НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Иркутской области от 19.07.2023 № А19-3587/2023



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99.

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, 664011, Иркутск; 

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761.
Е-mail: http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело № А19-3587/2023
26.07.2023

Резолютивная часть решения суда оглашена в судебном заседании 19.07.2023.  Решение суда в полном объеме изготовлено 26.07.2023. 

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Пенюшова Е.С., при ведении  протокола судебного заседания помощником судьи Макаровой Н.А., рассмотрев в судебном  заседании дело по исковому заявлению ОТДЕЛЕНИЯ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И  СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИРКУТСКОЙ  ОБЛАСТИ (ОГРН 1033801046003, ИНН 3808096980, адрес: 664007, ИРКУТСКАЯ  ОБЛАСТЬ, ИРКУТСК ГОРОД, ДЕКАБРЬСКИХ СОБЫТИЙ УЛИЦА, ДОМ 92) 

к ИРКУТСКОМУ РЕГИОНАЛЬНОМУ ОТДЕЛЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ "ВСЕРОССИЙСКОЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО "ДИНАМО" (ОГРН 1023800005052, ИНН 3800000573, адрес:  664022, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ИРКУТСК ГОРОД, КОЖОВА УЛИЦА, 12) 

о взыскании 45 749 рублей 82 копеек,
при участии в заседании:
от истца: не явились;
от ответчика: не явились;
установил:

ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (далее - ОСФР ПО  ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым  заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее – АПК РФ), к ИРКУТСКОМУ РЕГИОНАЛЬНОМУ  ОТДЕЛЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ  "ВСЕРОССИЙСКОЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО "ДИНАМО" (далее -  ИРО ОГО "ВФСО "ДИНАМО") о взыскании 45 749 рублей 82 копейки – убытков в виде 


излишне выплаченной страховой пенсии по старости Тамбергу Валерию Николаевичу (далее  – Тамберг В.Н.) за период с 01.02.2020 по 30.09.2021. 

Уточнения исковых требований приняты судом в порядке статьи 49 АПК РФ.

В обоснование иска истец указал, что в период с 01.02.2020 по 30.09.2021 пенсионеру  Тамберг В.Н. произведена индексация размера страховой пенсии в соответствии со статьей  26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с  несвоевременным предоставлением ИРО ОГО "ВФСО "ДИНАМО" сведений  индивидуального персонифицированного учета по форме СЗВ-М (исходная) за февраль 2020  года, что повлекло необоснованную выплату пенсии в сумме 48 123 рублей 76 копеек. 

Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения спора  извещены надлежащим образом в порядке статей 121-123 АПК РФ; ходатайств и заявлений  не направили, возражений в отношении рассмотрения дела в отсутствие представителей  Фонда и объединения не направили. 

Ответчик в отзыве на исковое заявление исковые требования не признал, в  обоснование правовой позиции по спору указал, что действительно отчет по форме СЗВ-М  (исходная) за февраль 2020 года ошибочно отменен, однако в последующие периоды с марта  2020 года по сентябрь 2021 года отчеты по форме СЗВМ, в том числе на работающего  пенсионера Тамберг В.Н. предоставлены в установленный срок. Кроме того в подтверждение  отработанного стажа работником Тамбергом В.Н. 20.02.2021 представлен отчет по форме  СЗВ-СТАЖ за 2020 год, из чего, по мнению ответчика, фонд имел возможность сделать  вывод о непрерывности трудового стажа данного работника. Ответчик указал, что готов  компенсировать Фонду убытки лишь в части излишне выплаченной пенсионеру пенсии за  февраль 2020 года, в остальной части в удовлетворении требований истца ответчик просил  отказать. 

Судебные акты по рассматриваемому делу опубликованы на официальном портале  арбитражных судов «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru/) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 

Исследовав материалы дела, выслушав представителей истца и ответчика, суд  установил следующее. 

ОСФР ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ в соответствии с Федеральным законом от  17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Федеральным  законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" назначена и выплачивается  страховая пенсия застрахованному лицу Тамбергу В.Н. 

