АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело № А19-13300/2015
29.09.2015г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 29.09.2015 года.
Решение в полном объеме изготовлено 29.09.2015 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Дмитриенко Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Паженцевым О.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Межрегионального Управления государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия и Иркутской области (место нахождения: 664047, Иркутская обл., Иркутск г., Партизанская ул., 79; 670034, Республика Бурятия, Улан-Удэ г., Гагарина ул., 17)
к индивидуальному предпринимателю Захарченко Сергею Викторовичу (ОГРНИП 313385004400174, ИНН 382005379106; место жительства: Иркутская обл., Свирск г.)
о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от административного органа – Распутина Ю.М. (представитель по доверенности, паспорт), Шантанова К.К. (представитель по доверенности, удостоверение);
от лицензиата – не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
Межрегиональное Управление государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия и Иркутской области (далее – Управление, административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Захарченко Сергея Викторовича (далее – предприниматель, лицензиат) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В судебном заседании представители административного органа поддержали требование о привлечении предпринимателя Захарченко С.В. к административной ответственности по основаниям, изложенным в заявлении.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в судебное заседание не явилось, явку представителя не обеспечило, направив в арбитражный суд ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В судебном заседании 22.09.2015г. в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 14 часов 30 минут 29.09.2015г.
После перерыва судебное разбирательство продолжено в том же составе суда. Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся доказательствам, исследовав которые, суд установил следующее.
Захарченко Сергей Викторович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 313385004400174 и имеет лицензию от 29.04.2013г. № АСС -38- 4480 на право осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд индивидуального предпринимателя).
В связи с поступившим сообщением ГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области от 08.08.2015г. о дорожно-транспортном происшествии, на основании распоряжения временно исполняющего обязанности заместителя начальника Межрегионального Управления государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия и Иркутской области от 10.08.2015г. № 1429 должностными лицами надзорного органа в период с 12.08.2015г. по 13.08.2015г. проведена внеплановая выездная проверка соблюдения предпринимателем Захарченко С.В. обязательных требований законодательства, регламентирующих деятельность автотранспортного комплекса.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пункта 6 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014г. № 7 (зарегистрировано в Минюсте России 05.06.2014г. № 32585), предприниматель Захарченко С.В. не организовал в пятидневный срок проведение служебного расследования по факту дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 08.08.2015г. с участием автобуса ФИАТ ДУКАТО государственный регистрационный знак Т 491 ХМ 38, повлекшего две человеческие жертвы и причинение вреда жизни и здоровью пятнадцати граждан; в нарушение требований пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пункта 15 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014г. № 7 (зарегистрировано в Минюсте России 05.06.2014г. № 32585), пункта 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004г. № 15 (зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2004г. № 6094), предпринимателем Захарченко С.В. не обеспечен фактический учет рабочего времени водительского состава, данные путевых листов не соответствуют данным табеля учета рабочего времени (по путевому листу № 1827 09.08.2015г. водитель Головатюк В.П. выехал на линию в 05 часов 30 минут (перерыв на отдых с 08 часов 30 минут до 10 часов 00 минут), фактическое время возвращения в гараж не указано, а в табеле указано 8 часов; по путевому листу № 1843 10.08.2015г. водитель Меновщиков А.В. выехал на линию в 11 часов 30 минут (перерыв на обед 1 час 30 минут), фактическое время возвращения в гараж не указано, а в табеле зафиксировано 8 часов), не соблюдаются требования о продолжительности междусменного отдыха водителей (по путевому листу № 1831 09.08.2015г. водитель Ткачук С.И. возвратился в гараж в 22 часа 50 минут, а 10.08.2015г. по путевому листу № 1839 выехал на линию в 06 часов 00 минут, междусменный отдых составил 7 часов 10 минут); в нарушение требований пункта 29 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014г. № 7 (зарегистрировано в Минюсте России 05.06.2014г. № 32585), пунктов 5, 8, 16 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008г. № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» предпринимателем Захарченко С.В. не обеспечено соблюдение установленного порядка ведения путевой документации (в путевых листах не фиксируется место проведения предрейсового технического осмотра, в сведениях о собственнике транспортного средства вместо почтового адреса предпринимателя указан адрес стоянки, не указаны фамилия, имя и отчество медицинского работника, проводившего предрейсовый медицинский осмотр, не ставятся штампы «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен», «прошел послерейсовый медицинский осмотр»); в нарушение требований пункта 62 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014г. № 7 (зарегистрировано в Минюсте России 05.06.2014г. № 32585), пункта 3 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009г. № 112, предприниматель Захарченко С.В. не организовал контроль соблюдения расписания; в нарушение требований пункта 43 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009г. № 112, билет на проезд пассажиров по междугороднему маршруту регулярных перевозок не содержит обязательных реквизитов (серия билета, вид транспортного средства, дата прибытия, место).
