АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-219/2014
« 31 » июля 2014 г.
Резолютивная часть решения объявлена 28 июля 2014 г.
Полный текст решения изготовлен 31 июля 2014 г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Козловой Е.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия «Водоканал» г. Иркутска (ОГРН 1033801541905, ИНН 3807000276, место нахождения: 664081, г. Иркутск, ул. Станиславского, 2)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска (ОГРН 1043841003832, ИНН 3808114244, место нахождения: 664011, г. Иркутск, ул. Свердлова, 28)
о признании незаконным решения от 04.07.2013 № 08-30/51208-73 в части,
при участии в судебном заседании представителей
от заявителя: Черемных Е.Н., доверенность № И-14-03370 от 04.07.2014, паспорт; Любенкова Е.С., доверенность № И-14-03369 от 04.07.2014, паспорт;
от налогового органа : Яненко И.А., доверенность от 01.07.2014 № 14-09/010948; Волколуп Н.А., доверенность от 30.12.2013 № 14-09/024251;
установил:
Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» г. Иркутска (далее – МУП «Водоканал») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска о признании незаконным решения от 04.07.2013 № 08-30/51208-73 в части предложения уплатить недоимку по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2012 в сумме 85 164 руб. (пункт 2.1 резолютивной части решения) предложения внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета по недоимке по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2012 в сумме 85 164 руб. (пункт 3 резолютивной части решения).
Представители МУП «Водоканал» в судебном заседании заявленные требования в уточненном виде поддержали.
Представители Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска в судебном заседании заявленные требования не признали, поддержав позицию, изложенную в отзыве.
Из материалов дела следует, что Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска проведена камеральная налоговая проверка уточненного налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2012, представленного МУП «Водоканал» 11.02.2013, в ходе которой установлено, что налогоплательщиком неправомерно применена налоговая льгота, установленная пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса РФ, в отношении имущества, указанного в приложении № 1 к акту.
По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки от 27.05.2013 № 08-29/39004-54, возражений налогоплательщика заместителем руководителя налоговой инспекции вынесено решение от 04.07.2013 № 08-30/51208-73 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», согласно которому в привлечении МУП «Водоканал» к налоговой ответственности отказано на основании статьи 109 Налогового кодекса РФ. Предприятию предложено уплатить недоимку по налогу на имущество организаций по сроку уплаты 30.10.2012 в сумме 7 128 054 руб. и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 19.09.2013 № 26-12/014769, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционных жалоб МУП «Водоканал», решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска от 04.07.2013 № 08-30/51208-73 оставлено без изменения и утверждено.
Не согласившись с решением Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска от 04.07.2013 № 08-30/51208-73 в оспариваемой части, МУП «Водоканал» обратилось в суд с настоящим заявлением.
В судебном заседании 22.07.2014, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ, был объявлен перерыв до 15 часов 28.07.2014. После перерыва в судебное заседание явились представители сторон.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Положениями пункта 1 статьи 56 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 11 статьи 381 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) освобождаются от налогообложения организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Перечень имущества, относящегося к объектам, поименованным в пункте 11 статьи 381 НК РФ, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504 «О Перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций» (далее - Перечень № 504).
В названном Перечне указан код ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов) и наименование имущественного объекта. Кроме того, Перечень содержит графу «Примечание», в котором имеется краткая характеристика имущественных объектов.
Объектом классификации материальных основных фондов в соответствии с ОКОФ является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.
При этом структура кодов ОКОФ состоит из: X0 0000000 - раздел, XX 0000000 - подраздел, XX XXXX000 - класс, XX XXXX0XX - подкласс, XX ХХХХХХХ - вид.
Поэтому в соответствии с Перечнем подлежит льготированию имущественный объект, код которого по ОКОФ содержится в Перечне, с учетом иерархической структуры кодов (если иное не указано в самом Перечне).
Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в Перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе «Примечание», состав имущественных объектов которой является закрытым.
В связи с тем, что коды объектов основных средств по ОКОФ являются более детализированными, чем указанные в Перечне, определение льготируемого имущества, относящегося к соответствующему разделу Перечня, в случае несовпадения инвентарного кода объекта по ОКОФ с кодом ОКОФ, указанным в Перечне, производится по совпадению фактического наименования имущества с примечаниями Перечня, а также, если в соответствии с проектно-сметной документацией на объект, данное имущество является неотъемлемой технологической частью объекта, код по ОКОФ которого включен в Перечень, и соответствует основным понятиям, определенным в ОКОФ, и признакам целевого назначения группировок объектов ОКОФ.
