НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Иркутской области от 17.02.2016 № А19-15483/15

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №А19-15483/2015

25.02.2016 г.

Резолютивная часть решения объявлена 17.02.2016 года.

Решение в полном объеме изготовлено 25.02.2016 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Мусихиной Т.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буценко Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Областного государственного унитарного энергетического предприятия «Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей «Облкоммунэнерго» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: <...>)

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664007, <...>)

о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» от 09.09.2015 №30-01-48-126 в части:

предложения уплатить недоумку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ, в размере 181676,55 руб. (подпункт 3 пункта 3.1 решения);

привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в виде штрафа размере 36335,31 руб. (подпункт 3 пункта 1 решения);

начисления пеней по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ, в размере 12682,01 руб. (подпункт 3 пункта 2 решения),

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя: ФИО1 (паспорт, доверенность),

от ответчика: ФИО2 (удостоверение, доверенность), ФИО3 (удостоверение, доверенность),

установил:

Областное государственное унитарное энергетическое предприятие «Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей «Облкоммунэнерго» (далее – заявитель, предприятие, ОГУЭП «Облкоммунэнерго») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска (далее – ответчик, Управление Пенсионного фонда, Управление) «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» от 09.09.2015 №30-01-48-126 в части: предложения уплатить недоумку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ, в размере 181676,55 руб. (подпункт 3 пункта 3.1 решения); привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в виде штрафа размере 36335,31 руб. (подпункт 3 пункта 1 решения); начисления пеней по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ, в размере 12682,01 руб. (подпункт 3 пункта 2 решения),

В судебном заседании представитель предприятия заявленное требование поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и уточнениях к нему.

Представители ответчика в судебном заседании, представленном отзыве и дополнениях к нему заявленное требование не признали по изложенным в них основаниям.

10.02.2016г. в судебном заседании объявлялся перерыв до 15 час. 30 мин. 17.02.2016г. Информация о перерыве размещена на сайте Арбитражного суда Иркутской области.

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

Областное государственное унитарное энергетическое предприятие «Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей «Облкоммунэнерго» зарегистрировано в качестве юридического лица, основной государственный регистрационный номер записи <***>.

В соответствии с планом выездных проверок на 2015 год заместителем начальника Управления ПФР принято решение о проведении выездной проверки ОГУЭП «Облкоммунэнерго» от 06.04.2015 № 30-01-45/056 по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов и представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц за отчетные (расчетные) периоды с 01.01.2012 по 31.12.2014.

По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 04.08.2015 № 30-01-47/125.

09.09.2015 по результатам рассмотрения материалов выездной проверки Управлением Пенсионного фонда принято решение о привлечении предприятия к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в виде штрафа в размере 1822 руб. 17 коп. (заявителем не оспаривается); в виде штрафа в размере 390 руб. 33 коп. (заявителем не оспаривается); в виде штрафа в размере 44889 руб. 66 коп. (из которых заявитель оспаривает 36335 руб. 31 коп.); в виде штрафа в размере 502 руб. 46 коп. (заявителем не оспаривается); предприятию начислены пени: на страховую часть трудовой пенсии в сумме 900 руб. 62 коп. (не оспаривается заявителем), по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ, в сумме 14491 руб. 19 коп. (из которых заявитель оспаривает 12682 руб. 01 коп.), в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 20 руб. 57 коп. (не оспаривается заявителем), заявителю предложено уплатить недоимку на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации: на страховую часть трудовой пенсии в размере 9110,85 руб. (не оспаривается заявителем), на накопительную часть трудовой пенсии в размере 1951,65 руб. (не оспаривается заявителем), по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ, в размере 224448,27 руб. (из которых заявитель оспаривает 181676,55 руб.); по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 2512,32 руб. (не оспаривается заявителем).

Заявитель полагая, что решение Управления Пенсионного фонда в оспариваемой части не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным в части.

В обоснование заявленного требования предприятие указало, что оснований для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу на выплаты работникам, указанным в решении, не имеется, поскольку трудовые договоры, должностные инструкции, табели учета рабочего времени, иные документы не подтверждают занятость данных работников на резке и ручной сварке.

Управление Пенсионного фонда полагает оспариваемое решение законным и обоснованным.

