АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99.
1 судебный состав по рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве):
ул. Дзержинского, д. 36А, 664011, Иркутск; тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761.
Е-mail: info@irkutsk.arbitr.ru; http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-3117/2013
« 04 » июня 2013 г.
Резолютивная часть решения объявлена 28 мая 2013 г.
Решение в полном объеме изготовлено 04 июня 2013 г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маман А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Фармтрейд» (ОГРН 1023801970510, ИНН 3816002520, место нахождения 665268, г. Тулун, ул. Степана Разина, 7а)
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Тулуне и Тулунском районе Иркутской области (ОГРН 1023801970653, ИНН 3816005640, место нахождения: 665268, г. Тулун, ул. Ленина, 7а)
о признании недействительным решения от 14.02.2013 № 048 026 13 РК 0000916 в части,
о признании недействительным требования от 06.12.2012 № 048 026 12 ИД 0001834 в части пункта 4;
при участии в заседании представителей
от истца: Порошин О.Е. – представитель по доверенности от 26.04.2013;
от ответчика: Лемзякова Н.Н. - представитель по доверенности от 17.12.2012 № ЛВ/10749;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Фармтрейд» (далее - ООО «Фармтрейд») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Тулуне и Тулунском районе Иркутской области (далее – УПФР в г.Тулуне и Тулунском районе Иркутской области) о признании недействительным решения от 14.02.2013 № 048 026 13 РК 0000916 в части доначисления страховых взносов в сумме 169 796,67 руб., начисления пени в сумме 4 770,72 руб., привлечения к ответственности по статье 48, пункту 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ в виде штрафов в общей сумме 44 359, 34 руб., признании недействительным пункта 4 требования от 06.12.2012 № 048 026 12 ИД 0001834.
Представитель заявителя в судебном заседании требования о признании недействительными решения и требования Пенсионного фонда в оспариваемой части поддержал.
Представитель УПФР в г.Тулуне и Тулунском районе Иркутской области в судебном заседании требования заявителя не признал, подержав позицию, изложенную в отзыве от 19.04.2013 № ЛВ-09/4368.
ООО «Фармтрейд» зарегистрировано в качестве юридического лица Мэрией города Тулуна 29.08.1996, регистрационный номер 23-96.
04.10.2002 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о данном юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, за № 1023801970510.
Из материалов дела следует, что должностным лицом УПФР в г.Тулуне и Тулунском районе Иркутской области проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов ООО «Фармтрейд» на основе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 3 квартал 2012, представленного обществом 29.10.2012.
В ходе проведения проверки обществу направлено требование от 06.12.2012 № 048 026 12 ИД 0001834 о представлении документов, в котором плательщику страховых взносов предложено в течение 10 дней со дня получения требования представить в орган контроля за уплатой страховых взносов следующие документы:
копия лицензии на осуществление фармацевтической деятельности с приложением;
2) копия декларации по ЕНВД;
3) копии справок об установлении инвалидности на специалистов, в отношении которых применен пониженный тариф страховых взносов, в количестве 4 документов (список на 4 чел. прилагается);
4) копии сертификатов на осуществление фармацевтической деятельности специалистами, в отношении которых применен пониженный тариф страховых взносов, в количестве 52 документов (список на 52 чел. прилагается).
Поскольку по требованию от 06.12.2012 № 048 026 12 ИД 0001834 плательщиком страховых взносов не были представлены сертификаты на осуществление фармацевтической деятельности специалистами, в отношении которых произведен расчет страховых взносов с применением пониженных тарифов, орган Пенсионного фонда сделал вывод о необоснованности применения обществом указанных тарифов в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ). Обществу произведено доначисление страховых взносов в сумме 169 796,67 руб.
Также УПФР в г.Тулуне и Тулунском районе Иркутской области пришло к выводу о неуплате (неполной уплате) страховых взносов в результате неверного применения пониженных тарифов страховых взносов в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ. В разделе 3.1 представленного расчета указаны сведения о физических лицах, являющимся инвалидами I, II и III группы. Плательщиком не произведены расчет и уплата страховых взносов в ФФОМС с выплат данной категории физических лиц. По данному нарушению плательщику страховых взносов доначислены страховые взносы в сумме 4 953,12 руб.
По результатам камеральной проверки Фонд составил акт от 28.12.2012 № 04802630009729, и, рассмотрев материалы проверки и представленные обществом письменные возражения, вынес решение от 14.02.2013 № 048 026 13 РК 0000916 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в соответствии с которым ООО «Фармтрейд» привлечено к ответственности, предусмотренной:
- статьей 48 Закона № 212-ФЗ за отказ или непредставление в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов, в виде штрафа в размере 10 400 руб.;
- пунктом 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов, в виде штрафа в общей сумме 34949,96 руб. (9565,25 руб. (47826,24 руб. * 20 %) – по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, 25384,71 руб. (126923,55 руб. * 20 %) - по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС).
