НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Иркутской области от 14.02.2012 № А19-18856/11

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело   А19-18856/11

16.02.2012 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании   14.02.2012 года.

Решение в полном объеме изготовлено   16.02.2012 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи М.Н.Габескирия, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пущиной Т.Н., рассмотрев в предварительном судебном заседании дело по иску индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>, 666034, <...>)

к Управлению по распоряжению муниципальным имуществом Администрации Шелеховского района (ОГРН <***>, ИНН <***>, 666032, <...>)

третье лицо - Администрация Шелеховского муниципального района

о признании незаконными действий, устранении допущенных нарушений

при участии в заседании:

от истца – не явились

от ответчика – ФИО2 (доверенность от 23.11.11 № 477/2011-исх-СП)

от третьего лица – ФИО2 (доверенность от 14.10.11 № 2960/11)

В судебном заседании объявлялся перерыв с 07.02.12 до 14.02.12.

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился с требованием о признании незаконными действий Управления по распоряжению муниципальным имуществом Шелеховского муниципального района, выразившихся в отказе в проведении перерасчета по арендной плате за земельный участок с кадастровым номером 38:27:000302:166, площадью 1 га, расположенный по адресу: Иркутская область, г.Шелехов, в районе автостанции, южнее Култукского тракта, напротив жилых домов №№15, 16, 17, 18 6 квартал переданный индивидуальному предпринимателю ФИО1 по договору аренды от 01.09.10 №Ю 78/10; об устранении допущенных нарушений прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1 в месячный срок путем обязания Управления по распоряжению муниципальным имуществом Шелеховского муниципального района произвести перерасчет арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 38:27:000302:166, площадью 1 га, расположенный по адресу: Иркутская область, г.Шелехов, в районе автостанции, южнее Култукского тракта, напротив жилых домов №№15, 16, 17, 18 6 квартал с применением 0,5 налоговой ставки земельного налога.

Ответчик в поступившем в суд 13.12.11 отзыве от 12.12.11 №960/2011 исхспр, возражая в отношении заявленного иска, указал, что арендная плата рассчитана на основании Постановления Правительства Иркутской области №101-пп от 27.11.08 «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области», Постановления Администрации Иркутской области от 31.07.08 №213-па «Об утверждении положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», решения Думы Шелеховского муниципального района от 24.12.08 №65-рд «О порядке определения размера арендной платы за земли, находящиеся в распоряжении органов местного самоуправления», решения Думы города Шелехова от 30.12.08 №125-РД «О земельном налоге», что налоговая ставка земельного налога в размере 0,5% не может быть применена, поскольку земельный участок предоставлен истцу не для гаражного кооператива, а для автостояночного комплекса, в связи с чем, применению подлежит 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка, а также ответчик указал, что Управление по распоряжению муниципальным имуществом Администрации Шелеховского муниципального района является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в данном случае, по мнению ответчика, надлежащим ответчиком является Администрация города Шелехова, оспариванию подлежит Решение думы города Щелехова.

Администрация Шелеховского муниципального района в поступившем в судебное заседание, состоявшееся 11.01.12 отзыве, возражая в отношении заявленных требований, указывает на то, что земельный участок заявителю предоставлен для автостояночного комплекса, а не для гаражного кооператива, в связи с чем, при расчете арендной платы, в соответствии с Решением Думы Шелеховского городского поселения от 20.01.11 № 3-рд, подлежит применению налоговая ставка 1,5%.

В судебном заседании, состоявшемся 11.01.12, заявитель уточнил заявленные требование, потребовав:

признать незаконными действия Управления по распоряжению муниципальным имуществом Шелеховского муниципального района, выразившиеся в отказе в проведении перерасчета по арендной плате за земельный участок с кадастровым номером 38:27:000302:166, площадью 1 га, расположенный по адресу: Иркутская область, г.Шелехов, в районе автостанции, южнее Култукского тракта, напротив жилых домов №№15, 16, 17, 18, 6 квартал, переданный индивидуальному предпринимателю ФИО1 по договору аренды от 01.09.10 № Ю 78/10, с применением 0,5% налоговой ставки на земельный налог;

устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1 в месячный срок путем обязания Управления по распоряжению муниципальным имуществом Шелеховского муниципального района произвести перерасчет арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 38:27:000302:166, площадью 1 га, расположенный по адресу: Иркутская область, г.Шелехов, в районе автостанции, южнее Култукского тракта, напротив жилых домов №№15, 16, 17, 18, 6 квартал, с применением 0,5% налоговой ставки земельного налога.