По факту выявленных нарушений уполномоченным должностным лицом Управления в отношении предпринимателя Захарченко С.В. составлен протокол от 13.08.2015г. серии АП № 002029/601 об административном правонарушении, которым действия (бездействие_ лица, привлекаемого к административной ответственности, квалифицированы по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании абзаца 3 части 3 статьи 23.1 и статьи 28.8 КоАП РФ указанный протокол и другие материалы дела об административном правонарушении направлены административным органом с заявлением от 14.08.2015г. № 05/16-26-1244/15 в Арбитражный суд Иркутской области для решения вопроса о привлечении предпринимателя к административной ответственности.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что лицензируемым является вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности; лицензионные требования – совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В силу пункта 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), относится к лицензируемым видам деятельности.
Лицензионные требования при осуществлении перевозок пассажиров предусмотрены пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012г. № 280 (далее – Положение о лицензировании).
Подпунктами «з», «и» пункта 4 Положения о лицензировании к числу лицензионных требований при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров законодателем отнесено: соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»; соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств.
Пунктом 1 названной статьи предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать в соответствии с требованиями данного Федерального закона, Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Пунктом 6 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014г. № 7 (зарегистрировано в Минюсте России 05.06.2014г. № 32585), установлено, что в случае ДТП с участием транспортных средств, принадлежащих субъекту транспортной деятельности, субъект транспортной деятельности проводит анализ причин и условий, способствовавших возникновению ДТП, результаты которого оформляются документально и хранятся не менее трех лет.
При осуществлении указанного анализа устанавливаются:
1) в отношении работника субъекта транспортной деятельности, управлявшего транспортным средством (далее - водитель): фамилия, имя, отчество (при наличии), общий стаж вождения данной категории транспортного средства, стаж работы у субъекта транспортной деятельности, стаж работы на данном транспортном средстве, а также по возможности те же сведения о других водителях - участниках ДТП; прохождение водителем медицинского освидетельствования на состояние опьянения. В отношении водителя, находившегося во время ДТП в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, - обстоятельства, при которых он оказался за рулем в состоянии опьянения; соблюдение водителем в предшествовавший ДТП период режима труда и отдыха; соблюдение водителем законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и настоящих Правил; наличие у водителя административных правонарушений в области дорожного движения и трудовой дисциплины в течение года, предшествовавшего данному происшествию, наличие взысканий у данного водителя в течение года; организация повышения квалификации и профессионального мастерства водителя, соблюдение условий стажировки водителя;
2) в отношении транспортного средства: модель транспортного средства; государственный регистрационный знак (для городского наземного электрического транспорта - бортовой номер), расположение рулевого управления на транспортном средстве; наличие неисправностей транспортного средства в момент ДТП; наличие диагностической карты, подтверждающей прохождение технического осмотра транспортного средства; организация технического обслуживания и ремонта транспортного средства, включая: периодичность технического обслуживания транспортного средства и сроки проведения последнего технического обслуживания транспортного средства, а также лицо, ответственное за его проведение; соблюдение межсервисного пробега; наличие и перечень неисправностей, обнаруженных при техническом обслуживании транспортного средства; наличие письменных обращений водителя к субъекту транспортной деятельности о выявленных в процессе эксплуатации транспортного средства неисправностях;
3) в отношении должностных лиц субъекта транспортной деятельности: фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществлявшего предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства, соответствие указанного лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение условий и порядка проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства; фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществлявшего инструктаж водителей (в предусмотренных настоящими Правилами случаях), соответствие указанного лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение требований к проведению инструктажа в соответствии с настоящими Правилами; фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществлявшего предрейсовый медицинский осмотр, соответствие указанного лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение условий и порядка проведения предрейсового медицинского осмотра; соблюдение положений законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и настоящих Правил; меры, принятые субъектом транспортной деятельности к водителям, имеющим административные правонарушения в области дорожного движения.
