АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Иркутск Дело № А19-690/2015
« 27 » апреля 2015 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 23 апреля 2015 г.
Полный текст решения изготовлен 27 апреля 2015 г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козловой Е.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Областного государственного автономного учреждения здравоохранения «Усть-Илимская городская поликлиника № 1» (ОГРН 1023802004654, ИНН 3817019886, место нахождения: 666679, Иркутская область, г. Усть-Илимск, ул. Чайковского, 7)
к Государственному учреждению Территориальному фонду обязательного медицинского страхования граждан Иркутской области (ОГРН 1023801547395, ИНН 3811028531, место нахождения: 664022, Иркутская область, г. Иркутск, ул. 3 Июля, 20; адрес Усть-Илимского филиала: 666685, Иркутская область, г. Усть-Илимск, ул. Молодежная, 20, а/я 1534)
о признании недействительным требования от 17.12.2014 № 563 в части,
при участии в заседании представителей:
от заявителя: не явились;
от органа, принявшего оспариваемый акт: Московских Н.Ф. – представитель по доверенности от 19.01.2015; Кажарская Ю.В. – представитель по доверенности от 01.12.2014;
установил:
Областное государственное автономное учреждение здравоохранения «Усть-Илимская городская поликлиника № 1» (далее - ОГАУЗ «Усть-Илимская городская поликлиника № 1») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Государственному учреждению Территориальному фонду обязательного медицинского страхования граждан Иркутской области (далее – ГУ ТФОМС граждан Иркутской области) в лице Усть-Илимского филиала о признании недействительным требования от 17.12.2014 № 563 в части возврата суммы 220460,69 руб., как нецелевого расходования денежных средств обязательного медицинского страхования учреждением, и уплаты штрафа в размере 22046,04 руб.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, заявил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители ГУ ТФОМС граждан Иркутской области в судебном заседании заявленные требования не признали.
Из материалов дела следует, что в период с 06.11.2014 по 06.12.2014, на основании приказа директора Усть-Илимского филиала ГУ ТФОМС граждан Иркутской области от 23.10.2014 № 71-о, комиссией по проверке использования средств обязательного медицинского страхования проведена плановая комплексная проверка целевого использования средств обязательного медицинского страхования в ОГАУЗ «Усть-Илимская городская поликлиника № 1» за период с 01.01.2013 по 01.10.2014, в ходе которой выявлен ряд нарушений, в том числе:
- за 9 месяцев 2014 за счет средств обязательного медицинского страхования приобретены и выданы продукты питания (молоко) работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, отделения, не работающего в системе ОМС (стоматология ортопедическая) на сумму 22680 руб.
- учреждением оплачены и списаны на расходы обязательного медицинского страхования услуги по замене оконных блоков (изготовление и монтаж изделий из профиля ПВХ) в размере 200690,43 руб., в том числе: в 2013 - 97005,83 руб., в 2014 - 103684,60 руб.
- в мае 2013 средства обязательного медицинского страхования в сумме 94095,89 руб. направлены на оплату государственной экспертизы по проверке достоверности определения сметной стоимости объектов: «Капитальный ремонт здания стоматологического отделения ОГАУЗ «Усть-Илимская городская поликлиника №1, г. Усть-Илимск, ул. 50 лет ВЛКСМ, 38», «Усть-Илимская поликлиника №1», г. Усть-Илимск, ул. Чайковского,7».
Выявленные нарушения зафиксированы в акте от 06.11.2014 № 10.
В требовании от 17.12.2014 № 563 Фонд потребовал от ОГАУЗ «Усть-Илимская городская поликлиника № 1» в срок до 27.12.2014 направить в адрес Усть-Илимского филиала ГУ ТФОМС граждан Иркутской области информацию о принятых мерах по устранению выявленных в ходе проверки нарушений (план мероприятий), вернуть в бюджет ГУ ТФОМС граждан Иркутской области в течение десяти рабочих дней со дня предъявления требования средства обязательного медицинского страхования в сумме 495149,44 руб., использованные не по целевому назначению, в том числе: 368784,84 руб. за 2013 год, 126364,60 руб. за период с 01.01.2014 по 01.10.2014.
