АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело №А19-9878/2022
7 ноября 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 27 октября 2022 года. Полный текст решения изготовлен 7 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Рукавишниковой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Халматовой Ю.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Иркутской области Пушкаревой Анны Викторовны,
Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области (ОГРН 1043801066781, ИНН 3811085917; адрес: 664047, г. Иркутск, ул. Партизанская, д. 79)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Иркутской области (ОГРН: 1213800023304, ИНН: 3849084158, Адрес: 664007, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, д. 47в)
третьи лица: Булатова Ирина Викторовна, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ОГРН: 1033801004357, ИНН: 3808065036, 664025, г. Иркутск, ул. Российская, д. 17), Управление Федерального казначейства по Иркутской области (ОГРН: 1023801032034, ИНН: 3800000654, адрес: 664003, г. Иркутск, ул. Фурье, д. 1), Управление Федеральной Налоговой Службы по Иркутской области (ОГРН: 1043801064460, ИНН: 3808114068, адрес: 664007, г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, д. 47),
о взыскании 146 518 руб. 16 коп.,
при участии:
от ГУФССП России по Иркутской области – Акулов А.И. по доверенности от 20.01.2022, Ри Л.Е. по доверенности от 05.10.2022, (предъявлены служебные удостоверения, дипломы);
от МИФНС России № 24 по Иркутской области – Простакишина О.А. по доверенности № 04-23/1 от 01.11.2021 (предъявлено служебное удостоверение, диплом),
от УФНС России по Иркутской области – Карпова А.П. по доверенности № 08-11/006377 от 11.04.2022 (предъявлено служебное удостоверение, диплом, свидетельство);
от УФК по Иркутской области – Удовиченко А.Н. по доверенности от 10.01.2022 № 34-19-28/7 (предъявлено служебное удостоверение, диплом),
установил:
иск заявлен о взыскании неосновательного обогащения в размере 146 518 руб. 16 коп. в рамках исполнительного производства № 111803/1938021-ИП от 24.04.2019 в отношении Булатовой И.В, для дальнейшего возвращения денежных средств на счет Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области (далее – ТУ Росимущества).
Определением суда от 13.09.2022 к участию в деле в качестве соистца привлечено Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области (далее – ГУФССП России по Иркутской области).
Соистец – – ГУФССП России по Иркутской области – в судебном заседании уточнил иск, просил обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 24 по Иркутской области (ИНН 3849084158) вернуть денежные средства в сумме 146 518 руб. 16 коп. на лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области, как ошибочно перечисленные по платежным поручениям от 01.10.2021 № 752669, № 752659 в рамках исполнительного производства № 111803/19/38021-ИП от 24.04.2019 в отношении Булатовой Ирины Викторовны. Перечисление денежных средств необходимо произвести по следующим реквизитам:
УФК по Иркутской области (МОСП по ИОИП ГУФССП России по Иркутской области, л/с 05341839170)
л/сч 05341839170
ИНН 3811085917
КПП 381101001
БИК 012520101
Отделение Иркутск// УФК по Иркутской области г.Иркутска
Единый казначейский счет № 40102810145370000026
Казначейский счет № 03212643000000013400.
С учетом положений статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнение иска принято.
От истца – судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Иркутской области Пушкаревой Анны Викторовны – ранее поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Соистец ГУФССП по Иркутской области в судебном заседании иск поддержал.
Ответчик иск оспорил по доводам, изложенным в отзыве на иск, согласно которым полномочиями главного распорядителя средств соответствующего бюджета Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы не наделены, не обладают, поскольку они не являются финансовым органом; налоговый орган не является собственником денежных средств, перечисленных Службой судебных приставов, так как спорные денежные средства не взыскивались налоговым органом как юридическим лицом по гражданско-правовым отношениям. Доказательств того, что денежные средства поступили на лицевой счет налогового органа, а равно что Инспекция пользовалась денежными средствами в отсутствие установленных законом оснований, к исковому заявлению не приложено. Ответчик полагает, что правовых оснований квалифицировать перечисленные на лицевой счет физического лица Булатовой И.В. денежные средства как неосновательное обогащение не имеется, поскольку налоговый орган лишь администрировал их зачисление в бюджет соответствующего уровня и не является конечным получателем спорных денежных средств.