Из материалов дела следует, что вопреки указанным требованиям предприниматель Захарченко С.В. не организовал в пятидневный срок проведение служебного расследования по факту дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 08.08.2015г. с участием автобуса ФИАТ ДУКАТО государственный регистрационный знак Т 491 ХМ 38, повлекшего две человеческие жертвы и причинение вреда жизни и здоровью пятнадцати граждан.
Пунктом 15 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом установлено, что субъект транспортной деятельности обеспечивает контроль соблюдения установленного законодательством Российской Федерации режима рабочего времени и времени отдыха водителей.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее - водители), регламентированы Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004г. № 15 (зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2004г. № 6094).
В соответствии с пунктом 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей графики работы (сменности) при выполнении регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении составляются работодателем для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени. Графиками работы (сменности) устанавливаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха. Графики работы (сменности) утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников и доводятся до сведения водителей.
Пунктом 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей установлено, что рабочее время водителя состоит из следующих периодов: а) время управления автомобилем; б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах; в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены; г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно; д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей; е) время простоев не по вине водителя; ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи; з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем; и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей; к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Время управления автомобилем (подпункт «а» пункта 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17, 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов (пункт 16 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей).
Согласно пункту 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
Проведенной Управлением проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований предпринимателем Захарченко С.В. не обеспечен фактический учет рабочего времени водительского состава, данные путевых листов не соответствуют данным табеля учета рабочего времени (по путевому листу № 1827 09.08.2015г. водитель Головатюк В.П. выехал на линию в 05 часов 30 минут (перерыв на отдых с 08 часов 30 минут до 10 часов 00 минут), фактическое время возвращения в гараж не указано, а в табеле указано 8 часов; по путевому листу № 1843 10.08.2015г. водитель Меновщиков А.В. выехал на линию в 11 часов 30 минут (перерыв на обед 1 час 30 минут), фактическое время возвращения в гараж не указано, а в табеле зафиксировано 8 часов), не соблюдаются требования о продолжительности междусменного отдыха водителей (по путевому листу № 1831 09.08.2015г. водитель Ткачук С.И. возвратился в гараж в 22 часа 50 минут, а 10.08.2015г. по путевому листу № 1839 выехал на линию в 06 часов 00 минут, междусменный отдых составил 7 часов 10 минут).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008г. № 152 утверждены Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов.
На основании пункта 3 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов путевой лист должен содержать: 1) наименование и номер путевого листа; 2) сведения о сроке действия путевого листа; 3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; 4) сведения о транспортном средстве; 5) сведения о водителе.
В силу пункта 5 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают: 1) для юридического лица - наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона; 2) для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона.
Согласно пункту 7 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов сведения о водителе включают: 1) фамилию, имя, отчество водителя; 2) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.
В соответствии с пунктом 16 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.
Пунктом 8 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов также предусмотрено, что на путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.
В частности, пунктом 29 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом предусмотрено, что сведения о проведенном контроле технического состояния транспортного средства и месте его проведения фиксируются в путевых листах.
Однако в нарушение данных требований предпринимателем Захарченко С.В. не обеспечено соблюдение установленного порядка ведения путевой документации (в путевых листах не фиксируется место проведения предрейсового технического осмотра, в сведениях о собственнике транспортного средства вместо почтового адреса предпринимателя указан адрес стоянки, не указаны фамилия, имя и отчество медицинского работника, проводившего предрейсовый медицинский осмотр, не ставятся штампы «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен», «прошел послерейсовый медицинский осмотр»).
На основании пункта 3 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009г. № 112, Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям.
