АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99.
Дополнительное здание суда:
ул. Дзержинского, д. 36А, 664011, Иркутск; тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761.
Е-mail: http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело №А19-12068/2015
«29» сентября 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 29 сентября 2015 года.
Решение в полном объеме изготовлено 29 сентября 2015 года.
Судья Арбитражного суда Иркутской области Ананьина Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Маркатюк Е.И., после перерыва секретарем судебного заседания Семеновой А.Я.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению прокурора г. Ангарска
к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «НП «НАФТА» (ОГРН 1133801000816, ИНН 3801123360)
о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Шленская Г.А. – удостоверение;
от общества: Спиридонова О.Н. – представитель по доверенности, Обыденнова И.К. – представитель по доверенности;
установил:
Прокурор г. Ангарска обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «НП «НАФТА» к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Прокурор заявленные требования поддержал по основаниям указанным в заявлении, указал на наличие в действиях ООО «НП «НАФТА» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Представители общества в судебном заседании заявленные требования не признали, сославшись на то, что акт отбора проб является недопустимым доказательством по делу, поскольку составлен с нарушением требований ст.ст.26.5, 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании 22.09.2015г., в порядке ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв до 12 час. 00 мин. 29.09.2015г.
После перерыва судебное заседание продолжено, представители общества вину признали, указали на принятие мер по устранению выявленного нарушения, что просили учесть при назначении административного наказания.
Дело рассмотрено в порядке главы 25 АПК РФ.
Судом установлены следующие обстоятельства.
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «НП «НАФТА» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1133801000816, ИНН 3801123360
Из материалов дела следует, что в период с 06.07.2015 по 14.07.2015 прокуратурой г. Ангарска с привлечением специалистов - сотрудников отдела (инспекции) государственного надзора по Иркутской области Сибирского межрегионального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - СМТУ Росстандарта), ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Иркутской области» по заданию прокуратуры области проведена проверка исполнения Обществом с ограниченной ответственностью «НП «НАФТА» законодательства в сфере производства, хранения и реализации моторного топлива по месту фактического осуществления деятельности.
В ходе проверки деятельности общества установлено, что изготовителем ООО «НП «НАФТА» на блоке первичной переработки сырья, расположенным по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, Первый промышленный массив, квартал 17 строение 1, производятся работы по переработке сырья с целью изготовления из него, в частности топлива маловязкого судового в соответствии с договором от 09.06.2014 № 272-П/14, заключенного с ООО «ПКП МОБОЙЛ».
Согласно акту отбора образцов от 06.07.2015 для проверки на соответствие обязательным требованиям Технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 08.10.2011 № 826, в соответствии с требованиями ГОСТ 2517-2012 «Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб», госинспектором отдела (инспекции) государственного надзора по Иркутской области СМТУ Росстандарта отобраны на стадии реализации, хранения продукции образцы топлива маломерного судового, резервуар № Р-5/3, высота налива 109.3 см, дата изготовления 17.04.2015, паспорт изготовителя от 26.06.2015 № 91, изготовитель ООО «НП «НАФТА», декларация о соответствии ТС№RU Д-RU.АЮ68В.00838 от 22.07.2014, действительно по 21.07.2017г.
Согласно указанному акту отобранные образцы топлива маломерного судового упакованы в чистые сухие бутылки из темного стекла вместимостью 1 дм3, 2 бутылки, взятые пробы, направлены в аккредитованный испытательный центр ФБУ "Иркутский ЦСМ", для проведения испытаний (направление на проведение испытаний от 06.07.2015).
По результатам экспертизы экспертом испытательного центра ФБУ «Иркутский ЦСМ» составлен протокол испытаний от 09.07.2015 № Н0535, согласно которому отобранный образец - топливо судовое маловязкое не соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 08.10.2011 № 826 (ТР ТС № 013/2011), по показателю «температура вспышки в закрытом тигле» фактически «42 град С», вместо «не ниже 61 град С».
По факту нарушения обществом требований ТР ТС № 013/2011 должностным лицом отдела государственного надзора по Иркутской области СМТУ Росстандарта составлено заключение от 10.07.2015 № 06-10/202.
По результатам проведенной проверки, на основании поступивших документов, старшим помощником прокурора г. Ангарска 14.07.2015 составлен акт проверки исполнения законодательства ООО «НП «НАФТА», в котором отражены выявленные в ходе проверки нарушения обществом п. 4.12 ст. 4 Технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 08.10.2011 № 826 (приложение № 7).