Третье лицо – УФНС России по Иркутской области – в судебном заседании поддержало правовую позицию ответчика. В отзыве на иск пояснило, что денежные средства зачтены по указанному заявителем назначению, а именно: в счет погашения задолженности Булатовой И.В. по исполнительному листу, выданному Ленинским районным судом г. Иркутска о взыскании ущерба, причиненного преступлением; зачисление спорных денежных средств на указанные заявителем реквизиты свидетельствуют об ошибке, допущенной при осуществлении исполнительного производства. При этом налоговый орган, в котором открыты лицевые счета должников, не вправе вносить изменения в назначение платежа, поступившего от службы судебных приставов. По мнению третьего лица, поскольку в данной ситуации рассматривается вопрос о возврате взысканных сумм неналоговых платежей, то подлежит применению порядок, установленный бюджетным законодательством.Возврат денежных средств, перечисленных в бюджет в счет погашения задолженности должника, может быть произведен только по письменному заявлению налогоплательщика (должника) при установлении факта излишне уплаченных платежей в бюджет.
УФК по Иркутской области (третье лицо) в судебном заседании дало пояснения по спору, указав на обоснованность предъявленного уточненного искового заявления, поддержало изложенные в отзыве сведения.
Третье лицо – ТУ Росимущества в Иркутской области – дало пояснения относительно проведенных торгов по продаже имущества должника Булатовой И.В., указало на необоснованность его привлечения к участию в деле в качестве третьего лица; в судебное заседание своего представителя не направило.
Третьим лицом Булатовой И.В. отзыв на иск не представлен, явка в судебное заседание не обеспечена.
Поскольку неявка третьих лиц (ТУ Росимущества в Иркутской области, Булатова И.В.) в судебное заседание, уведомленных надлежащим образом, не является препятствием для рассмотрения дела, дело в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, выслушав сторон, суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на исполнении в Межрайонном отделе судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств (далее — Отдел) находится исполнительное производство № 111803/19/3 8021-ИП от 24.04.2019, возбужденное на основании исполнительного документа № ФС 023217270 от 10.04.2019, выданного Ленинским районным судом г. Иркутска по делу № 2-2487/18 от 26.01.2019, предмет исполнения: Ущерб, причиненный преступлением в размере: 12 297 347 руб. в отношении должника: Булатова Ирина Викторовна, в пользу взыскателя: УФК по Иркутской области (МИФНС России № 19 по Иркутской области л/с 04341386340).
В рамках данного исполнительного производства арестовано и находилось на реализации недвижимое имущество должника - жилое помещение, по адресу: г. Иркутск, ул. Сурнова, д. 30/11, кв. 44. В ходе реализации арестованного имущества от ТУ Росимущества в Иркутской области на депозитный счет Отдела поступили денежные средства в размере 139 541,11 руб. и 6977, 05 руб. Данные денежные средства перечислены на счет взыскателя по платежным поручениям № 64439 от 12.10.2021 на сумму 139541,11 руб., № 64589 от 12.10.2021 на сумму 6977,05 руб.
В адрес Отдела от ТУ Росимущества в Иркутской области поступило письмо с просьбой вернуть указанные денежные средства, так как они ошибочно перечислены ТУ Росимущества на депозитный счет Межрайонного ОСП по ИОИП от реализации имущества иного должника – Евсеевой Т.А., по иному исполнительному производству.
Ответчику направлялись требования по возврату денежных средств от 27.10.2021, однако ответчик требования по возврату денежных средств, не принадлежащих должнику, не исполнил, мотивируя тем, что денежные средства находятся на личном счете налогоплательщика, и только сам налогоплательщик их может вернуть, письменно обратившись в налоговый орган.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истцов в суд с настоящим иском.
Рассмотрев представленные в дело доказательства, исследовав письменные пояснения сторон, заслушав доводы сторон в судебном заседании, оценив доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратится в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов в порядке, установленном кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом.
В исковом заявлении истец ссылается на нормы о неосновательном обогащении (статьи 1102, 1103, 1109 ГК РФ), недействительности сделок (статья 167 ГК РФ).
Вместе с тем, по смыслу статьи 6, части 1 статьи 168, части 4 статьи 170 АПК РФ арбитражный суд не связан правовой квалификацией спорных отношений, которую предлагают стороны, и должен рассматривать заявленное требование по существу, исходя из фактических правоотношений, определив при этом круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, а также применимые в конкретном спорном правоотношении правовые нормы. Давая правовую квалификацию отношениям сторон, суд самостоятельно определяет нормы права, подлежащие применению.
