АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск | Дело № А19-8223/2014 |
14.08.2014 г. |
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 13.08.2014 года.
Решение в полном объеме изготовлено 14.08.2014 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе: судьи Щуко В.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сыроватской Л.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Наш Дом» (ОГРН 1053801111803, место нахождения: 665841, Иркутская область, г. Ангарск, 18 микрорайон, д. 16)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ангарску Иркутской области (ОГРН 1043800546437, место нахождения: 665835, Иркутская область, г. Ангарск, микрорайон 7А, д. 34)
о признании недействительным решения от 30.12.2013г. № 12-54-17 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления минимального налога за 2010 год в сумме 72 930 руб. 00 коп., за 2011 год в сумме 218 323 руб. 00 коп., за 2012 год в сумме 465 438 руб. 00 коп., всего в сумме 756 691 руб. 00 коп.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Малых Ю.И. – представитель по доверенности, Баендуева Е.Д. –
представитель по доверенности;
от ответчика: Ковалева А.Ю. – представитель по доверенности, Амягина Н.Н. – представитель по доверенности, Теплякова О.В. – представитель по доверенности;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Наш Дом» обратилось в арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ангарску Иркутской области (далее – налоговая инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 30.12.2013г. № 12-54-17 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления минимального налога за 2010 год в сумме 72 930 руб. 00 коп., за 2011 год в сумме 218 323 руб. 00 коп., за 2012 год в сумме 465 438 руб. 00 коп., всего в сумме 756 691 руб. 00 коп.
В судебном заседании представители заявителя уточненные требования поддержали по основаниям, приведенным в заявлении от 12.08.2014г., возражениях от 23.07.2014г., уточнениях к заявлению, указав, что единственным основанием доначисления налога явился вывод налоговой инспекции о том, что общество должно было включить в свои доходы не только 10% посреднического вознаграждения, получаемого от собственников помещений в многоквартирных домах по заключенным с ними договорам, но и остальные 90% от платежей, предназначенных для содержания и текущего ремонта общего имущества в этих домах; общество считает данный вывод ошибочным, так как полностью вытекает из применения налоговой инспекцией положений статьи 162 ЖК РФ; заключенные обществом и собственниками помещений в многоквартирных домах договоры являются смешанными договорами, так как содержат элементы договоров оказания услуг, договоров подряда и договоров агентирования, и регулируются в соответствующих частях положениями главы 37, 39 и 52 ГК РФ; в письме Министерства Финансов РФ от 23 марта 2012 г. № 03-03-06/1/152 говорится о недопустимости смешения понятий «договор управления» (ст.162 ЖК РФ) и «договор оказания услуг и (или) выполнения работ» (ст.164 ЖК РФ) и четко разделен порядок определения доходов при способе управления «управляющей организацией» и при способе «непосредственное управление собственниками»; общество применяет упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов»; общим порядком действующего законодательства устанавливается как право сторон на заключение договоров, не запрещенных законом, так и необходимость выявлять действительную волю сторон и
принимать во внимание буквальное значение условий договора, не исключает «общий порядок» и обоснованное применение абзаца 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ; по условиям договора об оказании возмездных услуг, общество вправе как самостоятельно оказывать услуги по содержанию общего имущества собственников, так и путем привлечения третьих лиц, исполняя при этом функции комиссионера, в случае исполнения работ и услуг собственными силами, общество реализовывало данные услуги собственникам помещений, исполняя свои обязательства в рамках заключенных договоров в части возмездного оказания услуг, в случае привлечения третьих лиц и заключения с ними соответствующих договоров об исполнении работ и услуг в интересах собственников помещений, общество реализовывало собственникам услуги агента, совершая юридические и иные действия в интересах собственников в рамках заключенных с ними договоров в части их элемента – агентирование; по условиям договоров подряда, общество было вправе самостоятельно выполнять работы по текущему ремонту общего имущества собственников, в таком случае оно бы реализовывало данные работы собственникам помещений, исполняя свои обязательства в рамках заключенных договоров подряда, однако, в результате сложившихся фактических отношений между собственниками помещений и обществом, общество таким правом ни разу не воспользовалось, какой-либо подрядной работы за 2010 г., 2011 и 2012 годы самостоятельно не выполнило, воспользовавшись правом, установленным в п.3.1.1. договоров, привлекая исполнителей, имеющих необходимую технику, штат рабочих, лицензии; по условиям договоров, общество было наделено правом на заключение от собственного имени и за счет собственников помещений и в их интересах, договоров с иными исполнителями услуг и работ, в таких случаях общество, действуя как агент, самостоятельно не исполняло работу (не оказывало услугу), но в силу пунктов п.3.1.4 договоров, заключенных с собственниками, совершало юридические и иные действия, направленные на надлежащие содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах; именно плата за совершение юридических и иных действий, связанных с заключением договоров в интересах и за счет собственников с третьими лицами, имеющими необходимую технику, производственные мощности, штат рабочих, лицензии входит в размер вознаграждения, установленный сторонами – обществом и собственниками помещений – 10% от платы, поступающей от собственников на содержание и ремонт дома, в указанный размер вознаграждения входит деятельность общества по организации процесса содержания и ремонта домов; все остальные средства - 90% от платежей, собственники помещений определили в договорах направлять исключительно на содержание и текущий ремонт домов, а не на услуги общества, и отражать их в полном, 100%-ном, объеме в отчетах; при проведении проверки отчеты были
представлены налоговой инспекции, однако им была дана оценка, исходя из правил статьи 162 ЖК РФ, регулирующей совсем иные правоотношения; общество отчитывалось не об исполнении договора, а об использовании денежных средств собственников в соответствии со ст. 1008 ГК РФ «Отчеты агента»; в решении налоговой инспекции, а так же в решении Управления ФНС России по Иркутской области об оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения, необоснованно указано на то, что, якобы договоры с непосредственными исполнителями услуг и работ либо заключены ранее, чем договоры с собственниками, либо не содержат указаний на то, что они заключены в интересах и за счет собственников помещений в многоквартирных домах, однако в возражениях к акту проверки все эти договоры даже перечислены письменно, указаны их даты и даже номера пунктов, в которых предусмотрено, что они заключены в интересах собственников и за их счет; с 01.01.2010 г., т.е. с момента вступления в силу договоров с собственниками, общество осуществляло действия, направленные на исполнение своих обязательств перед собственниками в качестве комиссионера, хотя и по договорам с третьими лицами, заключенными ранее в интересах тех же самых собственников помещений, у общества не имелось необходимости перезаключать новые договоры с третьими лицами с 01.01.2010г., так как порядок платы от собственников не изменился, порядок определения дохода общества не изменился, вид работ и услуг третьих лиц так же остался неизменным, равно как и объем таких работ и услуг; однако налоговой инспекцией при проведении проверки не проанализирован и тот факт, что со всеми третьими лицами были заключены новые договоры (и расторгнуты прежние) с 01.07.2011г. в связи с изменениями в жилищном законодательстве; общество не согласно с суммой начислений – 72 930 руб. 00 коп. за 2010 год, за 2011 год – 218 322 руб. 75 коп., поскольку при проведении проверки не учтены три договора с ОАО «Иркутскоблгаз», ООО «Жилавтотранс», ИП Афраймович, заключенные с исполнителями услуг и работ позже, чем договоры с собственниками, за 2012 год с суммой 465 692 руб. 17 коп. общество не согласно полностью, так как считает, что располагает всеми надлежащими доказательствами осуществления в 2012г. агентской (посреднической) деятельности в отношениях с собственниками помещений, в связи с чем правомерно учитывало в своих доходах только вознаграждение, полученное согласно условиям договоров в размере 10% от поступивших платежей от собственников (население, юридические лица) и арендаторов общего имущества в домах, остальные 90% обществом никак не использовались и направлены исключительно на содержание и ремонт (услуги, работы, материалы, и т.п.) данных многоквартирных домов посредством их перечисления непосредственным исполнителям таких работ.
