АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело №А19-13575/2016
« 24 » ноября 2016 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 17 ноября 2016 г.
Решение в полном объеме изготовлено 24 ноября 2016 г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Поздняковой Н.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Афанасьевой Н.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Министерства лесного комплекса Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859, адрес: 664011, г. Иркутск ул. Горького, 31)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН 1033801033155, ИНН 3811020966 , место нахождения: 664025, г. Иркутск, ул. Российская, 17),
третье лицо: Общество с ограниченной отвесностью «Транслестрейд» (ОГРН 1112468072078, ИНН 2460234121, место нахождения: 117593, г. Москва, ул. Айвазовского, д. 1, пом. 4, к. 5),
о признании незаконными решений от 15.07.2016 № 473, № 474, предписаний от 15.07.2016 № 156, № 157,
при участии в заседании
от заявителя: Краскова А.Н. – представитель по доверенности от 15.06.2016 № 1;
от антимонопольного органа: Молокова С.В. – представитель по доверенности от 22.01.2016 № 435;
от третьего лица: не явились;
установил:
Министерство лесного комплекса Иркутской области обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными ненормативных актов Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее – УФАС по Иркутской области): решений от 15.07.2016 № 473, № 474, предписаний от 15.07.2016 № 156, № 157.
Представитель Министерства лесного комплекса Иркутской области в судебном заседании заявленные требования о признании недействительными оспариваемых решений и предписаний УФАС по Иркутской области поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель УФАС по Иркутской области в судебном заседании требования заявителя не признал, поддержав позицию, изложенную в отзыве.
Третье лицо - Общество с ограниченной отвесностью «Транслестрейд» (далее – ООО «ТЛТ»), надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, в отзыве указало на законность оспариваемых решений и предписаний.
Как следует из материалов дела, 30.06.2016 на официальном сайте www.torgi.gov.ru было размещено извещение № 300616/2070680/01 о проведении министерством лесного комплекса Иркутской области на основании части 4 статьи 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации аукциона по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений по 3 лотам по Кировскому лесничеству, в целях заготовки древесины для реализации направлений и осуществления мероприятий, включенных в федеральные, областные программы поддержки сельскохозяйственного производства и сельскохозяйственных производителей и связанных со строительством, ремонтом зданий, строений, сооружений сельскохозяйственного назначения и их отоплением, а также документация об аукционе.
В соответствии с извещением о проведении аукциона дата завершения приема заявок – 13.07.2016, дата проведения аукциона – 15.07.2016.
01.07.2016 организатором торгов - министерством лесного комплекса Иркутской области на официальном сайте www.torgi.gov.ru размещено извещение № 010716/2070680/02 о проведении аукциона по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений по 10 лотам по Усть-Ордынскому лесничеству, также документация об аукционе.
В соответствии с извещением о проведении аукциона дата завершения приема заявок – 15.07.2016, дата проведения аукциона – 18.07.2016.
ООО «ТЛТ» обратилось в Иркутское УФАС России с жалобами на действия организатора аукционов по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений на территории Иркутской области - министерства лесного комплекса Иркутской области при организации и проведении торгов по продаже лесных насаждений на территории Иркутской области (извещения № 300616/2070680/01, № 010716/2070680/02) в связи с размещением неполной информации, относящейся к предмету торгов, а именно: сведения о месте расположения лесных участков (схемы расположения лесных насаждений, являющейся приложением к проекту договора).
В жалобах ООО «ТЛТ» указало, что организатором аукциона в составе аукционной документации по каждому лоту указанных аукционов в качестве проекта договора размещен типовой договор купли-продажи лесных насаждений, который в нарушение требований лесного законодательства не содержит схем расположения лесных насаждений. Содержащаяся в извещениях и документациях об аукционах информация не позволяет определить, где именно находятся лесные насаждения, что исключает возможность осмотреть их на местности, ознакомится с их состоянием и качеством и принять участие в аукционе.
На основании поступившей в антимонопольный орган жалобы ООО «ТЛТ», рассмотренной Комиссией антимонопольного органа в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Управление пришло к выводу, что организатором торгов (извещения № 300616/2070680/01, № 010716/2070680/02) в ходе организации и проведения торгов представлена неполная информация, касающаяся предмета торгов, в связи с чем, жалоба ООО «ТЛТ» признана обоснованной.
