НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Иркутской области от 21.07.2014 № А19-7810/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №  А19-7810/2014

21.07.2014 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Назарьевой Л.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявление

Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в Нижнеудинском районе

к индивидуальному предпринимателю Белкину Василию Васильевичу

о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.44 КоАП РФ,

установил:

Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в Нижнеудинском районе (далее – Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Белкина Василия Васильевича (далее – Белкин В.В., предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст.14.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Дело рассматривается в порядке упрощенного производства в соответствии главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением суда о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства от 27.05.2014г. для представления сторонами доказательства и представления ответчиком отзыва на заявление установлен срок до 20.06.2014г., для представления дополнительных документов, объяснений, возражений, доказательств, на которые стороны ссылаются как на основание своих требований и возражений, установлен срок до 14.07.2014г.

Определение от 27.05.2014г. получено заявителем 04.06.2014г., ответчиком 03.06.2014г.

Таким образом, стороны в силу статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считаются извещенными надлежащим образом о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

Ответчиком отзыв на заявление, возражения, пояснения суду не представлены.

По существу заявленных требований суд установил следующие имеющие значение для дела обстоятельства.

Белкин В.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП 304381318900025).

Отделом Роспотребнадзора на основании распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области от 12.03.2014г. № 000677 проведена плановая выездная проверка в отношении индивидуального предпринимателя Белкина В.В.

29.01.2013г. Отделом Роспотребнадзора по результатам проверки в магазине «Нива» по адресу: Иркутская область, г. Нижнеудинск, ул. Советская, 16; в павильоне расположенном по адресу: Иркутская область, г. Нижнеудинск, ул. Лермонтова, 12а; в павильоне расположенном по адресу: Иркутская область, г. Нижнеудинск, ул. 2-я Пролетарская, район дома №16а; в павильоне расположенном по адресу: Иркутская область, г. Нижнеудинск, ул. Масловского, 36а; в павильоне расположенном по адресу: Иркутская область, г. Нижнеудинск, ул. Масловского, район автобусной остановки «Парк»; в павильоне расположенном по адресу: Иркутская область, г. Нижнеудинск, ул. Кржижановского, район магазина «Аквариум» установлено совершение предпринимателем административного правонарушения, выразившегося, в недостоверном декларировании соответствия продукции.

Указанные нарушения отражены в акте проверки от 30.04.2014г. № 000677.

Материалы проверки послужили основанием для составления главным специалистом-экспертом Отдела Роспотребнадзора в отношении предпринимателя протокола от 30.04.2014г. № ИП/М-111/14-16-07 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст.14.44 КоАП РФ.

Административный орган в силу ст. 23.1 КоАП РФ обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к ответственности по ч. 1 ст.14.44 КоАП РФ.

Дело рассматривается в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд, исследовав представленные в материалы дела доказательства, установил следующее.

В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно п. 19 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 14.44 КоАП РФ.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Частью 1 ст. 14.44 КоАП РФ установлена административная ответственность за недостоверное декларирование соответствия продукции, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2002г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" настоящий закон регулирует отношения, возникающие при оценке соответствия объекта, продукции требованиям технических регламентов, положениям стандартов.

Из ст. 2 указанного закона следует, что декларирование соответствия является одной из форм подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов и подтверждается декларацией о соответствии.

Согласно указанной норме закона, технический регламент - это документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

В соответствии с ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" заявитель обязан обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов.

В силу ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов.

Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 № 766 регулируется «Порядок принятия декларации о соответствии», Приказом Минэкономразвития России от 21.02.2012 № 76 утвержден «Порядок регистрации деклараций о соответствии и формирования и ведения единого реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений.

Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009г. № 982 утвержден «Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии

Как следует из представленных документов, индивидуальный предприниматель изготавливает в и реализует хлебобулочные и кондитерские изделия.

Административным органом в ходе проверки установлены следующие нарушения.