Представители налоговой инспекции против удовлетворения требований заявителя возражали, ссылаясь на законность и обоснованность решения в его оспариваемой части, свою позицию изложили в отзыве от 24.06.2014г. письменных пояснениях от 05.08.2014г., в которых указали, что основанием для доначисления минимального налога, штрафа и соответствующих пеней послужил тот факт, что общество неправомерно не учитывало в составе доходов оплату, поступающую от собственников помещений за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов за 2010 – 2012 годы, а учитывало только свое вознаграждение, сумма которого оговаривалась договором управления и оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; договоры, заключенные обществом с собственниками помещений в многоквартирном доме по своему наименованию, предмету договора и содержанию соответствуют признакам договора возмездного оказания услуг; при этом договорами предусмотрено получение управляющей организацией дохода в размере 10% от платежей, поступающих от собственников на содержание и текущий ремонт общего имущества; наличие договора возмездного оказания услуг в правоотношениях управляющей компании и собственников помещений в многоквартирном доме регламентировано частью 2 статьи 162 ЖК РФ и квалифицировано налоговым органом с учетом фактических взаимоотношений сторон; во исполнение договоров, заключенных с собственниками помещений, обществом заключены договоры на оказание услуг, выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах с индивидуальными предпринимателями, которыми не предусмотрено агентское вознаграждение; налоговым органом включены в доходы общества средства, полученные только по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях осуществления надлежащего содержания и текущего ремонта общего имущества в многоквартирных домах, не относящиеся к целевому финансированию в соответствии с п.п. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, в отсутствие раздельного учета; при проведении проверки налоговым органом установлено, что общество не вело раздельный учет сумм, поступающих от населения на содержание помещений в многоквартирных домах и на текущий ремонт помещений, в связи с чем такие суммы должны подлежать налогообложению с даты их получения.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании 11.08.2014г. объявлялся перерыв до 13.08.2014г. 14 час. 30 мин.
Судом на основании материалов дела установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с положениями статьи 89 Налогового кодекса РФ налоговым органом на основании решения от 25.06.2013г. № 12-82-191 проведена выездная налоговая
проверка ООО «Управляющая компания «Наш Дом» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2010г. по 31.12.2012г.
По результатам проверки налоговой инспекцией составлен акт от 23.10.2013г. № 12-54-17, на основании которого, с учетом представленных обществом возражений и результатов проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля, вынесено решение от 30.12.2013г. № 12-54-17 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым налогоплательщику, в том числе доначислен минимальный налог в сумме 756 691 руб. 00 коп.
ООО «Управляющая компания «Наш Дом» обратилось с апелляционной жалобой на решение налоговой инспекции в части доначисления минимального налога в сумме 756 691 руб. 00 коп. в Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области, решением которого от 11.04.2014г. № 26-13/006126 жалоба была оставлена без удовлетворения, оспоренное решение налогового органа утверждено.
Налогоплательщик, полагая, что решение от 30.12.2013г. № 12-54-17 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления минимального налога в сумме 756 691 руб. 00 коп. не соответствует нормам законодательства о налогах и сборах и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании его недействительным в указанной части.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 346.12. Налогового кодекса Российской Федерации с 01.01.2010г. по 31.12.2012г. ООО «Управляющая компания «Наш Дом» на основании уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения от 23.11.2005г. № 1882 являлось плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Объектом налогообложения выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов.
Согласно статье 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. 3, 4 ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации). Организации, применяющие упрощенную
систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а также налога на имущество организаций. Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, признающие объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ. При этом доходы, предусмотренные ст.251 Налогового кодекса Российской Федерации в составе доходов не учитываются.
Пунктом 1 статьи 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в целях применения гл. 26.2 Налогового кодекса РФ датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
Согласно п. 1.1 Порядка заполнения книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденного Приказом Минфина России от 31.12.2008г. № 154н «Об утверждении форм книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и Порядков их заполнения» налогоплательщики ведут книгу учета доходов и расходов, в которой в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражают все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период.
Согласно п.2 ст.346.18 Налогового кодекса Российской Федерации если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
Налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы: доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса (пункт 1 статьи 346.15. Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 249 Налогового кодекса РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, и выручка от реализации имущественных прав.
В соответствии с пунктом 2 статьи 249 Налогового кодекса Российской Федерации выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
В силу пункта 4 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном ст. 249 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как установлено налоговой инспекцией в оспариваемом решении и подтверждается материалами дела, в 2010-2012 годах доходы ООО «Управляющая компания «Наш Дом» сложились из следующи статей доходов.
1. Доходы в виде средств на содержание общего имущества многоквартирных домов и проведение текущего ремонта, поступающие от населения (собственников и нанимателей помещений многоквартирных домов).
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
- непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
- управление товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
- управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно представленным в материалы дела протоколам от 14.12.2009г. общих собраний (в форме заочного голосования) собственников помещений многоквартирных домов, расположенных по адресам: «г. Ангарск, микрорайон 18, дом 2», «г. Ангарск, микрорайон 18, дом 4», «г. Ангарск, микрорайон 18, дом 11», «г. Ангарск, микрорайон 17, дом 2» собственники приняли решение выбрать способ управления многоквартирными домами – непосредственное управление собственниками.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 16.06.2011г.) при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
Договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.
Пунктами 1.1., 1.2. статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 04.06.2011г. № 123-ФЗ) установлено, что при непосредственном управлении многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет более чем двенадцать, собственниками помещений в данном доме договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме с управляющей организацией собственники помещений в данном доме заключают на основании решения общего собрания указанных собственников. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
По договору оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и (или) выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в данном доме.
Согласно пункту 2.1. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенному в действие Федеральным законом от 04.06.2011г. № 123-ФЗ, при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с положениями статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 16.06.2011г.) договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:
1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
2) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;
3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;
4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет, а в случае, указанном в части 5 статьи 161 настоящего Кодекса, на срок не менее чем один год и не более чем три года.
Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год.
Согласно представленным в материалы дела договорам от 14.12.2009г., от 15.12.2009г. управления и оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных по адресам «г. Ангарск, микрорайон 18, дом 2», «г. Ангарск, микрорайон 18, дом 4», «г. Ангарск, микрорайон 18, дом 11», «г. Ангарск, микрорайон 17, дом 2», заключенным собственниками помещений многоквартирных домов (Собственники) с ООО «Управляющая компания «Наш Дом» (Управляющая организация), предметом указанных договоров является обязательство Управляющей организации по заданию Собственников в течение согласованного срока за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества в данном доме, предоставлять услуги, определенные сторонами в данных договорах, и осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей данных договоров (п.1.1. договоров). Целью договоров является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания и текущего ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Из содержания условий данных договоров следует, что:
Управляющая организация приняла на себя обязательства, в том числе:
- осуществлять надлежащее содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с Перечнем услуг и работ по содержанию и
текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (Приложение № 1 к настоящим Договорам), в объеме средств, предоставленных Собственниками (п.2.1.1. договоров);
- в случае привлечения подрядчиков (исполнителей) для выполнения работ по содержанию или текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах, осуществлять контроль над соблюдением подрядчиками и исполнителями состава, объема и качества работ и услуг (п.2.1.2. Договоров);
- организовать аварийно-диспетчерское обслуживание многоквартирных домов в целях оперативного приема заявок, своевременного устранения аварий и иных неисправностей (п.2.1.3. договоров);
- по поручению Собственников производить начисление, сбор, расщепление и перерасчет платежей Собственников за содержание, текущий (капитальный) ремонт, коммунальные и прочие услуги с правом передачи этих полномочий по договору третьим лицам (п.2.1.4. договоров);
- собирать и начислять Собственникам помещений плату за коммунальные услуги;
- заключать от своего имени и за счет Собственников договоры с ресурсоснабжающими организациями на отпуск и потребление коммунальных услуг, предусмотренных договорами;
- осуществлять расчеты с ресурсоснабжающими организациями за потребленные Собственниками коммунальные услуги, предусмотренные договорами;
- вести учет доходов и расходов по многоквартирным домам, а также в установленном порядке необходимую документацию по содержанию и ремонту общего имущества (п.2.1.10. договоров);
- заключать и сопровождать договоры аренды (пользования) общего имущества в многоквартирном доме, в том числе размещений рекламоносителей, с использованием общего имущества многоквартирных домов, а полученные средства направлять на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домом в порядке, предусмотренном договорами (п.2.1.15. договоров);
- при отсутствии задолженности по договорам оказывать Собственникам иные виды услуг за дополнительную плату, в т.ч. виды услуг, указанные в Приложении № 2 к договорам, согласно утвержденному прейскуранту, плата за которые поступает в самостоятельное распоряжение Управляющей организации и является ее доходом (п.2.1.18. договоров).
Управляющей организации предоставлены права, в том числе:
- самостоятельно определять способы исполнения своих обязанностей по Договорам, в том числе самостоятельно определять подрядчиков (исполнителей) для выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах (п.3.1.1. Договоров);
- заключать и сопровождать договоры с третьими лицами, необходимые для качественного выполнения услуг в соответствии с условиями договоров (п.3.1.3. договоров);
- выполнять функции комиссионера при заключении договоров от своего имени и за счет Собственников жилых помещений:
- с производителями (поставщиками) коммунальных услуг;
- с юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы или индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги и выполняющими работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома на возмездной основе (п.3.1.4. договоров);
- самостоятельно распоряжаться доходами, полученными в результате своей деятельности, не являющейся предметом договоров, а также доходами, полученными в соответствии с Разделом договоров «Порядок определения цены договора, порядок расчетов» (п.3.1.10. договоров).
Управляющая организация приняла на себя обязательство представлять Собственникам отчеты о выполнении договоров за истекший календарный год по письменному заявлению Собственников, в порядке и на условиях, определенных общим собранием Собственников, но не ранее, чем через 15 дней до окончания первого квартала года, следующего за отчетным (п. 4.2. договоров).
Сторонами также определено, что:
- плата за содержание и ремонт жилого помещения, из которой формируется цена настоящих договоров, включает в себя: а) плату за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, б) плату за коммунальную услугу – электроснабжение мест общего пользования, в) плату за иные коммунальные услуги при наличии решения общего собрания Собственников (п.5.1. договоров). Кроме того, в Протоколах общих собраний с 01.01.2010г. отменена плата за вывоз твердых бытовых отходов и предусмотрено осуществление их вывоза за счет платы за жилое помещение (п.14 протоколов);
- размер платы на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома для Собственников и нанимателей пропорционален размеру общей
площади помещения Собственника (нанимателя), находящегося в многоквартирном доме (п.5.2.1. договоров);
- при определении размера платы за жилое помещение наиболее приоритетным является решение общего собрания. В случае отсутствия решения общего собрания применяются правила, установленные действующим законодательством и договорами (п.5.2.3. договоров);
- размер платы за электроэнергию в местах общего пользования для Собственников и нанимателей определяется в соответствии с тарифом, установленным действующим законодательством РФ, исходя из объемов, которые определяются показаниями прибора учета потребленной электроэнергии в местах общего пользования, пропорционально общей площади помещения Собственника, либо в случае отсутствия или выхода из строя общедомового прибора учета – исходя из расчетных показателей (п. 5.3.2. договоров);
- размер платы за пользование жилым помещением (плата за наем), устанавливается органом местного самоуправления для нанимателей муниципального жилищного фонда, пропорционально общей площади помещения, занимаемого нанимателем. Плата за наем не входит в цену договоров (п. 5.4. договоров);
- Управляющая организация вправе получать доход в результате исполнения договоров в размере 10% от платежей, поступающих от Собственников на содержание и текущий ремонт общего имущества. Указанный доход является вознаграждением Управляющей организации за организацию процесса содержания и ремонта многоквартирного дома (п.5.6. договоров);
- работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома и их стоимость не входят в стоимость договоров и устанавливаются исключительно решением общего собрания, в т.ч.: виды необходимых работ, стоимость, порядок внесения платежей, организация, осуществляющая расчеты и рекомендации, связанные с капитальным ремонтом, иные вопросы, связанные с выполнением капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме ( п.5.11. договоров);
- плата за управление и организацию содержания и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома (вознаграждение) входит в цену договоров и включена в размер платы за жилое помещение, как для Собственников, так и для нанимателей помещений муниципального жилищного фонда. Она отражается в отчете Управляющей организации и состоит из:
-10% (десяти процентов) от начисленного размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, от платежей, полученных в результате возмездного пользования
общим имуществом, от средств, поступивших в качестве возмещения льгот, иных платежей, являющихся доходом данного многоквартирного дома (п.5.12. Договоров).