ОГАУЗ «Усть-Илимская городская поликлиника № 1» согласилось с выводом о нецелевом расходовании средств обязательного медицинского в части 274 688,95 руб., данная сумма средств была возвращена учреждением в бюджет ГУ ТФОМС граждан Иркутской области, в том числе уплачен штраф 27 468,90 руб. (платежные поручения от 24.12.2014 № 1142954, от 25.12.2014 №1154822).
Заявитель, полагая, что требование от 17.12.2014 № 563 в части возврата средств обязательного медицинского страхования в сумме 220460,69 руб. не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, обратилось в суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований ОГАУЗ «Усть-Илимская городская поликлиника № 1» указало, что средства обязательного медицинского страхования в сумме 22 680 руб. и в сумме 103684,60 руб. были восстановлены на лицевом счете обязательного медицинского страхования путем уточнения операций по кассовым выплатам и (или) кодам бюджетной классификации, по которым данные операции были отражены на лицевом счете, в связи с чем, фактически данные расходы оплачены в 2014 году с платных услуг учреждения. Расходование средств обязательного медицинского страхования в сумме 94095,89 руб. осуществлено в соответствии с бюджетной классификацией и структурой тарифа, определенными действующими нормативными правовыми актами.
В судебном заседании 21.04.2015, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ, был объявлен перерыв до 11 часов 30 минут 23.04.2015. После перерыва в судебное заседание явились представители ГУ ТФОМС граждан Иркутской области Московских Н.Ф., Кажарская Ю.В.
Выслушав представителей ГУ ТФОМС граждан Иркутской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания арбитражным судом недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса РФ бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
В силу статьи 147 Бюджетного кодекса РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 38 названного кодекса закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса РФ под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Статьей 38 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 326-ФЗ) определено, что по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
Указанный договор заключается между территориальным фондом обязательного медицинского страхования и страховой медицинской организацией.
Частью 1 статьи 39 указанного Федерального закона предусмотрено, что договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу статьи 20 названного Федерального закона медицинские организации вправе получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 30 Закона № 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования. Тарифы на оплату медицинской помощи должны устанавливаться соглашением между уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, представителями страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников. Тарифы на оплату медицинской помощи в одной медицинской организации являются едиными для всех страховых медицинских организаций, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, оплачивающих медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также в случаях, установленных настоящим Федеральным законом,- в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Структура тарифа на оплату медицинской помощи устанавливается настоящим Федеральным законом.
Статьей 35 Закона № 326-ФЗ предусмотрено, что базовая программа обязательного медицинского страхования является составной частью программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи, перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи. В базовой программе обязательного медицинского страхования устанавливаются требования к условиям оказания медицинской помощи, нормативы объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, нормативы финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо, а также расчет коэффициента удорожания базовой программы обязательного медицинского страхования.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу. Базовая программа обязательного медицинского страхования устанавливает требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.
В силу статьи 36 Закона № 326-ФЗ территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.
В проверяемый период (с 01.01.2013 по 01.10.2014) действовали территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденные на 2013 год постановлением Правительства Иркутской области от 28.12.2012 № 726-пп, на 2014 год -постановлением Правительства Иркутской области от 25.12.2013 № 613-пп, в состав которых входят территориальные программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии с разделом 3 Программы на 2013 год и разделом 4 Программы на 2014 год направления расходования средств обязательного медицинского страхования, вопросы оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования в Иркутской области определяются Генеральным соглашением о тарифах. При этом все расходы медицинских организаций государственной системы здравоохранения, не вошедшие в тариф на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования, финансируются из соответствующих бюджетов.
28.12.2012 Министерство здравоохранения Иркутской области, ГУ ТФОМС граждан Иркутской области, представители Ассоциации медицинских страховщиков Иркутской области, Иркутской областной организации Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации и Ассоциации онкологов Иркутской области заключили Генеральное соглашение о тарифах на оплату медицинской помощи в сфере обязательного медицинского страхования на территории Иркутской области (далее - Генеральное соглашение).
