АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-2151/2016
20.05.2016 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 19.05.2016 года.
Решение в полном объеме изготовлено 20.05.2016 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ананьиной Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семеновой А.Я.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ВОСТСИБУГОЛЬ" (ОГРН 1023801003764, ИНН 3808069986, 664025, обл. ИРКУТСКАЯ, г. ИРКУТСК, ул. СУХЭ-БАТОРА, д. 4)
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Тулуне и Тулунском районе Иркутской области (665268, Иркутская область, г. Тулун, ул. Ленина, д. 7а)
о признании незаконным решения № 048/026/21-2015 от 20.11.2015г в части,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Подгорнова Е.Ю. (представитель по доверенности),
от ответчика: Лемзякова Н.Н. (представитель по доверенности),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Компания «Востсибуголь» (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тулуне и Тулунском районе Иркутской области от 20.11.2015г. № 048/026/21-2015 в части доначисления страховых взносов в сумме 35 713 руб. 14 коп., в том числе: - на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в сумме 27 588 руб. 59 коп., на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 1 403 руб. 62 коп., на обязательное медицинское страхование в сумме 6 720 руб. 93 коп.; начисления штрафа в сумме 7 142 руб. 63 коп.
Представитель общества заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Управления с заявленным требованием не согласилась, указав, что оспариваемое решение законно и обоснованно, представила отзыв по делу.
Дело рассмотрено в порядке главы 24 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы и возражения представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов ООО «Компания «Востсибуголь» за период с 01.01.2012г. по 31.12.2014г. В ходе проверки выявлен факт занижения базы для начисления страховых взносов в размере 131 782 руб. 77 коп., в том числе: - на суммы среднего заработка, выплачиваемые за дополнительные выходные дни, представляемые для ухода за детьми-инвалидами в размере 76 583 руб. 69 коп.: - на суммы непринятых к зачету расходов на выплату страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенных страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию в счет уплаты страховых взносов Фонд социального страхования в сумме 55 199 руб. 08 коп. Данный факт отражен в акте выездной проверки от 20.10.2015г. № 048/026/21-2015.
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тулуне и Тулунском районе Иркутской области от 20.11.2015г. № 048/026/21-2015 ООО «Компания «Востсибуголь» привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона № 212-ФЗ за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде штрафа 7 142 руб. 63 коп. Также решением предложено уплатить недоимку в размере 35 713 руб. 14 коп., в том числе: - на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в сумме 27 588 руб. 59 коп., на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 1 403 руб. 62 коп., на обязательное медицинское страхование в сумме 6 720 руб. 93 коп.;
Заявитель, считая, что решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тулуне и Тулунском районе Иркутской области от 20.11.2015г. № 048/026/21-2015 в части доначисления страховых взносов в сумме 35 713 руб. 14 коп., в том числе: - на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в сумме 27 588 руб. 59 коп., на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 1 403 руб. 62 коп., на обязательное медицинское страхование в сумме 6 720 руб. 93 коп.; начисления штрафа в сумме 7 142 руб. 63 коп., не соответствует законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования ".
В силу подпункта "а" части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ ответчик является плательщиком страховых взносов, как организация, производящая выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обязанная правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 данного Закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Из буквального толкования указанных положений законодательства следует, что объектом обложения страховыми взносами являются выплаты, предусмотренные в трудовом договоре, а также выплаты по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений науки, литературы, искусства.
Также в статье 164 ТК РФ приведено понятие компенсации, под которой понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных указанным Кодексом и другими федеральными законами.
Таким образом, объектом начисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию являются выплаты, произведенные работнику за определенный трудовой результат. При этом сам по себе факт наличия трудовых отношений между заявителем и его работниками не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются данным работникам, представляют собой оплату их труда.
Статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Как указал Президиум ВАС РФ в Постановлении от 08.06.2010 N 1798/10, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и(или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Содержащееся в названном Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
На основании пункта 17 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 213-ФЗ) с 01.01.2010 финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 Трудового кодекса Российской Федерации, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Оценив назначение спорных выплат, суд пришел к выводу о том, что выплаты за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми - инвалидами, носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, при этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде. Следовательно, оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу Федерального закона № 212-ФЗ обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит, что исключает начисление недоимки по страховым взносам.