Как следует из искового заявления, сведения по форме СЗВ-М за февраль 2020 года

о застрахованном лице Тамберге В.Н. представлены ИРО ОГО "ВФСО "ДИНАМО" 


(дополняющая форма) 30.08.2021, то есть с нарушением установленного пунктом 2.2 статьи  11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном  (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" срока. 

Полагая, что ответчиком в установленный срок сведений по форме СЗВ-М в  отношении работающего пенсионера Тамберга В.Н. за февраль 2020 года не представлено,  Фондом принято решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к  страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с  учетом индексации пенсионеру Тамбергу В.Н., как не осуществляющей работу и (или) иную  деятельность за период с 01.02.2020 по 30.09.2021. 

Полагая, что несвоевременное предоставление ИРО ОГО "ВФСО "ДИНАМО"  (страхователем) сведений по форме СЗВ-М за февраль 2020 года в отношении пенсионера  Тамберга В.Н. повлекло излишнюю выплату сумм страховой пенсии в размере 48 123 рублей  76 копеек за период с 01.02.2020 по 30.09.2021, ОСФР ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ  направило в адрес общества претензию от 92.12.2022 № 4903/6457 с предложением  возместить убытки (ущерб) в виде выплаченной пенсионеру суммы страховой пенсии в  добровольном порядке. 

Требования истца оставлены ответчиком без ответа и удовлетворения, что послужило  основанием для обращения ОСФР ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ в арбитражный суд с  настоящим иском о принудительном взыскании убытков (ущерба) в виде излишне  выплаченных сумм пенсии. 

Оценив представленные доказательства каждое в отдельности, а также достаточность  и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями 

статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ),  суд приходит к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ  "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей в спорный период; далее - Закон № 400- ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой  они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии,  фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты  к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера  фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии,  имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности. 

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в  период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой  пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной 


выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера  фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16  названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии  с частью 10 статьи 18 Закона № 400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и  (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ). 

В части 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ установлено, что уточнение факта  осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период  которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом   № 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 названной статьи производится  органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений  индивидуального (персонифицированного) учета. 

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее  10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет сведения о  каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили  договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с  законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые  взносы). 

Данные сведения представляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением  Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п "Об утверждении  формы "Сведения о застрахованных лицах". 

Согласно статье 28 Закона № 400-ФЗ физические и юридические лица несут  ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых  ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой  пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели,  кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального  (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. 

В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в  части 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой  пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной  выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному  органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке,  установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 28).  

Порядок и условия возмещения причиненного ущерба установлены главой 59  Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). 


Согласно статье 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу  гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит  возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. 

В соответствии со статьей 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать  полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не  предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. 

При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено,  произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или  повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это  лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было  нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). 

Для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие  убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя  вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и  возникшими убытками. При этом причинная связь между фактом причинения вреда  (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой  (непосредственной). 

Из совокупного анализа частей 1, 3, 4, 6, 7 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, пункта 2.2  статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном  (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее –  Закон № 27), пунктов 86, 88 и 90 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их  выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за  текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае  назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации,  определения излишне выплаченных сумм пенсии (утверждены приказом Министерства  труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 № 885н), следует, что  пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, выплачивается страховая  пенсия и фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной  выплаты к страховой пенсии) без учета индексации (увеличения). Право на получение  индексации имеет только неработающий пенсионер. Выплата неработающим пенсионерам  индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного)  учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской  Федерации. 

Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения)  размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте 


осуществления работы и (или) иной деятельности, то ранее вынесенное решение о выплате  сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения  фиксированной выплаты к страховой пенсии) подлежит пересмотру путем вынесения нового  решения. 

Выплаты сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии  производятся с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится  соответствующее решение, без удержания за прошлое время. 

Согласно статьям 15, 1064 ГК РФ, части 2 статьи 28 Закона № 400 причиненный  Пенсионному фонду ущерб в виде перерасхода средств на выплату пенсий и фиксированной  выплаты к пенсии вследствие представления недостоверных сведений или несвоевременного  представления сведений о работающем застрахованном пенсионере подлежит возмещению. 

