НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Иркутской области от 16.04.2006 № А19-2646/08

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

664025, <...>,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. <***>, факс <***>

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №А19-2646/08-43

«18» апреля 2008 г.

Резолютивная часть решения объявлена 16 апреля 2006г.

Полный текст решения изготовлен 18 апреля 2006г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Седых Н.Д. 

  при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Иркутской области

к Областному государственному автономному учреждению «Мамский лесхоз»

о взыскании 78.169 рублей 95 копеек,

при участии в заседании:

от заявителя: не явились,

от налогового органа: не явились,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №3 по Иркутской области (далее – заявитель, инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области к Областному государственному автономному учреждению «Мамский лесхоз» (далее –налогоплательщик, учреждение, лесхоз) о взыскании 78.169 рублей 95 копеек.

Представители заявителя и налогоплательщика в судебное заседание не явились, уведомлены о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (уведомления №66562, №66563). В пояснении от 19.03.2008г. №907-9397, направленном в адрес суда, налоговый орган требования поддержал, в заявлении просил рассмотреть дело без участия своего представителя. Лесхоз требования ни по существу, ни по размеру не оспорил.

Дело рассматривается в соответствии со статьей 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без участия представителей заявителя и налогоплательщика.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №3 по Иркутской области проведена выездная налоговая проверка Областного государственного автономного учреждения «Мамский лесхоз» по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, в том числе: правильности исчисления, удержания и полноты перечисления в бюджет налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2004г. по 31.12.2006г., налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2004г. по 31.05.2007г.

По результатам проверки составлен акт №04-22/28-28 от 25 июля 2007г. и принято решение №04-22/615-15026 от 04 сентября 2007г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым учреждение привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), в виде штрафа в размере 10.297 рубля 00 копеек за неполную уплату налога на добавленную стоимость, налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 123 НК РФ, в виде штрафа в размере 3.536 рублей 00 копеек за неправомерное неперечисление налога на доходы физических лиц; инспекцией начислены пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в размере 4.853 рубля 16 копеек, несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц в размере 7.997 рублей 99 копеек; налогоплательщику предложено уплатить налог на добавленную стоимость в размере 51.485 рублей 00 копеек, начисленные штрафы и пени.

В качестве оснований для принятия решения №04-22/615-15026 от 04 сентября 2007г. инспекция указала на следующие обстоятельства.

Занижение суммы исчисленного налога на добавленную стоимость за 1 квартал 2006г. на 25.328 рублей 00 копеек в результате применения налоговых вычетов без документального подтверждения; за 4 квартал 2006г. на 26.157 рублей 00 копеек в результате завышения суммы вычетов, указанных в налоговой декларации, против суммы вычетов, указанных в книге покупок.

По состоянию на 31.05.2007г. задолженность налогоплательщика по неперечисленному налогу на доходы физических лиц составила 17.684 рубля 00 копеек, которая была погашена лесхозом платежным поручением №99 от 08.06.2007г.

За неуплату (неполную уплату) налога на добавленную стоимость в сумме 51.485 рублей 00 копеек учреждение привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 10.297 рубля 00 копеек; за неправомерное неперечисление налога на доходы физических лиц в размере 17.684 рубля 00 копеек лесхоз привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 123 НК РФ, в виде штрафа в размере 3.536 рублей 00 копеек.

Согласно статье 75 НК РФ за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость инспекцией начислены пени в размере 4.853 рубля 16 копеек, за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц – пени в размере 7.997 рублей 99 копеек.

Требование №113 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 14.12.2007г. о добровольной уплате сумм налога на добавленную стоимость, пени, штрафа вручено налогоплательщику 09 января 2008г., последним не исполнено.

В связи с чем налоговый орган в соответствии со статьей 104 НК РФ просит взыскать с учреждения налог на добавленную стоимость в размере 51.485 рублей 00 копеек, штраф за неуплату (неполную уплату) налога на добавленную стоимость в размере 10.297 рубля 00 копеек; штраф за неправомерное неперечисление налога на доходы физических лиц в размере 3.536 рублей 00 копеек, пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в размере 7.997 рублей 99 копеек, пени за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц в размере 4.853 рубля 16 копеек, всего 78.169 рублей 95 копеек, в судебном порядке.

Оценив представленные доказательства, суд полагает, что заявленные требования являются частично обоснованными и подлежат удовлетворению в части.

Суд полагает правомерным доначисление налога на добавленную стоимость в размере 51.485 рублей 00 копеек в связи со следующим.

Согласно пункту 3 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные в соответствии со статьей 173 НК РФ покупателями - налоговыми агентами.

Пункт 4 статьи 173 НК РФ устанавливает, что при реализации товаров (работ, услуг), указанных в статье 161 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в статье 161 НК РФ.

В соответствии со статьей 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации налоговыми агентами.

При предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

При реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений статьи 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.

При реализации на территории Российской Федерации товаров иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.

