АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело №А19-8729/2023
17.10.2023
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 17.10.2023.
Решение в полном объеме изготовлено 17.10.2023.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Бабаевой А.В., при ведении протокола судебного заседания до объявления перерыва в судебном заседании и после его окончания помощником судьи Шевченко З.А., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению ОТДЕЛЕНИЯ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН: 1033801046003, ИНН: 3808096980, адрес: 664007, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ИРКУТСК ГОРОД, ДЕКАБРЬСКИХ СОБЫТИЙ УЛИЦА, ДОМ 92)
к МУНИЦИПАЛЬНОМУ БЮДЖЕТНОМУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ГОРОДА ИРКУТСКА СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ № 15 (ОГРН: 1023801026743, ИНН: 3808052044, адрес: 664003, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ИРКУТСК ГОРОД, ЛЕНИНА УЛИЦА, ДОМ 56) о взыскании 80 186 руб. 84 коп.,
при участии в судебном заседании (до объявления перерыва и после его окончания):
от истца – Левченко А.П., доверенность от 23.01.2023 № 14, предъявлен паспорт, копия диплома имеется в материалах дела,
от ответчика – Бессонова Е.А., доверенность от 12.04.2023 № 1, предъявлен паспорт, на обозрение суду представлен подлинник диплома,
установил:
ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (далее – истец, ОСФР по ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к МУНИЦИПАЛЬНОМУ БЮДЖЕТНОМУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ГОРОДА ИРКУТСКА СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ № 15 (далее – ответчик, МБОУ Г. ИРКУТСКА СОШ № 15) о взыскании убытков в виде излишне выплаченных сумм страховой пенсии по старости за период с 01.08.2020 по 31.12.2021 в размере 80 186 руб. 84 коп., возникших в связи с несвоевременным предоставлением страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за август 2020 года в отношении застрахованного лица – Семеновой Альбины Георгиевны.
Определением суда от 27.04.2023 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Ответчиком в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства представлены возражения на исковое заявление, в которых ответчик требования оспорил, сославшись на их необоснованность, указав, что сведения по форме СЗВ-М за последующие периоды (с сентября 2020 года по декабрь 2021 года) были представлены страхователем ОСФР своевременно и приняты последним, в связи с чем по состоянию на дату принятия решения об индексации страховой пенсии Семеновой А.Г. (15.10.2020), равно как и на момент фактического осуществления доплаты застрахованному лицу ОСФР располагало сведениями об осуществлении указанным лицом оплачиваемой трудовой деятельности, в подтверждение чего ответчиком представлены сведения по форме СЗВ-М за отчетные периоды с сентября 2020 года по декабрь 2021 года с доказательствами направления ОСФР и принятия последним посредством ЭДО. Ответчик также указал, что ОСФР не была проведена дополнительная проверка в целях уточнения осуществления (прекращения) пенсионером работы в учреждении, в том числе, путем истребования соответствующих сведений, со ссылкой на правовую позицию, изложенную в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27.04.2023 № Ф02-450/2023 по делу № А19-17137/2022; в основу принятого решения об индексации пенсии и последующей ее выплате ОСФР положил исключительно факт непредставления сведений о застрахованном лице (Семеновой А.Г.) по форме СЗВ-М за отчетный период – август 2020 года.
Определением суда от 26.06.2023 осуществлен переход к рассмотрению дела по общим правилам искового производства; истцу предложено представить решение о выплате пенсии в повышенном размере, письменные пояснения по доводам ответчика, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Истцом во исполнение определения суда от 26.06.2023 представлены возражения на отзыв ответчика, а также решение о выплате пенсии в повышенном размере от 15.10.2020; в представленных возражениях на отзыв ответчика истец оспорил заявленные им доводы.
Протокольным определением от 26.09.2023 судебное разбирательство отложено на 12.10.2023.
Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования, дал пояснения в обоснование правовой позиции по делу, просил учесть, что принятие решения о выплате пенсии в повышенном размере с учетом индексации в отношении застрахованного лица Семеновой А.Г. во времени состоялось ранее представления ответчиком и принятия Фондом сведений по форме СЗВ-М за последующий отчетный период сентябрь 2020 года (имеется разница во времени), а именно: решение принято 15.10.2020 в 13:16:42, в то время как сведения за сентябрь 2020 года от страхователя приняты ОСФР 15.10.2020 в 13:58.
