АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
о признании гражданина банкротом
и введении процедуры реализации имущества гражданина
г. Иркутск Дело № А19-15495/2017
«30» мая 2018 года
Резолютивная часть определения объявлена «23» мая 2018 года
Определение в полном объеме изготовлено «30» мая 2018 года
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Богданова А. И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Палкиным Д. Г., рассмотрев в судебном заседании отчет финансового управляющего Крючковой Юлии Андреевны о проведении процедуры банкротства – реструктуризации долгов гражданки Тюриной Марины Евгеньевны,
по делу по заявлению гражданки Тюриной Марины Евгеньевны (дата рождения: 02.07.1958, место рождения: г. Иркутск, СНИЛС 040-346-067 12, ИНН 381003437505, адрес регистрации: 664013, г. Иркутск, ул. Тельмана, д. 17 кв. 56) о признании ее несостоятельным (банкротом),
при участии судебном заседании:
от финансового управляющего Крючковой Ю.А. – Хабибуллин Р.Р., представитель по доверенности № 54 АА 2538848 от 14.06.2017, паспорт;
иные лица, участвующие в деле – извещены, не явились;
установил:
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 24.10.2017 (резолютивная часть оглашена 18.10.2017) в отношении должника – Тюриной Марины Евгеньевны (далее - Тюрина М.Е., должник) введена процедура банкротства – реструктуризация долгов. Финансовым управляющим утвержден арбитражный управляющий Крючкова Юлия Андреевна.
Срок процедуры, применяемой в деле о банкротстве - реструктуризация долгов гражданина, истек.
В судебном заседании рассматривается отчет финансового управляющего Крючковой Ю.А. о проведении процедуры банкротства – реструктуризации долгов гражданина в деле о банкротстве Тюриной М.Е.
Представитель финансового управляющего огласил отчет по итогам проведения процедуры реструктуризации долгов гражданина, ходатайствовал о признании должника банкротом и введении процедуры реализации имущества должника.
От должника для приобщения к материалам дела поступили следующие документы: справка с места работы должника, копия свидетельства о рождении, копия договора на оказание платных образовательных услуг от 04.07.2017 №Д/468-2017, копия справки ФГБОУ ВО «БГУ» от 24.08.2017, копии чеков-ордеров, копия договора аренды квартиры от 20.01.2017.
Документы приобщены к материалам дела.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, ходатайства не направили; о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом (часть 1 статьи 123, часть 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; пункты 14, 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 35 от 22.06.2012 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве»), что в силу части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела по существу в отсутствие их представителей.
Выслушав представителя финансового управляющего, исследовав материалы дела, представленный отчет, арбитражный суд приходит к следующему.
Из отчета финансового управляющего и представленных документов следует, что за время проведения в отношении Тюриной М.Е. процедуры реструктуризации долгов гражданина финансовым управляющим выполнены следующие мероприятия:
- направлены уведомления должнику, кредиторам, в регистрирующие органы о введении процедуры реструктуризации долгов гражданина, о последствиях введения процедуры реструктуризации долгов гражданина;
- опубликовано сообщение о введении в отношении должника процедуры реструктуризации долгов гражданина в газете «Коммерсантъ» от 23.12.2017 № 240;
- проведен анализ финансового состояния должника;
- проведена проверка наличия (отсутствия) признаков фиктивного и преднамеренного банкротства;
- сформирован реестр требований кредиторов;
- проведено первое собрание кредиторов.
С целью выявления имущества должника финансовым управляющим направлены запросы в регистрирующие органы.
Согласно выписке из ЕГРН от 26.10.2017 №00-00-4001/5729/2017-7313, предоставленной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правах Тюриной М.Е. на объекты недвижимого имущества.
По информации ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области», содержащейся в письме от 08.11.2017 №1-15-3671 Тюрина М.Е. не имеет зарегистрированного водного транспорта.
По сведениям Службы Гостехнадзора Иркутской области от 07.11.2017 № 78/03-37-2414/17 тракторов, дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним за Тюриной М.Е. не зарегистрировано.
По сообщению Управления ГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области от 15.11.2017 № 25/73-9134 за Тюриной М.Е. автотранспортные средства не значатся.
В соответствии со статьями 16, 213.9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» финансовым управляющим гражданки Тюриной М.Е.сформирован реестр требований кредиторов должника, из которого следует, что требования кредиторов первой и второй очереди – отсутствуют; третьей очереди составляют 580 106 руб. 69 коп., требования кредиторов по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и применению иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащие исполнение обязанности по уплате обязательных платежей в размере 38 683 руб. 77 коп.,
В силу пункта 1 статьи 70 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» анализ финансового состояния должника проводится в целях определения стоимости принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Согласно представленному анализу финансового состояния в отношении должника, восстановление платежеспособности гражданки Тюриной М.Е. невозможно; целесообразно проведение процедуры банкротства – реализация имущества гражданина.