При осмотре хлебобулочных и кондитерских изделий, не упакованных в потребительскую тару, а именно: пирожное песочное «Капелька», пирожное слоеное «Рожок», пирожное бисквитное «Сластена», пирожное бисквитное «Черемуховое», пирожное бисквитное «Ореховое», торт слоеный «Анонс», пирожное бисквитное «Мишель», на которое принята декларации о соответствии (дата принятия декларации 19.10.2011г., декларация о соответствии действительна до 19.10.2014г.) разделу 3, п.4.10 ГОСТ Р 51074-2003 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования" (утв. постановлением Госстандарта РФ от 29 декабря 2003 г. N 401-ст) обнаружено следующее - отсутствует необходимая и достоверная информация для потребителей, содержащая:

- наименование и местонахождение изготовителя (юридический адрес);

- состав продукта;

- пищевые добавки, ароматизаторы, биологически активные добавки к пище, ингредиенты продуктов нетрадиционного состава;

- пищевая ценность;

- условия хранения;

- срок годности или срок хранения;

- дата (для тортов и пирожных час и дата) изготовления и дата упаковывания;

- обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт;

- информация о подтверждении соответствия.

Данная информация не доведена любым доступным способом: отсутствует упаковка и листы вкладыши, а так же отсутствуют информационные листы в торговом зале.

С учетом выявленных обстоятельств административный орган пришел к выводу о наличии факта недостоверного декларирования выпускаемой продукции, что является нарушением статей 8, 10 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей», пунктов 11,37 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации", раздел 3, пункта 4.10 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51074-2003 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования"(утв. постановлением Госстандарта РФ от 29 декабря 2003 г. N 401-ст).

Из анализа установленных административным органом фактических обстоятельств видно, что предприниматель занимается производством и реализацией хлебобулочных и кондитерских изделий при наличии деклараций соответствия, претензий к оформлению деклараций и самим декларациям у административного органа не имеется, несоответствие самой производимой продукции декларациям о соответствии проверяющими не обнаружено, нарушение по существу заключает в не доведении информации, а именно: информации о наименовании и местонахождении изготовителя (юридический адрес); о составе продукта; о пищевых добавках, ароматизаторах, биологически активных добавках к пище, ингредиентах продуктов нетрадиционного состава; пищевой ценности; условия хранения; сроке годности или сроке хранения; дате (для тортов и пирожных час и дата) изготовления и дата упаковывания; обозначении документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт; информации о подтверждении соответствия.

Диспозиция ст. 14.44 КоАП РФ состоит именно в недостоверном декларировании соответствия продукции, а не в нарушении изготовителем требований технических регламентов.

Из статьи 2 Закона о техническом регулировании следует, что декларирование соответствия - это форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов; декларация о соответствии представляет собой документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов; подтверждение соответствия состоит в документальном удостоверении соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

В этой же статье указано, что схема подтверждения соответствия представляет собой перечень действий участников подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в качестве доказательств соответствия продукции и иных объектов установленным требованиям.

При этом частью 1 статьи 24 Закона о техническом регулировании определено, что декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:

- принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;

- принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

Согласно части 2 данной статьи при декларировании соответствия заявитель на основании собственных доказательств самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента. В качестве доказательственных материалов используются техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента.

Техническая документация должна содержать:

основные параметры и характеристики продукции, а также ее описание в целях оценки соответствия продукции требованиям технического регламента;

описание мер по обеспечению безопасности продукции на одной или нескольких стадиях проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

список документов в области стандартизации, применяемых полностью или частично и включенных в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, и, если не применялись указанные документы в области стандартизации, описание решений, выбранных для реализации требований технического регламента.

Техническая документация также может содержать общее описание продукции, конструкторскую и технологическую документацию на продукцию, схемы компонентов, узлов, цепей, описания и пояснения, необходимые для понимания указанных схем, а также результаты выполненных проектных расчетов, проведенного контроля, иные документы, послужившие мотивированным основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента.

Техническая документация, используемая в качестве доказательственного материала, также может содержать анализ риска применения (использования) продукции. Состав доказательственных материалов определяется соответствующим техническим регламентом, состав указанной технической документации может уточняться соответствующим техническим регламентом.

