АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск
«25» июля 2022 года Дело №А19-2606/2022
Резолютивная часть решения объявлена 19 июля 2022 года.
Полный текст решения изготовлен 25 июля 2022 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Куклиной Л.А., при ведении протокола
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Байкальский алюминий» (ОГРН 1028500603438; ИНН 8506006019)
к МЕЖРАЙОННОЙ ИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 20 ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН 1043801065120, ИНН 3808114237)
третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 24 по Иркутской области (ОГРН 1213800023304; ИНН 3849084158)
о признании безнадежной к взысканию задолженности по налогам, сборам и штрафам в размере 103045, 41 рублей,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Долгих И.Л. – представитель по доверенности, представлен паспорт, диплом;
от инспекции: Данчинова А.Н. – представитель по доверенности, представлено удостоверение, диплом;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Байкальский алюминий» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к МЕЖРАЙОННОЙ ИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 20 ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ о признании безнадежной к взысканию задолженности по налогам, сборам и штрафам в размере 103045 руб. 41 коп.
Заявитель в судебном заседании требования поддержал по основаниям/, указанным в заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что в связи с передачей документов из одного налогового органа в другой на протяжении нескольких лет возможность взыскания спорной суммы утрачена, на момент рассмотрения дела в суде документы по сроку уничтожены, к судебным приставам-исполнителям налоговый орган за взысканием не обращался.
Судом установлено, что ООО «ТД Байкальский алюминий» зарегистрировано в качестве юридического лица 30.12.2002г. и состояло на налоговой учете до 06.09.2007г. в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу, в связи с изменением сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (изменение адреса) с 06.09.2007г. по настоящее время состоит на налоговой учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Иркутской области. По состоянию расчетов с бюджетом ООО «ТД Байкальский алюминий» за налогоплательщиком числится задолженность: по налогу на добавленную стоимость в размере 1 рубль; пени по налогу на добавленную стоимость в размере 371 руб. 87 коп.; штраф в размере 102 672 руб. 54 коп.
Данные суммы доначислены по результатам проведения камеральной налоговой проверки, проведенной в 2007 году.
По результатам камеральной налоговой проверки начислен штраф в размере 166642 руб. 40 коп.
Камеральная налоговая проверки проведена Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №7 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу в целях совершенствования структуры налоговых органов ликвидирована, правопреемником является Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Иркутской области.
Согласно приказу от 02.11.2021г. №ЕД-7-10/952@ «Об утверждении перечня документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков их хранения» документы (акты, решения) о привлечении (отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, о привлечении (отказе в привлечении)лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации хранятся 10 лет с момента завершения проверки. документы (решения, постановления, уточнения) о взыскании налогов, сборов и пени за счет имущества налогоплательщика хранятся 5 лет с момента исполнения обязанности по уплате.
В связи с указанным, документ, на основании которого образовалась задолженность по штрафу, в связи с истечением сроков хранения документов отсутствует в распоряжении налогового органа.
В целях совершенствования структуры налоговые органы Иркутской области реорганизованы в соответствии с приказами ФНС России от 16.02.2021г. №ЕД-7-4/142@, от 12.07.2021г. №ЕД-7-4/654@ с 01.11.2021г.
Согласно Приказу УФНС России по Иркутской области от 20.07.2021г. №07-02-09/135@ в структуре налоговых органов региона создана Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №24 по Иркутской области (долговой центр) в компетенцию которой возлагаются функции по управлению долгом (направление требований ЮЛ и ИП, решения о взыскании за счет денежных средств в банке, возобновление (отмена) приостановлений по счетам в банке, взыскание через ССП, уточнения платежей, зачеты и возвраты) и обеспечению процедур банкротства, за исключением функций по взысканию имущественных налогов с физических лиц и уточнению платежей по физическим лицам.
В отношении мер принятых для урегулирования задолженности уполномоченным органом является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №24 по Иркутской области.
Общество с целью прекращения деятельности юридического лица путем добровольной ликвидации обратился в налоговый орган для сверки по расчетам с бюджетом.
Согласно выписки операций по расчету с бюджетом по состоянию по 23.01.2022г. за Обществом числиться задолженность в общей сумме 103045 руб. 41 коп.
Заявитель, считая, что налоговым органом утрачена возможность принудительного взыскания задолженности в размере 103045 руб. 41 коп., обратился в арбитражный суд с заявлением о признании ее безнадежной ко взысканию данной задолженности.
Суд исследовал материалы дела, пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьями 23, 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога. Такое требование в силу статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа, которое принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
В соответствии с пунктом 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме и могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46-47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 57 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога.
После истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2007г. № 8241/07).
