НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Иркутской области от 20.04.2015 № А19-9296/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                 Дело  №А19-9296/2014

27.04.2015 г.

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании 20.04.2015 года.

Решение  в полном объеме изготовлено 27.04.2015 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе:

судьи Е.Ф. Капустенской,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания                        К.А. Оглоблиной,   

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Иркутской региональной общественной организации «Гражданская инициатива» (ОГРН 1083800002330, ИНН 3811124475; 664075, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Байкальская, 143, 15), Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (664025, г. Иркутск, ул. Российская, 17), 

к Администрации Иркутского районного муниципального образования (ОГРН 1023802456083, ИНН 3827000838; 664511, Иркутская область, Иркутский р-н., с. Пивовариха, ул. Дачная, 8), Дачному некоммерческому товариществу «Серебряный лес» (ОГРН 1133850023592, ИНН 3811168585; 664057, Иркутская область, г. Иркутск, проспект Маршала Жукова, 14, 3),

третьи лица: агентство лесного хозяйства Иркутской области (664011, г. Иркутск,                  ул. Горького, 31), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (664025, г. Иркутск, ул. Российская, 17), КУМИ Администрации Иркутского районного муниципального образования (64511, Иркутская область, Иркутский район, д. Зорино-Быково, ул. Заречная, 15), Управление Росреестра по Иркутской области (г. Иркутск, ул. Желябова, 6),

о признании недействительным распоряжения председателя КУМИ  Иркутского района от 11.09.2013 г.

при участии в судебном заседании:

от заявителей: - не явились, извещены,

от заинтересованного лица (Администрации Иркутского районного муниципального образования): -  не явился, извещен,

от заинтересованного лица (ДНТ «Серебряный лес»): - Курас А.Н. по доверенности от 20.07.2014 г.,  

от третьего лица (КУМИ Администрации ИРМО): - не явился, извещен,

от третьего лица (ТУ ФАУГИ в ИО): - не явился, извещен,

от третьего лица (Управление Росреестра по ИО): - не явился, извещен,

от  третьего лица (АЛХ ИО): - Попеско Д.Ю.по доверенности №149 от 02.09.2013 г..

установил:

Заявление подано Иркутской региональной общественной организацией «Гражданская инициатива» о признании недействительным Распоряжения председателя КУМИ Иркутского района от 11.09.2013 г. об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 8 км. Александровского тракта, рядом с СНТ «Светофор», площадью 200 000 кв.м., категория земли: земли сельхозназначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства, как  противоречащее лесному и земельному законодательству, п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ           «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

В обоснование требований Иркутская региональная общественная организация «Гражданская инициатива» ссылается на то, что спорный земельный участок с  кадастровым номером 38:06:111215:3416  находится на землях лесного фонда и является федеральной собственностью, при этом, имеет категорию земли: земли сельхозназначения. Считает, что имеет место быть двойной учет земель, в доказательство наличия «двойного учета» земель  представил  заключение кадастрового инженера (том 2 л.д. 45-46); настаивает на исковом порядке рассмотрения заявления, при этом уточнить требования с учетом особенностей искового производства отказался.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области представило ходатайство о вступлении его к участию в деле в качестве соистца,ссылается на письмо агентства лесного хозяйства Иркутской области от  10.11.2014 г. исх. №91-35-72255/14 с заключением о наложении спорного земельного участка с кадастровым номером 38:06:111215:3416 на земли лесного фонда (том 2 л.д. 41-43).

Определением суда от 15.12.2014 г. к участию в деле в качестве соистца привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области.

Определением арбитражного суда Иркутской области от 26.01.2015 г. было назначено проведение судебной геодезической экспертизы, в связи с чем, на основании п. 1 ч.1 ст. 144 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу     №А19-9296/2014 приостанавливалось до получения  заключения экспертизы.

03.03.2015 г. в материалы дела поступило заключение эксперта от 02.03.2015 г. по результатам судебной геодезической экспертизы, в связи с чем, определением суда от 12.03.2015 г. производство по настоящему делу №А19-9296/2014 возобновлено.

