НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Иркутской области от 17.01.2018 № А19-24831/17

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                Дело  №А19-24831/2017

24.01.2018 г.

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании  17.01.2018   года.

Решение  в полном объеме изготовлено   24.01.2018  года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Пугачёва А.А., при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания  Каланда О.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ЛЕСРЕСУРС» (ОГРН 1073808022870, ИНН 3808156861; адрес:  г.Иркутск, ул.Байкальская, 293/7, 601)

к ГОСУДАРСТВЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ – УПРАВЛЕНИЮ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОКТЯБРЬСКОМ РАЙОНЕ Г. ИРКУТСКА (ОГРН 1103850018425, ИНН 3808214697, место нахождения: г.Иркутск, ул.Декабрьских Событий, 88), ИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЕ ПО ОКТЯБРЬСКОМУ ОКРУГУ Г.ИРКУТСКА (ОГРН 1043841003832, ИНН 3808114244, место нахождения: г.Иркутск, ул.Свердлова, 28),

о признании недействительным в части решения № 048V12170000686 от 22.09.2017г.,

при участии  в заседании:

от заявителя:  Парилова Н.Л. – представитель по доверенности;

от ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – УПРАВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОКТЯБРЬСКОМ РАЙОНЕ Г.ИРКУТСКА: Суханова Н.В. – представитель по доверенности;

от ИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЕ ПО ОКТЯБРЬСКОМУ ОКРУГУ Г.ИРКУТСКА: Хандархаева Е.Н. – представитель по доверенности,

установил:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ЛЕСРЕСУРС» обратилось в арбитражный суд с  заявлением к ГОСУДАРСТВЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ – УПРАВЛЕНИЮ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОКТЯБРЬСКОМ РАЙОНЕ Г.ИРКУТСКА, ИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЕ ПО ОКТЯБРЬСКОМУ ОКРУГУ Г.ИРКУТСКА о признании решения № 048V12170000686 от 22.09.2017г. недействительным в части:

доначисления суммы страховых взносов:

- на страховую пенсию в размере 32235 руб. 50 коп.;

- на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 7472 руб. 77 коп.;

начисленных пени:

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на  страховую пенсию в размере 9436 руб. 67 коп.;

- по взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 2187 руб. 59 коп.;

штрафа:

- за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов (страховая пенсия) в размере 6447 руб. 10 коп.;

- за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 1494 руб. 55 коп.;

- за неуплату  сумм страховых взносов по дополнительному тарифу в результате занижения базы для начисления страховых взносов и неверного исчисления страховых взносов по дополнительному тарифу в размере 25289 руб. 02 коп..

По мнению заявителя оспариваемым решением в подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам необоснованно включены  суммы на выплату выходного пособия Белоусову Г.В., поэтому доначисление стразовых вносов, начисление пени и штрафа  за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в оспариваемой части является неправомерным.

 Также заявитель считает необоснованным вышеуказанное решение в части начисления штрафа за неуплату  сумм страховых взносов по дополнительному тарифу в результате занижения базы для начисления страховых взносов и неверного исчисления страховых взносов по дополнительному тарифу  (штраф по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования») в связи с наличием смягчающих обстоятельств. В данной части заявитель требует уменьшить размер штрафа в 10 раз до 3793 руб. 35 коп.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении, указал на неправомерность начисления страховых взносов при выплате выходного пособия при расторжении договора.

Представитель Пенсионного фонда требования оспорил, указав на законность и обоснованность оспариваемого решения, представленный заявителем расчет не оспорил.

Представитель налогового органа считает заявленные требования необоснованными, дав пояснения в соответствии с доводами, изложенными в отзыве.

Дело рассмотрено в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела и представленные доказательства, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, на основании решения от 19.04.2017 № 30-01-45/090 Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов ООО «Лесресурс»   за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.

В ходе проверки Пенсионным фондом был сделан вывод о нарушении ООО «Лесресурс»  требований законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в том числе:

занижение базы для начисления страховых взносов в связи с выплатой начальнику котельной Белоусову Г.В. выходного пособия в связи с расторжением договора по соглашению сторон в размере 146524 руб. 98 коп.;

Результаты проверки зафиксированы в акте выездной проверки от 15.08.2017 № 30-01-47/164.

Решением Пенсионного фонда от 22.09.2017 № 048V12170000686, с учетом возражений Общества,   ООО «ЛЕСРЕСУРС»  привлечено к ответственности,  предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в размере 6584 руб. 56 коп., за неуплату сумм страховых взносов по дополнительному тарифу в результате занижения базы для начисления страховых взносов и неверного исчисления страховых взносов по дополнительному тарифу в виде штрафа в размере 37933 руб. 52 коп., за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов (ФФОМС) в виде штрафа в размере 4249 руб. 65 коп., также ООО «ЛЕСРЕСУРС»  начислены пени по состоянию на 31.12.2016 в общем размере 58718 руб. 64 коп., в том числе: на страховую пенсию в размере  9517 руб. 41 коп., по дополнительному тарифу в размере 46767 руб. 20 коп., на страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 2434 руб. 03 коп., а также  предложено уплатить недоимку в общем размере 243838 руб. 63 коп., в том числе по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование: на страховую пенсию – 32922 руб. 81 коп., по дополнительному тарифу в размере 189667 руб. 57 коп., по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 21248 руб. 25 коп.

