НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Иркутской области от 19.11.2013 № А19-14162/13

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

1 судебный состав по рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве):

ул. Дзержинского, д. 36А, 664011, Иркутск; тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

Е-mail: info@irkutsk.arbitr.ru; http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №  А19-14162/2013

« 26 » ноября 2013 г.

Резолютивная часть решения объявлена 19 ноября 2013 г.

Решение в полном объеме изготовлено 26 ноября 2013 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания и.о. секретаря судебного заседания Маман А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664007, <...>)

к Муниципальному автономному учреждению здравоохранения г. Иркутска «Городская Ивано-Матренинская детская клиническая больница» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664009, <...>)

о взыскании 22 682 руб. 55 коп.,

при участии в заседании

от истца: ФИО1 - представитель по доверенности от 09.01.2013 № 09/02;

от ответчика: ФИО2 - представитель по доверенности от 14.03.2013 № 01-02-204/13;

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска (далее - УПФР в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Муниципальному автономному учреждению здравоохранения г. Иркутска «Городская Ивано-Матренинская детская клиническая больница» (далее – МАУЗ г. Иркутска ГИМДКБ) о взыскании 22 682 руб. 55 коп., составляющих сумму штрафных санкций за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации за 1 и 2 полугодия 2010, 1 квартал 2011, полугодие 2011, 9 месяцев 2011 и за 2011 год.

Определением суда от 04.10.2013 заявление УПФР в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска принято и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства

28.10.2013 по делу № А19-14162/2013 вынесено определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства и назначении предварительного судебного заседания.

Согласно части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ, если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.

В этой связи, с учетом мнения представителей сторон, не возражавших против завершения предварительного судебного заседания и перехода к рассмотрению дела в судебном заседании, суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

Представитель УПФР в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика требования истца не признал, поддержав позицию, изложенную в отзыве.

Из материалов дела следует, что ответчик зарегистрирован в качестве юридического лица Регистрационной палатой Администрации г. Иркутска 28.04.1995, регистрационный номер юридического лица 2115 ИРП-И.

28.11.2002 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о данном юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, за № <***>.

УПФР в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска на основании решения от 09.11.2012 № 30-01-45/251 проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов - МАУЗ г. Иркутска ГИМДКБ, своевременности и правильности представления индивидуальных сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования.

По результатам проверки установлено, что в нарушение требований статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2009 № 987п. Постановления Правления ПФР от 31.07.2006 № 192П «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и Инструкции по их заполнению» страхователем представлены недостоверные индивидуальные сведения, а именно:

в формах СЗВ-6-1, СЗВ-6-2 за 1 полугодие 2010 года не отражен код страхового стажа «АДМИНИСТР» согласно отпуску без сохранения заработной платы застрахованных лиц: ФИО3 СНИЛС № <***>, ФИО4 СНИЛС № <***>; неверно отражена дата окончания периода работы застрахованных лиц: ФИО5 СНИЛС № <***>, ФИО6 СНИЛС № <***>, ФИО7 СНИЛС № 131 -600-795 13;

в формах СЗВ-6-1, СЗВ-6-2 за 2 полугодие 2010 года не отражен код страхового стажа «АДМИНИСТР» согласно отпуску без сохранения заработной платы застрахованных лиц: ФИО8 СНИЛС № <***>, ФИО9 СНИЛС № 051-011 -624 91, ФИО10 СНИЛС № <***>; неверно отражена дата окончания периода работы застрахованных лиц: ФИО11 СНИЛС № <***> 60;

в формах СЗВ-6-1, СЗВ-6-2 за 1 квартал 2011 года: не отражен код страхового стажа «АДМИНИСТР» согласно отпуску без сохранения заработной платы застрахованных лиц: ФИО12 СНИЛС № <***>, ФИО13 СНИЛС № <***>, ФИО14 СНИЛС № <***>, ФИО15 СНИЛС № <***>, ФИО16 СНИЛС № <***>; неверно отражена дата начала периода работы застрахованного лица: ФИО17 СНИЛС № <***>; неверно отражена дата окончания периода работы застрахованных лиц: ФИО18 СНИЛС № <***>, ФИО19 СНИЛС № <***>, ФИО20 СНИЛС № <***>, ФИО21 СНИЛС № <***> 81;

в формах СЗВ-6-1, СЗВ-6-2 за полугодие 2011 года: неверно отражена дата начала периода работы застрахованного лица: ФИО22 СНИЛС № <***>; неверно отражена дата окончания периода работы застрахованных лиц: ФИО23 СНИЛС № <***>, ФИО24 СНИЛС № <***> 33;