Приложением № 1 к договорам является Перечень услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах. Данный перечень включает в себя в т.ч. следующие виды услуг и работ:
Обеспечение санитарного содержания придомовой территории:
- уборка и очистка дворовой территории;
- кошение газонов 1 раз в летне-осенний период;
- влажное подметание лестничных площадок и маршей – 1 раз в 7 дней;
- мытье лестничных площадок, маршей, загрузочных клапанов и бункеров – 1 раз в месяц;
- влажная протирка стен, дверей, деревянных перил и др. – 2 раза в год;
- очистка от мусора и посторонних предметов кровли, чердачных и подвальных помещений, козырьков – 1 раз в год, подъездов, отмосток, урн, придомовой территории - регулярно;
- удаление и вывоз твердых бытовых отходов из мусорокамер, мусорных контейнеров по графику.
Содержание общего имущества многоквартирного дома:
- укрепление водосточных труб (колено, отливы, воронки);
- установка и снятие пружин на входных и тамбурных подъездных дверях – 1 раз в год;
- ремонт и укрепление входных, тамбурных дверей, дверей подвалов, мусорокамер, обеспечение плотного притвора дверей – 1 раз в год;
-технические осмотры инженерных сетей в местах общего пользования (МОП);
- устранение незначительных неисправностей в системах центрального отопления, ГВС, ХВС, канализации МОП;
- технические осмотры подкачивающих насосов;
- техническое обслуживание систем электроснабжения и др.
Текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме:
- стены, подвалы, фасады;
- крыши, чердаки;
-оконные и дверные заполнения в МОП;
- внутренняя отделка МОП;
- внутренняя система отопления МОП и др.
Срок действия договоров определен сроком на пять лет, начиная с 01.01.2010.
Анализ условий вышеуказанных договоров от 14.12.2009г., от 15.12.2009г. управления и оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах в совокупности с теми обстоятельствами, что протоколами от 14.12.2009г. общих собраний (в форме заочного голосования) собственников помещений многоквартирных домов управляющей организацией выбрано ООО «Управляющая компания «Наш Дом», утвержден порядок предоставления собственникам отчета о выполнении договора управления за каждый истекший каледнарный год, что по данным Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО «Управляющая компания «Наш Дом» заявлен «управление эксплуатацией жилого фонда» (код по ОКВЭД 70.32.1) свидетельствует о том, что налоговая инспекция пришла к обоснованному выводу о том, что спорные договоры являются по своей правовой природе договорами управления многоквартирными домами (содержащими элементы договоров возмездного оказания услуг, подряда), на которые распространяются нормы статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом положения статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации не препятствуют собственникам помещений в многоквартирном доме, выбравшими способ управления многоквартирным домом – непосредственное управление, заключить с управляющей организацией договор управления многоквартирным домом.
Обстоятельство включения в условия договора управления многоквартирным домом права управляющей организации выполнять функции комиссионера при заключении договоров от своего имени и за счет собственников жилых помещений не изменяет правовую природу подобного договора, который является особым видом договора, в отношении которого действует специальный режим правового регулирования, и по которому реализация работ (услуг), направленных на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых управляющей организацией, приобретающей соответствующие работы (услуги) у иных лиц, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги) не является посреднической деятельностью, что согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 16.11.2010г. № 10841/10, согласно которой на оценку взаимоотношений сторон по договору управления многоквартирным домом не влияет собственными ли силами выполняет такие работы управляющая организация или в этих целях она привлекает других лиц.
Довод общества о необходимости применения к сложившимся правоотношениям положений абзаца 9 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде
имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров, мотивированный тем, что доказательством его агентской деятельности при исполнении спорных договоров является предоставление собственникам отчетов об использовании денежных средств не принят судом во внимание по изложенным выше причинам, а также в связи с тем, что пунктом 11 статьи 162 Жилищного кодекса РФ установлена обязанность управляющей организации ежегодно в течение первого квартала текущего года представлять собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год и данные отчеты, как следует из материалов дела (т. 3 л.д. 30-57), составлялись заявителем.
Кроме того, согласно представленным сторонами доказательствам, 01.12.2005г. ООО «Управляющая компания «Наш Дом» был заключен с собственниками помещений в многокватирном доме по адресу: г. Ангарск, микрорайон, 17, дом № 2 договор управления многоквартирным домом № 30.
Как установлено налоговой инспекцией в оспариваемом решении и подтверждается материалами дела, ООО «Управляющая компания «Наш Дом», получая доходы в виде средств на содержание общего имущества многоквартирных домов и проведение текущего ремонта, поступающие от населения (собственников и нанимателей помещений многоквартирных домов), отражала в бухгалтерском учете все суммы поступивших средств. Вместе с тем, в книгах учета доходов и расходов за 2010-2012 годы, в налоговых декларациях по единому налогу за 2010-2012 годы отражены суммы поступивших денежных средств от населения на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов не в полном размере. Руководитель общества Князева Г.Ю. пояснила, что в книги учета доходов и расходов общества не включены в полном объеме платежи от населения, а также от юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, на содержание и эксплуатацию жилищного фонда в связи с тем, что в учетной политике управляющей организации определено, что доходом организации являются комиссионные, агентские вознаграждения и доходы учитываются в соответствии с пп.9 п.1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации; в договорах оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, заключенных с собственниками жилых домов, сказано, что 10% средств, полученных от
собственников на содержание и текущий ремонт общего имущества, а также 10% средств, полученных от использования общего имущества многоквартирных домов является вознаграждением управляющей организации (протокол допроса от 20.08.2013г. № 1410).
Налоговый орган пришел к обоснованному выводу о том, что управляющая организация ООО «Управляющая компания «Наш Дом» как исполнитель услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах приобретает данные услуги и реализует их населению, а кроме того, несет ответственность перед собственниками жилья за предоставление услуг надлежащего качества, в связи с чем доходы управляющей организации, полученные по результатам исполнения указанных договоров, не подпадают под действие пп. 9 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.
Также для исполнения договоров, заключенных ООО «Управляющая компания «Наш Дом» с собственниками помещений многоквартирных домов, обществом были заключены договоры на оказание услуг, выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах, с индивидуальными предпринимателями:
Музафаровой В.П. ИНН 380110605738:
- договор от 01.11.2005г. на оказание работ и услуг по содержанию и эксплуатации жилищного фонда и придомовой территории; предметом данного договора является передача исполнителю (Музафаровой В.П.) функций по содержанию и эксплуатации жилищного фонда и придомовой территории по стоимости согласно смете на основании действующих тарифов на содержание и эксплуатацию жилого фонда и придомовой территории и объемов выполненных работ; в соответствии с условиями данного договора заказчик обязан своевременно оплачивать работы по договору; сторонами подписан акт от 31.01.2010г. о сдаче-приемке выполненных работ и услуг по договору;
- договор от 01.07.2011г. № 1/04-11 об оказании услуг и выполнении работ в отношении общего имущества многоквартирных домов по адресам: г. Ангарск, 17 мкр., дома 2, 3; г. Ангарск, 18 мкр., дома 2, 3, 5, 8, 11, 12 (приложение № 1 к договору); предметом данного договора является оказание на возмездной основе услуг и выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах, а так же оказание иных услуг и выполнение иных работ, предусмотренных данным договором и направленных на повышение качества управления заказчиком (ООО «УК «Наш дом») многоквартирными домами.
