НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Иркутской области от 22.07.2015 № А19-8919/15

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                        Дело  №А19-8919/2015

«29» июля 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена   в судебном заседании 22  июля 2015  года.

Решение  в полном объеме изготовлено   29 июля 2015  года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Чемезовой  Т.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Слимаковой  О.Е.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Финтранс ГЛ»

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в               г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области

о признании недействительным решения № 048 027 15 РВ 0000185 от 24.02.2015 в  части,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 (доверенность от 20.06.2015г);

от ответчика –  ФИО2 (доверенность от 28.11.2014г).

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Финтранс ГЛ» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в  порядке  ст. 49 АПК РФ,  о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области (далее – Управление, Пенсионный  фонд) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 24.02.2015 № 048 027 15 РВ 0000185 в  части: пункта 1 решения - привлечь к ответственности ООО «Финтранс ГЛ» в виде штрафа в размере 6 076 рублей 20 копеек; пункта 3 решения - начислить пени ООО «Финтранс ГЛ» по состоянию на 31.12.2013 года в  размере  4178, 41  руб.; пункта 4 решения - предложить ООО ГЛ» уплатить недоимку в части 30 381, 02 рублей; пункта 3.2, 3.3. 4 решения в части предложения ООО «Финтранс ГЛ» уплатить суммы начисленных пеней и штрафов, внести исправления в документы бухгалтерского учета в части касающихся нарушений, связанных с начислением сумм недоимки, пени и штрафов по эпизоду, связанному с выплатой выходного пособия работникам Заявителя.

В порядке  ст. 163 АПК РФ в  судебном заседании 15.07.2015 объявлялся перерыв  до                  09  час. 40  мин. 22.07.2015,  о чем было сделано публичное извещение, размещенное в сети Интернет на сайте Арбитражного  суда Иркутской области.

После перерыва  судебное заседание   продолжено в том же составе  суда  при участии тех же представителей сторон.

Представитель заявителя в судебном заседании уточненное требование поддержал.

Представитель ответчика в судебном заседании с заявленным требованием не согласился  по основаниям, изложенным в  отзыве. 

 Дело рассмотрено в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся в нем материалам, исследовав которые, суд  установил следующее.

Как следует из  материалов  дела, Управлением ПФР в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области совместно с территориальным органом ФСС в период с 26.10.2014 по 27.11.2014 проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов ООО «Финтранс ГЛ» Филиала ООО «Финтранс ГЛ» в г. Усть-Илимске.

В ходе выездной проверки установлено неисполнение плательщиком обязанностей, предусмотренных Законом №212-ФЗ по начислению страховых взносов на суммы:

-не принятых к зачету расходов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством органами ФСС в 2011-2012 годах;

-выходного пособия, выплачиваемого при расторжении трудового договора с работником в 2012 году.

По акту выездной проверки от 30.12.2014 №04802714АВ0001751    доначислено   всего

52 212,06 руб., в том числе: страховых взносов - 33 272,63 руб.; пени- 12 284,91 руб.; штраф согласно статье 47 Закона № 212-ФЗ - 6 654,52 руб.

В результате проверки органом Пенсионного фонда РФ установлен факт занижения базы для начисления страховых взносов  за  2012 год.

Результаты  проверки зафиксированы в акте выездной проверки от 25.02.2013                            № 04802700000187.

По результатам рассмотрения материалов проверки заместителем начальника
Управления ПФР принято решение о привлечении плательщика страховых взносов
к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых
взносах от 24.02.2014 № 04802715РВ0000185.

В  последующем, с учетом рассмотрения жалобы Общества,  поданной в вышестоящий орган, решение территориального органа ПФР от 24.02.2014г. № 04802715РВ0000185 изменено в части привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Закона                          № 212-ФЗ (пункт 1 резолютивной части Решения), в связи с чем резолютивная часть решения изложена в новой редакции (Выписка из протокола заседания Комиссии по рассмотрению жалоб плательщиков на Решения и иные акты ненормативного характера, вынесенные территориальным органом ПФР № 15 от 19.06.2015). Так, на  основании статьи 45 Закона              № 212-ФЗ отказано в привлечении к ответственно­сти за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в связи с истечением срока давности за 2011 год (первый год проверяемого трехлетнего периода) в размере 385, 61 руб., в том числе: на страховую часть трудовой пенсии в размере 247,97 руб.; на накопительную часть трудовой пенсии в размере 74,41 руб.;  в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 38,43 руб.; в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 24,80 руб.

Не согласившись с указанным решением в  части  начисления   страховых  взносов на  суммы  выходного пособия  при расторжении трудового  договора с работником  ФИО3 по соглашению  сторон,  пени и начисления  штрафных  санкций  по  ст. 47  ФЗ № 212-ФЗ  на  суммы  непринятых  к  зачету  расходов, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Пенсионный  фонд,   возражая  по  заявленному  требованию,  указал,  что выплата выходного пособия при увольнении по соглашению сторон не относится к компенсационным выплатам, установленным подпунктом «д» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ, так какне предусмотрена законодательством РФ, законодательны­ми актами субъектов РФ или решениями представительных органов местного само­управления, а установлена соглашением о расторжении трудового договора,  в связи с    чем  решение  в  оспариваемой  части  является  правомерным и обоснованным.

Исследовав представленные материалы, заслушав  доводы  и возражения  лиц,  участвующих  в деле,  суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению  по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

В силу положений статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ заявитель относится к категории страхователей по обязательному пенсионному страхованию, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обязанных правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.

