АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-17048/2013
15.04.2014 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 14.04.2014 года.
Решение в полном объеме изготовлено 15.04.2014 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ананьиной Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Маркатюк Е.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Смарт" (ОГРН 1053811159071, ИНН 3811095986, Иркутск Город, Ржанова Улица, 154)
к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска (ОГРН 1103850018425, ИНН 3808214697, 664007 ул. Декабрьских событий, 92 г. Иркутск)
о признании частично недействительными решений от 16.08.2013 №№ 30-01-48/079, 150; о взыскании судебных расходов в сумме 4 000 руб. 00 коп.
при участии в заседании:
от заявителя: Царёва Е.А.- представитель по доверенности,
от ответчика: Малых Н.Л. - представитель по доверенности, Трунина Л.С. – представитель по доверенности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Смарт" (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска (далее – Пенсионный фонд):
- о признании недействительным решение от 16.08.2013 № 30-01-48/079 в части доначисления страховых взносов и уплаты недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть в размере 10 138 руб. 00 коп., на накопительную часть в размере 2 071 руб. 00 коп., начисления пени на страховую часть в размере 1 046 руб. 57 коп., на накопительную часть в размере 206 руб. 05 коп., уплаты штрафа за неуплату страховых взносов на страховую часть в размере 2 027 руб. 60 коп., на накопительную часть в размере 414 руб. 20 коп.;
- о признании недействительным решение от 16.08.2013 № 150 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 7 712 руб. 30 коп., как не соответствующее Федеральному закону № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
- о признании не подлежащим исполнению решение от 16.08.2013 № 150 в части привлечения к ответственности, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде штрафа в размере 785 руб. 12 коп., уменьшив размер штрафа до 100 руб.;
- взыскать судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 4 000 руб. 00 коп.
В судебном заседании представитель заявителя уточненные требования поддержала по основаниям изложенным в заявлении и уточнениях, указала на неправомерность вывода Пенсионного фонда о занижении облагаемой базы на стоимость оказанных услуг такси при исчислении страховых взносов Бахаревой М.А. и Мазур Т.И., являющихся материально-ответственными лицами, поскольку услуги такси оказывались иным работникам аптеки окончившим смену в 22.00 и позже. По мнению заявителя, данные выплаты производились не на основании трудовых или гражданско-правовых договоров и не являются объектом обложения страховых взносов; у Пенсионного фонда не имелось правовых оснований для включения соответствующих выплат проверяемого периода в расчетную базу для начисления страховых взносов, пеней и штрафов, а также для вывода о предоставлении недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета. По нарушениям в отношении Кравченко, Суровцевой, Лукьяновой заявитель указал, что допущенные ошибки персонифицированного учета не повлекли материального ущерба фонду либо застрахованным лицам и впоследствии были устранены; в отношении Осиповой заявитель указал, что решение № 150 в соответствующей части не оспаривает. Вместе с тем, в части привлечения к ответственности по Закону № 27-ФЗ, заявитель сослался на изменения ст. 17 Закона, согласно которым штраф рассчитывается в размере 5% за последние три месяца. По мнению заявителя, при расчете штрафа необходимо учитывать последние три месяца соответствующего года. В остальной части начисления штрафа обществом заявлено ходатайство о наличии обстоятельств смягчающих ответственность.
Представитель Пенсионного фонда с заявленными требованиями не согласился по основаниям изложенным в отзыве, указал на законность оспариваемых решений. По мнению Пенсионного фонда, страхователем занижена облагаемая база по страховым взносам на суммы выплат стоимости проезда работников организации от места работы до места жительства. По мнению Пенсионного фонда, данные выплаты организации своим работникам не являются экономически обоснованными, так как не связаны с производственной необходимостью и исполнением работниками своих трудовых обязанностей, соответственно не могут быть отнесены к расходам организации. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ оплата организацией услуг такси для своих работников является объектом обложения страховым взносами, как выплаты в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений, и не относится к выплатам, не подлежащим обложению страховыми взносами, поименованным в статье 9 Закона № 212-ФЗ. В части привлечения страхователя к ответственности по Закону № 27-ФЗ Пенсионный фонд считает, что для исчисления суммы штрафа необходимо учитывать последние три месяца отчетного периода, которыми признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год. Полагает правильным произведенный в оспариваемом решении № 150 расчет штрафа.