Исследовав доказательства по делу: заслушав объяснения представителей сторон, ознакомившись с письменными доказательствами, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган

Правовое регулирование отношений, связанных с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 212-ФЗ).

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ организации, производящие выплаты физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам.

В силу части 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц.

На основании пункта 1 статьи 18, подпунктов 1, 2 пункта 2 статьи 28 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов.

Пунктом 3 статьи 8 Закона №212-ФЗ установлено, что плательщики страховых взносов, указанные в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.

Как установлено пунктом 3 статьи 15 Закона № 212-ФЗ, в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда в отношении предприятия проведена выездная проверка по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 04.08.2015 № 30-01-47/125.

09.09.2015 по результатам рассмотрения акта выездной проверки и письменных возражений по акту выездной проверки от 04.08.2015, представленных ОГУЭП «Облкоммунэнерго» 28.08.2015, Управлением Пенсионного фонда принято решение о привлечении предприятия к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в виде штрафа в размере 1822 руб. 17 коп. (не оспаривается заявителем); в виде штрафа в размере 390 руб. 33 коп. (не оспаривается заявителем); в виде штрафа в размере 44889 руб. 66 коп. (из которых заявитель оспаривает 36335 руб. 31 коп.); в виде штрафа в размере 502 руб. 46 коп. (не оспаривается заявителем); предприятию начислены пени: на страховую часть трудовой пенсии в сумме 900 руб. 62 коп. (не оспаривается заявителем), по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ в сумме 14491 руб. 19 коп. (из которых заявитель оспаривает 12682 руб. 01 коп.), в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 20 руб. 57 коп. (не оспаривается заявителем), заявителю предложено уплатить недоимку на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации: на страховую часть трудовой пенсии в размере 9110,85 руб. (не оспаривается заявителем), на накопительную часть трудовой пенсии в размере 1951,65 руб. (не оспаривается заявителем), по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ в размере 224448,27 руб. (из которых заявитель оспаривает 181676,55 руб.); по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 2512,32 руб. (не оспаривается заявителем).

В ходе выездной проверки Управлением пенсионного фонда выявлено занижение базы при исчислении страховых взносов по дополнительному тарифу, предусмотренному частью 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ, в проверяемый период в связи с не включением выплат работникам предприятия, занятым на работах с вредными, опасными и тяжелыми условиями труда - электрогазосварщикам (страховые взносы страхователем не начислялись).

Оспаривая решение Пенсионного фонда, заявитель указывает на то, что указанные в оспариваемом решении работники по профессии "электрогазосварщик", с выплат которым страховые взносы по дополнительному тарифу не исчислялись, не были заняты в течение полного рабочего дня на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", соответственно не имели права на досрочную пенсию.

Согласно части 2 статьи 58.3 Закона №212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяются с 1 января 2013 года дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации: 2013 год в размере 2,0 процента, 2014 год в размере 4,0 процента.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона о трудовых пенсиях, утверждаются Правительством Российской Федерации.

При этом к работникам, занятым на указанных видах работ, на основании раздела XXXIII "Общие профессии" Списка № 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, относятся электрогазосварщики (позиция 23200000-19756).

Таким образом, из буквального толкования норм статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ суд приходит к выводу о том, что отсылка к положениям подпункта 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон № 173-ФЗ) сделана в Законе № 212-ФЗ лишь в части видов работ, в отношении которых применяются дополнительные тарифы, а не условий их выплаты.

При этом, в целях реализации статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ Минтруда России в письме от 05.06.2013 №17-3/10/2-3105 разъяснило (направлено Пенсионным фондом Российской Федерации для сведения и использования в работе письмом от 28.06.2013 N ТМ-30-26/9649), что порядок исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат и вознаграждений в пользу работников обусловлен тем, был ли работник занят на работах с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда в месяце, в котором начислены выплаты. Данное правило применяется независимо от условий занятости работника в периоде, за который эти выплаты и вознаграждения начисляются.

