НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Иркутской области от 26.04.2013 № А19-1194/13

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025 г.Иркутск, б.Гагарина 70

тел. 24-12-96, факс 24-15-99

www.irkutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Иркутск

26 апреля 2013 г. Дело № А19-1194/2013

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Назарьевой Л.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска (ОГРН <***>; ИНН <***>)

о признании незаконным решения № 2 от 11 января 2013 г.

установил:   Управление Федеральной миграционной службы по Иркутской области (далее УФМС России по Иркутской области, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска (далее ответчик, Пенсионный фонд) № 2 от 11 января 2013 г. о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании.

Дело рассматривается в порядке упрощенного производства в соответствии главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением суда о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства от 06 марта 2013 г. для представления сторонами доказательства и представления ответчиком отзыва на заявление установлен срок до 29 марта 2013 г., для представления дополнительных документов, объяснений, возражений, доказательств, на которые стороны ссылаются как на основание своих требований и возражений, установлен срок до 19 апреля 2013 г.

Определение от 06 марта 2013 г. получено заявителем 11 марта 2013 г., ответчиком - 11 марта 2013 г., что подтверждается уведомлениями о вручении почтовой корреспонденции.

Таким образом, стороны в силу статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считаются извещенными надлежащим образом о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

По существу заявленных требований суд установил следующие имеющие значение для дела обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом на основании решения № 30-01-45/160 от 20 августа 2012 г. в отношении УФМС России по Иркутской области проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхования в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонда обязательного медицинского страхования, своевременности и правильности представления индивидуальных сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования.

В ходе проверки Пенсионным органом установлено представление УФМС России по Иркутской области неполных и недостоверных индивидуальных сведений за 1 полугодие 2010 г. в нарушение части 2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. № 987н, постановления Правительства Правления Пенсионного Фонда России от 31 июля 2006 г. № 192П «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению», а именно: в форме СЗВ-6-1, СЗВ-6-2 за 1 полугодие 2010 г. не отражен период отпуска по уходу за ребенком до трех лет застрахованных лиц ФИО1, ФИО2, неверно отражен код трудового стажа «ДЕТИ» (следовало отразить код трудового стажа «ДЕКРЕТ», согласно листку нетрудоспособности застрахованного лица ФИО3), неверно отражена дата начала работы согласно приказам о приеме застрахованных лиц ФИО4, ФИО5

По результатам проверки Пенсионным фондом составлен акт выездной проверки № 30-01-47/226 от 29 ноября 2012 г.

Решением фонда № 2 от 11 января 2013 г. УФМС России по Иркутской области привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ от 01 апреля 1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 5260,77 руб.

Указанное решение с требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов В № 2 от 11 февраля 2013 г. направлено ответчику заказным письмом.

Заявитель, считая решение Пенсионного фонда № 2 от 11 января 2013 г. незаконным, необоснованным и нарушающим его права и законные интересы, обжаловал его в судебном порядке.

В обоснование своих требований заявитель указал, что взыскание финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии со статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ от 01 апреля 1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» производится органами Пенсионного фонда в судебном порядке, а не основании своего решения. Оспариваемое решение, по мнению заявителя, означает лишение имущества, принадлежащего страхователю на законных основаниях, а также нарушает право на защиту в судебном порядке.

Пенсионным фондом в материалы дела представлен отзыв на заявление, согласно которому заявленные требования не признал и пояснил, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, основания для признания его недействительным отсутствуют, в удовлетворении требований просил отказать

Суд исследовал представленные документы и пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно частям 4,5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания арбитражным судом незаконным решения об отказе в возврате денежных средств, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователями являются юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Согласно положениям статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.

Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ (статья 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").

Таким образом, нормы статей Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (вступили в силу с 01.01.2010 г. (статья 62 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ) регламентируют проведение камеральных проверок и порядок вынесения решений.

Согласно статье 3 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы.

В соответствии со статьей 5 указанного закона заявитель является плательщиком страховых взносов, как организация, производящая выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Порядок проведения Пенсионным фондом выездных проверок установлен статьей 35 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки установлен статьей 39 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

В соответствии с пунктом 8 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение: 1) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения; 2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.

В силу пункта 9 названной нормы в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

Согласно пункту 11 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ а решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение, порядок обжалования решения в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), а также наименование этого органа, его место нахождения и другие необходимые сведения.

На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения, направляется в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за совершение правонарушения (пункт 14 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки Пенсионным фондом установлено неправомерное невключение плательщиком страховых взносов в суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, выплаты материальной помощи на общую сумму 41000 руб. Выявленные нарушения привели к недостоверности индивидуальных сведений за 1 полугодие 2010 г., а именно: в форме СЗВ-6-1, СЗВ-6-2 за 1 полугодие 2010 г. не отражен период отпуска по уходу за ребенком до трех лет застрахованных лиц ФИО1, ФИО2, неверно отражен код трудового стажа «ДЕТИ» (следовало отразить код трудового стажа «ДЕКРЕТ», согласно листку нетрудоспособности застрахованного лица ФИО3), неверно отражена дата начала работы согласно приказам о приеме застрахованных лиц ФИО4, ФИО5

В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ от 01 апреля 1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Факт совершения заявителем правонарушения подтверждается материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле.

При этом в отношении суммы штрафа, начисленного Пенсионным фондом по оспариваемому решению, заявитель возражений не заявляет.

Суд пришел к выводу о том, что фондом доказана вина страхователя в совершении вменяемого ему правонарушения, как и доказана правомерность привлечения заявителя к ответственности и правомерность начисления штрафа. При этом размер финансовых санкций определен Пенсионным фондом правомерно, несоразмерности размера штрафов совершенным правонарушениям судом не установлено; о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность, заявителем доводов не приведено и по результатам рассмотрения дела таких обстоятельств судом не установлено.

Установленный законом порядок принятия решения Пенсионным фондом соблюден. УФМС России по Иркутской области своевременно извещалось о проведении выездной проверки, о рассмотрении акта выездной проверки, было ознакомлено с актом проверки и с решением, данные обстоятельства заявителем не оспариваются.

В целях досудебного урегулирования спора Пенсионным фондом в адрес УФМС России по Иркутской области направлено требование В № 2 от 11 февраля 2013 г. об уплате финансовой санкции в добровольном порядке в течение 14 календарных дней со дня получения указанного требования. Требование получено заявителем 15 февраля 2013 г., что подтверждается копией почтового уведомления.

Суд соглашается с доводом заявителя о том, что финансовая санкция, предусмотренная абзацем 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ от 01 апреля 1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», представляет собой меру ответственности, которая подлежит взысканию в судебном порядке. Данное требование прямо предусмотрено законом.

Вместе с тем, вынесение Пенсионным фондом решение о привлечении страхователя к ответственности не свидетельствует о принудительном взыскании суммы штрафа до обращения Пенсионного фонда в суд с соответствующим требованием о взыскании финансовых санкций и предоставляет страхователю возможность в добровольном порядке уплатить начисленную сумму штрафа.

Как указано выше, в соответствии с пунктом 8 статьи 39 Федерального закона № 212-ФЗ по результатам рассмотрения материалов проверки органы Пенсионного Фонда вправе проводить проверки страхователей и выносить соответствующие решения.

При таких обстоятельствах суд полагает, что доводы УФМС России по Иркутской области, изложенные в заявлении, являются ошибочными, основания для признания оспариваемого решения недействительным отсутствуют.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Таким образом, учитывая изложенные обстоятельства, суд пришел к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья Л.В. Назарьева