АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-6050/2014
29.05.2014г. (дата оглашения резолютивной части решения)
05.06.2014г. (дата изготовления решения в полном объеме)
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Зволейко О.Л.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козодоевым О.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению налогоплательщика - Общества
с ограниченной ответственностью Золоторудная компания «Грейн-Стар»
(ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 669910, <...>) к налоговому органу - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Иркутской области (ОГРН <***>, г. Бодайбо) о признании незаконными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Иркутской области №345
от 23.12.2013г. и №3455 от 23.12.2013г.
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы России по Иркутской области
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности;
от налогового органа, третьего лица: ФИО2, ФИО3 - представители по доверенности.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Золоторудная компания «Грейн-Стар» (далее по тексту – ООО ЗРК «Грейн-Стар», общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Иркутской области (далее по тексту - налоговый орган, инспекция) о признании незаконными решений: от 23.12.2013 года № 345 «Об отказе
в возмещении сумм налога на добавленную стоимость» в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость (далее – НДС); от 23.12.2013 года № 3455 « Об отказе
в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения»
в части пунктов 2 и 3 резолютивной части решения (оспариваемые решения, акты).
Представитель заявителя требования поддержал, изложив свою позицию
в заявлении и пояснениях по делу.
Представители налогового органа, УФНС требования не признали, ссылаясь
на законность и обоснованность ненормативного акта. Представлены отзыв на заявленные требования, пояснения по делу.
В судебном заседании в соответствии со ст.163 АПК РФ объявлялся перерыв
до 15.30 час. 29.05.14, информация о котором опубликована на сайте арбитражного суда.
В соответствии со статьей 200 АПК РФ, дело рассматривается по имеющимся в нем материалам, исследовав которые, заслушав объяснения представителя заявителя
и возражения представителей ответчика, третьего лица судом установлены следующие обстоятельства.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2013г. представленной обществом, по результатам которой составлен акт проверки, на основании которого
с учетом возражений налогоплательщика инспекцией приняты решения от 23.12.2013 года № 3455 « Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» и № 345 «Об отказе в возмещении сумм НДС». Обществу предложено уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных рамках НДС за 2 квартал 2013 года в размере 6 342 267 рублей. Основаниями для принятия оспариваемых решений послужили выводы налогового органа относительно того, что НДС к возмещению в соответствующей части заявлен преждевременно, до образования момента определения налоговой базы при реализации драгоценных металлов.
Не согласившись с вынесенными решениями в соответствующей части, общество обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной Налоговой Службы России по Иркутской области. По результатам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом вынесено решение № 26-13/005073 @ от 27.03.2014г. об оставлении решений налогового органа без изменения, а жалобы - без удовлетворения.
После чего общество обратилось в Арбитражный суд Иркутской области
с заявлением о признании оспариваемых решений незаконными в соответствующей части. Указано, что налогоплательщиком требования п.8 ст. 165 НК РФ, ст.167,171-172 НК РФ для предъявления к вычету всей суммы НДС, указанной в налоговой декларации и относящейся к операциям, облагаемым НДС по ставке 0 % выполнены. Считает, что закон не требует, чтобы налоговые вычеты по приобретенным товарам (работам, услугам) предъявлялись к вычету пропорционально доле реализованного в конкретном налоговом периоде драгоценного металла в общем объеме добытого драгоценного металла. На основании доводов, изложенных в заявлении и в пояснениях по делу, просит суд удовлетворить заявленные требования.
Суд, выслушав мнение сторон, исследовав представленные доказательства
по делу, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Примененный ООО «ЗРК «Грейн-Стар» порядок заявления налоговых вычетов
не соответствует установленным Налоговым кодексом РФ по следующим основаниям.
Согласно требованиям статей 23,52, 54 НК РФ налогоплательщики обязаны вести
в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Предусмотрено, что плательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. По итогам каждого налогового периода налогоплательщики - организации на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных
с налогообложением, исчисляют налоговую базу.
ООО «ЗРК «Грейн Стар» является плательщиком НДС и, в силу статьи 143 НК РФ, обязан уплачивать данный налог в установленные законодательством о налогах и сборах сроки, а также своевременно представлять налоговые декларации.
В соответствии со статьями 171,172 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, и для перепродажи. Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Также, налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций. Так, п. 6 ст. 166 НК РФ установлено, что сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по налоговой ставке 0 %, исчисляется отдельно по каждой такой операции в соответствии с порядком, установленным п. 1 ст. 166 НК РФ.
Согласно п. 8 ст. 165 НК РФ представление налогоплательщиком в налоговые органы контракта (его копии) на реализацию драгоценных металлов или драгоценных камней и документов (их копий), подтверждающих передачу драгоценных металлов или драгоценных камней банкам является необходимым условием для подтверждения не только права на применения при налогообложении налоговой ставки 0%, но и налоговых вычетов. Следовательно, налоговые вычеты по продукции, облагаемой при реализации по ставке НДС 0%, могут быть заявлены налогоплательщиками только в части той продукции, по которой им соблюдены требования п. 8 ст. 165 НК РФ для заявления НДС к возмещению. Входной НДС, по товарам (работам, услугам), использованным (предназначенным для использования) при извлечении на собственных участках недр золота и серебра, но не заявленных в налоговом периоде в разделе 4 налоговой декларации по ставке НДС 0%, в качестве налоговых вычетов не заявляется.
