АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело №А19-27785/2022
«05» октября 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 28 сентября 2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 05 октября 2023 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Куклиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Загерсон А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального казенного учреждения «Администрация городского округа муниципального образования «город Саянск»
к Министерству образования Иркутской области
третье лицо: Контрольно-счетная палата Иркутской области
о взыскании субсидии в размере 2 265 106 руб. 06 коп.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности, представлен паспорт, диплом;
от ответчика: ФИО2 – представитель по доверенности, представлено служебное удостоверение, диплом;
от третьего лица: ФИО3 – представитель по доверенности, представлено служебное удостоверение, диплом;
установил:
Муниципальное казенное учреждение «Администрации городского округа муниципального образования «города Саянск» (далее – заявитель, Администрация) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Министерству образования Иркутской области (далее – ответчик, Министерство) о взыскании субсидии в размере 2 265 106 руб. 06 коп.
Представитель Администрации в судебном заседании требования поддержал на основании доводов, изложенных в заявлении и возражениях на отзывы.
Представитель ответчика заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечена Контрольно-счетная палата Иркутской области.
Третье лицо в судебном заседании поддержало позицию Министерства образования по основаниях, изложенным в отзыве и возражении.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся в деле доказательствам.
При рассмотрении дела судом установлены следующие существенные для разрешения спора обстоятельства.
Муниципальным казенным учреждением «Администрация городского округа муниципального образования «город Саянск», в соответствии с процедурой предоставления в 2022 году субсидии из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходньгх обязательств муниципальных образований Иркутской области на реализацию мероприятий по проведению капитального ремонта спортивных площадок (стадионов) муниципальных общеобразовательных организацией, расположенных на территории городских округов Иркутской области, предусмотренной Положением, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 25.02.2022г. №127-пп (далее – Положение № 127-пп), была подана заявка, по результатам рассмотрения которой Министерством образования Иркутской области постановлением Правительства Иркутской области от 26.05.2022г. № 409-пп муниципальному образованию выделена субсидия в объеме 5 605 000 рублей.
Между Министерством образования Иркутской области и муниципальным образованием «город Саянск» 09.06.2022г. заключено соглашение №72-55-255/22-55 о предоставлении субсидии в указанном объеме.
Министерством образования фактически перечислена субсидия в размере 2 250 000 рублей.
Оставшаяся часть субсидии в размере 2 265 105 рублей перечислена не была, в качестве основания ответчиком указано, что Министерством выявлен факт нецелевого использования субсидии из областного бюджета, а именно: не на капитальный ремонт стадионов, а на благоустройство стадионов в нарушение Положения № 127-пп.
Заявитель не согласился с отказом Министерства в перечислении второй части субсидии по основанию нецелевого использования бюджетных средств, предоставленных авансом. Считает, что Министерство владело информацией о том, какие мероприятия подлежат финансированию, что муниципальное образование не скрывало намерение осуществить финансирование мероприятий по благоустройству стадионов. По мнению заявителя, спортивные площадки (стадионы) муниципальных образовательных организаций являются земельными участками, не относятся к объектам капитального строительства, в связи с чем, выполненные в муниципальном образовании мероприятия по благоустройству стадионов с наружным освещением не нарушают принцип целевого характера субсидии.
09 декабря 2022 года Администрацией в адрес Министерства образования направлена претензия о нарушении условий соглашения, заявитель просил выполнить свои обязательства по условиям заключенного соглашения и обеспечить предоставление субсидии бюджету городского округа муниципального образования «город Саянск» в полном объеме.
Претензия по состоянию на 23.12.2022г. оставлена ответчиком без ответа, требования претензии ответчиком не исполнены, что послужило основанием для обращения Муниципального казенного учреждения «Администрация городского округа муниципального образования «город Саянск» в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив в рамках статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимосвязи, представленные доказательства, приведенные доводы, суд пришел к следующим выводам.
Нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации определяют субсидию как форму предоставления юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг бюджетных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одними из принципов бюджетной системы Российской Федерации являются: принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, означающий, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств; принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В пункте 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии с пунктом 9 Положения о Министерстве образования Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 14.12.2020г. №1043-пп, Министерство является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в области общего и профессионального образования.
