НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Иркутской области от 16.10.2019 № А19-21256/19

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. ИркутскДело  №А19-21256/2019                                            

«23» октября 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 16.10.2019 года.

Решение в полном объеме изготовлено 23.10.2019 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Куклиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шипициной Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению  ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ГАЗПРОМНЕФТЬ-АНГАРА» (ОГРН 1058900801552; ИНН 8905034804)

к МИНИСТЕРСТВУ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН 1073808028194; ИНН 3808170859)

о признании незаконным решения, выраженного в письме от 22.07.2019г. №02-91-8145/19,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Конышев Э.В. – представитель по доверенности, представлен паспорт;

от ответчика: Фефелова Н.Д. – представитель по доверенности, представлено удостоверение;

установил:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ГАЗПРОМНЕФТЬ-АНГАРА» (далее – заявитель, Общество, ООО «ГАЗПРОМНЕФТЬ-АНГАРА») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к МИНИСТЕРСТВУ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (далее – ответчик, Министерство) с заявлением о признании незаконным решения об отказе в согласовании проекта планировки с проектом межевания территории для размещения объекта «Автомобильная дорога «Куст 6И» - а/д ВЧНГКМ – Талаканское НГКМ», выраженное в письме от 22.07.2019г. №02-91-8145/19.

Представитель заявителя заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему.

Представитель Министерства заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся доказательствам, исследовав которые, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

20 июня 2019 года Общество обратилось в Министерство с заявлением о согласовании документации по планировке территории с проектом межевания территории лесного участка, имеющего местоположение: Катангское лесничество, Катангское участковое лесничество, Преображенская дача, квартал №1, площадью 222,0788 га для размещения объекта: «Автомобильная дорога «Куст 6И» - а/д ВЧНГКМ – Талаканское НГКМ» (далее – документация по планировке территории).

Письмом от 22 июля 2019 года № 02-91-8145/19 Министерство отказало Обществу в согласовании документации по планировке территории на основании пунктов 5, 7  статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации как несоответствующей  требованиям к составу и содержанию документации по планировке территории в части наличия материалов (сведений) о перечне лесотаксационных выделов.

Полагая, что данный отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО «ГАЗПРОМНЕФТЬ-АНГАРА» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Оценив доводы сторон, представленные доказательства каждое в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм основанием для принятия судом решения о признании ненормативного правового акта незаконным является одновременно как несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту, так и нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из материалов дела следует, что ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ГАЗПРОМНЕФТЬ-АНГАРА» осуществляет коммерческую деятельность, связанную с добычей сырой нефти и нефтяного (попутного) газа, геолого-разведочным, геофизическим и геохимическим работам в области изучения недр.

В силу положений подпунктов 5 и 12 пункта 8 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 27 февраля 2018 года №155-пп, Министерство лесного комплекса Иркутской области в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет функции по проектированию лесных участков на землях лесного фонда и предоставлению лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.

Согласно пункту 2 части 10 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении проектной документации лесного участка является несоответствие проектной документации лесного участка лесохозяйственному регламенту лесничества.

Согласно частям 1-3, 5, 7-9   статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев проектирования лесных участков в целях размещения линейных объектов.

В проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков.

Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.

Проектирование лесных участков осуществляется в границах лесничеств.

Проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению в пользование лесного участка в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

Срок действия решения об утверждении проектной документации лесного участка составляет два года.

Органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса полномочия по предоставлению лесных участков, может быть принято решение об отказе в утверждении проектной документации лесных участков.

В соответствии с частью 10 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации основаниями для отказа в утверждении проектной документации лесного участка является несоответствие проектной документации лесного участка требованиям к составу и содержанию проектной документации лесного участка, которые установлены в соответствии с частью 12 настоящей статьи.

Согласно части 12 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минприроды России от 03.02.2017г. №54 утверждены Требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки (далее - Требования к проектной документации).