В судебном заседании 08.04.2014, в порядке ст. 163 АПК РФ, объявлялся перерыв до 12 час. 00 мин. 14.04.2014.
Дело рассмотрено в порядке главы 24 АПК РФ.
Судом установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, своевременности и правильности представления индивидуальных сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования ООО «Смарт» за период с 01.01.2010 по 31.12.2012. В ходе проверки выявлено занижение базы для начисления страховых взносов за 2012г. в результате не включения в объект обложения страховыми взносами и не отражения по строкам 200-202 «сумма начисленных выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц» расчетов РСВ-1 стоимости проезда работников организации от места работы до места жительства по застрахованным лицам Бахарева М.А. и Мазур Т.И.; занижение базы для начисления страховых взносов по Осиповой Е.С., в результате проведения выплат с нарушением требований законодательства РФ об обязательном социальном страховании, которые не были приняты к зачету территориальным органом ФСС РФ по результатам проведенной проверки.
Также проверкой установлены нарушения персонифицированного учета в части предоставления неполных и недостоверных индивидуальных сведений в отношении Бахаревой М.А. и Мазур Т.И. – не верно отражена сумма начисленных страховых взносов за 1 квартал 2012г., за полугодие 2012г., за 9 месяцев 2012г., за 2012г.; в отношении Осиповой Е.С. - не верно отражена сумма начисленных страховых взносов за 9 месяцев 2012г., за 2012г.; в отношении Кравченко Н.А., Суровцевой О.Ю. – не отражен код трудового стажа «АДМИНИСТР», согласно периода отпуска без сохранения заработной платы за 1 квартал 2012г.; в отношении Лукьяновой О.В. – не отражен код трудового стажа «ВНЕТРУД» согласно листку временной нетрудоспособности за 9 месяцев 2012г.
По результатам выездной проверки составлен акт от 28.06.2013 № 30-01-47/114.
По результатам рассмотрения материалов проверки, возражений ООО «Смарт», Пенсионным фондом принято решение от 16.08.2013 № 30-01-48/079, которым ООО «Смарт» привлечено к ответственности на основании пункта 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в размере 2 511 руб. (2 075 руб. страховая часть, 436 руб. накопительная часть), доначислены страховые взносы в размере 12 555 руб. (10 380 руб. страховая часть, 2 175 руб. накопительная часть), начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов в размере 1 278 руб. 95 коп. (1 064 руб. 98 коп. страховая часть, 213 руб. 97 коп. накопительная часть).
Также Пенсионным фондом принято решение от 16.08.2013 № 150, которым ООО «Смарт» привлечено к ответственности на основании абз. 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за предоставление недостоверных сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа, подлежащего взысканию в размере 10 % причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей, что составило 8 597 руб. 42 коп.
ООО «Смарт» не согласившись с решениями Пенсионного фонда в части привлечения к ответственности на основании Закона № 27-ФЗ (кроме Осиповой Е.С.), в части привлечения к ответственности на основании Закона № 212-ФЗ, доначисления страховых взносов и пени (кроме Осиповой Е.С.) обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. В судебном заседании представитель заявителя пояснила, что выявленные проверкой нарушения по Осиповой Е.С. признает и в соответствующих частях решения не оспаривает, просит учесть внесенные изменения в абз. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ при расчете штрафа, а также обстоятельства смягчающие ответственность в данной части.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла названных норм, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (подпункт "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования " (далее - Закон N 212-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2012 году) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
На основании части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Статьей 9 Закона N 212-ФЗ установлены суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе пунктом 2 статьи 9 Закона, предусмотрено, что от обложения страховыми взносами освобождаются все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), за исключением случаев, установленных данной нормой.
В соответствии с пунктом 6 статьи 8 Закона N 212-ФЗ при расчете базы для начисления страховых взносов выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их цен, указанных сторонами договора, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) исходя из государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов.
В силу части 1 статьи 47 названного Закона неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов влечет взыскание с плательщика штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
На основании пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователь обязан представлять в территориальные органы страховщика (органы пенсионного фонда) документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах.
