АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-16134/2014
« 18 » ноября 2014 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 17 ноября 2014 г.
Решение в полном объеме изготовлено 18 ноября 2014 г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Буяновой М.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области (ОГРН 1083808001144, ИНН 3808172278, место нахождения: 664003, г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 18)
к Обществу с ограниченной ответственностью «Детант» (ОГРН 1073817001642, ИНН 3817031629, место нахождения: 666684, Иркутская область, г. Усть-Илимск, тер. Промплощадка УИ ЛПК)
о привлечении к административной ответственности,
при участии в заседании
от административного органа: Зыкова Е.Н. – представитель по доверенности от 15.01.2014 № 5, Большещапова Т.Ю. – представитель по доверенности от 15.01.2014 № 4;
от лица, привлекаемого к ответственности: не явились;
установил:
Служба потребительского рынка и лицензирования Иркутской области (далее – Служба, административный орган) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Детант» (далее – ООО «Детант») к административной ответственности по части 3, части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представители Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области в судебном заседании заявленные требования поддержали.
ООО «Детант», надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв по делу.
Из материалов дела следует, что ООО «Детант» зарегистрировано в качестве юридического лица 22.05.2007 за основным государственным регистрационным номером 1073817001642.
На основании распоряжения от 07.08.2014 № 731-ср должностным лицом Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области 28.08.2014 в отношении ООО «Детант» проведена плановая проверка соблюдения лицензионных требований и условий при заготовке, хранении, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов на основании лицензии от 24.12.2012 № ЧЦЛ 013.
По результатам проверки установлено, что ООО «Детант» осуществляло предпринимательскую деятельность с нарушением лицензионных требований и условий, установленных «Положением о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов», утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 № 1287, а именно:
1) в нарушение требований подпунктов «в» пунктов 5 Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 № 369, Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 № 370, статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» общество «Детант» осуществляло лицензируемый вид деятельности с использованием следующего оборудования, не прошедшего ежегодной периодической поверки (аттестации):
- оборудования для определения химического состава лома цветных металлов: стилоскопа «Спектр», заводской номер 51227;
- весов рычажных платформенных шкальных РП-1Ш13М, заводской номер 4299 (за период с 26.09.2013 по 14.08.2014);
- весов рычажных платформенных шкальных ВТ-2012, заводской номер 25-7714 (за период с 26.09.2013 по 14.08.2014);
- весов крановых электронных CASTON, заводской номер 050906039 (за период 2013-2014 г.г.);
2) приемосдаточные акты заполняются с нарушением требований пункта 10 Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 № 369, и пункта 11 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 № 370, а именно: при каждом случае приема лома и отходов черных и цветных металлов от физических лиц в приемосдаточные акты не вносятся следующие сведения: «ИНН сдатчика лома и отходов»; «Место постоянного или преимущественного проживания (для физических лиц)»; «Транспорт (марка, номер)»; «Краткое описание лома и отходов черных металлов»; «Код по ОКПО»; «Вес брутто (тонн)»; «Вес тары»; «Засоренность (процентов)» (приемосдаточные акты, оформленные за период с 18.02.2013 по 21.08.2014).
3) книга учета приемосдаточных актов заполняется с нарушением требований подпунктов «в», «г» пункта 14 Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 № 369, и подпунктов «в», «г» пункта 14 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 № 370, а именно, при каждом случае приема лома черных и цветных металлов в книгу учета приемосдаточных актов не вносится следующая информация: данные о лице, сдающем лом и отходы (при приеме у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - место нахождения, при приеме у физических лиц – место постоянного лиц проживания»); реквизиты транспортной накладной и индивидуального предпринимателя;
4) в нарушение пункта 2 части 3 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», пунктов 10, 11 раздела III Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37, контролирующему органу не представлены: документы, подтверждающие аттестацию членов постоянно действующей комиссии ООО «Детант» по организации обучения и аттестации по охране труда и технике безопасности Кузнецова В.Д., и Кима В.П.; документы, подтверждающие проведение ежегодной проверки знаний по промышленной безопасности и охране труда в отношении работников, имеющих следующие квалификации: крановщик, стропальщик, газорезчик, газоэлектросварщик;
5) в нарушение пункта 9(1) Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 № 370, ООО «Детант», принимающее лом и отходы цветных металлов, не обеспечило в установленном порядке наличие работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности на оборудовании для определения химического состава лома и отходов цветных металлов.
