АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело №А19-23028/2019
24.03.2020
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 17.03.2020 года.
Решение в полном объеме изготовлено 24.03.2020 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Болтрушко О.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузнецовым А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – УПРАВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОКТЯБРЬСКОМ РАЙОНЕ ГОРОДА ИРКУТСКА (ОГРН 1103850018425, ИНН 3808214697; 664007, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД ИРКУТСК, УЛИЦА ДЕКАБРЬСКИХ СОБЫТИЙ, ДОМ 88) к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "КЕНТАВР - БАЙКАЛ" (ОГРН 1033801430541, ИНН 3810026387, адрес: 664003, ИРКУТСКАЯ обл., г. ИРКУТСК, ул. КИЕВСКАЯ, д. 9), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора: Ивайловский Игорь Алексеевич,о взыскании 9 499 руб. 24 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца: - Тепляшина Ю.К., по доверенности от 09.01.2020 № 09/2,
от ответчика: - не присутствуют,
от третьего лица: - не присутствуют,
установил:
иск заявлен о взыскании суммы 9 499 руб. 24 коп. – излишне выплаченная Ивайловскому И.А. страховая пенсия по инвалидности.
Истец исковые требования поддержал в полном объеме, представил возражения на отзыв ответчика, в которых указал, что решение о выплате проиндексированной пенсии принимается пенсионным фондом на основании сведений о том, что получатель пенсии прекратил работу и (или) иную деятельность. Сведения, которые представляются страхователем за другие месяцы (последующие месяцы), не могут свидетельствовать о том, что и в апреле 2018 года пенсионер Ивайловский И.А. работал, они могут лишь свидетельствовать о том, что он работал именно в тех месяцах, за которые эти сведения представлены, следовательно, пенсия Ивайловскому И.А. в повышенном размере на сумму 9 499 руб. 24 коп. выплачена не правомерно, приобщил служебную записку.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в представленном отзыве исковые требования не признал, указал, что неправомерно начислена пенсия Ивайловскому И.А. только за апрель 2018 год, поскольку за все последующие месяца за период с мая 2018 года им должным образом была сдана отчетность по форме СВМ-З за период с мая 2018 по декабрь 2018 годы.
Определением суда от 13.12.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Ивайловский Игорь Алексеевич.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом, пояснений по делу, заявлений, ходатайств не направило.
Дело подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя ответчика и третьего лица, по имеющимся в деле материалам.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, суд установил следующие обстоятельства.
Решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Иркутска от 12.07.2010 Ивайловскому Игорю Алексеевичу назначена трудовая пенсия по инвалидности в соответствии
со статьей 8 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Иркутска от 03.10.2018 Ивайловскому Игорю Алексеевичу прекращена выплата пенсии в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Государственным учреждением – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Иркутска осуществлена высылка пенсионного дела в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска в связи с переездом Ивайловского Игоря Алексеевича по месту жительства.
Распоряжением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска № 180000102942 от 09.10.2018 осуществлена постановка выплатного дела на учет и продлена выплата пенсии по инвалидности.
По сведениям индивидуального (персонифицированного) учета Ивайловский Игорь Алексеевич является работником ООО «КЕНТАВР-БАЙКАЛ», которое в порядке ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон №27-ФЗ) представляет в УПФР в Октябрьском районе г. Иркутска сведения о застрахованных лицах, определенные Законом №27-ФЗ.
Как усматривается из материалов дела, актом от 04.03.2019 УПФР в Октябрьском районе г. Иркутска установлено, что Ивайловский И.А. в апреле 2018 года являлся работающим пенсионером ООО «КЕНТАВР-БАЙКАЛ». Однако, ООО «КЕНТАВР-БАЙКАЛ» исходная форма сведений СЗВ-М за апрель 2018 года была предоставлена только 14.12.2018 на 36 застрахованных лиц.
В связи с отсутствием сведений об Ивайловском И.А. как работающем пенсионере за апрель 2018 года, ему была начислена фиксированная выплата к пенсии за период с 01.07.2018 по 31.01.2019 в сумме 9 499 руб. 24 коп.
21.03.2019 УПФР в Октябрьском районе г. Иркутска выявлено о переполученной пенсионером суммы страховой пенсии, о чем составлен протокол № 773.