Представитель ответчика поддержал ранее изложенную в представленном письменном отзыве на иск правовую позицию по делу, исковые требования не признал, дает пояснения.
Сторонами даны пояснения с учетом пояснений процессуального оппонента.
В целях дополнительного исследования судом материалов дела, проверки и оценки доводов сторон, изложенных в обоснование заявленных требований и возражений, создания условий для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела, принятия законного и обоснованного судебного акта по делу, судом в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв в судебном заседании с 12.10.2023 до 11 час. 15 мин. 17.10.2023.
После окончания перерыва 17.10.2023 судебное заседание продолжено арбитражным судом в том же составе, при ведении протокола помощником судьи Шевченко З.А., с участием тех же представителей сторон.
Стороны поддержали ранее изложенную правовую позицию по делу, дали пояснения.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с письменными доказательствами, выслушав пояснения сторон, суд установил следующие имеющие значение для рассмотрения дела обстоятельства.
Как следует из материалов дела, на основании положений абзаца 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) ответчик (МБОУ Г. ИРКУТСКА СОШ № 15) является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (после реорганизации – ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОСФР по ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ)) в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет деятельность по назначению (пересчету) и своевременной выплате страховых пенсий
и накопительных пенсий на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета.
Семенова Альбина Георгиевна в спорный период являлась работником ответчика и получателем страховой пенсии по старости в ОСФР по Иркутской области (работающим пенсионером).
Как следует из искового заявления, МБОУ Г. ИРКУТСКА СОШ № 15 представило в территориальный орган ПФР индивидуальные сведения по форме СЗВ-М (исходная) за август 2020 года на 12 застрахованных лиц по телекоммуникационным каналам связи 14.09.2020, что подтверждается протоколом проверки отчетности и извещением о доставке от 14.09.2020, при этом сведения в отношении Семеновой А.Г. обосуществлении работником трудовой деятельности в отчетный период – август 2020 года в представленной форме СЗВ-М отсутствовали, сведения о Семеновой А.Г. как о работающем пенсионере по форме СЗВ-М (дополняющая) за отчетный период – август 2020 года представлены страхователем в территориальный орган ПФР по телекоммуникационным каналам связи лишь 27.11.2021, что подтверждается протоколом проверки отчетности и извещением о доставке от 27.11.2021.
По результатам проверки истцом выявлено нарушение законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении МБОУ Г. ИРКУТСКА СОШ № 15, составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 048S18210034166 от 08.12.2021, решением от 18.01.2022 № 048S19220000794 страхователь привлечен к ответственности за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ.
Поскольку индивидуальные сведения по форме СЗВ-М представляются только
о работающих лицах и такие сведения за август 2020 года ответчиком в отношении застрахованного лица Семеновой А.Г. своевременно представлены не были,
в соответствии с положениями статьи 26.1 Федерального закона № 400-ФЗ 13.04.2021
(в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, не получены сведения) территориальным органом вынесено решение
от 15.10.2020 №200000172875/В/М о выплате указанному лицу сумм страховой пенсии
и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), и эти суммы согласно представленной истцом истории выплат за период с 01.08.2020 по 31.12.2021 стали выплачиваться пенсионеру с ноября 2020 года (с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение) с доплатой за период с 01.08.2020 по 31.10.2020 как пенсионеру, не осуществляющему работу и (или) иную деятельность с августа 2020 года.
При поступлении 27.11.2021 индивидуальных сведений о работе вышеуказанного пенсионера по форме СЗВ-М (дополняющая) за отчетный период – август 2020 года территориальным органом сделан вывод о том, что у пенсионера не было перерыва
в работе, а значит и отсутствовало право на получение пенсии с учетом индексации.
По факту переплаты территориальным органом составлен протокол о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии и социальных выплат от 25.01.2022 №793, произведен подсчет переплаты по пенсионному делу.
Как указано истцом, до тех пор, пока ответчиком не были представлены индивидуальные сведения по форме СЗВ-М за август 2020 года в отношении вышеуказанного застрахованного лица (27.11.2021), у истца не имелось правовых оснований для уменьшения сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты
к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате на основании индивидуальных сведений по форме СЗВ-М
за отчетные периоды с 01.08.2020 по 31.12.2021. Иными словами, пока в Пенсионный фонд ежемесячно от страхователя поступают индивидуальные сведения по форме СЗВ-М о том, что пенсионер работает, при проведении индексации в этот период времени, пенсия ему не увеличивается, а выплачивается в прежнем размере (части 1, 2 статьи 26.1 Закона
№ 400-ФЗ).
