НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Иркутской области от 16.04.2007 № А19-3959/07

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 34-44-70, факс 34-44-66

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №А19-3959/07-43

«20» апреля 2007 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 апреля 2007г.

Полный текст решения изготовлен 20 апреля 2007г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Седых Н.Д.  ,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №9 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу

к Областному государственному учреждению здравоохранения «Усть-Илимская областная станция переливания крови»

о взыскании 16.505 рублей 48 копеек,

при участии в заседании:

от заявителя: Житкевич А.В. - представитель по доверенности №08-08 от 10.01.2007г.,

от налогоплательщика: не явился,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №9 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее – заявитель, налоговый орган, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области к Областному государственному учреждению здравоохранения «Усть-Илимская областная станция переливания крови» (далее – налогоплательщик, учреждение) о взыскании 16.505 рублей 48 копеек, в том числе: налоговой санкции в сумме 12.578 рублей 80 копеек, пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в размере 3.926 рублей 68 копеек.

Представитель налогового органа в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель налогоплательщика в судебное заседание не явился; учреждение уведомлено о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.

ОГУЗ «Усть-Илимская областная станция переливания крови» требования ни по существу, ни по размеру не оспорило, заявило ходатайство о снижении размера налоговых санкций в связи с наличием смягчающих обстоятельств, в заявлении №051 от 12.04.2007г., направленном в адрес суда, просило рассмотреть дело без участия своего представителя.

Дело рассмотрено в соответствии со статьей 215 АПК РФ без участия представителя налогоплательщика.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд установил следующие обстоятельства.

03.07.2006г. учреждением представлена вторая уточненная декларация по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2006г., согласно которой сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, составила 1.844 рубля 00 копеек; стоимость реализованных товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), - 628.944 рубля 00 копеек (код операции 1010211).

Налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной декларации, по результатам которой принято решение №03-09/02.5-193 (рег.№2997000)-39638 от 27.09.2006г. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно решению №03-09/02.5-193 (рег.№2997000)-39638 налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде штрафа в размере 12.578 рублей 80 копеек, учреждению предложено уплатить налоговые санкции в размере 12.578 рублей 80 копеек, налог на добавленную стоимость в размере 62.894 рубля 00 копеек, пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в размере 3.926 рублей 68 копеек.

В качестве оснований для принятия решения №03-09/02.5-193 (рег.№2997000)-39638 налоговый орган указал на занижение учреждением налогооблагаемой базы по НДС в связи с неправомерным применением налогоплательщиком льготы по налогу на добавленную стоимость, предусмотренной абзацем 4 пунктом 2 статьи 149 НК РФ (оказание медицинских услуг).

Инспекция полагает, что изготовление и поставка учреждением в спорном периоде трансфузионных сред (компонентов крови) не является медицинской услугой, освобождаемой от налогообложения, поскольку согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 компоненты и препараты крови включены в группу 93 0000 «Медикаменты, химико-фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения», которые в силу подпункта 4 пункта 2 статьи 164 НК РФ облагаются НДС по ставке 10%.

Требования об уплате налоговой санкции №5991 от 29.09.2006г., об уплате налога по состоянию на 29.09.2006г. направлены налогоплательщику 02.10.2006г. заказной почтовой корреспонденцией. Срок исполнения требований истек, суммы штрафа и пени не уплачены.

В связи с чем заявитель в соответствии с пунктом 1 статьи 104 Налогового Кодекса Российской Федерации просит взыскать с налогоплательщика 16.505 рублей 48 копеек, в том числе: налоговую санкцию в сумме 12.578 рублей 80 копеек, пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в размере 3.926 рублей 68 копеек, в судебном порядке.

Оценив представленные доказательства, заслушав доводы и возражения представителя инспекции, суд полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению частично.

В соответствии со статьей 23 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) каждый налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги, своевременно и в полном размере вносить в бюджет причитающиеся к уплате суммы налога.

Согласно статье 146 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В силу требований статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации: важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники; протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним; технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов; очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных); медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. В целях главы 21 НК РФ к медицинским услугам относятся услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями.

Как следует из материалов дела, между налогоплательщиком и Муниципальным учреждением здравоохранения «Городская больница №1» заключен договор на поставку трансфузионных сред от 01.01.2006г. №1; с Муниципальным учреждением здравоохранения «Центральная городская больница» заключен договор на поставку трансфузионных сред от 01.01.2006г. №004, в соответствии с которыми учреждение приняло на себя обязательство по изготовлению и поставке трансфузионных сред из крови доноров-родственников, направленных заказчиками.

Оценивая условия вышеуказанных договоров, суд пришел к выводу, что налогоплательщиком в спорном периоде осуществлялись операции по реализации компонентов крови, а не предоставление медицинских услуг по сбору у населения крови, оказываемых по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями.

По Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 компоненты и препараты крови включены в группу 93 0000 «Медикаменты, химико-фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения»

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 164 НК РФ налогообложение по налоговой ставке 10% производится при реализации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства: лекарственных средств, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления; изделий медицинского назначения.

Учитывая изложенное, суд считает, что деятельность налогоплательщика по реализации компонентов крови не подпадает под льготу, установленную подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 НКРФ, и подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 10%.

Судом установлено, что учреждением в 1 квартале 2006г. реализовано компонентов крови на общую сумму 647.381 рубль 00 копеек по счетам-фактурам №1 от 17.03.2006г., №4 от 17.03.2006г., №5 от 31.03.2006г. Муниципальному учреждению здравоохранения «Центральная городская больница»; №2 от 17.03.2006г., №3 от 17.03.2006г., №6 от 30.03.2006г. Муниципальному учреждению здравоохранения «Городская больница №1».

