НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Иркутской области от 23.10.2019 № А19-15879/19

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                             Дело № А19-15879/2019

29.10.2019

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 23.10.2019

Решение в полном объеме изготовлено 29.10.2019

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Козловой И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дубленых Н.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 666687 ул. Дружбы Народов, 84, г. Усть-Илимск, Иркутская область) к Государственному учреждению – Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 664007, <...>) о признании незаконным решения № 10 осс/д от 11.06.2019 в части,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не присутствовали;

от заинтересованного лица: ФИО1, представитель по доверенности;

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Филиалу № 14 государственного учреждения – Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным в части решения о привлечении страхователя к ответственности от 11.06.2019 № 10осс/д.

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 04.09.2019 произведена замена ненадлежащего ответчика по делу с Филиала № 14 государственного учреждения – Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на Государственное учреждение – Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

Заявитель, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель Государственного учреждения – Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в судебном заседании требования не признал, подержав позицию, изложенную в отзыве, указав на законность и обоснованность оспариваемого решения.

Дело рассмотрено в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся доказательствам.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При рассмотрении дела судом установлены следующие существенные для разрешения спора обстоятельства.

Из материалов дела следует, что Филиалом № 14 государственного учреждения – Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации плательщиком страховых взносов – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области за период с 01.01.2016 по 31.12.2016.

Результаты проверки отражены в акте выездной проверки от 20.05.2019 № 16 осс/д.

 11.06.2019 принято решение № 10 осс/д, которым Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области привлечена к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов в виде начисления штрафа в сумме 227,30 руб. (п. 1), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области также предложено уплатить пени по состоянию на 31.12.2016 в общем размере 11,23 руб. (п. 2), недоимку в общем размере 1 136,51 руб. (п. 3).

Согласно таблице к решению от 11.06.2019 № 16 осс/д начисление штрафа и пени произведено следующим образом:

- сумма доначисленных страховых взносов на выплату работодателем среднего заработка за дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом составила 42,85 руб., пени – 1,10 руб., штраф – 8,57 руб.;

- сумма доначисленных страховых взносов на компенсацию за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно составила 1 093,66 руб., пени – 10,13 руб. штраф – 218,73 руб.

Заявитель, не согласившись с решением Государственного учреждения – Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 11.06.2019 № 16 осс/д, посчитав его несоответствующим закону и нарушающим права и законные интересы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.

Выслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив в рамках статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимосвязи, представленные сторонами доказательства, приведенные ими доводы и возражения, суд пришел к следующим выводам.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также – фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также – страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, до 01.01.2017 урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ).

С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации, в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

Расчеты (уточненные расчеты) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, истекшие до 1 января 2017 года, представляются в соответствующие органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (статья 23 названного Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ).

Поскольку отчетным периодом расчета страховых взносов по спорному решению от 11.06.2019 № 16 осс/д является период с 01.01.2016 по 31.12.2016, применению подлежат нормы Закона № 212-ФЗ.

В силу положений статьи 5 Закона № 212-ФЗ Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области относится к категории страхователей по обязательному социальному страхованию, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обязано правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

На основании части 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ и подпункту 1 пункта 1 статьи 20.2 Закона № 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

Как следует из материалов дела, основанием привлечения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ, послужили выводы Фонда социального страхования о том, что в проверяемом периоде в нарушение части 1 статьи 8 закона № 212-ФЗ оплата дополнительных выходных дней (4 дня), предоставляемых для ухода за ребенком-инвалидом, не включена плательщиком страховых взносов в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование в Фонд социального страхования Российской Федерации за 2016 год. В результате данного нарушения база для начисления страховых взносов в проверяемом периоде занижена в 2016 году на 1 477,37 руб.

Сумма неуплаченных страховых взносов в результате данного занижения базы для начисления страховых взносов составила 42,85 руб., пени – 1,10 руб., штраф – 8,57 руб.

Статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) установлено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами. Порядок предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2014 № 1048 утверждены Правила предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, в соответствии с пунктами 2, 12 которых одному из родителей предоставляются по его заявлению 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в календарном месяце, оформляемых приказом работодателя. Оплата каждого дополнительного оплачиваемого выходного дня производится в размере среднего заработка родителя (опекуна, попечителя).

На основании пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» средства этого фонда направляются, в том числе на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.

Таким образом, выплаты за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 № 1798/10).

Оплата дополнительных выходных дней, предоставленных для ухода за детьми-инвалидами, является средством обеспечения социальной защиты соответствующих категорий граждан.

С учетом изложенного, поскольку спорные выплаты не являются стимулирующими, либо вознаграждением, либо элементами оплаты труда, то они не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Фонд социального страхования указывает, что с 01.01.2015 часть 17 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» изложена в новой редакции: финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации, включая начисленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.

