АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-3539/2015
«29» июня 2015 г.
Резолютивная часть решения объявлена 25 июня 2015 г.
Решение в полном объеме изготовлено 29 июня 2015 г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Чемезовой Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Слимаковой О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Районного муниципального казённого учреждения культуры Шелеховского района "Шелеховская межпоселенческая центральная библиотека" (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 666034, <...>)
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Шелеховском районе Иркутской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 666034, <...>)
о признании незаконным решения от 24.12.2014 № 048 033 14 РВ 0001094, о признании незаконным решения от 24.12.2014 № 48/14, о признании незаконным требования об уплате финансовой санкции от 21.01.2015 № 48/14, о признании незаконным требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 21.01.2015 № 04803340003557,
при участии в заседании:
от заявителя: представитель по доверенности – ФИО1;
от ответчика: представитель по доверенности – ФИО2
установил:
Районное муниципальное казённое учреждение культуры Шелеховского района "Шелеховская межпоселенческая центральная библиотека" (далее по тексту – заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Шелеховском районе Иркутской области (далее по тексту – Пенсионный фонд) о признании незаконным решения от 24.12.2014 № 048 033 14 РВ 0001094, о признании незаконным решения от 24.12.2014 № 48/14, о признании незаконным требования об уплате финансовой санкции от 21.01.2015 № 48/14, о признании незаконным требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 21.01.2015 № 04803340003557.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал, привел доводы, изложенные в заявлении.
Представитель Пенсионного фонда в судебном заседании требования заявителя не признал, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемых актов.
Из материалов дела следует, что в должностным лицом Пенсионного фонда проведена выездная проверка в отношении учреждения по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2011 по 31.12.2013.
В ходе проверки установлено, что Районным муниципальным казённым учреждением культуры Шелеховского района "Шелеховская межпоселенческая центральная библиотека" неправомерно включены суммы выплат за дополнительные выходные дни, предоставляемые ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. для ухода за ребенком-инвалидом (ФИО4) в суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами. В результате чего Пенсионным фондом выявлено занижение базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования в сумме 7332, 84 руб.
Выявленное нарушение зафиксировано в акте выездной проверки от 26.11.2014.
По результатам рассмотрения акта проверки, разногласий Учреждения по акту проверки, заместителем начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Шелеховском районе Иркутской области вынесено решение от 24.12.2014 № 04803314 РВ 0001094 согласно которому Районное муниципальное казённое учреждение культуры Шелеховского района "Шелеховская межпоселенческая центральная библиотека" привлечено к ответственности предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в виде штрафа в общей сумме 456,10 руб., а также учреждению предложено уплатить недоимку в общей сумме 2280,51 руб.
Не согласившись с данным решением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав доводы и возражения представителей сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в пенсионный фонд Российской федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
В силу положений статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ Общество относится к категории страхователей по обязательному пенсионному страхованию, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обязано правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с января по август 2011 года учреждением работнику ФИО3 предоставлялись дополнительные выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом.
Основанием вынесения решения от 24.12.2014 № 04803314 РВ 0001094 послужил вывод Пенсионного фонда о том, что учреждением неправомерно включены в суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, выплаты за дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами, начисленные работнику ФИО3 в сумме 7332,84 руб.
В этой связи на суммы среднего заработка, выплаченного за предоставленные дни, плательщику доначислены страховые взносы в общей сумме 2280,51 руб. Кроме того, учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, в виде штрафа в размере в размере 456,10 руб.
Требованием Управления Пенсионного фонда от 21.01.2015 № 04803340003557 учреждению предложено в срок до 03.02.2015 оплатить вышеуказанные суммы штрафа, недоимки по страховым взносам.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
В пункте 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ указано, что обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, не подлежат государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Таким образом, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 № 1798/10.
Учитывая вышеизложенное, суд, оценив назначение спорных выплат, пришел к выводу, что в данном случае выплаты за дополнительные выходные дни, предоставленные Учреждением работникам для ухода за детьми - инвалидами, носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, при этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Таким образом, оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу Федерального закона № 212-ФЗ, обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит, что исключает начисление недоимки по страховым взносам и штрафа.
Довод Пенсионного фонда о том, что выплата, произведенная работодателем своим работникам в размере среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами, производится в рамках трудовых отношений, подлежит обложению страховыми взносами, поскольку не входит в перечень выплат, освобождаемых от обложения страховыми взносами, основаны на неверном понимании сущности указанной оплаты дополнительных дней отдыха, в силу чего отклоняются судом.
Довод Пенсионного фонда о необоснованном предоставлении дополнительного выходного дня 12.08.2011г. ФИО3 по уходу за ребенком - инвалидом ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в связи с тем, что оплата производится до достижения ребенком 18 лет, и дополнительный выходной день мог быть предоставлен не позднее 11.08.2011г., суд считает несостоятельным и противоречащим нормам закона.
Как указывалось выше, право на оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами установлено статьей 262 Трудового кодекса РФ.
В соответствии со статьей 14 Трудового кодекса РФ течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей.
Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений.
Следовательно, дополнительный выходной день 12.08.2011 для ухода за ребенком-инвалидом ФИО3 предоставлен правомерно.
С учетом фактических обстоятельств дела суд приходит к выводу о том, что привлечение Районного муниципального казённого учреждения культуры Шелеховского района "Шелеховская межпоселенческая центральная библиотека" к ответственности, доначисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, отраженные в оспариваемом решении, являются незаконными, нарушают права и законные интересы заявителя, необоснованно возлагая на него обязанность по уплате страховых взносов и штрафных санкций.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах заявленные требования Районного муниципального казённого учреждения культуры Шелеховского района "Шелеховская межпоселенческая центральная библиотека" подлежат удовлетворению, а оспариваемое решение - признанию незаконным.
В силу статьи 102, части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьи 333.21 Налогового кодекса РФ, с Пенсионного фонда в пользу заявителя подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины, уплаченные им при обращении в суд по платежным поручениям № 1727 от 29.01.2015, № 8016 от 15.04.2015.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
решил:
Признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Шелеховском районе Иркутской области от 24.12.2014 № 048 033 14 РВ 0001094 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах, как не соответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 №212-ФЗ.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Шелеховском районе Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Районного муниципального казённого учреждения культуры Шелеховского района "Шелеховская межпоселенческая центральная библиотека".
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Шелеховском районе Иркутской области в пользу Районного муниципального казённого учреждения культуры Шелеховского района "Шелеховская межпоселенческая центральная библиотека" государственную пошлину в размере 3 000 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Т.Ю. Чемезова