Как следует из решения Пенсионного фонда в  оспариваемой части,  Общество допустило неполную уплату страховых взносов за расчетный период 2012 год в результате занижения объекта обложения страховыми взносами и базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на суммы компенсационных выплат, связанных с увольнением сотрудника, что в  свою очередь повлекло неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование  за  2012 год.

При этом Управление ПФР в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе не оспаривает право­мерность выплаченных выходных пособий по соглашению сторон при расторжении тру­дового договора в соответствии с частью 4 статьи 178 ТК РФ в пользу работника Обще­ства, но относит данные выплаты к объекту обложения страховыми взносами в соответст­вии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ и включает их в базу для начисления страховых взносов.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного закона  признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Таким образом, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

В статье 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ указаны виды выплат, которые не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ.

Согласно подпункту "д" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009              № 212-ФЗ (в  редакции,  действующей  в спорный  период) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск, не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Случаи назначения и размер выходных пособий при расторжении трудового договора предусмотрены статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации.

Так, статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации) или сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднемесячного заработка.

Одновременно с этим частью 4 статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.

Статьей 9 Федерального закона № 212-ФЗ установлен исчерпывающий перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона. В этот перечень включены все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Иных оснований для начисления страховых взносов на производимые выплаты указанный нормативный акт не устанавливает.

Из системного толкования приведенных норм следует, что именно от правовой природы взаимоотношений между страхователем и физическим лицом зависят наступающие в связи с этим последствия, в частности, возникновение обязанности по уплате взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Из анализа данной нормы следует, что если выплаты производятся не на основании трудовых или гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, то указанные суммы не являются объектом обложения страховыми взносами.

Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со статьей 16 названного Кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.

Как установлено положениями статьи 129 ТК РФ,  заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно статье 164 ТК РФ компенсациями являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Дополнительные гарантии и компенсации могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

В силу статьи 8 ТК РФ работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. На основании статьи 5 ТК РФ локальные нормативные акты входят в систему трудового законодательства.

Таким образом, исходя из анализа приведенных правовых норм   следует, что объектом начисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию являются выплаты, произведенные работнику за определенный трудовой результат. При этом сам по себе факт наличия трудовых отношений между обществом и его работниками не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются данным работникам, представляют собой оплату их труда.

Исходя из смысла и содержания статьи 7 Закона № 212-ФЗ, статей 15 и 129 ТК РФ, понятия трудовых отношений и оплаты труда работника, суд пришел к выводу о том, что наличие трудовых отношений между обществом и его работниками не влечет включение спорных выплат, произведенных данным работникам и не представляющих собой оплату их труда, в базу для исчисления страховых взносов.

Как следует из материалов дела и не опровергалось представителем Пенсионного фонда в ходе  судебного разбирательства, спорные выплаты при увольнении работника не связаны с режимом работы или условиями труда, условиями трудовых договоров, показателей, характеризующих продолжительность и результативность трудового участия работников; они не являлись стимулирующими, не зависели от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы, не являлись оплатой труда работников (вознаграждением), в том числе и потому, что трудовым и коллективным договорами, заключенными обществом с конкретным работником, названные выплаты не были предусмотрены.

Иного материалы  дела  не содержат, а  также  не опровергнуто Пенсионным фондом  какими-либо доказательствами.

Наряду с прочим в  материалах  дела  отсутствуют  сведения  о том, что спорные выплаты произведены из фонда оплаты труда  Общества.

Учитывая изложенное, спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, поскольку не являлись объектом обложения страховыми взносами в понимании части 1 статьи 7 Федерального Закона № 212-ФЗ,  в связи с чем у Пенсионного фонда не имелось правовых оснований для включения соответствующих выплат в расчетную базу, а также начисления соответствующих сумм пени и штрафа.

Данный вывод суда согласуется правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 № 17744/12.

С  учетом  фактических обстоятельств  дела, суд приходит к выводу о наличии совокупности предусмотренных статьей 198  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условий, необходимых для признания недействительным решения Фонда.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемое решение не соответствует Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", нарушает права и законные интересы ООО «Финтранс ГЛ», в связи с чем заявленные требования  ООО «Финтранс ГЛ» подлежат удовлетворению.

В силу статьи 102, части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьи 333.21 Налогового кодекса РФ, с Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области в пользу  ООО «Финтранс ГЛ» подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.,  оплаченные Обществом платежным поручением № 5060 от 26.06.2015.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

  Заявленное требование удовлетворить.

Признать недействительным в части решение Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 24.02.2015г.  №048 027 15 РВ 0000185:

 – в части  привлечения к ответственности ООО «Финтранс ГЛ» в виде штрафа в размере 6076 руб. 20 коп.;

 – в части начисления пеней в размере 4178 руб. 41 коп.;

 – в части взыскания недоимки в размере 30381 руб. 02 коп.;

 – в части предложения ООО «Финанс ГЛ» уплатить суммы исчисленных пеней и штрафов, внесения исправлений в документы бухгалтерского учета в части нарушений, связанных с выплатой выходного пособия работникам ООО «Финтранс ГЛ».

            Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г.Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

            Взыскать с Управления пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г.Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 666685, <...>)в пользу  Общества с ограниченной ответственностью «Финтранс ГЛ» (ИНН <***>, место нахождения: 191013, г. Санкт- Петербург, ул. Можайская, д. 17) расходы по уплате госпошлины в размере 3000 рублей, уплаченной по платежному поручению №5060 от 26.06.2015.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                           Т.Ю. Чемезова