В случае полной занятости работника в течение месяца на работах, указанных в подпунктах 1, 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, организация исчисляет страховые взносы по дополнительным тарифам со всех начисленных ему в этом месяце выплат и вознаграждений, в том числе за периоды, которые не включаются в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (например, с премий за прошлые периоды и др.). В случае частичной занятости работника в течение месяца на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда дополнительные тарифы страховых взносов применяются пропорционально количеству дней (часов), фактически отработанных на соответствующих видах работ.

Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ предприятие обязано было исчислить и уплатить страховые взносы по дополнительному тарифу с выплат работникам - электрогазосварщикам, пропорционально количеству дней (часов), фактически отработанных на данном виде работ.

При этом исчисление и уплата страховых взносов по дополнительному тарифу не поставлены частью 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ в зависимость от факта наличия или отсутствия у занятых на работах с особыми условиями труда работников права на досрочную пенсию.

Довод заявителя о том, что в трудовых договорах сотрудников, в отношении которых Управлением ПФР доначислены страховые взносы по дополнительному тарифу, отсутствуют положения, закрепляющие обязанности по резке и ручной сварке, в связи с чем исчисление страховых взносов по дополнительному тарифу не требуется, суд считает необоснованным на основании следующего.

При сравнении трудовых договоров сотрудников, в отношении которых производилось исчисление страховых взносов по дополнительному тарифу и трудовых договоров сотрудников, в отношении которых заявителем не уплачивались страховые взносы, установлено, что данные договоры являются идентичными.

В подтверждение данных обстоятельств, для сравнения, служат трудовые договоры ФИО4 (ФИО5), ФИО6 (Иркутские ЭС), в отношении которых заявитель производил исчисление страховых взносов по дополнительному тарифу, при этом в трудовых договорах указанных работников не поименованы обязанности, связанные с выполнением ими работ по резке и ручной сварке, в связи с чем данный довод заявителя суд признает не обоснованным.

Должностные инструкции троих сотрудников Усть-Кутских ЭС также являлись идентичными, при этом страховые взносы по дополнительному тарифу уплачивались лишь в отношении двух сотрудников данного подразделения — ФИО7 и ФИО8, в отношении третьего сотрудника данного подразделения — ФИО9 спорные выплаты не начислялись.

Согласно пункту 1.4. Устава Областного государственного унитарного энергетического предприятия «Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей «Облкоммунэнерго» (далее — Устав) предприятие является электросетевой организацией, выполняет единственную функцию по оказанию услуг по передаче электрической энергии потребителям, никакой иной деятельности предприятие не осуществляет.

В соответствии с пунктом 1.14. Устава для выполнения данной функции по передаче электроэнергии потребителям предприятие имеет 11 филиалов на территории Иркутской области, сотрудники данных филиалов выполняют одинаковую трудовую деятельность, так как работа во всех филиалах направлена на оказание услуг по передаче электрической энергии.

Следовательно, ввиду единой производственной деятельности во всех филиалах сотрудники данных филиалов также выполняют однотипные трудовые функции, уплата дополнительного тарифа по страховым взносам также должна осуществляться в отношении всех сотрудников, занятых на должности «электрогазосварщик», но фактически выполняющих должностные обязанности «электрогазосварщик, занятый на резке и ручной сварке».

На основании статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Статьей 57 ТК РФ к обязательным для включения в трудовой договор условиям относятся положения, связанные:

– с гарантиями и компенсациями за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;

– с условиями труда на рабочем месте.

Из представленных трудовых договоров в отношении сотрудников, по которым уплата страховых взносов по дополнительному тарифу не производилась, усматривается следующее:

- в трудовом договоре, заключенном с ФИО10 (048-718-689 08), в пункте 1.5 трудового договора закреплено, что обязанности работника связаны с выполнением тяжелых работ, работ с вредными, опасными и иными особыми условиями труда;

- в трудовом договоре, заключенном с ФИО11 (047-866-968 28), в пункте 1.5 трудового договора предусмотрена работа с вредными факторами (сварочные аэрозоли, марганец и его соединения, пары азота диоксида, хлористый водород, азон); в пункте 5.1.1 трудового договора закреплены обязанности по ручной резке и сварке;