Статьей 1 Закона N 27-ФЗ определено, что индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице индивидуальные сведения. Вместе со сведениями, предусмотренными настоящим пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрены финансовые санкции за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Таким образом, страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных, иные индивидуальные сведения персонифицированного учета.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Взаимосвязанное толкование приведенных норм Трудового кодекса и нормы п. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений, следует понимать выплаты и вознаграждения, полученные работником от работодателя за выполнение трудовой функции, обусловленной трудовым соглашением, определяемые в соответствии с перечисленными в ст. 15 ТК РФ нормативными правовыми и локальными актами, регулирующими трудовые отношения.
На основании статьи 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклад (должностной оклад) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя).
По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.
Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу изложенного, в состав выплат и вознаграждений, произведенных в рамках трудовых отношений, подлежат включению все суммы, выплата которых в качестве вознаграждения и поощрения за труд и его результаты предусмотрена законодательством, коллективным договором и иными локальными актами, трудовым договором, включая компенсации и вознаграждения, не перечисленные в ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Из приведенных норм законодательства следует, что производимые работодателем своим работникам выплаты (вознаграждения), в том числе в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), включаются в базу для исчисления страховых взносов тогда, они могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими трудовых обязанностей.
При этом сам по себе факт наличия трудовых отношений между заявителем и его работниками не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются данным работникам, представляют собой оплату их труда, и не все расходы работодателя являются выплатами в пользу физических лиц, являющихся его работниками.
Как следует из оспариваемого решения от 16.08.2013 № 30-01-48/079, Пенсионный фонд пришел к выводу о занижении облагаемой базы для начисления страховых взносов за 2012г. в результате не включения в объект обложения страховыми взносами и не отражения по строкам 200-202 «сумма начисленных выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц» расчетов РСВ-1 стоимости проезда работников организации от места работы до места жительства по застрахованным лицам Бахаревой М.А. и Мазур Т.И.
Из материалов дела следует, что Бахарева М.А. является заведующей аптекой ООО «Смарт» по адресу г. Ангарск, 11 мкр. Д.3 (приказ № 4/6 от 01.11.2011 «Об ответственности»), Мазур Т.И. является заведующей аптекой ООО «Смарт» по адресу г. Ангарск, ул. Чайковского, 1А (приказ № 4/5 от 01.11.2011 «Об ответственности»). С указанными лицами заключены трудовые договоры от 01.11.2011 № 11/24 (Бахарева М.А.), № 11/36 (Мазур Т.И.) и договоры о материальной ответственности. Трудовыми договорами с указанными лицами установлен режим рабочего времени: 40-часовая пятидневная рабочая неделя, с 09 час. до 18 час., перерыв на обед – 1 час; а также условия оплаты труда, не предусматривающие обязанность работодателя оплачивать проезд работников от места работы до места жительства. Приказом «О подотчетных лицах» от 01.11.2011 № 4/3 установлена выдача подотчет денежных средств на определенные цели, в том числе в случае утвержденного отдельного приказа.
В соответствии с приказом руководителя ООО «Смарт» № 4/1 от 01.11.2011 «Об использовании услуг такси» в связи с расширенным режимом работы подразделений аптечной сети, сотрудникам аптечных подразделений по адресам: г. Ангарск, ул. Чайковского, 1А и 11 мкр. Д.3 при условии окончания их рабочей смены в 22 ч. и позже разрешено добираться до места жительства с использованием услуг такси. Данные расходы подлежат списанию за счет прибыли предприятия. Приказом № 4/2 от 01.11.2011 также определены должностные лица Бахарева М.А. и Мазур Т.И. имеющие право брать денежные средства подотчет на указанные цели и отчитываться в авансовых отчетах по окончании месяца.
Согласно положениям об аптеках, расположенных по адресу г. Ангарск, ул. Чайковского, 1А и г. Ангарск, 11 мкр. Д.3, часы работы аптек установлены с 8-00 до 22-00, без перерыва и выходных дней.
Судом установлено, что выплаты и вознаграждения ООО «Смарт» на спорные суммы в пользу застрахованных лиц, Бахаревой М.А. и Мазур Т.И., состоящих в трудовых правоотношениях на основании трудового договора, не начислялись. Выплаты работникам Бахаревой М.А. и Мазур Т.И. по компенсации стоимости проезда на такси не производились.