Уточнения судом приняты.

В поступивших в судебное заседание, состоявшееся 11.01.12, пояснениях, заявитель, обосновывая требования о признании незаконными вышеназванных действий муниципального органа, указывает на то, что понятие "гараж" и "автостояночный комплекс" являются синонимичными понятиями, что разрешенное использование земельного участка "строительство автостояночного комплекса" не исключает размещение на предоставленном земельном участке гаражного кооператива, ссылаясь, при этом, на: Постановлением Правительства Иркутской области от 27.11.08 № 101-пп, согласно которому к 3 группе видов разрешенного использования земельных участков относятся земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок, на Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 29.06.07 № П/0152, согласно которому, к земельным участкам, предназначенным для размещения гаражей и автостоянок, относятся, в том числе, и земельные участки гаражей (индивидуальных и кооперативных) для хранения индивидуального автотранспорта, земельные участки, предназначенные для хранения автотранспортных средств для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности; на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26.04.11 по делу № А19-23387/10-64, ответ прокуратуры Иркутской области от 04.04.11 № 7-133-11, на ответ МИ ФНС № 1 по Иркутской области от 14.12.11 № 1478, согласно которому установленная Решением Думы Шелеховского городского поселения от 20.01.11 № 3-рд ставка 0,5% применяется для начисления земельного налога для гаражных кооперативов (открытые и крытые автостояночные комплексы для хранения автомобилей), для физических лиц, имеющих гаражи в личной собственности.

Кроме того, заявитель указывает на то, что он на спорном земельном участке предпринимательскую деятельность не осуществляет, ссылаясь, при этом, на принятую налоговым органом годовую налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому, в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

В поступившем в судебное заседание, состоявшееся 16.01.11, возражении № 98/2012 исх-СП ответчик ссылается на то, что договор аренды от 01.09.2010 № Ю 78/10 не прошел государственную регистрацию, в связи с чем, данный договор не считается заключенным, что разрешенное использование земельного участка определяется актом органа местного самоуправления, что земельный участок предоставлен заявителю для размещения автостояночного комплекса, а не для размещения гаражного кооператива, что согласно утвержденным Решением Шелеховского городского поселения от 17.11.11 № 55-рд Правилам землепользования и застройки территории города Шелехова, предоставленный заявителю земельный участок относится к зоне П-1 (санитарно-защитная зона), согласно которой, вид разрешенного использования земельного участка – гаражные кооперативы, не указан, что названный вид разрешенного использования предусмотрен для зоны ИТ-2.

Присутствовавший в судебном заседании, состоявшемся 16.01.12, представитель заявителя пояснил, что оспариваемые им действия муниципального органа противоречат ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации и Решению Думы Шелеховского городского поселения от 20.01.11 № 3р-д, нарушая право индивидуального предпринимателя ФИО1 на использование переданного ему по договору от 01.09.10 № Ю 78/10 земельного участка, ввиду невозможности проведения государственной регистрации названного договора, а также право на возмещение арендных платежей в правомерном размере.

Присутствовавший в судебном заседании представитель ответчика пояснил, что порядок предоставления земельных участков для строительства установлен земельным законодательством.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 определение от 16.01.12 получил 21.01.12, однако, представителя в судебное заседание не направил.

Дело подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие заявителя.

Выслушав представителя ответчика и третьего лица и рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что постановлением Администрации Шелеховского муниципального района от 27.08.10 № 885-ПА индивидуальному предпринимателю ФИО1 в аренду, сроком на три года, предоставлен земельный участок площадью 1,000 га, расположенный на землях населенных пунктов г. Шелехова Иркутской области, в районе автостанции, южнее Култукского тракта, напротив жилых домов №№ 15, 16, 17, 16, 6 квартала, к западу от действующей АЗС, кадастровый номер 38:27:000302:166, с разрешенным использованием – для строительства автостояночного комплекса.

На основании указанного постановления муниципальным образованием "Шелеховский район", представляемым Управлением по распоряжению муниципальным имуществом, действующим от имени Администрации Шелеховского муниципального района подписан с индивидуальным предпринимателем ФИО1 договор от 01.09.10 № Ю 78/10, в соответствии с п. 1.1. которого индивидуальному предпринимателю ФИО1 во временное владение и пользование передан земельный участок площадью 1,000 га, расположенный на землях населенных пунктов г. Шелехова Иркутской области, в районе автостанции, южнее Култукского тракта, напротив жилых домов №№ 15, 16, 17, 16, 6 квартала, к западу от действующей АЗС, кадастровый номер 38:27:000302:166, с разрешенным использованием – для строительства автостояночного комплекса.

