НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Иркутской области от 15.05.2008 № А19-4437/08

Р Е Ш Е Н И Е (резолютивная часть)

г. Иркутск

15 мая 2008 г. Дело № А19-4437/08-11

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Д.А. Филатова,   при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.Ю. Тимофеевой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Гаражного кооператива №163 к ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска о признании незаконным решения

при участии в заседании:

от заявителя: Маликов О.Ф. - председатель

от налогового органа: Рыкун Л.О. (по доверенности от 14.02.2008 г. №14-14/4301

от третьего лица (КУМИ г. Иркутска): Климов И.В. (по доверенности от 14.03.2008 г. №059-72-95/8)

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 197-201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать незаконным решение ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска от 24.12.2007 г. №13-25/135 в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату земельного налога за 2004г. в сумме 325 руб., за 2005г. в сумме 362 рублей, по п. 2 ст. 119 НК РФ за не представление налоговых деклараций по земельному налогу за 2005 г. в сумме 4856 руб., по п. 1 ст. 126 НК РФ в сумме 1350 руб.; решение от 24.12.2007 г. №09/1282в части привлечения к налоговой ответственности по п. 2 ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление налоговой декларации по земельному налогу за 2006 г. в сумме 14.711 руб., как не соответствующие требованиям ст.ст. 112, 114 НК РФ.

Обязать ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска (расположенной по адресу: г. Иркутск, ул. Свердлова, 28), в пользу Гаражного кооператива №163, зарегистрированного администрацией г. Иркутска 06.06.1997 г. №0976-ИРП, распложенного по адресу: г. Иркутск, Восточный Промузел, расходы по уплате государственной пошлине в сумме 1850 руб. 20 коп.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Д.А. Филатов

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 34-44-70, факс 34-44-66

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск

19 мая 2008 г. Дело № А19-4437/08-11

резолютивная часть решения объявлена 15.05.2008 г.

полный текст решения изготовлен 19.05.2008 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Д.А. Филатова,   при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.Ю. Тимофеевой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Гаражного кооператива №163 к ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска о признании незаконным решения

при участии в заседании:

от заявителя: Маликов О.Ф. - председатель

от налогового органа: Рыкун Л.О. (по доверенности от 14.02.2008 г. №14-14/4301

от третьего лица (КУМИ г. Иркутска): Климов И.В. (по доверенности от 14.03.2008 г. №059-72-95/8)

установил:

Гаражный кооператив №163 (далее – кооператив) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными решений о привлечении к налоговой ответственности от 24.12.2007 г. №13-25/135, от 24.12.2007 г. №09/1282.

Определением от 05.05.2008 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечено КУМИ г. Иркутска

В судебном заседании заявитель пояснил, что признает допущенные налоговые правонарушения кооперативом, а именно доначисление земельного налога, пени, в части начисления штрафа решение о привлечении к налоговой ответственности от 24.12.2007 г. №13-25/135, и решение от 24.12.2007 г. №09/1282, считает незаконным, т.к., оно не соответствует требованиям ст. ст. 112, 114 НК РФ.

Представитель инспекции требования не признал, считая, что налогоплательщик является плательщиком земельного налога, так как имеет земельный участок на праве постоянного бессрочного пользования.

Представитель КУМИ также считает, что заявитель обязан уплачивать платежи за землю, так как на основании ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата за земли, переданные в аренду.

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном гл. 24 АПК РФ.

Заслушав пояснения представителей организации и налоговой инспекции, а также представителя КУМИ г. Иркутска, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Гаражный кооператив №163 зарегистрирован администрацией г. Иркутска 06.06.1997 г. №0976-ИРП.

Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка налогоплательщика за период 2004 – 2006 гг., по результатам которой составлен акт выездной налоговой проверки от 20.11.2007 г. №13-23/132, принято решение от 24.12.2007 г. №13-25/135 о привлечении к налоговой ответственности, которым налогоплательщику доначислен земельный налог за 2004 г. в сумме 1873 руб., за 2005 г. – 2060 руб., пени по земельному налогу в сумме 2797 руб., а также штрафы по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 787 руб. за неуплату земельного налога, по п. 2 ст. 119 НК РФ в сумме 5356 руб. за непредставление налоговой декларации по земельному налогу за 2005 г., по п. 1 ст. 126 НК РФ в сумме 1500 руб. за не представление бухгалтерского баланса Ф.№1, отчета о прибылях и убытках Ф.№2, отчета о целевом использовании полученных средств Ф.№6 за 2004 – 2006 гг., расчетов авансовых платежей по единому социальному налогу (далее – ЕСН), по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, по налогу на имущество, по земельному налогу за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2005 – 2006 гг.