Заявители в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом в порядке    ст. 123 АПК РФ, письменных пояснений с учетом заключения экспертов не направили, правового обоснования, что признание недействительным ненормативного акта вытекает из гражданских правоотношений и может быть заявлено в исковом производстве не представили,заявлений, ходатайств не заявили.

Заинтересованные лица (Администрация Иркутского районного муниципального образования, Дачное некоммерческое товарищество «Серебряный лес») заявленные требования не поддерживают, считают, что заявителем - Иркутской региональной общественной организацией «Гражданская инициатива» не представлено доказательств нарушенных прав оспариваемым Распоряжением.

Администрация Иркутского районного муниципального образования считает, что настоящее заявление должно рассматриваться в порядке г. 24 АПК РФ, в представленном отзыве на заявление сослалось на пропуск заявителем - Иркутской региональной общественной организацией «Гражданская инициатива» срока для оспаривания Распоряжения. Также сообщило, что поскольку заявителем - Иркутской региональной общественной организацией «Гражданская инициатива» оспаривается Распоряжение председателя КУМИ  Иркутского района от 11.09.2013 г., ответчиком по настоящему требованию должно быть КУМИ Иркутского района градострительной политике администрации Иркутского районного муниципального образования, а не Администрация Иркутского районного муниципального образования. Просит в удовлетворении заявления отказать.

Дачное некоммерческое товарищество «Серебряный лес» ссылается на решение Президиума Иркутского районного Совета народных депутатов от 15.10.1991г. № 13п-130,       к которому приложен картматериал, представленный Управлением Росреестра по Иркутской области. В соответствии с постановлением о передаче земель в ведение сельских поселковых советов народных депутатов, принятое 15.10.1991 г., спорный земельный участок был передан в Уриковское муниципальное образование, в связи с чем, лесные площади поставлены на учет в соответствии с категорией – земли сельскохозяйственного назначения. В представленном отзыве на заявление сослалось на то, что заявителем не представлены доказательства о нарушенных его правах и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым Распоряжением.

Определением суда от 24.07.2014 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования привлечены: агентство лесного хозяйства Иркутской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, КУМИ Администрации Иркутского районного муниципального образования.

Третье лицо (агентство лесного хозяйства Иркутской области) в представленном отзыве на заявление сообщило, что по данным Государственного лесного реестра агентства лесного хозяйства Иркутской области земельный участок с кадастровым номером 38:06:111215:3416 расположен на землях лесного фонда, а именно: Иркутское лесничество Хомутовское участковое лесничество, Технический участок № 6 квартал 54 выдел 4,5,6,7,8,14,15; приобщило к материалам делавыкопировку из материалов лесоустройства Иркутского лесничества, Хомутовского участкового лесничества, Технический участок № 6 квартал 54, выписку от 25.09.2014г. из государственного лесного реестра. Считает, что если участок поставлен на учет как относящийся к землям лесного фонда, значит, это свидетельствует о том, что он является лесным.

Представитель третьего лица (агентства лесного хозяйства Иркутской области)              в судебном заседании 20.04.2015 г. пояснил, что спорный земельный участок агентство лесного хозяйства Иркутской области не может поставить на государственный кадастровый учет как лесной участок, вследствие того, что он относится к землям сельхозназначения, при этом, доказательств о том, что границы лесного фонда, имеющиеся в настоящее время установлены с учетом постановления Президиума Иркутского районного Совета народных депутатов от 15.10.1991 г. №13п-130, предоставить не может.

Управление Росреестра по ИО, привлеченное определением суда от 19.11.2014г. в качестве третьего лица по делу, не заявляющего самостоятельные требования на предмет иска, представило для обозрения в судебном заседании оригиналы материалов по установлению границ сельских населенных пунктов и передаче земель в ведение Уриковского сельского Совета народных депутатов Иркутского района Иркутской области 1991г., план Ширяевского лесничества, карту 1991г., согласно которому земли отнесены к землям сельхоз назначения, покрытые лесом, находятся в ведении Уриковского муниципального образования, копии документов приобщило к материалам настоящего дела.

