АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-15008/2023
29 января 2024 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 15 января 2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 29 января 2024 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Тах Д.Х., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Линейцевым Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
индивидуального предпринимателя Саёлкина Владимира Геннадьевича (ИНН 381700061480, ОГРНИП 310381716000040; место жительства: Иркутская обл., г. Усть-Илимск)
к публичному акционерному обществу «Сбербанк России» (ИНН 7707083893, ОГРН 1027700132195; адрес: 117312, г. Москва, ул. Вавилова, 19)
о взыскании 2 385 700 руб. 50 коп., об обязании исключить сведения из бюро кредитных историй,
третьи лица: Министерство экономического развития Российской Федерации (ИНН: 7710349494, ОГРН: 1027700575385, адрес: 123112, город Москва, Пресненская Набережная, дом 10, строение 2),
Федеральная налоговая служба (ИНН: 7707329152, ОГРН: 1047707030513, адрес: 127381, город Москва, Неглинная улица, дом 23),
Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ИНН: 7706016118, ОГРН: 1027700220624, адрес: 119049, город Москва, Шаболовка улица, дом 4, строение 1).
при участии в судебном заседании представителя истца Зарубиной Я.А. по доверенности №38АА4196485 от 13.12.2023 (предъявлены диплом, паспорт), представителя ответчика Салимовой А.Б. по доверенности №ББ/517-Д от 19.10.2023 (предъявлены диплом, паспорт),
установил:
индивидуальный предприниматель Саёлкин Владимир Геннадьевич (далее - истец) обратился в арбитражный суд с иском к публичному акционерному обществу «Сбербанк России» (далее - ответчик) о взыскании списанной в безакцептном порядке суммы в размере 2 124 966 руб. 65 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.05.2021 по 05.07.2023 в размере 260 733 руб. 85 коп., с последующим начислением по день фактической оплаты задолженности; об обязании ответчика исключить из бюро кредитных историй сведения о просроченной задолженности по кредиту и по процентам по кредитному договору №8586СМI163F6RGQ0AQ0Q0QZ3F от 17.07.2020.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В материалы дела от истца поступило заявление об уточнении иска.
В материалы дела от ответчика поступила дополнительная позиция по делу.
В судебном заседании истец исковые требования с учетом уточнения поддержал.
Ответчик иск оспорил, поддержал изложенные в отзыве на иск, дополнительных отзывах доводы.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о дате и месте судебного разбирательства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явились.
Уточнение иска в отсутствие возражений ответчика в порядке статьи 49 АПК РФ судом принято. Дело рассматривается о взыскании списанной в безакцептном порядке суммы в размере 2 124 966 руб. 65 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.05.2021 по 05.07.2023 в размере 260 733 руб. 85 коп., с последующим начислением по день фактической оплаты задолженности; об обязании ответчика направить в бюро кредитных историй индивидуального предпринимателя Саёлкина Владимира Геннадьевича информацию об исключении сведений в отношении просроченной задолженности по кредиту и процентам по кредитному договору № 8586СМI63F6RGQ0AQ0QZ3F от 17.07.2020.
Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей третьих лиц, по имеющимся материалам.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 16.05.2020 Постановлением Правительства РФ № 696 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (далее по тексту – Правила предоставления субсидий, Правила).
Индивидуальный предприниматель Саёлкин Владимир Геннадьевич 09.06.2020 посредством системы «Сбербанк бизнес онлайн» обратился в Банк с заявлением на получение субсидируемого кредита.
На основании заявления от 17.07.2020 о присоединении к Общим условиям кредитования между обществом «Сбербанк России» (банком) и предпринимателем Саёлкиным Л.И. (заемщиком) заключен договор об открытии кредитной линии № 8586СМI63F6RGQ0FQ0QZ3F, согласно которому заемщик просит открыть невозобновляемую кредитную линию (далее - кредитная линия) на условиях, указанных в заявлении, и в соответствии со статьей 428 Гражданского кодекса Российской Федерации заемщик присоединяется к действующей на дату подписания заявления редакции общих условий кредитования (открытия кредитной линии) юридического лица и индивидуального предпринимателя № 1 (далее - Условия кредитования), опубликованными на официальном сайте ПАО Сбербанк в сети Интернет по адресу http://www.sberbank.ru в разделе «Малому бизнесу и ИП», известных заемщику и имеющих обязательную для заемщика силу, которые в совокупности являются заключенной между заемщиком и кредитором сделкой кредитования (далее - договор).