В соответствии с положениями части 4 статьи 28 Федерального закона
№ 400-ФЗ Семеновой А.Г. как осуществляющей работу, выплата пенсии с учетом повышения, в связи с отсутствием права на нее, как следует из представленной истцом истории выплат за период с 01.08.2020 по 31.12.2021, прекращена с 01.01.2022.
В связи с непредставлением в установленный срок страхователем МБОУ Г. ИРКУТСКА СОШ № 15 индивидуальных сведений в отношении застрахованного лица – Семеновой А.Г. по форме СЗВ-М за август 2020 года бюджету ОСФР нанесен ущерб на сумму 80 186 руб. 84 коп. за период с 01.08.2020 по 31.12.2021.
В порядке досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика направлена претензия от 10.03.2023 № 1502/1666, содержащая требование о возмещении причиненного ущерба в размере 80 186 руб. 84 коп. Поскольку требование, изложенное
в претензии, ответчиком в добровольном порядке не удовлетворено, истец обратился
в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив доводы сторон, относимость, допустимость, достоверность представленных в материалы дела доказательств каждого в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности с учетом положений статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Статьей 26.1 Федерального закона № 400-ФЗ установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях (здесь и далее
в редакции, действовавшей в спорный период) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи
с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Согласно части 2 названной статьи, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при возникновении права на повышение (повышения) фиксированной выплаты к страховой пенсии такое повышение (повышения) выплачивается исходя из выплачиваемой на день его (их) установления суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Частью 3 статьи 26.1 Закона страховых пенсиях установлено, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии
с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего
за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.
В силу части 4 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях, уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии
с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1-3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ
«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) установлено, что страхователь ежемесячно
не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами
на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ указанные сведения страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
Предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ сведения предоставляются по форме «Сведения о застрахованных лицах» (форма СЗВ-М), утвержденной постановлением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации
№ 83п от 01.02.2016 (документ действовал в спорный период, утратил силу в связи
с изданием Постановления Правления ПФ РФ от 15.04.2021 № 103п).
В силу статьи 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации, т.е. корректировать сведения, предоставляемые в фонд.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о страховых пенсиях, физические
и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся
в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 названного Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона о страховых пенсиях).
В соответствии с частью 3 вышеуказанной статьи, в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи,
и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты
к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок и условия возмещения причиненного ущерба установлены главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно пункту 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Для наступления гражданско-правовой ответственности суду необходимо установить наличие состава правонарушения, включающего в себя наличие убытков и их размер, противоправность поведения субъекта ответственности, причинную связь между убытками и действиями (бездействием) указанного лица, а также его вину. Требование
о привлечении к гражданско-правовой ответственности может быть удовлетворено судом только при доказанности всех названных элементов в совокупности.
Согласно пункту 12 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015
№ 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как указывалось выше, сведения осуществляет ли пенсионер работу и (или) иную деятельность Пенсионный фонд получает от страхователя, который представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него
по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера
по форме СЗВ-М.
При этом, в силу части 4 статьи 26.1 Закона № 400 уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, в целях реализации положений частей 1- 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Таким образом, уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионером работы возложено на пенсионный фонд (в рассматриваемом случае на истца), который обязан ежемесячно проверять это обстоятельство на основании формы СЗВ-М, которую
в свою очередь, ежемесячно обязан представлять страхователь (в рассматриваемом случае ответчик).
Как следует из материалов дела и не оспорено ответчиком, сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за отчетный период – август 2020 года в отношении застрахованного лица – Семеновой А.Г. представлены МБОУ Г. ИРКУТСКА СОШ № 15 в ОПФР 27.11.2021.
Так как индивидуальные сведения по форме СЗВ-М представляются только
о работающих лицах и такие сведения за август 2020 года ответчиком в отношении Семеновой А.Г. в установленный срок (не позднее 15.09.2020) представлены не были,
в соответствии с положениями статьи 26.1 Федерального закона № 400-ФЗ 13.04.2021
(в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, не получены сведения) территориальным органом вынесено решение от 15.10.2020 №200000172875/В/М о выплате указанному лицу сумм страховой пенсии
и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), и эти суммы согласно представленной истцом истории выплат за период с 01.08.2020 по 31.12.2021 стали выплачиваться пенсионеру с ноября 2020 года (с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение) с доплатой за период с 01.08.2020 по 31.10.2020 как пенсионеру, не осуществляющему работу и (или) иную деятельность с августа 2020 года.