Также проверкой установлено осуществление ООО «Детант» деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий, установленных «Положением о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов», утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 № 1287, в частности:
1) осуществление лицензируемого вида деятельности с использованием грузоподъемного оборудования – крана дизель-электрического ДЭК-251, заводской номер 561, не соответствующего установленным требованиям, поскольку на момент проведения проверки контролирующему органу не представлена экспертиза промышленной безопасности в отношении данного оборудования, зарегистрированная в реестре заключений Ростехнадзора;
2) в нарушение требований подпункта «г» пункта 5, пункта 8 Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 № 369, подпункта «г» пункта 5, пункта 9 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 № 370, обществом на месте осуществления лицензируемого вида деятельности, расположенном по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илимск, территория Промплощадка УИ ЛПК (кадастровый номер 38:32:020304:244), не обеспечено в установленном порядке проведение радиационного контроля каждой партии лома и отходов черных металлов, цветных металлов, в частности:
- на момент проведения проверки отсутствует (не представлена контролирующему органу) инструкция о порядке проведения радиационного контроля лома и отходов черных металлов, цветных металлов, согласованная с органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности - Роспотребнадзором (пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности»).
- в период с 14.08.2013 по 04.12.2013 проведение радиационного контроля лома и отходов металлов осуществлялось с использованием оборудования (дозиметр гамма-излучения ДБГ-04А, заводской номер 10133, не прошедшего ежегодной периодической поверки (аттестации).
Результаты проверки оформлены актом от 12.09.2014 № 72/14.
30.09.2014 должностным лицом Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области, в присутствии представителя лица, привлекаемого к ответственности, составлены протоколы об административном правонарушении № 362/06/14-ю, № 363/06/14-ю, которыми установлено совершение ООО «Детант» административных правонарушений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно.
На основании части 1 статьи 23.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Служба потребительского рынка и лицензирования Иркутской области обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением о привлечении ООО «Детант» к административной ответственности по части 3 и части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании 13.11.2014, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ, был объявлен перерыв до 14 часов 30 минут 17.11.2014. После перерыва в судебное заседание явились представители Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области
Выслушав представителей заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно положениям Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа; лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности; лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов является одним из видов деятельности, на осуществление которой требуется лицензия (подпункт 34 пункта 1 статьи 12 Закона о лицензировании).
В соответствии с лицензией от 24.12.2012 № ЧЦЛ 013, выданной Службой потребительского рынка и лицензирования Иркутской области, обществу «Детант» разрешено осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.
Порядок лицензирования указанного вида деятельности определяется «Положением о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов», утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 № 1287 (действует с 25.12.2012) (далее – Положение о лицензировании).
В частности, согласно пункту 5 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к осуществлению лицензируемой деятельности являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или ином законном основании земельных участков, зданий, строений, сооружений, помещений, технических средств, оборудования и технической документации, соответствующих установленным требованиям, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности в каждом из мест ее осуществления;
б) наличие у соискателя лицензии условий для выполнения требований Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 № 369 (далее - Правила обращения с ломом черных металлов, Правила № 369), и Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 № 370 (далее - Правила обращения с ломом цветных металлов, Правила № 370), в соответствии со статьей 13.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и соблюдение лицензиатом Правил обращения с ломом черных металлов и Правил обращения с ломом цветных металлов.