Принимая во внимание кредитование заёмщика в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение неполученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности, утверждёнными Постановлением Правительства №696 от 16.05.2020, в текст договора внесены следующие термины:
- базовый период договора: период с даты заключения договора по 01.12.2020;
- период наблюдения по договору: период с 01.12.2020 по 31.03.2021 (включительно).
Период наблюдения по договору начинается по окончании базового периода договора при соблюдении, в том числе, следующего условия:
- численность работников заёмщика в течение базового периода договора на конец одного или нескольких отчётных месяцев составляет не менее 80% численности работников заёмщика по состоянию на 01.06.2020.
Период погашения по договору: период продолжительностью 3 месяца по окончании базового периода договора, либо по окончании периода наблюдения по договору, в случае, если кредитором не принято решение о списании задолженности заёмщика, в который заёмщиком осуществляется возврат кредитору основного долга, уплата процентов и других платежей в размере, сроки и на условиях договора.
Указанным заявлением заёмщик подтвердил своё согласие на получение кредита на следующих условиях:
- лимит кредитной линии: 5 960 682 рублей (пункт 1 договора);
- на базовый период договора и период наблюдения по договору устанавливается процентная ставка за пользование выданными траншами в размере 2% годовых, на период погашения по договору устанавливается стандартная процентная ставка в размере 15% годовых.
В случае досрочного прекращения кредитования в рамках Правил заемщик, начиная с даты досрочного прекращения кредитования в рамках Правил, уплачивает кредитору проценты за пользование кредитом по стандартной процентной ставке ежемесячно в последний день месяца до наступления периода погашения по договору и в даты платежа в соответствии пунктом 7 заявления в период погашения по договору.
- дата открытия лимита – 17.07.2020. Выдача кредита (кредитных траншей) по договору осуществляется ежемесячно в размере, не превышающем произведение двукратного расчётного размера оплаты труда и численности работников заёмщика в течение периода доступности кредитования, который начинается с даты открытия лимита, указанной настоящем пункте договора и истекает 30.11.2020. По истечении периода доступности выдача кредитных траншей не производится (пункт 5 договора);
- дата полного погашения кредита:
1. в случае наступления периода погашения по договору с даты, следующей за датой окончания базового периода договора при не переходе договора в соответствии с условиями договора на период наблюдения по договору – 01.03.2021;
2. в случае наступления периода погашения по договору с даты, следующей за датой окончания периода наблюдения по договору при переходе в соответствии с условиями договора периода наблюдения – 30.06.2021.
Заёмщик уведомлен и согласен о списании задолженности по договору по возврату кредитору полученного кредита и уплате процентов за пользование им и других платежей, при соблюдении одновременно следующих условий:
а) в отношении заёмщика на дату завершения периода наблюдения по договору не введена процедура банкротства, деятельность заёмщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а заёмщик-индивидуальный предприниматель не должен прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
б) численность работников заёмщика в течение периода по договору на конец каждого месяца составляет не менее 80% численности работников заёмщика по состоянию на 01.06.2020;
в) средняя заработная плата, выплачиваемая одному работнику заёмщика в течение периода наблюдения по договору, определяемая с использованием информационного сервиса Федеральной налоговой службы, не может быть менее минимального размера оплаты труда;
г) принято решение кредитора о списании задолженности заёмщика перед кредитором по договору в порядке, установленном Правилами.
Списание задолженности заёмщика по договору при соблюдении условий, указанных выше, осуществляется в размере:
- 100% от сформировавшейся задолженности на дату окончания периода наблюдения по договору, в случае, если отношение численности работников заёмщика, определённой кредитором на основании сведений, размещённых в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 01.03.2021, к численности работников заёмщика, определённой кредитором на основании сведений, размещённых в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 01.06.2020, составляет не менее 0,9;
- 50% от сформировавшейся задолженности на дату окончания периода наблюдения по договору, в случае, если отношение численности работников заёмщика, определённой кредитором на основании сведений, размещённых в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 01.03.2021, к численности работников заёмщика, определённой кредитором на основании сведений, размещённых в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 01.06.2020, составляет не менее 0,8.
Списание задолженности заёмщика перед кредитором по договору при выполнении условий, предусмотренных настоящим пунктом, правилами и при принятии решения о списании задолженности заёмщика осуществляется кредитором не позднее 01.04.2021.