В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей истцов, ответчика (Администрация Иркутского районного муниципального образования), третьих лиц (Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, КУМИ Администрации Иркутского районного муниципального образования, Управление Росреестра по ИО) по имеющимся в деле материалам.

Дело об оспаривании Распоряжения председателя КУМИ Иркутского района от 11.09.2013 г. №1284/з рассматривается судом по правилам главы 24 АПК РФ. Оформление заявителем предъявленных требований в форме искового производства не является основанием для изменения установленного АПК РФ порядка рассмотрения дел данной категории.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителей заинтересованного лица (Дачное некоммерческое товарищество «Серебряный лес») и третьего лица (агентства лесного хозяйства Иркутской области), суд установил следующее.

Как усматривается из материалов дела, постановлением мэра Иркутского района №4244 от 09.10.2013 г. «О предоставлении земельного участка ДНТ «Серебряный лес»,           а также договором безвозмездного срочного пользования земельным участком №956 от 09.10.2013 г., заключенным между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и градострительной политике администрации Иркутского районного муниципального образования (ссудодатель) и  ДНТ «Серебряный лес» (ссудополучатель), последнему предоставлен в бессрочное пользование земельный участок из земель сельхозназначения,          с кадастровым номером 38:06:111215:3416, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 8 км. Александровского тракта, рядом с СНТ «Светофор» для дачного строительства, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, общей площадью 200 000 кв.м. (том 1 л.д. 22-24).

Распоряжением председателя КУМИ Иркутского района от 11.09.2013 г. №1284/з была утверждена схема расположения земельного участка по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 8 км. Александровского тракта, рядом с СНТ «Светофор», площадью 200 000 кв.м., категория земли – земли сельхозназначения, вид разрешенного использования – для дачного строительства(том 1 л.д. 15).

 Вместе с тем, в соответствии с письмом  агентства лесного хозяйства по Иркутской области от 30.12.2013 г. №91-37-9751/13 (том 1 л.д. 14) земельный участок с кадастровым номером 38:06:111215:3416 фактически расположен на землях лесного фонда Иркутского лесничества Хомутовского участкового лесничества Технического участка №6, квартал №54, выделы 4, 5, 6, 7, 8, 14, 15.

Ранее, в письме от 24.12.2013 г. исх. №91-35-9679/13 зам. руководителя агентства лесного хозяйства по Иркутской области В.Н. Данишек сообщил, что земельный участок          с кадастровым номером 38:06:111215:3416 поставлен на кадастровый учет как земельный участок сельскохозяйственного назначения для дачного строительства, фактически расположен на землях лесного фонда Иркутского лесничества Хомутовского участкового лесничества Технического участка №6, квартал №54, выделы 4, 5, 6, 7, 8, 14, 15 (том 1            л.д. 108).

Иркутская региональная общественная организация «Гражданская инициатива» полагает, что Распоряжение председателя КУМИ Иркутского района от 11.09.2013 г. №1284/з является незаконным, так как Администрация Иркутского районного муниципального образования постановлением №4244 от 09.10.2013 г. «О предоставлении земельного участка ДНТ «Серебряный лес» не правомерно распорядилась земельным участком,  являющимся, по мнению заявителя, государственной собственностью, который расположен на землях лесного фонда.  Полагает, что постановление №4244 от 09.10.2013 г. было принято Администрация Иркутского районного муниципального образования за пределами предоставленных полномочий.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращенияИркутской региональной общественной организации «Гражданская инициатива» с Арбитражный суд Иркутской области с настоящими требованиями о признании недействительным Распоряжения председателя КУМИ Иркутского района от 11.09.2013 г. об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: Иркутская область, Иркутский район,        8 км. Александровского тракта, рядом с СНТ «Светофор», площадью 200 000 кв.м., категория земли: земли сельхозназначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства, как  противоречащее лесному и земельному законодательству, п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Исследовав материалы дела, выслушав представителей заинтересованного лица (Дачное некоммерческое товарищество «Серебряный лес») и третьего лица (агентства лесного хозяйства Иркутской области),  суд считает, что заявленные требования о признании недействительным Распоряжения  удовлетворению не подлежат в силу следующего.