В случае если в течение десяти лет с момента регистрации судна в Российском международном реестре судов оно исключено из указанного реестра, кроме исключения вследствие признания судна погибшим, пропавшим без вести, конструктивно погибшим, утратившим качества судна в результате перестройки или любых других изменений, или если в течение 45 календарных дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику регистрация судна в Российском международном реестре судов не осуществлена, налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость, по которой это судно было реализовано заказчику, с учетом налога.

По статье 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171НК РФ.

Из налоговой декларации налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2006г. следует, что учреждением заявлены налоговые вычеты в размере 25.329 рублей 00 копеек как суммы налога, уплаченные в бюджет налогоплательщиком в качестве покупателя - налогового агента.

В подтверждение правомерности заявленного вычета лесхозом в ходе проверки представлены платежные поручения №5 от 17.02.2006г. на сумму 582 рубля 28 копеек с назначением платежа «НДС за 4 квартал 2005г.», №19 от 17.02.2006г. на сумму 8.730 рублей 13 копеек с назначением платежа «НДС за 3 квартал 2005г.», №21 от 03.03.2006г. на сумму 5.338 рублей 98 копеек с назначением платежа «НДС за 1 квартал 2006г.», №35 от 07.03.2006г. на сумму 5.338 рублей 98 копеек с назначением платежа «НДС за 1 квартал 2006г.», №37 от 10.03.2006г. на сумму 5.338 рублей 98 копеек с назначением платежа «НДС за 1 квартал 2006г.», №39 от 15.03.2006г. на сумму 5.338 рублей 98 копеек с назначением платежа «НДС за 1 квартал 2006г.».

Исследовав и оценив платежные поручения, суд установил, что в означенных документах отсутствуют какие-либо указания на перечисление НДС учреждением в качестве налогового агента.

В связи с чем суд считает, что сам факт представления платежных документов об оплате НДС, в отсутствие доказательств наличия у лесхоза правоотношений с третьими лицами, порождающими обязанность учреждения по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость за указанных лиц, не свидетельствует о правомерности заявления налогоплательщиком вычетов по налогу на добавленную стоимость в размере 25.329 рублей 00 копеек по строке 260 налоговой декларации по НДС, поскольку в указанных обстоятельствах не исключена уплата лесхозом налога на добавленную стоимость по перечисленным платежным поручениям в качестве плательщика НДС в порядке статьи 143 НК РФ. В таком случае уплаченный налог на добавленную стоимость не может быть принят к вычету в силу требований статьи 171 НК РФ.

Кроме того, налогоплательщиком ни при проверке, ни в ходе судебного разбирательства не приведено доказательств, свидетельствующих о том, что учреждение является налоговым агентом в значении, придаваемом статьей 161 НК РФ, а также доказательств, подтверждающих наличие налогооблагаемой базы в определенном размере и факта удержания налога лесхозом в сумме 25.329 рублей 00 копеек.

Из налоговой декларации налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2006г. следует, что учреждением заявлены налоговые вычеты в размере 47.108 рублей 00 копеек как суммы налога, уплаченные в бюджет налогоплательщиком в качестве покупателя - налогового агента.

Доказательств правомерности применения вычетов в указанной сумме по налогу на добавленную стоимость, уплаченному налоговым агентом за 4 квартал 2006г., учреждением также не представлено.

В соответствии с книгой покупок налогоплательщика за 4 квартал 2006г. сумма налога на добавленную стоимость, уплаченного лесхозом при приобретении товаров работ и услуг, составила 20.950 рублей 66 копеек. Инспекцией при проверке подтверждены указанные налоговые вычеты.

Вместе с тем, названные вычеты в размере 20.950 рублей 66 копеек не заявлены учреждением в налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2006г.

При таких обстоятельствах суд полагает правомерным вывод налогового органа о завышении налогоплательщиком вычетов по налогу на добавленную стоимость за спорный период на 26.157 рублей 34 копейки (47.108 рублей 00 копеек - 20.950 рублей 66 копеек).

На основании вышеизложенного суд считает обоснованным доначисление налогоплательщику налога на добавленную стоимость в размере 51.485 рублей 34 копейки за 1 и 4 кварталы 2006г. (26.157 рублей 34 копейки + 25.329 рублей 00 копеек).

Согласно статье 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

С учетом выводов суда об обоснованности доначисления лесхозу налога на добавленную стоимость в размере 51.485 рублей 34 копейки за 1 и 4 кварталы 2006г., суд пришел к выводу о правомерности начисления налоговым органом пени за несвоевременную уплату НДС в сумме 7.997 рублей 99 копеек. Расчет пени, представленный налоговым органом, суд полагает верным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченных сумм налога.

На основании вышеизложенного суд считает доказанным обстоятельство наличия у налогоплательщика недоимки по налогу на добавленную стоимость в размере 51.485 рублей 34 копейки за спорные периоды, в связи с чем привлечение лесхоза к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 10.297 рублей 00 копеек является правомерным.