В письме Министерства финансов Российской Федерации от 13.07.2006 № 03-06-01-04/143 разъяснено, что объектом классификации материальных основных фондов в Общероссийском классификаторе основных фондов (ОКОФ) является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов. Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения).
Право на применение льготы законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов обложения налогом на имущество, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (в инвентарных карточках). ОКОФ применяется для выполнения статистических задач, а не регулирует вопросы налогообложения. При этом само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в Перечне, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение льготы в отношении данного имущества.
Таким образом, право на налоговую льготу возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий: 1) имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в пункте 11 статьи 381 Налогового кодекса РФ; 2) имущество поименовано в Перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации; 3) имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Основанием для применения указанной льготы в рассматриваемом деле является, по мнению заявителя, наличие у него линий энергопередачи и (или) сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью. К таковым налогоплательщик относит тепловые сети, переданные МУП «Водоканал» г. Иркутскана праве хозяйственного ведения на основании распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку Администрации г. Иркутска № 504-02-2884/12 от 10.07.2012.
Факт нахождения тепловых сетей на балансе налогоплательщика в качестве объектов основных средств подтверждается актами о приеме-передаче здания (сооружения) от 26 сентября 2012, инвентарными карточками учета объекта основных средств от 30.09.2012, и не оспаривается налоговым органом.
Как следует из материалов дела, при исчислении налога на имущество предприятие в уточненном налоговом расчете по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2012, представленном 11.02.2013, включило в состав льготируемого имущества по кодам льготы 2010237, 2010238 (магистральные трубопроводы и линии энергопередачи, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов) следующие объекты основных средств:
- водопроводно-насосные станции (ВНС) и канализационно-насосные станции (КНС), блок воздуходувной насосной станции (БВНС), воздуходувка, здания ВНС, ГКНС, здание канализационно-напорных станций, насосная станция канал. первичных отстойников, насосная станция первичных отстойников, трансформаторные, водозабор, трансформаторная подстанция, водозабор, котельные (ОКОФ 11 4521012);
- воздуходувки, турбокомпрессоры воздушные, шкафы управления эл.двигателем (ОКОФ 14 2912020);
- внеплощадочные водопроводы, водоводы, водопроводы, выпуски сточных вод, канализационный коллектор, коллекторы, напорные коллекторы, напорные трубопроводы, перемычка между существующими водоводами, резервный дюкер, С/В, С/К, КНС, магистральный в/д (14 2911090);
- силовые трансформаторы, трансформаторы (14 3120010);
- выносные тепловые пункты, здание теплового пункта (11 4527393);
- теплосети (12 4526525);
- компрессор для промывки трубопровода, компрессорная станция ПВ-10 (14 2912139);
- воздуходувки (14 2912134);
- компрессорная станция ПВ-5,25 (14 2912000);
- турбокомпрессоры воздушные (14 2912135);
- распределительные устройства (14 3120160).
По результатам камеральной проверки налоговым органом подтверждена льгота в отношении ряда имущества: котельная, трансформаторная подстанция, воздуходувка, распределительное устройство, трансформаторы, турбокомпрессоры и пр. (приложение №1 к акту проверки «Реестры основных средств, подлежащих льготированию», том 7).
В остальной части налоговым органом отказано в применении льготы при исчислении налога на имущество по мотиву того, что имущество, заявленное в составе льготируемого, не входит в Перечень и не является неотъемлемой технологической частью тепловых магистральных сетей, не является зданиями электрических и тепловых сетей.
В рассматриваемом деле заявитель оспаривает неприменение льготы в отношении такого имущества как сети тепловые, и соответственно, сумму доначисленного налога на имущество, приходящегося на данное имущество, в размере 85 164 руб. (уточнение исковых требований с приложением, том 1, л.д.132-139).
Согласно пояснениям представителей заявителя техническая документация на тепловые сети у МУП «Водоканал» г. Иркутска отсутствует по причине того, что данные объекты изначально не принадлежали предприятию. На балансе заявителя они оказались с сентября 2012 года в результате передачи их на праве хозяйственного ведения предприятию от муниципального образования г.Иркутск. До этого спорные объекты (тепловые сети) не были закреплены на каком- либо вещном праве за каким-либо хозяйствующим субъектом.