При поступлении 27.11.2021 индивидуальных сведений о работе вышеуказанного пенсионера по форме СЗВ-М (дополняющая) за отчетный период – август 2020 года территориальным органом сделан вывод о том, что у пенсионера не было перерыва
в работе, а значит и отсутствовало право на получение пенсии с учетом индексации.
Территориальным органом решение о выплате Семеновой А.Г. сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом индексации пересмотрено в декабре 2021 года.
По факту переплаты территориальным органом составлен протокол о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии и социальных выплат от 25.01.2022 №793, произведен подсчет переплаты по пенсионному делу за период с 01.08.2020 по 31.12.2021, размер которой составил 80 186 руб. 84 коп.
Таким образом, в соответствии с положениями части 4 статьи 28 Федерального закона № 400-ФЗ Семеновой А.Г. как осуществляющей работу, выплата пенсии с учетом повышения, в связи с отсутствием права на нее фактически прекращена с 01.01.2022.
Порядок принятия решения о наличии оснований для начала (прекращения) выплаты индексации и срок для начала (прекращения) выплаты индексации, указаны
в частях 6, 7 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях.
Согласно части 6 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях решение о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 указанной статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.
В соответствии с частью 7 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем,
в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
Порядок действий Пенсионного фонда, в случае выявления обстоятельств, влекущих необходимость увеличения или уменьшения сумм, подлежащих выплате,
в связи с непредставлением страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, указаны соответственно
в частях 9 или 10 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях.
В части 10 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях указано, что при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты
к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии
(с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии
с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее – Правила № 885н).
Согласно пункту 84 Правил№ 885н выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим) работу
и (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом № 167-ФЗ производится в порядке, предусмотренном статьей 26.1 Закона о страховых пенсиях.
Из пункта 85 Правил № 885н следует, что определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона о страховых пенсиях, производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
В пункте 86 Правил № 885н предусмотрено, что выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона о страховых пенсиях, осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Согласно пункту 88 Правил№ 885н в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии
в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона о страховых пенсиях и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности
на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях.
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии
(с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных
в порядке, предусмотренном частями 1-3 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил№ 885н).
Из содержания указанных пунктов Правил№ 885н следует, что выплата неработающим пенсионерам индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты
к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.
Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях (пункт 88 Правил № 885н).
Согласно пункту 90 Правил № 885н в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 указанного закона, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время.
Как указано истцом в исковом заявлении, основанием возникновения у истца убытков в виде излишне выплаченных сумм страховой пенсии за период с 01.08.2020 по 31.12.2021 послужило несвоевременное предоставление страхователем (ответчиком) сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за август 2020 года (с указанием типа формы "доп") в отношении застрахованного лица – Семеновой А.Г.
Факт перечисления ОПФР увеличенного размера страховой пенсии по старости за период с 01.08.2020 по 31.12.2021 в сумме 80 186 руб. 84 коп. подтверждается историей выплат за спорный период в отношениивышеуказанного лица.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований
и возражений.
Ответчик в возражениях на исковое заявление факт несвоевременного представления сведений по форме СЗВ-М за август 2020 года в отношении застрахованного лица Семеновой А.Г. не оспорил, при этом, возражая относительно удовлетворения заявленных требований, указал, что Семенова А.Г. работала в МБОУ Г. ИРКУТСКА СОШ № 15 в должности учителя в период с 02.12.1977 по 14.09.2022, представленные страхователем отчеты по форме СЗВ-ТД за спорный период с 01.08.2020 по 31.12.2021 не содержали сведений о кадровых мероприятиях по увольнению указанного сотрудника; сведения о работающем застрахованном лице (Семеновой А.Г.) за последующие отчетные периоды (с сентября 2020 года по декабрь 2021 года) были представлены страхователем в ОПФР посредством ЭДО своевременно и приняты ОПФР без замечаний (в том числе за сентябрь 2020 года – 15.10.2020), в связи с чем по состоянию на дату принятия решения о выплате Семеновой А.Г. сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (15.10.2020), равно как и на момент фактического осуществления доплаты застрахованному лицу истец располагал сведениями об осуществлении Семеновой А.Г. оплачиваемой трудовой деятельности, при этом в основу принятого решения об индексации пенсии и последующей ее выплате застрахованному лицу истец заложил исключительно факт непредставления сведений о застрахованном лице (Семеновой А.Г.) по форме СЗВ-М за отчетный период – август 2020 года, в подтверждение заявленных доводов ответчиком представлены сведения по форме СЗВ-М за отчетные периоды с сентября 2020 года по декабрь 2021 года с доказательствами направления ОПФР и принятия последним посредством ЭДО.