Судом приняты во внимание доводы налоговой инспекции, указавшей на отсутствие с ее стороны неосновательного обогащения. Нормы о недействительности сделок к рассматриваемой ситуации также неприменимы.
Исходя из сложившейся ситуации, суд, оценивая правовую квалификацию спора, пришел к выводу о том, что фактически применению подлежит такой способ защиты права как восстановление положения, существовавшего до нарушения права (абзац 3 статьи 12 ГК РФ).
В соответствии с Положением об Управлении Федерального казначейства по Иркутской области (далее – Управление), утвержденным приказом Федерального казначейства от 27 декабря 2013 г. № 316, Управление является территориальным органом Федерального казначейства и находится в непосредственном его подчинении. Основными задачами деятельности Управления являются: кассовое обслуживание исполнения федерального бюджетанатерриторииИркутскойобластивсоответствиисбюджетнымзаконодательством; кассовоеобслуживаниеисполнения бюджета Иркутской области, бюджетов муниципальных образований в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и соглашениями, заключенными Управлением с органом исполнительной власти Иркутской области, органами местного самоуправления.
Задачами Управления, в том числе, являются осуществление в установленном порядке открытия и ведения соответствующих лицевых счетов, предусмотренных законодательством Российской Федерации; обеспечение проведения кассовых выплат из бюджетов от имени и по поручению администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета, финансовых органов или получателей средств бюджета, лицевые счета которых открыты в Управлении.
В соответствии со ст. 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) доходы от федеральных налогов и сборов, региональных налогов, местных налогов и сборов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на казначейские счета для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом, для их распределения органами Федерального казначейства в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами (в настоящее время - Приказ Минфина России от 13 апреля 2020 г. № 66н) в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им распоряжению (статья 40 БК РФ).
Учет поступлений в валюте Российской Федерации и их распределение между бюджетами осуществляется на казначейских счетах для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений, открытых территориальным органам Федерального казначейства (п. 3 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 13 апреля 2020 г. № 66н).
С этой целью Управлению Федерального казначейства по Иркутской области открыт казначейский счет - № 03100643000000013400 «Средства поступлений, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее - счет № 03100), БИК ТОФК 012520101.
При этом учет поступлений осуществляется органами Федерального казначейства по кодам бюджетной классификации на основании распоряжений, поступивших на счет органа Федерального казначейства, и отражает их на соответствующих лицевых счетах администраторов поступлений в бюджет (п.5 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 13 апреля 2020 г. № 66н).
Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определено, что администратор доходов бюджета - это орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 160.1 БК РФ администратор доходов бюджета обладает бюджетными полномочиями по принятию решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, принятию решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представлению поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата (уведомления) в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 4, 27, 28 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 13 апреля 2020 г. № 66н, уточнение поступивших средств и возврат средств осуществляется органами Федерального казначейства на основании документов, представленных администраторами доходов бюджетов.
Как подтверждается материалами дела и фактическими обстоятельствами, в июне-июле 2022 средства по платежным поручениям от 12.10.2021 № 64589 на сумму 6 977,05 руб. и № 64439 на сумму 139 541,11 руб. дважды были уточнены между инспекциями.
7 и 11 июля 2022 года МИФНС отказались от этих средств, направив в Управление на исполнение Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа, решений о зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, а также подлежащих возмещению сумм налогов и сборов от 07.07.2022 и от 11.07.2022 (уточнили средства на ИНН/КПП получателя 3800000654/380801001, соответствующие УФК по Иркутской области, КБК 10011701010016000180 «Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации)»).
Управлением по указанным платежным поручениям в день исполнения Уведомлений инспекций в соответствии с подпунктом «а» пункта 56 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 апреля 2020 г. № 66н, в системе удалённого финансового документооборота сформированы Запросы на выяснение принадлежности платежа Управлению Федеральной налоговой службы по Иркутской области:
- от 08.07.2022 № 22-000003533452 в МЕЖРАЙОННУЮ ИНСПЕКЦИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 22 ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ,
- от 12.07.2022 № 22-000003535038 в МЕЖРАЙОННУЮ ИНСПЕКЦИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 22 ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ.
В соответствии с п. 17 Приказа Минфина России от 13 апреля 2020 г. № 66н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» поступления, ошибочно зачисленные на счет органа Федерального казначейства и учтенные им как невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, получателем которых в соответствии с законодательством Российской Федерации является участник системы казначейских платежей, подлежащие зачислению на другой казначейский счет, открытый в органе Федерального казначейства, перечисляются участнику системы казначейских платежей на основании его письменного обращения с приложением копии заявления плательщика. При этом ранее направленные Запросы на выяснение принадлежности платежа подлежат отмене.
