НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Иркутской области от 17.10.2022 № А19-9544/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                            Дело № А19-9544/2022

«18» октября 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 17 октября 2022 года.

Решение в полном объеме изготовлено 18 октября 2022 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Куклиной Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Загерсон А.А., помощником судьи Шипициной Е.А.,

рассматривает в судебном заседании дело по заявлению Областного государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Иркутска (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664005, <...>)

к Обществу с ограниченной ответственностью «СтройПроектСервис»
(ОГРН
<***>, ИНН <***>, адрес: 664074, <...>)

о взыскании в бюджет Иркутской области суммы представленной субсидии по соглашению №1 от 28.06.2019г. о предоставлении субсидии из областного бюджета в целях возмещения затрат (части затрат) на оплату услуг образовательных организаций по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному обучению работников пенсионного возраста в размере 825 000 руб.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явились, извещены;

от ответчика: ФИО1 – представитель по доверенности, представлен паспорт, диплом;

                                                      установил:

Областное государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Иркутска (далее – заявитель, ОГКУ ЦЗН города Иркутска, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «СтройПроектСервис» (далее – ответчик, ООО «СтройПроектСервис», Общество) о взыскании в бюджет Иркутской области суммы представленной субсидии по соглашению №1 от 28.06.2019г. о предоставлении субсидии из областного бюджета в целях возмещения затрат (части затрат) на оплату услуг образовательных организаций по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному обучению работников пенсионного возраста в размере 825 000 руб.

Заявитель, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке, установленном статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание представителя не направил, об уважительности причин неявки суду не сообщил, ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие или об отложении судебного разбирательства не заявил.

Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал по доводам, изложенным в отзыве.

11.10.2022г. в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 12 часов 30 минут 17.10.2022г. Информация о перерыве размещена на сайте Арбитражного суда Иркутской области. Судебное заседание продолжено после объявленного перерыва в том же составе суда, после перерыва от заявителя представитель не явился.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, 28.06.2019г. между ОГКУ ЦЗН города Иркутска и ООО «СтройПроектСервис» заключено соглашение №1 о предоставлении субсидии из областного бюджета в целях возмещения затрат (части затрат) на оплату услуг образовательных организаций по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию работников предпенсионного возраста (далее – соглашение №1 от 28.06.2019г., соглашение).

Согласно доводам заявителя, в ходе контроля, осуществляемого Контрольно-счетной палатой Иркутской области (далее - КСП) установлен факт нарушения ООО «СтройПроектСервис» подп. 9 пункта 8 «Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат (части затрат) на реализацию мероприятия по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию работников в возрасте 50 лет и старше, а также работников предпенсионного возраста», а именно: нарушено обязательство о сохранении занятости в течение 1 года со дня окончания обучения 1 работников из 15, прошедших обучение.

22.12.2021 заявителем ответчику направлено требование от 22.12.2021г. №3943 о возврате в течение 30 рабочих дней со дня получения настоящего требования в бюджет денежных средств в размере 825 000 руб.

Письмом от 18.01.2022г. №38/ЦЗ/БИ-СПС-113/22 ответчик в удовлетворении требования заявителя отказал.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Министерства в суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства каждое в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив доводы каждой из сторон, суд пришел к следующим выводам.

На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.

Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Постановлением Правительства Иркутской области №451-пп от 05.06.2019г. утверждено Положение о предоставлении субсидий из областного бюджета юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат (части затрат) на реализацию мероприятия по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию работников предпенсионного возраста (далее – Положение).

Названное Положение устанавливает порядок и условия предоставления субсидий из областного бюджета юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат (части затрат) на реализацию мероприятия по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию работников предпенсионного возраста (далее – субсидия), категории лиц, имеющих право на получение субсидий, а также порядок возврата субсидий.

В соответствии с пунктом 5 Положения субсидии предоставляются в целях возмещения следующих затрат (части затрат) юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальных предпринимателей на оплату услуг образовательных организаций по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию (далее - обучение) работников, в том числе на:

1)оказание образовательных услуг по теоретическому и производственному обучению (производственной практике), стажировке;

2)оплату труда членов комиссий по аттестации работников, закончивших обучение;

оплату за квалификационные экзамены при получении поднадзорных профессий;

3)оплату за разработку, приобретение, изготовление, экспертизу учебных планов и программ, учебно-методических материалов, технологий и средств обучения;

4)оплату за аренду (на время проведения обучения) и содержание необходимых для обучения учебно-производственных площадей;

5)приобретение оборудования, инструментов, приспособлений, сырья, спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты и материальных ресурсов, необходимых для учебного процесса.

Условия предоставления субсидии установлены пунктом 8 Положения. К указанным условиям, в том числе относятся следующее: наличие работника предпенсионного возраста, который не является (не являлся) участником государственной региональной программы Иркутской области «Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование граждан предпенсионного возраста» на 2019-2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Иркутской области от 06.05.2019 года №346-рп (далее – программа); наличие письменного обязательства Получателя о сохранении занятости прошедшего обучение работника предпенсионного возраста в течение одного года со дня окончания обучения (за исключением случаев расторжения трудового договора по инициативе работника (пункт 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской федерации).