В соответствии с пунктом 7 договора по окончании базового периода договора, договор переводится на период наблюдения, в том числе, при соблюдении условия о том, что численность работников заёмщика в течение базового периода договора на конец одного или нескольких отчётных месяцев составляет не менее 80% численности работников заёмщика по состоянию на 01.06.2020.
При невыполнении указанного условия договор переходит на период погашения, кредитор направляет заёмщику в срок до 30.11.2020 уведомление о наступлении периода погашения договора с даты, следующей за датой окончания базового периода договора.
В силу пункта 10 договора заемщик дает согласие (заранее данный акцепт) кредитору, и кредитор имеет право-без распоряжения заемщика для погашения срочной задолженности (включающей сумму основного долга, суммы процентов за пользование кредитом, платы и комиссии, другие платежи) по договору списать средства в дату наступления срока исполнения соответствующего обязательства с расчетного счета заемщика в валюте обязательства, открытого у кредитора и указанного в разделе «Счет для погашения срочной задолженности» нижеуказанной таблицы.
Дополнительным соглашением к Договору № 8586CMI63F6RGQ0AQ0QZ3F от 17.07.2020, подписанным сторонами 19.08.2020 посредством оператора ЭДО ООО «КОРУС Консалтинг СНГ», абзац преамбулы кредитного договора изложен в следующей редакции: «В соответствии со статьей 428 Гражданского кодекса Российской Федерации заемщик присоединяется к действующей на дату подписания Дополнительного соглашения редакции Общих условий кредитования №1 (далее – Условия кредитования), условия которых распространяют свое действие с даты заключения Договора и опубликованных на официальном сайте ПАО Сбербанк в сети Интернет по адресу http://www.sberbank.ru в разделе «Малому бизнесу и ИП».
Уведомлением от 25.12.2020 публичное акционерное общество «Сбербанк России» в связи с внесением изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 № 696 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности», на основании пункта 3.8 Общих условий кредитования №1 внесло изменения условий Кредитного договора № 8586CMI63F6RGQ0AQ0QZ3F от 17.07.2020, в частности:
Период наблюдения установлен «с 1 декабря 2020 года по 01 апреля 2021 года».
Седьмой абзац пункта 3 заявления изменен в следующей редакции:
«Для целей настоящего договора датой досрочного прекращения кредитования в рамках Правил, является дата, следующая за датой наступления любого из нижеуказанных обстоятельств, в зависимости от того, какое обстоятельство наступит ранее:
а) Использование заемщиком кредитных средств не по целевому назначению;
б) Получение кредитором в установленном Правилами порядке отказа в предоставлении субсидии по договору;
в) Получение кредитором требования Министерства экономического развития Российской Федерации и/или уполномоченного органа государственного финансового контроля, влекущего прекращение действия Правил в отношении заемщика и исключение заемщика из реестра заемщиков;
г) Недостаток бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, за счет которых осуществляется финансовое обеспечение предоставления субсидий из федерального бюджета в соответствии с Правилами;
д) Исключение кредитора из перечня уполномоченных банков в соответствии с Правилами / приостановление субсидирования кредитора в соответствии с Правилами;
е) Выявление кредитором несоответствия заемщика и/или Договора требованиям, установленным в Правилах.
Банк надлежащим образом исполнил свои обязательства по кредитному договору – предоставил заемщику возобновляемую кредитную линию на сумму 5 960 682, что подтверждается выписками по счетам заемщика.
По итогам периода наблюдения Банком в соответствии с требованиями абзаца 7 пункта 24 Правил предоставления субсидий проведена проверка соответствия заемщика условиям программы и определение размера субсидии по списанию на основании сведений на соответствующую отчетную дату, размещенных в информационном сервисе ФНС, в ходе которой выявлено, что максимальная сумма льготного кредитования, предусмотренного Правилами предоставления субсидий, составляет для истца 3 973 787,80 руб.
31.03.2021 в адрес истца направлено уведомление о списании суммы в размере 3 973 787,80 руб. и о переводе суммы, превышающей максимальный лимит кредитования, в размере 1 986 894,20 руб. на период погашения.
Как указывает истец, кредитор в период с 30.04.2021 по 09.07.2021 осуществил списание основного долга и процентов на сумму 2 124 966, 65 руб.
Заемщик претензией исх. № 211206-0824-104800 от 08.12.2021 в порядке досудебного урегулирования спора обратился к кредитору с требованием о возвращении списанных денежных средств.
