НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Иркутской области от 20.07.2023 № А19-8351/2023



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело № А19-8351/2023  27 июля 2023 года. 

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 20 июля 2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 27 июля 2023 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Епифановой О.В.,  при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дракиной С.В., рассмотрев  в судебном заседании дело по исковому заявлению  ОТДЕЛЕНИЯ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ  (ОГРН 1033801046003, ИНН 3808096980, адрес: 664007, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ,  ИРКУТСК ГОРОД, ДЕКАБРЬСКИХ СОБЫТИЙ УЛИЦА, ДОМ 92) 

к ОБЛАСТНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ КАЗЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ  «ЦЕНТР ОБЕСПЕЧЕНИЯ СУДЕБНЫХ УЧАСТКОВ МИРОВЫХ СУДЕЙ»  (ОГРН: 1143850065842, ИНН: 3808027577, адрес: 664050, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ,  ИРКУТСК ГОРОД, БАЙКАЛЬСКАЯ УЛИЦА, ДОМ 293/7) 

третье лицо - Бурлина Любовь Борисовна,

о взыскании убытков, возникших в связи с переплатой пенсии в размере  22 071 руб. 60 коп., 

при участии в судебном заседании:
от истца и третьего лица – не явились, извещены надлежащим образом,

от ответчика – Бухаров В.В. (представитель по доверенности, личность установлена по  паспорту), 

установил:

ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ обратилось в арбитражный  суд с иском к ОБЛАСТНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ КАЗЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ  «ЦЕНТР ОБЕСПЕЧЕНИЯ СУДЕБНЫХ УЧАСТКОВ МИРОВЫХ СУДЕЙ» с иском о 


взыскании 22 071 руб. 60 коп. убытков, причиненных в результате ненадлежащего  предоставления сведений в форме СЗВ-М за июнь 2021 года на застрахованное лицо  Бурлину Любовь Борисовну. 

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 21 апреля 2023 года к  участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований  относительно предмета спора Бурлина Любовь Борисовна. 

Ответчик иск не признает, представил отзыв, в котором указывает, что на дату  принятия Отделением ПФР решения о выплате сумму страховой пенсии и фиксированной  выплаты к пенсии за июнь 2021 года истцу было достоверно известно о том, что  Бурлина Л.Б. являлась работником ответчика, так как 10.08.2021 ответчик представил отчет  по форме СЗВ-М за июнь 2021 года, по состоянию на 30.06.2021 ответчик не представлял  отчет СЗВ-ТД «Кадровые мероприятия (прием, увольнение)» в отношении Бурлиной Л.Б.  на предмет ее увольнения, сведения СЗВ-М за май и июль 2021 года были направлены в  Отделение ПФР своевременно. 

Кроме того, ответчик 09.07.2021 направил в ИФНС России по Октябрьскому округу  г. Иркутска отчет по форме РСВ-1 (расчет по стразовым взносам) за первое полугодие 2021  года, согласно которому Бурлина Л.Б. на 30.06.2021 является работником ОГКУ «ЦЕНТР  ОБЕСПЕЧЕНИЯ СУДЕБНЫХ УЧАСТКОВ МИРОВЫХ СУДЕЙ». 

Таким образом, по утверждению ответчика, до 16.07.2021 сведения о том, что  Бурлина Л.Б. является работником ответчика, должны были быть направлены ИФНС  России по Иркутской области истцу. 

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен  надлежащим образом. 

Ответчик в судебном заседании поддержал заявленные доводы и возражения. 

Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации в отсутствие истца. 

Исследовав материалы дела: заслушав представителя ответчика, ознакомившись с  письменными доказательствами, суд установил следующие обстоятельства, имеющие  значение для дела. 

Как следует из материалов дела, ответчик по телекоммуникационным каналам связи  с ЭЦП 10.08.2021 представил сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М  (исходная) за отчетный период – июнь 2021 года на 343 застрахованных лиц, документ  пенсионным органом принят, в том числе на работающего пенсионера Бурлину Л.Б. 

На основании представленных ответчиком сведений за июнь 2021 года истец вынес  решение о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии, 


и эти суммы выплачены с июня 2021 года как пенсионеру, не осуществляющему работу и  (или) иную деятельность. 

При этом индексация страховой пенсии произведена в размере исчисленном с  учетом индексации и корректировки, имевших место в период осуществления работы за  период начиная с 01-го числа месяца следующего за месяцем прекращения работы, т. е. с  01.06.2021, следовательно, по мнению истца, Бурлиной Л.Б. за период с 01.06.2021 по  30.09.2021 неправомерно выплачена сумма в размере 22 071 руб. 60 коп. 

