АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-13647/2013
«14» августа 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 14 августа 2014 года.
Решение в полном объеме изготовлено 14 августа 2014 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Сураевой О.П., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гришиной О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664007, <...>)
о взыскании с Федерального бюджетного учреждения – войсковой части 44402 (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 119160, <...>) в лице филиала войсковая часть 36668 (адрес: 665475, Иркутская область, Усольский район, п. Средний) 817 097 руб. 39 коп. штрафа,
третье лицо: Федеральное бюджетное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области»,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представителя по доверенности ФИО1, удостоверение,
от войсковой части: представитель не явился,
от третьего лица: представитель не явился,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска (далее – Управление Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с Федерального бюджетного учреждения – войсковая часть 44402 в лице филиала войсковая часть 36668 штрафа в размере 817 097 руб. 39 коп., за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное бюджетное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области».
Представитель Управления Пенсионного фонда в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, в обоснование требований указал следующее.
Управлением Пенсионного фонда проведена камеральная проверка правильности, своевременности и полноты представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования страхователем – филиалом войсковая часть 36668 Федерального бюджетного учреждения – войсковая часть 44402 на основе сведений индивидуального (персонифицированного) учета (форм АДВ-6-2, СВЗ-6-1, СЗВ-6-2), расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за первый квартал 2012 года, представленных по телекоммуникационным каналам связи.
В ходе проверки выявлен факт представления индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период с нарушением срока, установленного статьей 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Данное нарушение зафиксировано в акте камеральной проверки от 01 февраля 2013 года № 29.
05 апреля 2013 года Управлением Пенсионного фонда вынесено решение № 29, согласно которому Федеральное бюджетное учреждение – войсковая часть 44402 привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде штрафа в размере 817 097 руб. 39 коп.
Требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 20 мая 2013 года № 29 ФБУ – войсковая часть 44402 извещено об обязанности уплатить штраф в указанном размере.
Неисполнение требования явилось основанием для обращения Управления Пенсионного фонда с заявлением о взыскании его в судебном порядке.
Войсковая часть, извещенная в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ о дате, времени и месте судебного разбирательства, представителя для участия в судебном заседании не направила.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, представителя для участия в судебном заседании не направило.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ) ответчик является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и в силу подпункта «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» является плательщиком страховых взносов.
Согласно статье 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу статьи 15 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ) страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров (пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, обязанность по представлению сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за первый квартал 2012 года установлена в срок не позднее 15 мая 2012 года.
Из материалов дела усматривается, что индивидуальные сведения за проверяемый период представлены ответчиком в орган Пенсионного фонда посредством телекоммуникационных каналов связи 06 ноября 2012 года, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ.
В соответствии с абз. 3 статьи 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в период совершения нарушения) за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Исходя их положений вышеуказанной статьи за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за проверяемый период, заявитель исчислил сумму штрафа в размере 817 097 руб. 39 коп. (8 170 973 руб. 90 коп. х 10%), которую просит взыскать в судебном порядке.
Суд считает, что в рассматриваемом случае данная сумма штрафа не может быть взыскана с ответчика по следующим основаниям.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
В целях проведения контроля за уплатой страховых взносов органы контроля за уплатой страховых взносов осуществляют учет плательщиков страховых взносов на основании данных об их учете (регистрации) в качестве страхователей (часть 1 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ).
Согласно статье 11 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ регистрация страхователей-организаций является обязательной и осуществляется в территориальных органах страховщика в пятидневный срок со дня представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и представляемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Снятие с регистрационного учета страхователей осуществляется по месту регистрации в территориальных органах страховщика-организации в пятидневный срок со дня представления в территориальные органы федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и представляемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей устанавливается страховщиком.
В соответствии с пунктом 9 Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, производящих выплаты физическим лицам, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 13 октября 2008 года № 296п (далее - Порядок регистрации), территориальный орган ПФР производит регистрацию организации в качестве страхователя с присвоением регистрационного номера.
Территориальный орган ПФР извещает организацию о ее регистрации в качестве страхователя путем направления через федеральные органы почтовой связи уведомления о регистрации юридического лица в территориальном органе ПФР по месту нахождения на территории Российской Федерации (пункт 10 Порядка регистрации).