Земельный участок передан предпринимателю по акту приема-передачи от 01.09.10.

Согласно п. 2.1. договора аренды земельного участка от 01.09.10 № Ю 78/10, названный договор заключен на срок 3 года с 01.09.10 по 01.09.13 и вступает в силу с момента регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области.

В соответствии с п. п. 3.1., 3.6. договора, арендная плата за земельный участок, которая начисляется с даты подписания сторонами акта приема-передачи земельного участка, устанавливается согласно расчету арендной платы, являющемуся неотъемлемой частью договора, произведенному в соответствии с нормативно-правовыми актами Иркутской области и Шелеховского района. Расчет арендной платы производится ежегодно.

Согласно подписанному обеими сторонами расчету арендной платы на 2010 год, являющемуся приложением к договору акты земельного участка от 01.09.10 № Ю 78/10, размер арендной платы за 3 квартал 2010 года составляет сумму 9267,12 руб., за 4 квартал 2010 года – сумму 28187 руб. 50 коп.

Названный расчет составлен на основании решения Думы Шелеховского муниципального района от 24.12.08 № 65-рд, постановлением Администрации Иркутской области от 31.07.08 № 213-па, постановления Правительства Иркутской области от 27.11.08 № 101-пп, постановления Правительства Иркутской области от 18.02.09 № 31-пп, исходя из кадастровой стоимости 1 кв. м. земельного участка – 601,8 руб., налоговой ставки – 1,5%, коэффициентов – 2,5 и 0,5, площади земельного участка – 10000 кв. м.

Вступившим в законную силу решением суда от 26.04.11 по делу № А19-23387/10-64 признаны незаконными действия Управления по распоряжению муниципальным имуществом Шелеховского муниципального района, выразившиеся в отказе в проведении перерасчета по арендной плате за земельный участок по договору аренды № Ю 78/10 от 01.09.2010г. (кадастровый номер №38:27:000302:166), как не соответствующие Постановлению Правительства Иркутской области от 27.11.2008г. N 101-пп "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области", суд обязал Управление по распоряжению муниципальным имуществом Шелеховского муниципального района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1 в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу в соответствии с действующим законодательством.

В ходе судебного разбирательства по делу № А19-23387/10-64 суд признал обоснованным довод заявителя о том, что к спорному земельному участку применяется стоимость в размере 1 318,74 руб. за 1 кв.м., и данный земельный участок подлежит отнесению к 3 группе видов разрешенного использования, а также, учитывая, что в расчете арендной платы на 2010 год в качестве коэффициента, учитывающего функциональное назначение объекта, указан как коэффициент 2,5, так и коэффициент 0,5, признал обоснованным довод заявителя, полагающего, что муниципальный орган при расчете арендной платы неверно применил коэффициенты.

В адресованном Управлению по распоряжению муниципальным имуществом Шелеховского муниципального района письме от 09.06.11 заявитель, ссылаясь на получение им в УМИ Шелеховского муниципального района расчетов арендной платы на 2010 и 2911г.г., на решение суда от 26.04.11 по делу № А19-23387/10-64, а также на то, что на предоставленном ему земельном участке предпринимательская деятельность индивидуальным предпринимателем ФИО1 не ведется, хранение автотранспорта не осуществляется, что земельный участок отведен предпринимателю не для предпринимательской деятельности, а для личных нужд, указывает на то, что при определении арендной платы должен применяться процент от кадастровой стоимости земельного участка – 0,5. Кроме того, заявитель приводит расчеты арендной платы на 2010-2011г.г., исходя из "процента от кадастровой стоимости" – 0,5.

Управление по распоряжению муниципальным имуществом Администрации Шелеховского муниципального района в письме от 08.07.11 № 1503 указывает на то, что представленный индивидуальным предпринимателем расчет арендной платы противоречит п. 7 Постановления Администрации Иркутской области от 31.07.08 № 213-па, согласно которому размер арендной платы за использование земельных участков не может быть менее налоговой ставки земельного налога за соответствующий земельный участок, в связи с чем, процент 0,5 необоснован и ничем не установлен. К письму от 08.07.11 № 1503 приложены расчеты арендной платы на 2010-2011 г.г., при составлении которых ответчиком применялась налоговая ставка земельного налога – 1,5%.