Статьей 28 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что физические и  юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в  документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии,  фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повыщений фиксированной  выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений,  представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе  обязательного пенсионного страхования (часть 1). Факт обнаружения территориальным  органом Пенсионного фонда Российской Федерации ошибки, допущенной при  установлении (выплате) пенсии, оформляется решением об обнаружении ошибки,  допущенной при установлении (выплате) пенсии. Факт обнаружения излишне выплаченной  суммы пенсии и ее размер оформляется территориальным органом Пенсионного фонда  Российской Федерации в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной  защиты РФ от 08.09.2015г. № 616н «Об утверждении Правил ведения пенсионной  документации» протоколом о выявлении излишне выплаченных гражданину сумм пенсии»  (пункты 23, 24). 

Ошибка, допущенная при установлении (выплате) пенсии, обнаружена  Государственным Учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации  Иркутской области 05.05.2022. Соответствующим протоколом установлен факт выявления  излишне выплаченной суммы страховой пенсий за период с 01.06.2021 по 30.09.2021,  образовавшуюся в связи с непредставлением в установленный срок сведений за июнь 2021  года, страхователем — ОГКУ «ЦЕНТР ОБЕСПЕЧЕНИЯ СУДЕБНЫХ УЧАСТКОВ  МИРОВЫХ СУДЕЙ». 

В целях соблюдения претензионного порядка урегулирования спора истец обратился  к ответчику с претензией от 09.03.2023 № 1502/1638, потребовав возмещения убытков в  размере 22 071 руб. 60 коп, которая оставлена последним без удовлетворения. 

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в  арбитражный суд с иском о взыскании убытков в виде излишне выплаченных сумм пенсий. 


Оценив представленные доказательства каждое в отдельности, а также  достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с  требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд приходит к  следующим выводам. 

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001   № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее -  Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ)» ответчик является страхователем по  обязательному пенсионному страхованию. 

В силу части 1 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых  пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ) юридические лица несут ответственность за  достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для  установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с  учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). Работодатели, кроме  того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального  (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. 

В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное  представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых  пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной  выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду  причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством (часть 2 статьи 28  Закона № 400-ФЗ). 

Как предусмотрено пунктами 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской  Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в  полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от  возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. 

В указанной статье установлена презумпция вины причинителя вреда, а это  предполагает, что доказательства ее отсутствия должен представить ответчик. 

В соответствии со статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации  удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела  обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, в т.ч. возместить причиненные убытки  (пункт 2 статьи 15). 

Из содержания статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что  лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему  убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем  размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, 


произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата  или повреждение его имущества (реальный ущерб). 

Для взыскания убытков необходимо установить совокупность наступления  следующих обстоятельств: наличие и размер; вину причинителя вреда; противоправность  поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действиями  (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. При этом причинная связь  между фактом причинения вреда (убытков) и действиями (бездействием) причинителя  вреда должна быть прямой (непосредственной). 

Оценив в порядке статьей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ,  представленные в материалы настоящего дела доказательства, суд пришел к следующим  выводам. 

С 1 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2015 № 385 -ФЗ «О  приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской  Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации  и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии  и социальных пенсий» (далее - Закон № 385-ФЗ). 

В статье 2 этого закона статья 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ  (редакции от 01.05.2016) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе  обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) дополнена пунктом 2.2.  Из его содержания следует, что страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца,  следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него  застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового  характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской  Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 

Данное положение вступило в силу с 01.04.2016 (часть 2 статьи 9 Закона № 385-ФЗ). 

Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, указанные в пункте  2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь представляет в органы Пенсионного фонда  Российской Федерации по месту их регистрации (пункт 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ). 

Указанные сведения подаются страхователем по форме СЗВ-М, утвержденной  постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 

 № 83п.


Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н утверждена «Инструкция о  порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о  застрахованных лицах». 

В пункте 24 Инструкции предусмотрено, что страхователь представляет  индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по  трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на  вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с  законодательством Российской Федерации. Сведения представляют в территориальный  орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве  страхователя в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 01.04.1996   № 27-ФЗ. 

Индивидуальные сведения представляются на основании приказов, других  документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой  деятельности застрахованного лица. 

Следовательно, сведения по форме СЗВ-М за июнь 2021 года ответчик должен  представить истцу не позднее 15.07.2021. 

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что сведения по форме  СЗВ-М за июнь 2021 года в отношении 343 застрахованных лиц, необходимых для  осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного  пенсионного страхования в Российской Федерации, представлялись в Пенсионный фонд  10.08.2021, то есть с пропуском установленного срока. 

Указанное обстоятельство в ходе рассмотрения дела сторонами не оспаривалось.