Не согласившись с вынесенным решением в оспариваемой части, посчитав его не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в рассматриваемом периоды были урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

В силу подпункта «а» части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ Общество является плательщиком страховых взносов, как организация, производящая выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обязанная правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

Как установлено судом основанием для начисления недоимки, начисления пени и штрафа в оспариваемой части (кроме требования заявителя о снижении размера штрафа) послужил вывод Управления Пенсионного фонда о занижение базы для начисления страховых взносов на сумму выплат выходного пособия при расторжении трудового договора по соглашению сторон, начисленные в общем размере  146524 руб. 98 коп. начальнику котельной Белоусову Г.В.

В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. В силу статьи 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности. Таким образом, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.

Перечень случаев, когда при увольнении работнику выплачивается выходное пособие, и размеры выходных пособий установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, в том числе статьей 178. Указанной нормой также предусмотрено, что трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий. В силу статьи 46 Трудового кодекса Российской Федерации гарантии, компенсации и льготы работникам могут также устанавливаться соглашениями.

Таким образом, выплачиваемое при увольнении выходное пособие является компенсационной выплатой, установленной законодательством Российской Федерации; при этом Трудовой кодекс Российской Федерации прямо предусматривает возможность установления случаев выплаты выходного пособия и его размера трудовым или коллективным договорами, соглашениями.

Согласно соглашению от 31.03.2014 о расторжении трудового договора №001Б от 01.05.2010, заключенному между ООО «ЛЕСРЕСУРС»  (работодатель) и Белоусов Г.В. (работник) стороны пришли к соглашению о расторжении трудового договора по соглашению сторон с выплатой работнику компенсации в виде выходного пособия в размере двухмесячной средней заработной платы работника в размере 146524 руб. 98 коп.

Статьей 9 Федерального закона N 212-ФЗ установлен исчерпывающий перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона. В этот перечень включены все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Так, на основании подпункта «д» пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ не облагаются страховыми взносами суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Иных оснований для начисления страховых взносов на производимые выплаты указанный нормативный акт не устанавливает.

Из системного толкования приведенных норм следует, что именно от правовой природы взаимоотношений между страхователем и физическим лицом зависят наступающие в связи с этим последствия, в частности, возникновение обязанности по уплате страховых взносов.

Из анализа данной нормы следует, что если выплаты производятся не на основании трудовых или гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, то указанные суммы не являются объектом обложения страховыми взносами.

Статьей 56 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Исходя из положений ст.ст. 16, 56 Трудового кодекса Российской Федерации, понятие трудовых отношений ограничено определенными рамками и не может применяться к любым отношениям, возникающим между работодателем и лицом, с которым заключен трудовой договор.

Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации под компенсацией понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статьей 165 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом, работникам предоставляются гарантии и компенсации и в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Несмотря на то, что установленный главой 27 Трудового кодекса Российской Федерации перечень гарантий и компенсаций, подлежащих выплате работникам при расторжении трудового договора не включает такие выплаты как выходное пособие в связи с расторжением трудового договора по соглашению сторон, часть 4 статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации позволяет работодателю трудовым договором или коллективным договором определять другие случаи выплат выходных пособий, а также устанавливать повышенные размеры выходных пособий.

Таким образом, объектом обложения страховыми взносами в соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ являются такие выплаты, как непосредственно заработная плата (оплата за фактический труд), компенсационные и стимулирующие выплаты (надбавки к оплате за труд (к зарплате)).

Исходя из смысла и содержания статьи 7 Закона N 212-ФЗ, статей 15 и 129 Трудового кодекса Российской Федерации, понятия трудовых отношений и оплаты труда работника, суд приходит к выводу о том, что наличие трудовых отношений между обществом и его работниками не влечет включение спорных выплат, произведенных данным работникам и не представляющих собой оплату их труда, в базу для исчисления страховых взносов.

В соответствии с подп. «д» пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в проверяемый периоды) не подлежали обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.

Таким образом, выплачиваемое работнику при расторжении трудового договора по соглашению сторон выходное пособие, предусмотренное коллективным договором и дополнительными соглашениями к трудовым договорам, которые являются неотъемлемой частью трудовых договоров, в качестве дополнительной гарантии и компенсации при увольнении, является компенсационной выплатой при увольнении, установленной законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, спорные выплаты подпадают под действие подп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в проверяемых периодах) и не подлежат включению в базу, облагаемую страховыми взносами.

Данная правовая позиция соответствует правовой позиции, изложенной в ответе на вопрос № 34  Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017) и в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.08.2016 N Ф02-4230/2016 по делу N А19-8922/2015.

При таких обстоятельствах, в указанной выше части суд приходит к выводу об отсутствии оснований для включения указанных выплат в облагаемую страховыми взносами базу, неправомерности доначисления Пенсионным фондом недоимки, пени, штрафа в соответствующей части.

Расчет штрафа, недоимки и пени в оспариваемой части судом проверен, признан верным, ответчиками не оспорен.