Ответчик также указал, что истцом не была проведена дополнительная проверка в целях уточнения осуществления (прекращения) пенсионером работы в учреждении в спорный период, в том числе, путем истребования соответствующих сведений, со ссылкой на правовую позицию, изложенную в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27.04.2023 № Ф02-450/2023 по делу № А19-17137/2022.
Таким образом, по мнению ответчика, истцом не доказано наличие причинно-следственной связи между причиненными убытками (выплатой Семеновой А.Г. пенсии с учетом индексации за период с 01.08.2020 по 31.12.2021) и действиями ответчика, выразившимися в нарушении срока представления сведений по форме СЗВ-М за август 2020 года.
В ходе судебного заседания ответчик пояснил, что то обстоятельство, что решение о выплате пенсии застрахованному лицу (Семеновой А.Г.) в повышенном размере с учетом индексации было принято Фондом в тот же день (15.10.2020), в который ответчиком поданы и Фондом приняты сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2020 года (последующий отчетный период), не имеет правового значения, поскольку данные сведения были поданы Учреждением своевременно и приняты ОПФР без замечаний.
Истец в представленных возражениях на отзыв ответчика оспорил заявленные им доводы, указав, что поскольку индивидуальные сведения по форме СЗВ-М за август 2020 года на Семенову А.Г. в установленный законом срок представлены не были, она считалась уволенной в июле 2020 года и в соответствии с положениями частей 3,6,7 Закона №400-ФЗ в октябре 2020 года ОСФР принято решение о выплате ей с 01.08.2020 пенсии с учетом индексации с доплатой пенсии за период с 01.08.2020 по 31.10.2020.
При этом в опровержение доводов ответчика истец указал, что в связи с выявленными расхождениями между представленными сведениями по форме СЗВ-М и СЗВ-ТД за период с июля 2020 года по сентябрь 2020 года страхователю были направлены соответствующие уведомления в форме текстовых сообщений со списками застрахованных лиц, в т.ч., Семеновой А.Г., в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи 19.07.2021 и повторно 29.09.2021 (получены страхователем 05.10.2021), вместе с тем дополняющие сведения по форме СЗВ-М за август 2020 на данное застрахованное лицо представлены страхователем (ответчиком) только 27.11.2021, в подтверждение чего истцом представлены соответствующие уведомления в форме текстовых сообщений, с приложением списка застрахованных лиц, реестр документов.
По мнению истца, при отсутствии сведений по форме СЗВ-М за август 2020 года и при наличии сведений по форме СЗВ-М за сентябрь 2020 года Семенова А.Г. считается прекратившей работу в августе 2020 года и вновь возобновившей работу с сентября 2020 года, в связи с чем у нее имеется право на получение пенсии с учетом индексации в соответствии с положениями части 8 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, предусматривающей, что при возобновлении работы пенсионером страховая пенсия и фиксированная выплата к страховой пенсии выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности; учитывая, что сведения по форме СЗВ-М за август 2020 года в установленный срок в отношении данного застрахованного лица не представлены, то с 01.08.2020 у нее возникло право на получение пенсии с учетом индексации, и, в дальнейшем, при возобновлении работы в сентябре 2020 года (при отсутствии сведений за август 2020 года), она также имела право на получение пенсии с учетом индексации.
Таким образом, как указал истец, представление сведений по форме СЗВ-М за сентябрь 2020 года и последующие отчетные периоды не являются обстоятельствами, свидетельствующими об осуществлении работы Семеновой А.Г. в августе 2020 года, и не служат основаниями для прекращения выплаты пенсии в повышенном размере с учетом индексации. После представления страхователем в ноябре 2021 года дополняющих сведений по форме СЗВ-М за август 2020 года в отношении Семеновой А.Г. у Фонда возникла обязанность в соответствии с положениями части 10 статьи 26.1 Закона №400-ФЗ, пункта 88 Правил №585н, осуществить в декабре 2021 года пересмотр ранее вынесенного решения об индексации пенсии в сторону уменьшения пенсии (осуществление выплаты пенсии без индексации) и прекращении выплаты пенсии в повышенном размере с 01.01.2022.