В нарушение требований подпункта 4 пункта 2 статьи 164 НК РФ налогоплательщиком на сумму реализации не начислен налог на добавленную стоимость в размере 64.738 рублей 10 копеек, в счетах-фактурах НДС не выделен отдельной строкой.

В связи с чем суд полагает доказанным обстоятельство занижения учреждением налогооблагаемой базы по НДС в связи с неправомерным применением налогоплательщиком льготы по налогу на добавленную стоимость, предусмотренной абзацем 4 пунктом 2 статьи 149 НК РФ, на сумму 647.381 рубль 00 копеек.

Неисполнение обязанности по уплате налога в установленный законодательством о налогах срок влечет начисление пени в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Согласно указанной норме Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом начислены пени в сумме 3.926 рублей 68 копеек за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость за 1 квартал 2006г. Расчет пени, представленный инспекцией, суд полагает верным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога, в связи с чем инспекцией правомерно исчислены штрафные санкции в сумме 12.578 рублей 80 копеек.

Вместе с тем, от налогоплательщика поступило ходатайство о снижении размера штрафных санкций, в связи с наличием смягчающих обстоятельств.

Согласно п.3 ст.114 Налогового кодекса РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Налогового Кодекса за совершение налогового правонарушения.

По общему правилу лицо, совершившее налоговое правонарушение, подлежит привлечению к ответственности и ему назначается наказание.

Учитывая принцип индивидуализации наказания, мера налоговой ответственности должна быть соразмерна совершенному противоправному деянию, поэтому при назначении наказания суд обязан учитывать характер правонарушения, степень вины нарушителя, а также отягчающие и смягчающие обстоятельства, то есть при рассмотрении вопроса о назначении виновному лицу наказания следует учитывать, в том числе и нормы закона, которые регламентируют возможность уменьшить налоговую ответственность, установить наличие или отсутствие смягчающих обстоятельств.

Непринятие во внимание соотношения характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств приведет к нарушению принципов справедливости наказания и его соразмерности и может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы.

Таким образом, суд при рассмотрении дела вправе учесть как смягчающее любое обстоятельство и с учетом принципа разумности и справедливости снизить размер назначенного наказания.

Статьей 112 НК РФ предусмотрены обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. При этом перечень смягчающих вину обстоятельств не является исчерпывающим, и в силу пункта 1 статьи 112 НК РФ, обстоятельствами, смягчающими ответственность могут являться обстоятельства, признанные таковыми судом.

Судом также учитывается положения Информационного письма ВАС РФ от 20.12.99г. № С1-7/СМП-1341 «Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека при защите имущественных прав и права на правосудие» о том, что нарушение имущественных прав применительно к частным лицам и, как следствие, иных прав и законных интересов налогоплательщика в сфере предпринимательской деятельности, возможно путем неоправданного наложения государственными органами административных санкций. В связи с чем при вынесении решения судом должны учитываться серьезность, реальность и последствие нарушения, повлекшего начисление санкций, соблюдение баланса публичного и частного интереса при разрешении спора.

Как следует из материалов дела, ОГУ «Усть-Илимская областная станция переливания крови», является учреждением, финансируемым из средств бюджета Иркутской области, осуществляет социально значимый вид деятельности, полностью погасило задолженность по налогу на добавленную стоимость в сумме 64.738 рублей 00 копеек по заявке на списание специальных средств №10 от 28.11.2006г.

Принимая во внимание указанные обстоятельства и то, что налогоплательщик неоднократно обращался в налоговую инспекцию за разъяснением порядка обложения налогом на добавленную стоимость спорных операций, суд считает необходимым, на основании вышеупомянутой статьи 114 НК РФ, уменьшить размер штрафа, взыскиваемого по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, до 500 рублей.

В соответствии со статьей 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ. Взыскание налога в судебном порядке производится с организации, которой открыт лицевой счет.

Согласно статье 46 НК РФ взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) счетов, а при недостаточности средств на рублевых счетах - с валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.

Областное государственное учреждение здравоохранения «Усть-Илимская областная станция переливания крови» не имеет счетов в кредитных учреждениях, ему открыт лицевой счет, что подтверждается ходатайством учреждения.

Кроме того, налогоплательщик является областным учреждением, финансируемым из средств бюджета. В соответствии с пунктом 1 статьи 239 Бюджетного Кодекса РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется только на основании судебного акта.

В связи с изложенным, суд пришел к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению частично в сумме 4.426 рублей 68 копеек.

Поэтому с налогоплательщика надлежит взыскать штраф в сумме 500 рублей и пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в размере 3.926 рублей 68 копеек.

В удовлетворении остальной части требований следует отказать.

В соответствии с ч. 3 ст. 110 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации на налогоплательщика возлагаются расходы по государственной пошлине, от уплаты которой при подаче заявления в суд налоговый орган освобожден в установленном законом порядке.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования удовлетворить частично.

Взыскать с Областного государственного учреждения здравоохранения «Усть-Илимская областная станция переливания крови», зарегистрированного в качестве юридического лица 13.05.2004г. МИМНС РФ №9 по Иркутской области, ОГРН 1043802004003, ИНН 3817025520, расположенного по адресу: 666681, Иркутская область, г. Усть-Илимск, улица Карла Маркса, 22а,

- штраф в сумме 500 рублей 00 копеек, пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в размере 3.926 рублей 68 копеек, всего 4.426 рублей 68 копеек с зачислением в соответствующие бюджеты, и в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 500 рублей.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Седых Н.Д.