НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Иркутской области от 24.01.2007 № А19-25550/06

Арбитражный суд Иркутской области

664000, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70.

тел. 34-44-70, факс 34-44-66

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                     Дело  №А19-25550/06-51

«24» января  2007 г.

Резолютивная часть решения оглашена 24 января 2007г.

Решение в полном объеме изготовлено 24 января 2007г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Тютриной Н.Н. при ведении протокола судебного заседания судьей рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Литье» к Инспекции ФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска о признании незаконным решения №22788 от 11.10.06г. при участии в заседании представителей от заявителя: Шестакова О.А. (дов. от 21.12.06г.), от ответчика: Чуриков В.В. ( дов. от 23.11.05г. №08-09/32821)

установил:

Открытое акционерное общество «Литье» (далее - заявитель, налогоплательщик) обратилось в суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным решения Инспекции ФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска №22788 от 11.10.06г. в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 119 Налогового кодекса РФ и предложения уплатить налоговую санкцию в размере 377 911 руб. 20 коп.

Судебное заседание начато 18.01.07г., судом в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв в судебном заседании до 14 час. 10 мин. 24.01.07г.

Оценив и исследовав материалы дела, заслушав пояснения заявителя и возражения ответчика, судом установлены следующие обстоятельства.

19.10.05г. заявитель представил в инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2005г. (июль, август, сентябрь) с указанием налога, исчисленного к уплате в бюджет в размере 00 руб.

10.06.06г. налогоплательщиком в адрес инспекции направлена уточненная декларация по налогу на добавленную стоимость за июль 2005г. с указанием налога, исчисленного к уплате в размере 472 389 руб.

13.07.06г. заявитель представил следующие декларации: уточненную декларацию по налогу за 3 квартал 2005г. (июль, август, сентябрь) с указанием налога, исчисленного к уплате в бюджет - 00 руб.,  уточненную декларацию по налогу за июль 2005г. с указанием налога, исчисленного к уплате в бюджет - 00 руб., уточненную (вторую) декларацию по налогу за июль 2005г. с указанием налога, исчисленного к уплате - 472 389 руб.

Инспекцией ФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска проведена  камеральная проверка представленной 13.07.2006г. Открытым акционерным обществом «Литье» налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за июль 2005г. Указанная декларация представлена несвоевременно (срок представления 20.08.2002г.). В связи с чем, зам. начальника налоговой инспекции вынесено решение №22788 от 11.10.2006 о привлечении  Открытого акционерного общества «Литье» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 119 Налогового Кодекса РФ в виде штрафа в размере 377 911 руб. 20 коп. ((472 389 руб. х 30% + (472 389 х 10% х 5 мес.)). Размер штрафа определен от суммы неуплаченного налога на добавленную стоимость в размере 472 389 руб., указанного налогоплательщиком в представленной уточненной налоговой декларации за июль 2005г.

 Открытое акционерное общество «Литье» оспорило решение налогового органа, считая его необоснованными и незаконными, указав, что оснований для привлечения к ответственности не имеется, поскольку данная декларация является уточненной, а первичная за 3 квартал представлена своевременно. Более того, ранее (т.е. до представления спорной декларация) была представлена еще декларация, которую можно считать первоначальной декларацией за июль 2005г.

Ответчик заявленные требования не признал, сославшись на законность и обоснованность ненормативного акта.

Суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений ст. 143 Налогового кодекса РФ заявитель является плательщиком  налога на добавленную стоимость.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога (п. 1 ст. 80 Налогового кодекса).

Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки (п. 6 ст. 80 Налогового кодекса). Налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5. ст. 174 Налогового Кодекса).

В соответствии с  п. 1 ст. 163 Налогового Кодекса налоговый период устанавливается как календарный месяц, если иное не установлено пунктом 2 настоящей статьи, согласно которому (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период), для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими один миллион рублей, налоговый период устанавливается как квартал.

Пунктом 6 статьи 174 Налогового кодекса предусмотрено, что налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими 1 млн. рублей, вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнении, в том числе для собственных нужд, работ, оказании, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Таким образом, установление налогового периода и, соответственно, срока представления в налоговые органы декларации по налогу на добавленную стоимость зависит от суммы выручки от реализации товаров, полученной налогоплательщиком. Право  представлять налоговые декларации и производить уплату налога на добавленную стоимость ежеквартально, предоставлено только тем  налогоплательщикам, которые отвечают требованиям, установленным п. 6 ст. 174 Налогового кодекса.

В  иных  случаях, в соответствии с п. 5 ст. 174 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые  органы налоговые декларации в срок не позднее 20 – го  числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Следовательно, налогоплательщик у которого в каком-либо месяце квартала сумма выручки от реализации товаров превысила  1 миллион рублей утрачивает право на ежеквартальную уплату налога и ежеквартальное представление деклараций.

Судом установлено, что общество представляло налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость и уплачивало налог  ежеквартально, в том числе 19.10.05г. заявитель представил декларацию по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2005г. (июль, август, сентябрь) с указанием налога, исчисленного к уплате в бюджет в размере 00 руб.