Рассмотрев вышеуказанные доводы ответчика и возражения истца суд пришел к следующим выводам.
Факт несвоевременного предоставления страхователем (МБОУ Г. ИРКУТСКА СОШ № 15) сведений по форме СЗВ-М за спорный отчетный период – август 2020 года в отношении 58 застрахованных лиц, в том числе, Семеновой А.Г., и принятия данных сведений ОПФР 27.11.2021 ответчиком не оспорен, подтвержден материалами дела.
В силу статьи 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации, т.е. корректировать сведения, предоставляемые в фонд. Статьей 19 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что инструкция
о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений
о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (действовавшая на дату истечения установленного законом срока исполнения обязанности страхователя по представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета за отчетный страховой период – август 2020 года) утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 апреля 2020 г. № 211н (далее – Инструкция № 211н).
Согласно пункту 38 Инструкции № 211н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку,
или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки). Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет
в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Согласно абзацам 1-2 пункта 40 Инструкции № 211н за непредставление
в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений
о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ. В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах,
в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся
в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней
со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции
не применяются.
Как следует из представленных истцом документов, сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) представлены ответчиком (страхователем) после обнаружения ОПФР несоответствий между представленными сведениями по форме СЗВ-М и СЗВ-ТД за период с июля 2020 года по сентябрь 2020 года в отношении застрахованного лица – Семеновой А.Г.
Ссылка ответчика на правовую позицию, изложенную в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27.04.2023 по делу
№А19-17137/2022 не может быть принята судом, поскольку судебный акт по вышеуказанному делу принят по результатам рассмотрения споров с иными, отличными от настоящего дела фактическими обстоятельствами, в то время как в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам, с учетом представленных доказательств; судом учтено, что в рассматриваемом случае истцом были приняты меры для получения сведений от страхователя в целях устранения выявленных противоречий, Фондом проведена дополнительная проверка в целях уточнения в силу части 4 статьи 26.1 Закона № 400 факта осуществления (прекращения) пенсионером работы.
Как указано истцом и подтверждается материалами дела, на дату (и время) принятия Фондом решения об индексации пенсии (15.10.2020 в 13:16:42) сведения по форме СЗВ-М за август 2020 года в отношении Семеновой А.Г. страхователем представлены не были, равно как истец и не располагал сведениями по форме СЗВ-М в отношении Семеновой А.Г. за последующий отчетный период – сентябрь 2020 года (представлены страхователем и приняты ОПФР 15.10.2020 в 13:58).
В подтверждение данного довода истцом в ходе рассмотрения дела представлен скриншот из Программно-технического комплекса «Назначение и выплата пенсий» (ПТК НВП), подтверждающий соответствующие дату и время начала процесса принятия ОПФР решения о выплате пенсии застрахованному лицу в повышенном размере с учетом индексации. Данное доказательство ответчиком не оспорено, о его фальсификации в установленном статьей 161 АПК РФ не заявлено.
В то же время довод истца о несвоевременном представлении ответчиком индивидуальных сведений по форме СЗВ-М в отношении застрахованного лица (Семеновой А.Г.) за последующий отчетный период (сентябрь 2020 года) – 15.10.2020 с учетом установленного законом срока их представления (не позднее 15.10.2020) отклоняется судом как необоснованный и противоречащий нормам действующего законодательства, принимая во внимание, что положениями действующего законодательства конкретное время для представления сведений не установлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что на момент принятия решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в отношении Семеновой А.Г. (15.10.2020) истец не располагал сведениями об осуществлении еюоплачиваемой трудовой деятельности.
Вместе с тем суд признает правомерными доводы ответчика в части необоснованности заявленных истцом требований о взыскании убытков за период с 01.12.2020 по 31.12.2021, в связи с отсутствием вины ответчика в выплате сумм страховой пенсии Семеновой А.Г. в повышенном размере и причинно-следственной связи между произведенными выплатами за указанный период и действиями ответчика, выразившимися в нарушении срока представления сведений по форме СЗВ-М за август 2020 года в отношении Семеновой А.Г.