Решением от 14.02.2013 № 048 026 13 РК 0000916 обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 174749,79 руб., том числе: на обязательное пенсионное страхование (на страховую часть трудовой пенсии) в сумме 47826,24 руб., на обязательное медицинское страхование в части ФФОМС в сумме 126923,55 руб., начисленные пени в сумме 4909,88 руб. и штрафы в размере 45349,96 руб.
Не согласившись с решением от 14.02.2013 № 048 026 13 РК 0000916 в части доначисления сумм страховых взносов, начисления пени, привлечения к ответственности за неуплату страховых взносов в связи с неприменением Управлением пониженных тарифов страховых взносов для аптечных организацией (пункт 10 части 1 статьи 58 Закона №212-ФЗ), привлечения к ответственности за непредставление документов, а также с требованием о представлении документов от 06.12.2012 № 048 026 12 ИД 0001834 в части пункта 4, ООО «Фармтрейд» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Обществом не оспаривается решение Пенсионного фонда в части привлечения к ответственности за неуплату сумм страховых взносов в результате неверного применения пониженных тарифов страховых взносов в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, в ФФОМС с выплат, выплачиваемых в пользу инвалидов I, II и III групп, в виде наложения штрафа в размере 990,62 руб., доначисления страховых взносов в ФФОМС в сумме 4953,12 руб., начисления пени в связи с их неуплатой в сумме 139,16 руб. Данные суммы штрафа, пени, начисленные обществу по нарушению, связанному с неуплатой страховых взносов с выплат инвалидам, ответчиком не оспариваются.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предмет судебной проверки и оценки представленных сторонами доказательств определен частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, согласно которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) указанных страховых взносов, также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах, регулируются Законом № 212-ФЗ.
Часть 1 статьи 18 Закона № 212-ФЗ возлагает на плательщиков страховых взносов обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (часть 2 указанной статьи).
Страхователь полагает, что общество вправе применить пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат всем его работникам, поскольку их работа связана с фармацевтической деятельностью организации в целом.
По мнению Пенсионного фонда, общество вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в 2012-2013 г.г. только в отношении выплат и вознаграждений, производимых в пользу работников, получивших высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации и имеющих соответствующий сертификат специалиста.
Таким образом, разногласия по данному спору заключаются в различной оценке сторонами обязанности страхователя обеспечить наличие сертификатов у всех работников общества в случае применения им пониженных тарифов по страховым взносам.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ в переходный период 2011 - 2027 годов для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон № 61-ФЗ) и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, применяются пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
Согласно пункту 35 статьи 4 Закона № 61-ФЗ аптечная организация - это организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Пунктом 33 статьи 4 Закона № 61-ФЗ определено, что фармацевтическая деятельность - это деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Аналогичное понятие дано в пункте 12 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которому фармацевтическая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее фармацевтическую деятельность (организация оптовой торговли лекарственными средствами, аптечная организация).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности» утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, в том числе, аптечными организациями. В соответствии с пунктом 2 данного Положения фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно установленному перечню (приложение к утвержденному Положению), в том числе хранение и перевозку лекарственных средств для медицинского применения и лекарственных препаратов для медицинского применения, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
Системное толкование приведенных правовых норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что фармацевтическая деятельность - это вид предпринимательской деятельности, в рассматриваемом случае - юридического лица, включающий комплекс хозяйственных операций (изготовление, продажа, хранение, перевозка), для осуществления которых, как и для осуществления деятельности в целом, привлекаются не только работники, имеющие фармацевтическое образование и соответствующие иным требованиям 2 части 1 статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», но и работники иной профессиональной специализации.
Следовательно, для возникновения права на применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением ООО «Фармтрейд» фармацевтической деятельности, последнее должно обладать статусом аптечной организации и применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. При этом, хозяйствующий субъект вправе применить пониженный тариф в отношении выплат всем физическим лицам, если их работа связана с фармацевтической деятельностью организации в целом.
В соответствии с Уставом ООО «Фармтрейд», выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности общества является фармацевтическая деятельность, осуществляемая юридическим лицом, в том числе, розничная реализация лекарственных средств.
Общество «Фармтрейд» осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии № ЛО-38-02-000761 от 24.12.2012, уплачивает единый налог на вмененный доход.
Как следует из штатного расписания общества, утвержденного 31.12.2012, количество штатных единиц составляет 61 человек, из которых основной, средний и младший фармацевтический персонал – 56 единиц, вспомогательный персонал – 2 единицы, управление – 3 единицы.
В соответствии с пунктом 10 части 1 и частью 3.4 статьи 58 Закона № 212-ФЗ общество при расчете размера страховых взносов применило тариф, установленный в данной норме, а именно, в Пенсионный фонд – по ставке 20 %, в ФФОМС – по ставке 0 %.