Следовательно, при реализации продукции, облагаемой при реализации как по ставке налога 18% (10%), так и по ставке 0%, организацией должен быть обеспечен раздельный учет сумм входного НДС в части налоговых баз, которые отражаются в разделах 3 и 4 налоговых деклараций. В месте с тем, налогоплательщиком должен быть организован раздельный учет НДС, распределенного на осуществление деятельности по добыче драгоценных металлов, которые не реализованы и реализованы в банки в данном налоговом периоде.
В соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)", утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету" организации на основании законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
Следовательно, учетная политика ООО «ЗРК «Грейн-Стар» должна отражать оба указанных этапа заявления суммы входного НДС в качестве налоговых вычетов.
В учетной политике общества с 01.01.2013 определен порядок распределения сумм входного НДС, по ТМЦ, используемых при оказании услуг по добыче полезных ископаемых третьим лицам и при добыче полезных ископаемых на собственных месторождениях – пропорционально доле выручки в общей сумме доходов. Порядок учета сумм входного НДС по ТМЦ, использованным организацией при добыче собственных полезных ископаемых для их заявления в качестве вычетов в тех периодах, когда это золото и серебро будут реализованы в банки и отражены в налоговой декларации по НДС в разделе 4, организацией не определен.
Согласно материалам проверки передача товаров (реализация) покупателям золота, добытого в 2013 году, осуществлена налогоплательщиком в период с 04.06.2013 по 26.06.2013. Следовательно, в качестве налоговой базы во 2 квартале 2013 года отражена продукция, переданная покупателям не позднее 26.06.2013. Исходя из положений п. 8 ст. 165 НК РФ, в этот период налогоплательщиком должны быть определены вычеты, относящиеся к этой налоговой базе. При анализе сумм входного НДС, который заявлен в качестве налоговых вычетов рассматриваемой декларации, установлено, что организацией в разделе 4 заявлены налоговые вычеты по товарам, работам, услугам, поступившим в более поздний период, что подтверждается книгой покупок за рассматриваемый период, счетами фактурами (в том числе от 26.06.2013г., от 28.06.2013г.).
При анализе налоговой декларации общества за 2 квартал 2013 года установлено, что в качестве налоговых вычетов по разделу 4 заявлен входной НДС, который относится как к продукции, включенной рассматриваемой налоговой декларации в качестве налоговой базы по ставке НДС 0%, так и к продукции, находящейся на аффинажном заводе, и драгоценных металлам, находящимся на территории налогоплательщика. Данные обстоятельства подтверждены материалами дела и заявителем в ходе судебного заседания не опровергнуты.
Входной НДС в сумме 11 995 966 рублей, распределенный для возмещения по разделу 4, должен быть заявлен в качестве вычетов в следующем порядке.
Во втором квартале 2013 года организацией добыто в пересчете на химически чистые золото и серебро 104 349 гр. драгоценных металлов. В разделе 4 отражена реализация золота в количестве 80738,2 гр., в том числе 33 000 гр., добытого в 2012 году, и 47 738,2 гр. мае-июне 2013 года, а также 1 443,9 гр. серебра, добытого в мае-июне 2013 года. Поскольку суммы входного НДС, приходящиеся на 33 000 гр. золота, добытого в 2012 году, заявлены в качестве налоговых вычетов в полном объеме в предыдущие периоды, то данное золото в распределении входного НДС в сумме 11 995 966 руб., приходящееся на драгоценные металлы, добытые во 2 квартале 2012 года, в таком распределении не участвует.
В качестве налоговой базы по НДС по ставке 0% рассматриваемой налоговой декларации заявлено 49 182,1 гр. (47 738,2 + 1 443,9 гр.). Его доля составляет 47,13%
(49 182 : 104 349) от количества добытых химически чистых драгоценных металлов. Следовательно, в разделе 4 рассматриваемой налоговой декларации должен быть заявлен налоговый вычет в сумме 5 653 699 рублей (11 995 966 х 47,13%).
Из чего следует, что обществом нарушены требования статей 164 - 167 НК РФ по заявлению налоговых вычетов в разделе 4 налоговой декларации за 2 квартал 2013 года. При этом, поскольку налогоплательщиком не определен порядок отнесения сумм входного НДС, относящегося к подтвержденной документами налоговой базе, для его заявления в налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2013 года в качестве налоговых вычетов, инспекцией обоснованно применен указанный метод, распределение осуществлено пропорционально массового объема золота в части доли реализованного золота в общем объеме добытых полезных ископаемых. Выбранный метод отнесения сумм входного НДС, предъявленного поставщиками товаров, работ услуг, используемых при добыче полезных ископаемых, содержащих драгоценные металлы, не противоречит действующему законодательству о налогах и сборах.