- в трудовом договоре, заключенном с ФИО12 (047-300-701 20), в пункте 1.5 трудового договора закреплены обязанности работника, связанные с выполнением работ с вредными условиями труда, в пункте 3.1.1 трудового договора предусмотрена доплата за вредные условия труда в размере 8% (в расчетных листках данная доплата указана отдельной строкой);

- в трудовом договоре, заключенном с ФИО13 (047-271-645 62), в пункте 3.1.1 трудового договора предусмотрена доплата за вредные условия в размере труда 8% (в расчетных листках данная доплата указана отдельной строкой);

- в трудовом договоре, заключенном с ФИО9 (062-288-554 74), в пункте 7 трудового договора закреплены обязанности по выполнению трудовых функций согласно должностной инструкции, которая является неотъемлемой частью трудового договора, согласно пункту 2.5. должностной инструкции в обязанности сотрудника входят работы по ручной дуговой и газовой сварке, кислородная плазменная резка металла;

- в трудовом договоре, заключенном с ФИО14 (056-981-003 82), в пункте 1.1. трудового договора закреплены обязанности по выполнению трудовых функций, связанных с ручной сваркой;

- в трудовом договоре, заключенном с ФИО15 (045-220-619 17), в пункте 3.2 трудового договора предусмотрена доплата за вредные условия труда в размере 8% (в расчетных листках данная доплата указана отдельной строкой).

В соответствии со статьей 16 ТК РФ на основании трудового договора, заключенного в соответствии с ТК РФ, возникают трудовые отношения между работником и работодателем.

При этом статья 22 ТК РФ возлагает на работодателя обязанности по соблюдению трудового законодательства и положений трудового договора.

Неуплата страховых взносов по дополнительному тарифу, вопреки прямым указаниям в трудовых договорах сотрудников вредных условий труда, а также трудовых обязанностей по резке и ручной сварке, ущемляет права застрахованных лиц данного предприятия и противоречит положениям статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ.

Согласно статье 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Из материалов дела следует, что шесть сотрудников предприятия - ФИО13, ФИО12, ФИО16, ФИО10, ФИО15, ФИО9 - пользовались льготами, установленными статьей 147 ТК РФ.

Кроме того, данная доплата регулировалась локальным актом предприятия — Положением об оплате труда работников ОГУЭП «Облкоммунэнерго», являющимся приложением к Коллективному договору ОГУЭП «Облкоммунэнерго» (далее — Положение), пунктом 1.12. которого установлена доплата в отношении работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда.

Как установлено Положением, оценка фактического состояния условий труда на рабочих местах производится на основе данных аттестации рабочих мест в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и устанавливается в размере не менее 4 % тарифной ставки (оклада).

В соответствии с частью 4 статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее — Закон № 426-ФЗ) в случае, если до 01.01.2014 была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. При этом для целей, определенных статьей 7 названного закона (в том числе и для установления дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР), используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до указанной даты.

Согласно части 7 статьи 7, части 4 статьи 27 Закона № 426-ФЗ на заявителя возложена обязанность при наличии аттестации рабочих мест, свидетельствующей о занятости работников в особых условиях труда, уплачивать дополнительные тарифы страховых взносов по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.

Факт доплаты за условия труда ФИО13, ФИО12, ФИО16, ФИО10, ФИО15, ФИО9 подтверждается расчетными листками, в которых данная доплата указана отдельной строкой.

Так ФИО16, ФИО10, ФИО15, ФИО9 доплата за условия труда производилась в размере 4% тарифной ставки (оклада), ФИО13, ФИО12 - в размере 8% тарифной ставки (оклада).

Страховые взносы по дополнительному тарифу предприятием уплачивались и в отношении сотрудников тех подразделений, в которых аттестация рабочих мест по условиям труда не проводилась.

В то же время предприятие не исчисляло страховые взносы по дополнительному тарифу в отношении сотрудников подразделений, в которых аттестация имела место.

Трудовые функции сотрудников во всех подразделениях предприятия являлись одинаковыми и не имели отличий, основным видом деятельности предприятия является распределение электроэнергии.

В подтверждение изложенного служат идентичные должностные инструкции и трудовые договоры.