Текстовая часть проектной документации должна содержать следующие сведения:

наименование субъекта Российской Федерации и муниципального образования, на территории которого расположен проектируемый лесной участок;

категория земель, на которых расположен лесной участок;

наименование лесничества (лесопарка), участкового лесничества, урочища (при наличии);

целевое назначение лесов;

перечень лесных кварталов;

перечень лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов;

площадь проектируемого лесного участка;

количественные и качественные характеристики проектируемого лесного участка (распределение земель на проектируемом лесном участке, характеристика лесного участка в соответствии с таксационным описанием лесного участка, средние таксационные показатели насаждений проектируемого лесного участка, виды и объемы использования лесов на проектируемом лесном участке);

виды разрешенного использования лесов на проектируемом лесном участке;

проектируемый(-ые) вид(-ы) использования лесов лесного участка;

обременения проектируемого лесного участка;

ограничения использования лесов;

наличие зданий, сооружений, объектов, связанных с созданием лесной инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на проектируемом лесном участке;

наличие на проектируемом лесном участке особо защитных участков лесов, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территорий.

Согласно пункту 5 Требований к проектной документации характеристика проектируемого лесного участка должна составляться на основании данных государственного лесного реестра, а также натурного обследования проектируемого лесного участка (при необходимости).

В случае несоответствия натурного обследования проектируемого лесного участка данным государственного лесного реестра составляется акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию в соответствии с приказом Минприроды России от 11 ноября 2013 года №496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение».

Приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 14.07.2017 № 62-мпр утверждена форма проектной документации лесного участка (далее - Форма проектной документации).

Приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 14.07.2017г.  62-мпр также установлено (Примечание 1), что разделы формы проектной документации лесного участка заполняются по мере необходимости в зависимости от видов разрешенного использования лесов.

Согласно указанной форме проектной документации лесного участка (Примечание 3) в случае несоответствия натурного обследования проектируемого лесного участка (количественных и качественных характеристик, местоположения) данным государственного лесного реестра (либо при отсутствии материалов лесоустройства) составляется акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию в соответствии с приказом Минприроды России от 11 ноября 2013 года №496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляются внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение».

Пунктом 2.1 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Так, одним из документов, являющихся основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, является акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (пункт 2.1.3 Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, утвержденного Приказом Минприроды России от 11.11.2013г. №496).

Согласно статье 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков и лесничеств, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.

в связи с тем, что на часть лесного участка отсутствовали сведения о таксации лесов был составлен акт несоответствия данных государственного лесного реестра натуральному обследованию от 28.06.2019г., в соответствии с которым, при обследовании уточнены таксационные характеристики насаждений данных лесного реестра в отношении лесных земель общей площадью 217,1035 га, который содержал все необходимые сведения для подготовки проектной документации на лесной участок:

местоположение, площадь лесного участка;

категорию лесов по целевому назначению, расположенных на проектируемом участке;

также по результатам обследования был установлен состав насаждений, класс возраста, бонитет, полнота и общий запас объема древесины.

Игнялинский лицензионный участок, в границах которого расположен спорный лесной участок, предоставлен в пользование ООО «ГАЗПРОМНЕФТЬ-АНГАРА» на основании лицензии на право пользования недрами ИРК 02568 НР.

Отсутствие материалов лесоустройства на часть проектируемого лесного участка не может являться основанием для отказа в утверждении проектной документации, поскольку часть 10 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень основания для отказа, в который не входит такое основание, как отсутствие материалов лесоустройства.

В связи с изложенным, суд считает оспариваемый отказ по мотиву отсутствия материалов таксации лесов необоснованным.

Кроме того, из представленного заявителем ответа Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 23.09.2019г. №АВ-03-47/18361 о рассмотрении обращения ООО  «ГАЗПРОМНЕФТЬ-АНГАРА» следует, что по данным государственного лесного реестра на 01.01.2019г. на территории Катангского лесничества отсутствуют леса, в отношении которых лесоустройство не проводилось, но согласно лесохозяйственному регламенту Катангского лесничества лесоустроительные работы (наземные) на территории лесничества проводились в 1988 году (403,6 тыс. га), 1989 году (1992,2 тыс. га) и 2006 году (584 тыс. га). На остальной территории(9796 тыс. га) в границах Преображенской и Ербогаченской лесных дач в 1947 и 1954 годах проводилось аэровизуальное обследование, материалы которого отсутствуют.