Решением УПФР в Октябрьском районе г. Иркутска от 21.03.2019 № 774 установлено, что Ивалойловскому Игорю Алексеевичу по вине страхователя размер пенсии рассчитан как неработающему застрахованному лицу с 01.07.2018 по 31.01.2019, сумма переплаты составила 9 449 руб. 24 коп.
Истец посчитал, что несвоевременное представление ответчиком сведений индивидуального (персонифицированного) учета за апрель 2018 года повлекло неправомерную выплату указанному выше лицу пенсии в завышенном размере и, соответственно, возникновение на его стороне материального ущерба в общем размере 9 449 руб. 24 коп.
В целях досудебного урегулирования спора Пенсионный фонд в письме от 02.08.2019 исх. №09 уведомил ООО «КЕНТАВР-БАЙКАЛ» о возникшем материальном ущербе.
Поскольку действий по возмещению материального ущерба от ООО «КЕНТАВР-БАЙКАЛ» не последовало, истец обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив представленные по делу доказательства, выслушав представителя истца, арбитражный суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» ответчик является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В силу части 1 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон №400-ФЗ) юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). Работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пении), виновные лица возмещают Пенсионному фонду причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством (часть 2 статьи 28 закона №400-ФЗ).
Пунктами 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В указанной статье установлена презумпция вины причинителя вреда, а это предполагает, что доказательства ее отсутствия должен представить ответчик.
В соответствии со статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, в т.ч. возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Из содержания статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Для взыскания убытков необходимо установить совокупность наступления следующих обстоятельств: наличие и размер; вину причинителя вреда; противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действиями (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).
Оценив в порядке статьей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы настоящего дела доказательства, арбитражный суд пришел к выводу о необоснованности иска в части в связи с представлением доказательств отсутствия вины ответчика.
С 01 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2015 №385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» (далее – Закон №385-Ф).
В статье 2 названного закона статья 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ (в редакции Закона №250-ФЗ от 03.07.2016) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон №27-ФЗ) дополнена пунктом 2.2. Из его содержания следует, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1)страховой номер индивидуального лицевого счета;
2)фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика.
Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, указанные в пункте 2.2 статьи 11 Закона №27-ФЗ страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации (пункт 1 статьи 11 Закона №27-ФЗ).
Указанные сведения подаются страхователем по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 №83п.
Приказом Минтруда России от 21.12.2016 №766н утверждена «Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах».
В пункте 24 Инструкции предусмотрено, что страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сведения представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ.
Индивидуальные сведения представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица.
Таким образом, анализ указанных выше норм права позволяет прийти к выводу, что сведения по форме СЗВ-М за апрель 2018 года ответчик должен был представить истцу не позднее 15.05.2018.
В обоснование заявленных требований Пенсионный фонд указал, что ООО «КЕНТАВР-БАЙКАЛ» несвоевременно представило сведения по форме СЗВ-М за апрель 2018 года, указанные сведения за апрель 2018 года были представлены – 15.12.2018.
Несвоевременное предоставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета повлекло неправомерную выплату третьему лицу (Ивайловскому И.А.) пенсии в завышенном размере и возникновение материального ущерба у истца.
Ответчик в предоставленном отзыве на иск не оспаривал, что сведения по форме СЗВ-М за апрель 2018 года им не были представлены в указанные выше сроки. Вместе с тем, в качестве обстоятельства, подтверждающего отсутствие вины указал, что в последующем сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении указанного лица за май 2018 года, и последующие месяцы 2018 года представлялись ежемесячно и в предусмотренные действующим законодательством сроки, поэтому у Пенсионного фонда отсутствовали основания излишнего начисления и выплаты пенсии.
Представленными ответчиком в материалы настоящего дела протоколами входного контроля подтверждается, что сведения по форме СЗВ-М за май-декабрь 2018 года, январь 2019 года представлялись в Пенсионный фонд своевременно. Указанное обстоятельство в ходе рассмотрения дела истцом не оспаривалось.
Статья 3 закона №385-ФЗ дополнила Закон №400 статьей 26.1, в которой урегулирован порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности.
Статья 26.1 закона №400 вступила в законную силу с 01 января 2016 года, за исключением частей 4-10 (абз. 6-12 п. 2 ст. 3 закона №385-ФЗ), которые вступили в действие с 01 мая 2016 года (части 1, 3 статьи 9 Закона №385-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 26.1 закона №400 пенсионерам, осуществляющим работу, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – обязательному пенсионному страхованию), суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имеющих место в период осуществления работы.