По данным Единого государственного реестра юридических лиц ФБУ – войсковая часть 44402, зарегистрированное в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***>, имеет филиал - войсковую часть 36668 (665475, Иркутская область, Усольский район, п. Средний), созданный на основании приказа Министра обороны РФ от 28 сентября 2009 года № 1048, по месту нахождения которого было зарегистрировано в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации - УПФР в г. Усолье-Сибирском и Усольском районе Иркутской области с присвоением регистрационного номера 048-029-072240 (уведомление о регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения на территории Российской Федерации от 16 февраля 2010 года).
Из представленных в материалы дела заявления руководителя войсковой части 36668 (филиала ФБУ - войсковая часть 44402) об исключении с 01 января 2011 года из реестра плательщиков страховых взносов в связи с ликвидацией, справки УПФР в г. Усолье-Сибирском и Усольском районе Иркутской области № 424 следует, что страхователь - войсковая часть 44402 в лице филиала – войсковая часть 36668 (регистрационный номер в ПФР 048-029-072240) снят с регистрационного учета с 01 января 2011 года в связи с прекращением полномочий по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц (реорганизация путем присоединения).
В соответствии с директивой командующего Дальней авиации от 02 сентября 2010 года № 133/18/0117 «Об организационных мероприятиях, проводимых в командовании Дальней авиации в 2010 году», изданной во исполнение директивы МО РФ от 18 июля 2010 года № Д-011, приказано в срок до 01 декабря 2010 года войсковую часть 62266 и войсковую часть 36668 переформировать в войсковую часть 62266, с передачей ей Боевого знамени воинской части, почетного наименования, ордена и исторического формуляра, принадлежавших войсковой части 62266. Условные наименования «войсковая часть 36668», индекс части 08126500, штат № 15/067-01, принадлежащие в/ч 36668, аннулированы.
Как следует из пояснений представителя ответчика, присутствовавшего в судебных заседаниях 25.11.2013г. и 17.12.2013г., гражданский персонал, состоящий в трудовых отношениях с войсковой частью 36668 - филиал ФБУ – войсковая часть 44402, был переведен на работу в войсковую часть 62266-Б с 01 декабря 2010 года, в трудовых книжках имеются соответствующие записи о переформировании войсковой части 36668 в войсковую часть 62266, со ссылкой на директиву МО РФ № Д-011 от 18 июля 2010 года.
Данные обстоятельства заявителем не оспорены, доказательств, опровергающих указанные факты, заявителем не представлено.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ обязанность страхователя по представлению соответствующих сведений обусловлена наличием у последнего застрахованных работающих лиц, в пользу которых страхователь производит выплаты.
Следовательно, при отсутствии таковых сведения не могут быть представлены. В данном случае в 2012 году войсковая часть 36668 (филиал ответчика) не производила в соответствии с трудовыми и гражданско-правовыми договорами выплаты в пользу физических лиц, являющихся застрахованными лицами ввиду отсутствия физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с ответчиком по месту нахождения филиала.
Кроме того, согласно пояснениям участвующих в деле лиц сведения о застрахованных лицах за первый квартал 2012 года были представлены в Пенсионный фонд ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Иркутской области» (создано на основании приказа Министерства обороны Российской Федерации от 20 сентября 2010 года № 1144 «О реорганизации федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации» и зарегистрировано в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Иркутской области 21 декабря 2010 года) в связи с централизацией функций бухгалтерского учета и уплаты страховых взносов.
В соответствии с письмом ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области» от 25 апреля 2013 года № 1/1814-3 с 01 января 2011 года на финансовое обеспечение в данного учреждения был зачислен ряд войсковых частей и учреждений по Иркутской области, в том числе филиал войсковая часть 62226 ФБУ – войсковая часть 44402.
Между ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области» (Исполнитель) и войсковой частью 62266 (Заказчик) заключен договор на обслуживание от 23 декабря 2010 года № 1/2, предметом которого явилось осуществление финансово-экономического обеспечения войсковой части и других воинских частей (подразделений) и учреждений МО РФ, состоящих при ней на обеспечении.