Афраймович Н.И. ИНН 380107264051:
- договор от 01.01.2010г. № 2/04-10 об оказании услуг и выполнении работ в отношении общего имущества многоквартирных домов по адресам: г. Ангарск, мкр. 33,
дома 8, 9, 10, 11; г. Ангарск, мкр. 29, дома 15, 16; г. Ангарск, мкр. 32, дом 4; г. Ангарск, мкр. 34, дом 1; г. Ангарск, кВ-л 95, дом 19 (приложение № 1 к договору); предметом данного договора является оказание на возмездной основе услуг и выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах, а так же оказание иных услуг и выполнение иных работ, предусмотренных данным договором и направленных на повышение качества управления заказчиком (ООО «УК «Наш дом») многоквартирными домами;
- договор от 01.07.2011г. № 8/04-11 об оказании услуг и выполнении работ в отношении общего имущества многоквартирных домов по адресам: г. Ангарск, мкрн 33, дома 8, 9, 10; г. Ангарск, мкр. 29, дома 15, 16; г. Ангарск, мкр. 32, дом 4; г. Ангарск, мкр. 34, дом 1; г. Ангарск, кВ-л 95, дом 19 (приложение № 1 к договору); предметом данного договора является оказание на возмездной основе услуг и выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах, а так же оказание иных услуг и выполнение иных работ, предусмотренных данным договором и направленных на повышение качества управления заказчиком (ООО «УК «Наш дом») многоквартирными домами.
Альпреч Т.Э. ИНН 380112237180:
- договор от 01.05.2008г. на оказание работ и услуг по содержанию и эксплуатации жилищного фонда и придомовой территории. Предметом данного договора является передача исполнителю (Альпреч Т.Э.) функций по содержанию и эксплуатации жилищного фонда и придомовой территории по стоимости согласно смете на основании действующих тарифов на содержание и эксплуатацию жилого фонда и придомовой территории и объемов выполненных работ; в соответствии с условиями данного договора заказчик обязан своевременно оплачивать работы по договору; сторонами подписан акт от 31.01.2010г. о сдаче-приемке выполненных работ и услуг по договору;
- договор от 01.07.2011г. № 2/04-11 об оказании услуг и выполнении работ в отношении общего имущества многоквартирных домов по адресам: г. Ангарск, 18 мкр., дома 1, 4, 7, 9, 10, 13 (приложение № 1 к договору); предметом данного договора является оказание на возмездной основе услуг и выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах, а так же оказание иных услуг и выполнение иных работ, предусмотренных данным договором и направленных на повышение качества управления заказчиком (ООО «УК «Наш дом») многоквартирными домами.
Евсеевой Н.В. ИНН 380116808100:
- договор от 01.07.2011г. № 7/04-11 об оказании услуг и выполнении работ в отношении общего имущества многоквартирных домов по адресам, в том числе: г. Ангарск, 17 мкр., дома 2, 3, г. Ангарск, 18 мкр., дома 1, 2, 3, 4, 5, 7 (приложение № 1 к договору); предметом данного договора является оказание на возмездной основе услуг и выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах, а так же оказание иных услуг и выполнение иных работ, предусмотренных данным договором и направленных на повышение качества управления заказчиком (ООО «УК «Наш дом») многоквартирными домами.
Кроме того, ООО «Управляющая компания «Наш Дом» были заключены договоры с юридическим лицами:
ООО «Жилавтотранс» ИНН 3801074874:
- на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов от 01.01.2010г. № 45/01-10; предметом данного договора является оказание на возмездной основе услуг по вывозу твердых бытовых отходов от населения, проживающего в многоквартирных домах, находящихся на управлении или обслуживании заказчика (ООО «УК «Наш дом»), приемка и оплата их заказчиком;
- договор аренды транспортного средства с экипажем от 25.10.2011г. № 50/08-11;
- договор подряда с использованием материала подрядчика от 01.01.2008г. № 2 на изготовление мусорных контейнеров.
ООО «Ангарск-лифт» ИНН 3801069200:
- о предоставлении услуг по техническому обслуживанию, эксплуатации и ремонту лифтов от 01.01.2012г. № 4/1; предметом данного договора является оказание на возмездной основе услуг по техническому обслуживанию и эксплуатации лифтов в подъездах многоквартирных домов;
- о предоставлении услуг по техническому обслуживанию, эксплуатации и ремонту лифтов от 01.01.2012г. № 4/2; предметом данного договора является оказание на возмездной основе услуг по по техническому обслуживанию и эксплуатации лифтов в подъездах многоквартирных домов;
ОАО «Иркутскоблгаз» ИНН 3800000750:
- на техническое обслуживание и проверку на герметичность внутридомового газового оборудования от 21.07.2010г. № 116; предметом данного договора является выполнение на возмездной основе работ по техническому обслуживанию и проверке на герметичность внутридомового газового оборудования, входящего в состав общего имущества газифицированного многоквартирного дома.
- на оказание услуг по техническому обслуживанию, аварийно-диспетчерскому обеспечению и ремонту внутридомового газового оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирных домов от 01.01.2012г.; предметом данного договора является выполнение на возмездной основе услуг по техническому обслуживанию, аварийно-диспетчерскому обеспечению и ремонту внутридомового газового оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирных домов.
Согласно представленным договорам от 01.12.2005г., от 14.12.2009г., от 15.12.2009г. управления и оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, заключенным собственниками помещений многоквартирных домов (Собственники) с ООО «Управляющая компания «Наш Дом» (Управляющая организация), предметом указанных договоров является обязательство Управляющей организации по заданию Собственников в течение согласованного срока за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества в данном доме, предоставлять услуги, определенные сторонами в данных договорах, и осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей данных договоров (п.1.1., 2.1. договоров). Целью договоров является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания и текущего ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Налоговая инспекция пришла к обоснованному выводу о том, что суммы оплаты за содержание и текущий ремонт собственников (нанимателей) помещений многоквартирных домов, поступившие на счет ООО «Управляющая компания «Наш Дом» в связи с исполнением обязательств в целях осуществления надлежащего содержания и текущего ремонта общего имущества в многоквартирных домах, являются доходом от реализации работ, услуг и в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 249 Налогового кодекса Российской Федерации в полном объеме должны учитываться в составе их доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
При этом обстоятельство включения заявителем в ряд договоров с контрагентами положений о том, что общество действует в интересах и за счет собственников помещений в многоквартирных домах, не изменяет данный вывод, поскольку не противоречит структуре договорных правоотношений управляющей организации с собственниками.