Подпунктом «в» пункта 5 Правил обращения с ломом цветных металлов предусмотрено, что на объектах по приему лома и отходов цветных металлов, кроме информации, указанной в пункте 4 настоящих Правил, должны находиться и предъявляться по требованию контролирующих органов документы на имеющиеся оборудование и приборы, а также документы о проведении их поверок и испытаний.
Аналогичное требование об обязательном наличии на объектах по приему лома и отходов черных металлов документов на имеющиеся оборудование и приборы, документов о проведении их поверок и испытаний, содержится в подпункте «в» пункта 5 Правил № 369.
Пункт 10 Правил № 369 и пункт 11 Правил № 370 предусматривают, что прием лома и отходов черных металлов/цветных металлов осуществляется с обязательным составлением на каждую партию лома и отходов приемосдаточного акта по форме согласно приложению № 1. Приемосдаточные акты составляются в 2 экземплярах (один передается лицу, сдающему лом и отходы черных металлов/ цветных металлов, второй остается у лица, осуществляющего прием), являются документами строгой отчетности и должны иметь сквозную нумерацию.
Приемосдаточные акты регистрируются в книге учета приемосдаточных актов (далее именуется - книга учета). Страницы книги учета должны быть пронумерованы и прошнурованы (пункт 11 Правил № 369, пункт 12 Правил № 370).
Согласно пункту 13 Правил № 369, пункту 14 Правил № 370 при каждом случае приема лома и отходов черных металлов/ цветных металлов в книгу учета вносится следующая информация:
а) регистрационный номер приемосдаточного акта;
б) дата приема лома и отходов черных металлов/ цветных металлов;
в) данные о лице, сдающем лом и отходы:
при приеме у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - наименование и место нахождения;
при приеме у физических лиц - фамилия, имя, отчество, место постоянного проживания, данные документа, удостоверяющего личность;
г) реквизиты транспортной накладной (для юридического лица и индивидуального предпринимателя);
д) вид принятых лома и отходов черных металлов/ цветных металлов;
е) данные о проверке лома и отходов черных металлов/ цветных металлов на взрывобезопасность и о радиационном контроле с подписью лиц, проводивших проверку (контроль);
ж) процент засоренности принятых лома и отходов черных металлов/ цветных металлов;
з) вес принятых лома и отходов черных металлов/ цветных металлов;
и) подпись лица, сделавшего запись в книге.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что общество, являясь лицензиатом, нарушило вышеприведенные лицензионные требования и условия.
В частности, в нарушение подпункта «б» пункта 5 Положения о лицензировании, подпункта «в» пункта 5 Правил № 369, подпункта «в» пункта 5 Правил № 370 общество при осуществлении лицензируемого вида деятельности использовало следующее оборудование, не прошедшее поверку:
- оборудование для определения химического состава лома цветных металлов - стилоскоп «Спектр», заводской номер 51227;
- весы рычажные платформенные шкальные РП-1Ш13М, заводской номер 4299 (за период с 26.09.2013 по 14.08.2014);
- весы рычажные платформенные шкальные ВТ-2012, заводской номер 25-7714 (за период с 26.09.2013 по 14.08.2014);
- весы крановые электронные CASTON, заводской номер 050906039 (за период 2013-2014 г.г.).
Документы, подтверждающие проведение проверок и испытаний на перечисленное оборудование, используемое в своей деятельности, в ходе проверки не представлены проверяющим.
Проверкой установлено, что приемосдаточные акты заполняются обществом «Детант» с нарушением требований пункта 10 Правил обращения с ломом черных металлов и пункта 11 Правил обращения с ломом цветных металлов.
В частности, при каждом случае приема лома и отходов черных и цветных металлов от физических лиц в приемосдаточные акты не вносятся следующие сведения: «ИНН сдатчика лома и отходов»; «Место постоянного или преимущественного проживания (для физических лиц)»; «Транспорт (марка, номер)»; «Краткое описание лома и отходов черных металлов»; «Код по ОКПО»; «Вес брутто (тонн)»; «Вес тары»; «Засоренность (процентов)».