Согласно представленному истцом расчету за период с 01.02.2020 по 30.09.2021  сумма излишне выплаченной страховой пенсии по старости пенсионеру Тамбергу В.Н.  составила 48 123 рублей 76 копеек. 

Возражая в отношении требований истца, ответчик указал, что в связи с допущенным  нарушением правомерным к возмещению полагает ущерб в виде выплаты пенсионеру  пенсии в повышенном размере только за февраль 2020 года, в материалы дела представлено  платежное поручение от 22.03.2023 № 168 о перечислении Фонду денежных средств в сумме  2 373 рубля 94 копейки (назначение платежа: возмещение излишне выплаченной суммы  страховой пенсии Тамберга В.Н. за февраль 2020 года). В остальной части ответчик иск  оспаривал, указав на своевременное предоставление необходимых сведений по формам СЗВ- М и СЗВ-СТАЖ в последующие периоды. 

Возражая по доводам ответчика, приведенным в отзыве на иск, Фонд указал, что за  февраль 2020 года срок индивидуальные сведения по форме СЗВ-М в отношении пенсионера  Тамберга В.Н. не представлены в установленный законом срок, соответственно, пенсионер  считается уволенным в январе 2020 года, в связи с чем, в апреле 2020 принято решение о  выплате с 01.05.2020 пенсии с учетом индексации с доплатой пенсии за период с 01.02.2020  по 30.04.2020. При представлении сведений СЗВ-М за март 2020 года в отношении 

Тамберга В.Н., как о работающем лице, при отсутствии сведений за февраль 2020 года,  пенсионер считается вновь принятым на работу в марте 2020 года. Учитывая, что по  состоянию на 29.02.2020 для Фонда пенсионер Тамберг В.Н. являлся неработающим, то и  после представления сведений за март 2020 года и последующие месяцы 2020 года, как о  работающем лице, выплата пенсии в дальнейшем произведена в размере, причитавшимся по  состоянию на 29.02.2020, то есть с учетом коэффициента индексации, установленного 

на 2020 год.


Также истец пояснил, что при осуществлении индексации размеров страховых пенсий  с 01.01.2021 во внимание принимаются сведения СЗВ-М за октябрь 2020 года. За указанный  период страхователем сведения по форме СЗВ-М в отношении пенсионера Тамберга В.Н.  представлены своевременно, но учитывая отсутствие сведений за февраль 2020 года, выплата  пенсии за январь 2021 года осуществлена пенсионеру с учетом применения коэффициента  индексации пенсии, установленного на 2020 год, но без применения коэффициента  индексации 2021 года. 

Статьей 26.1 Закона № 400-ФЗ определено, что пенсионерам, осуществляющим работу  и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному  страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об  обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии,  фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты  к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным  частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере,  исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации  (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями  6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии  в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего федерального закона, имеющих место в  период осуществления работы и (или) иной деятельности 

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в  период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с  Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в  Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой  пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе  полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего  Федерального за выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим  Федеральным законом учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к  страховой пенсий соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и  корректировки раз страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего  Федерального за имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности  (часть 3 статьи Закона № 400-ф3). 

Начиная с 01.05.2016, согласно части 4 статьи 261 Закона № 400-ФЗ уточнение факта  осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период  который они подлежат обязательному пенсионному страхованию, производится без  заявления пенсионера прекратившего работать, органом, осуществляющим пенсионное 


обеспечение, ежемесячно основании сведений индивидуального (персонифицированного)  учета. 

На основании части 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ решение о выплате сумм  страхования пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения  фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном  частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом,  осуществляющем пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные  страхователем в соответствии пунктом 22 статьи 11 федерального закона от 01.04.1996 

 № 27-ФЗ "Об индивидуально (персонифицированном) учете в системе обязательного  пенсионного страхования B соответствии со ст. 6 федерального закона РФ от 15.12.2001 

 № 167-ФЗ «Об обязательно страховании в РФ», работодатели являются страхователями по  обязательному пенсионному страхованию. 