Так, в частности, Генеральным соглашением уточнена структура тарифа на медицинскую помощь в сфере ОМС, включающая в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организацию питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинской организации, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу (пункт 1).
Согласно пункту 13 Генерального соглашения финансовое обеспечение расходов медицинской организации, не включенных в структуру тарифа на медицинскую помощь в сфере ОМС, отделений (кабинетов, коек) медицинской организации, не оказывающих медицинскую помощь в рамках Территориальной программы ОМС, за счет средств ОМС не осуществляется.
Нецелевым использованием средств ОМС медицинскими организациями является: финансирование видов медицинской помощи, не включенных в Территориальную программу ОМС; оплата расходов, не включенных в структуру тарифа на медицинскую помощь в сфере ОМС; оплата медицинской помощи лицам, не застрахованным в сфере ОМС. В случае использования медицинской организацией средств ОМС не по целевому назначению медицинская организация несет ответственность в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (пункт 14 Генерального соглашения).
Судом установлено и заявителем не оспаривается, что в 2014 году (в период до 01.10.2014) им на средства ОМС в сумме 22680 руб. были приобретены и выданы продукты питания (молоко) занятым на работах с вредными условиями труда медицинским работникам платного отделения (стоматология ортопедическая), не участвующим в реализации территориальной программы ОМС.
В данном случае за счет средств обязательного медицинского страхования могли быть оплачены расходы на приобретение специального питания (молока) для работников медицинской организации, оказывающих медицинскую помощь в рамках территориальной программы ОМС.
Также ОГАУЗ «Усть-Илимская городская поликлиника № 1» в 2014 году за счет средств обязательного медицинского страхования в сумме 103684,60 руб. оплачены услуги по замене оконных блоков (изготовление и монтаж изделий из профиля ПВХ).
Заявитель, не оспаривая установленные в ходе проверки факты нецелевого использования средств ОМС, направленных на приобретение спецпитания работникам платного отделения медицинской организации и на оплату услуг по замене оконных блоков, указал, что средства обязательного медицинского страхования в сумме 22 680 руб. и в сумме 103684,60 руб. были восстановлены на лицевом счету обязательного медицинского страхования путем уточнения операций по кассовым выплатам и (или) кодам бюджетной классификации, по которым данные операции были отражены на лицевом счете, в связи с чем, фактически данные расходы оплачены в 2014 году с платных услуг учреждения. При уточнении денежных средств на лицевом счете № 8030309126 (ОМС) ОГАУЗ «Усть-Илимская городская поликлиника № 1» руководствовалось Приказом Министерства финансов Иркутской области от 31.12.2010 № 13н-мпр «О порядке ведения и открытия лицевых счетов Министерством финансов Иркутской области», так как лицевой счет № 8030309126 (ОМС) и лицевой счет 8030305126 (платных услуг) открыты в Министерстве финансов Иркутской области. Уточнение кассовых операций по источникам расходов в пределах текущего 2014 года произведено путем подачи в министерство финансов Иркутской области уведомления по уточнению вида и принадлежности платежа, на основании пункта 2.5.3 приказа Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н.
Данный довод заявителя не может быть принят судом в качестве доказательства незаконности оспариваемого требования в связи со следующим.
Частью 6 статьи 15 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ предусмотрено, что медицинские организации ведут раздельный учет по операциям со средствами обязательного медицинского страхования.
Денежные средства на приобретение спецпитания и услуг по замене оконных блоков списаны со счета, открытого для учета средств обязательного медицинского страхования, что свидетельствует о нецелевом расходовании средств обязательного медицинского страхования. Последующее так называемое «восстановление» этих сумм на лицевом счете обязательного медицинского страхования медицинской организации не исключает признание израсходованных сумм – нецелевым расходованием средств обязательного медицинского страхования.
Учитывая, что средства с указанного счета перечислены учреждением неоднократно различными платежными документами, несостоятельным является довод заявителя об ошибочности перечисления денежных средств.