Покрытие судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему возможно за счет заработной платы должника.
Наличие признаков преднамеренного банкротства гражданки Тюриной М.Е. не установлено, признаки фиктивного банкротства не выявлены, основания для оспаривания сделок должника отсутствуют, о чем финансовым управляющим Крючковой Ю.А. составлены соответствующие заключения.
Недобросовестное поведение гражданки Тюриной М.Е. при возникновении финансовых обязательств финансовым управляющим не выявлено.
Согласно статье 213.12 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в ходе реструктуризации долгов гражданина он, кредитор или уполномоченный орган не позднее чем в течение десяти дней с даты истечения срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 213.8 настоящего Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», вправе направить финансовому управляющему, конкурсным кредиторам, в уполномоченный орган проект плана реструктуризации долгов гражданина.
Проект плана реструктуризации долгов гражданина с приложением документов, предусмотренных положениями Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», направляется гражданином, конкурсным кредитором или уполномоченным органом финансовому управляющему, гражданину (в случае, если проект плана реструктуризации долгов гражданина представлен конкурсным кредитором или уполномоченным органом), конкурсным кредиторам, в уполномоченный орган заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается указанным лицам лично.
Пунктом 5 статьи 213.12 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что не ранее чем через двадцать дней с даты направления конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган проекта плана реструктуризации долгов гражданина, но не позднее чем в течение шестидесяти дней со дня истечения срока, указанного в пункте 2 статьи 213.8 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», финансовый управляющий обязан провести первое собрание кредиторов.
Должником – Тюриной М.Е. в установленный законом срок финансовому управляющему представлен проект плана реструктуризации долгов гражданина.
К исключительной компетенции собрания кредиторов относится принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (пункт 12 статьи 213.8 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов.
Первым собранием кредиторов Тюриной М.Е. состоявшимся 22.03.2018, большинством голосов приняты следующие решения:
- не устанавливать периодичность направления отчета финансового управляющего кредиторам;
- не утверждать план реструктуризации долгов гражданина представленный должником;
- не обращаться в суд с ходатайством о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества.
Кредитором ПАО «Сбербанк России» представлен собственный план реструктуризации гражданки Тюриной М.Е., в связи с этим финансовым управляющим назначено проведение собрания кредиторов с целью рассмотрения проекта плана реструктуризации долгов гражданина, представленного ПАО «Сбербанк России» на 05.05.2018.
Собранием кредиторов Тюриной М.Е. состоявшимся 05.05.2018, большинством голосов приняты следующие решения:
- не утверждать план реструктуризации долгов гражданина представленный должником;
- не обращаться в суд с ходатайством о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества,
- утвердить план реструктуризации долгов гражданина представленный ПАО «Сбербанк России».
Решения, принятые 05.05.2018 первым собранием кредиторов Тюриной М.Е., не оспорены и в порядке, установленном пунктом 4 статьи 15 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», недействительными не признаны.
Пунктом 3 статьи 213.17 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено, что арбитражный суд по результатам рассмотрения плана реструктуризации долгов гражданина в соответствии с настоящей статьей выносит одно из следующих определений:
об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина;
об отложении рассмотрения вопроса об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина;
об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина, о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина.
В соответствии со статьей 213.18 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный суд выносит определение об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина в случае:
представления не соответствующего требованиям настоящего Федерального закона плана реструктуризации долгов гражданина в отношении его задолженности;
неисполнения гражданином обязанности по уведомлению кредиторов об обстоятельствах, предусмотренных пунктом 2 статьи 213.13 настоящего Федерального закона, при наличии соответствующего ходатайства конкурсного кредитора или уполномоченного органа;
нарушения установленного статьей 213.16 настоящего Федерального закона порядка принятия собранием кредиторов решения об одобрении плана реструктуризации долгов гражданина;
наличия в плане реструктуризации долгов гражданина и прилагаемых к нему документах недостоверных сведений;
противоречия условий плана реструктуризации долгов гражданина настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Оценив представленные должником и ПАО «Сбербанк России» проекты плана реструктуризации долгов гражданина, суд приходит к выводу о их несоответствии требованиям Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002.
Как установлено судом, проект плана реструктуризации долгов гражданина, предложенный должником, не был одобрен собранием кредиторов, состоявшимся 22.03.2018.
Согласно пункту 4 статьи 213.17 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в случае, если собранием кредиторов не одобрен план реструктуризации долгов гражданина, арбитражный суд вправе утвердить этот план при условии, что его реализация позволяет полностью удовлетворить требования конкурсных кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, иные требования конкурсных кредиторов и требования уполномоченного органа, включенные в реестр требований кредиторов, в размере существенно большем, чем конкурсные кредиторы и (или) уполномоченный орган могли бы получить в результате немедленной реализации имущества гражданина и распределения его среднемесячного дохода за шесть месяцев, и указанный размер составляет не менее чем пятьдесят процентов размера требований таких кредиторов и уполномоченного органа.