Согласно части 5 статьи 24 Закона о техническом регулировании декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать:

- наименование и местонахождение заявителя;

- наименование и местонахождение изготовителя;

-информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект;

- наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция;

- указание на схему декларирования соответствия;

- заявление заявителя о безопасности продукции при ее использовании в соответствии с целевым назначением и принятии заявителем мер по обеспечению соответствия продукции требованиям технических регламентов;

- сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, сертификате системы качества, а также документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;

- срок действия декларации о соответствии;

- иные предусмотренные соответствующими техническими регламентами сведения.

Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 319 утверждена Единая форма декларации о соответствии.

Согласно приложению N 2 к Единой форме декларации о соответствии в позиции 4 декларации указываются нормативные правовые акты, соответствие требованиям которых подтверждено данной декларацией о соответствии (с указанием разделов (пунктов, подпунктов) нормативных правовых актов) и предусмотренных Единым перечнем.

В позиции 5 декларации приводится обозначение (наименование) документов, на основании которых принимается декларация о соответствии. В качестве таких документов могут использоваться: подтверждающие соответствие обязательным требованиям протоколы испытаний продукции, проведенных аккредитованными испытательными лабораториями (центрами), включенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза; документы, предусмотренные для данной продукции законодательством Сторон и выданные уполномоченными на то органами, учреждениями и организациями (свидетельство о государственной регистрации, ветеринарный сертификат, фитосанитарный сертификат, сертификат пожарной безопасности), с указанием номера, даты выдачи и др.; другие документы, подтверждающие соответствие продукции обязательным требованиям.

Копии документов, представляемые для подтверждения соответствия продукции требованиям нормативных правовых актов должны быть заверены подписью и печатью (для индивидуального предпринимателя - при ее наличии) изготовителя продукции или поставщика.

Согласно подпункту "а" пункта 4 Порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 766, в качестве документов, являющихся основанием для принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии, могут использоваться протоколы приемочных, приемо-сдаточных и других контрольных испытаний продукции, проведенных изготовителем (продавцом, исполнителем) и/или сторонними компетентными испытательными лабораториями.

Исходя из системного толкования приведенных норм материального права, суд приходит к выводу о том, что объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.44 КоАП Российской Федерации, является совершение декларантом действий, связанных с подтверждением соответствия продукции требованиям технических регламентов, в результате использования либо применения при декларировании недостоверных собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории, технической документации.

При этом указанные действия осуществляются при разработке, принятии, применении обязательных требований к продукции, в том числе к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства.

Иными словами, недостоверное декларирование - это действия по представлению в процессе декларирования недостоверных сведений и документов, на основании которых осуществляется выдача декларации о соответствии.

Между тем, сведения о том, что в ходе проверки административным органом исследовались обстоятельства получения предпринимателем поименованной выше декларации о соответствии, а также документы, послужившие основанием для ее принятия в материалах дела отсутствуют.

Также отсутствуют какие-либо доказательства представления предпринимателем при декларировании недостоверных, искаженных, неполных сведений, положенных в основу выдачи деклараций о соответствии, подтверждающих соответствие производимой продукции (пищевых продуктов) требованиям технических регламентов и государственных стандартов.

Подобные сведения не указаны ни в акте проверки, ни в протоколе об административном правонарушении, ни в заявлении о привлечении предпринимателя к административной ответственности. Каких-либо претензий к собственно оформлению декларации, и самой декларации о соответствии Управлением не предъявлено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что поскольку объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.44 КоАП Российской Федерации, состоит именно в недостоверном декларировании соответствия продукции, а не в нарушении изготовителем требований технических регламентов, то противоправное деяние, выразившееся в неполном указании информации для потребителя на ярлыках и этикетках упакованной продукции (о термическом состоянии пищевых продуктов, о дате их упаковывания, рекомендации по приготовлению готовых блюд), не образует состава рассматриваемого административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Согласно пункту 2 этой же статьи информация о товарах в обязательном порядке должна содержать, в том числе, сведения об основных потребительских свойствах товаров, в отношении продуктов питания сведения о составе, пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания.