Из материалов дела следует, что Бахарева М.А. и Мазур Т.И., являясь материально-ответственными лицами, выписывали спорные суммы средств ежемесячно подотчет для последующего осуществления расчета с транспортной организацией ИП Французовой С.И. за оказанные услуги такси другим работникам, окончившим рабочую смену в 22 ч. и позже по соответствующим указанным адресам. По окончании месяца Бахаревой М.А. и Мазур Т.И. составлялись авансовые отчеты об израсходованных денежных средствах.
Согласно пояснениям заявителя письменного договора с ИП Французовой С.И. не заключалось, сотрудничество осуществлялось по устной договоренности, расчет производился ежемесячно на основании актов составленных ИП Французовой С.И., путем оформления квитанций к приходному кассовому ордеру. Оплата производилась от имени ООО «Смарт». Данные расходы отражены в бухгалтерской отчетности как расходы предприятия.
Указанное подтверждается представленными заявителем в материалы дела: трудовым договорами; приказами руководителя ООО «Смарт» от 01.11.2011 № 4/1и № 4/2 «Об использовании услуг такси»; приказом от 01.11.2011 № 4/3 «О подотчетных лицах»; табелями рабочего времени; ежемесячными актами ИП Французовой С.Н., в которых указано дата/время заказа, окончание времени, сумма, маршрут поездки (начальная, конечная), телефон; квитанциями к приходным кассовым ордерам; ежемесячными авансовыми отчетами; справками об адресах сотрудников аптечных подразделений, бухгалтерской отчетностью (проведено по счетам Кт 71, Дб 44.01).
Суд находит, что в данном случае выдача материально-ответственным лицам Бахаревой М.А. и Мазур Т.И. подотчет денежных средств для последующего расчета от имени ООО «Смарт» со сторонней организацией за оказанные услуги такси, не являются выплатами в пользу указанных работников по гражданским или трудовым договорам, тем более, что условиями трудовых договоров соответствующие положения не предусмотрены.
Минздравсоцразвития Российской Федерации в письме от 05.08.2010 № 2519-19 указало, что согласно части 6 статьи 8 Закона № 212-ФЗ, если организация-работодатель приобретает в пользу работников товары (работы, услуги), цены (тарифы) на которые не регулируются государством, то указанные стороны договора при начислении страховых взносов на сумму этих товаров (работ, услуг) должны учитывать, чью стоимость следует рассчитывать исходя из цен приобретения таких товаров (работ, услуг) (включая налог на добавленную стоимость и акцизы).
С учетом положений приведенных выше норм Трудового кодекса и Закона N 212-ФЗ при расчете базы для начисления страховых взносов предоставленные услуги такси могут быть расценены как выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме, если произведены в интересах конкретных работников и связаны с выполнением ими трудовой функции, должны учитываться как стоимость этих услуг на день их выплаты (включая налог на добавленную стоимость).
Из оспариваемого решения следует, что ежемесячные стоимости поездок учтены Пенсионным фондом в качестве выплаты работникам Бахаревой М.А. и Мазур Т.И. Доказательства того, что услуги такси получены именно работниками Бахаревой М.А. и Мазур Т.И., в нарушение статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, Пенсионным фондом не представлены. Напротив, из материалов дела следует, что фактически услуги такси оказывались иным сотрудникам аптечных подразделений по адресам: г. Ангарск, ул. Чайковского, 1А и 11 мкр. Д.3 при окончании работы в 22 ч. и позже.
Суд признает не доказанным вывод Пенсионного фонда о занижении облагаемой базы на стоимость оказанных услуг такси при исчислении страховых взносов Бахаревой М.А. и Мазур Т.И., являющихся материально-ответственными лицами, поскольку услуги такси оказывались иным работникам аптеки.