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 164 НК РФ операции по реализации драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, Центральному банку РФ, банкам облагаются НДС по ставке 0 %.
Пунктом 8 ст. 165 НК РФ предусмотрено, что для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % и налоговых вычетов при реализации драгоценных металлов и драгоценных камней, предусмотренных пп. 6 п. 1 ст. 164 НК РФ, налогоплательщик должен представить контракт (копию контракта) на реализацию драгоценных металлов или драгоценных камней и документы (их копии), подтверждающие их передачу Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, Центральному банку РФ, банкам.
На основании п. 10 ст. 165 НК РФ указанные документы представляются налогоплательщиками для обоснования применения налоговой ставки 0 % одновременно с представлением налоговой декларации.
Согласно абз. 1 п. 3 ст. 172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренных п. п. 1 - 8 ст. 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1 ст. 164 НК РФ, производятся в порядке, установленном настоящей статьей, на момент определения налоговой базы, установленный ст. 167 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 167 НК РФ в целях настоящей главы моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено п. п. 3, 7 - 11, 13 - 15 ст. 167 НК РФ, является наиболее ранняя из следующих дат:
1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
В соответствии с п. 2 ст. 173 НК РФ возмещение налогоплательщику НДС, уплаченного им поставщику, производится в размере положительной разницы между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения.
В то же время, как следует из вышеприведенных норм права, для налогоплательщиков, осуществляющих добычу и реализацию драгоценных металлов, облагаемую по ставке 0 % в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 164 НК РФ, установлен особый порядок возмещения НДС, установленный п. 3 ст. 172, п. 8 ст. 165 НК РФ, согласно которому суммы налога принимаются к вычету на момент определения налоговой базы, установленный ст. 167 НК РФ. Особый порядок устанавливает зависимость предъявленных к вычету и возмещению сумм НДС от объема товаров (работ, услуг), использованных в производстве и реализации драгоценных металлов в соответствующем налоговом периоде.
С учетом изложенного следует, что предъявление к вычету НДС, уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при производстве драгоценных металлов, реализация которых облагается НДС по ставке 0 % (пп. 6 п. 1 ст. 164 НК РФ), в полном объеме без учета фактического использования в конкретном налоговом периоде приобретенных материальных ресурсов при производстве и реализации драгоценных металлов не основано на нормах налогового законодательства. Право на налоговые вычеты по товарам (работам, услугам), использованным при производстве и реализации драгоценных металлов, связано с моментом реализации данных драгоценных металлов.
Таким образом, налогоплательщик при производстве товаров (работ, услуг), облагаемых по налоговой ставке 0 %, имеет право заявить к налоговому вычету суммы НДС только в части ТМЦ, которые использовались при производстве и реализации данных товаров (работ, услуг). Аналогичные выводы содержатся также в Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа: от 28.02.2013 по делу N А10-1755/2012, от 11.11.2013 по делу № А10-4827/2012.
Таким образом, в разделе 4 рассматриваемой налоговой декларации должен быть заявлен налоговый вычет в сумме 5 653 699 руб. (11 995 966 х 47,13%), следовательно, обществом излишне заявлен к возмещению из бюджета НДС в сумме 6 342 267 руб.
Учитывая вышеизложенное, вывод заявителя о том, что при реализации товаров, налогооблагаемых налоговой ставкой "0" процентов, право общества на налоговые вычеты не связывается с моментом реализации, является ошибочным.
Вышеприведенный расчет проверен судом и подтверждается материалами дела.
В ходе судебного заседания участниками процесса подтверждено соответствие указанных величин представленным на проверку первичным документам. Возражений
в правильности приведенного инспекцией расчета, а также контррасчет сумм, заявителем не представлены.
С учетом изложенного суд пришел к выводу, что примененный налоговым органом расчет суммы налога, подлежащего возмещению за рассматриваемый период соотносится с фактом использования обществом соответствующих товарно-материальных ценностей
в производстве конечной продукции в указанном налоговом периоде и не противоречит действующему законодательству.
Доводы инспекции в данной части документально не опровергнуты.
В соответствии со статьями 65, 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному ненормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, или решение.
Иные доводы заявителя, изложенные в заявлении и пояснениях по делу, несостоятельны и не подтверждены материалами дела.
Суд, оценив указанные выше документы, как в отдельности, так и в совокупности
с другими доказательствами по существу спора, как это предусмотрено статьей 71 АПК РФ, пришел к выводу о том, что заявитель с учетом установленных выше обстоятельств не представил суду доказательств, безусловно подтверждающих факт обоснованности заявленных вычетов по НДС в оспариваемой сумме на основе налоговой декларации за 2 квартал 2013г., не опроверг доказательства, представленные налоговым органом, положенные в основу оспариваемого решения.
Обществом не доказано, какие именно его права, как налогоплательщика-организации нарушены указанными решениями инспекции в оспариваемой части, в связи
с чем, суд на основании статей 54,164-167 НК РФ считает заявленные требования общества необоснованными и не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если суд установит,
что оспариваемый акт, решение, действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, или иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному акту, и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд
в течение месяца со дня его принятия.
Судья О.Л. Зволейко