АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г.Иркутск Дело №А19-24015/2019
31 января 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 29.01.2020.
Решение в полном объеме изготовлено 31.01.2020.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи М.В. Лунькова,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Е.А.Кузьминой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Пуляевой Надежды Ивановны (ОГРНИП 308032732600041, ИНН 032313253080)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г.Иркутска (ОГРН 1043841003832, ИНН 3808114244)
об обязании налогового органа произвести перерасчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2014 по 31.12.2018 и начисленных пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период 01.01.2014 по 30.09.2019, об обязании налогового органа произвести зачет переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 116866руб.08коп. в счет платежей за 2017, 2018, 2019 годы, об обязании налогового органа возвратить излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 164326руб.59коп.,
при участии в деле в качестве соответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г.Иркутска,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Шелковниковой В.Я. – представителя по доверенности;
от инспекции: Белобородовой Е.А., Кузнецовой Е.А., Тарховой М.А. – представителей по доверенностям;
от УПФ: Малых Н.Л. – представителя по доверенности,
установил:
индивидуальный предприниматель Пуляева Надежда Ивановна (далее – заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г.Иркутска с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании налогового органа произвести перерасчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2014 по 31.12.2018 и начисленных пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период 01.01.2014 по 30.09.2019, об обязании налогового органа произвести зачет переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 116866руб. 08коп. в счет платежей за 2017, 2018, 2019 годы, об обязании налогового органа возвратить излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 164326руб.59коп.
По ходатайству заявителя и налогового органа к участию в деле в деле в качестве соответчика определением от 18.11.2019 привлечено Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г.Иркутска, где заявитель состоит на учете
В судебном заседании 23.01.2020 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 29.01.2020.
ИП Пуляева Н.Н. заявлением от 29.01.2020, представленным в судебное заседание, на основании части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказалась от заявленных требований: об обязании налогового органа произвести зачет переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 116866руб. 08коп. в счет платежей за 2017, 2018, 2019 годы, об обязании налогового органа возвратить излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 164326руб.59коп.
Последствия отказа от иска в части заявленных требований, предусмотренные частью 3 статьи 151 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителю известны.
Отказ от заявленных требований принят судом, так как он не противоречит закону и не нарушает права третьих лиц, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ИП Пуляева Н.Н. уточнила заявленное требование об обязании налогового органа произвести перерасчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2014 по 31.12.2018 и начисленных пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период 01.01.2014 по 30.09.2019, и просила признать незаконным бездействие налогового органа и Пенсионного фонда, выразившееся в отказе в проведении перерасчета страховых взносов, уплаченных за расчетные периоды с 2014 по 2018 годы; обязать УПФР в Октябрьском районе г.Иркутска произвести перерасчет уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды с 2014 по 2016 годы, исходя из 1% от суммы дохода, превышающего 300000 руб., с учетом объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов; обязать ИФНС России по Октябрьскому округу г.Иркутска произвести перерасчет уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды с 2017 по 2018 годы, исходя из 1% от суммы дохода, превышающего 300000 руб., с учетом объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Уточнение требований принято судом.
Представитель предпринимателя Шелковникова В.Я. в судебном заседании 29.01.2020 уточненные требования поддержала, пояснив, что ИП Пуляева Н.И. применяет упрощенную систему налогообложения; объект налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов; при этом при определении величины базы для начисления страховых взносов не был учтен размер расходов, понесенных при осуществлении предпринимательской деятельности. Заявитель полагает, что налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса на предусмотренные статьей 346.16 названного Кодекса расходы, согласно принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», изложенному в Постановлении Конституционного суда РФ от 30.11.2016 №27-П.
Представители налогового органа заявленные требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве и пояснении по делу, указав, что в целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей на УСН, как производящих, так и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, величиной доходя является сумма фактически полученного им дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период. Расходы, предусмотренные статьей 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации, в этом случае не учитываются.
Представитель Пенсионного фонда в судебном заседании и в представленном отзыве пояснила, что нет оснований для пересчета страховых взносов за расчетные периоды 2014 -2016 годы, поскольку уплата страховых взносов была произведена в полном объеме до 02.12.2016, а за 2016 год обязательства исполнены частично, сумма страховых взносов превышает размер переформированных обязательств. Полагает, что позиция Конституционного суда Российской Федерации, отраженная в постановлении от 30.11.2016 №27-П, подлежит применению в тех случаях, когда решение не вступило в законную силу, либо вступило в законную силу, но не исполнено или исполнено частично.