Федеральным законом от 16.11.2011г. № 320-ФЗ «О внесении изменения в статью 251 Налогового кодекса Российской Федерации», в указанную статью, содержащую перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, внесены изменения, действующие с 01.01.2012г.
Подпунктом 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что к имуществу, полученному налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, которое не включается в доходы при определении налоговой базы, относятся средства собственников помещений в многоквартирных домах, поступающие на счета осуществляющих управление многоквартирными домами товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Учитывая вышеизложенное, средства, полученные от собственников жилых помещений на ремонт общего имущества многоквартирных домов, включены в перечень средств, относящихся к целевому финансированию, следовательно, не признаются доходом управляющей организации.
Средства, полученные от собственников жилых помещений на содержание общего имущества многоквартирных домов, не относятся к целевому финансированию, а следовательно, являются доходом управляющей организации.
При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Из содержания протоколов общего собрания собственников помещений многоквартирных домов и договоров управления и оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, заключенных ООО «Управляющая компания «Наш Дом», действовавших в проверяемых периодах, следует, что отдельной платы на текущий ремонт и отдельной платы на содержание общего имущества многоквартирных домов не предусмотрено.
В протоколах общих собраний собственников помещений многоквартирных домов утверждена плата за жилое помещение – 10,50 рублей на 1 кв.м., 12,98 рублей на 1 кв.м., 13,44 рублей на 1 кв.м. помещения собственника (или нанимателя) в месяц с 01.01.2010г. (п.15, 16 протоколов), которая включает в себя как содержание, так и текущий ремонт помещений многоквартирных домов.
В договорах управления и оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, прилагаемых к протоколам общих собраний собственников помещений многоквартирных домов, плата на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов также не разделена, и ее
общий размер определяется пропорционально размеру общей площади помещения Собственника (нанимателя) (п. 5.2.1. договоров).
В книгах учета доходов и расходов ООО «Управляющая компания «Наш Дом» за 2010-2012 годы, которые согласно ст. 346.24 Налогового кодекса Российской Федерации обязаны вести налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, суммы, поступающие от жильцов в качестве платы за жилое помещение, отражены как: «оплата услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества – квартплата «Население», «Основной договор».
В бухгалтерском учете ООО «Управляющая компания «Наш Дом» суммы, поступившие от населения в качестве платы за жилое помещение, аккумулировались на счете 76.5 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» с аналитикой платежа: «Оплата услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества».
Таким образом, ООО «Управляющая компания «Наш Дом» не вело раздельный учет сумм, поступающих от населения на содержание помещений в многоквартирных домах и на текущий ремонт помещений многоквартирных домов, что не оспаривалось заявителем.
Следовательно, налоговая инспекция пришла к обоснованному выводу о том, что указанные средства должны рассматриваться как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Как установлено налоговой инспекцией в оспариваемом решении, подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем, суммы на оплату услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в размерах, указанных в таблицах №№ 1-10 решения, перечислялись на расчетные счета ООО «Управляющая компания «Наш Дом» платежными поручениями, либо оформлялись акты зачетов взаимных требований с организациями ООО «Наш дом» и ООО «Наш дом+».
2. Доходы от реализации материалов.
Как установлено налоговой инспекцией в оспариваемом решении, подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем, в 2012 году имела место реализация материалов от ООО «Управляющая компания «Наш Дом» в адрес ООО «Наш дом+». Оплата за реализованные материалы была произведена путем зачета взаимных требований.
Со стороны ООО «Управляющая компания «Наш Дом» зачет взаимных требований произведен на сумму реализованных материалов, со стороны ООО «Наш дом+» зачет взаимных требований произведен на суммы комиссионного вознаграждения за сбор платежей от населения, обслуживаемого ООО «Управляющая компания «Наш Дом».
Таким образом, суммы, отраженные в книге учета доходов и расходов за 2012 год ООО «Управляющая компания «Наш Дом», как зачет взаимных требований с ООО «Наш дом+», являются реализацией товаров (работ, услуг).
Передача материалов оформлялась накладными на отпуск материалов на сторону по форме № М-15, перечисленными в таблице № 11 оспариваемого решения.
Таким образом, налоговая инспекция пришла к обоснованному выводу о получении ООО «Управляющая компания «Наш Дом» дохода в виде реализации материалов в адрес ООО «Наш дом+» в 2012 году на сумму 54 583 руб. 45 коп.
3. Доход от аренды помещений, мест общего пользования, кладовых, рекламных мест, долевого участия юридических лиц в содержании домовладений.
По результатам проверки налоговым органом также установлено, что в проверяемом периоде ООО «Управляющая компания «Наш Дом» были заключены договоры:
- по предоставлению в аренду нежилых помещений:
с Максуновой А.П. договор от 01.01.2010г. № 71/03-10; предметом данного договора является предоставление в аренду нежилого помещения (колясочной), площадью 4,2 кв.м.;
с Новиковым Н.С. договор от 01.01.2012г. № 143/03-12; предметом данного договора является предоставление в аренду нежилого помещения (колясочной), площадью 3,74 кв.м.;
с Парфентьевой Л.П. договор от 01.01.2010г. № 40/03-10; предметом данного договора является предоставление в аренду нежилого помещения (комнаты уборщицы), площадью 1,2 кв.м..
Аналогичные договоры заключены с Альмяшевой Г.И., Бейгель С.Г., Бердниковой В.В., Бондарь А.А., Глебко А.И., Горденко З.В.,Ермолаевой В.Я.,Исаевой Т.Г., Королевым А.А., Кравчук Л.А., Кудревич Р.Н., Лазуренко А.А., Муртазиным Р.Б., Назаровым В.Н., Некрасовой Л.И., Ненашевой Л.И., Нефедовой Н.Н., Овчинниковым, Павловой М.М., Паничкиной С.В., Пермяковым Д.Е.,Подкаменным А.Ю., Рыжаковой О.С., Савенковой, Самсоновой Д.И., Соколовой В.Г., Стуловой В.Я., Ткачевским С.А., Фроловым В.А., Храмовым С.И., Чумаковой Е.В., Шония Г.М., Бердюгиным Д.В., Глушко Т.В., Ереминой С.А., Меньшиковым А.А., Троцким Е.А., Усовой Н.В., Филипповым А.В., Кондрашечкиным А.П., Орешкиным В.А., Петуховой С.С., Пикаловой Е.С. (реестр договоров приведен в приложении № 10 к оспариваемому решению).