Согласно пункту 23 Положения в случае нарушения Получателем условий, установленных для предоставления субсидий, выявленного по фактам проверок, проведенных Министерством и органами государственного финансового контроля, а также в случае невыполнения Получателем письменного обязательства, указанного в подпункте 9 пункта 8 настоящего Положения, Учреждение в течение 10 рабочих дней со дня выявления такого нарушения направляет Получателю требование о возврате полученных субсидий. Субсидии подлежат возврату в областной бюджет в течение 30 рабочих дней со дня получения соответствующего требования.

Как указывалось судом выше, 28.06.2019г. между ОГКУ ЦЗН города Иркутска и ООО «СтройПроектСервис» заключено соглашение №1 о предоставлении субсидии из областного бюджета в целях возмещения затрат (части затрат) на оплату услуг образовательных организаций по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию работников предпенсионного возраста (далее – соглашение №1 от 28.06.2019г., соглашение).

Получателя на оплату услуг образовательных организаций по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию работников предпенсионного возраста Получателя (далее - Субсидия).

Согласно пункту 2.1 соглашения субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год и плановый период, доведенных Центру, на цели, указанные в разделе 1 соглашения в следующем размере: 2019 году – 825000 руб., в том числе: по коду классификации расходов 805 0401 572Р352940 811 245 ДОП ЭК 257180100 ДОП КР2.01.001 – 783749,30 рублей; 805 0401 572Р352940 811 245 ДОП ЭК 257180100 ДОП КР 1.01.000 – 41250,70 рублей.

Как следует из материалов дела, 24.06.2019г., в целях исполнения указанного соглашения, между Обществом с ограниченной ответственностью «СибЛесТранс» (далее – ООО «СибЛесТранс») (Образовательное учреждение) и ООО «СтройПроектСервис» (заказчик) был заключен договор № 681/19 на оказание услуг по профессиональному обучению, дополнительному и профессиональному образованию и повышению квалификации (далее – договор № 681/19 от 24.06.2019г.), по условиям которого образовательное учреждение обязалось оказать услуги по профессиональной переподготовке и повышению квалификации (перечень программ – Приложение № 1 к договору) сотрудников предпенсионного возраста заказчика в количестве 15 человек, а заказчик, в свою очередь, обязался принять и оплатить услуги в соответствии со сметой расходов (Приложение № 2 к договору).

В соответствии с пунктом 2.4.3 договора по окончании профессионального обучения и при успешной сдаче квалификационных экзаменов Образовательное учреждение обязалось выдать документ, удостоверяющих прохождение обучения и получения соответствующей квалификации (свидетельство).

В силу пункта 3.1 договора стоимость обучения за 1 гражданина определяется сторонами на основе сметы расходов.

Согласно представленным в материалы дела платежному поручению №28454 от 27.08.2019г. на сумму 825000 руб., услуги оказанные ООО «СибЛесТранс» оплачены ООО «СтройПроектСервис» в полном объеме.

Понесенные ООО «СтройПроектСервис» расходы в размере 825000 руб., возмещены ОГКУ ЦЗН города Иркутска в полном объеме, что лицами, участвующими в деле не оспаривается.

Однако согласно доводам заявителя, Обществом нарушено обязательство о сохранении занятости 1 работника (из 15 работников) прошедших обучение, а именно:

-трудовой договор с одним работником расторгнут по основанию, предусмотренному подп. «а» пункта 6 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (прогул).

Ответчик возражал, указал, что Общество, взятое на себя обязательство по обучению работников предпенсионного возраста, выполнило в полном объеме, поскольку все работники, отправленные на обучение, обучение прошли, получив по его окончанию соответствующее свидетельство/удостоверение. Факт расторжения договора с работником по основаниям, указанным заявителем не оспорил, однако возражая против удовлетворения заявления, указал, что увольнение работника по причине отсутствия на рабочем месте без уважительных причин произведено Обществом законно и обоснованно, в соответствии с экономическими и производственными задачами (ввиду того, что данный сотрудник неоднократно отсутствовал на рабочем месте без уважительных причин), а также с целью сохранения деловой репутации.

Рассмотрев данный довод ответчика, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Следовательно, основанием для возврата выделенных в качестве субсидий денежных средств, является использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств.

Как указывалось судом, Положение, утвержденное постановлением Правительства Иркутской области №451-пп от 05.06.2019г., устанавливает порядок и условия предоставления субсидий из областного бюджета юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат (части затрат) на реализацию мероприятия по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию работников предпенсионного возраста.

Пункт 5 Положения, содержит исчерпывающий перечень целей возмещения затрат по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию для предоставления субсидии.

Условия предоставления субсидии установлены пунктом 8 Положения.

К указанным условиям, в том числе, относятся следующее: наличие работника предпенсионного возраста, который не является (не являлся) участником государственной региональной программы Иркутской области «Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование граждан предпенсионного возраста» на 2019- 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Иркутской области от 06.05.2019 года №346-рп (далее – программа); наличие письменного обязательства Получателя о сохранении занятости прошедшего обучение работника предпенсионного возраста в течение одного года со дня окончания обучения (за исключением случаев расторжения трудового договора по инициативе работника (пункт 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской федерации).