В составе Перечня имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций и утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504, в том числе поименовано:
имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью.
К линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, вышеназванный Перечень относит, помимо прочего, следующее имущество:
- код 12 4521126, сеть тепловая магистральная: трубопровод и его детали с теплоизоляцией, камера с запорной и регулирующей арматурой, контрольно-измерительными приборами, электросиловым управляющим оборудованием, средствами автоматики и телемеханики, вентиляцией, средствами пожаротушения, дренажные насосные станции, дюкер и элементы сети тепловой магистральной.
Следовательно, понятие "сеть тепловая магистральная" в рассматриваемом случае является ключевым для решения вопроса об отнесения трубопровода, а также сооружений, являющихся ее неотъемлемой технологической частью к имуществу, в отношении которого предприятие может воспользоваться льготой.
Включение имущества в Перечень осуществлялось на основе признания его в соответствии с отраслевыми стандартами и техническими условиями, одним из перечисленных в пункте 11 статьи 381 Налогового кодекса РФ объектов или его конструктивным элементом, а также сооружением, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, с учетом назначения (принадлежности) и выполняемых функций.
В силу пункта 1 статьи 11 НК РФ понятия и термины гражданского законодательства, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этой отрасли законодательства, если НК РФ не предусматривает иное.Определение понятия «сеть тепловая магистральная» в налоговом законодательстве отсутствует, следовательно, в силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации для уяснения соответствующих терминов необходимо руководствоваться положениями СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети», утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 24.06.2003 № 110.
Согласно Письму Министерства регионального развития Российской Федерации 25.09.2009 №31531-ИП/08 «О применении строительных норм и правил» СНиП 41-02-2003 Тепловые сети» подлежит обязательному исполнению в порядке, определенном статей 46 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании».
В пункте 4.1 (раздел 4 «Классификация») СНиПа 41-02-2003 определено, что тепловые сети подразделяются на магистральные, распределительные, квартальные и ответвления магистральных и распределительных тепловых сетей к отдельным зданиям и сооружениям.
Следует учитывать, что Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.06.2012 №280 утверждена и введена в действие актуализированная редакция данного документа - «Свод правил СП 124.13330.2012 «СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети».
При этом пункт 4.1 Свода Правил - актуализированных СНиП, полностью идентичен по своему содержанию пункту 4.1. СНиПа 41-02-2003.
Согласно пункту 1 Приказа Минрегиона России от 30.06.2012 № 280 свод правил СП 124.13330.2012 "СНиП 41-02-2003 "Тепловые сети» утвержден и введен в действие с 01.01.2013.
В пункте 1.5. Свода правил СП 124.13330.2012 «СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети" определено, что «настоящий свод правил следует соблюдать при проектировании новых и конструкции, модернизации и техническом перевооружении и капитальном ремонте существующих тепловых сетей (включая сооружения на тепловых сетях)».
Актуализированный Свод правил, не меняя действия СНиПа 41-02-2003 «Тепловые сети», конкретизирует и дает более точные понятия в области строительства тепловых сетей.
Так, ранее указав только классификацию тепловых сетей (деление на магистральные, распределительные, квартальные, ответвления), законодатель в актуализированном Своде правил конкретизировал и раскрыл понятия магистральных, распределительных, квартальных и иных тепловых сетей, описав их отличие, основные элементы, особенность расположения и т.д.
Согласно пункту 3.6 Свода правил СП 124.13330.2012 «СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети» магистральные тепловые сети - это тепловые сети (со всеми сопутствующими конструкциями и сооружениями), транспортирующие горячую воду, пар, конденсат водяного пара, от выходной запорной арматуры (исключая ее) источника теплоты до первой запорной арматуры (включая ее) в тепловых пунктах.
В соответствии с пунктом 3.7 Свода правил СП 124.13330.2012 «СНиП 41-02-2003 Тепловые сети» распределительные тепловые - тепловые сети от тепловых пунктов до зданий, сооружений, в том числе от ЦТП до ИТП.
Согласно пункту 3.8 Свода правил СП 124.13330.2012 «СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети» квартальные тепловые сети - распределительные тепловые сети внутри кварталов городской застройки (называются по территориальному признаку).
В соответствии с пунктом 3.9 Свода правил СП 124.13330.2012 «СНиП 41-02-2003 Тепловые сети» ответвление - участок тепловой сети, непосредственно присоединяющий тепловой пункт к магистральным тепловым сетям или отдельное здание и сооружение к распределительным тепловым сетям.