По результатам проверки УФАС по Иркутской области приняты решения от 15.07.2016 № 473, № 474, которым организатор торгов - министерство лесного комплекса Иркутской области – признан нарушившим подпункт 6 пункта 6 статьи 79 Лесного кодекса РФ при организации и проведении названных торгов в связи с утверждением и размещением вышеуказанных документаций об аукционах.
Министерству лесного комплекса Иркутской области выданы соответствующие предписания от 15.07.2016 № 156, № 157 об аннулировании торгов (извещения № 300616/2070680/01, № 010716/2070680/02), в течение 5 рабочих дней с момента получения копии решения и предписания.
Заявитель, полагая, что решения от 15.07.2016 № 473, № 474 и предписания от 15.07.2016 № 156, № 157 не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В судебном заседании 10.11.2016, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ, был объявлен перерыв до 14 часов 15 минут 17.11.2016. После перерыва в судебное заседание явились: представитель заявителя Краскова А.Н., представитель УФАС по Иркутской области Молокова С.В.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания арбитражным судом недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений полномочия на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организацию и проведение соответствующих аукционов.
Согласно части 2 статьи 75 Лесного кодекса РФ купля-продажа лесных насаждений осуществляется в соответствии с правилами, установленными названным Кодексом.
Частью 1 статьи 77, статьей 78 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, проводимого путем повышения начальной цены предмета аукциона (цены заготавливаемой древесины).
Требования к организации и проведению аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений установлены статьей 79 Лесного кодекса РФ.
Указанной нормой Лесного кодекса РФ на организатора аукциона также возложена обязанность подготовить документацию об аукционе, которая наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать: проектную документацию лесного участка, проект договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений (пункты 1, 6 части 6).
Одновременно с размещением извещения о проведении аукциона его организатор обеспечивает размещение документации об аукционе на официальном сайте, где эта документация должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам (часть 7 статьи 79 Лесного кодекса РФ).
В ходе рассмотрения обращения ООО «ТЛТ» Комиссией УФАС установлено, и организатором аукциона не опровергнуто, что на официальном сайте торгов Министерством лесного комплекса размещены извещения № 300616/2070680/01, 010716/2070680/02 о проведении аукционов по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, а также документация об указанных аукционах, в которых содержится типовая форма договора купли-продажи лесных насаждений и отсутствуют схемы расположения лесных насаждений по каждому лоту.
Частью 6 статьи 77 Лесного кодекса РФ установлено, что форма типового договора купли-продажи лесных насаждений утверждается Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 31.10.2015 № 1178 "О типовом договоре купли-продажи лесных насаждений" утверждена форма типового договора купли-продажи лесных насаждений, которой установлены общие требования к его содержанию и форме, требования к сведениям, которые должны быть указаны в договоре, основным разделам и приложениям.
Приложением № 2 к типовому договору купли-продажи лесных насаждений, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.10.2015 № 1178, является схема расположения лесных насаждений.
В Примечании к приложению № 2 указанного типового договора установлено, что для вычерчивания схемы расположения лесных насаждений используются следующие фрагменты картографических материалов лесоустройства:
- планшеты М 1:10000;
- планы лесонасаждений М 1:25000;
- карты-схемы лесничества (лесопарка) М 1:100000.
Подпунктом 6 части 6 статьи 79 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что документация об аукционе должна содержать проект договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений.
Аналогичные требования содержит Пункт 16 «Методических указаний по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 - 80 Лесного кодекса Российской Федерации», утвержденных Приказом Минсельхоза РФ от 24.02.2009 № 75.
Соблюдение установленного порядка организации аукциона является обязательным и направлено на обеспечение интересов неопределенного круга лиц.
Местоположение лесных насаждений, в отношении которых заключается договор купли-продажи, определено до момента формирования документации об аукционе, в связи с чем, такие сведения должны содержаться в документации в силу прямого указания лесного законодательства, установившего требование о приложении к документации об аукционах проекта договоров купли-продажи.