Между тем представленный должником план реструктуризации долгов не соответствует требованиям пункта 4 статьи 213.17 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», а потому не может быть утвержден арбитражным судом.
Представленный ПАО «Сбербанк России» проект плана реструктуризации долгов гражданина, одобренный собранием кредиторов должника, также не может быть утвержден судом по следующим основаниям.
Из разъяснений, изложенных в пункте 30 Постановления Пленума Верховного суда от 13.10.2015 № 45, следует, что суд, рассматривающий дело о банкротстве, утверждает план реструктуризации долгов (как одобренный, так и не одобренный собранием кредиторов) только в том случае, если он одобрен должником, поскольку должник является непосредственным его участником и исполнение плана обычно осуществляется им самим, а также поскольку должник обладает наиболее полной информацией о своем финансовом состоянии и его перспективах.
Между тем, доказательств одобрения плана реструктуризации долгов представленного ПАО «Сбербанк России» должником Тюриной М.Е. не представлено.
Напротив, Тюрина М.Е. направила возражения на утверждение плана реструктуризации долгов гражданина, указав на невозможность исполнить обязательства должника перед кредиторами в связи со снижением заработной платы в результате уменьшения педагогической нагрузки с 36 часов до 18 часов на 2018/2019 учебный год, а так же дополнительными расходами на аренду жилья и оплату учебы сына.
Утверждение плана без одобрения должника возможно только в исключительном случае, если будет доказано, что несогласие должника с планом является злоупотреблением правом (статья 10 ГК РФ). Например, если не обладающий ликвидным имуществом должник, стабильно получающий высокую заработную плату, в целях уклонения от погашения задолженности перед кредиторами за счет будущих доходов настаивает на скорейшем завершении дела о его банкротстве и освобождении от долгов (пункт 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан»).
Документального подтверждения того, что несогласие должника с планом является злоупотреблением правом, материалы дела не содержат, как не содержат и доказательств, свидетельствующих о недобросовестности должника и наличии у должника возможности погашения задолженности.
Судом установлено, в настоящее время Тюрина М.Е., имеющая высшее образование, является работником МБОУ г. Иркутска СОШ № 7, состоит в должности учителя музыки, средний ежемесячный доход составляет 29 000 руб.(с учетом премий которые носят непостоянный характер).
Кроме того, Тюриной М.Е. назначена трудовая пенсия по старости, ежемесячный размер которой составляет 16 705 руб. 89 коп. согласно справке УПФР (ГУ) в Ленинском районе г. Иркутска от 26.04.2017 № 269940/17.
При этом ввиду отсутствия собственного жилья, из суммы ежемесячного дохода должник производит оплату за жилое помещение по договору аренды квартиры от 20.01.2017 в сумме 15 000 руб.
Также судом учтено, что Тюрина М.Е. оплачивает учебу сына Тюрина К.С. в ФГБОУ ВО «БГУ» на основании договора на оказание платных образовательных услуг от 04.07.2017 №Д/468-2017 в размере 10 000 ежемесячно.
Учитывая значительный размер задолженности перед кредиторами, наличие в деле доказательств, подтверждающих отсутствие у гражданина источника дохода, позволяющего произвести все расчеты с кредиторами, а также недостаточность для этого имеющегося у должника имущества, формальное введение в отношении Тюриной М.Е. процедуры реструктуризации долгов не способствует достижению баланса между целью процедуры банкротства граждан, как реабилитации лица, попавшего в тяжелое финансовое положение и необходимостью защиты законных прав кредиторов, а также влечет для должника дополнительные расходы за указанную процедуру.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 213.24 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный суд принимает решение о признании гражданина банкротом в случае, если собранием кредиторов не одобрен план реструктуризации долгов гражданина, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 213.17 настоящего Федерального закона.
По смыслу абзаца четвертого пункта 3 статьи 213.17, статьи 213.18 и пункта 1 статьи 213.24 Закона о банкротстве об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов может быть указано в отдельном определении или в решении о признании должника банкротом (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан»).
Принимая во внимание выводы анализа финансового состояния должника, сделанные финансовым управляющим по результатам проведения процедуры реструктуризации долгов, учитывая, что обязательства должником не исполнены перед кредиторами в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения, сумма кредиторской задолженности в совокупности превышает пятьсот тысяч рублей, а также отсутствие правовых оснований для утверждения судом плана реструктуризации долгов должника, арбитражный суд приходит к выводам о необходимости отказать в утверждении плана реструктуризации долгов должника и о необходимости введения в отношении Тюриной Марины Евгеньевны процедуры реализации имущества гражданина.