Таким образом, требования заявителя в части признания недействительным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 22.09.2107 № 048V12170000686, вынесенного в отношении  ООО «Лесресурс» в части:

доначисления суммы страховых взносов:

- на страховую пенсию в размере 32235 руб. 50 коп.;

- на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 7472 руб. 77 коп.;

начисленных пени:

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на  страховую пенсию в размере 9436 руб. 67 коп.;

- по взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 2187 руб. 59 коп.;

штрафа:

-за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов (страховая пенсия) в размере 6447 руб. 10 коп.;

- за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 1494 руб. 55 коп.,

являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в заявленном размере.

Также Общество, не оспаривая правомерность начисления штрафа   на основании пункта 1 статьи 47  Федерального закона № 212-ФЗ за неуплату сумм страховых взносов по дополнительному тарифу в результате занижения азы для начисления страховых взносов и неверного исчисления страховых взносов по дополнительному тарифу, потребовало снизить штраф за неуплату страховых взносов по дополнительному тарифу до размера 3793 руб. 35 коп., ссылаясь на наличие  смягчающих обстоятельств, а именно:  правонарушение совершено впервые, по неосторожности.

Суд считает, что в данной  данное требования подлежит частичному удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 40 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность (далее - правонарушение).

Введение законодателем ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей то или иное право, возлагающее какую-либо обязанность должно отвечать требованиям справедливости и соразмерности.

Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 15.07.1999 N 11-П, принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично - правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Размер санкции должен отвечать требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.

С учетом изложенного при применении ответственности, установленной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ  размер штрафа, взыскиваемого с плательщика страховых взносов, должен определяться на основании упомянутых принципов и с учетом фактических обстоятельств конкретного дела.

На основании подпункта «а» пункта 22 и пункта 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» с 01 января 2015 года утратила силу статья 44 Закона N 212-ФЗ, 14 устанавливавшая перечень смягчающих и отягчающих обстоятельств, подлежащих учете при назначении штрафа за нарушение законодательства о страховых взносах, и предусматривавшая возможность снижения штрафа Пенсионным фондом или судом.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2016 года N 2-П положения подпункта «а» пункта 22 и пункта 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования», как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).

При этом Конституционным Судом Российской Федерации указано, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.

Поскольку вменяемое правонарушение совершено по неосторожности, общество ранее не привлекалось к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах, то есть правонарушение совершено впервые (доказательств обратного не представлено), штраф подлежит снижению в 3 раза до 12644 рублей. 50 коп.

Таким образом, оспариваемое решение подлежит признанию недействительным в части начисления штрафа за неуплату  сумм страховых взносов по дополнительному тарифу в результате занижения базы для начисления страховых взносов и неверного исчисления страховых взносов по дополнительному тарифу в размере 25289 руб. 02 коп.

В остальной части заявленных требований суд отказывает.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.

С учетом положений пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает необходимым возложить на  ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОКТЯБРЬСКОМ РАЙОНЕ Г. ИРКУТСКА и  ИНСПЕКЦИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЕ ПО ОКТЯБРЬСКОМУ ОКРУГУ Г.ИРКУТСКА обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, что, по мнению суда, является достаточным указанием для восстановления нарушенных прав заявителя. 

В силу статьи 102, части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьи 333.21 Налогового кодекса РФ, с ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОКТЯБРЬСКОМ РАЙОНЕ Г. ИРКУТСКА в пользу заявителя подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины при обращении в арбитражный суд в сумме 3 000 руб., в остальной части сумма государственной пошлины в размере 3000 рублей подлежит возврату как излишне уплаченная.

Руководствуясь ст.ст. 167 – 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать недействительным решение ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОКТЯБРЬСКОМ РАЙОНЕ Г. ИРКУТСКА о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 22.09.2107 № 048V12170000686, вынесенное в отношении  ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ЛЕСРЕСУРС» в части:

доначисления суммы страховых взносов:

- на страховую пенсию в размере 32235 руб. 50 коп.;

- на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 7472 руб. 77 коп.;

начисленных пени:

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на  страховую пенсию в размере 9436 руб. 67 коп.;

- по взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 2187 руб. 59 коп.;

штрафа:

-за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов (страховая пенсия) в размере 6447 руб. 10 коп.;

- за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 1494 руб. 55 коп.;

- за неуплату  сумм страховых взносов по дополнительному тарифу в результате занижения базы для начисления страховых взносов и неверного исчисления страховых взносов по дополнительному тарифу в размере 25289 руб. 02 коп.,

как несоответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Обязать ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОКТЯБРЬСКОМ РАЙОНЕ Г. ИРКУТСКА и  ИНСПЕКЦИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЕ ПО ОКТЯБРЬСКОМУ ОКРУГУ Г.ИРКУТСКА устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОКТЯБРЬСКОМ РАЙОНЕ Г. ИРКУТСКА в пользу ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ЛЕСРЕСУРС» 3000 руб. государственной пошлины.

Возвратить ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ЛЕСРЕСУРС» из федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

            Судья:                                                                                А.А. Пугачёв