в формах СЗВ-6-1, СЗВ-6-2 за 9 месяцев 2011 года: неверно отражена дата начала периода работы застрахованных лиц: ФИО25 СНИЛС № <***>, ФИО26 СНИЛС № <***>, ФИО27 СНИЛС № <***>; неверно отражена дата окончания периода работы застрахованных лиц: ФИО28 СНИЛС № <***>, ФИО29 СНИЛС № <***>, ФИО30 СНИЛС № <***>, ФИО31 СНИЛС № <***>; не отражен код страхового стажа «АДМИНИСТР» согласно отпуску без сохранения заработной платы застрахованных лиц: ФИО32 СНИЛС № <***>, ФИО33 СНИЛС № <***>, ФИО34 СНИЛС № <***>, ФИО35 СНИЛС № <***>, ФИО36 СНИЛС № <***>, ФИО37 СНИЛС № <***>, ФИО38 СНИЛС № <***>, ФИО39 СНИЛС № <***>, ФИО40 СНИЛС № <***>, ФИО41 СНИЛС № <***>, ФИО42 СНИЛС № 106 -823-364 45;

в формах СЗВ-6-1, СЗВ-6-2 за 2011 год неверно отражена дата начала периода работы застрахованных лиц: ФИО43 СНИЛС № <***>, ФИО44 СНИЛС № <***>; неверно отражена дата окончания периода работы застрахованных лиц: ФИО45 СНИЛС № <***>, ФИО46 СНИЛС № <***>, ФИО47 СНИЛС № <***>; не отражен код страхового стажа «АДМИНИСТР» согласно отпуску без сохранения заработной платы застрахованных лиц: ФИО37 СНИЛС № <***>.

Выявленное нарушение зафиксировано в акте выездной проверки от 13.02.2013 № 30-01-47/040.

По результатам проверки заместителем руководителя УПФР в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска принято решение от 22.03.2013 № 74, согласно которому МАУЗ г. Иркутска ГИМДКБ привлечено к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ), в виде штрафа в размере 22 682 руб. 55 коп.

Требование об уплате штрафа от 29.04.2013 № 74, направленное ответчику, в установленный срок не исполнено. В связи с неуплатой ответчиком суммы штрафных санкций в добровольном порядке истец обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 6 Федерального Закона РФ от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» (далее – Закон № 167-ФЗ) и статьей 1 Закона № 27-ФЗ МАУЗ г. Иркутска ГИМДКБ является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Согласно статье 14 Закона № 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Статьей 15 Закона № 27-ФЗ установлено, что страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Пунктом 2 названной статьи установлено, что страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, установленные в данном пункте.

Вместе со сведениями, предусмотренными настоящим пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.

Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н, и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 № 192п.

В ходе выездной проверки установлено, что учреждением за проверяемый период с 01.01.2010 по 31.12.2011 в орган Пенсионного фонда были представлены недостоверные сведения персонифицированного учета за 1 и 2 полугодия 2010, 1 квартал 2011, полугодие 2011, 9 месяцев 2011 и за 2011 год.

Как следует из решения от 22.03.2013 № 74 сумма причитающихся за указанные отчетные периоды платежей в Пенсионный фонд застрахованных лиц, о которых представлены недостоверные индивидуальные сведения, составила 232335,14 руб.

В силу абзаца третьего статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Оспариваемым решением страхователь привлечен к ответственности по пункту 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 22 682 руб. 55 коп.

В силу статьи 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Представление корректирующих сведений в двухнедельный срок предусмотрено пунктами 34, 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н, в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Нормы, освобождающей от ответственности за предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ нарушения, данный Закон не предусмотрел.

Между тем, разъясняя в письме от 14.12.2004 № КА-09-25/13379 «О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ» (далее - письмо № КА-09-25/13379) своим территориальным органам порядок применения названных финансовых санкций, Пенсионный фонд Российской Федерации счел возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки.

Более того, в своем письме Пенсионный фонд Российской Федерации указал, что в случае самостоятельного выявления страхователем ошибки и представления исправленных форм следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами Пенсионного фонда Российской Федерации, а также послужить дополнительной аргументацией при защите интересов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое данным Законом установлена ответственность (статья 40 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ), регулирующего отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах).

Статьей 42 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении правонарушения, признаются также иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения (статья 43 Закона № 212-ФЗ).

Пунктом 3 части 1 статьи 43 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что обстоятельствами, исключающими вину страхователя, является выполнение плательщиком страховых взносов письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и об обязательном социальном страховании, данных ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции.

При наличии обстоятельств, указанных в части 1 статьи 43 Закона № 212-ФЗ, лицо не подлежит ответственности за совершение правонарушения. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу страхователей.

По настоящему делу судом установлено и материалами дела подтверждено, что выявленные Пенсионным фондом ошибки исправлены обществом в установленный законом двухнедельный срок.

Так, акт выездной проверки от 13.02.2013 № 30-01-47/040 получен представителем учреждения 15.02.2013.