В силу требований пункта 62 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом субъект транспортной деятельности, осуществляющий регулярные перевозки пассажиров, обязан: 1) обеспечить каждого водителя следующими документами: путевым листом; расписанием (графиком) движения по маршруту регулярных перевозок; схемой маршрута с указанием опасных участков; 2) осуществлять при выполнении перевозок контроль соблюдения расписания (графика) движения и норм предельной вместимости транспортных средств, соответствия пути движения транспортных средств установленным маршрутам регулярных перевозок.
Вместе с тем, в ходе проведенной проверки Управлением установлено, что предприниматель Захарченко С.В. не организовал контроль соблюдения расписания.
В соответствии с пунктом 43 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом билет должен содержать обязательные реквизиты. Формы и обязательные реквизиты билетов представлены в приложении № 1.
Вопреки данным требованиям представленные в материалы дела билеты на проезд пассажиров по междугороднему маршруту регулярных перевозок не содержат обязательных реквизитов (серия билета, вид транспортного средства, дата прибытия, место).
В силу положений статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами.
В рассматриваемом случае имеющимися материалами дела, в том числе лицензией от 29.04.2013г. № АСС -38- 4480 на право осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд индивидуального предпринимателя), актом от 13.08.2015г. № 1234 внеплановой выездной проверки и приложениями к нему, табелем учета рабочего времени, справкой о количестве транспортных средств, используемых для лицензируемой деятельности на день проверки, копиями путевых листов, копиями билетов, протоколом от 13.08.2015г. серии АП № 002029 об административном правонарушении в полной мере подтверждается и Захарченко С.В. по существу не оспаривается факт осуществления лицом, привлекаемым к административной ответственности, предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Вместе с тем, арбитражный суд не может согласиться с квалификацией вмененного предпринимателю Захарченко С.В. правонарушения по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией).
В примечании к статье 14.1 КоАП РФ указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 5 Положения о лицензировании под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «а», «г» - «и» пункта 4 настоящего Положения, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В силу части 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
В рассматриваемом случае административным органом не установлено и не доказано, что причиной произошедшего 08.08.2015г. дорожно-транспортного происшествия при осуществлении перевозки пассажиров автобусом ФИАТ ДУКАТО (государственный регистрационный знак Т 491 ХМ 38) под управлением водителя Волкова Д.О., повлекшего две человеческие жертвы и причинение вреда жизни и здоровью пятнадцати граждан, послужили именно вмененные предпринимателю Захарченко С.В. нарушения требований подпунктов «з», «и» пункта 4 Положения о лицензировании (в частности, несоблюдение положений пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пунктов 6, 15, 29, 62 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, пункта 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, пунктов 5, 8, 16 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008г. № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», пунктов 3, 43 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом).
Доказательств нарушения предпринимателем указанных требований законодательства повторно в течение года в материалах дела также не имеется. При этом в заявлении Управления прямо указано, что ранее предприниматель Захарченко С.В. к административной ответственности не привлекался.
При таких обстоятельствах правовые основания для квалификации допущенных предпринимателем Захарченко С.В. нарушений лицензионных требований в качестве грубых и, как следствие, для привлечения к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ отсутствуют.
Вместе с тем, нарушение предпринимателем Захарченко С.В. требований подпунктов «з», «и» пункта 4 Положения о лицензировании, пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пунктов 6, 15, 29, 62 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, пункта 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, пунктов 5, 8, 16 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008г. № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», пунктов 3, 43 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом образует объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.
Поскольку факт нарушения предпринимателем Захарченко С.В. лицензионных требований и условий установлен судом и подтверждается материалами дела, принимая во внимание, что части 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ имеют единый родовой объект посягательства (общественные отношения в сфере лицензирования), размер санкции, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, не превышает размер санкции, установленный частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, арбитражный суд считает возможным переквалифицировать совершенное предпринимателем деяние с части 4 на часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Особенность вины индивидуальных предпринимателей характеризуется КоАП РФ иными критериями, чем вина юридических лиц. Вина индивидуального предпринимателя как физического лица в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана в соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ.
В силу положений частей 1 и 2 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
В части доводов предпринимателя суд отмечает, что принятие мер по устранению нарушений после проведения проверки, с учетом формального состава вменяемого правонарушения, не является обстоятельством, исключающим привлечение лица к административной ответственности, поскольку рассматриваемое правонарушение считается оконченным с момента обнаружения нарушений требований законодательства административным органом.