Таким образом, положениями статей 45, 46, 70 Налогового кодекса Российской Федерации установлена процедура бесспорного принудительного взыскания налогов, пени и штрафов, которая состоит из обязательных этапов, начиная с выставления требования, решения о взыскании путем направления инкассового поручения в банк и заканчивая решением о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика.
Для каждого этапа Налоговым кодексом Российской Федерации установлен соответствующий порядок и конкретные сроки реализации, по истечении или нарушении которых налоговые органы не вправе в дальнейшем осуществлять соответствующие полномочия. Установленный порядок взыскания задолженности, четко регламентированный законодательством, не может носить произвольный характер.
Как следует из материалов дела, по состоянию расчетов с бюджетом ООО «ТД Байкальский алюминий» за налогоплательщиком числится задолженность: по налогу на добавленную стоимость в размере 1 рубль; пени по налогу на добавленную стоимость в размере 371 руб. 87 коп.; штраф в размере 102 672 руб. 54 коп.
Данные суммы доначислены по результатам проведения камеральной налоговой проверки, проведенной в 2007 году.
Как указал налоговый орган, достоверно определить периоды, в которые возникла спорная задолженность, на сегодняшний день не представляется возможным, так как документы утрачены по сроку хранения. Предположительно задолженность возникла в 2005 году. Числящаяся задолженность за Обществом может быть исключена из состояния расчетов с бюджетом только в результате признания ее безнадежной к взысканию в судебном порядке.
Таким образом, сроки на взыскание с Общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Байкальский алюминий» задолженности в сумме 103045 руб. 41 коп как в бесспорном, так и в судебном порядке истекли. При этом, доказательств своевременного принятия мер ко взысканию указанной задолженности налоговым органом не представлено.
Порядок признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списания установлен статьей 59 НК РФ.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях, в том числе, принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
В соответствии с пунктом 1 названной статьи безнадежными к взысканию, среди прочих, признаются суммы недоимки, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
В пункте 5 статьи 59 НК РФ установлено, что порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 статьи 59 НК РФ, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).
Согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.03.2005г. №13592/04 по делу
№ А03-13136/03-3, взыскание налога - длящийся процесс. На первом этапе налоговым органом направляется налогоплательщику требование об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить доначисленную сумму. На втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из изложенного следует, что предельный срок на принудительное взыскание налога включает в себя срок уплаты налога, 3 месяца на направление требования об уплате налога, 10 дней на исполнение требования в добровольном порядке, 6 месяцев на обращение в суд за взысканием суммы недоимки и пени.
После истечения указанного срока налоговый орган утрачивает право на любые действия, связанные со взысканием такой задолженности, то есть она становится безнадежной ко взысканию, любые действия по ее взысканию являются незаконными.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013г. №57 при толковании подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
В силу вышеназванных норм при пропуске налоговым органом указанных сроков и при отсутствии со стороны налогоплательщика добровольного волеизъявления на уплату недоимок, пени прошлых лет налоговый орган не вправе на законных основаниях взыскать с него данные суммы, что свидетельствует о том, что они безнадежны к взысканию.
В силу пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном по федеральным налогам и сборам Правительством РФ.
Согласно ответу Правобережного ОСП г. Иркутска Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области от 07.07.2022г. на исполнении в Отделении отсутствуют исполнительное производство в отношении должника ООО «Торговый дом Байкальский алюминий».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об утрате возможности принудительного взыскания с заявителя задолженности задолженность: по налогу на добавленную стоимость в размере 1 рубль; пени по налогу на добавленную стоимость в размере 371 руб. 87 коп.; штраф в размере 102 672 руб. 54 коп., в сумме 103045, 41 рублей в связи с истечением установленных Налоговым кодексом Российской Федерации сроков.
Требования заявителя о признании задолженности безнадежной к взысканию являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
При подаче настоящего заявления в суд заявителем уплачена государственная пошлина в сумме 6000 рублей по платежному поручению от 03.02.2022г. № 30.
По мнению суда, уплаченная государственная пошлина в сумме 6000 рублей подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет», по адресу: https://kad.arbitr.ru/.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия решения на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
заявленные требования удовлетворить.
Признать задолженность Общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Байкальский алюминий» в размере 103045, 41 рублей (недоимка, пени, штраф) принудительное взыскание которой утрачена, безнадежной к взысканию и обязанность по ее уплате прекращенной, в связи с истечением сроков взыскания.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Байкальский алюминий» из федерального бюджета Российской Федерации уплаченную госпошлину в размере 6000 рублей (платежное поручение от 03.02.2022 № 30).
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Л.А. Куклина