В силу ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 2, 4 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм, требования  Иркутской региональной общественной организации «Гражданская инициатива», Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:

- несоответствие оспариваемого распоряжения председателя КУМИ Иркутского района от 11.09.2013 г. №1284/з закону или иному нормативному правовому акту;

- нарушение прав и законных интересов заявителей либо публичных интересов таким Распоряжением.

При отсутствии хотя бы одного из названных обстоятельств требования заявителей удовлетворению не подлежат.

На основании статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом.

В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

Согласно п. 2 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно ст. 9 Лесного кодекса Российской Федерации, государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»(в редакции, действовавшей на дату издания оспариваемого распоряжения) установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов наделены полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. до 01.03.2015 г.), орган местного самоуправления вправе распоряжаться собственностью, которая находится в его ведении. В соответствии с п.7. ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации(в редакции, действовавшей на дату издания оспариваемого распоряжения) в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Заявители доказывают незаконность оспариваемого заявителями Распоряжения, мотивируя его отсутствием у Администрации Иркутского районного муниципального образования права распоряжаться спорным земельным участком, изменять вид и категорию земельного участка, считая, что участок относится к землям лесного фонда и является федеральной собственностью.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.

Согласно ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Согласно ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 Лесного кодекса РФ.

Арбитражный суд в целях определения, к какой категории относится спорный земельный участок, истребовал у государственного фонда архивных данных Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области  сведения о принадлежности (к какой категории земель он относился) земельного участка с кадастровым номером 38:06:111215:3416 до 1991 г. и после указанного года,            до момента постановки на кадастровый учет 27.09.2013 г. с категорией: земли сельскохозяйственного назначения, а также выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок с кадастровым номером 38:06:111215:3416.

Управление Росреестра по ИО представило в материалы дела уведомление от 03.09.2014г. № 01/048/2014-653 об отсутствии в ЕГРП сведений о зарегистрированных правах на спорный земельный участок кадастровый номер 38:06:111215:3416 (том 1 л.д. 130), письмо Управления Росреестра по ИО от 11.09.2014г. № 15-24116 (том 1 л.д. 131) согласно которому, земельный участок с кадастровым номером 38:06:111215:3416 по состоянию на 27.09.2013 г. расположен на землях сельскохозяйственного назначения.

Впоследствии, Управление Росреестра по ИО представило для обозрения в судебном заседании оригиналы материалов по установлению границ сельских населенных пунктов и передаче земель лесного фонда в ведение Уриковского сельского Совета народных депутатов Иркутского района Иркутской области Постановлением  Президиума Иркутского районного Совета народных депутатов от 15.10.1991г. №13-п-130, план Ширяевского лесничества, карту 1991г., согласно которому земли, на которых расположен спорный земельный участок,  отнесены к землям сельхозназначения, покрытым лесом, и находятся в ведении Уриковского муниципального образования, приобщило копии документов к материалам дела (том 1 л.д. 132-134).

Агентство лесного хозяйства Иркутской области, привлеченное определением суда от 24.07.2014 г.  к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, как уполномоченный орган государственной власти Иркутской области по управлению в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, сообщило, что по данным государственного лесного реестра земельный участок                        с кадастровым номером 38:06:111215:3416 расположен на землях лесного фонда, а именно: Иркутское лесничество Хомутовское участковое лесничество, Технический участок № 6 квартал 54 выдел 4,5,6,7,8,14,15; приобщиловыкопировку из материалов лесоустройства Иркутского лесничества, Хомутовского участкового лесничества, Технический участок № 6 квартал 54, выписку от 25.09.2014г. из государственного лесного реестра (том 1 л.д. 142, 143)

Агентство лесного хозяйства Иркутской области также представило карту-схему 2011г. (том 1 л.д 145) Ширяевского лесничества, при этом первичные документы, на основании которых ФГБУ «Прибайкаллеспроект» была составлена указанная карта, не представило. Пояснило, что кроме карты у  агентства лесного хозяйства Иркутской области ничего не имеется, считает, что если участок поставлен на учет как относящийся к землям лесного фонда, значит, это свидетельствует о том, что он является лесным. Также АЛХ ИО представлена выписка их лесного реестра от 2014г.