По существу заявленных требований суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Пуляева Надежда Ивановн зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 22.11.2008, ОГРНИП 308032732600041.
С 24.11.2018 ИП Пуляева Н.И. поставлена на учет в УПФР в городе Улан-Удэ - филиале ОПФР по Республике Бурятия, в связи с изменением место жительства с 30.03.2016 поставлена на учет в УПФР в Октябрьском районе.
С 24.08.2016 состоит на налоговом учете в ИФНС России по Октябрьскому округу г.Иркутска в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность по упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов (далее - УСН).
Налогоплательщиком за 2014 года представлена налоговая декларация по УСН с указанием суммы дохода в размере 6416978руб. и суммы расхода в размере 5965845руб.
ИП Пуляевой Н.И. за 2014 год уплачена сумма страхового взноса в фиксированном размере – 17328руб. 48коп. и 1% с доходов, превышающих сумму 300000 руб. без учета расходов по УСН, что составляет 15332руб. 12коп.
В представленной предпринимателем декларации по УСН за 2015 год указан доход в размере 4448120руб., расход в размере 4100453руб.
За 2015 год заявителем уплачены страховые взносы в фиксированном размере 18610руб. 80коп. и 30000руб., составляющих 1% с доходов, превышающих сумму 300000 руб. без учета расходов по УСН.
Налогоплательщиком за 2016 года представлена налоговая декларация по УСН с указанием суммы дохода в размере 4108437руб. и суммы расхода в размере 3830249руб.
ИП Пуляевой Н.И. за 2016 год уплачена сумма страхового взноса в фиксированном размере – 19356руб. 48коп. и 1% с доходов, превышающих сумму 300000 руб. без учета расходов по УСН, что составляет 18602руб. 20коп.
В представленной предпринимателем декларации по УСН за 2017 год указан доход в размере 4008421руб., расход в размере 3735260руб.
За 2017 год заявителем уплачены страховые взносы в фиксированном размере 23400руб. и 37084руб. 21 коп., составляющих 1% с доходов, превышающих сумму 300000 руб. без учета расходов по УСН.
Налогоплательщиком за 2018 года представлена налоговая декларация по УСН с указанием суммы дохода в размере 5351186руб. и суммы расхода в размере 4987763руб.
ИП Пуляевой Н.И. за 2018 год уплачена сумма страхового взноса в фиксированном размере – 26545руб. и дополнительно 38703руб. 94коп.
Полагая, что за 2014-2018 годы страховые взносы уплачены в излишнем размере, предприниматель 07.09.2018 обратилась с заявлением в Пенсионный фонд о произведении перерасчета за 2014 -2016 годы и возврате излишне уплаченной суммы.
Согласно письму от 19.07.2019 №ЕЛ-10-01/8922 Управлением произведен соответствующий перерасчет и скорректировали сальдо расчетов, остатки передали в налоговый орган.
16.07.2019 предприниматель также обратился в ИФНС России по Октябрьскому округу г.Иркутска с заявлением о перерасчете страховых взносов за 2017-2018 годы и возврате переплаты.
Инспекцией налогоплательщику направлен ответ от 01.08.2019 №25-17/018364 о том, что суммы страховых взносов за 2017-2018 годы перерасчету не подлежат.
Полагая, что действия заинтересованных лиц по перерасчету уплаченных страховых взносов не соответствуют действующему законодательству, нарушают права и законные интересы предпринимателя, ИП Пуляева Н.И. обратилась в суд с настоящим заявлением.
Суд, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из взаимосвязанного анализа положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено судом из материалов дела, ИП Пуляева Н.И. является плательщиком страховых взносов.
При осуществлении предпринимательской деятельности заявитель использует упрощенную систему налогообложения (УСН) с объектом доходы, уменьшенные на величину расходов.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: а) организации; б) индивидуальные предприниматели; в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование до 01.01.2017 регулировался Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон №212-ФЗ).
Частью 1 статьи 14 Федерального закона №212-ФЗ было предусмотрено, что индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в фиксированном размере, определяемом в соответствии с частью 1.1 названной статьи.
Согласно части 1.1 статьи 14 Федерального закона №212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию исчислялся в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз; в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
На основании части 8 статьи 14 Федерального закона №212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, доход учитывался в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации; для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в соответствии со статьей 346.15 Кодекса.
Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от 30 ноября 2016 года №27-П признал взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона №212-ФЗ и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Кодексом правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Верховный Суд Российской Федерации в отношении правового регулирования, действовавшего до 01.01.2017, разъяснил, что изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30 ноября 2016 года №27-П правовая позиция подлежит применению и при расчете фиксированных страховых взносов плательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, поскольку принцип определения объекта налогообложения в рассматриваемом случае аналогичен принципу определения объекта налогообложения плательщиками налога на доходы физических лиц (пункт 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №3 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017).
С 01.01.2017 порядок исчисления и уплаты страховых взносов регулируется главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ (ред.14.11.2017)) индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивали страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определялся в следующем порядке: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 названного Кодекса; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 названного Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 поименованного Кодекса.
Федеральным законом от 02.12.2013 №336-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» установлен минимальный размер оплаты труда с 01.01.2014 в сумме 5554 рублей в месяц.
Федеральным законом от 01.12.2014 №408-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» установлен минимальный размер оплаты труда с 01.01.2015 в сумме 5965 рублей в месяц.
Федеральным законом от 14.12.2015 №376-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» установлен минимальный размер оплаты труда с 1 января 2016 года в сумме 6204 рублей в месяц.
Федеральным законом от 19.12.2016 №460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» установлен минимальный размер оплаты труда с 1 января 2017 года в сумме 7800 рублей в месяц.
Согласно пункту 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.11.2017 №335-ФЗ) индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определялся в следующем порядке: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
Согласно подпунктам 1, 3 пункта 9 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации в целях применения положений пункта 1 настоящей статьи доход учитывается следующим образом:
- для плательщиков, уплачивающих налог на доходы физических лиц, - в соответствии со статьей 210 Налогового кодекса Российской Федерации (в части дохода от предпринимательской и (или) иной профессиональной деятельности);
- для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено названным пунктом, для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 названного Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 названного Кодекса, с учетом особенностей, установленных главой 23 Кодекса.
Статья 221 указанного Кодекса устанавливает порядок применения индивидуальными предпринимателями профессиональных налоговых вычетов (расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов).
Согласно статье 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2017 и после указанной даты) при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 названного Кодекса.
Согласно положениям статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации (редакция которой в связи с введением с 01.01.2017 в действие главы 34 «Страховые взносы» указанного Кодекса не изменилась) налогоплательщики, применяющие УСН (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных пунктом 3 данной статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом в силу статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются, в том числе, доходы, уменьшенные на величину расходов, порядок определения которых установлен в статье 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации.
Положения статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением УСН.
Таким образом, из сопоставления положений законодательства, действовавших до 01.01.2017, и положений законодательства, подлежащих применению при исчислении страховых взносов за 2017, 2018 годы, следует, что введение в действие статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении доходов, превышающих сумму 300000 рублей, не изменило порядок определения базы для расчета страховых взносов индивидуальных предпринимателей, исчисляющих налог на доходы физических лиц и (или) применяющих УСН (с объектом налогообложения доходы минус расходы).
Редакционные изменения, связанные с введением в действие статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, касались приведения нового правового регулирования (в части ссылки на статью 210 вместо статьи 227 Кодекса) в соответствие с толкованием Конституционным Судом Российской Федерации сходных положений пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона №212-ФЗ применительно к порядку исчисления страховых взносов, действовавшему до 01.01.2017. По отношению к лицам, применяющим УСН (доходы, уменьшенные на величину расходов), указанный порядок по сравнению с ранее действовавшим регулированием после 01.01.2017 фактически не изменился.
В силу пункта 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 названного Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 поименованного Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 названного Кодекса.
Как следует из материалов дела, ИП Пуляева Н.И. исчислила страховые взносы за 2014-2018 годы из расчета величины дохода, свыше 300000 рублей в год без учета фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым Кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты указанного налога.
Предприниматель не согласен с порядком определения налоговой базы для исчисления страховых взносов по упрощенной системе налогообложения.
В силу пунктов 3 и 4 части 8 статьи 14 Федерального закона №212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, размер дохода в целях исчисления страховых взносов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 9 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, доход учитывается в соответствии со статьей 346.15 Кодекса.
Согласно статье 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) налогоплательщики, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных пунктом 3 данной статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
При этом в силу статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются, в том числе, доходы, уменьшенные на величину расходов, порядок определения которых установлен в статье 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации.
