НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Иркутской области от 29.05.2018 № А19-5168/2018

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Иркутск Дело №А19-5168/2018

01 июня 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 29.05.2018.

Решение в полном объеме изготовлено 01.06.2018.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козловой Е.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Акционерного общества «Восточно-Сибирское аэрогеодезическое предприятие» (ОГРН 1123850031227, ИНН 3808225106, адрес: 664011, г.Иркутск, ул.Нижняя Набережная, 14)

к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г.Иркутска (ОГРН 1103850018425, ИНН 3808214697, место нахождения: 664007, г.Иркутск, ул.Декабрьских событий, 88)

о признании незаконным решения от 14.02.2018 №048V12180000087 в части,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Падерина И.Л., представитель по доверенности; Донская О.Ю., представитель по доверенности;

от Управления Пенсионного фонда – Бондар Е.С., представитель по доверенности; Леонович М.И., представитель по доверенности,

установил:

Акционерное общество «Восточно-Сибирское аэрогеодезическое предприятие» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г.Иркутска (далее – Управление Пенсионного фонда, Учреждение, заинтересованное лицо) от 14.02.2018 №048V12180000087 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах незаконным в части привлечения к ответственности за неуплату сумм страховых взносов по дополнительному тарифу в виде штрафа в размере 15269 руб. 60 коп., начисления пени на страховую часть трудовой пенсии по дополнительному тарифу в размере 39449 руб. 99 коп. и недоимки на страховую часть трудовой пенсии по дополнительному тарифу в размере 201367 руб. 46 коп.

В судебном заседании представители Общества поддержали заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, уточнении к заявлению, указав на несостоятельность выводов Управления Пенсионного фонда о том, что выплаты и иные вознаграждения, произведенные в пользу работников Общества, занятых на полевых работах, следовало начислять по дополнительному тарифу с момента возникновения с такими работниками трудовых отношений, а не за периоды непосредственной занятости застрахованных лиц в работе с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

Представители Управления Пенсионного фонда заявленные требования не признали, привели доводы в соответствии с письменным отзывом на заявление и дополнениями к нему, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения, а также соблюдение установленного законом порядка привлечения к ответственности за совершение нарушения в сфере законодательства Российской Федерации о страховых взносах, просили оставить заявленные требования без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы и возражения представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующие обстоятельства.

Акционерное общество «Восточно-Сибирское аэрогеодезическое предприятие» 08.08.2012 зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1123850031227. Основными видами деятельности Общества согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц являются геодезическая и картографическая деятельность, дополнительными видами деятельности являются, в том числе, геолого-разведочные, геофизические и геохимические работы в области излучения недр.

В период с 07.09.2017 по 03.11.2017 должностными лицами Управления Пенсионного фонда проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) Обществом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, своевременности и правильности представления индивидуальных сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.

Итоги выездной проверки отражены Управлением Пенсионного фонда в акте от 29.12.2017 №30-01-47/295.

По результатам рассмотрения вышеуказанного акта заместителем начальника Управления Пенсионного фонда принято решение от 14.02.2018 №048V12180000087 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Основанием принятия данного решения послужили, в частности, выводы Управления Пенсионного фонда о нарушении плательщиком страховых взносов положений статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», что работникам, непосредственно занятым на полевых геолого-разведочных, поисковых и изыскательных работах, сезонно, от 6 месяцев за календарный год, дополнительные тарифы страховых взносов должны начисляться со всей суммы выплат, начисленных за год, а не пропорционально отработанному времени. В связи с чем, Управление пришло к выводу о занижении базы для исчисления страховых взносов в сумме 3490172 руб. 24 коп., в том числе:

- 1997419 руб. 75 коп. за 2014 год;

- 514053 руб. 39 коп. за 2015 год;

- 978699 руб. 10 коп. за 2016 год.

По мнению Управления Пенсионного фонда, страховые выплаты в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам начисляются в общеустановленном порядке на все выплаты и вознаграждения в пользу работников, признаваемых объектом обложения в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, за исключением сумм, поименованных в статье 9 указанного Федерального закона. Указанное обстоятельство послужило поводом для привлечения Общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», доначисления страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии по дополнительному тарифу, начисления пени.