Кроме того, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2006 г., представленной 17.10.2007 г. По результатам проверки составлен акт от 16.11.2007 г. №09-2886, принято решение от 24.12.2007 г. №09/1282, которым налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 119 НК РФ в сумме 15.711 руб. за несвоевременное представление декларации по земельному налогу за 2006 г.

Налогоплательщик, не согласившись с принятыми решениями, оспорил их в арбитражный суд.

Арбитражный суд, рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично.

Заявитель считает, что он неправомерно привлечен к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление бухгалтерской отчетности, а также расчетов авансовых платежей по ЕСН, налогу на имущество и взносов на обязательное пенсионное страхование, так как не осуществляет коммерческой деятельности, и не является плательщиком ЕСН, налога на имущество.

Суд, не может согласиться с возражениями заявителя в указанной части.

Согласно абзацу 1 статьи 52 главы 8 Налогового кодекса РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В соответствии с подпунктами 1, 4 пункта 1 статьи 23 главы 3 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан законно уплачивать установленные налоги, а также своевременно представлять налоговые декларации.

Из правовых норм статьи 80 главы 13 Налогового кодекса РФ следует, что налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Гаражный кооператив является некоммерческой организацией, которая не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. №7-ФЗ (с изм.) некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации. Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету.

В соответствии со ст. 2 указанного выше Закона некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, благотворительных фондов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Общественной организацией является основанное на членстве добровольное объединение граждан, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей, объединившихся граждан (п. 1 ст. 117 ГК РФ, ст. 8 Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г. №82-ФЗ).

Имущество общественной организации формируется на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; других, не запрещенных законом поступлений (ст. 31 Федерального закона № 82-ФЗ).

В соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. №129-ФЗ общественные организации, не осуществляющие предпринимательской деятельности и не имеющие (кроме выбывшего имущества) оборотов по реализации товаров (работ, услуг), ведут бухгалтерский учет в общеустановленном порядке и представляют бухгалтерскую отчетность только по итогам отчетного года. Бухгалтерская отчетность представляется в упрощенном составе и включает: бухгалтерский баланс (Форма № 1), отчет о прибылях и убытках (Форма № 2), отчет о целевом использовании полученных средств (Форма № 6).

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ надлежит представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года. Срок представления бухгалтерской отчетности за 2004 г. установлен до 30.03.2005 г., за 2005 г. до 30.03.2006 г., за 2006 г. до 30.03.2007 г.

Проверкой установлен факт не представления расчетов по авансовым платежам по едином) социальному налогу за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2005-2006 годов в нарушение пункта 3 статьи 243 главы 24 Налогового кодекса РФ. В соответствии с указанной нормой настоящей статьи налогоплательщики обязаны не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом представлять в налоговые органы по месту своего нахождения расчеты независимо от наличия у них обязанности по уплате налога.

Срок представления расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу за 1 квартал установлен до 20 апреля, за полугодие - до 20 июля, за 9 месяцев - до 20 октября. Фактически расчеты по авансовым платежам по единому социальному налогу за 2004-2006 года не представлены.

В соответствии с пунктом 2 статьи 398 главы 31 «Земельный налог» Налогового кодекса РФ налогоплательщики - организации, использующие принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки, уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговый расчет по авансовым платежам по налогу. Форма налогового расчета по авансовым платежам по налогу утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

Гаражным кооперативом № 163 нарушена обязанность, предусмотренная подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 главы 3 Налогового кодекса РФ, выразившаяся в непредставлении в налоговый орган в установленные пунктом 2 статьи 398 главы 31 Налогового кодекса РФ сроки налоговых расчетов по авансовым платежам по земельному налогу за 2006 год.

Проверкой установлен факт не представления налоговых расчетов по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2006 года в нарушение пункта 2 статьи 398 главы 31 Налогового кодекса РФ. В соответствии с указанной нормой настоящей статьи налогоплательщики обязаны по истечения отчетного периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые расчеты независимо от наличия у них обязанности по уплате налога.

Срок представления налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал установлен не позднее 30 апреля, за полугодие - не позднее 31 июля, за 9 месяцев - не позднее 31 октября. Фактически налоговые расчеты по авансовым платежам по земельному налогу за 2006 год не представлены.

Проверкой также установлено непредставление расчетов авансовых платежей по налогу на имущество 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2005-2006 гг. в нарушение п. 2, 3 ст. 386 НК РФ. Срок представления расчетов авансовых платежей установлен не позднее 30 дней с момента окончания соответствующего отчетного периода. Обязанность по представлению расчетов установлена независимо от наличия у них обязанности по уплате налога.