Принимая во внимание представленные Управлением Росреестра по Иркутской области в материалы настоящего дела документы, суд просил пояснить агентство лесного хозяйства, с учетом постановления Президиума Иркутского районного Совета народных депутатов от 15.10.1991г. № 13п-130, какие именно земли лесного фонда были изъяты и как они соотносятся с границами спорного земельного участка, и были в результате принятия постановления СНД от 15.10.1991г. №13-п-130 внесены какие-либо изменения в границы лесного фонда, отображенные на представленной карте-схеме. Также суд просил представить первичные документы, использованные при инвентаризации земель лесного фонда в 2011г. 

Агентство лесного хозяйства Иркутской области по поводу сведений Управления Росреестра по Иркутской области о том, что участок изъят и расположен был на землях сельскохозяйственного назначения и учитывалось ли это при изготовлении карты 2011г.,  пояснений дать не смогло,   первичных документов, на основании которых была составленакарта-схема 2011г. не представило.

В целях установления соотношения границ земельного участка с кадастровым номером 38:06:111215:3416 с картографическим материалом, предоставленным к постановлению Президиума Иркутского районного совета народных депутатов от 15.10.1991 г. №13п-130, согласно которого данный земельный участок был изъят и передан в ведение Уриковского муниципального образования, определением от 26.01.2015 г. судом по ходатайству ДНТ «Серебряный лес» была назначена судебная геодезическая экспертиза, проведение которой, было поручено экспертам: Полубенцевой Наталье Сергеевне (ОАО «Восточно-Сибирское аэрогеодезическое предприятие», расположено по адресу: 664011,         г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 14) и Насибулиной Анастасии Сергеевне  (664011,              г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 14).

На разрешение экспертов были поставлены  вопросы:

1. Определить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером     38:06:111215:3416 на картографическом материале, являющемся приложением к решению Президиума Иркутского районного совета народных депутатов от 15.10.1991 № 13п-130.

2. Соответствует ли местоположение земельного участка с кадастровым номером 38:06:111215:3416 изъятому земельному участку и переданному в Уриковкое муниципальное образование согласно решению Президиума Иркутского районного совета народных депутатов от 15.10.1991 № 13п-130?

3. К какой категории земель относится земельный участок с кадастровым номером 38:06:111215:3416?

4. Имеется ли наложение границ земельного участка с кадастровым номером 38:06:111215:3416 с землями лесного фонда согласно данным государственного лесного реестра и материалов лесоустройства? Если наложение имеет место, указать площадь наложения и координаты поворотных точек? 

Эксперты ОАО «Восточно-Сибирское аэрогеодезическое предприятие» Полубенцева Наталья Сергеевна, Насибулина Анастасия Сергеевна при разрешении вопросов №№ 1, 2, 3 пришли к следующим выводам (том 2 л.д. 165).

Согласно данным представленным в материалах дела, а именно: картографическому материалу масштаба 1:25 000, который был импортирован в программный продукт ГИС Панорама 2008 и координатам, взятым их схемы расположения земельного участка экспертами было определено местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 38:06:111215:3416 и подготовлена обзорная схема расположения земельного участка.

Из обзорной схемы расположения земельного участка видно, что местоположение земельного участка стоящего на государственном кадастровом учете с кадастровым номером 

38:06:111215:3416 соответствует изъятому земельному участку и переданному в Уриковское муниципальное образование согласно решению Президиума Иркутского районного совета народных депутатов от 15.10.1991 г. №13п-130.

Решение Президиума Иркутского районного совета народных депутатов от 15.10.1991г. №13п-130 является единственным утвержденным нормативным актом, устанавливающим границы населенных пунктов и земель в ведении Уриковского сельского Совета народных депутатов.

Исходя из этого, земельный участок с кадастровым номером 38:06:111215:3416 относится к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения.