В ответе на претензию кредитор пояснил, что в соответствии с пунктом 10 кредитного договора кредитор вправе без распоряжения заемщика списать срочную задолженность. Указанное требование заемщика оставлено без удовлетворения.
Вышеперечисленные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с требованием о взыскании задолженности в размере 2 124 966 руб. 65 коп.
В обоснование иска истец указал, что ответчиком при расчете максимального лимита кредитования указаны сведения о количестве сотрудников за апрель 2020, тогда как сведения за май 2020 на дату заключения договора уже имелись в органах Пенсионного Фонда РФ, а также в информационной системе ФНС России, также указал, что новая редакция Правил не может распространяться на ранее заключенные договоры и являться основанием для перерасчета уже согласованных сумм, пояснил, что заемщиком условия пункта 3 кредитного договора не нарушались, оснований для списания задолженности не имелось.
В представленных отзыве на исковое заявление и дополнительных отзывах ответчик требования истца оспорил на основании следующего:
- истец после подачи заявки 10.06.2020 не предпринимал действий по заключению договора в соответствии с данными Платформы ФНС (с 11.06.2020 по 09.07.2020). На основании запроса Банка о численности работников предоставлены сведения ФНС о том, что фактическая численность работников увеличилась до 36 человек, на основании чего системой произведен автоматический расчет максимальной суммы кредита в размере 5 960 682 руб., что исключает вину банка в составлении расчета;
- отклонение от Правил предоставления субсидий в части определения численности работников заемщика и подлежащей списанию суммы задолженности (вопреки сведениям платформы ФНС), влечет отказ в выплате субсидии по заключенному кредитному договору; в указанном случае списание задолженность в размере 3 973 787,80 руб. свидетельствует о правомерности исчисления количества работников;
- заявка на кредитование подана истцом в Банк 09.06.2020, отражена на Платформе ФНС - 10.06.2020. По состоянию как на 01.06.2020, так и на 09.06.2020 на сервисе ФНС были размещены данные о численности работников только за апрель 2020, иных заявок истцом не размещалось;
- изменение анкеты истца по количеству сотрудников произошло по причине того, что заявление Саёлкина В.Г. на получение кредита рассматривалось банком на разных этапах – проверки на стороне банка;
В возражениях на отзыв истец доводы ответчика оспорил, представив в подтверждение своей позиции судебную практику, в которых отражены следующие тезисы:
- изменения, внесенные в Правила № 696, не изменяют правового содержания договора заемщика с банком, в том числе обязательства первого;
- ответственность за несоблюдение условий предоставления субсидии, предусмотренных пунктами 9 и 12 данных Правил, несет получатель субсидии.
Также истец указал, что на дату заведения заявки в сервис (10.06.2020) в ФНС России уже имелась информация о численности за май 2020 года (дата поступления в ФНС из Пенсионного Фонда – 04.06.2020) – 36 человек; на момент заключения кредитного договора от 17.07.2020 № 8586СМI63F6RGQ0AQ0QZ3F сведения, имеющиеся на Платформе, позволяли предоставить кредит исходя из численности за май 2020 года.
В письменных пояснениях на возражения истца ответчик указал, что судебная практика не применима в настоящем споре, поскольку выводы судов касаются выполнения заемщиком условия программы по сохранению численности, а не расчета суммы кредитного лимита; что несписание кредита в полном размере 5 960 682 руб. и перевод на погашение разницы между суммой выданного кредита и списанной суммой (суммы субсидии) никак не связан с изменениями, внесенными в Правила Постановлением от 30.11.2020 № 1679; истец получил денежные средства в размере большем, чем ему полагалось из расчета численности работников 20 человек, которыми истец воспользовался по льготной процентной ставке – 2% годовых;
В представленном отзыве на иск Пенсионный фонд пояснил, что формы СЗВ-М за апрель 2020 (на 20 человек) и май 2020 (на 36 человек) учтены в информационных ресурсах ПФР в полном объеме и представлены в ФНС России.
Федеральной налоговой службой в представленных письменных пояснениях сообщено, что в соответствии с Правилами при выдаче кредитов банки должны руководствоваться данными о численности работников, размещенными в информационном сервисе ФНС России (далее - Сервис).