Страхователь обязан в установленный срок представить органам Пенсионного фонда  Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в соответствии со ст. 15  федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном)  учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федерального закона от  01.04.1996 № :27-03) 

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ  страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом  - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц,  которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по  которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах  начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального  лицевого счета: 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер  налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере  налогоплательщика застрахованного лица). 

При этом в силу пункта 69 Инструкции территориальные органы фонда обязаны  осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений в  соответствии с настоящей Инструкцией. 

Данные сведения представляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением  Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п "Об  утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах". 

Таким образом, из анализа приведенных положений закона, а также пунктов 86, 88 и  90 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок  документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в 


случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в  соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне  выплаченных сумм пенсии (утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты  Российской Федерации от 17.11.2014 № 885н) следует, что пенсионерам в период  осуществления работы и (или) иной деятельности выплачивается страховая пенсия и  фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к  страховой пенсии) без учета индексации (увеличения). Право на получение индексации  имеет только неработающий пенсионер. Выплата неработающим пенсионерам индексации  производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.  Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской  Федерации. Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения)  размера фиксированной выплаты к страховой пенсии от работодателя (страхователя)  получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности пенсионера, то  ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к  страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии)  подлежит пересмотру путем вынесения нового решения в месяце, следующем за месяцем  получения сведений. Выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской  Федерации, или прекращение выплаты страховой пенсии и фиксированной выплаты к  страховой пенсии в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца,  следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка, без  удержания за прошлое время. 

В соответствии с требованиями статьи 28 Закона № 400-ФЗ физические и  юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в  документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии,  фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты  к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, -за достоверность сведений,  представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе  обязательного пенсионного страхования. 

В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в  части 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой  пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной  выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному  органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке,  установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 28).Порядок и 


условия возмещения причиненного ущерба установлены главой 59 Гражданского кодекса  Российской Федерации. 

Как следует из материалов дела, ИРО ОГО "ВФСО "ДИНАМО" 05.03.2020  направлена форма СЗВ-М, с типом «Исходная» за отчетный период февраль 2020 года на 

ИРО ОГО "ВФСО "ДИНАМО" 25.03.2020 направило в Фонд отчет по форме СЗВ-М с  типом исходная на 69 застрахованных лиц, однако пенсионным органом данный отчет не  принят, поскольку ранее исходная форма за указанный отчетный период предоставлена и  принята Фондом, следовательно, в таких условиях предоставлена могла быть только форма  с типом «дополняющая». Затем 25.03.2020 объединением представлен отчет за 2020 год с  типом «отменяющая», который принят пенсионным органом. 

В связи с отсутствием сведений о Тамберге В.Н. как о работающем пенсионере,  указанному лицу начислена фиксированная выплата к страховой пенсии с учётом  индексации (увеличения). 

Сведения по форме СЗВ-М с типом «дополняющая» за отчетный период февраль 2020  года на 69 застрахованных лиц, в том числе в отношении пенсионера Тамберга В.Н. по  телекоммуникационным каналам связи представлены 30.08.2021. 

Суд полагает что, факт получения истцом отчета на СЗВ-М с типом «Отменяющая»,  не может являться причиной переплаты работающему пенсионеру, за спорный период,  поскольку последующие отчеты формы СЗВ-М за 2020 год, ИРО ОГО "ВФСО "ДИНАМО" в  установленный законом срок не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. 

Сведения персонифицированного учета являются основой, но не могут  рассматриваться в качестве единственного и достаточного основания для индексации пенсии  при наличии сомнений в достоверности имеющихся сведений, в том числе в результате  нарушения страхователем сроков их представления, тем более, что указанные отчеты по  форме СЗВ-М содержали сведения о работающем у страхователя пенсионере Тамберг В.Н. 

Факт получения от страхователя сведений в исходных формах СЗВ-М за  последующие периоды 2020 года в установленные законом сроки, и содержавшие сведения  о работающем пенсионере, Пенсионным Фондом не опровергается и не оспаривается. 