В нарушение требований подпунктов «в», «г» пункта 13 Правил № 369, подпунктов «в», «г» пункта 14 Правил № 370 при каждом случае приема лома черных и цветных металлов в книгу учета приемосдаточных актов ООО «Детант» не вносится следующая информация: данные о лице, сдающем лом и отходы (при приеме у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - место нахождения, при приеме у физических лиц – место постоянного лиц проживания»); реквизиты транспортной накладной и индивидуального предпринимателя.
Факт данных нарушений общество не оспорило, в представленном отзыве указало, что в период отсутствия поверки весов рычажных платформенных шкальных РП-1Ш13М, заводской номер 4299, весов рычажных платформенных шкальных ВТ-2012, заводской номер 25-7714 и весов крановых электронных CASTON, заводской номер 050906039, взвешивание производилось динамометром ДПУ 20тн, заводской номер 823. Вместо стилоскопа «Спектр» обществом приобретен прибор для измерения удельной электропроводимости цветных металлов и сплавов «Вихрь-АМ», поверка которого проведена 24.10.2014.
Названные нарушения являются нарушениями требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и являются административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пункта 6 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при принятии решения по делу об административном правонарушении, а также об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли сроки, установленные частями 1, 3 ст. 4.5 Кодекса. Данные сроки не подлежат восстановлению, поэтому суд, в случае их пропуска, принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу частей 1, 2 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Вменяемое ООО «Детант» правонарушение - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) - содержится в главе 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей виды административных правонарушений в области предпринимательской деятельности.
С учетом существа правонарушения, выразившегося в нарушении лицензионных требований, при рассмотрении настоящего дела необходимо применять трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности (статья 4.5 КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 (ред. от 10.11.2011) "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния, за исключением случаев, охватываемых абзацем третьим настоящего пункта.
Административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.
Как следует из заявления Службы и протоколов об административных правонарушениях, административное правонарушение, выразившееся в использовании ООО «Детант» оборудования (весов рычажных платформенных шкальных РП-1Ш13М, заводской номер 4299; весов рычажных платформенных шкальных ВТ-2012, заводской номер 25-7714), не прошедшего ежегодной поверки, длилось в период с 26.09.2013 по 14.08.2014. Правонарушение окончено 15.08.2014, датой проведения поверки. Нарушение порядка оформления приемосдаточных актов и книги учета приемосдаточных актов имело место в период с 18.02.2013 по 21.08.2014.
Следовательно, срок давности привлечения к ответственности по эпизоду, связанному с использованием названного весового оборудования, не прошедшего периодической поверки, подлежит исчислению с 15.08.2014. Срок давности привлечения к ответственности по эпизодам, связанным с ненадлежащим оформлением приемосдаточных актов и книги учета приемосдаточных актов, подлежит исчислению с соответствующих дат приемосдаточных актов ввиду того, что правонарушение совершается в момент приема лома черных и цветных металлов и заполнения в связи с этим приемосдаточных актов и книги учета приемосдаточных актов.
Таким образом, трехмесячный срок давности привлечения общества к административной ответственности по эпизоду, связанному с использованием оборудования (весов рычажных платформенных шкальных РП-1Ш13М, заводской номер 4299; весов рычажных платформенных шкальных ВТ-2012, заводской номер 25-7714), не прошедшего периодической поверки, исчисляемый с 15.08.2014, и срок давности привлечения к ответственности за нарушение порядка оформления приемосдаточных актов за период с 18.02.2013 по 12.08.2014 (том 1, л.д.87-138), книги учета в части отражения указанных приемосдаточных актов, исчисляемый с соответствующих дат их заполнения (последняя дата – 12.08.2014), на момент рассмотрения дела судом истекли.
Данное обстоятельство в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, абзаца 4 пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» является основанием для отказа в удовлетворении требования о привлечении общества к административной ответственности по указанным эпизодам.