Согласно части 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда, тогда как в рассматриваемом случае денежные средства, израсходованные не по целевому назначению, восстановлены учреждением на лицевом счете обязательного медицинского страхования медицинской организации (выписка из л/с за 16.09.2014, за 19.09.2014, за 18.11.2014, распоряжения на зачисление средств от 16.09.2014, от 19.09.2014, от 18.11.2014 - уточнение операций на сумму 103684,60 руб., на сумму 24525 руб. соответственно), средствами которого распоряжается сама медицинская организация.
Примененный заявителем порядок восстановления средств ОМС не предусмотрен статьей 39 Закона № 326-ФЗ, а также нормативными правовыми актами в сфере ОМС, Генеральным соглашением.
Временное отвлечение средств ОМС на цели, не предусмотренные документами, регламентирующими порядок использования средств ОМС, нарушает принцип целевого назначения средств ОМС - обеспечение за счет средств ОМС гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках программы ОМС (пункт 1 статьи 4 Закона № 326-ФЗ).
В связи с чем, законодателем мера по возврату в бюджет территориального фонда средств, использованных не по целевому назначению, определена в качестве меры наказания за нецелевое расходование. Возврат спорных сумм заявителем на свой же лицевой счет (путем осуществления уточнений по лицевым счетам) не равнозначен возврату средств в бюджет ТФОМС, и не исключает отнесение средств, отвлеченных на цели, не предусмотренные документами, регламентирующими порядок использования средств ОМС, к нецелевому расходованию средств ОМС.
В части расходования средств обязательного медицинского страхования в сумме 94095,89 руб., направленных на оплату государственной экспертизы по проверке достоверности определения сметной стоимости объектов, заявитель считает, что оно осуществлено в соответствии с бюджетной классификацией и структурой тарифа, определенными действующими нормативными правовыми актами.
На основании разъяснений Минздрава России от 25.12.2012 №11-9/10/2-5718 «О формировании и экономическим обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», от 08.11.2013 №11-9/10/2-8309 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», в расчет нормативов финансирования Программы на 2013 год, Программы на 2014 год, в том числе программ ОМС, не включались расходы медицинских организаций в части капитального ремонта и проектно-сметной документации для его проведения, приобретение оборудования стоимостью свыше 100 тысяч рублей за единицу, т.п. Согласно указанным разъяснениям данные расходы государственных и муниципальных медицинских организаций осуществляются за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и не входят в средний подушевой норматив финансирования, установленный Программой. Таким образом, в рамках финансового обеспечения Программы ОМС на 2013 год и 2014 год расходы на капитальный ремонт и проектно-сметную документацию не предусмотрены.
Кроме того, в Программе на 2013 год установлено, что направления расходования средств ОМС, вопросы оплаты медицинской помощи в системе ОМС в Иркутской области определяются Генеральным соглашением о тарифах.
В соответствии с пунктом 9 Генерального соглашения оплате за счет средств обязательного медицинского страхования не подлежат расходы на проведение капитального ремонта зданий и сооружений, в том числе по составлению проектно-сметной документации.
В силу приложения № 9 к Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденному приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 №312 (ВСН 58-88(р)) экспертиза проектно-сметной документации включена в перечень дополнительных работ, производимых при капитальном ремонте здания и объектов.
Следовательно, оплата экспертизы проектно-сметной документации с целью проведения капитального ремонта, относится к расходам на проведение капитального ремонта, независимо от того по какой статье КОСГУ (классификации операций сектора государственного управления) были учтены расходы. То обстоятельство, что расходы на проведение экспертизы проектно-сметной документации относятся по КОСГУ к прочим расходам, не исключает их признание в рассматриваемом случае нецелевым использованием средств ОМС.
ОГАУЗ «Усть-Илимская городская поликлиника № 1» считает неправомерным возврат средств обязательного медицинского страхования в бюджет ГУ ТФОМС граждан Иркутской области, поскольку на конец финансового отразили по лицевым счетам отсутствие нецелевого расходования средств.