При разрешении вопроса №4 вывод экспертов следующий (том 2 л.д. 166):

Согласно данным представленным в материалах дела, а именно: материалы лесоустройства масштаба 1:25 000 – выкопировка из планшета Иркутского лесничества, Хомутовского участкового лесничества, Технический участок №6 (Агроферма им. Голзицкого), квартал 54, которая была импортирована в программный продукт ГИС Панорама 2008 и координатам, взятым из схемы расположения земельного участка, подготовлена обзорная схема расположения земельного участка.

Из обзорной схемы расположения земельного участка видно, что имеется наложение границ земельного участка с кадастровым номером 38:06:111215:3416 с землями лесного фонда согласно данным государственного лесного реестра и материалов лесоустройства. Площадь наложения составляет 200 000 кв.  

При таких обстоятельствах, принимая во внимание представленные в материалы дела документы в совокупности, учитывая заключение экспертов от 02.03.2015 г., арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Имеющиеся в материалах настоящего дела  постановления, принятые Администрацией Иркутского районного муниципального образования с 1991 г. (том 1 л.д. 135-140) свидетельствуют о том, что земли были изъяты из лесного фонда и переданы Уриковскому муниципальному образованию с категорией земли: земли сельскохозяйственного назначения.

Постановления, имеющиеся в материалах дела не оспорены, не признаны недействительными, иного сторонами не доказано.

Указанные обстоятельства подтвердила также судебная геодезическая экспертиза, согласно выводам которой, земельный участок с кадастровым номером 38:06:111215:3416 относится к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, в настоящее время в соответствии с  постановлением Президиума Иркутского районного совета народных депутатов от 15.10.1991 № 13п-130 и документами государственного фонда данных, представленными Управлением Росреестра по Иркутской области, земли, на которых расположен спорный земельный участок, являются землями сельскохозяйственного назначения.

При таких обстоятельствах, соответствующие данные (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения) были внесены в государственный земельный кадастр.

Вместе с тем, агентство лесного хозяйства Иркутской области соответствующие изменения с учетом постановлением Президиума Иркутского районного совета народных депутатов от 15.10.1991 № 13п-130 в Государственный лесной реестр не внесло, соответственно, не учитывало такие изменения при изготовлении карты-планшета лесного фонда, в связи с чем, по данным агентство лесного хозяйства спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда. 

Позиция заявителей, что имеется двойной учет земель, в связи с чем, постановление Президиума Иркутского районного совета народных депутатов от 15.10.1991 № 13п-130 должно быть признано недействительным, критически оценивается  судом, так как влечет к не рассмотрению дела по существу.

Основной довод заявителей и агентства лесного хозяйства Иркутской области состоит в том, что земли, согласно Государственного лесного реестра, входят в границы лесного фонда.

Данное обстоятельство, в свою очередь, подтвердила экспертиза при разрешении вопроса №4. Эксперты пришли к выводу, что по границам лесного фонда, предоставленным агентством лесного хозяйства Иркутской области в материалы дела, спорный земельный участок попадает в указанные границы.

Однако, на неоднократные запросы суда о предоставленииагентством лесного хозяйства Иркутской области первичных документов, на основании которых изготавливаются карты-планшеты лесного фонда, агентство лесного хозяйства Иркутской области документов не представило, как и не представило доказательств по запросу суда, что в материалы лесоустройства в  1991 г.  (после принятия постановления Президиума Иркутского районного Совета народных депутатов от 15.10.1991 г. №13п-130 и последующих постановлений, представленных в материалы дела)  были внесены соответствующие сведения об изъятии лесных земель и о передаче их Уриковскому  муниципальному образованию.

Следовательно, двойной учет земель, на который ссылаются заявители, исходя из представленных в материалы дела документов и результатов проведенной экспертизы, имеет место быть в связи с неисполнением обязанностей уполномоченными органами по внесению изменений в границы лесного фонда и материалы лесоустройства после принятия постановления Президиума Иркутского районного совета народных депутатов от 15.10.1991г. №13п-130, иного агентством лесного хозяйства Иркутской области не доказано (ст. 65 АПК РФ).