В соответствии с частью 3 статьи 26.1 Закона №400 (в редакции от 01.01.2016) пенсионерам, прекратившим осуществление работы, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имевших место в период осуществления работы.
Из буквального содержания указанных выше норм права следует, что выплата индексации (увеличения) к страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) поставлена в зависимости от осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности, поскольку право на получение индексации имеет только неработающий пенсионер.
Как указывалось выше, сведения осуществляет ли пенсионер работу и (или) иную деятельность Пенсионный фонд получает от страхователя, который представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера по форме СЗВ-М.
При этом, в силу части 4 статьи 26.1 Закона №400 уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, в целях реализации положений частей 1- 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Таким образом, уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионером работы возложено на пенсионный фонд (в рассматриваемом случае на истца), который обязан ежемесячно проверять это обстоятельство на основании формы СЗВ-М, которую в свою очередь, ежемесячно, обязан представлять страхователь (в рассматриваемом случае ответчик).
Порядок принятия решения о наличии оснований для начала (прекращения) выплаты индексации и срок для начала (прекращения) выплаты индексации, указаны в частях 6, 7 статьи 26.1 Закона №400.
Согласно части 6 статьи 26. Закона №400 решение о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 – 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона №27-ФЗ.
В соответствии с частью 7 статьи 26.1 Закона №400 суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1- 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
Порядок действий Пенсионного фонда, в случае выявления обстоятельств, влекущих необходимость увеличения или уменьшения сумм, подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 закона №27-ФЗ, указаны соответственно в частях 9 или 10 статьи 26.1 закона №400.
В данном случае истец выявил обстоятельства, влекущие уменьшение сумм излишне начисленной пенсии, поскольку из-за своевременного непредставления ответчиком сведений по форме СЗВ-М за апрель 2018 года страховая пенсия и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) были исчислены и выплачены с учетом индексации, то есть в большем размере, чем это было предусмотрено для пенсионера.
В части 10 статьи 26.1. Закона №400 указано, что при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 закона №27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Между тем, в рассматриваемом случае удержание не производится по причине отсутствия вины со стороны пенсионера.
Приказом Минтруда России от 17.11.2014 №885н утверждены «Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее – Правила №885Н).
Согласно пункту 84 Правил №885н выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим работу и (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», производится в порядке, предусмотренном статьей 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В соответствии с пунктом 85 Правил №885н определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанных в статье 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях», производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
В пункте 86 Правил №885н предусмотрено, что выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в статье 26.1 федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
В силу пункта 88 Правил №885н, в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях», а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях» сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26. Федерального закона «О страховых пенсиях».
При этом, в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях», выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1- 3 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях», производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 настоящих правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил №885н).
Из содержания приведенных пунктов Правил №885н следует, что выплата неработающим пенсионерам, индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пении получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.
Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 закона №400-ФЗ (пункт 88 Правил №885н).
В пункте 90 Правил №885н указано, что в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях», выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях», производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 настоящих правил, без удержания за прошлое время.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, учитывая имеющиеся в материалах дела протоколы входного контроля, подтверждающие своевременное предоставление ответчиком в отношении третьего лица сведений по форме СЗВ-М за май 2018 года и последующие периоды 2018 года, январь 2019 года, что истцом не оспаривается, арбитражный суд пришел к выводу, что вина ответчика имеется только в причинении ущерба за апрель 2018 года в общем размере 1 349 руб. 89 коп., поскольку сведения по форме СЗВ-М за май 2018 года предоставлены истцу – в июне 2017 и в них указано, что Ивайловский И.А. осуществлял работу в ООО «КЕНТАВР-БАЙКАЛ». Последующие сведения по форме СЗВ-М в отношении указанного третьего лица также предоставлены ответчиком, что подтверждается протоколами входного контроля. Факт предоставления ответчиком в установленные законом сроки сведения по форме СЗВ-М за май 2018 и последующие месяца 23018 год, январь 2019 года истцом не оспаривается.
При таких обстоятельствах, суд считает, что Пенсионный фонд не был лишен возможности на основании сведений по форме СЗВ-М за май 2018 года, полученных в июне 2018 года, уже в июле 2018 года принять новое решение о прекращении выплаты индексации пенсии. Фактически прекратить выплату индексации, по мнению суда, было возможно с 01 июля 2018 года, как это указано в частях 6, 7 статьи 26.1 закона №400 и пунктах 86, 88 и 90 Правил №885н.