- по аренде рекламного места:
с индивидуальным предпринимателем Ламм А.С. договор от 01.07.2011г. № 11/02-10; предметом данного договора является сдача в аренду рекламного места для размещения рекламного щита, площадью 62,5 кв.м.;
с индивидуальным предпринимателем Цыбульским С.Н.. договор от 23.05.2011г. № 11/02-10; предметом данного договора является сдача в аренду рекламного места для размещения рекламного щита, площадью 40 кв.м.;
с ООО «Формула рекламы» договор от 03.10.2011г. № 39/08-11; предметом данного договора является размещение информации в кабинах лифтов.
Аналогичные договоры заключены с Быковым А.Г., Кравцовым Д.С., Нечепоренко С.В., Пакулевым В.А.
- об использовании общего имущества многоквартирных домов, в т.ч.:
с ОАО «Сибирьтелеком» договор от 01.12.2010г. № 29/08-10; предметом данного договора является монтаж, размещение и эксплуатация оборудования сетей связи ОАО «Сибирьтелеком» для оказания услуг в многоквартирных домах, находящихся в управлении Управляющей компании;
с ООО «Ангарское телевидение» договор от 01.04.2009г.; предметом данного договора является возможность для транзитного прохода кабельных сетей через места общего пользования многоквартирных домов;
с ЗАО «Байкал-ТрансТелеКом» договоры от 01.11.2011г. № 45/08-11.; предметом данных договоров является право и фактическая возможность использовать места общего пользования, входящие в состав общего имущества многоквартирных домов;
с ООО «Альтанет» договор от 01.11.2009г. № 21/08-09; предметом данного договора является возможность транзитного прохода волоконно-оптического кабеля связи и кабеля «Витая пара» через места общего пользования многоквартирных домов;
Аналогичные договоры заключены с ООО «Ростелеком», ООО «РТА».
Договоры аренды, договоры об использовании общего имущества многоквартирных домов заключенные с юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, соответствуют признакам договоров, предусмотренным ст. 606 Гражданского кодекса РФ, согласно которой по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Таким образом, налоговая инспекция пришла к обоснованонму выводу о том, что суммы арендной платы, полученные от юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, являются внереализационными доходами налогоплательщика и в соответствии с пунктом 4 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации РФ подлежат включению в состав доходов в полном объеме.
Кроме того, ООО «Управляющая компания «Наш Дом» заключены договоры на оказание услуг по содержанию и выполнение работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме:
- с Ангарской общественной организацией «Ассоциация родителей детей- инвалидов» договор от 01.01.2011г. № 50/01-10; предметом данного договора является то, что управляющая компания производит техническое обслуживание и несет расходы по содержанию строительных конструкций, инженерных сетей и оборудования, являющихся частями общих строительных конструкций, инженерных сетей жилого дома в целом;
- с Усовой Н.В. договор от 10.01.2010г. № 41/01-10; предметом данного договора является то, что управляющая компания производит техническое обслуживание и несут расходы по содержанию строительных конструкций, инженерных сетей и оборудования, являющихся частями общих строительных конструкций, инженерных сетей жилого дома в целом;
- с ООО «Байком» договор от 01.10.2008г.; предметом данного договора является то, что управляющие компании осуществляют техническое обслуживание и несут расходы по содержанию строительных конструкций, инженерных сетей и оборудования, являющихся частями общих строительных конструкций, инженерных сетей жилого дома в целом;
- с МАОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Перспектива» договор от 01.01.2012г.; предметом данного договора является то, что управляющая компания по заданию собственника (МАОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Перспектива») оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома;
- с ОАО «ЦУП «ВСТО» договор от 01.06.2010г.; предметом данного договора является то, что управляющая компания по заданию собственника (ОАО «ЦУП «ВСТО») оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Аналогичные договоры заключены с ООО «Азбука вкуса», ООО «Аптека Алекс», Балакиной И.А., Барабаш М.В., Белоусовым Е.А., ООО «Боди Джаз», Бодяк Е.Н., ООО «Веадент», ООО «Виккома-форте», герявенко А.И., ООО «Гном», ООО «Домашний очаг», ДУМИ Администрации АМО, ООО ТФ «Забота», Инютиной А.А., ООО «Компания Траст», Космачук М.В.,Латышевой Н.С., Иай А.В., Май Д.Н., ООО «Миллениум», ООО «Ойл-Транзит», ООО «Пирамида Строй», ОАО «Пластик», ООО «Пойдем», Поповой О.А., Постниковой Е.К., Потаповым В.К., Почта-России, Родионовым А.В., Родионовой Н.С., ОАО «Сбербанк России», Сидоровым А.А., ООО «Слим клуб»,
Теслевым П.А., Тигунцевой М.К., Ткаченко В.Ф., ООО «Траст», Трофимовым, Тюкавкиной Н.М., ООО «Тяньши», ООО «Форвард», Хлыстовой А.В., Центром по обогащению урана, Черниговым А.А.,Черниговой Е.В., Кондрашечкиным А.П., Орешкиным В.А., Петуховой С.С., Пикаловой Е.С.
Из содержания данных договоров следует, что управляющая компания производит техническое обслуживание и текущий ремонт строительных конструкций, устройств естественной вентиляции, инженерных сетей и оборудования (за исключением газового) жилого дома, подготовку систем отопления, тепловых узлов, контроль и регулировку подачи теплоносителя, устраняет аварии, обеспечивает благоустройство и обеспечение санитарного состояния придомовой территории и т.п.
Суммы оплаты по вышеназванным договорам аккумулировались по кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и дебету счета 50 «Касса» и 51 «Расчетный счет». Данные счёта 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» сформированы на основании актов выполненных работ (оказанных услуг) по долевому участию в содержании домовладения, санитарной очистке, аренде кладовых, аренде помещений, технического обслуживания помещений, аренде рекламного места и др. (реестр актов оказанных услуг приведен в приложениях № 7, 8, 9 к оспариваемому решению).
Налоговая инспекция пришла к обоснованному выводу о том, что спорные договоры не подпадают под действие пп. 9 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ и исходя из положений статьи 249 Налогового кодекса Российской Федерации доходы, полученные от реализации работ, услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов от юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, являются доходом от реализации товаров (работ, услуг) и в полном объеме должны учитываться в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Как установлено в оспариваемом решении, подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем, в проверяемых периодах последнему поступили следующие суммы оплаты за долевое участие в содержании и текущем ремонте общего имущества многоквартирных домов, суммы арендной платы, полученные от юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей: в 2010 году – 744 657 руб. 38 коп., в 2011 году – 1 338 982 руб. 66 коп., в 2012 году – 1 851 820 руб. 82 коп.
Таким образом, налоговая инспекция пришла к обоснованному выводу о том, что в нарушение статьи 249 Налогового кодекса Российской Федерации ООО «Управляющая компания «Наш Дом» не в полном размере учитывала в доходах суммы, полученные в оплату за долевое участие в содержании и текущем ремонте общего имущества
многоквартирных домов, суммы арендной платы, полученные от юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, что подтверждается регистрами бухгалтерского учета, актами оказанных услуг.