Кроме того, должности сотрудников, в отношении которых начислены страховые взносы по дополнительному тарифу, как и должности сотрудников, по которым спорные выплаты не производились, согласно выписке из штатного замещения, трудовым договорам и приказам о приеме на работу являются одинаковыми и значатся как «электрогазосварщик».

В соответствии со статьей 91 ТК РФ рабочее время — время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативно правовыми актами РФ относятся к рабочему времени.

Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

Согласно статье 93 ТК РФ по соглашению между работником и работодателем могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя. При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.

Как следует из норм трудового законодательства (статей 57, 91, 93, 100 ТК РФ) режим рабочего времени является существенным условием трудового договора и может быть как полным так и неполным. Неполное рабочее время является элементом режима рабочего времени и времени отдыха, в связи с чем такой режим рабочего времени должен быть установлен в Правилах трудового распорядка, либо в трудовом договоре, заключаемом с конкретным работником.

В трудовых договорах, должностных инструкциях 11 сотрудников, по которым исчисление страховых взносов по дополнительному тарифу предприятием не производилось, отсутствуют указания на неполное рабочее время либо о выполнении этими работниками работы в нормальных условиях труда, отличной от работы в особых условиях труда.

При этом подпунктом 6 пункта 3.1.Устава на заявителя возложена обязанность устанавливать режим рабочего времени, а согласно пункту 3.4. Положения при работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени.

При анализе расчетных листков Управлением Пенсионного фонда установлено, что оплата всем 11 работникам производилась исходя из полной занятости сотрудника.

Работа для вышеуказанных сотрудников являлась постоянной с режимом полного рабочего времени, что подтверждается трудовыми договорами.

На основании статьи 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени фактически отработанного каждым работником.

При учете рабочего времени указанным в оспариваемом решении сотрудникам в табеле учета рабочего времени проставлено 8 рабочих часов.

При этом сколько из этих 8 часов работник занят на работах с вредными условиями труда работодатель не указывает, что свидетельствует о полной занятости указанных сотрудников на работах с вредными условиями труда.

Учет полной или неполной занятости работника на работах с вредными условиями труда должен быть отражен в табелях учета рабочего времени в соответствии с Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 г. № 1, утвердившим унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты.

Также неполная занятость работника должна быть отражена в трудовых договорах и должностных инструкциях.

Учет времени занятости во вредных условиях труда постоянно работающих ведется на основании табельного учета, а привлекаемых для работ временно или эпизодически - по журналам учета рабочего времени или другим первичным документам (для электрогазосварщиков: журнал учета выдачи электродов, оформленные наряды-допуски и другие), главное, чтобы формы подтверждающих документов утверждались руководителем предприятия.

Трудовым законодательством не установлена унифицированная форма такого журнала, а также порядок его заполнения, однако, исходя из толкования норм ТК Российской Федерации, обязанность по отражению режима учета рабочего времени документально возложена на работодателя.

Также в соответствии с Методическими рекомендациями Минсоцобеспечения РСФСР от 22.03.79г. "О подтверждении права на льготное пенсионное обеспечение" Методическими рекомендациями по применению имеющихся на предприятиях и в организациях документов для подтверждения права на льготное пенсионное обеспечение работников с особым характером работы и условиями труда в соответствии со Списками N 1 и N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, слесари на ремонте, заправке и смене клапанов цистерн (Cписок 1 раздел XX, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173), могут являться в том числе журнал учета отработанного времени (содержит наименование видов работ, количество, нормативно затраченное время).

В нарушении требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не представил суду доказательств, свидетельствующих о раздельном учете рабочего времени в отношении застрахованных лиц, с выплат в пользу которых не начислены страховые взносы по дополнительному тарифу.

При проведении выездной проверки и в ходе судебного разбирательства также не представлены документы учета фактически отработанного времени застрахованными лицами во вредных условиях труда.

Кроме того, страховые взносы по дополнительному тарифу не исчислялись в отношении данных сотрудников как пропорционально отработанному времени, так и за полный рабочий день.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что вышеуказанные сотрудники исполняли обязанности, связанные с выполнением работ с вредными условиями труда, весь рабочий день, то есть 8 часов работники были заняты на работах с вредными условиями труда.