Между тем, само по себе наличие в указанной правовой норме деепричастного оборота «включая начисленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды» не меняет правовой природы спорных выплат как меры государственной поддержки и не означает установление законодателем обязанности страхователей включать данные выплаты в базу для начисления страховых взносов.

Положения части 17 статьи 37 Закона № 213-ФЗ регулируют механизм возмещения работодателю из бюджета понесенных им расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставленных для ухода за детьми-инвалидами, включая начисленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Указанная норма Закона № 213-ФЗ не изменяет положения Законов № 212-ФЗ и № 125-ФЗ, определяющих объект обложения страховыми взносами.

Не начисление работодателем страховых взносов с сумм оплаты дополнительных выходных дней, предоставленных для ухода за детьми-инвалидами, свидетельствует об отсутствии у работодателя указанных расходов, и, как следствие, об отсутствии у фонда обязанности возместить работодателю эти расходы за счет средств бюджета, выделяемых Фонду социального страхования, негативных последствий у фонда в такой ситуации не возникает.

Необоснованное взыскание сумм недоимки незаконно уменьшает материальную сферу заявителя, чем нарушает его права в области предпринимательской деятельности.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

С учетом изложенного суд полагает, что требование о признании недействительным решения Государственного учреждения – Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 11.06.2019 № 10 осс/д, подлежит удовлетворению, а оспариваемое решение признанию незаконным  в части доначисления страховых взносов на оплату 4-х дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми инвалидами в размере 42 рублей 85 копеек, начисления пени в размере 1 рубля 10 копеек, штрафа в размере 8 рублей 57 копеек, как несоответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Основанием для привлечения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области к ответственности, отраженном в спорном решении от 11.06.2019 № 16 осс/д, послужило также занижение облагаемой базы для начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию в результате исключения сумм стоимости перелета (ортодромии) сотрудников к месту проведения отпуска и обратно за 2016 год.

Как следует из оспариваемого решения, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области не включила в объект обложения страховыми взносами и в базу для начисления страховых взносов сумму компенсации стоимости авиаперелетов при проведении отпуска за пределами Российской Федерации сотрудникам ФИО2, ФИО3, ФИО4 за 2016 год в размере 37 712,66 руб.

Пунктом вылета к месту проведения отпуска за пределы Российской Федерации, где указанным работником пройден пограничный контроль, является аэропорты г. Иркутска и г. Москвы.

Руководствуясь пунктом 7 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ, Фонд социального страхования указал, что сумма компенсации стоимости проезда ФИО2, ФИО3, ФИО4 за 2016 год в размере 37 712,66 руб. подлежит обложению страховыми взносами, поскольку пограничный контроль в пунктах пропуска через государственную границу пройден работниками в аэропортах Российской Федерации (г. Иркутск, г. Москва).

В статье 325 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно.

Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.

Возможность компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно предусмотрена также в статье 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 утвержден перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в котором поименован город Усть-Илимск Иркутская область.

Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 № 455 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 10 Правил в случае использования работником учреждения отпуска за пределами Российской Федерации, в том числе по туристической путевке, производится компенсация расходов по проезду железнодорожным, воздушным, морским, речным, автомобильным транспортом до ближайших к месту пересечения границы Российской Федерации железнодорожной станции, аэропорта, морского (речного) порта, автостанции с учетом требований, установленных настоящими Правилами. При следовании к месту проведения отпуска за пределы территории Российской Федерации воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения государственной границы Российской Федерации аэропорту работником представляется справка, выданная транспортной организацией, осуществлявшей перевозку, о стоимости перевозки по территории Российской Федерации, включенной в стоимость перевозочного документа (билета). Указанная в справке стоимость определяется транспортной организацией как процентная часть стоимости воздушной перевозки согласно перевозочному документу, соответствующая процентному отношению расстояния, рассчитанного по ортодромии маршрута полета воздушного судна в воздушном пространстве Российской Федерации (ортодромия по Российской Федерации), к общей ортодромии маршрута полета воздушного судна.

При этом под ортодромией по Российской Федерации понимается кратчайшее расстояние от российского аэропорта вылета (прилета) до государственной границы по маршруту следования воздушного транспорта, под общей ортодромией - расстояние от российского аэропорта вылета (прилета) до зарубежного аэропорта прилета (вылета) по маршруту следования авиационного пассажирского транспорта.