Данных, свидетельствующих о наличии объективных препятствий для устранения нарушений в период, предшествовавший проведению проверки, предпринимателем в материалы дела не представлено.
В рассматриваемом случае при наличии возможности для соблюдения требований законодательства о лицензировании и отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств предприниматель не предпринял все зависящие от него меры для предотвращения правонарушения.
Занимаясь предпринимательской деятельностью, связанной с перевозкой пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, Захарченко С.В. обязан знать нормативное регулирование такой деятельности и предвидеть возможность наступления вредных последствий в случае неисполнение предусмотренных законом требований, однако без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий, что свидетельствует о наличии в его действиях (бездействии) субъективной стороны рассматриваемого правонарушения – вины в форме неосторожности.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), а также обстоятельств, вызывающих неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, арбитражным судом не установлено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что у заявителя имелись основания для возбуждения дела об административном правонарушении, а также имеются основания для привлечения предпринимателя Захарченко С.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, характеризующегося всеми необходимыми юридическими признаками (противоправность, виновность, наказуемость) и включающего в состав все предусмотренные нормой права элементы (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом не установлено.
Права лица, привлекаемого к административной ответственности, на участие при составлении протокола об административном правонарушении, а также иные права, предоставляемые КоАП РФ лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, заявителем обеспечены и соблюдены.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за вменяемое предпринимателю противоправное деяние на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не истек.
Имеющиеся в материалах дела документы, по убеждению суда, не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания рассматриваемого противоправного деяния малозначительным, поскольку обстоятельства совершения административного правонарушения не имеют свойства исключительности (абзац 3 пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10).
В силу части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, арбитражный суд признает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ для должностных лиц предусмотрено административное наказание в виде предупреждения или наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Статьей 3.4 КоАП РФ установлено, что предупреждение является мерой административного наказания, выраженной в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме (часть 1). Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2).
Согласно пункту 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации использование транспортных средств относится к деятельности, создающей повышенную опасность для окружающих, и, следовательно, предполагает законодательное установление специальных условий, соблюдение которых позволяет заниматься такой деятельностью, и повышенной ответственности осуществляющих ее субъектов.
В пункте 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13.07.2010г. № 16-П указано, что реализация права на осуществление предпринимательской деятельности в сфере транспортного обслуживания населения, как связанного с использованием транспортных средств, являющихся источником повышенной опасности, обусловливает необходимость принятия особых мер обеспечения безопасности пассажиров и других участников дорожного движения и введения обоснованных требований, в том числе ограничительного характера.
Обязанность соблюдать требования по обеспечению безопасности дорожного движения при эксплуатации транспортных средств и при осуществлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, закреплена законодателем в связи с возможной угрозой жизни и здоровью граждан, участвующих в дорожном движении.
Учитывая характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, арбитражный суд не находит правовых оснований для применения к предпринимателю такой меры административного наказания как предупреждение, поскольку допущенное правонарушение сопряжено с угрозой охраняемым общественным отношениям в сфере безопасности пассажирских перевозок.
На основании части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом целей и принципов административного наказания, принимая во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих привлечение предпринимателя к административной ответственности за аналогичные правонарушения, а также иных обстоятельств, отягчающих ответственность, суд считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Привлечь индивидуального предпринимателя Захарченко Сергея Викторовича (ОГРНИП 313385004400174, ИНН 382005379106; дата и место рождения: 17.07.1971г., гор. Свирск Иркутской области; место регистрации: Иркутская обл., г. Свирск, ул. Ленина, 1, 70) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Сумма административного штрафа подлежит перечислению по следующим реквизитам: УФК по Иркутской области (Межрегиональное УГАДН по Республике Бурятия и Иркутской области, л/с 04341А75060) р/сч 40101810900000010001 БИК 042520001 ГРКЦ Отделение по Иркутской области СГУ Центробанка РФ ИНН 0326507692 КПП 032601001 ОКТМО 25701000 КБК 10611690020026000140 УИН 21534430000000020297.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия и по истечении этого срока вступает в законную силу.
Судья Е.В. Дмитриенко