АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело №А19-16918/2017
19.10.2017 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 16.10.2017 года.
Решение в полном объеме изготовлено 19.10.2017 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ананьиной Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семёновой А.Я., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению БРАТСКОГО АКЦИОНЕРНОГО НАРОДНОГО КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА (ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО) (ОГРН 1023800000069, ИНН 3803202031; место нахождения: 665717, Иркутская обл., г. Братск, ул. Комсомольская, 43)
к ГОСУДАРСТВЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ – УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГОРОДЕ БРАТСКЕ И БРАТСКОМ РАЙОНЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН 1023800838490, ИНН 3803000035; место нахождения: 665717, Иркутская обл., Братск г., Комсомольская ул., 38 «А»)
о признании недействительным решения об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах от 31.07.2017 № 048V13170000059 в части, обязании устранить допущенные нарушения
при участии в судебном заседании:
от заявителя – Ермошенко И.В. (представитель по доверенности, паспорт),
от органа, принявшего оспариваемый акт – Каратунова И.В. (представитель по доверенности, паспорт),
УСТАНОВИЛ:
БРАТСКИЙ АКЦИОНЕРНЫЙ НАРОДНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК (ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО) (далее – заявитель, Банк) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к ГОСУДАРСТВЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ – УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГОРОДЕ БРАТСКЕ И БРАТСКОМ РАЙОНЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (далее – Пенсионный фонд) о признании недействительным решения об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 31.07.2017 № 048V13170000059 в части требования уплаты недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, полагает, что в связи с отсутствием оснований для привлечения к ответственности по п. 1 ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ за неуплату или неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действия (бездействия), установленных в пунктах 1, 5 оспариваемого решения, и с учетом применения ч. 5 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», ст. ст. 54, 57 Конституции Российской Федерации у Пенсионного фонда отсутствуют правовые основания требования уплаты недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть в сумме 1 256 220 руб. 00 коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 330 939 руб. 00 коп. за период с 01.01.2014 по 31.05.2016.
Представитель Пенсионного фонда требования оспорил, указав на законность и обоснованность оспариваемого решения в части начисленной недоимки.
В судебном заседании 09.10.2017 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 11 час. 00 мин. 16.10.2017. После объявленного перерыва судебное заседание продолжено.
Дело рассматривается по правилам, установленным главой 24 АПК РФ.
Судом установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, на основании решения заместителя начальника Пенсионного фонда от 04.04.2017 № 048V02170000370 должностным лицом Пенсионного фонда проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) Банком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2014 по 31.12.2016, в ходе которой было выявлено, в том числе, занижение базы для начисления страховых взносов в результате не включения Банком в облагаемую базу сумм выплат членам совета директоров.
Результаты проверки зафиксированы в акте выездной проверки от 28.06.2017 № 048V10170000671, по результатам рассмотрения которого, с учетом представленных Банком возражений, Пенсионным фондом вынесено решение об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 31.07.2017 № 048V13170000059, согласно п. 3.1. которого Банку было предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть в размере 1256220 руб. 00 коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 330939 руб. 00 коп.
Полагая решение Пенсионного фонда в данной части недействительным, нарушающим права и законные интересы Банка, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В свою очередь, заявитель по смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
В силу положений статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ Банк относится к категории страхователей по обязательному пенсионному страхованию, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в связи с чем обязан правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 212-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц.
На основании пункта 1 статьи 18, подпунктов 1, 2 пункта 2 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, основанием для вынесения Пенсионным фондом оспариваемого в части начисления недоимки решения от 31.07.2017 № 048V13170000059, послужил вывод о занижении Банком базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2014-2016г.г. в результате невключения в облагаемую базу выплат председателю совета директоров Банка Громовой В.Б.
Согласно доводом Банка, ежемесячное вознаграждение Громовой В.Б. в период с 2014-2016 г.г. за исполнение ею обязанностей председателя совета директоров выплачивалось на основании выписки из протокола № 3 внеочередного общего собрания акционеров Банка от 04.08.2011, трудовой договор и договор гражданско-правового характера Банк с Громовой В.Б. не заключал, в связи с чем такие вознаграждения Банк страховыми взносами не облагал.
В соответствии с пунктом 1 статьи 64 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" совет директоров (наблюдательный совет) общества осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных названным Федеральным законом к компетенции общего собрания акционеров.
По решению общего собрания акционеров членам совета директоров (наблюдательного совета) общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждение и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими функций членов совета директоров (наблюдательного совета) общества. Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания акционеров (пункт 2 статьи 64 Закона N 208-ФЗ).
Исходя из буквального толкования приведенных норм закона, регулирующих отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов во взаимосвязи с закрепленным законодательно правомочиями и статусом наблюдательного совета суд приходит к выводу, что деятельность совета директоров акционерного общества и отношения между последним и непосредственно самим обществом регулируются нормами гражданского законодательства, в связи с чем являются гражданско-правовыми отношениями.
Поскольку выплата вознаграждения Громовой В.Б. как председателю совета директоров связана с выполнением ею управленческих функций и вытекает из гражданских правоотношений, суд находит правомерным вывод Пенсионного фонда о том, что на выплачиваемые вознаграждения подлежат начислению страховые взносы,
Данная позиция корреспондирует позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 06.06.2016 N 1169-О и N 1170-О, согласно которым действующее регулирование предполагает отнесение указанного вознаграждения к объекту обложения страховыми взносами независимо от того, содержится ли условие о его выплате в договоре, заключаемом между членом соответствующего органа и обществом, и позволяет считать такие выплаты осуществляемыми в рамках гражданско-правовых договоров, поскольку в противном случае правовой режим обложения страховыми взносами для одной и той же выплаты будет ставиться в зависимость от формального критерия (наличие или отсутствие условия о ней в договоре), что приводило бы к нарушению конституционного принципа равенства.
Довод Банка о том, что основания требования уплаты соответствующих страховых взносов возникли у Пенсионного фонда лишь с момента вступления в силу указанных Определений Конституционного Суда от 06.06.2016 №№ 1169-О, 1170-О, поскольку, по мнению Банка, в соответствии со ст. 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет, суд находит несостоятельным. При этом суд исходит из того, что в связи с принятием Конституционным Судом Российской Федерации упомянутых определений правовое регулирование рассматриваемых правоотношений не менялось.
В указанных Определениях Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил действительный нормативно-правовой смысл норм законодательства и разъяснил действующее правовое регулирование по отнесению таких вознаграждения к объекту обложения страховыми взносами.
В связи с чем оснований для освобождения от начисления и уплаты таких страховых взносов не имеется.
В силу ст. 25, 43 Закона 212-ФЗ выполнение письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов освобождает от начисления пеней и штрафов, однако не освобождает от обязанности заявителя по уплате недоимки по страховым взносам на вознаграждение, выплаченное указанным лицам.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о правомерности доначисления УПФ страховых взносов по указанным выше выплатам за рассматриваемые периоды.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Принимая во внимание вышеизложенное, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия
Судья Г.В. Ананьина