НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Иркутской области от 27.04.2010 № А19-2130/10

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Иркутск Дело №А19-2130/10-66

«27» апреля 2010г.

Резолютивная часть решения объявлена 27.04.2010г. Полный текст решения изготовлен 27.04.2010г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поляковой Е.Г.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Закрытого акционерного общества «Компания Киль-Ангара»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Иркутской области,

о признании незаконными решений об отказе в государственной регистрации,

при участии в заседании:

от заявителя: Штраус М.В. – представлены паспорт, доверенность,

от ответчика: Коротаева В.Н. – представлены удостоверение, доверенность,

установил:

Закрытое акционерное общество «Компания Киль-Ангара» обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными Решений об отказе в государственной регистрации юридического лица от 16.10.2009г., вынесенных Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №17 по Иркутской области и об обязании налогового органа осуществить государственную регистрацию изменений в учредительные документы, представленные на государственную регистрацию ЗАО «Компания Киль-Ангара», а также внести в Единый государственный реестр юридических лиц изменения в сведения о юридическом лице, не связанные с внесением изменений в учредительные документы, представленные на государственную регистрацию ЗАО «Компания Киль-Ангара».

Заявитель в судебном заседании требования поддержал.

Налоговый орган требование не признал.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном гл.24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Из материалов дела следует, что 09.10.2009г. ЗАО «Компания Киль-Ангара» обратилось в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №17 по Иркутской области с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме Р13001 (вх. №13603А) с приложением следующих документов: заявлением об изменениях, вносимых в учредительные документы по форме Р13001, документом об оплате государственной пошлины, протоколом общего собрания участников юридического лица, доверенностью от 08.10.2009г., Устава Общества, договора аренды от 05.10.2009г., а также заявлением о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением в учредительные документы по форме Р14001 (вх. №13604А).

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №17 по Иркутской области 16.10.2009г. вынесены решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов.

Заявитель, полагая, что решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Иркутской области не соответствуют требованиям закона и нарушают права и законные интересы общества, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Ответчик требования не признал, полагая оспариваемые решения законными и обоснованными.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон по существу спора, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, иных органов осуществляет проверку оспариваемого решения и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004г. №506, с изменениями от 11.02.2005г., Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Согласно ст.51 Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулирует Федеральный закон от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», предусмотрено, что государственная регистрация юридических лиц – акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч.1 ст.17 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.

Пунктом 1.2 ст.9 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», предусмотрено, что заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель или учредители юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления (п.1.3 ст.9 настоящего Федерального закона).

Как усматривается из материалов дела, общество представило в налоговый орган для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы: заявление об изменениях, вносимых в учредительные документы по форме Р13001, документ об оплате государственной пошлины, протокол общего собрания участников юридического лица, доверенность от 08.10.2009г., Устав Общества, договор аренды от 05.10.2009г., а также заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением в учредительные документы по форме Р14001 (вх. №13604А)., что подтверждается распиской от 09.10.2009г. в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.

Данные обстоятельства также не оспариваются и налоговым органом.

16.10.2009г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №17 по Иркутской области вынесены Решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, полученные 09.10.2009г. входящий №13603А, Решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов при внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, на основании заявления, полученные 09.10.2009г. входящий №13604А.

В обоснование вынесенных Решений от 16.10.2009г. налоговый орган сослался на ст.191 Гражданского кодекса РФ, которая устанавливает, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено его начало, ст.84.1 Трудового кодекса РФ, согласно которой днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, указывая на то, что заявление для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ЗАО «Компания Киль-Ангара», представлено в регистрирующий орган неуполномоченным лицом, поскольку полномочия Герфановой Ю.А. как генерального директора истекли 08.10.2009г., а Штраус М.В. вступил в должность с 09.10.2009г.

Оценивая указанные обстоятельства, с точки зрения их законности и обоснованности, суд исходит из следующего.

Статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», определен перечень документов, представляемых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц. Налоговому органу право требования представления иных документов и право проведения юридической оценки представленных для регистрации документов, а также проверки достоверности указанных сведений названным Законом не предоставлено.

В силу подп.«а» и «б» ст.23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» №129-ФЗ от 08.08.2001г. отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, допускается в случае непредставления определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Иных оснований для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, не предусмотрено.

Пунктом 1 ст.1 Гражданского кодекса РФ, предусмотрено, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (п.2 ст.1 Гражданского кодекса РФ).

Согласно ст.11 Трудового кодекса РФ к любым договорам, регулирующим трудовые отношения, применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового законодательства.

Статьей 16 Трудового кодекса РФ, предусмотрено, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате: избрания на должность; избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности; назначения на должность или утверждения в должности; направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты; судебного решения о заключении трудового договора.

С учетом положений ст.16 Трудового кодекса РФ, трудовые отношения между Штраус М.В. и ЗАО «Компания Киль-Ангара» возникли с момента избрания Штраус М.В. на должность генерального директора общества, поскольку образование исполнительного органа является компетенцией общего собрания акционеров.

Так, в силу подп.8 п.1ст.48, ст.69 Федерального закона от 26.12.1995г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах», руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией). Исполнительные органы подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) общества и общему собранию акционеров. При этом, образование исполнительного органа общества, досрочное прекращение его полномочий, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, относится к компетенции собрания акционеров.

В соответствии со ст.14 Трудового кодекса РФ, течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей.