Суд считает необходимым указать, что введение в отношении гражданина процедуры реализации имущества не исключает возможности прекращения производства по делу на основании седьмого абзаца пункта 1 статьи 57 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в случае удовлетворения требований всех кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, а также не исключает возможности утверждения мирового соглашения (пункт 1 статьи 150, статья 213.31 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).
В случае, если в ходе рассмотрения дела действительно будет установлено недобросовестное поведение должника, суд в соответствии с пунктом 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве, с учетом разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан», вправе не применить в отношении должника правила об освобождении от исполнения обязательств, что направлено на исключение получения должником преимуществ и защиту интересов кредиторов.
При принятии решения о признании гражданина банкротом арбитражный суд утверждает в качестве финансового управляющего для участия в процедуре реализации имущества гражданина лицо, исполнявшее обязанности финансового управляющего и участвовавшее в процедуре реструктуризации долгов гражданина, если иная кандидатура к моменту признания гражданина банкротом не будет предложена собранием кредиторов (абзац второй пункта 2 статьи 213.24 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).
Иная кандидатура финансового управляющего гражданки Тюриной М.Е. собранием кредиторов не предложена.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 213.9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» финансовый управляющий, утверждаемый арбитражным судом в деле о банкротстве гражданина, должен соответствовать требованиям, установленным настоящим Федеральным законом к арбитражному управляющему в целях утверждения его в деле о банкротстве гражданина.
Арбитражный суд утверждает финансового управляющего в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», с учетом положений статьи 213.4 настоящего Федерального закона и настоящей статьи.
Согласно статье 213.9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» вознаграждение финансовому управляющему выплачивается в размере фиксированной суммы и суммы процентов, установленных статьей 20.6 указанного Закона, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей. Фиксированное вознаграждение финансового управляющего составляет двадцать пять тысяч рублей единовременно за проведение процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
Суд полагает возможным утвердить финансовым управляющим должника Крючкову Юлию Андреевну; утвердить финансовому управляющему Крючковой Юлии Андреевне фиксированную сумму вознаграждения в размере 25 000 руб. единовременно за счет средств гражданки Тюриной М.Е.
В соответствии с требованиями статьи 213.9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» вознаграждение финансовому управляющему выплачивается в размере фиксированной суммы и суммы процентов, установленных статьей 20.6 указанного Закона, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.
В силу пункта 3 статьи 20.6 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ) размер фиксированной суммы вознаграждения, выплачиваемого финансовому управляющему в деле о банкротстве, составляет 25 000 рублей единовременно за проведение процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
Должником на депозитный счет Арбитражного суда Иркутской области по чеку-ордеру от 12.02.2017 внесены денежные средства в общем размере 25 000 руб.
Указанные денежные средства подлежат перечислению с депозитного счета Арбитражного суда Иркутской области арбитражному управляющему Крючковой Юлии Андреевнеза исполнение обязанностей финансового управляющего гражданки Тюриной М.Е. в процедуре реструктуризации долгов гражданина.
Понесенные при подаче заявления расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. в силу пункта 1 статьи 59 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» относятся на должника.
Руководствуясь статьями 45, 213.4, 213.6, 213.17, 213.18, 213.24 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 167-170, 223, 225 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
В утверждении плана реструктуризации долгов гражданки Тюриной Марины Евгеньевны отказать.
Признать гражданку Тюрину Марину Евгеньевну (дата рождения: 02.07.1958, место рождения: г. Иркутск, СНИЛС 040-346-067 12, ИНН 381003437505, адрес регистрации: 664013, г. Иркутск, ул. Тельмана, д. 17 кв. 56) несостоятельной банкротом.
Ввести в отношении Тюриной Марины Евгеньевны процедуру реализации имущества гражданина сроком до «01» октября 2018 года.
Утвердить финансовым управляющим Тюриной Марины Евгеньевны арбитражного управляющего Крючкову Юлию Андреевну.
Утвердить финансовому управляющему Крючковой Юлии Андреевне фиксированную сумму вознаграждения в размере 25 000 рублей единовременно за счет средств должника.
Назначить рассмотрение отчета финансового управляющего на 10 часов 20 минут «01» октября 2018 года. Судебное заседание состоится в помещении Арбитражного суда Иркутской области, расположенного по адресу: 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36 А, кабинет 209 (судья Богданов А.И.), телефон специалиста 261-787, канцелярия 261-709, факс 261-761.
Перечислить с депозитного счета Арбитражного суда Иркутской области в пользу арбитражного управляющего Крючковой Юлии Андреевны вознаграждение за исполнение обязанностей финансового управляющего в процедуре реструктуризации долгов гражданки Тюриной Марины Евгеньевны в размере 25 000 руб.
Указать, что с даты принятия настоящего решения наступают последствия, установленные статьей 213.25 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья А. И. Богданов