Постановлением Правительства Иркутской области от 25 февраля 2022 года
№ 127-пп утверждено Положение о предоставлении субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области на реализацию мероприятий по проведению капитального ремонта спортивных площадок (стадионов) муниципальных общеобразовательных организаций, расположенных на территории городских округов Иркутской области, в 2022 году (далее – Положение, субсидия). Согласно Положению исполнительным органом государственной власти Иркутской области, уполномоченным на предоставление субсидий, является Министерство.
В целях предоставления субсидий Министерством в соответствии с Положением был проведен отбор муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области на реализацию мероприятий по проведению капитального ремонта спортивных площадок (стадионов) муниципальных общеобразовательных организаций, расположенных на территории городских округов Иркутской области, в 2022 году. Министерством было принято решение о предоставлении субсидий МО «город Саянск».
Согласно пункту 15 Положения предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения, заключаемого между Министерством и органом местного самоуправления муниципального образования, путем их перечисления.
Между Министерством и МО «город Саянск» заключено Соглашение
№ 72-55-255/22-5 от 09 июня 2022 года «О предоставлении субсидии из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области на реализацию мероприятий по проведению капитального ремонта спортивных площадок (стадионов) муниципальных общеобразовательных организаций, расположенных на территории городских округов Иркутской области, в 2022 году» (далее – Соглашение), МО «город Саянск» была представлена субсидия на капитальный ремонт спортивных площадок (стадионов) муниципальных общеобразовательных организаций в размере 2 250 106, 06 рублей.
Таким образом, подписав Соглашение от 09.06.2022г., мэр муниципального образования «город Саянск» не вправе нарушать целевой характер субсидии из областного бюджета.
В соответствии с пунктом 26 Положения Министерством и иными уполномоченными органами осуществляется контроль за целевым использование средств субсидии.
В ходе проведения контрольных мероприятий Министерством были запрошены документы.
Из представленных МО «город Саянск» документов (положительные заключения государственной экспертизы проектной документации о достоверности определения сметной стоимости строительства, муниципальный контракт от 11.07.2022г. № Р/2022-052) следует, что МО «город Саянск» вместо проведения мероприятий по капитальному ремонту спортивных площадок (стадионов) муниципальных общеобразовательных организаций проведены мероприятия по освещению территорий муниципальных общеобразовательных организаций, а именно были выполнены следующие виды работ:
подготовительные работы: демонтаж опор, кабеля, провода; монтаж кабеля;
работы по освещению: бурение ям; установка фундамента, опор, заземлителя; затягивания провода; установка светильников;
транспортные расходы: перевозка грузов;
пусконаладочные работы: проверка наличия цепи; измерение сопротивления.
На основании изложенного, Министерство пришло к выводу, что Муниципальным казенным учреждением «Администрация городского округа муниципального образования «город Саянск» средства субсидии потрачены на проведение мероприятий по благоустройству стадионов с наружным освещением: в микрорайоне Юбилейный, в районе домов № 62, 63, город Саянск Иркутской области; в микрорайоне Центральный, город Саянск Иркутской области; в микрорайоне Строителей, город Саянск Иркутская область; в микрорайоне Олимпийский, город Саянск Иркутская область; в микрорайоне Солнечный, город Саянск Иркутской области.
Следовательно, Муниципальное казенное учреждение «Администрация городского округа муниципального образования «город Саянск» направило средства областного бюджета на цели, не соответствующие целям, определенным Положением и Соглашением.
Согласно статье 306.1 Бюджетного кодекса РФ бюджетным нарушением признается совершенное местной администрацией, финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, муниципальным заказчиком:
1) нарушение положений бюджетного законодательства РФ и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
2) нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из
бюджета.
Под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ).
Исходя из пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российский Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям их получения.
Довод заявителя о том, что еще до заключения соглашения Министерство располагало сведениями о том, какие мероприятия подлежат софинансировани, в связи с чем, делать выводы о нецелевом использовании бюджетных средств не представляется возможным, суд находит необоснованным в силу следующего.
Согласно пункту 6 Положения условиями предоставления субсидии являются: наличие муниципальной программы, предусматривающей реализацию мероприятия; наличие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации в части оценки достоверности определения сметной стоимости реализации мероприятий предоставляется в случаях, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации; наличие гарантийного письма.