На основании пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон о качестве и безопасности пищевых продуктов) на этикетках или ярлыках либо листках-вкладышах упакованных пищевых продуктов кроме информации, состав которой определяется законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, с учетом видов пищевых продуктов должна быть указана информация на русском языке о способах и об условиях изготовления готовых блюд (в отношении концентратов и полуфабрикатов пищевых продуктов), о дате изготовления и дате упаковки пищевых продуктов.

В пункте 32 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, также указано, что информация о продовольственных товарах в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в зависимости от вида товаров должна содержать, в том числе, способы и условия приготовления (для концентратов и полуфабрикатов), дату изготовления и дату упаковки товара.

ГОСТ Р 51074-2003 "Продукты пищевые. Информация для потребителей. Общие требования", нарушение которого вменено предпринимателю, распространяется на пищевые продукты отечественного и зарубежного производства, фасованные в потребительскую тару (пункт 1). Под изготовителем в пункте 2.2 данного государственного стандарта понимается организация любой формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, производящие пищевые продукты для реализации потребителям.

Разделом 3 ГОСТ Р 51074-2003 установлены общие требования к содержанию информации для потребителя.

Согласно пунктам 3.5.10., 3.5.11., 3.5.13. ГОСТ Р 51074-2003 информация о пищевых продуктах должна содержать срок годности или срок хранения, дату изготовления и дату упаковки.

В рассматриваемом случае названные требования пункта 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей, пункта 3 статьи 18 Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов и ГОСТ Р 51074-2003 предпринимателем при производстве мясных полуфабрикатов не соблюдались, что ею по существу не оспаривается и, более того, подтверждено при составлении протокола об административном правонарушении.

За нарушение указанных требований Закона о защите прав потребителей и ГОСТ Р 51074-2003, гарантирующих право потребителя на получение информации о товаре, действующим законодательством установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 14.8 КоАП Российской Федерации установлена административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.

С учетом того, что нарушение требований пункта 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей, пункта 3 статьи 18 Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов и ГОСТ Р 51074-2003 выразившиеся в отсутствует необходимая и достоверная информация для потребителей о наименовании и местонахождении изготовителя (юридический адрес); составе продукта; пищевых добавках, ароматизаторах, биологически активных добавках к пище, ингредиентах продуктов нетрадиционного состава; пищевой ценности; условиях хранения; обозначении документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт; информации о подтверждении соответствия в рассматриваемом случае допущено на стадии производства пищевых продуктов, то противоправные действия предпринимателя в указанной части должны быть квалифицированы по части 1 статьи 14.8 КоАП Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 202 АПК Российской Федерации арбитражные суды рассматривают только дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов.

В пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.

Если в соответствии с надлежащей квалификацией рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности согласно части 3 статьи 23.1 КоАП Российской Федерации не отнесено к подведомственности арбитражного суда, суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК Российской Федерации, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и о возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу.

С учетом изложенного суд полагает необходимым переквалифицировать действия предпринимателя с части 1 статьи 14.44 на часть 1 статьи 14.8 КоАП Российской Федерации и производство по делу в данной части прекратить, в связи с неподведомственностью спора.

В связи с тем, что установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации годичный срок давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 этого Кодекса на момент вынесения настоящего решения не истек, Арбитражному суду Иркутской области надлежит возвратить Управлению Роспотребнадзора протокол об административном правонарушении от 30.04.2014 года N ИП/М-111/14-16-07 и иные материалы административного дела.

Что касается нарушений выразившихся в отсутствует необходимой и достоверной информация для потребителей о сроке годности или сроке хранения, дате (для тортов и пирожных час и дата) изготовления и дате упаковывания суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП Российской Федерации нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.

За указанные действия, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, административная ответственность установлена частью 2 статьи 14.43 КоАП Российской Федерации.