На основании указанных положений заявителем выплачено работникам ФИО2 за июль 2016 года, ФИО3 и ФИО4 за октябрь 2016 года компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в пределах территории Российской Федерации, размер которой определен методом ортодромии.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей с 01.01.2015) не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций, в частности, стоимость проезда работников к месту проведения отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, оплачиваемые плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами. В случае проведения отпуска указанными работниками за пределами территории Российской Федерации не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета (включая стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в том числе международного аэропорта, в котором работники проходят пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через Государственную границу и перечень пунктов пропуска через Государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»).

Из приведенных норм законодательства следует, что в случае проведения отпуска за пределами территории Российской Федерации работником, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и направляющимся к месту проведения отпуска воздушным транспортом, не облагается страховыми взносами с 01.01.2015 только стоимость проезда от места жительства или работы до международного аэропорта, в котором он проходит пограничный контроль.

Стоимость перелета из города, в международном аэропорту которого работник проходит пограничный контроль, до точки пересечения (перелета) воздушным судном Государственной границы Российской Федерации и обратно, подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного суда Российской Федерации от 02 октября 2017 года № 301-КГ17-13484 по делу № А29-12065/2016.

Расчеты доначислений, штрафа, пени судом проверены, признаны правильными.

Исходя из вышеизложенных положений, суд приходит к выводу о соответствии оспариваемого решения Государственного учреждения Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации требованиям Закона № 212-Фз, отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя

Вместе с тем, суд полагает, что наличествуют основания для снижения размера штрафных санкций, примененных к страхователю на основании оспариваемого решения, по следующим основаниям.

По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния.

Так, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П указано, что принцип соразмерности и справедливости наказания предполагает установление дифференцированной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения, размера причиненного ущерба. В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 № 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.

Таким образом, полномочие суда на снижение штрафных санкций, исходя из вышеуказанных принципов, вытекает из конституционных прерогатив правосудия.

Часть 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) содержит перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения.

Указанный перечень не является исчерпывающим.

Согласно пункту 4 названной статьи обстоятельства, смягчающие ответственность, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 НК РФ.

В соответствии со статьей 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 НК РФ.

Налоговое законодательство связывает размер уменьшения налоговых санкций не с количеством установленных смягчающих обстоятельств, а с их наличием.

Возможность применения норм НК РФ в данном случае вытекает из статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», указывающей на то, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Суд признает наличие у Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения: страхователь является территориальным органом федеральных органов исполнительной власти и не занимается предпринимательской деятельностью; финансирование ответчика за счет средств федерального бюджета; отсутствие умысла на совершение правонарушения и не причинение ущерба.

В пункте 19 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 № 41/9 разъяснено, если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 112 Кодекса, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Кодекса уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 Кодекса. Учитывая, что пунктом 3 статьи 114 Кодекса установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.

Принимая во внимание отсутствие доказательств причинения ущерба бюджету, отсутствие умысла на совершение правонарушения, арбитражный суд, руководствуясь пунктом 3 статьи 114 НК РФ, с учетом конституционных принципов соразмерности и справедливости при назначении наказания, приходит к выводу о наличии оснований для уменьшения размера наложенного на заявителя штрафа за совершенное правонарушение на 100 рублей: с 218 рублей 73 копеек до 118 рублей 73 копеек.

При таких обстоятельствах, заявленные требования  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы  № 9 по  Иркутской области в части размера штрафа, примененного на сумму доначислениях страховых взносов на компенсацию за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа к месту отдыха и обратно, подлежат удовлетворению, а решение от 10.06.2019 № 10 осс/д признанию незаконным и отмене в части штрафа в размере 100 рублей, со снижением штрафа до суммы 118 рублей 73 копеек.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Статьей 333.35 НК РФ установлено, что от уплаты государственной пошлины, установленной настоящей главой, освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных настоящей главой.

В случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований (пункт 4 части 1 статьи 333.22 НК РФ).

С учетом изложенного, на основании статьи 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 333.22. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина не подлежит уплате при рассмотрении спора между лицами, освобожденными от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

заявленные требования удовлетворить.

Решение Государственного учреждения Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал № 14) от 11.06.2019 №10осс/д, принятое в отношении Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы  № 9 по  Иркутской области в части доначисления страховых взносов на оплату 4-х дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми инвалидами в размере 42 рублей 85 копеек, начисления пени в размере 1 рубля 10 копеек, штрафа в размере 8 рублей 57 копеек, признать незаконным как несоответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Решение Государственного учреждения Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал № 14) от 11.06.2019 №10осс/д, принятое в отношении Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы  № 9 по  Иркутской области признать незаконным в части штрафа в размере 100 рублей, примененного на сумму доначислениях страховых взносов на компенсацию за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа к месту отдыха и обратно, снизив размере штрафа до 118 рублей 73 копеек.

Обязать Государственное учреждение Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал № 14) устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя.

Решение может быть обжаловано в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                     И.В. Козлова