Довод заявителя, со ссылкой на положений части 4 статьи 75, статьи 70.1 Лесного кодекса РФ, об определении местоположения лесных насаждений исходя из лесного квартала и (или) лесотаксационного выдела, суд находит несостоятельным, поскольку требования, установленные к извещению об аукционе не отменяют и не изменяют действие иных норм лесного законодательства (часть 6 статьи 79 Лесного кодекса РФ), устанавливающих требования к содержанию документации об аукционе. Кроме того, для вычерчивания схемы расположения лесных насаждений используются следующие фрагменты картографических материалов лесоустройства:
- планшеты М 1:10000;
- планы лесонасаждений М 1:25000;
- карты-схемы лесничества (лесопарка) М 1:100000.
Указанные материалы лесоустройства не могут быть доступны неограниченному кругу лиц, соответственно, схема не может быть вычерчена любым лицом, желающим принять участие в аукционе.
Таким образом, организатором торгов (извещение №№ 300616/2070680/01, 010716/2070680/02) в ходе организации и проведения торгов в документации об аукционе представлена неполная информация, касающаяся предмета торгов, наличие которой прямо установлено пунктом 6 части 6 статьи 79 Лесного кодекса РФ, в связи с чем, жалобы ООО «ТЛТ» правомерно признаны обоснованными антимонопольным органом.
Заявитель указывает, что в связи с установлением целевого использования заготовленной древесины по результатам аукционов (300616/2070680/01, 010716/2070680/02) ООО «ТЛТ» не обладает правом на обжалование действий организатора торгов, поскольку оно не являлось участником аукциона (лицом, подавшим заявку на участие) и отсутствует в перечне мероприятий, включенных в федеральные, областные программы поддержки сельскохозяйственного производства и сельскохозяйственных товаропроизводителей и связанных со строительством, ремонтом зданий, строений, сооружений сельскохозяйственного назначения и их отоплением.
Данный довод является необоснованным в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Отсутствие в документации о торгах информации, предусмотренной законодательством, относящейся к предмету торгов, нарушает установленный порядок подачи заявки на участие в торгах в предусмотренном порядке, что может привести к ущемлению или нарушению прав, или законных интересов потенциальных участников (в части наличия всей необходимой информации для принятия решения об участии (неучастии) в аукционе) в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В связи с чем, ООО «ТЛТ», не являющееся участником вышеуказанного аукциона, имеет право обжалования действий (бездействия) организатора аукциона.
Названная позиция соответствует правовым подходам Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлении от 22.11.2011 № 6274/11.
Довод организатора торгов о целевом использовании заготовленной древесины не имеет правового значения для выводов суда о несоответствии документации об аукционе установленным требованиям. Кроме того, установление требования о целевом использовании заготовленной древесины не свидетельствует, вопреки доводам заявителя, об ограничении числа участников указанного аукциона.
Таким образом, УФАС по Иркутской области на основании решений от 15.07.2016 № 473, № 474 обоснованно признало Министерство лесного комплекса Иркутской области нарушившим пункт 6 части 6 статьи 79 Лесного кодекса РФ при организации и проведении торгов по продаже лесных насаждений на территории Иркутской области (извещения № 300616/2070680/01, № 010716/2070680/02) в связи с размещением неполной информации, относящейся к предмету торгов, что лишило потенциального участника торгов (ООО «ТЛТ») определить местонахождение лесных насаждений, проверить их состояние и качестве с тем, чтобы принять участие в аукционах.
Установленные Комиссией Иркутского УФАС России в ходе рассмотрения жалобы ООО «ТЛТ» нарушения повлияли (могли повлиять) на принятие хозяйствующими субъектами – потенциальными участниками решений об участии в аукционах.
Устранение данных нарушений возможно только путем аннулирования открытых аукционов № 300616/2070680/01, № 010716/2070680/02.
В связи с изложенным, судом не принимаются доводы заявителя о незаконности выдачи Иркутским УФАС России предписания об аннулировании аукционов со ссылкой на отсутствие правовых последствий ввиду их непроведения по причине приостановления торгов.
Следовательно, оспариваемые решения от 15.07.2016 № 473, № 474 и выданные на их основании предписания от 15.07.2016 № 156, № 157 вынесены антимонопольным органом в соответствии с законом и у суда отсутствуют основания для признания указанных актов незаконными.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если суд установит, что оспариваемый акт, решение, действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, или иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному акту, и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, заявленные требования Министерства лесного комплекса Иркутской области удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Н.Г. Позднякова