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения прокурором г. Ангарска 17.07.2015г. постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1 ст.14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «НП «НАФТА».
В соответствии с п.3 ст.23.1 КоАП РФ прокурор обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении ООО «НП «НАФТА» к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.
Примечанием к указанной норме установлено, что под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ образуют действия (бездействие) изготовителя, исполнителя, продавца, выражающиеся в несоблюдении (нарушении) конкретных требований технических регламентов или действующих до принятия технических регламентов требований к конкретной продукции, а также требований, связанных с процессом производства, хранения, транспортирования, реализации, установленных, соответственно, для изготовителя, продавца.
Субъектом рассматриваемого правонарушения являются изготовитель, исполнитель, продавец; объективная сторона вменяемого правонарушения заключается в нарушении обязательных требований к продукции и процессам ее реализации. Объектом административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения, обеспечивающие проведение государственного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности.
Как следует из статьи 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее – Закон о техническом регулировании), технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или Указом Президента Российской Федерации, или Постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
В силу части 1 статьи 6 Закона о техническом регулировании технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Принятие технических регламентов в иных целях не допускается (часть 2 статьи 6 Закона о техническом регулировании).
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011г. №826 утвержден Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (далее - ТР ТС № 013/2011), которым установлены обязательные для применения и исполнения требования к выпускаемым автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту (далее - топливо), выпускаемым в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза.
Согласно ст.2 Технического регламента судовое топливо - жидкое топливо, используемое в судовых силовых энергетических установках.
В соответствии с п.4.12 ст.4 Технического регламента судовое топливо должно соответствовать требованиям, определенным приложением №7 Технического регламента Таможенного союза.
Приложением №7 ТР ТС № 013/2011 установлено, что судовое топливо должно соответствовать требованиям, в том числе по показателям: температура вспышки в закрытом тигле не ниже 61 град С.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой г. Ангарска в ходе проверки установлено несоблюдение ООО «НП «НАФТА» п.4.12 ст.4 ТР ТС № 013/2011, а именно установлено, что топливо судовое маловязкое, изготовленное ООО «НП «НАФТА» по ТУ 025-014-77630645-2013, не соответствует по показателю «температура вспышки в закрытом тигле» фактически «42 град С», вместо «не ниже 61 град С».
Выявленный факт нарушения ООО «НП «НАФТА» требований п.4.12 ст.4 ТР ТС № 013/2011 достоверно подтверждается материалами проверки, в т.ч. актом отбора образцов от 06.07.2015, протоколом испытаний от 09.07.2015 № Н0535, актом проверки исполнения законодательства ООО «НП «НАФТА» от 14.07.2015, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 17.07.2015г., объяснениями директора ООО «НП «НАФТА» от 10.07.2015, паспортом качества № 91 26.06.2015 № 91 на топливо маловязкое судовое ТУ 025-014-77630645-2013, декларацией о соответствии ТС№RU Д-RU.АЮ68В.00838 от 22.07.2014 топлива маловязкого судового ТУ 025-014-77630645-2013 и ТР ТС № 013/2011 (действительно по 21.07.2017г.), Техническими Условиями 025-014-77630645-2013 на ТМС, другими материалами проверки.
Довод ООО «НП «НАФТА» о том, что обществом изготавливалось топливо для судовых газотурбинных установок (средний дистиллят), а не топливо маловязкое судовое, и на момент проверки в резервуаре, из которого отбиралась проба, находилась продукция соответствующая ТУ 0251-011-10747409-2015, суд находит несостоятельным и опровергающийся материалами проверки, в частности договором переработки от 09.06.2014 № 272-П/14 (предмет - переработка сырья с целью изготовления, в том числе топлива маловязкого судового ТМС), паспортом качества № 91 26.06.2015 № 91 на топливо маловязкое судовое ТУ 025-014-77630645-2013, представленного обществом при проведении проверки и отраженного в акте отбора образцов от 06.07.2015 (подписанного директором), актом приемки нефтепродуктов, в т.ч. топлива маловязкого судового на хранение от 01.07.2015 № 3, подписанного между ООО «НП «НАФТА» и ООО «Петро-Терминал», объяснениями генерального директора ООО «НП «НАФТА» Кочетковой Р.П., директора ООО «Петро-Терминал», транспортными накладными, согласно которым поставляется топливо маловязкое судовое, справкой, подписанной директором Кочетковой Р.П., что на момент проверки 06.07.2015 в реализации находилось топливо маловязкое судовое и другими материалами.