Сроки давности привлечения ООО «Детант» к административной ответственности за нарушение лицензионных требований, выразившееся в использовании оборудования для определения химического состава лома цветных металлов - стилоскопа «Спектр», заводской номер 51227, весов крановых электронных CASTON, заводской номер 050906039 (за период 2013-2014 г.г.), в ненадлежащем оформлении приемосдаточных актов № 528 от 20.08.2014, № 532 от 21.08.2014 (том 1 , л.д.140-141) и книги учета приемосдаточных актов в части отражения актов № 528 от 20.08.2014, № 532 от 21.08.2014, на момент рассмотрения настоящего дела не истекли.
Административный орган в ходе проверки установил нарушение лицензиатом пункта 2 части 3 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», пунктов 10, 11 раздела III Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37, что выразилось в непредставлении контролирующему органу документов, подтверждающих аттестацию членов постоянно действующей комиссии ООО «Детант» по организации обучения и аттестации по охране труда и технике безопасности Кузнецова В.Д., и Кима В.П., а также документов, подтверждающих проведение ежегодной проверки знаний по промышленной безопасности и охране труда в отношении работников, имеющих следующие квалификации: крановщик, стропальщик, газорезчик, газоэлектросварщик; нарушение пункта 9(1) Правил № 370, выразившееся в необеспечении в установленном порядке наличия работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, необходимые для осуществления лицензируемого вида деятельности на оборудовании для определения химического состава лома и отходов цветных металлов.
Согласно статье 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены следующие требования:
1) наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
2) наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
3) наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля;
4) соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами;
5) иные требования, установленные федеральными законами.
(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)
В соответствии с пунктом 9 (1) Правил обращения с ломом цветных металлов, нарушение которого вменяется ООО «Детант», юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы цветных металлов, обязаны обеспечить:
а) наличие минимального штата имеющих соответствующую квалификацию следующих работников, с которыми заключены трудовые договоры: контролер лома и отходов металла 2 разряда - на каждом объекте по приему лома и отходов цветных металлов; прессовщик лома и отходов металла 1 разряда - не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов цветных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации;
б) наличие на каждом объекте по приему лома и отходов цветных металлов: лица, ответственного за проведение радиационного контроля лома и отходов цветных металлов; лица, ответственного за проведение контроля лома и отходов цветных металлов на взрывобезопасность;
в) наличие на каждом объекте по приему лома и отходов цветных металлов площадки с твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием, предназначенной для хранения лома и отходов цветных металлов, а также оборудования для проведения радиационного контроля лома и отходов цветных металлов в соответствии с установленными требованиями;
г) наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов цветных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации: оборудования для определения химического состава лома и отходов цветных металлов; пресса для пакетирования лома и отходов цветных металлов.
Исходя из анализа вышеприведенных норм права, суд приходит к выводу о том, что наличие документов, подтверждающих аттестацию членов постоянно действующей комиссии по организации обучения и аттестации по охране труда и технике безопасности, наличие документов, подтверждающих проведение ежегодной проверки знаний по промышленной безопасности и охране труда в отношении работников, а также наличие в штате «работника, необходимого для осуществления лицензируемого вида деятельности на оборудовании для определения химического состава лома и отходов цветных металлов» не являются лицензионными требованиями, установленными положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Из пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует: при квалификации действий лица по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ следует иметь в виду, что под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В связи с чем, неисполнение данных обязанностей, как не включенных в перечень лицензионных требований, согласно Положению о лицензировании, Правилам обращения с ломом и отходами цветных металлов, не образует состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пункта 6 Положения о лицензировании грубыми нарушениями лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности являются повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", нарушения:
а) лицензионных требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 5 настоящего Положения;
б) требований Правил обращения с ломом черных металлов и Правил обращения с ломом цветных металлов в части приема лома черных и цветных металлов:
без составления приемо-сдаточного акта;
без осуществления радиационного контроля;
без осуществления контроля на взрывобезопасность.