В соответствии с пунктом 4 Приложения 1 к ГОСТу 12.1.005-88 «Пояснения терминов, встречающихся в стандарте» постоянное рабочее время — место, на котором работающий находится большую часть своего времени (более 50% или более 2 ч. непрерывно). Если при этом работа осуществляется в различных пунктах рабочей зоны, постоянным рабочим местом считается вся рабочая зона.

Согласно картам аттестации рабочего места по условиям труда общая оценка условий труда сотрудников соответствует классу опасности 3.3, что свидетельствует о применении сотрудниками в работе оборудования и материалов, свидетельствующих о вредных условиях труда, что в свою очередь влечет право на получение досрочной страховой пенсии и необходимости уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу.

Кроме того, вредные условия труда сотрудников, занимающих должность «электрогазосварщик», подтверждаются Положением, в котором указано, что работникам по профессии электрогазосварщик устанавливается доплата за вредные условия труда.

Как следует из материалов дела, работники предприятия не переводились на иные должности с обычными условиями труда, отсутствуют приказы о частичной занятости работников с указанием причины перевода. В течение всего периода работы данные сотрудники занимали должности, включенные в раздел XXXIII “Общие профессии» Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой (трудовой) пенсии.

Вышеперечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что указанные в оспариваемом решении 11 сотрудников осуществляли свои трудовые функции с вредными условиями труда в течение полного рабочего дня на постоянной основе, в связи с чем воздействие на них вредных факторов составляет 100% рабочего времени.

Таким образом, условия труда данных сотрудников не менялись, работа производилась ими в режиме полного рабочего дня, отвлечений от работы не имелось.

Занятость вышеуказанных сотрудников в особых условиях труда также подтверждается представленными картами аттестации рабочего места по условиям труда.

Довод заявителя о невозможности полной занятости третьего сотрудника в филиале «Усть-Кутские электрические сети» в связи с наличием двух сварочных аппаратов суд не может принять во внимание на основании следующего.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работ в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 % рабочего времени. При этом в указанное время включаются периоды выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а для лиц, осуществляющих работу при помощи машин и механизмов, также период выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

В специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные (п. 5 Разъяснений Минтруда РФ от 22.05.1996 г. № 5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утв. Постановлением Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. N 29).

Согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 701н "Об утверждении профессионального стандарта "Сварщик", указанные сотрудники выполняли трудовые функции с кодом В/02.3, при этом в трудовые функции сотрудников с данным кодом помимо непосредственно выполнения самих процессов по резке и ручной сварке также входят следующие обязанности (Раздел III. Характеристика обобщенных трудовых функций): проверка оснащенности сварочного поста РД; проверка наличия заземления сварочного поста РД; подготовка и проверка сварочных материалов для РД; настройка оборудования РД для выполнения сварки; выполнение предварительного, сопутствующего (межслойного) подогрева металла; проверка работоспособности и исправности сварочного оборудования для РД; настройка сварочного оборудования для РД с учетом особенностей его специализированных функций (возможностей); контроль с применением измерительного инструмента сваренных РД деталей на соответствие геометрических размеров требованиям конструкторской и производственно-технологической документации по сварке.

Таким образом, в указанное время (в 80% рабочего времени) может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций, а также работы, не связанные с непосредственным использованием сварочного оборудования.

Списком №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", в разделе XXXIII "Общие профессии" позицией 23200000-19756 предусмотрена профессия «электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке».

Кроме того, вышеуказанные 11 сотрудников в расхождение с выпиской из штатного замещения предприятия согласно внутренним документам занимают следующие должности:

– ФИО16, ФИО10 (Ангарские ЭС) - «электрогазосварщик 4 разряда», что подтверждается приказами о приеме работника на работу, трудовыми договорами, должностными инструкциями;

– ФИО11, ФИО17 (Иркутские ЭС) - «электрогазосварщик 4 разряда», что подтверждается приказами о приеме работника на работу, трудовыми договорами;

– ФИО12, ФИО13 (Саянские ЭС) - «электрогазосварщик 4 разряда», что подтверждается приказами о приеме работника на работу;

– ФИО14, ФИО18, ФИО19 - «электрогазосварщик 3 разряда», что подтверждается приказами о переводе, о прекращении трудового договора, расчетными листками;

– ФИО15- «электрогазосварщик 4 разряда», что подтверждается расчетными листками.