Кроме того, ответчиком установлено, что в состав доходов ООО «Управляющая компания «Наш Дом» в проверяемом периоде входило оказание платных услуг населению и возмещение средств по социальному страхованию. Расхождений в отражении данных сумм дохода в бухгалтерском учете и в книгах учета доходов и расходов управляющей компании в 2010-2012 годах не выявлено.
Всего по результатам проведенных мероприятий налогового контроля налоговой инспекцией установлен факт получения ООО «Управляющая компания «Наш Дом» доходов в размере 116 317 492 руб. 04 коп., в том числе в 2010 году – 29 649 135,05 руб., в 2011 году – 40 124 539,91 руб., в 2012 году – 46 543 817,08 руб.
В порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд определением от 30.06.2014г. предложил сторонам представить письменные пояснения относительно, в том числе наличия либо отсутствия арифметических расхождений между суммами средств, полученных ООО «Управляющая компания «Наш Дом» в 2010, 2011, 2012 годах в связи с оказанием услуг и выполнением работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, иных работ (услуг) на основании договоров от 01.12.2005г. № 30, от 15.12.2009г. б/н, иных договоров, являющихся приложениями к акту выездной налоговой проверки от 23.10.2013г. № 12-54-17, решению от 30.12.2013г. № 12-54-17 и между суммами средств, включенными ответчиком в состав доходов ООО «Управляющая компания «Наш Дом» в целях исчисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, минимального налога за 2010, 2011, 2012 годы.
Согласно представленным сторонами письменным пояснениям от 23.07.2014г. и от 05.08.2014г. соответствующих расхождений у заявителя и ответчика не имеется.
При таких обстоятельствах налоговая инспекция в оспариваемом решении пришла к обоснованному выводу о том, что в нарушение пункта 2 статьи 346.18., статьи 249, пункта 4 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации ООО «Управляющая компания «Наш Дом» в 2010-2012 годах было допущено занижение доходов от реализации товаров (работ, услуг), внереализационных доходов в общей сумме 103 991 435 руб. 63 коп., в том числе за 2010 год в сумме 26 751 365,76 руб., за 2011 год в сумме 35 928 875,28 руб., за 2012 год в сумме 41 311 194,59 руб.
Порядок определения расходов регламентируется статьей 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации, при этом расходы, указанные в пункте 1 статьи 346.16 Налогового
кодекса Российской Федерации, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
При исчислении единого налога, в подтверждение обоснованности понесенных расходов, налогоплательщик обязан представить надлежащие и документальные доказательства, подтверждающие разумность, экономическую оправданность и достоверность понесенных расходов.
Предъявляемые в целях уменьшения налоговой базы документы, должны с достоверностью подтверждать реальность произведенных хозяйственных операций. Законодательство о налогах и сборах в целях исчисления единого налога не устанавливает перечень документов, которые могут служить документальным подтверждением понесенных налогоплательщиком затрат для признания их расходами. Факт несения соответствующих затрат, их размер могут быть подтверждены различными документами, которые подлежат правовой оценке в совокупности.
Согласно пункту 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы:
- на расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств (пп.1);
- материальные расходы (пп. 5);
- расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством РФ (пп. 6);
- суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, за исключением суммы налога, уплаченной в соответствии с главой 26.2 Налогового кодекса РФ (пп. 22).
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации расходы, указанные в подпунктах 5, 6 пункта 1 указанной статьи, принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций статьями 254, 255, 264 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ к материальным расходам относятся в частности, следующие затраты налогоплательщика:
- на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) (пп. 1);
- на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика (пп. 6).
На основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета налоговой инспекцией установлено, что налогоплательщиком в проверяемом периоде произведены расходы, необходимые для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, в размере 112 477 584 руб. 57 коп., в том числе в 2010 году – 29 162 971,84 руб., в 2011 году – 39 634 799,67 руб., в 2012 году – 43 679 813,06 руб.
В порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд определением от 30.06.2014г. предложил сторонам представить письменные пояснения относительно наличия либо отсутствия арифметических расхождений между суммами средств выплаченных ООО «Управляющая компания «Наш Дом» в 2010, 2011, 2012 годах в связи с оказанием услуг и выполнением работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, иных работ (услуг) на основании договоров от 01.12.2005г. № 30, от 15.12.2009г. б/н, иных договоров, являющихся приложениями к акту выездной налоговой проверки от 23.10.2013г. № 12-54-17, решению от 30.12.2013г. № 12-54-17 и между суммами средств, включенными ответчиком в состав расходов ООО «Управляющая компания «Наш Дом» в целях исчисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, минимального налога за 2010, 2011, 2012 годы.
Согласно представленным сторонами письменным пояснениям от 23.07.2014г. и от 05.08.2014г. соответствующих расхождений у заявителя и ответчика не имеется.
При таких обстоятельствах налоговая инспекция в оспариваемом решении пришла к обоснованному выводу о том, что в нарушение статьи 346.16, статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации ООО «Управляющая компания «Наш Дом» в 2010-2012 годах было допущено занижение расходов, произведенных для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, в общей сумме 101 644 481 руб. 03 коп.,
в том числе за 2010 год на сумму 26 877 210,24 руб., за 2011 год на сумму 35 648 868,35 руб. рублей, за 2012 год на сумму 39 118 402,44 руб.
В соответствии с пунктом 6 статьи 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог в порядке, предусмотренном настоящим пунктом, в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.
Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1% налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
По итогам проведенных мероприятий налогового контроля налоговая инспекция пришла к обоснованному выводу о том, что в результате приведенных выше нарушений заявителем занижена сумма минимального налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам проверяемых периодов, в сумме 756 691 руб. 00 коп., оспариваемой в рамках настоящего дела. Расчет налога заявителем не оспорен, судом проверен. В связи с изложенным арбитражный суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований заявителя.
При этом судом также было принято во внимание то обстоятельство, что согласно оспариваемому решению ООО «Управляющая компания «Наш Дом» произведена частичная уплата сумм доначисленного по акту проверки минимального налога в размере 500 607 руб. 00 коп. (платежное поручение от 17.12.2013г. № 881), а согласно пояснениям заявителя, данным в ходе судебного разбирательства, в настоящее время сумма доначисленного минимального налога уплачена обществом в полном объеме.
Таким образом, на основании пункта 6 статьи 346.18. Налогового кодекса Российской Федерации заявитель имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее в соответствии с положениями пункта 7 указанной статьи.
Обстоятельств, свидетельствующих о нарушении налоговым органом существенных условий процедуры проведения выездной налоговой проверки судом не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения, действия государственных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и
законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Принимая во внимание, что решение налоговой инспекции от 30.12.2013г. № 12-54-17 о привлечении ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления минимального налога в сумме 756 691 руб. 00 коп. соответствует законодательству о налогах и сборах, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья | В.А. Щуко |
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32