Заявка Муниципального казенного учреждения «Администрация городского округа муниципального образования «город Саянск» подана на предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области на реализацию мероприятий по проведению капитального ремонта спортивных площадок (стадионов) муниципальных общеобразовательных организаций, расположенных на территории городских округов Иркутской области, в 2022 году; муниципальная программа, предусматривает реализацию мероприятий по капитальному ремонту стадионов, гарантийное письмо содержит обязательство по включению в состав расходов местного бюджета в 2022 году бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий по проведению капитального ремонта спортивных площадок (стадионов).
Положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в части оценки достоверности определения сметной стоимости реализации мероприятий предоставляется в случаях, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации (в случае если стоимость реализации указанного мероприятия превышает десять миллионов рублей). В связи с чем, указанный документ хоть и поступил в адрес Министерства, не подлежал рассмотрению.
Как указано выше, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в части оценки достоверности определения сметной стоимости реализации мероприятий Министерством не рассматривалось.
Министерство в течение 2022 года вел с истцом обмен информацией. В ходе судебного разбирательства подтвердил, что выполненные им мероприятия являются благоустройством стадионов с наружным освещением и, как следствие, не соответствуют целям, установленным Положением.
Следовательно, можно сделать вывод, что заявитель изначально ввел в заблуждение Министерство, сначала при предоставлении документов, а в дальнейшем при реализации мероприятий.
Исходя из представленных документов, предоставление средств субсидий было направлено именно на реализацию мероприятий по проведению капитального ремонта спортивных площадок (стадионов) муниципальных общеобразовательных организаций. Документы, представленные в Министерство заявителем, а также соглашение подписаны должностным лицом: мэром городского округа муниципального образования «город Саянск» МО.
Согласно пункту 20 Положения ответственность за достоверность предоставляемых в Министерство в соответствии с Положением сведений возлагается на органы местного самоуправления муниципальных образований.
Согласно пункту 18 Положения и соглашению результатом использования субсидий является проведение капитального ремонта спортивных площадок (стадионов) муниципальных общеобразовательных организаций.
Довод заявителя о том, что стадион не имеет самостоятельного функционального назначения, создан исключительно в целях улучшения качества земель, и не может, в силу статей 128, 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, относиться к недвижимому имуществу, а следовательно не может быть поставлен на государственный кадастровый учет, и, как следствие, не может быть объектом капительного строительства, поскольку является обычным благоустройством земельного участка, то есть составной частью данного земельного участка., суд находит ошибочным.
Суд обращает внимание, что ГАУИО «Экспертиза» не обладает правом официального толкования норм законодательства Российской Федерации, письма ГАУИО «Экспертиза» не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве обязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
ГАУИО «Экспертиза» уполномочено осуществлять государственную экспертизу проектной документации в части оценки достоверности определения сметной стоимости реализации мероприятий.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства.
Согласно позиции Министерства строительства и жилищного-коммунального хозяйства Российской Федерации организация освещения является мероприятием по благоустройству территорий, а не мероприятием по проведению капитального ремонта (письмо от 01.11.2022г. № 57278-ОД/08).
В соответствии с пунктами 10, 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Благоустройство территории – деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
В соответствии с пунктом 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В соответствии с частью 2 статьи 45.1 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать в том числе вопросы организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений.
Приказом Министерства строительства и жилищного-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10.07.2020г. № 374/пр утвержден «Классификатор объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям (для целей архитектурно-строительного проектирования и ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства» (далее – приказ № 374/пр)).
Согласно приказу № 374/пр площадки спортивные, школьные стадионы (объекты среднего образования), стадионы (в том числе, сооружение открытого стадиона) относятся к объектам капитального строительства.
Более того, в ходе контрольных мероприятий Министерством не определена принадлежность спортивных площадок (стадионов) к общеобразовательным организациям.
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип эффективности использования бюджетных средств, означающий, что участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Результатом использования субсидий является проведение капитального ремонта спортивных площадок (стадионов) муниципальных общеобразовательных организаций, а заключение истцом контрактов на «Благоустройство» свидетельствует о нецелевом использовании денежных средств.
Таким образом, Министерство, по мнению суда, пришло к обоснованному выводу о том, что в нарушение статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации заявителем допущено нецелевое использование средств в сумме 2 250 000 рублей.
В целях недопущения нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и недопущения более крупного ущерба бюджету Иркутской области, Министерство приостановило предоставление субсидии.
19 августа 2022 года министерством в адрес ответчика было направлено письмо № 02-55-8872/22 о необходимости возврата денежных средств в целях соблюдения бюджетного законодательства.
Частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Суд обращает внимание, что таким правовым актом является Положение, в котором четко определены цели предоставления субсидии.
Согласно части 3 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению, или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов.
Согласно части 1 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная мера принуждения применяется на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
Согласно статье 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации на территории Иркутской области внутренний финансовый контроль осуществляет служба государственного финансового контроля, внешний государственный контроль осуществляет контрольно-счетная палата Иркутской области.
Для принятия мер по осуществлению возврата денежных средств в целях соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации Министерством направлена соответствующая информация в службу государственного финансового контроля Иркутской области, контрольно-счетную палату Иркутской области, прокуратуру Иркутской области.
В ходе судебного разбирательства определением суда Контрольно-счетная палата Иркутской области привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
Как следует из материалов дела, в соответствии с планом деятельности КСП области на 2023 год, распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты Иркутской области от 07.02.2023г. № 8-П (с изменением от 10.03.2023 № 16-П) проведено контрольное мероприятие «Проверка эффективности планирования, законности и результативности использования бюджетных средств в 2022 году - истекшем периоде 2023 года на реализацию мероприятий по проведению капитального ремонта спортивных площадок (стадионов) муниципальных общеобразовательных организаций», в рамках которого в муниципальном образовании «город Саянск» проведена проверка в администрации муниципального образования и встречная проверка в подведомственном учреждении МУ «Служба подготовки и обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования «город Саянск», являвшимся непосредственным исполнителем мероприятий (распоряжение о проведении встречной проверки № 18-П от 17.02.2023г.).
Контрольно-счетной палатой Иркутской области в ходе проведения проверки выявлен ряд нарушений законодательства, в том числе, выявлен факт нецелевого расходования субсидии из областного бюджета, целью предоставления которой являлось проведение капитального ремонта спортивных площадок (стадионов) муниципальных общеобразовательных организаций, расположенных на территории городских округов.
В муниципальном образовании был принят правовой акт в форме постановления Администрации г. Саянска от 04.05.2022г. № 110-37-531-22 «О принятии расходных обязательств по проведению капитальных ремонтов спортивных площадок (стадионов) муниципальных общеобразовательных организаций на 2022 год в городском округе муниципального образования город Саянск Иркутской области» (далее-постановление) со ссылкой на статью 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 06.10.2003г. № 31-ФЗ, статью 38 Устава Муниципального образования.
Постановлением принято расходное обязательство по проведению капитального ремонта спортивных площадок (стадионов) муниципальных общеобразовательных организаций в сумме 6 300 000 руб., в том числе, из средств областного бюджета в сумме 5 605 000 руб., софинансирование из средств местного бюджета в сумме 695 000 руб. Управлению по финансам и налогам Администрации МО поручено подготовить проект Решения Думы г. Саянска о внесении изменений и дополнений в местный бюджет.
В местном бюджете бюджетные ассигнования на реализацию мероприятия предусмотрены при внесении изменений в него Решением Думы г. Саянска от 30.06.2022г. главному распорядителю бюджетных средств - Службе градостроительной деятельности по кодам бюджетной классификации расходов местного бюджета: код ведомства 908 «Муниципальное учреждение «Служба подготовки и обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования «город Саянск», раздел 07, подраздел 02, КЦСР 01201S2929 «Проведение капитальных ремонтов спортивных площадок (стадионов) муниципальных общеобразовательных организаций» в рамках расходов на реализацию подпрограммы «Развитие общего образования» муниципальной программы «Развитие образования» города Саянска; КВР 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества» в сумме 6 300,0 тыс. р. с указанием объема ассигнований по источникам финансирования: областной бюджет - 5 605 000 руб., местный бюджет – 695 000 руб.
Решением Думы от 22.12.2022г. № 81-67-22-22 «О внесении изменений и дополнений в решение Думы от 23.12.2021г. № 71-67-21-72 «О местном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» объем ассигнований на реализацию мероприятия уменьшен до 6 163 000 руб., в том числе за счет средств областного бюджета - 5 605 000 руб., местного бюджета – 558 000 руб.
Уточненные бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в объеме 6 300 000 руб. Управлением по финансам Администрации МО доведены Службе градостроительной деятельности уведомлением от 30.06.2022г. по кодам, предусмотренным местным бюджетом: раздел/подраздел 0702, КЦСР 01201S2929 «Проведение капитальных ремонтов спортивных площадок (стадионов) муниципальных общеобразовательных организаций»; КВР 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества», подстатья расходов (КОСГУ) 226 «Прочие расходы, услуги», доп. Эк 8023001 «Капитальный ремонт учреждений образования».