Доказательств того, что обществом изготавливалось топливо для судовых газотурбинных установок (средний дистиллят) в соответствии с ТУ 0251-011-10747409-2015 и на момент проверки 06.07.2015 в реализации находилась указанная продукция, ООО «НП «НАФТА» суду не представлено.
Также суд находит несостоятельным довод общества о том, что акт отбора проб является недопустимым доказательством по делу, поскольку составлен с нарушением требований ст.ст.26.5, 27.10 КоАП РФ.
Из буквального толкования данных норм следует, что требования, установленные ст.26.5, ст.27.10 КоАП РФ распространяются на случаи взятия проб и образцов, изъятия вещей и документов в рамках производства по делу об административном правонарушении.
В рассматриваемом случае отбор проб топлива осуществлялся в рамках прокурорского надзора за соблюдением и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», а не в рамках производства по делу об административном правонарушении.
Таким образом, подлежат отклонению доводы общества о нарушении административным органом при отборе проб положений КоАП РФ, поскольку отбор проб производился до возбуждения дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
Судом установлено, что акт отбора образцов от 06.07.2015 составлен в полном соответствии с требованиями ГОСТ 2517-2012 «Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб». По результатам прокурорского надзора за соблюдением и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, с учетом результатов испытаний (протокол испытаний от 09.07.2015) 14.07.2015 был составлен акт проверки исполнения законодательства ООО «НП «НАФТА», в котором отражены выявленные нарушения п. 4.12 ст. 4 ТР ТС № 013/2011 с указанием на акт отбора образцов от 06.07.2015 и протокол испытаний от 09.07.2015 № Н0535, послужившие основанием для вынесения прокурором г. Ангарска 17.07.2015г. постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1 ст.14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «НП «НАФТА».
Суд находит, что представленные прокурором доказательства (акт отбора образцов от 06.07.2015, протокол испытаний от 09.07.2015) являются надлежащими и подтверждают несоответствие образцов реализуемого обществом топлива маловязкого судового требованиям Технического регламента ТР ТС № 013/2011, и с учетом других материалов проверки позволяет суду сделать вывод о том, что в действиях общества имеется событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП Российской Федерации.
Согласно ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с п.16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при привлечении к административной ответственности за административное правонарушение в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч.1 или ч.2 ст.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, учитывая, что на обществе лежит обязанность по изготовлению и реализации продукции, соответствующей техническому регламенту, а также принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства обществом не представлено доказательств, опровергающих наличие указанных административным органом нарушений, суд приходит к выводу, о наличии в действиях ООО «НП НАФТА» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод общества о том, что им принимаются меры по устранению выявленного нарушения и в ТУ внесены соответствующие изменения, не принимается судом, поскольку указанное не исключает ответственность за совершенное административное правонарушение, однако может быть учтено судом при назначении наказания.
О применении ст. 2.9 КоАП РФ ООО «НП НАФТА» не заявлено, и учитывая, что обществом нарушены требования Технического регламента (устанавливающего требования к топливу в целях обеспечения защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно его назначения, безопасности и энергетической эффективности.), допущенное им нарушение, не может быть признано судом малозначительным.
Судом проверено соблюдение заявителем процедуры при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО «НП НАФТА» и нарушений не установлено. Положения ст. 28.2 КоАП РФ регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, соблюдены. Предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения заявления в суде не истек.
Согласно ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с данным Кодексом.
Ответственность за правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.14.43 КоАП РФ, уставлена в виде административного штрафа для юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Исходя из положений ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, учитывая отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, с учетом характера совершенного правонарушения, принимая во внимание цели и принципы административного наказания, суд считает возможным назначить ООО «НП НАФТА» административное наказание за совершенное им правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, в виде административного штрафа в минимальном размере в сумме 100 000 руб. 00 коп.
Руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Заявленные требования удовлетворить.
Привлечь ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «НП «НАФТА», расположенное по адресу: 665805, Иркутская область, г. Ангарск, Первый промышленный массив, кварта 17, строение1, зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1133801000816, ИНН 3801123360, к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 руб. 00 коп., с перечислением суммы штрафа по следующим реквизитам:
Получатель - ИНН 3808014899 КПП – 380801001 УФК по Иркутской области (прокуратура Иркутской области) р/с 40101810900000010001 Банк получателя: отделение Иркутск БИК 042520001 ОКТМО 257 01 000 КБК 415 1 16 9 00 40 04 6000 140.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья Г.В. Ананьина