В соответствии с пунктом 3.12 Свода правил СП 124.13330.2012 «СНиП 41-02-2003 Тепловые сети» тепловой пункт - сооружение с комплектом оборудования, позволяющее изменить температурный и гидравлический режимы теплоносителя, обеспечить учет и регулирование расхода тепловой энергии и теплоносителя. Тепловые пункты подразделяются на индивидуальные и центральные. Практически аналогичное понятие теплового пункта приведено в Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утв. Приказом Госстроя РФ от 13.12.2000 N 285, "тепловой пункт" - совокупность устройств, предназначенных для присоединения к тепловым сетям систем отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, горячего водоснабжения и технологических теплоиспользующих установок промышленных и сельскохозяйственных предприятий, жилых и общественных зданий (индивидуальные - для присоединения систем теплопотребления одного здания или его части; центральные - то же, двух зданий или более) (пункт 1.9).
Следовательно, с учетом нормативно определенной иерархии тепловых сетей (магистральные тепловые сети, распределительные, квартальные и иные) и прямого указания на сети тепловые магистральные в пункте 11 статьи 381 НК РФ и в Перечне № 504, заявитель в силу положений статьи 65 АПК РФ, как налогоплательщик, претендующий на применение льготы, должен доказать наличие у него на балансе имущества, относящегося к сетям тепловым магистральным, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью сетей тепловых магистральных.
Техническая документация на тепловые сети не представлена. Сопоставление же представленных технических паспортов и инвентарных карточек льготируемого имущества с данными, содержащимися в Перечне № 504, указывают на то, что заявленное в качестве льготируемого имущество не входит в Перечень № 504 и не является неотъемлемой технологической частью тепловых магистральных сетей.
Так, из технического паспорта на подземные тепловые сети по адресу: г.Иркутск, ул.Лермонтова,82, следует, что сооружение представляет собою стальной трубопровод диаметром 200-250 мм, с задвижками и люком, общей протяженностью 111,46 пог.м. Из технического паспорта на теплосеть по адресу: г.Иркутск, микрорайон Университетский, следует, что протяженность трассы (стальной трубопровод)- 1790,7 пог.м., диаметр труб различен ( 76 мм, 79 мм., 100мм, 150 мм, 219 мм.). В составе объекта имеются колодцы, камеры, компенсаторы, вводы, задвижки. Из технического паспорта на теплосеть по адресу: г.Иркутск, Свердловский район, ул.Мухина следует, что объект представляет собою подземную двухтрубную тепловую сеть протяженностью 199,61м., и тепловые камеры из монолитного железобетона в количестве 4 шт., и т.п. (том 23.л.д.48-102).
Таким образом, спорные объекты - это сооружения, представляющие собою систему трубопроводов, колодцев, камер, задвижек и пр. На данные сооружения зарегистрировано право хозяйственного ведения (том 23.л.д.103-109). Доказательства того, что спорные объекты зарегистрированы в органах технической инвентаризации и в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество в составе сложного имущественного объекта (магистральной тепловой сети) как его неотъемлемая часть, в материалах дела отсутствуют.
Напротив, каждый спорный объект (тепловая сеть) зарегистрирован отдельно, вне состава какого-либо сложного имущественного комплекса, в данном случае – сети тепловой магистральной.
На схемах в представленных технических паспортах теплосети отражены в виде линейных отрезков, отходящих от иных линейных объектов, и подведенных к зданиям, сооружениям (потребителям тепловой энергии).
Соответственно, в данном случае предприятие претендует на льготное налогообложение трубопроводов, которые предназначены для транспортировки теплоносителя от точек присоединения трубопроводов заявителя к иным трубопроводам (распределительным, магистральным тепловым сетям) до зданий, сооружений.
Доказательств того, что тепловые сети, находящиеся на балансе у предприятия, представляют собою устройства от выходной запорной арматуры (исключая ее) источника теплоты (устройство, предназначенное для производства тепловой энергии) до первой запорной арматуры (включая ее) в тепловых пунктах заявителем в материалы дела не представлено.
Как следует из системного толкования положений Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и СНиПа 41-02-2003 источником тепла для тепловых пунктов служат теплогенерирующие предприятия. Тепловой пункт соединяется с источниками и потребителями тепла посредством тепловых сетей. Тепловые сети подразделяются на первичные магистральные теплосети, соединяющие тепловой пункт с теплогенерирующими предприятиями, и вторичные (разводящие) теплосети, соединяющие тепловые пункты с конечными потребителями.