Согласно ст.67 Трудового кодекса РФ, трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.

В ходе судебного заседания суд исследовал Протокол собрания акционеров от 08.10.2009г. № 7 и установил следующее.

Как усматривается из данного Протокола, собранием акционеров общества в составе: :Ким А.А., Мельникова А.Э., Ахмантурова С.С., Гаськовой М.М., принято решение освободить от занимаемой должности Генерального директора Закрытого акционерного общества «Компания Киль-Ангара» Герфанову Юлию Анатольевну с 08.10.2009г., с возложением на Штраус Михаила Валерьевича обязанности Генерального директора Закрытого акционерного общества «Компания Киль-Ангара» с 08 октября по 25 октября 2009г.

В силу ст.431 Гражданского кодекса РФ, при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

Из буквального толкования положений рассматриваемого решения, изложенного в Протоколе от 08.10.2009г., а именно о «возложением на Штраус Михаила Валерьевича обязанности Генерального директора Закрытого акционерного общества «Компания Киль-Ангара» с 08 октября по 25 октября 2009г.» однозначно усматривается факт волеизъявления акционеров на наделение Штрауса М.В. полномочиями руководителями в указанный период, в том числе, и на день 8 октября 2009г.

Ссылка оспариваемых решений на положения ст.191 Гражданского кодекса РФ, является ошибочной, поскольку, в данном случае речь идет не сроке, исчисляемом периодом времени (неделями, месяцами, годами), а о сроке, ограниченного конкретными календарными датами.

Более того, заявителем в судебное заседание дополнительно представлено соглашение аукционеров по результатам собрания от 08.10.2009г., в котором отражено, что, «в связи с принятым решением об освобождении от должности генерального директора ЗАО «Компания Киль-Ангара» Герфановой Юлии Анатольевны и возложении данной обязанности на Штраус Михаила Валерьевича стороны пришли к соглашению о прекращении трудового договора с Герфановой Юлией Анатольевной в 8 час. 55 мин. 08.10.2009г.

Согласно принятому решению Штраус Михаил Валерьевич приступает к выполнению обязанностей генерального директора ЗАО «Компания Киль-Ангара» с 9 час. 00 мин. 08.10.2009г.».

Данное соглашение также подтверждает выводы суда, указанные выше.

Таким образом, судом установлено и материалами дела подтверждено, что Штраус М.В., выступивший заявителем 09.10.2009г. при подаче документов в регистрирующий орган – Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №17 по Иркутской области, был назначен на должность генерального директора ЗАО «Компания Киль-Ангара» собранием акционеров 08.10.2009г., был правомочен подавать спорные заявления от имени общества, и приступил к выполнению своих обязанностей, о чем свидетельствует оформление и подача заявлений по формам Р13001, Р14001.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, у Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Иркутской области не имелось правовых оснований как для отказа ЗАО «Компания Киль-Ангара» в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, так и для отказа в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.

При этом, суд также проверил срок, установленный ч.4 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса РФ для обжалования решений государственного органа, и, с учетом документов, представленных заявителем и налоговым органом (в том числе, сопроводительного письма от 19.10.2009г. №07-13/0041500, конверта), полагает его соблюденным.

Согласно ч.2 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными.

С учетом изложенного, оспариваемые Решения налогового органа подлежат признанию незаконными, как несоответствующие требованиям законодательства и нарушающие права и законные интересы заявителя, а требования заявителя – удовлетворению.

Распределяя понесенные обществом, при подаче настоящего заявления, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4000 руб. 00 коп., по квитанции от 27.06.2009г. №493728396, суд исходит из следующего.

Статья 101 Арбитражного процессуального кодекса РФ определяет, что состав судебных расходов состоит из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регламентировано ст.110 Арбитражного процессуального кодекса РФ. В силу п.1 данной статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В силу подп.1 п.3 ст.44 Налогового кодекса РФ, обязанность но уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора. Поэтому после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд, отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.

Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. Иными словами, после прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела, возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.

При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.

В этой связи то обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком может оказаться государственный или муниципальный орган, освобожденной от уплаты государственной пошлины на основании подп.1.1 п.1 ст.333.37 Налогового кодекса РФ, не должно влечь отказ истцу в возмещении его судебных расходов.

При таких обстоятельствах, государственная пошлина, уплаченная по квитанции от 27.06.2009г. №493728396 ЗАО «Компания «Киль-Ангара» при обращении с заявлением в арбитражный суд, подлежит взысканию с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области в пользу заявителя по делу.

Руководствуясь ст.ст.167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконными Решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Иркутской области

- «Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов» от 16.10.2009г., вынесенного по документам, представленным Закрытым акционерным общество «Компания Киль-Ангара» и полученным 09.10.2009г., вх. №13603А,

- «Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов» от 16.10.2009г., вынесенного по документам, представленным Закрытым акционерным общество «Компания Киль-Ангара» и полученным 09.10.2009г., вх. №13604А,

как не соответствующие Федеральному закону от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №17 по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем осуществления государственной регистрации изменений по документам, представленным Зарытым акционерным обществом «Компания Киль-Ангара» и полученным 09.10.2009г., вх.№13603А, №13604А., в соответствии с действующим законодательством.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Иркутской области, в пользу Закрытого акционерного общества «Компания Киль-Ангара» государственную пошлину в размере 4000 руб. 00 коп., уплаченную по квитанции от 27.06.2009г. №493728396.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Е.Г.Полякова