Поскольку ответчик в установленный срок сведения по форме СЗВ-М в отношении  Бурлиной Л.Б. за июнь 2021 года не представлены, Пенсионный фондом принято решение о  выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом  повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с 01.04.2020, как не  осуществляющих работу и (или) иную деятельность, в отношении застрахованного лица  Бурлиной Л.Б. 

Статья 3 Закона № 385-ФЗ дополнила Закон № 400 статьей 26.1, в которой  урегулирован порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления пенсионером  работы и (или) иной деятельности. 

Статья 26.1 Закона № 400 вступила в законную силу с 1 января 2016 года, за  исключением частей 4-10 (абз. 6-12 п. 2 ст. 3 Закона № 385-ФЗ), которые вступили в  действие с 1 мая 2016 года (части 1, 3 статьи 9 Закона № 385-ФЗ). 


Согласно части 1 статьи 26.1 Закона № 400 пенсионерам, осуществляющим работу, в  период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с  Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном  страховании в Российской Федерации» (далее - обязательному пенсионному страхованию),  суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом  повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи  с перерасчетом. выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим  Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной  выплаты к страховой пенсии. и корректировки размера страховой пенсии, имеющих место  в период осуществления работы. 

В соответствии с частью 3 статьи 26.1 Закона № 400 (в ред. от 01.01.2016)  Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период  которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с  Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном  страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты  к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в  том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18  настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с  настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера  фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16  настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в  соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в  период осуществления работы и (или) иной деятельности. 

Из содержания этих норм следует, что выплата индексации (увеличения) к  страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения  фиксированной выплаты к страховой пенсии) поставлена в зависимости от осуществления  пенсионером работы и (или) иной деятельности, поскольку право на получение индексации  имеет только неработающий пенсионер. 

Как указано выше, сведения осуществляет ли пенсионер работу и (или) иную  деятельность Пенсионный фонд получает от страхователя, который представляет  индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по  трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера по  форме СЗВ-М. 

При этом в силу части 4 статьи 26.1 Закона № 400 уточнение факта осуществления  (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они 


подлежат обязательному пенсионному страхованию, в целях реализации положений частей  1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение,  ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. 

Таким образом, уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионером работы  возложено на Пенсионный фонд (в данном случае на истца), который обязан ежемесячно  проверять это обстоятельство на основании формы СЗВ-М, которую в свою очередь,  ежемесячно, обязан представлять страхователь (в данном случае ответчик). 

Порядок принятия решения о наличии оснований для начала (прекращения) выплаты  индексации и срок для начала (прекращения) выплаты индексации, указаны в частях 6, 7  статьи 26.1 Закона № 400. 

Согласно части 6 статьи 26.1 Закона № 400 решение о выплате сумм страховой  пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения  фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном  частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором  органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные  страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ. 

В соответствии с частью 7 статьи 26.1 Закона № 400 суммы страховой пенсии,  фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной  выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3  настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было  вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи. 

Порядок действий Пенсионного фонда, в случае выявления обстоятельств, влекущих  необходимость увеличения или уменьшения сумм, подлежащих выплате, в связи с  непредставлением страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных  пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, указаны соответственно в частях 9 или 10 статьи  26.1 Закона № 400. 

В части 10 статьи 26.1 Закона № 400 указано, что при выявлении обстоятельств,  влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой  пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих  выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок сведений,  предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, решение органа,  осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне  выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с  учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). 


В указанном случае удержание не производится по причине отсутствия вины со  стороны пенсионера. 

Приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 885н утверждены «Правила выплаты  пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов,  необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае  назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с  законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм  пенсии» (далее - Правила № 885н). 

Согласно пункту 84 Правил № 885н выплата сумм страховой пенсии,  фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной  выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим) работу и  (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному  пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном  пенсионном страховании в Российской Федерации", производится в порядке,  предусмотренном статьей 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях". 

В соответствии с пунктом 85 Правил № 885н определение размера сумм страховой  пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной  выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в статье 26.1  Федерального закона "О страховых пенсиях", производится на основании сведений  индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом  счете застрахованного лица. 

В пункте 86 Правил № 885н предусмотрено, что выплата сумм страховой пенсии,  фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной  выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в статье 26.1 Федерального закона  "О страховых пенсиях", осуществляется на основании решения территориального органа  Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии,  фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной  выплаты к страховой пенсии). 