Полагая, что решение Управления Пенсионного фонда в оспариваемой части не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы Общества в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим требованием.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В свою очередь, заявитель по смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы в рассматриваемый период времени Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ.

В силу положений статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ Акционерное общество «Восточно-Сибирское аэрогеодезическое предприятие» относится к категории страхователей по обязательному пенсионному страхованию, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в связи с чем, обязано правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

На основании статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ с 01.01.2013 плательщики страховых взносов должны применять дополнительные тарифы страховых взносов, если физические лица заняты на работах, которые указаны в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ).

При этом в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на работах, перечисленных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ, и выплат и иных вознаграждений лицам, занятым на работах, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ, предусмотрены дополнительные тарифы разной величины (части 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 №537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, подлежит применению Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10.

Согласно названному Списку, помимо прочих, к лицам, имеющим право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста, отнесены работники Общества, работающие в должностях и по профессиям геолога, техника-геолога, помощника бурильщика, машиниста бульдозера, инженеры по бурению.

Подпунктом «б» (инженерно-технические работники) раздела II (Геологоразведочные работы (поверхностные) Списка №2 предусмотрено право на льготное пенсионное обеспечение для инженерно-технических работников экспедиций, партий, отрядов, участков и полевых баз, занятых на геологоразведочных и поисковых работ.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: «мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет».

Согласно пункту 6 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 этой статьи, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначении страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным пунктом 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ.

По смыслу указанной нормы в рассматриваемом случае критериями, определяющими право застрахованных лиц на досрочное пенсионное обеспечение, являются: непосредственная занятость работников на выполнении геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательных работ; выполнение работниками указанных работ непосредственно в полевых условиях в составе экспедиции, партии, отряда, бригады или на участке. Основными критериями уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам являются непосредственная занятость работников на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, а также включение сумм выплат и вознаграждений, начисляемых работнику, в объект для начисления страховых взносов.

Порядок исчисления стажа, дающего право на льготное назначение пенсии, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила исчисления).

Пунктом 4 Правил исчисления предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее – стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как следует из пунктов 5 и 6 Правил исчисления, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.

Исходя из пункта 5 Правил исчисления, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, в календарном порядке. При этом периоды работы, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства (за исключением работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 13 и 19 - 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ), а также иные периоды работ, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени (пункт 6 Правил исчисления).

Таким образом, в случае полной занятости работника в течение месяца на работах, указанных в подпунктах 1 и 2 – 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ, исчисление страховых взносов осуществляется организацией по соответствующим дополнительным тарифам со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений (включая премии за прошлые периоды), включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии с положениями части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ.

В случае если работник в течение месяца, в котором начисляются выплаты (в том числе премии за прошлые периоды), не был занят на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в подпунктах 1 и 2 – 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ, и при этом период такой работы не включается согласно Правилам исчисления в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, то исчисление страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат и вознаграждений, начисленных в этом месяце в пользу данного работника, не производится.

В пункте 25 Постановления от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» Пленумом Верховного Суда Российской Федерации отмечено, что для работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и связанных с полевыми геологоразведочными, поисковыми, топографо-геодезическими, геофизическими, гидрографическими, гидрологическими, лесоустроительными и изыскательскими работами в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах, установлен особый порядок исчисления стажа.

Так, в силу пункта 7 Правил исчисления при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с полевыми геологоразведочными, поисковыми, топографо-геодезическими, геофизическими, гидрографическими, гидрологическими, лесоустроительными и изыскательскими работами в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах периоды указанных работ непосредственно в полевых условиях учитываются в следующем порядке: работа от 6 месяцев до одного года - как один год; работа менее 6 месяцев – по фактической продолжительности.