Судом установлено и ответчиком не оспаривается, ООО «Фармтрейд», являясь аптечной организацией, осуществляло только фармацевтическую деятельность, то есть все работники организации как те, кто непосредственно реализует лекарственные средства, так и управленческий, вспомогательный и обслуживающий персонал, без которого невозможно функционирование любой организации, были заняты в этой деятельности.
Соответственно, в силу вышеизложенного, применение пониженного тарифа, установленного пунктом 10 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ в отношении всех работников общества, занятых в осуществлении организацией фармацевтической деятельности, является правомерным.
Согласно статье 48 Закона № 212-ФЗ отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных настоящим Федеральным законом, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
Учитывая, что данной статьей установлена ответственность только за непредставление документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, у общества отсутствовала обязанность по представлению в орган контроля за уплатой страховых взносов сертификатов на осуществление фармацевтической деятельности на всех работников предприятия.
Как установлено арбитражным судом применение пониженных тарифов, установленных пунктом 10 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, не зависит от наличия сертификатов соответствия у работников организации, поскольку льготный режим налогообложения предоставляется плательщику - аптечной организации, а не конкретному работнику.
Ссылка Пенсионного фонда на Письмо Минздравсоцразвития от 13.04.2012 № 19-6/3023271-2288 отклоняется судом, поскольку данное письмо не обладает признаками нормативного документа, не опубликовано в порядке, установленном Указом от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных актов федеральных органов власти».
При указанных обстоятельствах, привлечение общества к ответственности как по пункту 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в связи с применением пониженных тарифов, установленных пунктом 10 части 1 статьи 58 указанного Закона, так и по статье 48 Закона № 212-ФЗ за непредставление документов, наличие которых у страхователя не предусмотрено законом, является незаконным, поскольку в действиях ООО «Фармтрейд» отсутствует состав правонарушения.
Поскольку применение обществом пониженных тарифов, установленных пунктом 10 части 1 и частью 3.4 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, является обоснованным, затребованные Фондом сертификаты специалистов не являются документами, необходимыми для решения вопроса о правильности исчисления, полноте и своевременности уплаты (перечисления) обществом страховых взносов, суд полагает, что требование Пенсионного фонда от 06.12.2012 № 048 026 12 ИД 0001834, является незаконным, так как незаконно возлагает на страхователя обязанность представить эти документы к определенному сроку. Неисполнение указанного требования в установленный срок может повлечь административную ответственность должностных лиц общества (протокол об административном правонарушении № 58 от 14.02.2013).
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах заявленные требования ООО «Фармтрейд» подлежат удовлетворению, а оспариваемые требование от 06.12.2012 № 048 026 12 ИД 0001834 УПФР в г.Тулуне и Тулунском районе Иркутской области в части пункта 4 и решение от 14.02.2013 № 048 026 13 РК 0000916 в части доначисления страховых взносов в сумме 169 796,67 руб., начисления пени в сумме 4 770,72 руб., привлечения к ответственности по статье 48, пункту 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ в виде штрафов в общей сумме 44 359, 34 руб. – признанию недействительными.
В силу статьи 102, части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьи 333.21 Налогового кодекса РФ, с УПФР в г.Тулуне и Тулунском районе Иркутской области в пользу заявителя подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 000 руб., уплаченные заявителем при обращении в суд.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами.
Заявителем при подаче заявления о принятии обеспечительных мер уплачена государственная пошлина в сумме 1 000 руб. (платежное поручение № 0577 от 25.03.2013), между тем, заявление о принятии обеспечительных мер судом рассмотрено не было в связи с неустранением заявителем недостатков. Таким образом, заявление о принятии обеспечительных мер считается неподанным, а государственная пошлина, уплаченная при его подаче, является излишне уплаченной, и подлежит возврату заявителю.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью «Фармтрейд» удовлетворить.
Признать решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 14.02.2013 № 048 026 13 РК 0000916 в части доначисления страховых взносов в сумме 169 796,67 руб., начисления пени в сумме 4 770,72 руб., привлечения к ответственности по статье 48, пункту 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ в виде штрафов в общей сумме 44 359, 34 руб., и требование о предоставлении документов от 06.12.2012 № 048 026 12 ИД 0001834 в части пункта 4, принятые Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Тулуне и Тулунском районе Иркутской области, недействительными, как несоответствующие Федеральному закону от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Тулуне и Тулунском районе Иркутской области (ОГРН 1023801970653, ИНН 3816005640, место нахождения: 665268, г. Тулун, ул. Ленина, 7а) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Фармтрейд» (ОГРН 1023801970510, ИНН 3816002520, место нахождения 665268, г. Тулун, ул. Степана Разина, 7а) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4000 рублей.
Возвратить из федерального бюджета Обществу с ограниченной ответственностью «Фармтрейд» излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Н.Г.Позднякова