Согласно пункту 8 Правил обращения с ломом черных металлов и пункту 9 Правил обращения с ломом цветных металлов юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы цветных металлов, обязаны обеспечить в установленном порядке проведение радиационного контроля и осуществление входного контроля каждой партии указанных лома и отходов на взрывобезопасность.
Согласно подпункту «г» пункта 5 Правил № 369, подпункту «г» пункта 5 Правил № 370 на объектах по приему лома и отходов черных металлов/цветных металлов, кроме информации, указанной в пункте 4 настоящих Правил, должна находиться и предъявляться по требованию контролирующих органов инструкции о порядке проведения радиационного контроля лома и отходов черных металлов/цветных металлов и проверки их на взрывобезопасность.
В силу статьи 11Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ(ред. от 19.07.2011) "О радиационной безопасности населения" организации, осуществляющие деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводят производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности.
Порядок проведения производственного контроля определяется для каждой организации с учетом особенностей и условий выполняемых ею работ и согласовывается с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности.
Согласно протоколу проверяющими установлено, что ООО «Детант», в нарушение требований подпункта «г» пункта 5, пункта 8 Правил № 369, подпункта «г» пункта 5, пункта 9 Правил № 370, на месте осуществления лицензируемого вида деятельности, расположенном по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илимск, территория Промплощадка УИ ЛПК (кадастровый номер 38:32:020304:244), не обеспечило в установленном порядке проведение радиационного контроля каждой партии лома и отходов черных металлов, цветных металлов, что выразилось в отсутствии на момент проведения проверки инструкции о порядке проведения радиационного контроля лома и отходов черных металлов, цветных металлов, согласованной с органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности - Роспотребнадзором.
В силу пункта 6 Положения о лицензировании указанное нарушение (отсутствие инструкции о порядке проведения радиационного контроля лома и отходов черных металлов, цветных металлов, согласованной с Роспотребнадзором) не отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, следовательно, указанное нарушение не может являться основанием для привлечения ООО «Детант» к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Данное нарушение охватывается составом части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в связи с чем, действия общества в названной части подлежат переквалификации на часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Доказательств неосуществления ООО «Детант» радиационного контроля при приеме партии лома и отходов черных и цветных металлов заявителем не представлено.
Службой установлено, что в период с 14.08.2013 по 04.12.2013 общество осуществляло проведение радиационного контроля лома и отходов металлов с использованием оборудования (дозиметр гамма-излучения ДБГ-04А, заводской номер 10133), не прошедшего ежегодной периодической поверки (аттестации). Между тем, данное правонарушение окончено моментом поверки соответствующего оборудования, т.е. 05.12.2013, соответственно, срок давности привлечения к ответственности за данное нарушение на момент рассмотрения дела в суде истек.
Таким образом, радиационный контроль обществом осуществлялся. Вывод административного органа об отсутствии такого контроля сделан, в том числе, на том основании, что имеющаяся в месте осуществления деятельности инструкция о порядке проведения радиационного контроля не была согласована с Роспотребнадзором.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон № 116-ФЗ) установлено, что организация, осуществляющая эксплуатацию опасных производственных объектов, обязана соблюдать требования промышленной безопасности по отношению ко всем объектам.
Абзацем 14 пункта 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ определено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями.
В статье 13 Закона № 116-ФЗ установлено, что экспертизе промышленной безопасности подлежат, в частности, технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте. Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств организации, предполагающей эксплуатацию опасного производственного объекта или эксплуатирующей его. Результатом осуществления экспертизы промышленной безопасности является заключение. Заключение экспертизы промышленной безопасности, представленное в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или в его территориальный орган, рассматривается и утверждается им в установленном порядке. Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона № 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
В пункте 3 приложения № 1 к Закону № 116-ФЗ предусмотрено, что к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371 утверждены Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (далее - Правила регистрации).
В силу пункта 5 Правил регистрации организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, выдаются свидетельства установленного образца о регистрации этих объектов в государственном реестре.
