 400-ФЗ, с учетом индексации размера фиксированной выплаты
к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имевшей место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
В соответствии с ч. 6 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ решение о выплате сумм пенсии, определенных в порядке, предусмотренном частями 1-3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ.
Согласно ч. 7 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, определенные в порядке, предусмотренном частями 1-3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное ч. 6 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 8 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ. в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.
Согласно ч. 10 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок сведений либо представлением неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Истец утверждает, что несвоевременное представление ответчиком сведений по форме СЗВ-М за октябрь 2018 года о работающего у него пенсионера повлекло за собой выплату истцом излишних сумм страховой пенсии согласно представленному расчету.
Ответчик оспорил исковые требования, указал, что ФИО1 не является пенсионером по старости, он пенсионер по инвалидности, что подтверждается представленной в материалы дела справкой серия МСЭ-2012 № 3400817.
Кроме того, УПФР только в мае 2020 года затребовало у ответчика документы для назначения пенсии по старосте Ракшаеву Д.Д., что подтверждается письмом УПФ РФ в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) от 05.2020 № АТ-10 (л.д. 83).
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167- ФЗ) средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
Согласно ст. 18 Закона № 167-ФЗ средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение, в связи с чем бюджетные средства, израсходованные не по целевому назначению, должны быть возвращены в бюджет названного Фонда.
Вина пенсионеров-работников ответчика в перерасходе истцом средств бюджета Фонда отсутствует, поскольку они не могли знать о том, что работодатель несвоевременно представил о них сведения по форме СЗВ-М.
Законом № 400-ФЗ не предусмотрена обязанность пенсионера извещать управление о продолжении работы у конкретного работодателя. Кроме того, решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки) выносится управлением без заявления пенсионера, прекратившего работать.
В силу ч. 10 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ излишне выплаченные суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) из пенсии гражданина в таком случае не удерживаются.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных ч. 5 ст. 26 Закона № 400-ФЗ, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 28 Закона № 400-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем
размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Возмещение вреда допускается при доказанности факта причинения вреда и его размера (наличие вреда), противоправности действий (бездействия), наличии причинной связи между противоправными действиями (бездействием) и наступившими последствиями и вины причинителя вреда, при этом в отсутствие хотя бы одного из указанных условий обязанность лица возместить причиненный вред не возникает (ст. 15. ГК РФ).
На основании изложенного суд приходит к выводу, что поскольку пенсия по инвалидности индексируется не зависимо работает инвалид или нет, оснований для возврата переплаты страховой пенсии не имеется.
Истец не оспорил доводы ответчика, доказательства в опровержение не представил.
Суд приходит к выводу об отсутствии вины ответчика.
Надлежащих доказательств, опровергающих данные обстоятельства, истцом суду не представлено (ст. 9, 65 АПК РФ).
Истец не платил государственную пошлину при подаче настоящего иска, поскольку в силу ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины. Соответственно, государственная пошлина взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в иске отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Е.А. Кшановская