Выводы арбитражного суда также подтверждаются Определениями Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2018 по делу №307-ЭС18-22271, от 29.11.2019 по делу №302-ЭС19-21901, в которых рассматривалась аналогичная ситуация.
Между тем, истец осуществил обратные действия и при наличие у него сведений за май 2018 года с июля 2018 года по январь 2019 года (7 месяцев) осуществлял доначисления пении за апрель 2018 года.
Довод истца о том, что Пенсионный фонд не обязан принимать новое решение, до получения от страхователя сведений по форме СЗВ-М за тот месяц, за который последний не сдал отчетность (в настоящем случае – апрель 2018 года), противоречить перечисленным выше императивным нормам. Кроме того, суд находит также необоснованными ссылки истца о том, что он ограничен в принятии нового решения о прекращении выплаты индексации к пенсии в связи с программным обеспечением, заполнение которого является для него обязательным, поскольку обозначенное истцом обстоятельство не может являться причиной, позволяющей производить доплату к пенсии работающему пенсионеру, сведения о работе которого представлены страхователем в последующие периоды. Доводы истца о том, что выплатное дело третьего лица – Ивайловского И.А. было передано ему из Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Иркутска в связи с переездом последнего, в связи с чем, у него не имелось в распоряжении сведений по форме СЗВ-М за май 2018 до июля 2018 года (включительно), соответственно, он не мог выявить факт надлежащего предоставления в последующие сроки после апреля 2018 года ответчиком сведений по форме СЗВ-М в отношении Ивайловского И.А., не отменяют выводов суда о ненадлежащем исполнении Пенсионным фондом, независимо от принадлежности к району, обязательств по ежемесячному уточнению фактов осуществления (прекращения) пенсионерами работы либо иной оплачиваемой деятельности.
Закон №385-ФЗ, которым внесены изменения в Закон №27-ФЗ и Закон №400, возлагает обязанности не только на страхователя, но и предписывает Пенсионному фонду ежемесячно уточнять факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности (часть 4 статьи 26.1 Закона №400), и принимать в зависимости от этого решение о выплате индексации или о прекращении ее выплаты.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Суд соглашается с доводами ответчика и представленными им доказательствами, что его вины в выплате истцом сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом индексации в полной мере не имеется.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Пенсионным фондом не доказана совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на ООО «КЕНТАВР-БАЙКАЛ» ответственности в виде возмещения убытков в размере 9 499 руб. 24 коп.,а именно, наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика по не предоставлению сведений за апрель 2018 года по форме СВЗ-М и возникновением у истца убытков за период с 01.07.2018 по 31.01.2019, в связи с чем, оснований для удовлетворения иска в полном объеме не имеется.
В этой связи, требования истца в соответствии с положениями ст.ст. 15, 1064, 1082 Гражданского кодекса РФ, статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ (в редакции от 03.07.2016) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях», ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 29.12.2015 №385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий», ст.ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворены судом в части в размере 1 349 руб. 89 коп. – ущерб, в удовлетворении остальной части иска следует отказать.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ, государственная пошлина настоящему иску составляет 2 000 руб. и распределяется соразмерно удовлетворенным требованиям: с ответчика – 285 руб. 71 коп., с истца – 1 714 руб. 29 коп. Учитывая, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина на основании части 3 статьи 110 АПК РФ подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований в сумме 285 руб. 71 коп.
Руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "КЕНТАВР - БАЙКАЛ" (ОГРН 1033801430541, ИНН 3810026387, адрес: 664003, ИРКУТСКАЯ обл., г. ИРКУТСК, ул. КИЕВСКАЯ, д. 9) в пользуГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – УПРАВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОКТЯБРЬСКОМ РАЙОНЕ ГОРОДА ИРКУТСКА (ОГРН 1103850018425, ИНН 3808214697; 664007, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД ИРКУТСК, УЛИЦА ДЕКАБРЬСКИХ СОБЫТИЙ, ДОМ 88) сумму 1 349 руб. 89 коп. – ущерб, в удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "КЕНТАВР - БАЙКАЛ" (ОГРН 1033801430541, ИНН 3810026387, адрес: 664003, ИРКУТСКАЯ обл., г. ИРКУТСК, ул. КИЕВСКАЯ, д. 9) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 285 руб. 71 коп.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд, через Арбитражный суд Иркутской области, в течение месяца со дня его принятия.
Судья О.В. Болтрушко