В соответствии со статьей 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации текстовая часть проекта межевания территории, подготовка которого осуществляется, в том числе, и для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков, включает в себя целевое назначение лесов, вид (виды) разрешенного использования лесного участка, количественные и качественные характеристики лесного участка, сведения о нахождении лесного участка в границах особо защитных участков леса.

Кроме того, материалы по обоснованию проекта межевания территории включают в себя чертежи, на которых отображаются и границы лесничеств, участковых лесничеств, лесных кварталов, лесотаксационных выделов или частей лесотаксационных выделов.

Приказом Минприроды России от 03.02.2017г. №54 «Об утверждении требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки» определено, что проектная документация лесного участка должна содержать, в том числе, перечень лесных кварталов, перечень лесотаксационных выделов или их частей, количественные и качественные характеристики проектируемого лесного участка.

Перечисленные сведения могут быть определены только по результатам лесоустроительных работ (таксации лесов).

На основании чего, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) рекомендовало Министерству рассмотреть вопрос о возможности проведения лесоустроительных работ на территории Катангского лесничества.

Вместе с тем, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) указало, что учитывая необходимость проведения поисково-оценочных и разведочных работ, выполняемых в рамках лицензионных требований, в случае отсутствия материалов лесоустройства Рослехоз считает возможным решение указанного вопроса путем проведения специального обследования насаждений с составлением соответствующих документов, являющихся основанием для последующего внесения в государственный лесной реестр в соответствии с приказом Минприроды России от 11.11.2013г. №496 «Об утверждении перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение».

Таким образом,  проектная документация на лесной участок, подготовленная ООО «ГАЗПРОМНЕФТЬ-АНГАРА» и представленная на утверждение в МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, содержала все необходимые  сведения, предусмотренные Требованиями к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки, утвержденных Приказом Минприроды России от 03.02.2017г. №54, с учетом уточненных таксационных характеристик насаждений данных лесного реестра в отношении лесных земель общей площадью 217,1035 га.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в     отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что решение об отказе в согласовании проекта планировки с проектом межевания территории, выраженное в письме Министерства от 22.07.2019г. №02-91-8145/19, не соответствует Лесному кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку  фактически препятствует заявителю  осуществлять деятельность по добыче сырой нефти и нефтяного (попутного) газа, геолого-разведочным, геофизическим и геохимическим работам в области изучения недр в Катангском районе, незаконно возлагает на него обязанности не предусмотренные действующим законодательством, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При изложенных обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.

Рассмотрев вопрос о способе восстановления нарушенного права, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требований заявителя полностью или в части.

Право выбора способа восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя принадлежит суду. Способ защиты определяется на основании оценки спорных правоотношений, с учетом установленных по делу обстоятельств, должен быть соразмерен нарушению, отвечать целям восстановления нарушенного права лица, и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения.

Поскольку оспариваемый заявителем отказ нарушает его права и законные интересы, суд на основании пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает необходимым обязать МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ГАЗПРОМНЕФТЬ-АНГАРА».

 В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заявителем при обращении  в арбитражный суд была уплачена государственная пошлина в сумме 3000 рублей.

Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.

В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании изложенного с МИНИСТЕРСТВА ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ в пользу ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ГАЗПРОМНЕФТЬ-АНГАРА» подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконнымрешение об отказе ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ГАЗПРОМНЕФТЬ-АНГАРА» в согласовании проекта планировки с проектом межевания территории, выраженное в письме МИНИСТЕРСТВА ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ от 22.07.2019г. №02-91-8145/19,     как не соответствующее Лесному кодексу Российской Федерации.

Обязать МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ГАЗПРОМНЕФТЬ-АНГАРА».

Взыскать с МИНИСТЕРСТВА ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ в пользу ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ГАЗПРОМНЕФТЬ-АНГАРА» расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

         Судья                                                                                               Л.А. Куклина