Из представленных в материалы дела документов и пояснений самого налогоплательщика (письмо МУП «Водоканал» г.Иркутска от 12.07.2013 №11-13-01429, том 1,л.д.103-104) следует, что на балансе предприятия находятся тепловые сети, относящиеся к ответвлениям, т.е. вторичные теплосети.
Таким образом, тепловые сети, находящиеся на балансе у предприятия, не являются магистральными, равно как и отсутствуют основания для отнесения данных тепловых сетей к имуществу, являющемуся составной неотъемлемой частью объекта, код которого по ОКОФ непосредственно назван в Перечне имущества, указанном в Постановлении N 504.
В материалы дела не представлено документального подтверждения наличия у заявителя на балансе сети тепловой магистральной в виде сооружений: трубопровода и его деталей с теплоизоляцией, камер с запорной и регулирующей арматурой, контрольно-измерительными приборами, электросиловым управляющим оборудованием, средствами автоматики и телемеханики, вентиляцией, средствами пожаротушения, дренажными насосными станциями, дюкером и элементов сети тепловой магистральной.
Правовых оснований для отнесения сооружений в виде трубопроводов налогоплательщика к элементам сети тепловой магистральной не усматривается как ввиду отсутствия документального подтверждения такого факта, так и ввиду того, что в силу пункта 1.8 ГОСТа 21.605-82 «Сети тепловые (Тепломеханическая часть)» к элементам сетей отнесены: узлы трубопроводов (места с ответвлениями, секционирующими задвижками, дренажными устройствами, сальниковыми и волнистыми компенсаторами, опуском труб, пересечениями коммуникаций), компенсаторы, неподвижные опоры, повороты трассы. Принятые обозначения элементов сетей должны быть сохранены в рабочих чертежах, входящих в основные комплекты других марок. В рассматриваемом случае о таких элементах сети тепловой магистральной налогоплательщиком не заявлено.
Тепловые сети заявителя входят в систему коммунальной инфраструктуры города в силу положений пункта 24 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, что не оспаривается сторонами. Вместе с тем, наличие на балансе сетей, технологически связанных с иными сетями инженерно-технического обеспечения, в том числе, с магистральными тепловыми сетями, и участие этих сетей в единой технологической системе теплоснабжения (пункт 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. Постановлением Правительства РФ №83 от 13.02.2006) само по себе не свидетельствует о возможности отнесения этого имущества (трубопроводов) в состав магистральных тепловых сетей, и как следствие, не является доказательством наличия у налогоплательщика льготы по налогу на имущество.
Указанное подтверждается и сложившейся судебной практикой. Так, Федеральный Арбитражный Суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 24.10.2011 по делу №А81—379/2011 указал, что, то обстоятельство, что газопровод и конденсатопровод сообщены с магистральным проводом, не свидетельствует о том, что спорные трубопроводы являются магистральными. Данная правовая позиция поддержана Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации (Определение от 06.03.2012 №ВАС-17057/11).
В силу пункта 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (пункт 2 статьи 71 АПК РФ).
Полно и всесторонне исследовав, и оценив все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд, приходит к выводу об отсутствии у заявителя сети тепловой магистральной, а также сооружений, поименованных в графе «Примечание» к коду ОКОФ 12 4521126 Перечня.
Таким образом, налоговый орган пришел к правильному выводу о том, что в отсутствие документального подтверждения наличия на балансе у предприятия магистральных тепловых сетей и иных сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью таких сетей, самостоятельное присвоение предприятием спорному имуществу кода ОКОФ 12 4521126 не обоснованно, и не свидетельствует о возможности применения к полученному имуществу льготы, предусмотренной пунктом 11 статьи 381 НК РФ.
Налогоплательщик, не освобожденный от доказывания обстоятельств, на которые он ссылается в обоснование своих требований, в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, доказательств, опровергающих выводы налогового органа, не представил.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, заявленные МУП «Водоканал» требования о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска от 04.07.2013 № 08-30/51208-73 в оспариваемой части удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований Муниципального унитарного предприятия «Водоканал» г. Иркутска о признании незаконным в части решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутскаот 04.07.2013 № 08-30/51208-73 отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Н.Г. Позднякова