Таким образом, бюджетные ассигнования, источником финансового обеспечения которых являлись средства областного бюджета в форме целевой субсидии, на всех этапах бюджетного процесса имели целевое назначение - на проведение капитальных ремонтов спортивных площадок (стадионов) муниципальных образовательных организаций. Иными словами бюджетные средства были выделены в целях обеспечения надлежащего содержания и эксплуатации существующих объектов для функционирования образовательных учреждений, что обеспечивается необходимым ремонтом зданий и сооружений с учетом потребности.
Согласно пункту 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) представляет собой замену и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.
Целью капитального ремонта является устранение физического и морального износа объекта капитального строительства, восстановление утраченных первоначальные технических характеристик (пункт 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, Письмо Минстроя России от 27.02.2018г. № 7026-АС/08).
Площадки спортивные, школьные стадионы (объекты среднего образования), стадионы (в том числе, сооружение открытого стадиона) относятся к объектам капитального строительства, что следует из Классификатора объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям (для целей архитектурно-строительного проектирования и ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищного-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10.07.2020г. № 374/пр (далее - приказ № 374/пр).
Согласно части 7 статьи 2 Федерального закона от 04.12.2007г. №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» объект спорта должен представлять собой объект недвижимого имущества или единый недвижимый комплекс, предназначенные для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, в том числе спортивное сооружение, являющееся объектом недвижимого имущества.
Расходование бюджетных ассигнований, доведенных Службе градостроительной деятельности уведомлением от 30.06.2022г. по кодам КЦСР 01201S2929 «Проведение капитальных ремонтов спортивных площадок (стадионов) муниципальных общеобразовательных организаций»; КВР 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества», подстатья расходов (КОСГУ) 226 «Прочие расходы, услуги», доп. Эк 8023001 «Капитальный ремонт учреждений образования», предполагает наличие у получателя бюджетных средств объектов - спортивных площадок (стадионов) муниципальных общеобразовательных организаций.
Как показали проведенные Контрольно-счетной палатой Иркутской области проверки в муниципальном образовании «город Саянск», на момент предоставления и использования субсидии из областного бюджета спортивные площадки (стадионы) как объекты капитального строительства отсутствовали как у общеобразовательных организаций, так и у исполнителя мероприятий Службы градостроительной деятельности. Служба градостроительной деятельности не была наделена таким имуществом на праве оперативного управления, что следует также из данных бухгалтерского учета, где спортивные площадки (стадионы) в составе основных средств на балансе учреждения отсутствовали.
В муниципальном образовании «город Саянск» под стадионами понимались земельные участки, на которых в 2018-2019г.г. было проведено обследование и установлено отсутствие освещения.
На основании постановлений Администрации МО в 2020-2021 годах земельные участки были предоставлены школам в постоянное бессрочное пользование и объединены с имеющимися у них на тот момент земельными участками с назначением разрешенного использования - дошкольное, начальное и среднее общее образование.
Согласно постановлениям Администрации МО от 07.06.2022г., от 08.06.2022г. земельные участки, которые ранее (в 2020 году) были объединены и закреплены за МОУ СОШ №№ 2, 3, 4, 5, 6, вновь были разделены с образованием новых участков с тем же видом разрешенного использования: дошкольное, начальное и среднее общее образование.
Постановлениями Администрации МО от 16.06.2022г., от 17.06.2022г. право постоянного (бессрочного) пользования школ на новые земельные участки прекращено на основании заявлений директоров школ.
Между муниципальным образованием в лице Комитета по управлению имуществом Администрации МО и Службой градостроительной деятельности 22.06.2022г. заключены договоры безвозмездного пользования земельными участками с разрешенным использованием «дошкольное, начальное и среднее образование» без указания целевого назначения.
По актам сдачи-приемки от 22.06.2022г. земельные участки были предоставлены Службе градостроительной деятельности на период с 22.06.2022г. по 21.05.2023г. (до одного года).
Правовые основания закрепления земельных участков за Службой градостроительной деятельности на праве безвозмездного пользования отсутствовали, поскольку разрешенное использование земельных участков «дошкольное, начальное и среднее образование» не соответствовало целям, предмету и видам деятельности Службы. Уставом учреждения не предусмотрено наделение его земельными участками.