Проверкой не установлено каким сотрудникам были предоставлены услуги такси, когда и на какую стоимость и связаны ли они с выполнением трудовой обязанности конкретными сотрудниками. Иных документов, в соответствии с которыми определялась бы сумма страховых взносов по каждому застрахованному лицу, при проведении проверки представлено не было и в нарушение положений Закона N 212-ФЗ Пенсионным фондом не истребованы.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о незаконности решения Пенсионного фонда от 16.08.2013 № 30-01-48/079 в части начисления ООО «Смарт» по застрахованным лицам Бахаревой М.А. и Мазур Т.И. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть в размере 10 138 руб. 00 коп., на накопительную часть в размере 2 071 руб. 00 коп., начисления пени на страховую часть в размере 1 046 руб. 57 коп., на накопительную часть в размере 206 руб. 05 коп., привлечения к ответственности на основании пункта 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде штрафа на страховую часть в размере 2 027 руб. 60 коп., на накопительную часть в размере 414 руб. 20 коп., как не соответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и нарушающее права и законные интересы заявителя. В остальной части решение Пенсионного фонда от 16.08.2013 № 30-01-48/079 заявителем не оспаривалось.
Оспариваемым решением от 16.08.2013 № 150 ООО «Смарт» привлечено к ответственности на основании абз. 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за предоставление недостоверных сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа, подлежащего взысканию в размере 10 % причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей, что составило 8 597 руб. 42 коп.
Как следует из решения от 16.08.2013 № 150 и материалов проверки, Пенсионным фондом установлены нарушения персонифицированного учета в части предоставления неполных и недостоверных индивидуальных сведений в отношении Бахаревой М.А. и Мазур Т.И. – не верно отражена сумма начисленных страховых взносов за 1 квартал 2012г., за полугодие 2012г., за 9 месяцев 2012г., за 2012г., связанных с не включением в объект обложения страховыми взносами стоимости проезда работников организации от места работы до места жительства по указанным застрахованным лицам.
Судом установлено и сторонами подтверждено, что сумма штрафа по указанным застрахованным лицам Бахаревой М.А. и Мазур Т.И., исчисленная на основании абз. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ, составила 6 440 руб.76 коп.
С учетом установленных выше обстоятельств, суд приходит к выводу о недоказанности Пенсионным фондом предоставление ООО «Смарт» недостоверных сведений в отношении Бахаревой М.А. и Мазур Т.И., в связи с чем решение Пенсионного фонда от 16.08.2013 № 150 в данной части также подлежит признанию незаконным.
Также Пенсионным фондом при проведении проверки установлено предоставление ООО «Смарт» недостоверных сведений в отношении Кравченко Н.А., Суровцевой О.Ю. – не отражен код трудового стажа «АДМИНИСТР», согласно периода отпуска без сохранения заработной платы за 1 квартал 2012г.; в отношении Лукьяновой О.В. – не отражен код трудового стажа «ВНЕТРУД» согласно листку временной нетрудоспособности за 9 месяцев 2012г.
Предоставление недостоверных сведений ООО «Смарт» в отношении указанных лиц подтверждается материалами дела и по факту не опровергнут заявителем.
Сумма штрафа по указанным застрахованным лицам, исчисленная на основании абз. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ, составила 1 114 руб. 56 коп.
Довод ООО «Смарт» о том, что допущенные ошибки не повлекли материального ущерба для фонда или застрахованных лиц и впоследствии были исправлены, не принимается судом, поскольку отсутствие материального ущерба и устранение ошибок не освобождают от ответственности за предоставление недостоверных сведений персонифицированного учета.
Суд приходит к выводу о том, что Пенсионным фондом доказан факт совершения обществом правонарушения, выразившегося в представлении недостоверных сведений в отношении Кравченко Н.А., Суровцевой О.Ю. за 1 квартал 2012г., Лукьяновой О.В. за 9 месяцев 2012г., и правомерности привлечения общества к ответственности по статье 17 Закона № 27-ФЗ.
В отношении Осиповой Е.С. факт правонарушения, отраженный в решении от 16.08.2013 № 150, заявителем не оспаривается. Штраф по указанному застрахованному лицу, исчисленный за 9 мес. 2012г., за 2012г. на основании абз. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ, составил 1 042 руб. 10 коп.
В данной части заявитель просит учесть изменения, внесенные в ст. 17 Закона № 27-ФЗ.
Абзац 3 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в редакции, действовавшей на момент вынесения решения о привлечении к ответственности) предусматривал, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Федеральным законом от 28.12.2013г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» внесены изменения в Федеральный закон № 27-ФЗ.
В силу внесенных изменений за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах.