Доказательств передачи таких полномочий третьему лицу (ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Иркутской области») войсковой частью 44402 либо ее филиалом – войсковая часть 36668 суду не представлено. Соответствующий договор не заключался.
Таким образом, материалами дела установлено, что войсковая часть 36668 как филиал войсковой части 44402 не существует с 01 января 2011 года. Застрахованные лица (гражданский персонал), в отношении которых Пенсионным фондом выявлено несвоевременное представление индивидуальных сведений, в спорный расчетный период (первый квартал 2012 года) на должностях в войсковой части 36668 не состояли ввиду перевода с 01 декабря 2010 года в войсковую часть 62266-Б, которая, в свою очередь, не является филиалом ответчика, а является структурным подразделением войсковой части 62266, дислоцирующейся по адресу: Амурская область п. Серышево-2.
Кроме того, страхователь (ФБУ - войсковая часть 44402, г. Москва) 22 июня зарегистрирован в УПФР в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска (по месту нахождения ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Иркутской области») и ему присвоен новый регистрационный номер 22.06.2012, то есть после истечения установленного Законом № 27-ФЗ срока представления индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, за первый квартал 2012 года. Указанное обстоятельство исключает (в случае, если бы у ответчика имелся гражданский персонал, в пользу которого производятся выплаты, в филиале - войсковая часть 36668) обязанность по подаче соответствующих сведений индивидуального (персонифицированного) учета за первый квартал 2012 года в УПФР в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска, а у истца отсутствовали правовые основания для проведения камеральной проверки за периоды ранее даты постановки страхователя на учет (22.06.2012).
Таким образом, у ФБУ - войсковая часть 44402 отсутствовали основания для начисления и уплаты страховых взносов, а также подачи сведений индивидуального учета за застрахованных лиц, числящихся в качестве гражданского персонала в войсковой части 62266-Б.
Обстоятельства об отсутствии у ФБУ – войсковая часть 44402 таких обязанностей в связи с прекращением деятельности филиала – войсковая часть 36668 являлось предметом судебного разбирательства по делу № А19-13646/2013 по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска к Федеральному бюджетному учреждению – войсковая часть 44402 о взыскании 1 905 580 руб. 30 коп., составляющих сумму штрафных санкций за непредставление в установленные сроки сведений о застрахованных лицах, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, за 2011г.
Решением арбитражного суда от 18 декабря 2013 года по делу № А19-13646/2013 в удовлетворении заявленных требований Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска к Федеральному бюджетному учреждению – войсковая часть 44402 о взыскании штрафных санкций в сумме 1 905 580 руб. 30 коп. отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2014 года решение от 18 декабря 2013 года по делу № А19-13646/2013 оставлено без изменения. Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 июля 2014 года по тому же делу решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции также оставлены без изменения.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Исходя из положений части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд считает доказанным факт отсутствия у ФБУ – войсковая часть 44402 правовых оснований для представления индивидуальных сведений за первый квартал 2012 года в отношении филиала – войсковая часть 36668.
Учитывая изложенное и принимая во внимание установленные обстоятельства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что привлечение ФБУ – войсковая часть 44402 к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде штрафа в размере 817 097 руб. 39 коп. является незаконным.
Довод заявителя об исполнении обязанности ФБУ – войсковая часть по постановке на регистрационный учет в территориальном органе Пенсионного фонда, а также по представлению индивидуальных сведений в связи с наличием в Едином государственном реестре юридических лиц сведений об имеющимся у ответчика филиале, не принимается судом во внимание, так как невнесение (несвоевременное) внесение изменений в учредительные документы, неуведомление регистрирующего органа по месту своего нахождения о внесенных изменениях в учредительные документы само по себе в рассматриваемом случае не может являться основанием для начисления штрафных санкций за непредставление в установленные сроки сведений о застрахованных лицах, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
Таким образом, требования Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска о взыскании штрафа в размере 817 097 руб. 39 коп. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья О.П.Сураева