Согласно п. 23 Положения в случае нарушения Получателем условий, установленных для предоставления субсидий, выявленного по фактам проверок, проведенных Министерством и органами государственного финансового контроля, а также в случае невыполнения Получателем письменного обязательства, указанного в подпункте 9 пункта 8 настоящего Положения, Учреждение в течение 10 рабочих дней со дня выявления такого нарушения направляет Получателю требование о возврате полученных субсидий. Субсидии подлежат возврату в областной бюджет в течение 30 рабочих дней со дня получения соответствующего требования.

Подпункт 9 пункта 8 Положения предусматривает наличие письменного обязательства Получателя о сохранении занятости прошедшего обучение работника предпенсионного возраста в течение одного года со дня окончания обучения (за исключением случаев
расторжения трудового договора по инициативе работника (пункт 3 части 1
статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации)).

21.06.2019г. ООО «СтройПроектСервис», в соответствии с подпунктом 9 пункта 8 Положения, предоставлено обязательство о достижении результата предоставления субсидий.

Пунктом 4.3.6 Соглашения, предусмотрено, что Получатель обязуется сохранить занятость Работников в течение одного года со дня окончания обучения (за исключением случаев расторжения трудового договора по инициативе Работника (пункт 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации)).

Как следует из материалов дела, по результатам проверки Контрольно-счетной палаты Иркутской области установлено, что Получателем нарушено обязательство о сохранении занятости Работников, прошедших обучение, а именно: трудовой договор с одним из работников расторгнут по основанию подпункта «а» пункта 6 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (прогул).

Судом установлено, что удостоверение о прохождении обучения, уволенный, на основании подп. «а» п. 6 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, сотрудник получил 18.07.2019г.; приказ о прекращении (расторжении) трудового договора с данным сотрудником, датирован 15.06.2020г.

Как следует из Соглашения основной целью предоставления субсидии является возмещения затрат (части затрат) на реализацию мероприятия по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию работников предпенсионного возраста Получателя.

В силу части 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (абзацы первый, второй, четвертый ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с положениями части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор с работником может быть расторгнут по инициативе работодателя в случае такого однократного грубого нарушения им трудовых обязанностей, как прогул.

Однако в данном случае, как следует из представленных в материалы дела документов – служебной записки от руководителя управления механизации и транспорта адресованной генеральному директору ООО «СтройПроектСервис» и приложенных к ней актам о невыходе на работу, уволенный сотрудник систематически без уважительных причин отсутствовал на рабочем месте.

Таким образом, увольнение работников по причине отсутствия на рабочем месте без уважительных причин, по мнению суда, произведено работодателем законно и обоснованно, поскольку принятие данного решения (увольнение) вызвано действиями самого работника, на поведение которого, Общество никак повлиять не могло.

Понуждение/принуждение работника на исполнение трудовых обязанностей, в том числе, обеспечение его явки на рабочее место, не входит в обязанности ООО «СтройПроектСервис», а сохранение рабочего места за данным сотрудником в течение длительного времени, учитывая его отсутствие на рабочем месте, является экономически нецелесообразным для Общества, нарушающим его право на достижение поставленных производственных задач и целей.

Предметом соглашения №1 от 28.08.2019г. является предоставление из областного бюджета в 2019 год субсидий в целях возмещения затрат (части затрат) на реализацию мероприятия по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию работников предпенсионного возраста Получателя, связанных с оплатой услуг образовательных организаций по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию.

Заявителем не оспаривается, что все работники ООО «СтройПроектСервис», направленные на обучение, обучение прошли, документы, подтверждающие окончание обучения (свидетельства/удостоверения) получили.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в данном случае мероприятие по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию считается выполненным получателем субсидии с момента завершения такого обучения и получения лицами его проходившим соответствующего документа – сертификата, свидетельства, удостоверения и т.д.

Таким образом, ООО «СтройПроектСервис» обязательства, предусмотренные соглашением №1 от 28.08.2019г., выполнены. Доказательств обратного заявителем суду не представлено.

На основании вышеизложенного, учитывая пояснения ответчика и представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что денежные средства, предоставленные ОГКУ ЦЗН города Иркутска по соглашению №1 от 28.08.2019г., были направлены ООО «СтройПроектСервис» исключительно для достижения целей такого соглашения.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Поскольку требования к ответчику заявлены ОГКУ ЦЗН города Иркутска, то в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации именно заявитель обязан представить доказательства того, что ответчиком нарушены условия соглашения.

Между тем, заявителем не доказано, что средства субсидии использованы ответчиком не по назначению. В то же время ответчиком подтверждено, что полученные средства были направлены исключительно для достижения целей, на которые предоставлялась субсидия.

При таких обстоятельствах, учитывая факт целевого расходования предоставленных денежных средств, суд не находит оснований для взыскания с ООО «СтройПроектСервис» субсидии в размере 825000 руб.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет», по адресу:  https://kad.arbitr.ru/.

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия решения на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия и по истечении этого срока вступает в законную силу.

Судья                                                                                      Л.А. Куклина