В соответствии с общим принципом, предусмотренным статьей 54 Конституции Российской Федерации, никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Таким образом, закон, смягчающий или отменяющий ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого решение о наложении штрафа не исполнено.
Таким образом, Пенсионный фонд правильно квалифицировал действия страхователя как правонарушение, предусмотренное абз. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ и исчислил размер штрафной санкции на момент принятия оспариваемого решения в сумме 2 156 руб. 66 коп. (215666 х 10%), из них 1 114 руб. 56 коп. + 1 042 руб. 10 коп. Вместе с тем, на момент рассмотрения дела судом ответственность за данное нарушение снижена в 2 раза (5% от суммы начисленных страховых взносов), решение о наложении штрафа не исполнено, в связи с чем, сумма штрафа по оспариваемому решению должна составлять 1 078 руб. 33 коп.
Довод заявителя о том, что согласно внесенным изменениям в ст. 17 Закона № 27-ФЗ сумма штрафа подлежит исчислению за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах, т.е. по мнению заявителя только за 2012г. (по Осиповой), не принимается судом. При этом суд исходит из того, что в соответствии со ст. 1 Закона № 27-ФЗ отчетный период - период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
В связи с чем, по мнению суда, сумма штрафа подлежит исчислению за последние три месяца каждого отчетного периода.
Также заявителем заявлено ходатайство об уменьшении размера штрафа по решению от 16.08.2013 № 150 в связи с наличием обстоятельств смягчающих ответственность. В качестве обстоятельств смягчающих ответственность ООО «Смарт» указало на то, что ранее к административной ответственности общество не привлекалось, является добросовестным плательщиком страховых взносов, отсутствие ущерба бюджету ПФР и застрахованным лицам, признание обществом вины в совершении правонарушении, отсутствие умысла на совершение правонарушения со стороны Общества, незначительность допущенных нарушений, самостоятельное исправление допущенных ошибок в данных персонифицированного учета и представление корректирующих сведений.
В соответствии с абзацами 1, 3 статьи 2 Закона N 167-ФЗ, Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Поскольку правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ, поэтому при привлечении страхователей к ответственности на основании этих законов применяется процедура привлечения к ответственности, установленная названным Законом.
Согласно пункту 4 статьи 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении страхователя к ответственности. Перечень обстоятельств, которые могут быть признаны смягчающими ответственность за совершение правонарушений, приведенный в статье 44 Закона N 212-ФЗ, является открытым. Поэтому суд или орган контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающий дело, могут признать смягчающими ответственность страхователя иные, не перечисленные в названной статье, обстоятельства.
Суд, исследовав и оценив характер правонарушения, обстоятельства его совершения, полагает возможным учесть в качестве смягчающих ответственность обстоятельств совершение правонарушения впервые, добросовестность плательщика страховых взносов, признание обществом вины в совершении правонарушении, исправление допущенных ошибок в данных персонифицированного учета и представление корректирующих сведений, что было также подтверждено сторонами в судебном заседании, в связи с чем, считает возможным уменьшить размер штрафа до 100 руб.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание изложенное выше, суд приходит к выводу о том, что решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска от 16.08.2013г. № 150 подлежит признанию незаконным в части взыскания штрафа в размере 8 497 руб. 42 коп.
Расходы по государственной пошлине в размере 4 000 руб., понесенные обществом при обращении в арбитражный суд с настоящим заявлением (платежные поручения от 07.11.2013 № 3739, от 14.11.2013 № 3803), подлежат взысканию с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным решение от 16.08.2013 № 30-01-48/079 Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска в части доначисления страховых взносов и предложения уплаты недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть в размере 10 138 руб. 00 коп., на накопительную часть в размере 2 071 руб. 00 коп., начисления пени на страховую часть в размере 1 046 руб. 57 коп., на накопительную часть в размере 206 руб. 05 коп., привлечения к ответственности за неуплату страховых взносов в результате занижения базы на страховую часть в размере 2 027 руб. 60 коп., на накопительную часть в размере 414 руб. 20 коп., как не соответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Признать незаконным решение от 16.08.2013 № 150 Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 8 497 руб. 42 коп., как не соответствующее Федеральному закону от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Смарт» расходы по государственной пошлине в размере 4 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Г.В. Ананьина