Требования налогового органа о взыскании с налогоплательщика пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в сумме 4.853 рубля 16 копеек являются обоснованными в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства.

Согласно статье 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную по правилам статьи 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей. Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, лесхозом в проверяемом периоде несвоевременно перечислялся удержанный налог на доходы физических лиц, в связи с чем суд пришел к выводу о правомерном начислении инспекцией согласно статье 75 НК РФ пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в сумме 4.853 рубля 16 копеек. Расчет пени, представленный налоговым органом, суд полагает верным.

Вместе с тем, суд полагает неправомерным привлечениеучреждения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 123 НК РФ, в виде штрафа в размере 3.536 рублей 00 копеек.

Судом установлено, что на 31.05.2007г. у налогоплательщика имелась задолженность по удержанному, но неперечисленному налогу на доходы физических лиц в размере 17.684 рубля 00 копеек. Однако указанная сумма задолженности погашена учреждением платежным поручением №99 от 08.06.2007г.

Привлечение налогового агента к налоговой ответственности за перечисление налога в размере 17.684 рубля 00 копеек с нарушением сроков, установленных статьей 226 НК РФ, по мнению суда, противоречит положениям статьи 123 НК РФ.

В соответствии со статьей 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность.

Согласно пункту 42 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001г. N5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" неуплата или неполная уплата сумм налога означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия).

По Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005г. N9-П обнаружение и выявление налогового правонарушения происходит в рамках налогового контроля и фиксируется при оформлении результатов налоговых проверок. По смыслу статьи 100 НК РФ, акт выездной налоговой проверки, в ходе которой обнаружено налоговое правонарушение, являясь итоговым актом налогового контроля, выступает и в качестве правоприменительного акта, которым, по существу, возбуждается преследование за совершение налогового правонарушения, то есть начинается процесс привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Судом установлено, что до составления акта выездной налоговой проверки №04-22/28-28 от 25 июля 2007г. и до принятия решения №04-22/615-15026 от 04 сентября 2007г. учреждение перечислило в бюджет исчисленный и удержанный налог на доходы физических лиц, при этом спора о правильности исчисления сумм налога у сторон не имеется.

Принимая во внимание вышеприведенные положения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, о том, что факт правонарушения устанавливается актом выездной налоговой проверки, суд считает, что уплата налога на доходы физических лиц в размере 17.684 рубля 00 копеек в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки не может являться основанием привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности за неуплату (неполную уплату) налога по статье 123 НК РФ, при этом является основанием для исчисления пени по статье 75 НК РФ.

Поскольку факт неправомерного неперечисления или неполного перечисления налога на доходы физических лиц в размере 17.684 рубля 00 копеек при проведении проверки не был установлен, в действиях (бездействии) налогоплательщика отсутствовал состав налогового правонарушения, установленного статьей 123 НК РФ, и решение инспекции в части привлечения лесхоза к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ в виде штрафа в размере 3.536 рублей 00 копеек является незаконным и нарушает права и интересы заявителя.

По статье 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ.

В силу требований статьи 46 НК РФ взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) счетов, а при недостаточности средств на рублевых счетах - с валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Налоговым органом не принималось решение о взыскании налога, пени, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.

На основании вышеизложенного суд считает, что заявленные требования являются частично обоснованными и подлежат частичному удовлетворению. Поэтому с Областного государственного автономного учреждения «Мамский лесхоз» надлежит взыскать налог на добавленную стоимость за 1 и 4 кварталы 2006г. в размере 51.485 рублей 00 копеек, штраф за неуплату (неполную уплату) налога на добавленную стоимость в размере 10.297 рубля 00 копеек; пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в размере 7.997 рублей 99 копеек, пени за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц в размере 4.853 рубля 16 копеек, всего 74.633 рубля 15 копеек. В удовлетворении остальной части требований следует отказать.

На основании части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на ответчика возлагаются расходы по государственной пошлине, от уплаты которой истец при подаче иска в суд освобожден в установленном законом порядке.

Руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Взыскать с Областного государственного автономного учреждения «Мамский лесхоз», зарегистрированного в качестве юридического лица 17.11.1999г. Администрацией Мамско-Чуйского района, находящегося по адресу: 666811, Иркутская область, Мамско-Чуйский район, поселок городского типа Мама, улица Горная, 34, ИНН <***>, ОГРН <***>,

- налог на добавленную стоимость за 1 и 4 кварталы 2006г. в размере 51.485 рублей 00 копеек, штраф за неуплату (неполную уплату) налога на добавленную стоимость в размере 10.297 рубля 00 копеек; пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в размере 7.997 рублей 99 копеек, пени за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц в размере 4.853 рубля 16 копеек, всего 74.633 рубля 15 копеек, с зачислением в соответствующие бюджеты, а также в доход Федерального бюджета государственную пошлину в размере 2.739 рублей 00 копеек.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Седых Н.Д  .