АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025 г. Иркутск, б.Гагарина, 70
тел. 24-12-96, факс 24-15-99
www.irkutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Иркутск
23 августа 2012 года Дело № А19-14137/2012
Резолютивная часть решения объявлена 16 августа 2012 года
Полный текст решения изготовлен 23 августа 2012 года
Судья Арбитражного суда Иркутской области Верзаков Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Афанасьевой Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад «Лесная сказка» (ИНН 3834007320, ОГРН 1023802657450)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области (ИНН 3805701678, ОГРН 1043800922967)
о признании незаконными действий налогового органа и понуждении к выполнению действий
при участии в заседании:
от заявителя: не явились;
от ответчика: не явились;
установил: Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад «Лесная сказка» (далее заявитель, налогоплательщик, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области (далее ответчик, налоговая инспекция, налоговый орган), выразившихся в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, содержащей данные о сумме недоимки (задолженности по пеням и штрафам), возможность взыскания которой инспекцией утрачена, а также с требованием обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад «Лесная сказка» путем выдачи справки, не содержащей сведения о наличии недоимки (задолженности по пеням и штрафам), по которой истек установленный срок взыскания.
В ходе судебного разбирательства налогоплательщик в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования и просил:
1) признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области, выразившиеся в выдаче справки № 1132 «О состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 10 апреля 2012г.», содержащей данные о суммах недоимки (задолженности по пеням и штрафам), возможность взыскания которых Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области утрачена, в части задолженности по уплате пени в размере 2019388,34 руб., из них:
- недоимка, пени, штрафы по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 1914652 руб.;
- недоимка, пени, штрафы по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 530 руб.;
- недоимка, пени, штрафы по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в сумме 9020,15 руб.;
- недоимка, пени, штрафы по взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации в сумме 95186,19 руб.
2) обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад «Лесная сказка» путем выдачи справки, не содержащей сведения о наличии недоимки (задолженности по пеням и штрафам), по которой истек установленный срок взыскания.
Заявитель в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом в порядке ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом в порядке ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Представил суду отзыв, в котором пояснил, что налоговые органы не могут произвольно признавать долги по налогам безнадежными к взысканию, а также указал, что у инспекции отсутствуют правовые основания для отражения в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам без указания задолженности, по которой истек срок взыскания.
По существу заявленных требований суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно справке № 1132 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 10.04.2012 заявитель имеет задолженность по страховым взносам и пени, в том числе:
- пени по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 1914652 руб.;
- пени по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 530 руб.;
- пени по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в сумме 9020,15 руб.;
- пени по взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации в сумме 95186,19 руб.
Заявитель, считая, что действия налогового органа по выдаче названной справки с указанием задолженности в размере 2019388,34 руб., возможность взыскания которой утрачена, противоречат законодательству о налогах и сборах, нарушают его права и законные интересы, обжаловал их в судебном порядке.
Суд исследовал материалы дела и пришел к следующим выводам.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, взносам на основании данных налогового органа.
Указанные в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть быть достоверными.
Как следует из материалов дела, налоговым органом по запросу налогоплательщика выдана справка № 1132 по состоянию на 10.04.2012, в которой содержатся сведения о задолженности по уплате пени по страховым взносам в размере 2019388,34 руб. без отражения информации о невозможности взыскания данной суммы в бесспорном (принудительном) порядке.
Указанная в справке задолженность образовалась до 01.01.2001, то есть в периоды, сроки взыскания за которые истекли как в судебном, так и во внесудебном порядке, и была передана налоговому органу из Пенсионного фонда. Доказательств, подтверждающих основания возникновения данной суммы задолженности, соблюдения процедуры и сроков ее взыскания инспекция не представила.
С учетом изложенного суд считает, что в отношении пенипо страховым взносам в размере 2019388,34 руб. налоговым органом утрачена возможность взыскания в связи с истечением установленных Налоговым кодексом Российской Федерации сроков их взыскания. Данная задолженность является безнадежной ко взысканию.
Таким образом, указание в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам № 1132 по состоянию на 10.04.2012 вышеназванной суммы задолженности не отражает реального размера существующих у налогоплательщика налоговых обязательств.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении № 4381/09 от 01.09.2009, неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными ко взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
В силу пункта 2 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые и таможенные органы являются органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки по налогам, сборам, задолженности по пеням и штрафам безнадежными ко взысканию и их списании.
Приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 № ММ-3-19/206, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.
Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения объективной информации о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом, в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.
Суд считает, что действия инспекции по отражению в спорной справке задолженности по уплате пени по страховым взносам в сумме 2019388,34 руб. без указания на утрату налоговым органом права на ее взыскание существенно затрагивают право налогоплательщика на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.
Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что спорная сумма задолженности образовалась до 01.01.2001, то есть в периоды, сроки взыскания за которые истекли как в судебном, так и во внесудебном порядке, привлечение Пенсионного фонда в качестве третьего лица в данном случае не является необходимым. В связи с этим суд оставил ходатайство налогового органа о привлечении по делу в качетсве третьего лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Нижнеилимском районе Иркутской области без удовлетворения.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что требования Муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад «Лесная сказка» законны, обоснованны, документально подтверждены, заявление подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области, выразившиеся в выдаче справки № 1132 «О состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 10 апреля 2012г.», содержащей данные о суммах недоимки (задолженности по пеням и штрафам), возможность взыскания которых Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области утрачена, в части задолженности по уплате пени в размере 2019388,34 руб., из них:
- недоимка, пени, штрафы по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 1914652 руб.;
- недоимка, пени, штрафы по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 530 руб.;
- недоимка, пени, штрафы по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в сумме 9020,15 руб.;
- недоимка, пени, штрафы по взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации в сумме 95186,19 руб.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад «Лесная сказка» путем выдачи справки, не содержащей сведения о наличии недоимки (задолженности по пеням и штрафам), по которой истек установленный срок взыскания.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Е.И. Верзаков