Так как налогоплательщик не представил в установленный законодательством срок бухгалтерский баланс (Форма 1), Отчет о прибылях и убытках (Форма 2), Отчет о целевом использовании полученных средств (Форма 6) за 2004-2006 гг., а также расчеты авансовых платежей по единому социальному налогу (далее – ЕСН), по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, по налогу на имущество, по земельному налогу за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2005 – 2006 гг., инспекцией правомерно начислен штраф за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговый орган по месту учета документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах п. 1 ст. 126 НК РФ в размере 1500 руб.

В части доначисления земельного налога, а также штрафов по земельному налогу по п. 1 ст. 122 НК РФ суд пришел к следующим выводам:

Первоначально заявитель считал, что доначисление налога за 2004 – 2005 гг. незаконно, так им уже уплачены платежи за землю по распоряжению Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска по уплате платы за землю по расчету, произведенному отделом земельного контроля № 109-ф-о за фактическое пользование земельным участком в сумме 5 368,12 руб. Гаражный кооператив, оплатив по требованию органа местного самоуправления плату за землю, никакого ущерба интересам государства не нанес, поскольку денежные средства поступили в соответствующий бюджет. Эти обстоятельства необоснованно не приняты налоговым органом во внимание при принятии оспариваемого решения.

Кроме того, заявитель полагает, что инспекция была обязана довести до налогоплательщика кадастровую стоимость земли для исчисления земельного налога.

Возражения налогоплательщика не могут быть приняты судом, как не соответствующие действующему законодательству.

В период с 01.01.2004 по 31.12.2005 порядок уплаты земельного налога регулировался Законом РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» (далее – закон о плате за землю). Так, в соответствии со ст. 1 Закона, ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в РФ является платным. Формами платы являются, в том числе, земельный налог и арендная плата. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

В силу статьи 15 Закона от 11.10.1991 № 1738-1 основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком.

Гаражному кооперативу постановлением Мэра г. Иркутска от 23.06.1998 г. №031-06-685/8 предоставлено 3.121 кв.м земли в бессрочное (постоянное) пользование, о чем в Книге записей Государственных актов на право собственности, владения, пользования землей сделана запись №390, Акт бессрочного (постоянного) пользования № 75-36-000428. Таким образом, налогоплательщик обязан исчислять и уплачивать земельный налог, а также представлять налоговые декларации в налоговый орган.

Кроме того, по запросу инспекции в Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска от 14.12.2007 № 13-18/37762 о представлении информации о наличии документа, на основании которого рассчитана арендная плата, от КУМИ г. Иркутска получен ответ о том, что во исполнение решения городской Думы г. Иркутска от 31.01.2004 № 466-38гД(3) «Об утверждении положения о муниципальном земельном контроле на территории г. Иркутска», руководствуясь статьями 11, 72 Земельного кодекса РФ проводит проверки по выявлению нарушителей земельного законодательства. В результате проверки земельного участка по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, Восточный Промузел выявлен земельный участок, на котором расположен Гаражный кооператив № 163. Документы по данному Гаражному кооперативу не были представлены по предписанию, оставленному отделом земельного контроля Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска, оплата не производилась и для соблюдения финансовой дисциплины в соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ и со статьями 1102. 1105, 1107 Гражданского кодекса РФ отделом земельного контроля произведен расчет № 109-ф-о за фактическое использование земельного участка. Учитывая наличие права бессрочного (постоянного) пользования (Государственный акт бессрочного пользования № 75-36-000428) Гаражный кооператив № 163 обязан был предоставлять декларацию в инспекцию.

Согласно ст. 16 Закона о плате за землю юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку.

Таким образом, срок представления налогоплательщиком налоговой декларации по земельному налогу за 2004 г. не позднее 01.07.2004 г., за 2005 г. не позднее 01.07.2005 года.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога установлен ст. 16 Закона, в соответствии, с которой земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно этими лицами. Согласно статьи 17 Закона суммы земельного налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ «О плате за землю» размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете за год.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 141-ФЗ от 29.11.2004 действующие в 2004 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения, применяются в 2005 году с коэффициентом 1,1.

Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.

Согласно статье 8 Закона РФ «О плате за землю» № 1738-1 от 11.10.1991 ставки земельного налога дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.

В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.

Налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 рублей за квадратный метр (с учетом индексации ставка налога в 2004 году составит 0,6 руб. за 1 кв.м, в 2005 году - 0,66 руб. за 1 кв.м).