Таким образом, объективная сторона правонарушения, предусмотренная частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, состоит, в том числе в нарушении продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, если эти нарушения создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.

Согласно примечанию к данной статье, под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

В свою очередь, согласно пункту 6.2 статьи 46 Закона о техническом регулировании до дня вступления в силу технических регламентов в отношении отдельных видов продукции и связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации Правительством Российской Федерации в отношении таких видов продукции и (или) процессов могут вводиться обязательные требования, содержащиеся в технических регламентах государств - участников Таможенного союза или в документах Европейского союза.

С 1 июля 2013 года вступил в силу Технический регламент Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (далее - ТР ТС 022/2011, Технический регламент), который распространяется на выпускаемую в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза пищевую продукцию в части ее маркировки и устанавливает требования к пищевой продукции в части ее маркировки в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно обеспечения реализации прав потребителей на достоверную информацию о пищевой продукции (статья 1).

В соответствии с пунктом 1 части 4.1 статьи 4 Технического регламента маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения: наименование пищевой продукции; состав пищевой продукции; количество пищевой продукции; дату изготовления пищевой продукции; срок годности пищевой продукции; условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.

Отсутствие информации о дате выработки (производства) хлеба и хлебобулочных изделий нарушает не только права потребителей на получение необходимой информации о потребительских свойствах такого пищевого продукта, но и делает невозможным достоверное определение срока годности. Иными словами, срок годности хлеба и хлебобулочных изделий нельзя считать установленным, что может привести к реализации таких продуктов потребителям по истечении нормативно допустимого срока годности.

Запрет на реализацию пищевых продуктов, материалов и изделий, которые не имеют установленных сроков или сроки годности которых истекли, помимо пункта 105 Технического регламента, установлен также пунктом 5 статьи 5 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", статьей 3 Федеральным законом "О качестве и безопасности пищевых продуктов".

При этом в пункте 2 статьи 3 Закона о качестве пищевых продуктов закреплено, что пищевые продукты, не имеющие установленных сроков годности или сроки годности которых истекли, признаются некачественными и опасными.

В пункте 4 статьи 5 Закона о защите прав потребителей дополнительно указано на то, что продукты питания с истекшими сроками годности считаются непригодными для использования по назначению.

Следовательно, при установлении факта реализации пищевых продуктов, не имеющих установленных сроков годности либо с истекшими сроками годности, в целях квалификации деяния по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ не требуется проведение каких-либо экспертиз или исследований по вопросу о том, представляют ли такие пищевые продукты опасность для жизни и здоровья граждан.

Как уже отмечалось выше, в ходе проверки было установлено, что предпринимателем через принадлежащий ему павильоны осуществлялась розничная продажа хлебобулочных и кондитерских изделий, сроки годности на которые не были указаны то есть не были установлены.

Доказательства обратного, предпринимателем суду не представлены.

При таких обстоятельствах указанные действия предпринимателя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица. Следовательно, индивидуальные предприниматели отнесены к категории лиц, вина которых определяется как вина физических лиц.

Вина индивидуального предпринимателя как физического лица в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана административным органом в соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ.

Вина предпринимателя в нарушении требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, создавшими угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, материалами дела установлена, на что указывает отсутствие надлежащего контроля со стороны предпринимателя за реализуемой им пищевой продукцией.

В соответствии с частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

Согласно пункту 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.

Поскольку санкция, установленная за административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, содержит более строгую меру ответственности по сравнению с административным наказанием по части 1 статьи 14.44 КоАП РФ, которая вменяется предпринимателю, в удовлетворении заявленных требований в указанной части следует отказать.

Руководствуясь статьями 150, 167-170, 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

  Р Е Ш И Л:

производство по делу в части административных нарушений квалифицированных по части 1 статьи 14.8 КоАП Российской Федерации прекратить.

Возвратить протокол об административном правонарушении от 30.04.2014 года N ИП/М-111/14-16-07 и иные материалы административного дела административному органу - Роспотребнадзору.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья Л.В. Назарьева