В соответствии с пунктом 34 «Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах», утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 № 987н, заявитель 20.02.2013, 27.02.2013 и 01.03.2013, т.е. в пределах двухнедельного срока с момента выявления ошибок (дата получения акта проверки – 15.02.2013), МАУЗ г. Иркутска ГИМДКБ представило в Пенсионный фонд исправленные сведения на застрахованных лиц, в отношении которых были выявлены недостоверные сведения.

Следовательно, МАУЗ г. Иркутска ГИМДКБ реализовало предоставленное ему право на исправление выявленных в ходе проверки ошибок. На момент принятия оспариваемого решения последствия допущенных ошибок в части сведений о застрахованных лицах были устранены заявителем, что исключает привлечение его к ответственности по статье 17 Закона № 27-ФЗ.

Довод фонда о том, что исправление ошибок, выявленных в ходе выездной проверки, не исключает применение штрафных санкций, отклоняется судом по следующим основаниям.

Пункт 2.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 N 12-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 4, пункта 1 статьи 164, пунктов 1 и 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в связи с запросами Арбитражного суда Липецкой области, жалобами ООО "Папирус", ОАО "Дальневосточное морское пароходство" и ООО "Коммерческая компания "Балис" предусматривает, что при рассмотрении дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 01.04.1996 №N 27-ФЗ правовую основу индивидуального (персонифицированного) учета составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, регулирующие правоотношения в данной сфере.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое Федеральным законом установлена ответственность.

В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

В соответствии со статьей 43 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении правонарушения, признаются также иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения.

При наличии обстоятельств, указанных в части 1 настоящей статьи, лицо не подлежит ответственности за совершение правонарушения.

Как следует из взаимосвязи положений статей 2, 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, статьи 2 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, 40, 42, 43 статей Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, к ответственности привлекается лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя.

Как следует из положений статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ и пункта 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 № 987н, зарегистрирована Минюстом 16.02.2010 № 16440), организации предоставляется право скорректировать поданные сведения в согласованные сроки, а контролирующие органы вправе принимать решение о привлечении к ответственности по истечении 7 дней со дня окончания согласованного срока.

В соответствии с Письмом ПФ РФ от 14.12.2004 № КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ" если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.

Данное письмо является действующим, не отменено, не изменено и по своей сути является указанием вышестоящего органа нижестоящему контролирующему органу.

УПФР в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска, принимая решение о привлечении к ответственности, не учло положения вышеуказанных норм, что является незаконным.

Данная позиция согласуется с подходом, изложенным в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 20.05.2010 по делу N 05-18579/2009, ФАС Поволжского округа от 11.03.2010 по делу N А65-23142/2009, от 12.10.2009 по делу N А65-9975/2009, ФАС Уральского округа от 20.04.2011 N Ф09-1436/2011-С2, 16 Арбитражного апелляционного суда от 25.01.2012 по делу N А63-8401/2011, Определениях Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.11.2012 №ВАС-15351/12, от 25.02.2013 №ВАС-1338/13 и других.

По мнению пенсионного фонда, в рассматриваемой ситуации недостоверные сведения выявлены в ходе выездной проверки, в связи с чем, отсутствуют основания для освобождения общества от ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ.

Данный вывод органа пенсионного фонда суд находит необоснованным по следующим причинам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Разъяснения, содержащиеся в письме Пенсионного фонда России, касаются порядка, сохраненного до настоящего времени путем закрепления в нормативных актах.

Кроме того, как указано выше, из буквального толкования разъяснений, данных в письме ПФ РФ, следует, что если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в 2-х недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.

Указаний на то, что освобождение от ответственности предусмотрено при обнаружении ошибок специалистом фонда лишь в ходе приемной компании представленных форм сведений индивидуального (персонифицированного) учета за отчетный период, данное письмо не содержит.

Более того, в своем письме Пенсионный фонд Российской Федерации, указывает, что в случае представления страхователями исправленных форм следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Сформированный в письме № КА-09-25/13379 подход к освобождению от ответственности не дифференцирован в зависимости от вида проверки, которой выявлены ошибки, подлежащие исправлению.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что привлечение МАУЗ г. Иркутска ГИМДКБ к ответственности по статье 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 22 682 руб. 55 коп., исчисленного от сумм страховых взносов на застрахованных лиц, в отношении которых не выявлено недостоверности сведений (корректирующие сведения представлены в течение установленного 2-недельного срока), не соответствует закону.

При таких обстоятельствах, требования УПФР в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска о взыскании с МАУЗ г. Иркутска ГИМДКБ сумм штрафных санкций удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска к Муниципальному автономному учреждению здравоохранения г.Иркутска "Городская Ивано-Матренинская детская клиническая больница" о взыскании штрафных санкций в сумме 22 682,55 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Н.Г. Позднякова