При этом заявитель указывает, что требование ГУ ТФОМС граждан Иркутской области будет означать не возврат, а изъятие денежных средств, принадлежащих поликлинике, т.е. применение денежных штрафов, не предусмотренных законодательством, что в итоге приведен к снижению расходов на оказание медицинской помощи прикрепленному населению.
Данный довод заявителя суд находит несостоятельным в силу следующего.
До вступления в силу Закона № 326-ФЗ (до 01.01.2011), на основании Инструкции «О порядке проведения территориальными фондами ОМС контрольных проверок целевого и рационального использования средств ОМС в медицинских учреждениях, функционирующих в системе ОМС», утвержденной приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 17.12.1998 № 100 (далее - Инструкция), средства ОМС использованные не по целевому назначению медицинская организация могла восстановить путем перечисления на счет ОМС медицинской организации, либо перечислить на счет территориального фонда, за счет средств бюджета/платных услуг населению (п.2 Приложение 3 к Инструкции).
С 01.01.2011 обязанность медицинской организации возвратить в бюджет ТФОМС средства, использованные не по целевому назначению, а также уплатить штраф и пени, установлена частью 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ.
При этом частью 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ не конкретизирован источник возврата средств ОМС, тогда как, например частями 11 и 12 статьи 38 Закона № 326-ФЗ прямо предусмотрена обязанность страховой медицинской организации (СМО) уплатить штраф и возместить средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению за счет собственных средств СМО.
Таким образом, законодательство об обязательном медицинском страховании не ограничивает медицинские организации в выборе финансового источника, за счет которого допускается возврат в бюджет ТФОМС средств, использованных не по целевому назначению.
Учитывая, что источниками финансирования медицинской организации (согласно пункту 3.7. Устава ОГАУЗ «Усть-Илимская городская поликлиника № 1») являются в т.ч. средства областного бюджета, средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, средства ОМС, возврат средств, использованных не по целевому назначению может осуществляться за счет любого из перечисленных источников. Возврат средств ОМС, использованных не по целевому назначению со счета по учету средств ОМС допустим, т.к. будет являться возвратом средств ОМС в бюджет территориального фонда ОМС, из которого они были фактически получены. При этом, согласно разъяснениям ФФОМС (информационное письмо от 16.01.2011 № 795/010-И) средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, восстановленные медицинскими учреждениями путем возврата средств в доход бюджета территориального фонда ОМС, не являются экономической выгодой фонда и не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
На основании приказа Росстата от 17.04.2014 № 258 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации статистического наблюдения в сфере обязательного медицинского страхования» медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере ОМС предоставляют в территориальные фонды ОМС, отчет по форме №14-Ф (ОМС) «Сведения о поступлении и расходовании средств ОМС медицинскими организациями» (заполняется в тыс.рублей) (далее - Отчет).
Согласно отчету за январь-декабрь 2014, предоставленному ОГАУЗ «Усть-Илимская ГП №1», в медицинскую организацию поступило средств ОМС - 133 964,4 тыс.руб., остаток средств ОМС на конец отчетного года в медицинской организации составил 12 177,2 тыс.руб.
Таким образом, использование средств обязательного медицинского страхования в сумме 220460,69 руб., в нарушение положений Закона № 326-ФЗ, территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденных на 2013 и 2014, является нецелевым, в связи с чем, эти средства подлежат возврату в бюджет ГУ ТФОМС граждан Иркутской области в силу положений части 9 статьи 39 Закона №326-ФЗ.
С учетом изложенного, требование ГУ ТФОМС граждан Иркутской области от 17.12.2014 № 563 в оспариваемой заявителем части (в части возврата суммы 220460,69 руб., как нецелевое расходование денежных средств обязательного медицинского страхования) является законным и обоснованным, не нарушает прав и законных интересов ОГАУЗ «Усть-Илимская городская поликлиника № 1».
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если суд установит, что оспариваемый акт, решение, действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, или иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному акту, и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, заявленные требования ОГАУЗ «Усть-Илимская городская поликлиника № 1» удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Н.Г. Позднякова