Объекты, вводимые в эксплуатацию, подлежат регистрации в государственном реестре не позднее 30 дней с даты начала их эксплуатации (пункт 6 Правил регистрации).
Как установлено проверкой, общество в своей деятельности эксплуатирует грузоподъемное оборудование - кран дизель-электрический ДЭК-251, заводской номер 561, что подтверждается договором купли-продажи основных средств от 30.12.2013 № 2/01-2014, инвентарной карточкой учета объектов основных средств по форме ОС-6 от 02.01.2014 № 0000012, паспортом завода-изготовителя. Транспортный участок, на котором установлено данное грузоподъемное оборудование, отнесен к опасным производственным объектам (свидетельство о регистрации от 11.09.2014 № А67-02788).
Грузоподъемное оборудование, эксплуатируемое обществом, не соответствует установленным требованиям, поскольку на момент проведения проверки контролирующему органу не представлена экспертиза промышленной безопасности в отношении данного оборудования, зарегистрированная в реестре заключений Ростехнадзора.
Данное обстоятельство Обществом не оспаривается.
Согласно пункту 6, подпункту "а" пункта 5 Положения о лицензировании к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности отнесено, в том числе, отсутствие у лицензиата на праве собственности или ином законном основании земельных участков, зданий, строений, сооружений, помещений, технических средств, оборудования и технической документации, соответствующих установленным требованиям, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности в каждом из мест ее осуществления, при этом данные нарушения должны повлечь за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В силу пункта 1 части 11 статьи 19 Закона о лицензировании к грубым нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Действия ООО «Детант», выразившиеся в осуществлении лицензируемого вида деятельности с использованием грузоподъемного оборудования – крана дизель-электрического ДЭК-251, заводской номер 561, в отсутствие экспертизы промышленной безопасности данного оборудования, по мнению суда, влекут возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, в связи с чем, подлежат квалификации в качестве грубых нарушений лицензионных требований по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с частью 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ определение меры административной ответственности относится к компетенции суда первой инстанции.
Из содержания части 3 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ следует, что в резолютивной части решения о привлечении к административной ответственности должны содержаться, в частности, вид административного наказания и санкции, возложенные на лицо, привлеченное к административной ответственности.
Суд считает, что применение в данном случае в качестве меры ответственности административного штрафа не противоречит принципам справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности.
Таким образом, принимая во внимание характер совершенных правонарушений, учитывая цели и принципы административного наказания, суд считает возможным назначить ООО «Детант» в соответствии с требованиями части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание за совершенное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 30 000 руб. и наказание за совершенное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
решил:
Заявленные требования удовлетворить.
Общество с ограниченной ответственностью «Детант», расположенное по адресу: 666684, Иркутская область, г. Усть-Илимск, тер. Промплощадка УИ ЛПК, ОГРН 1073817001642, ИНН 3817031629, привлечь к административной ответственности
- по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей, с перечислением суммы штрафа по следующим реквизитам: получатель: УФК по Иркутской области (служба потребительского рынка и лицензирования Иркутской области), ИНН 3808172278, КПП 380801001, Банк: ГРКЦГУ Банка России по Иркутской области г. Иркутск, счет: 40101810900000010001, БИК 042520001, ОКТМО 25701000, КБК 83111690040040014140 (штрафы за осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов с нарушением условий, предусмотренных лицензией, зачисляемые в бюджеты городских округов).
по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей, с перечислением суммы штрафа по следующим реквизитам: получатель: УФК по Иркутской области (служба потребительского рынка и лицензирования Иркутской области), ИНН 3808172278, КПП 380801001, Банк: ГРКЦГУ Банка России по Иркутской области г. Иркутск, счет: 40101810900000010001, БИК 042520001, ОКТМО 25701000, КБК 83111690040040014140 (штрафы за осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов с нарушением условий, предусмотренных лицензией, зачисляемые в бюджеты городских округов).
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.
Судья Н.Г. Позднякова