Положения статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 30.11.2016 №27-П, для целей исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, применяющим УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты указанного налога.
Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации, на предусмотренные статьей 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации расходы.
Конституционный Суд Российской Федерации в указанном Постановлении также разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона №212-ФЗ и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход такого индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.
Аналогичная правовая позиция по вопросам определения суммы дохода для целей уплаты страховых взносов с суммы доходов предпринимателями, применяющими УСН, изложена в пункте 27 Обзора судебной практики №3 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017, определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2018 №303-КГ18-20412 по делу №А37-1667/2017.
Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 30.11.2016 №27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.
Таким образом, при расчете страховых взносов доход индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога по УСН (исходя из положений статей 346.15 и 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации).
Оценив представленные в материалы дела документы, суд считает, что предприниматель необоснованно производил уплату соответствующих сумм страховых взносов, исходя из сумм доходов, без учета документально подтвержденных расходов, в связи с чем у него образовалась переплата по страховым взносам за 2014 -2018 годы.
Следовательно, налоговый орган и Пенсионный фонд необоснованно отказали ИП Пуляевой Н.И. в пересчете суммы уплаченных страховых взносов за 2014-2018 годы.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, оценивая доказательства по делу в совокупности и взаимной связи, основываясь на законе и внутреннем убеждении, суд полагает, что бездействия Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г.Иркутска, Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г.Иркутска, выразившиеся в отказе проведения перерасчета излишне уплаченных страховых взносов не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ИП Пуляевой Н.И. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В связи с чем, заявленные требование индивидуального предпринимателя Пуляевой Надежды Ивановны подлежат удовлетворению в полном объеме.
Предпринимателем при подаче заявления в арбитражный суд платежным поручением от 10.10.2019 №162 была уплачена государственная пошлина в размере 300 руб., платежными поручениями от 10.10.2019 №161, от 27.09.2019 №499711 уплачена государственная пошлина в размере 4506 руб. и 5930 руб., соответственно.
В соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в случае прекращения производства по делу подлежит возврату заявителю полностью или частично. В случае отказа от иска до принятия решения судом первой инстанции возврату истцу подлежит 70 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины.
Таким образом, индивидуальному предпринимателю Пуляевой Надежде Ивановне следует возвратить из федерального бюджета уплаченную платежными поручениями от 10.10.2019 №161, от 27.09.2019 №499711 при подаче заявления в арбитражный суд государственную пошлину в сумме 7305руб.20коп. в связи с прекращением производства по делу на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 №46 понесенные заявителем судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. следует взыскать с налогового органа и Пенсионного фонда в пользу заявителя как соответчиков в долевом обязательстве.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
1.Заявленные требования о признании незаконным бездействия Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г.Иркутска, Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г.Иркутска, выразившегося в отказе произвести перерасчет уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды с 2014 по 2018 годы удовлетворить.
2.Признать незаконным бездействие Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г.Иркутска, Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г.Иркутска, выразившегося в отказе произвести перерасчет уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды с 2014 по 2018 годы.
3.Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г.Иркутска произвести перерасчет уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды с 2014 по 2016 годы, исходя из 1% от суммы дохода, превышающего 300000 руб., с учетом объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
4.Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г.Иркутска произвести перерасчет уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды с 2017 по 2018 годы, исходя из 1% от суммы дохода, превышающего 300000 руб., с учетом объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
5.Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г.Иркутска в пользу индивидуального предпринимателя Пуляевой Надежды Ивановны судебные расходы по государственной пошлине в сумме 150 руб., уплаченной платежным поручением от 10.10.2019 №162.
6.Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г.Иркутска в пользу индивидуального предпринимателя Пуляевой Надежды Ивановны судебные расходы по государственной пошлине в сумме 150 руб., уплаченной платежным поручением от 10.10.2019 №162.
7.Производство по делу в части требований об обязании налогового органа произвести зачет переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 116866руб.08коп. в счет платежей за 2017, 2018, 2019 годы, об обязании налогового органа возвратить излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 164326руб.59коп., прекратить.
8.Возвратить индивидуальному предпринимателю Пуляевой Надежде Ивановне из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 7305руб.20коп., уплаченную платежными поручениями от 27.09.2019 №499711, от 10.10.2019 №161.
9. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия.
Судья М.В.Луньков