По данным Территориального отдела по г. Иркутску Управления Роснедвижимости по Иркутской области, инспекцией установлено, что земельный участок, используемый Гаражным кооперативом № 163 по адресу г. Иркутск, Восточный Промузел, относится к 4-ой оценочной зоне. Ставка земельного налога под кооперативными гаражами в 2004 году составляла 0,6 руб./кв.м, в 2005 году - 0,66 руб./кв.м.

Таким образом, в 2004 – 2005 гг. земельный налог исчислялся исходя из площади земельного участка, а не его кадастровой стоимости. Следовательно, налогоплательщик, имея на руках акт бессрочного (постоянного) пользования, имел возможность исчислить налог самостоятельно, уплатить и представить в инспекцию налоговую декларацию, при этом нет необходимости в доведении до налогоплательщика кадастровой стоимости земли для исчисления налога

Заявления о том, что по требованию КУМИ г. Иркутска платежи за землю уже уплачены налогоплательщиком, не могут быть приняты во внимание судом. Как уже указано выше, налогоплательщик обязан был в 2004 – 2005 гг. уплачивать земельный налог.

Как пояснил представитель 3-го лица, органы местного самоуправлению (в лице КУМИ г. Иркутска) взыскивают платежи в виде арендной платы за земли, предоставленные в аренду, а в случае отсутствия договора аренды или отсутствия госрегистрации договора безвозмездного пользования, указанные платежи исчисляются КУМИ на основании порядка расчета арендной платы. Уплаченные платежи в размере 5368,12 руб. не являются налоговым платежом. Уплата платежей за землю по требованию КУМИ не освобождает пользователей земельных участков от обязанностей по исчислению и уплате земельного налога и представления налоговых деклараций.

Таким образом, в нарушение статьи 8 Закона РФ «О плате за землю» № 1738-1 от 11.10.1991 статьи 4 Федерального закона № 141-ФЗ от 29.11.2004 неуплата земельного налога составила 3.933 руб., в том числе: за 2004 год - 1 873 руб., за 2005 год - 2 060 руб.

Суд полагает, что инспекцией правомерно доначислены налогоплательщику земельный налог за 2004 – 2005 гг., пени по земельному налогу, а также штрафы по п. 1 ст. 122 НК РФ и по п. 2 ст. 119 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.11.2004 г. №141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» с 01.01.2006 года Закон признан утратившим силу, и взимание земельного налога производится на всей территории РФ на основании гл. 31 «Земельный налог» Налогового кодекса РФ.

Статьей 388 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с п. 3 ст. 398 НК РФ налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.

Таким образом, срок представления налогоплательщиком налоговой декларации по земельному налогу за 2006 г. до 01.02.2007 года.

Земельный налог в силу ст. 15 НК РФ отнесен к категории местных налогов, которые согласно п. 4 ст. 12 НК РФ устанавливаются НК РФ и нормативными актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

На основании п. 1 ст. 397 НК РФ порядок и сроки уплаты авансовых платежей по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

На территории г. Иркутска земельный налог введен в действие Решением Думы г. Иркутска «Об установлении и введении в действие земельного налога, и о положении о земельном налоге на территории г. Иркутска» от 23.11.2005 г. №004-20-180203/5 (далее - Положение о земельном налоге). В Положении «О земельном налоге», утв. данным Решением, как и в п. 1 ст. 391 НК РФ, регламентирован порядок исчисления земельного налога. Так, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Как установлено в ходе камеральной проверки, налогоплательщик самостоятельно исчислил подлежащий уплате земельный налог за 2006 г. в сумме 26.185 руб. Однако, налог уплачен несвоевременно, за что инспекцией правомерно доначислены налогоплательщику пени в сумме 1341 руб.

Согласно решению №09/1282 от 24.12.2007г. обязанность по представлению налоговой декларации в установленный срок до 01.02.2007 г. надлежащим образом налогоплательщиком не исполнена, так декларация фактически представлена 17.10.2007 г., что является основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности по п. 2 ст. 119 НК РФ.

В ходе судебного заседания, налогоплательщик признал правомерность доначисления земельного налога и пени, о чем имеется его расписка в протоколе судебного заседания от 13.05.2008 г. Заявитель также признал, что он правомерно привлечен к ответственности по п. 2 ст. 119 НК РФ и по п. 1 ст. 122 НК РФ, но просил признать незаконным начисление налоговым органом штрафа по решению от 24.12.2007 г. №13-25/135, от 24.12.2007 г. №09/1282, в связи с неприменением налоговым органом требований ст.112,114 НК РФ, налоговый орган не учел наличие тяжелого материального положения, а именно: налогоплательщик коммерческой деятельностью не занимается, никаких доходов, кроме членских взносов (используемых для оплаты коммунальных и иных обязательных платежей) не имеет, расчетных счетов не имеет, взыскание штрафов в полном объеме приведет к банкротству кооператива.