Как уже указано выше, Постановление Президиума Иркутского районного совета народных депутатов от 15.10.1991 г. №13п-130 является действующим, ни кем не оспорено, не признано недействительным и соответствующие сведения о спорном земельном участке правомерно внесены  в государственный кадастр недвижимости, при этом, они также никем не оспорены и не признаны недействительными.

Следует отметить, что согласно Земельному кодексу РСФСР,  вопросы изменения категорий земель относились к ведению Советов народных депутатов. Вопрос о возращении земель сельскохозяйственного назначения к землям лесного фонда не ставился.

Вместе с тем, постановление Президиума Иркутского районного совета народных депутатов от 15.10.1991 г. №13п-130 не является предметом судебного разбирательства по вопросу его законности и обоснованности.

Ссылки заявителя - Иркутской региональной общественной организации «Гражданская инициатива» на  судебную практику о двойном учете земель (том 2 л.д. 3- 20) не колеблют выводов суда, и не являются преюдицией по настоящему делу.

Таким образом, принимая во внимание изложенное выше, учитывая выводы судебной геодезической экспертизы, сведения государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером  38:06:111215:3416 как относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, арбитражный суд считает, что Администрация Иркутского районного муниципального образования распорядилась неразграниченными землями категории сельскохозяйственного назначения правомерно, в пределах своих полномочий,  в соответствие с нормами Земельного кодекса Российской Федерации, действующим в редакции до 01.03.2015 г.

При таких обстоятельствах, оспариваемое заявителями распоряжение председателя КУМИ Иркутского района от 11.09.2013 г. №1284/з не нарушает действующее земельное и лесное  законодательство, не нарушает прав и законных интересов заявителей (ст. 4 АПК РФ),  при этом, доказательств нарушения оспариваемым распоряжением прав и законных интересов заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо публичных интересов в материалы дела не представлены (ст. 65 АПК РФ), в связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат в силу ст.ст.  7, 11, 17, 22, 34, 77 Земельного кодекса РФ (в ред. до 01.03.2015 г.), ст. 6, 7, 8, 9  Лесного кодекса РФ, ст. 214  Гражданского кодекса РФ, ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Следует также указать в отношении ТУ ФАУГИ в Иркутской области, которое выступило соистцом(вторым заявителем), что оно не представило никаких доказательств как самостоятельно, так и по определениям суда в обоснование своей позиции и факта нарушения прав. При этом, исходя из обстоятельств дела, защита права  может быть осуществлена только в виде спора о праве на земельный участок(признания права) со стороны заинтересованных лиц, а не оспаривания акта об утверждении схемы границ земельного участка, принятого муниципальным органом в соответствии со своими полномочиями, на основании легитимного документа – государственного кадастра недвижимого имущества, содержащего сведения о земельном участке. 

Заявитель Иркутская региональная общественная организация «Гражданская инициатива» также не обосновал нарушение каких-либо прав оспариваемым актом, в том числе публичных, на которые указывал устно,  в виде собирания грибов и прочее. Письменно данный заявитель не изложил, в чем заключается нарушение его прав, ссылку в обоснование данных обстоятельств на решение суда по другому делу, не относящемуся к предмету судебного разбирательства, суд считает недостаточной и некорректной. 

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ при подаче заявления о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина  уплачивается юридическим лицами  размере 2 000 рублей.

Таким образом, в порядке ст. 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию в доход федерального бюджета Российской Федерации с заявителей по 2 000 руб. с каждого. Вместе с тем,Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области от  уплаты государственной пошлины освобождено, согласно Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, с Иркутской региональной общественной организации «Гражданская инициатива» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 000 рублей.

Руководствуясь статьями 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

            Взыскать с Иркутской региональной общественной организации «Гражданская инициатива» (ОГРН 1083800002330, ИНН 3811124475; 664075, Иркутская область,                 г. Иркутск, ул. Байкальская, 143, 15) в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 2 000 рублей. 

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд  в течение месяца после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.

Судья:                                                                                                Е.Ф. Капустенская