Согласно Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих. Выпуск 2. Часть 1 Разделы: "Литейные работы", "Сварочные работы", "Котельные, холодноштамповочные, волочильные и давильные работы", "Кузнечно-прессовые и термические работы", (утв. постановлением Минтруда РФ от 15 ноября 1999 г. N 45) (далее — ЕТКС), должность электросварщика 3 разряда и свыше соответствует работе в должности «электрогазосварщик, занятый на резке и ручной сварке».

Должностные обязанности, выполняемые 11 сотрудниками, фактически соответствовали обязанностям электрогазосварщика 3 разряда и выше, закрепленным в ЕТКС.

Таким образом, вышеуказанные сотрудники фактически были заняты на работах в должности «электрогазосварщик, занятый на резке и ручной сварке» согласно наименованию позиции 232000000-19756 раздела XXXIII “Общие профессии» Списка № 2, занятого на резке и ручной сварке, в течение полного рабочего дня.

Согласно статье 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ условием применения дополнительного тарифа страховых взносов является занятость работника на работах, указанных в подпунктах 1 и 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ.

В случае полной занятости работника в течение месяца на работах, указанных в подпунктах 1 и 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, исчисление страховых взносов осуществляется организацией по соответствующим дополнительным тарифам со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений, включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии положениями части 1 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ, независимо от того, за какие периоды производятся данные выплаты.

В случае частичной занятости работника в течение месяца как на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений независимо от того, за какие периоды производятся данные выплаты, пропорционально количеству фактически отработанных часов на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

Частичная занятость — занятость на работах с вредными и тяжелыми условиями труда в случае, если часть рабочего времени работник был занят на работах с нормальными условиями труда.

Надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие занятость работников в других условиях труда, отличных от вредных и тяжелых, и перевод специалистов на работы, с такими условиями труда, страхователем в ходе проверки не представлялись.

Страховые взносы по дополнительному тарифу в отношении выплат вышеперечисленным работникам исчислены Управлением Пенсионного фонда исходя из полной занятости работника в течение месяца на работах, указанных в подпунктах 2-18 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ, в соответствии с табелем рабочего времени, представленным страхователем - ОГУЭП «Облкоммунэнерго».

Всего по результатам проверки выявлена недоимка:

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 235 510,77 руб., образовавшаяся за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, в том числе в результате занижения базы для начисления страховых взносов в сумме 235 510,77 руб. (заявителем оспаривается по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ, в сумме 181676,55 руб.).

- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 2 512,32 руб., образовавшаяся за период с 01.01.2013 по 31.12.2014, в том числе в результате занижения базы для начисления страховых взносов в сумме 2 512,32 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность.

Действия плательщика страховых взносов - ОГУЭП «Облкоммунэнерго» образуют состав правонарушения, за совершение которого установлена ответственность статьей 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Согласно статье 42 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Вина организации в совершении правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение правонарушения.

Вина должностных лиц в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, подтверждается исследованными в судебном заседании материалами проверки.

На основании части 1 статьи 47 Федерального закона № 212-ФЗ неуплата и неполная уплата страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов и неправильного исчисления страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы страховых взносов.

Расчет размера штрафа: 47 604,62 руб. (238 023,09 руб. * 20%) (заявителем оспаривается в сумме 36335 руб. 31 коп.).

Статьей 25 Закона № 212-ФЗ предусмотрена уплата пени - денежной суммы, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки, которые начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.

В связи с выявленными нарушениями в проверяемом расчетном периоде (2013, 2014 год) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование Управлением правомерно начислены предприятию пени в размере 15412,38руб. (заявителем оспаривается в сумме 14491 руб. 19 коп.)

Всем существенным доводам сторон судом дана соответствующая оценка, что нашло отражение в данном решении; иные доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, судом рассмотрены и на выводы суда не влияют.

В соответствии с пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» от 09.09.2015 №30-01-48-126 в оспариваемой части соответствует Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и не нарушает права и законные интересы заявителя.

При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленного требования следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

В удовлетворении заявленного требования отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Т.Ю. Мусихина