В силу пункта 88 Правил № 885н, в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи  26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях", а также в случае учета на  индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об  осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой  пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Федерального закона "О страховых  пенсиях" и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18  Федерального закона "О страховых пенсиях" сведений о факте осуществления 


(прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного  распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к  страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии),  подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации  пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии,  фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной  выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой  пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной  выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1  Федерального закона "О страховых пенсиях". 

При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Федерального закона "О  страховых пенсиях", выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой  пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных  в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых  пенсиях", производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится  решение, предусмотренное пунктом 88 настоящих Правил, без удержания за прошлое  время (пункт 90 Правил № 885н). 

Из содержания приведенных пунктов Правил № 885н следует, что выплата  неработающим пенсионерам, индексации производится на основании сведений  индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает  территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. 

Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения)  размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте  осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного  распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к  страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии),  подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации  пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии,  фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной  выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения. 

Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1  Закона № 400-ФЗ (пункт 88 Правил № 885н). 

В пункте 90 Правил № 885н указано, что в случае, предусмотренном частью 10  статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях", выплата сумм страховой пенсии,  фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной 


выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3  статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях", производится с 1 -го числа  месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом  88 настоящих Правил, без удержания за прошлое время. 

В рассматриваемом случае по причине несвоевременного представления ответчиком  сведений по форме СЗВ-М за июнь 2021 года, истец выявил обстоятельства, влекущие  уменьшение сумм начисленной пенсии, в связи с чем, страховая пенсия и фиксированная  выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой  пенсии) были исчислены и выплачены третьему лицу, то есть в большем размере, чем это  было предусмотрено для пенсионера. 

Между тем, решение о выплате суммы страховой пенсии и фиксированной выплате  к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии)   № 210000067121/В/М принято истцом 13.08.2021, тогда когда сведения по форме СЗВ-М за  июнь 2021 года предоставлены истцу ответчиком 10.08.2021. 

Более того, сведения по форме СЗВ-М за период с май 2021 года, июль 2021 года  предоставлены истцу в установленный законом срок, в них указано застрахованное лицо, в  отношении которого вынесено решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной  выплаты к страховой пенсии, данное лицо являлось работающим, учитывая, что формы  отчетности СЗВ-ТД за спорный период в отношении Бурлиной Л.Б. ответчиком не  представлялись.  

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что на момент принятия  решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии,  истец обладал сведениями о том, что застрахованное лицо, в отношении которого вынесено  названное решение, являлось работающим. 

При таких обстоятельствах, учитывая наличие своевременно представленных  обществом сведений по форме СЗВ-М за май 2021 года (предшествующий июню), июль  2021 года (последующий после июня период) пенсионный фонд обязан был уточнить  осуществление (прекращение) пенсионером работы в учреждении в июне 2021 года, в том  числе истребовать соответствующие сведения (часть 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ). 

Таким образом, как на момент принятия решения о выплате суммы страховой  пенсии и фиксированной выплате к страховой пенсии, так и на момент фактического  осуществления оплаты застрахованному лицу истец располагал сведениями о том, что  Бурлина Л.Б. является работником ОГКУ «ЦЕНТР ОБЕСПЕЧЕНИЯ СУДЕБНЫХ  УЧАСТКОВ МИРОВЫХ СУДЕЙ», между тем никакую дополнительную проверку не  проводил, в основу принятого решения по индексации и последующей выплате положил 


исключительно факт несвоевременного представления сведений о застрахованном лице по  форме СЗВ-М за июнь 2021 года. 

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о недоказанности вины  ОГКУ «ЦЕНТР ОБЕСПЕЧЕНИЯ СУДЕБНЫХ УЧАСТКОВ МИРОВЫХ СУДЕЙ» в  причинении истцу убытков, и как следствие совокупности обстоятельств, необходимых  для возложения на ответчика ответственности в виде возмещения убытков в сумме  22 071 руб. 60 коп. 

Таким образом, учитывая, что истцом не доказана совокупность обстоятельств,  необходимых для возложения на учреждение ответственности в виде возмещения убытков  суд приходит к выводу о том, что удовлетворении требований следует отказать. 

Всем существенным доводам, пояснениям и возражениям сторон судом дана  соответствующая оценка, что нашло отражение в данном решении; иные доводы и  пояснения несущественны и на выводы суда не влияют. 

Поскольку в удовлетворении иска отказано, судебные расходы по уплате  государственной пошлины в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации относятся на истца. 

В силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец  освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в  арбитражных судах. 

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, арбитражный суд 

РЕШИЛ:

в удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в  течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Иркутской области. 

Судья О. В. Епифанова 

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 26.04.2023 2:28:00

 Кому выдана Епифанова Ольга Владимировна