В бухгалтерском учете Службы градостроительной деятельности переданные по договорам безвозмездного пользования земельные участки учитывались на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» в условной оценке (1 руб.)
По результатам электронного аукциона между Службой градостроительной деятельности и ООО «Управление энергосбережения» заключен муниципальный контракт от 11.07.2022г. № Р/2022-052 предметом которого предусмотрено благоустройство школьных стадионов с наружным освещением в микрорайонах Олимпийский, Юбилейный, в районе домов № 62, 63, Центральный, Строителей, Солнечный г. Саянска.
Цена контракта составила 5 073,2 тыс. р. (с НДС), срок выполнения работ по контракту определен с даты заключения контракта до 01 октября 2022 года.
Таким образом, вопреки целевому назначению бюджетных ассигнований, доведенных до Службы градостроительной деятельности, муниципальный контракт предусматривал благоустройство школьных стадионов.
По условиям контракта подрядчик обязуется выполнить работы по благоустройству стадионов в объеме, установленном технической документацией (приложение №1 к Контракту).
Локальными сметными расчетами, ведомостями объемов работ по благоустройству стадионов с освещением, включенными в приложение №1 к контракту, предусмотрены:
демонтажные и подготовительные работы: демонтаж опор и кабеля в земле и стойках опор освещения; демонтаж светильников с лампами; разборка бортовых камней на бетонном основании, разборка покрытий и оснований асфальтобетонных; разработка грунта вручную в траншеях глубиной до 2 м; подготовка почвы для устройства газона, посев газона и др.;
электромонтажные работы: бурение ям, установка стальных конструкций, остающихся в теле бетона; устройство монолитньгк железобетонных фундаментов из привозного тяжелого бетона; установка опор; монтаж кронштейнов; установка автоматических выключателей, снятых перед транспортировкой; монтаж заземлителей; затягивание проводов в проложенные трубы и металлические рукава; прокладка труб гофрированных ПВХ для защиты проводов и кабелей; прокладка проводов и кабелей в коробах; монтаж коробок ответвительных на стене и др.;
пусконаладочные работы: проверка наличия цепи между заземлителями и заземленными элементами; измерение сопротивления изоляции (на линию) мегаомметром кабельных и других линий напряжением до 1 кВ, предназначенных для передачи электроэнергии к распределительным устройствам, щитам, шкафам, коммутационным аппаратам и электропотребителям; замер полного сопротивления цепи «фаза-нуль»; измерение сопротивления изоляции мегаомметром: электрооборудования и электроаппаратов; измерение сопротивления растеканию тока: контура заземлителя и др.
За выполненные работы подрядчику перечислен аванс в соответствии с условиями контракта: платежным поручением от 29.07.2022г. № 17547 в сумме 2 526,4 тыс. р. (в том числе, за счет субсидии из областного бюджета - 2 250,0 тыс. р.).
Согласно актам от 01.10.2022г. №№ 1-11 о приемке выполненных работ (ф. КС-2) работы выполнены в установленный срок и приняты Службой градостроительной деятельности на сумму 5 073,2 тыс. р.
Задолженность Службы по оплате за выполненные подрядчиком работы на 01.01.2023г. составила 2 546,8 тыс. р., что подтверждено актом сверки взаимных расчетов от 09.01.2023г. по муниципальному контракту от 11.07.2022г. № Р/2022-052.
Результатом выполнения работ по муниципальному контракту от 11.07.2022г. № Р/2022-052 стало создание объектов наружного освещения, являющихся объектами недвижимого имущества. На созданные объекты - сооружения энергетики «наружное освещение стадионов» 21.10.2022г. зарегистрировано право муниципальной собственности.
Создание объектов недвижимости свидетельствует о том, что осуществлены капитальные вложения в объекты муниципальной собственности. Между тем, код вида расходов, по которому субсидия из областного бюджета предоставлена муниципальному образованию 521 «Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности», не предполагает осуществление капитальных вложений, исключал право на осуществление расходов на создание объектов муниципальной собственности.
При этом, в бухгалтерском учете учреждения затраты на создание объектов основных средств отражены без учета требований соответствующих правовых актов.
Кроме того, созданные Службой градостроительной деятельности объекты -сооружения энергетики, не были приняты на учет ни на забалансовый счет, ни на балансовый счет.