Суд, пришел к выводу о том, что ходатайство заявителя подлежит удовлетворению. Заявитель признал правомерность доначисления налогов и пени, а также факт совершения налоговых правонарушений. Налог за 2006 г. уплачен налогоплательщиком самостоятельно. Так в настоящий момент, нанесенный бюджету ущерб в виде недополучения налоговых платежей частично возмещен заявителем.

Пункт 3 ст. 114 НК РФ предусматривает возможность снижения размера штрафов, налагаемых на основании НК РФ за совершение налоговых правонарушений, в случае установления смягчающих ответственность обстоятельств. Так, в частности, определено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей гл. 16 НК РФ за совершение налогового правонарушения. Перечень смягчающих налоговую ответственность обстоятельств установлен п. 1 ст. 112 НК РФ.

Согласно п. 4 ст. 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном ст. 114 настоящего Кодекса.

Таким образом, налоговый орган при рассмотрении дела о налоговом правонарушении должен учитывать обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (с 01.01.2006 г.).

Как следует из оспариваемых решений и пояснений представителей сторон, при вынесении указанного решения, налоговым органом не были учтены смягчающие обстоятельства для снижения налоговых санкций, а именно: признание вины в совершении правонарушения и отсутствие негативных последствий, в том числе: отсутствие значительного ущерба бюджету, несопоставимость суммы штрафа с совершенным налоговым правонарушением, финансовое положение организации – отсутствие денежных средств.

Поскольку исключительный перечень смягчающих обстоятельств ст. 112 НК РФ не определен, налоговый орган мог определить в качестве смягчающих обстоятельств иные обстоятельства, в том числе указанные заявителем и в соответствии с п. 3 ст. 114 НК РФ уменьшить размер взыскания не меньше чем в 2 раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Кодекса.

Рассмотрев представленные доказательства, а также, учитывая мнение налогового органа, суд считает возможным снизить размер штрафных санкций, по решению от 24.12.2007 г. №13-25/135 начисленных по ст. 122 НК РФ за неуплату земельного налога за 2004г. - до 50 руб., за 2005г. –до 50 рублей, по п. 2 ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление налоговых деклараций по земельному налогу за 2005 г. – до 500 руб., по п. 1 ст. 126 НК РФ – до 150 руб. и по решению от 24.12.2007 г. №09/1282 по п.2 ст.119 НК РФ – до 1000 рублей.

В соответствии с ч.1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Частью 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возложена на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно частям 2, 3 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Принимая во внимание, что решения ИФНС по Октябрьскому округу г. Иркутска в части привлечения к налоговой ответственности штрафных санкций, начисленных по ст. 122 НК РФ за неуплату земельного налога за 2004г. в сумме 325 руб., за 2005г. в сумме 362 рублей по п. 2 ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление налоговых деклараций по земельному налогу за 2005 г. в сумме 4856 руб., за 2006 г. в сумме 14.711 руб., по п. 1 ст. 126 НК РФ в сумме 1350 руб. являются незаконными, поскольку не соответствует требованиям ст. ст. 112, 114 НК РФ, заявленные требования в указанной части подлежат удовлетворению частично.

В силу ст. 110 АПК РФ, гл. 25.3 НК РФ государственная пошлина, уплаченная по квитанции от 28.03.2008 г. №252921088, при обращении в арбитражный суд, подлежит взысканию с ответчика в пользу заявителя пропорционально удовлетворенным требованиям в сумме 1436,20 руб.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 197-201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать незаконным решение ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска от 24.12.2007 г. №13-25/135 в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату земельного налога за 2004г. в сумме 325 руб., за 2005г. в сумме 362 руб., по п. 2 ст. 119 НК РФ за не представление налоговых деклараций по земельному налогу за 2005 г. в сумме 4856 руб., по п. 1 ст. 126 НК РФ в сумме 1350 руб.; решение от 24.12.2007 г. №09/1282в части привлечения к налоговой ответственности по п. 2 ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление налоговой декларации по земельному налогу за 2006 г. в сумме 14.711 руб., как не соответствующие требованиям ст.ст. 112, 114 НК РФ.

Обязать ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска (расположенной по адресу: г. Иркутск, ул. Свердлова, 28), в пользу Гаражного кооператива №163, зарегистрированного администрацией г. Иркутска 06.06.1997 г. №0976-ИРП, распложенного по адресу: г. Иркутск, Восточный Промузел, расходы по уплате государственной пошлине в сумме 1850 руб. 20 коп.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Д.А. Филатов