Как следует из представленных в материалы дела документов, в 2014 году Общество осуществляло исчисление страховых взносов по дополнительным тарифам в отношении 14 работников, в 2015 году - по 2 работникам, в 2016 году – по 3 работникам, частичная занятость работников Общества на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда оформлена надлежащим образом. Сроки нахождения работников на работах в полевых условиях отражаются в организации издаваемыми приказами о направлении на работы в полевые условия и о возвращении работников с объектов работ, выполняемых в полевых условиях.

Если работник часть месяца числится занятым на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, а часть месяца – на работах с нормальными условиями труда (при переводе в установленный порядок), то исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется на все начисленные в этом месяце в пользу данного работника вознаграждения и выплаты пропорционально количеству дней, когда работник числится занятым на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, в общем количестве календарных дней отчетного периода.

Указанная правовая позиция корреспондирует с разъяснениями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, изложенными в целях реализации статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ в письме от 05.06.2013 N 17-3/10/2-3105, согласно которым в случае частичной занятости работника в течение месяца на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда дополнительные тарифы страховых взносов применяются пропорционально количеству дней (часов), фактически отработанных на соответствующих видах работ.

Как установлено судом и следует из материалов дела, частичная занятость работников общества на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда оформлена надлежащим образом (трудовые договоры, должностные инструкции, приказы о начале и окончании сезонных полевых работ, правила внутреннего трудового распорядка), на предприятии ведется раздельный учет выплат за работу в нормальных условиях труда и работу во вредных, тяжелых и опасных условиях труда.

Доказательств обратного в материалы дела учреждением не представлено.

Также в материалы дела не представлены доказательств того, что спорные периоды занятости работников общества включаются в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, а равно данных о том, что работники в спорные периоды считались занятыми на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

В этой связи, арбитражный суд приходит к выводу, что Общество обоснованно начисляло страховые взносы по дополнительным тарифам с выплат, исчисленных за период непосредственной занятости работников на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

Указанный правовой подход также отражен в Определениях Верховного Суда РФ от 06.07.2016 N 302-КГ16-8370 по делу N А19-7769/2015, от 09.02.2016 №309-КГ15-19443 по делу №А07-27360/2014.

Арифметический расчет оспариваемых сумм недоимки, пеней и штрафов ответчиком не оспаривается.

На основании вышеизложенного, арбитражный суд приходит к выводу, что решение Управления Пенсионного фонда в оспариваемой заявителем части не соответствует Федеральному закону от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, необоснованно возлагая обязанность по уплате штрафных санкций, доначисленных страховых взносов и пени, в связи с чем, заявленные Обществом требования подлежат удовлетворению.

На основании пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает необходимым обязать Управление Пенсионного фонда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества в соответствии с нормами действующего законодательства.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что к судебным расходам относится государственная пошлина.

Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора.

После прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины. При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам. Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.

Часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантирует возмещение всех понесенных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.

С учетом изложенного на основании статьи 102, части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, с Управления Пенсионного фонда в пользу заявителя подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей 00 копеек, оплаченные Обществом при обращении в арбитражный суд платежным поручением от 28.02.2018 №230.

Руководствуясь статьями 167-170 , 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования Акционерное общество "Восточно-Сибирское аэрогеодезическое предприятие" удовлетворить.

Признать решение Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в Октябрьском районе города Иркутска от 14.02.2018 №048V12180000087 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части:

уплаты недоимки на страховую часть трудовой пенсии по дополнительному тарифу в размере 201 367,46 руб.,

привлечения Акционерное общество "Восточно-Сибирское аэрогеодезическое предприятие" к ответственности за неуплату сумм страховых взносов по дополнительному тарифу в виде уплаты штрафа в размере 15 269,60 руб.,

начисления пени на страховую часть трудовой пенсии по дополнительному тарифу в размере 39 449,99 руб., недействительным, как не соответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 №212-ФЗ « О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в Октябрьском районе города Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Акционерное общество "Восточно-Сибирское аэрогеодезическое предприятие".

Взыскать с Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в Октябрьском районе города Иркутска в пользу Акционерное общество "Восточно-Сибирское аэрогеодезическое предприятие" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Н.Г. Позднякова