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что выплата проиндексированных  пенсий за период за период с 01.02.2020 по 30.09.2021, производилась Пенсионным фондом  при наличии сведений об осуществлении пенсионером трудовой деятельности и не связана с  действиями ответчика по несвоевременному представлению соответствующих сведений, то  есть отсутствует причинно-следственная связь между действиями страхователя по 


представлению сведений за февраль 2020 год по форме СЗВ-М и возникновением у  Пенсионного фонда убытков, то основания для привлечения ИРО ОГО "ВФСО "ДИНАМО"  к ответственности в виде взыскания убытков в размере необоснованно выплаченной части  страховой пенсии работающего пенсионера за период с 01.06.2020 по 30.09.2020 в связи с  несвоевременным представлением сведений индивидуального (персонифицированного)  учета за февраль 2020 года отсутствуют, поскольку в апреле 2020 года Фонд обладал  сведения о работающем пенсионере на основании сведений за март 2020 года и имел  возможность принять решение о прекращении выплат уже в мае 2020 года. 

Кроме того, в части 4 статьи 28 Закона № 400-ФЗ указано, что в случае обнаружения  органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при  установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера,  индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом  повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной  ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление  указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской  Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием  права на них производится с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была  обнаружена соответствующая ошибка. 

Аналогичные положения содержатся и в части 5 статьи 24 Федерального закона

от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в  Российской Федерации". 

При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ,  выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом  повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке,  предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится с 1 -го числа  месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом  88 Правил № 885н, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил N 885н). 

В свою очередь, частью 10 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что при  выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной  выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой  пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный  срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных  пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное  обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой 


пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной  выплаты к страховой пенсии). 

Из содержания указанных норм права следует, что выплата неработающим  пенсионерам индексации производится на основании сведений индивидуального  (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган  Пенсионного фонда Российской Федерации. 

Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения)  размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте  осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного  распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой  пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих  выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает  ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к  страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем  вынесения нового решения. 

Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1  Закона № 400-ФЗ. 

Следовательно, пенсионный фонд в силу части 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ на  основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за  февраль 2020 года (предприняты действия по предоставлению сведений в отношении  застрахованных лиц) и март 2020 года, представленных ответчиком до принятия истцом  решения об установлении пенсионеру повышенного размера пенсии, имел возможность и  должен был уточнить факт осуществления пенсионером Тамбергом В.Н. трудовой  деятельности. 

Суд, принимая во внимание сроки предоставления отчетов, сроки проверочных  мероприятий, а также срока на принятие решения как о выплате страховой пенсии так и об  отмене решения о выплате страховой пенсии, полагает, что период, за который ответчик  обязан возместить Фонду понесенные убытки составляет 4 месяца, то есть с февраля 

по март 2020 год, сумма излишне выплаченной пенсионеру пенсии составила за указанный  период 9 495 рублей 76 копеек, при этом в добровольном порядке ответчик возместил Фонду  убытки в сумме 2 373 рубля 94 копейки (платежное поручение от 22.03.2023 № 168 с  назначением платежа: возмещение излишне выплаченной суммы страховой пенсии 

Тамберга В.Н. за февраль 2020 года), следовательно, ко взысканию с ответчика  правомерными суд полагает убытки в сумме 7 121 рубль 82 копейки, в остальной части  требования истца удовлетворению не подлежат. 


В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса  Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются  государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам,  рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в  качестве истцов или ответчиков. 

Из положений части 3 статьи 110 АПК РФ следует, что государственная пошлина,

от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с  ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных  исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины. 

На основании правил статьи 110 АПК РФ государственная пошлина в сумме

руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, 

решил:
исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с ИРКУТСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ "ВСЕРОССИЙСКОЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО "ДИНАМО" (ОГРН 1023800005052, ИНН 3800000573) в пользу  ОТДЕЛЕНИЯ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН 1033801046003, 

ИНН 3808096980) 7 121 рубль 82 копейки – убытков.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Взыскать с ИРКУТСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ "ВСЕРОССИЙСКОЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО "ДИНАМО" (ОГРН 1023800005052, ИНН 3800000573) 

в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 311 рублей.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в  течение месяца со дня его принятия. 

Судья Е.С. Пенюшов 

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 28.06.2023 5:25:00

 Кому выдана Пенюшов Евгений Сергеевич