Согласно представленных 10.06.06г., 13.07.06г. налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за июль 2005г., являющихся идентичными по отраженным в них данным, сумма  выручки  от  реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость превысила один миллион рублей и составила 3 119 989 руб. 00 коп.

В  соответствии с п. 5 ст. 8 Закона Российской Федерации от 21.11.96г. №129-ФЗ «О бухгалтерском  учете» все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.

В нарушение указанного принципа правил бухгалтерский учет на предприятии велся ненадлежащим образом, что  подтверждается подачей 19.10.2005 года налоговой  декларации по НДС с «нулевыми показателями» и установлением размера выручки лишь к июню 2005 года.

Следовательно, при правильном и своевременном учете поступившей выручки, общество должно было к 20.08.05г. (срок представления декларации) установить, что сумма выручки в июле 2005г. превысила один миллион рублей,  в связи с чем,  возникла  обязанность  по представлению  налоговой декларации помесячно, в том числе за июль 2005г.

В связи с изложенным, налогоплательщик утратил право на ежеквартальную уплату налога и ежеквартальное представление налоговых деклараций в июле 2005г. и обязан представить в  инспекцию налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за  тот месяц, в котором сумма выручки (без НДС и  налога с продаж) превысила 1 миллион рублей, то есть с июля 2005г. в срок,  установленный  п. 5 ст. 174 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, в нарушение п. 5 ст. 174 Налогового кодекса фактически налогоплательщик представил налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за июль 2005г. 10.06.2006г. (при сроке представления не позднее 20.08.2005г.).

Пунктом 4 статьи 23 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 119 Налогового кодекса РФ непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

Следовательно, основания для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по п. 2 ст. 119 Налогового кодекса РФ имелись.

Вместе с тем, как усматривается из оспариваемого решения и пояснений представителей сторон, предметом проверки была налоговая декларация, представленная налогоплательщиком 13.07.06г. По мнению суда, данная декларация является уточненной ввиду следующего.

Пунктом 2 статьи 80 Налогового Кодекса предусмотрена возможность подачи налоговой декларации по почте путем направления в виде почтового отправления с описью вложения, при этом днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.

Как следует из материалов дела (квитанция № 26251)., 10.06.06г. налогоплательщиком в адрес инспекции направлена почтовая корреспонденция. В описи вложения значится в том числе и уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за июль 2005г.

Поскольку первоначальная декларация за июль 2005 года до 10.06.2006 не подавалась и спорная декларация не могла уточнять отраженные ранее показатели (в квартальной декларации), следовательно, представленная 10.06.2006 налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за июль 2005 года не может быть признана уточненной, а является первоначальной. Соответственно, представленная налогоплательщиком 13.07.06г. декларация является уточненной. Действующим законодательством о налогах сборах ответственность за несвоевременное представление уточненной налоговой декларации не предусмотрена.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность (ст. 106 Налогового Кодекса РФ).

В силу ст. 109 Налогового Кодекса Российской Федерации лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения.

Налоговая инспекция в нарушении статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказала наличие обстоятельств, послуживших основанием для взыскания штрафных санкций.

В связи с чем, оспариваемое решения является необоснованным и незаконным.

Довод заявителя об отсутствии оснований для привлечения к ответственности за несвоевременное представление налоговой декларации за июль 2005 года ввиду того, что в предыдущие месяцы у налогоплательщика имелась переплата по налогу на добавленную стоимость не принимается судом во внимание, так как пункт 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации не связывает начисление штрафа за непредставление налоговой декларации с наличием или отсутствием у налогоплательщика переплаты.

Утверждение заявителя о том, что ежемесячные декларации, которые представляются налогоплательщиком в случае превышения установленных законодательством пределов полученной выручки, являются уточненными несостоятельно.

Статьей 81 Налогового кодекса РФ определено, что уточненная декларация представляется налогоплательщиком в случае обнаружения им в поданной налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате. Плательщик НДС, у которого в каком-либо месяце квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж превысила один миллион рублей, представляет декларацию в общем порядке, начиная с месяца, в котором произошло вышеуказанное превышение суммы выручки.

Таким образом, декларация по налогу на добавленную стоимость за июль 2005 года не может быть признана уточненной по отношению к декларации за 3 квартал 2005 года, поскольку первоначальная декларация за июль 2005 года до 10.06.2006 не подавалась и спорная декларация не могла уточнять отраженные ранее показатели (в квартальной декларации). В квартальной декларации отражены общие показатели за данный период, и разделить отраженные в ней суммы по месяцам, в том числе за июль 2005 года, проверить правильность их исчисления не представляется возможным.

Анализ собранных по делу доказательств, исследованных и оцененных судом с соблюдением требований ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса с учетом не принятых во внимание доводов налогоплательщика свидетельствует о том, что требования заявителя являются обоснованными и законными.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил :

заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным решение Инспекции ФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска №22788 от 11.10.06г. в части привлечения к налоговой ответственности в размере 377 911 руб. 20 коп. и уплаты налоговой санкции в размере 377 911 руб. 20 коп.

Возвратить ОАО «Литье» из федерального бюджета уплаченную по платежному поручению № 3 от 15.11.2006 государственную пошлину в размере 2000 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                                     Н.Н. Тютрина