Так, из материалов дела следует, что отчеты по форме СЗВ-М за последующие отчетные периоды, содержащие сведения в отношении Семеновой А.Г., были представлены ответчиком по телекоммуникационным каналам связи своевременно (в том числе, за сентябрь 2020 года – 15.10.2020, за октябрь 2020 года – 13.11.2020, за ноябрь 2020 года – 14.12.2020) и приняты ОПФР без замечаний.
Исходя из вышеизложенного, Фонд не был лишен возможности на основании сведений по форме СЗВ-М (исходная) за сентябрь 2020 года, полученных
в октябре 2020 года (после вынесения решения о выплате пенсии в повышенном размере с учетом индексации), уже в ноябре 2020 года пересмотреть и принять новое решение о прекращении выплаты индексации пенсии застрахованному лицу и с 01.12.2020 фактически прекратить ее выплату, что соответствует положениям частей 6 и 7 статьи 26.1 Федерального закона № 400-ФЗ и пунктов 86, 88 и 90 Правил № 885н.
При таких обстоятельствах, требования о взыскании убытков в виде излишне выплаченных сумм страховой пенсии по старости за период с 01.12.2020 по 31.12.2021 в размере 61 348 руб. 16 коп. заявлено истцом необоснованно.
С учетом представленного истцом расчета излишне выплаченных Семеновой А.Г. сумм страховой пенсии по старости, соответствующего расчету, приведенному в протоколе от 25.01.2022 № 793, размер фактически выплаченных денежных средств за период с 01.08.2020 по 30.11.2020 составил 81 448 руб. 48 коп. (из расчета 20 362 руб. 12 коп. в месяц х 4 месяца), размер денежных средств, положенных к выплате – 62 609 руб. 80 коп. (из расчета 15 652 руб. 45 коп. в месяц х 4 месяца), в связи с чем общая сумма переплаты составила 18 838 руб. 68 коп. (из расчета 4 709 руб. 67 коп. х 4 месяца).
С учетом вышеизложенного, требования истца о взыскании убытков подлежат частичному удовлетворению в размере 18 838 руб. 68 коп. (за период с 01.08.2020 по 30.11.2020). В удовлетворении остальной части исковых требований суд полагает необходимым отказать в связи с отсутствием вина ответчика в выплате сумм страховой пенсии по старости застрахованному лицу Семеновой А.Г. в повышенном размере, равно как и прямой причинно-следственной связи между действиями ответчика и возникновением у истца убытков в виде излишне выплаченных сумм страховой пенсии по старости за периоды с 01.12.2020 по 31.07.2021, а также за период с 01.08.2021 по 31.12.2021 в общем размере 61 348 руб. 16 коп. с учетом своевременного предоставления ответчиком достоверных сведений за сентябрь 2020 года (в октябре 2020 года) и наличия у истца возможности в ноябре 2020 года пересмотреть решение и с 01.12.2020 прекратить выплату пенсии в повышенном размере с учетом индексации.
Аналогичная правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2018 № 307-ЭС18-22271, постановлениях Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.11.2020 по делу № А19-5558/2020, от 07.12.2020 по делу № А19-6255/2020.
Всем существенным доводам, пояснениям и возражениям сторон судом дана соответствующая оценка, что нашло отражение в данном решении. Иные доводы и возражения несущественны и на выводы суда не влияют.
На основании положений части 2 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Истец освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
Согласно положениям подпункта 4 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований.
С учетом заявленного истцом размера исковых требований государственная пошлина по делу составила 3 207 руб. 00 коп.
Размер удовлетворенных судом требований составил 18 838 руб. 68 коп. (23,49%).
В связи с частичным удовлетворением заявленных требований, размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика в доход федерального бюджета, составил 753 руб. 00 коп.
Согласно пункту 2 статьи 333.22 НК РФ арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.
Принимая во внимание тот факт, что ответчик является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, суд, руководствуясь статьей 333.22 НК РФ, считает возможным уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика в доход федерального бюджета, до суммы 100 руб. 00 коп.
При таких обстоятельствах, с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 100 руб. 00 коп.
Решение суда выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда
в сети «Интернет».
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА ИРКУТСКА СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 15 в пользу ОТДЕЛЕНИЯ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
18 838 руб. 68 коп. убытков; в удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА ИРКУТСКА СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 15 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 100 руб.
00 коп.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд
в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Иркутской области.
Судья А.В. Бабаева