В Сервисе размещается информация о численности сотрудников заемщика на основании сведений по форме СЗВ-М, передаваемых заемщиком ежемесячно в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) в порядке и сроки, установленные постановлением Правления ПФР от 01 февраля 2016 года № 83 п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах», направляемая ПФР в ФНС России для целей реализации Правил не реже одного раза в месяц.
В рамках Постановления № 696 в информационном сервисе Банком в отношении Саёлкина В.Г. сформировано активное заявление № 5930763119523338 от 10.06.2023, в котором численность работников предпринимателя Саёлкина В.Г. по состоянию на 01.06.2020 составляет 20 человек (форма СЗВ-М за апрель 2020). Вышеуказанная численность по итогам за апрель 2020 года по состоянию на дату обращения заемщика в кредитное учреждение, использовавшаяся для расчета максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 Правил предоставления субсидий, зафиксирована в заявке и не подлежит корректировке, иные заявления отсутствуют.
Дополнительно во исполнение определения суда об истребовании доказательств ФНС России сообщила, что в информационный сервис ФНС России сведения по форме СЗВ-М за май 2020 года, предоставленные предпринимателем Саёлкиным В.Г., поступили 04.06.2020, а первоначально размещены в соответствии с постановлением Правления ПФР от 1 февраля 2016 года № 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах» - в период с 17 по 24 июня 2020 года.
Исследовав и оценив представленные доказательства каждое в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Проанализировав условия договора 8586СМI163F6RGQ0AQ0Q0QZ3F от 17.07.2020, суд пришел к выводу о том, что правоотношения сторон регулируются параграфом 1 главы 42 ГК РФ, если иное не предусмотрено правилами настоящего параграфа и не вытекает из существа кредитного договора (пункт 2 статьи 819 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита.
Согласно пункту 1 статьи 810 ГК РФ заемщик обязан возвратить заимодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа.
На основании пункта 3 статьи 420 ГК РФ к обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в ГК РФ.
Преамбулой договора установлено, что кредитование заемщика осуществляется в соответствии с Правилами предоставления субсидий, утвержденных Постановлением Правительства от 16.05.2020 № 696.
Настоящие Правила предоставления субсидий устанавливают цель, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности.
В соответствии с письмом ФНС России от 20.11.2020 № АБ-4-19/19051@ в целях повышения эффективности мер государственной поддержки, оказываемых субъектам малого и среднего предпринимательства, наиболее пострадавшим от коронавирусной инфекции, ФНС России спроектировала и реализовала новую цифровую платформу (далее - Платформа) на базе технологии распределенного реестра (блокчейн).
Источником данных для Платформы выступают официальные ресурсы, оператором или владельцем которых является ФНС России, - Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, автоматизированная информационная система «Налог-3», которая содержит информацию из налоговой отчетности налогоплательщиков по расчетам страховых взносов и среднесписочной численности работников, о поступлениях налогов и сборов, а также оперативные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, полученные по официальным каналам от Пенсионного фонда Российской Федерации.
Первоисточником информации о численности сотрудников является отчетность по форме СЗВ-М, передаваемая заемщиком ежемесячно в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке и сроки, установленные постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах».
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество: идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
На основании изложенного суд отмечает, что для отражения сведений на сервисе ФНС о работающих у заемщика застрахованных лицах используются исключительно сведения, предоставляемые заемщиком в Пенсионный фонд РФ по форме СЗВ-М.
Аналогичные разъяснения были даны также в письме Министерства экономического развития РФ от 17.07.2020 № Д13и-22474 «О реализации постановления Правительства от 16.05.2020 № 696».
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).
Согласно пункту 3 Правил № 696 субсидии предоставляются Министерством экономического развития Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Таким образом, Министерство экономического развития Российской Федерации является уполномоченным органом по определению порядка предоставления субсидий по программе льготного кредитования.
В Письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.07.2020 № Д13и-22474 сказано, что с учетом сроков предоставления указанной отчетности по состоянию на 1 июня 2020 года в информационном сервисе ФНС России доступны сведения о численности работников по итогам апреля 2020 года, при этом сведения о численности работников по итогам мая 2020 года страхователи вправе предоставить в Пенсионный фонд Российской Федерации до 15 июня 2020 года.
В связи с этим для целей определения максимального размера кредита в соответствии с пунктом 24 Правил № 696 предоставления субсидий, а также для оценки соблюдения заемщиком требования по сохранению занятости, предусмотренных пунктом 12 Правил № 696 предоставления субсидий, получателю субсидии необходимо использовать данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию.
В Письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.07.2020 № Д13и-22474 указано, что при этом данные по численности работников заемщика, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на 1 июня 2020 года и примененные для расчета максимального размера кредита, не подлежат актуализации при предоставлении заемщиком отчетности по форме СЗВ-М по итогам мая 2020 года.
В связи с этим, для целей оценки соблюдения заемщиком требований о сохранении занятости, предусмотренных пунктами 11, 12 Правил № 696 предоставления субсидий, а также условий договора, получателю субсидии необходимо использовать данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию.
Банк в целях сохранения возможности участия заемщика в программе льготного кредитования обязан руководствоваться размещенными на Платформе ФНС сведениями, так как именно на основании данных сведений Минэкономразвития принимается решение о возможности субсидирования предоставленного заемщику кредита.
В силу пункта 24 Правил предоставления субсидий (редакция, действовавшая на момент заключения кредитного договора) численность работников заемщика определяется получателем субсидии на основании сведений, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 1 июня 2020 года.
Судом установлено, что в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 1 июня 2020 года в отношении предпринимателя Саёлкина В.Г. размещены сведения только за апрель 2020 года (20 человек), сведения за май 2020 размещены в период с 17 по 24 июня 2020 года (после размещения заявки).
Абзацем 7 пункта 24 Правил предоставления субсидий установлено, что проверка выполнения условий о численности работников заемщика проверяется Банком на основании сведений на соответствующую отчетную дату, размещенных в информационном сервисе ФНС.
Кроме того, из изложенного выше следует, что банк не проводит самостоятельный расчет количества сотрудников для проверки соблюдения заемщиком условий государственной программы, определяющее значение для такой проверки имеют данные, размещенные в информационном сервисе ФНС. Иного порядка определения численности работников заемщика Кредитным договором и Правилами предоставления субсидий не предусмотрено.
На основании изложенного, суд полагает, что сумма предоставленной субсидии является законной, обоснованной и рассчитанной в соответствии с Правилами предоставления субсидий в редакции, действовавшей в момент заключения заявки, на основании чего довод ответчика о применении кредитором Правил в редакции от 30.11.2020 при расчете суммы субсидии отклоняется судом.
Доводы истца о том, что Банк не обращался в Министерство экономического развития РФ за предоставлением субсидии по списанию 5 960 682 руб. являются необоснованными, из представленного Министерством ответа от 28.04.2020 следует, что будет субсидироваться сумма, указанная на платформе ФНС.
Также суд принимает во внимание Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2018 № 32-П, в котором указывается, что выполнение коммерческими организациями обязанностей публичного характера за собственный счет зачастую не согласуется с основной целью их деятельности и при отсутствии механизма возмещения понесенных ими расходов может привести, в конечном итоге, к неправомерному ограничению конституционных прав федеральным законодателем, который, предъявляя к субъектам экономической деятельности конкретные требования, во всяком случае связан конституционным принципом недопустимости искажения самого существа права на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью. Во всяком случае коммерческим организациям, предоставляющим услуги пользователям, освобожденным в соответствии с законодательством РФ от взимания платы за оказанные услуги, должны быть возмещены понесенные ими расходы.
Вместе с тем, как следует из договора (в редакции уведомления от 25.12.2020), максимальная сумма договора определяется в соответствии с положениями пункта 24 Правил предоставления субсидий.
Сумма предоставленного заемщика кредита в размере 5 960 682 рублей не соответствует субсидии, рассчитанной в соответствии с пунктом 24 Правил в размере 3 973 787,80 руб.; сумма, не покрытая предоставленной субсидией, составила 1 986 894 руб. 20 коп.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 6 договора условием списания задолженности по договору является принятие решение кредитора о списании задолженности в порядке, установленном Правилами предоставления субсидий.
Согласно пункту 6 Кредитного договора в редакции уведомления об изменении от 25.12.2020 Заемщик уведомлен и согласен о списании задолженности Заемщика по Договору при соблюдении условий/требований, установленных Правилами.
Правилами предоставления субсидий не предусмотрено списание задолженности в размере большем, чем установленный максимальный лимит кредитования, определяемый на основании сведений Платформы ФНС.
Период наблюдения по договору установлен с 1 декабря 2020 года по 1 апреля 2021 года (в редакции от 25.12.2020).