Объекты недвижимости «Сооружения энергетики» на основании постановления Администрации города Саянска от 07.11.2022г. № 110-37-1255-22 оприходованы в казну муниципального образования на счет 108.51 «Нефинансовые активы, составляющие казну (недвижимое имущество)».
Постановлениями Администрации МО объекты недвижимости изъяты из казны и переданы муниципальным общеобразовательным организациям с закреплением за ними на праве оперативного управления.
В общеобразовательных организациях объекты наружного освещения стадионов на основании постановлений Администрации МО, актов о приеме-передачи объектов нефинансовых активов приняты к бухгалтерскому учету на счете 101.12 «Нежилые помещения (здания и сооружения) - недвижимое имущество учреждения»; на каждый объект наружного освещения стадионов заведена инвентарная карточка, присвоен инвентарный номер.
Созданные объекты наружного освещения переданы на балансы школ, как вновь созданные сооружения электроэнергетики. Объекты наружного освещения вышеуказанных земельных участков на момент изъятия земельных участков из пользования общеобразовательных организаций и передачи Службе градостроительной деятельности на балансе школ не числились.
Право безвозмездного пользования Службой градостроительной деятельности земельными участками прекращено после завершения работ по благоустройству школьных стадионов с наружным освещением (01.10.2022г.) расторжением договоров безвозмездного пользования земельными участками по соглашению сторон от 12.10.2022г.
Земельные участки вновь предоставлены общеобразовательным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В ходе проверок с выездом в г. Саянск проведен визуальный осмотр земельных участков при участии уполномоченных представителей Администрации МО (акт от 20.02.2023г. № 15-ао), который показал, что школьные стадионы представляют собой земельные участки, на которых не имеется инженерно-строительных сооружений, за исключением наружного освещения (стальные опоры со светильниками, кронштейнами), установлены отдельные объекты спортивного оборудования.
На момент проведения осмотра земельные участки были покрыты снегом ввиду погодных условий, в связи с чем, не представилось возможным установить, имеется ли на них какое-либо покрытие.
Инженерно-строительных объектов, предназначенных для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, каковыми по определению являются спортивные сооружения при осмотре не выявлено.
Земельные участки, называемые школьными стадионами, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании муниципальных общеобразовательных организаций, на территории которых смонтировано наружное освещение за счет средств субсидии, предоставленной из областного бюджета на софинансирование мероприятий по проведению капитального ремонта спортивных площадок (стадионов) общеобразовательных организаций в 2022 году, спортивными площадками (стадионами) не являются.
Более подробно результаты проверок в Администрации муниципального образования и Службе градостроительной деятельности изложены в актах проверок от 24.03.2023г. №№ 24/14-а, 24/5-ав.
Таким образом, как следует из изложенного, средства субсидии, фактически предоставленные из областного бюджета муниципальному образованию «город Саянск» в объеме 2 250 000 руб. с целевым назначением на проведение капитального ремонта спортивных площадок (стадионов) общеобразовательных организаций использованы на иные цели - на благоустройство земельных участков, используемых в качестве стадионов, с созданием объектов недвижимости - сооружений наружного освещения, то есть на цели, не соответствующие целям, определенным Законом об областном бюджете на 2022 год, Положением № 127-пп, Соглашением о предоставлении субсидии, лимитам бюджетных обязательств, доведенным до Службы градостроительной деятельности.
Поскольку условия выдачи субсидии в соответствии с соглашением Муниципальным казенным учреждением «Администрация городского округа муниципального образования «город Саянск» не соблюдены, то в соответствии с условиями предоставления субсидий оснований для взыскания не имеется.
Всем существенным доводам заявителя судом дана соответствующая оценка. Иные доводы и пояснения заявителя судом рассмотрены и оценены, однако на выводы суда не влияют.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи с соблюдением статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает заявленные требования Муниципального казенного учреждения «Администрация городского округа муниципального образования «город Саянск» о взыскании с Министерства образования Иркутской области субсидии из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области на реализацию мероприятий по проведению капитального ремонта спортивных площадок (стадионов) муниципальных общеобразовательных организаций, расположенных на территории городских округов Иркутской области в 2022 году в размере 2 265 106 руб. 06 коп. удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца, который в силу подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет», по адресу: https://kad.arbitr.ru/.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия решения на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.
Судья Л.А. Куклина