Управление в ходе судебного разбирательства указало, что до настоящего времени от МИФНС (являющейся администратором дохода соответствующего бюджета) обращений о перечислении спорных денежных средств в общей сумме 146 518,16 руб. в Управление не поступало. Учитывая, что обеспечение проведения кассовых выплат из бюджетов осуществляется от имени и по поручению администраторов доходов бюджета и получателей средств бюджета, лицевые счета которых открыты в Управлении, правовых оснований для возложения на Управления обязанностей по осуществлению возврата спорных денежных средств в размере 146 518,16 руб. не имеется.
В судебном заседании, состоявшемся 27.10.2022, представитель Управления отметил, что для Управления не является принципиальным то, от какой именно инспекции поступит заявка на кассовый расход или об уточнении платежа по невыясненным поступлениям, Управление все равно будет исполнять данное требование. . Представленные ранее запросы на уточнение платежа Управление направляло в адрес УФНС по Иркутской области, которое и должно было распределить между инспекциями в рамках осуществляемых ими полномочий; счет получателю бюджетных средств в Казначействе открыт именно УФНС по Иркутской области, дальнейшее распределение средств осуществляется в рамках внутренней компетенции налоговых органов.
В этом же судебном заседании представитель МИФНС России № 24 по Иркутской области указал, что они не являются уполномоченной инспекцией на уточнение спорных платежей.
Вместе с тем, указанным доводом ответчик предпринял попытку ввести суд в заблуждение, поскольку в силу Положения о МИФНС № 24 по Иркутской области, утвержденным распоряжением УФНС России по Иркутской области от 03.11.2021 № 07-04-09/036@, Инспекция осуществляет в установленном порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, пеней и штрафов (пункт 6.4.), а пунктом 2 Приказа УФНС России по Иркутской области от 20.07.2021 № 07-02-09/135@ на Инспекцию возложена функция по уточнению платежей по физическим лицам. Указанное также подтвердил в судебном заседании представитель уполномоченного органа – УФНС России по Иркутской области.
При таких обстоятельствах именно МИФНС № 24 по Иркутской области являетсянадлежащим ответчиком по спору.
Надлежащим же истцом по спору судом признано ГУФССП России по Иркутской области как уполномоченный орган на предъявление рассматриваемого судом спора; иск судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Иркутской области Пушкаревой Анны Викторовны подлежит оставлению без рассмотрения на основании пункта 7 части 1 статьи 148 АПК РФ, так как удебный пристав-исполнитель не наделен правом действовать от имени ГУФССП России по Иркутской области как юридического лица.
В ходе судебного разбирательства суд пришел к выводу, что восстановление нарушенного права истца возможно путем удовлетворения иска об обязании МИФНС № 24 по Иркутской области вернуть денежные средства в сумме 146 518 руб. 16 коп. на лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области, как ошибочно перечисленные по платежным поручениям от 01.10.2021 № 752669, № 752659 в рамках исполнительного производства № 111803/19/38021-ИП от 24.04.2019 в отношении Булатовой Ирины Викторовны.
Поскольку все участвующие в деле лица в силу положений налогового законодательства освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении государственной пошлины не подлежит разрешению.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражных судов в сети «Интернет» по адресу: https://kad.arbitr.ru/.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь пунктом 7 части 1 статьи 148, статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Иск судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Иркутской области Пушкаревой Анны Викторовны оставить без рассмотрения.
Исковые требования Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области удовлетворить.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 24 по Иркутской области (ИНН 3849084158) вернуть денежные средства в сумме 146 518 руб. 16 коп. на лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области, как ошибочно перечисленные по платежным поручениям от 01.10.2021 № 752669, № 752659 в рамках исполнительного производства № 111803/19/38021-ИП от 24.04.2019 в отношении Булатовой Ирины Викторовны. Перечисление денежных средств необходимо произвести по следующим реквизитам:
УФК по Иркутской области (МОСП по ИОИП ГУФССП России по Иркутской области, л/с 05341839170)
л/сч 05341839170
ИНН 3811085917
КПП 381101001
БИК 012520101
Отделение Иркутск// УФК по Иркутской области г.Иркутска
Единый казначейский счет № 40102810145370000026
Казначейский счет № 03212643000000013400.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Иркутской области.
Судья Е.В. Рукавишникова