НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Иркутской области от 20.10.2020 № А19-6437/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                 Дело  №А19-6437/2020

23.10.2020г.

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании  20.10.2020   года.

Решение  в полном объеме изготовлено   23.10.2020  года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Гаврилова О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ворожбяновой Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Новгео» (ОГРН: 1153850051838, ИНН: 3811047502; адрес: 664023, Иркутская область, город Иркутск, улица Пискунова, дом 122)

к Министерству лесного комплекса Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859, адрес: 664003, Иркутская область, город Иркутск, улица Горького, 31)

о признании решения об отказе в утверждении проектной документации лесного участка

3-е лицо ООО  «Строительная компания Сибирь».

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Афанасьева И.Д., паспорт, доверенность, диплом;

от ответчика: Фефелова Н.Д., удостоверение, доверенность, диплом.

от 3-го лица: не явился, извещен надлежащим образом;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Новгео»  обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ о признании незаконным решения Министерство лесного комплекса  Иркутской области об отказе в утверждении проектной документации лесного участка, изложенное в письме от 29.01.2020 № 02-91-937/20, обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО " Новгео»   решения об утверждении проектной документации лесного участка, имеющего местоположение: Российская Федерация, Иркутская область, муниципальное образование "Братский район", Падунское лесничество, Падунское участковое лесничество, Падуеская дача, эксплуатационные леса. Квартал № 38 (в. 24ч. 25ч. 27ч, 28 ч, 29ч, 34ч, 69ч,) представленную  ООО " Новгео»  в Министерство лесного комплекса Иркутской области по заявлению от 29.12.2019г., исх. 269/19 в течении трех дней с даты вступления в законную силу решения суда.

Определением суда от 22.09.2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ООО «Строительная компания Сибирь».

Представитель заявителя требования поддерживает в полном объеме.

Представитель Министерства лесного комплекса Иркутской области требования не признал.

ООО «Строительная компания Сибирь»  своего представителя в судебное заседание не направила, представило отзыв, в котором просило в удовлетворении заявленных  требований отказать.

Дело рассмотрено в порядке статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся доказательствам, исследовав которые, заслушав доводы и возражения представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Новгео»  обратилось в Министерство лесного комплекса Иркутской области с заявлением  от 26.12.2019 года № 269/19 об утверждении проектной документации, необходимой  для предоставления в аренду   лесного участка, имеющего местоположение: Российская Федерация, Иркутская область, муниципальное образование "Братский район", Падунское лесничество, Падунское участковое лесничество, Падунская дача, эксплуатационные леса. Квартал № 38 (в. 24ч. 25ч. 27ч, 28 ч, 29ч, 34ч, 69ч,)  с видом разрешенного использования  лесов для  строительства, реконструкции , эксплуатации  линейных объектов в целях строительства и эксплуатации линейного объекта: площадь производственная   с покрытиями (выполнение обязательств при эксплуатации автомобильной дороги общего пользования  федерального значения А-331 «Вилюй» Тулун-Братск-Усть-Кут-Мирный-Якутск на участках км. 264+000-км. 560+070, обход  г. Усть-Кут км. 0+000-км 23+725, участок Усть-Кут – пос. Верхнемарково км. 15+000 – км. 149+000), на общей площади 17,4389 га. 

 К письму приложена документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков; выписка из лесного реестра от 13.12.2019 года (Падунское лесничество); выписка  из ЕГРН на участок с кадастровым номером 38:02:031401:2038;

               Письмом от 29.01.2020 № 02-91-937/20 Министерство лесного комплекса Иркутской области  отказало  ООО «Новгео»  в  утверждении проектной документации лесного участка на основании  невозможности  одновременного многоцелевого лесопользования  данным лесным участком ввиду наличия  обременения участка договором  аренды лесного участка  от 22.09.2017 года № 91-331/17 предоставленного в целях  выполнения работ  по геологическому изучению недр, для разработки  месторождения полезных ископаемых.

  Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

 По мнению заявителя, отказ министерства  не содержит  правовых оснований, установленных ч. 10 ст. 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации.

Также заявитель считает, что  вопрос о невозможности многоцелевого  лесопользования  не может быть разрешен на стадии утверждения проектной документации.

 Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

            В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

Проектирование лесных участков входит в процесс создания земельного участка и предшествует принятию решения уполномоченного органа о передаче данного участка в пользование или собственность. На этапе проектирования происходит формирование границ участка, определение его территориального расположения и основных характеристик.

Общие требования к составу и содержанию проектной документации определены статьей 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно пунктам 1 - 4 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев проектирования лесных участков в целях размещения линейных объектов (часть 1); в проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков (часть 2); местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов (часть 3); целевое назначение и вид разрешенного использования лесов указываются в проектной документации лесного участка в соответствии со статьями 87 и 91 настоящего Кодекса, с земельным законодательством (часть 4); проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению в пользование лесного участка в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

На основании части 9 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса полномочия по предоставлению лесных участков, может быть принято решение об отказе в утверждении проектной документации лесных участков.

Основаниями для отказа в утверждении проектной документации лесного участка являются: 1) несоответствие проектной документации лесного участка требованиям к составу и содержанию проектной документации лесного участка, которые установлены в соответствии с частью 12 настоящей статьи; 2) несоответствие проектной документации лесного участка утвержденному лесному плану субъекта Российской Федерации, лесохозяйственному регламенту лесничества (часть 10 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации).

Требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки утверждены Приказом Минприроды России от 03.02.2017 N 54 (далее - Требования N 54).

В соответствии с пунктом 2 Требований N 54 подготовка проектной документации лесного участка должна осуществляться при проектировании лесных участков при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.

Согласно пункту 7 Требований N 54 лесные участки проектируются для осуществления на них видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса и статьей 10.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". Допускается проектирование одного и того же лесного участка для нескольких видов использования лесов.

Согласно правовой позиции, сформированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 27.07.2010 N 2111/10 по делу N А05-7607/2009, Лесной кодекс Российской Федерации не содержит запрета на предоставление лесных участков разным лесопользователям для осуществления разных видов деятельности, вместе с тем системное толкование норм гражданского и лесного законодательства показывает, что ограничение как по виду лесопользования, так и по числу лесопользователей возникает только в том случае, когда одновременное многоцелевое лесопользование одним земельным участком невозможно.

Исходя из анализа норм действующего законодательства и правоприменительной практики   многоцелевое использование лесного участка возможно лишь в том случае, если планируемые виды одновременного использования лесов не являются взаимоисключающими и могут быть осуществлены без ущемления законных прав и интересов обоих лесопользователей.

Из материалов дела следует,  что 22.09.2017 года  между Министерством  лесного комплекса Иркутской области   и ЗАО «Строительная  компания «Сибирь» был заключен договор аренды земельного участка № 91-331/17.

По данному договору  был передан лесной  участок  общей площадью 17,4389 га (174389 +/_ 7308 кв.м.) с местоположением:  Российская Федерация, Иркутская область, муниципальное образование "Братский район", Падунское лесничество, Падунское участковое лесничество, Падунская дача, эксплуатационные леса. Квартал № 38 (в. 24ч. 25ч. 27ч, 28 ч, 29ч, 34ч, 69ч,)

           Лесной участок предоставлен в целях  использования лесов для   выполнения работ  по геологическому изучению недр, для разработки  месторождения полезных ископаемых.

Соглашением  от 07.03.2019 года  о передаче  прав и обязанностей  по договору  аренды лесного участка от 22ю.09.2017 года  №91-331/17  права арендатора перешли ООО  «Строительная компания Сибирь».

            Между  Министерством  природных ресурсов и экологии  Иркутской области  и ООО  «Строительная компания Сибирь» заключено соглашение  об условиях  недропользования.

             Недропользователь наделен правом  пользования  участком недр  местного значения «Сухой-2» в целях геологического  изучения, разведки и добычи габбро-диабазов.

             Участку придается  статус  геологического и горного отвода с ограничением по глубине абсолютной отметки 600 м.

            Границы  горного отвода  будут уточнены  в установленном порядке после утверждения технического проекта разработки  участка недр и получения необходимых согласований  и экспертиз (п. 23 соглашения).

 Из отзыва  третьего лица  следует, что утверждение проектной документации ООО «Новгео» на    лесные участки     (в. 24ч. 25ч. 27ч, 28 ч, 29ч, 34ч, 69ч,)  переданные по договору   аренды земельного участка № 91-331/17  безусловно нарушат права  ООО  «Строительная компания Сибирь», поскольку они  находятся в границах  участка недр  в рамках выданной лицензии ИРбр 00016 ТР .

           Суд считает, что одновременное использование лесных участков для  геологического  изучения, разведки и добычи габбро-диабазов представленных  ООО  «Строительная компания Сибирь»  несовместимо с   видом разрешенного использования  лесов для  строительства, реконструкции, эксплуатации  линейных объектов в целях строительства и эксплуатации линейного объекта: площадь производственная   с покрытиями ООО «Новгео»  поскольку  последний  требует предоставления всей площади участка, что безусловно ограничивает  геологическое изучение горного отвода с ограничением по глубине абсолютной отметки 600 м.  и добычу  полезных ископаемых.

             Данный вывод суда соответствует судебной практике сформированной  в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2020 года по делу А50-27250/2019, оставленного без изменения постановлением Арбитражного суда Уральского округа  от 17.06.2020 года.

             Таким образом,  суд считает, что Министерство  лесного комплекса Иркутской области   правомерно отказало ООО «Новгео» в утверждении проектной документации.

              Судом также учтено, что   заявитель не  опроверг довод  Министерства  лесного комплекса Иркутской области   о том, что в представленной проектной документации заявитель неправомерно руководствовался   лесохозяйственными  регламентами Ангарского лесничества Иркутской области, поскольку лесной участок  расположен исключительно на территории Падунского лесничества Иркутской области,  лесохозяйственный регламент которого подлежал применению.

           Таким образом, судом установлено несоответствие проектной документации лесного участка требованиям к составу и содержанию проектной документации лесного участка, которые установлены в соответствии с частью 12 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации и вытекают из Приказа Минприроды России  от 03.02.2017 года  № 54  (п. 11, п. 17).

Учитывая изложенное, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.

Всем иным доводам и возражениям  участников процесса судом дана надлежащая оценка,  не влияющая на выводы суда по существу спора.

Учитывая, что в удовлетворении заявленных требований отказано, судебные расходы по оплате государственной пошлины  относятся на заявителя.

  Руководствуясь статьями 167-170, 201  АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

            В удовлетворении заявленных требований отказать,

Решение  может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца  со дня его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.

Судья                                                                                                            О.В. Гаврилов