Период погашения по договору: период продолжительностью 3 месяца по окончании базового периода договора, либо по окончании периода наблюдения по договору, в случае, если кредитором не принято решение о списании задолженности заёмщика, в который заёмщиком осуществляется возврат кредитору основного долга, уплата процентов и других платежей в размере, сроки и на условиях договора.
В отношении суммы основного долга в размере 1 986 894 руб. 20 коп. кредитором не принято решение о списании задолженности, на основании чего Банк перевел указанную задолженность на период погашения, о чем заемщик уведомлен надлежащим образом (уведомление от 31.03.2021), установлен график для погашения задолженности продолжительностью 3 месяца с датами списания: 30.04.2021; 30.05.2021, 30.06.2021.
В соответствии с пунктом 9.1 Общих условий кредитования любое уведомление или иное сообщение, направляемое сторонами друг другу по договору, может быть совершено в письменной форме на бумажном носителе или в виде электронного документа.
Стороны договора пришли к соглашению, что электронное уведомление считается направленным надлежащим образом, если оно доставлено стороне договора посредством системы дистанционного Банковского обслуживания «Сбербанк Бизнес Онлайн» (АС СББОЛ), с использованием сервиса «Электронный документооборот с Банком и (или) программного обеспечения компании ООО «КОРУС Консалтинг СНГ» - программного модуля «СФЕРА-Курьер» системы «СФЕРА» и подписано уполномоченными на подписание лицами в соответствии с требованиями к указанным документам, условиями договора и требованиями указанной(ых) системы(м), с использованием простой (для АС СББОЛ) или квалифицированной (для АС «СФЕРА-Курьер») электронной подписи.
Таким образом, договором установлено, что документы, направленные в электронном виде, являются надлежащим доказательством и могут быть использованы при возникновении споров, в том числе в судебных органах.
Следовательно, действия банка по переводу договора в указанной сумме на период погашения являются законными, соответствуют условиям заключенного кредитного договора и Правилам предоставления субсидий.
Таким образом, Банк в данном случае действовал в полном соответствии с указанными нормами и не вправе был принимать иные решения в рамках государственной программы, устанавливающей императивной порядок действий субъектов, являющихся ее участниками.
Кроме того суд отмечает, что заемщик не понес негативных последствий от действий Банка – по программе он мог получить сумму не больше 3 973 787 руб. 80 руб., между тем выдано 5 960 682 руб. под 2% годовых с отсрочкой внесения каких-либо платежей до 01.03.2021. Удовлетворение настоящего иска привело бы к обогащению заемщика за счет кредитной организации, что нарушает конституционный принцип справедливости и лишает ответчика возможности восстановления его прав.
Списание Банком указанной задолженности и процентов на общую сумму 2 124 966 руб. 65 коп. произведено с учетом условий кредитного договора, дополнительного соглашения к договору, уведомления об изменении условий договора, а также общих условий кредитования, на основании чего суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения требования истца о возврате суммы, списанной в безакцептном порядке.
Как следует из содержания статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Основываясь на принципе свободы договора, суд считает, что заключая кредитный договор, дополнительное соглашение к нему, ответчик, являясь субъектом предпринимательской деятельности, основанной на определенной доле риска, должен предвидеть негативные последствия в виде наступления договорной ответственности в соответствии с условиями договора.
Отказ в удовлетворении требования истца, а соответственно установление обоснованности списания Банком суммы задолженности, влечет отказ в удовлетворении производных от него требований, а именно: взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 260 733 руб. 85 коп., а также об обязании Банка представить сведения в бюро кредитных историй сведений о просроченной задолженности предпринимателя Саёлкина В.Г.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истец, как самостоятельное юридическое лицо, свободно распоряжается принадлежащими правами, в том числе и правом на заключение кредитного договора, дополнительных соглашений к нему в настоящей редакции, поэтому он обязан соблюдать условия, установленные сторонами для действия договора.
На основании изложенного, доводы истца о недобросовестности ответчика судом отклонены.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела документы, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, учитывая пояснения, данные истцом и ответчиком, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд полагает, что в удовлетворении иска надлежит отказать.
Всем существенным доводам, пояснениям и возражениям сторон судом дана оценка, что нашло отражение в данном решении. Иные доводы и возражения несущественны и на выводы суда повлиять не могут.
Расходы по уплате государственной пошлины согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на истца и возмещению ответчиком не подлежат.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражных судов в сети «Интернет» по адресу: https://kad.arbitr.ru/.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Иркутской области.
Судья Д.Х. Тах