По мнению Пенсионного фонда выплаты за 2012-2014 годы в сумме 55 199 руб. 08 коп., непринятые к зачету по результатам проверки правильности расходования средств на выплату страхового обеспечения по причине ошибок в определении количества дней восстановления нетрудоспособности, в учете стажа работников, нарушениями в оформлении листков нетрудоспособности, подлежат обложению страховыми взносами, так как к ним не применимы положения подпункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона 212-ФЗ.
Суд находит данный вывод Пенсионного фонда неправомерным ввиду следующего.
В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. В силу статьи 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности. Таким образом, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.
Согласно статье 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) -вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Исходя из смысла и содержания статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ, статей 15 и 129 Трудового кодекса Российской Федерации, понятия трудовых отношений и оплаты труда работника, основанием для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат. Сам по себе факт наличия трудовых отношений между заявителем и его работниками не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются данным работникам, представляют собой оплату их труда.
Суммы не принятых фондом социального страхования к зачету расходов в счет оплаты страховых взносов, произведенные по листкам нетрудоспособности на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не могут быть автоматически квалифицированы в качестве выплат работников в рамках трудовых отношений. Данный вывод согласуется с позицией, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 23.11.2015 N 304-КП5-14441.
Следовательно, к данным выплатам не могут быть применены нормы части 1 статьи 7 Федерального Закона 212-ФЗ.
Непринятая к зачету сумма является расходами на выплаты по листкам нетрудоспособности. Вышеуказанные ошибки влекут отказ в принятии расходов к зачету, а не отказ в выплате пособия по временной нетрудоспособности, так как частью 2 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2006г. №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» установлен закрытый перечень основании для отказа в выплате пособий по временной нетрудоспособности. Отказ в выплате пособия возможен только в случае наступления временной нетрудоспособности в результате установленного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью или попытки самоубийства и наступление временной нетрудоспособности вследствие совершения застрахованным лицом умышленного преступления.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона 255-ФЗ суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи).
Таким образом, отказ в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения не изменяет природу пособия по временной нетрудоспособности, поскольку ошибки в оформлении документов и начислении выплат не могут являться безусловной причиной признания наступившей нетрудоспособности не страховым случаем, то есть необязывающим выплатить страховое обеспечение или взыскать излишне выплаченные суммы. И статус этих выплат как социальных пособий не утрачивается в том случае, если они выплачены с ошибками и по неправильно оформленным документам.
Пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. Следовательно, суммы не принятых к зачету расходов сумме 55 199 руб. 08 коп., произведенные по листкам нетрудоспособности на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не облагаются страховыми взносами.
С учетом приведенных выше норм правового регулирования, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого решения Пенсионного фонда в части доначисления страховых взносов в сумме 35 713 руб. 14 коп., в том числе: - на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в сумме 27 588 руб. 59 коп., на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 1 403 руб. 62 коп., на обязательное медицинское страхование в сумме 6 720 руб. 93 коп.; начисления штрафа в сумме 7 142 руб. 63 коп. Оспариваемое решение Пенсионного фонда нарушает права и законные интересы ООО «Востсибуголь», необоснованно возлагая на него обязанность по уплате страховых взносов и штрафных санкций.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
При изложенных обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению в заявленной части.
В силу статьи 102, части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьи 333.21 Налогового кодекса РФ, с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тулуне и Тулунском районе Иркутской области в пользу заявителя подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Госсударственное учреждение) в г. Тулуне и Тулунском районе Иркутской области № 048/026/21-2015 от 20.11.2015г в части доначисления страховых взносов в сумме 35 713 руб. 14 коп., в том числе: на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в сумме 27 588 руб. 59 коп., на накопительную часть пенсии в сумме 1 403 руб. 62 коп., на обязательное медицинское страхование в сумме 6 720 руб. 93 коп.; начисления штрафа в размере 7 142 руб. 63 коп., как не соответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Госсударственное учреждение) в г. Тулуне и Тулунском районе Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Госсударственное учреждение) в г. Тулуне и Тулунском районе Иркутской области в пользу Общества с ограниченной ответственности расходы по уплате государственной пошлине в размере 3000 руб.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Г.В. Ананьина