В обоснование заявленных требований индивидуальный предприниматель ФИО1 ссылается на то, что оспариваемые им действия муниципального органа противоречат ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации и Решению Думы Шелеховского городского поселения от 20.01.11 № 3р-д, нарушая право индивидуального предпринимателя ФИО1 на использование переданного ему по договору от 01.09.10 № Ю 78/10 земельного участка, ввиду невозможности проведения государственной регистрации названного договора, а также право на возмещение арендных платежей в правомерном размере.

Согласно ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим кодексом.

В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Учитывая положения названной нормы права, для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными требуется одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

На основании ст.ст. 164, 433 и 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка считается заключенным с момента его государственной регистрации.

Учитывая, что в соответствии с п. 2.1. договора аренды земельного участка от 01.09.10 № Ю 78/10 срок его действия согласован сторонами на 3 года, названный договор, в соответствии со ст.ст. 164, 433 и 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежит государственной регистрации.

В поступившем в судебное заседание, состоявшееся 16.01.11, возражении № 98/2012 исх-СП ответчик указал, что договор аренды от 01.09.2010 № Ю 78/10 не прошел государственную регистрацию.

Факт отсутствия государственной регистрации договора заявителем не отрицается.

Поскольку, в нарушение п. 2 ст. 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды от 01.09.2010 № Ю 78/10 не прошел государственную регистрацию, данный договор считается незаключенным и не создает никаких прав и обязанностей для подписавших его сторон.

Названные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1 оспариваемыми им действиями.

Кроме того, заявляя требование о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в проведении перерасчета по арендной плате за земельный участок с применением налоговой ставки 0,5%, индивидуальный предприниматель ФИО1 фактически оспаривает расчет арендной платы, являющийся, в соответствии с п. 3.1. договора аренды от 01.09.10 № Ю 78/10, приложением к названному договору, т. е. условие договора.

В обоснование заявленных требований индивидуальный предприниматель ФИО1 ссылается также на решение суда от 26.04.11 по делу № А19-23387/10-64. Вместе с тем, в названном решении не рассматривался вопрос о заключенности договора аренды земельного участка от 01.09.10 № Ю 78/10.

Ссылаясь на необходимость применения при расчете арендной платы за переданный по договору аренды земельного участка от 01.09.10 № Ю 78/10 земельный участок налоговой ставки 0,5%, индивидуальный предприниматель указывает на то, что понятие "гараж" и "автостояночный комплекс" являются синонимичными понятиями, что разрешенное использование земельного участка "строительство автостояночного комплекса" не исключает размещение на предоставленном земельном участке гаражного кооператива, ссылаясь, при этом, на: Постановление Правительства Иркутской области от 27.11.08 № 101-пп, согласно которому к 3 группе видов разрешенного использования земельных участков относятся земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок, на Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 29.06.07 № П/0152, согласно которому, к земельным участкам, предназначенным для размещения гаражей и автостоянок, относятся, в том числе, и земельные участки гаражей (индивидуальных и кооперативных) для хранения индивидуального автотранспорта, земельные участки, предназначенные для хранения автотранспортных средств для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности; на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26.04.11 по делу № А19-23387/10-64, ответ прокуратуры Иркутской области от 04.04.11 № 7-133-11, на ответ МИ ФНС № 1 по Иркутской области от 14.12.11 № 1478, согласно которому установленная Решением Думы Шелеховского городского поселения от 20.01.11 № 3-рд ставка 0,5% применяется для начисления земельного налога для гаражных кооперативов (открытые и крытые автостояночные комплексы для хранения автомобилей), для физических лиц, имеющих гаражи в личной собственности.

Кроме того, заявитель указывает на то, что он на спорном земельном участке предпринимательскую деятельность не осуществляет, ссылаясь, при этом, на принятую налоговым органом годовую налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому, в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, мспользование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.

Согласно п. 10 ст. 3 Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии с п. 3 утвержденного постановлением администрации Иркутской области от 31.07.08 № 213-па Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 18.02.09 № 31-пп), арендная плата в год за использование земельного участка устанавливается в размере налоговой ставки земельного налога за соответствующий земельный участок, за исключением случаев определения размера арендной платы в соответствии с пунктами 5, 6 настоящего Положения.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Согласно ч. 2 названной статьи, допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

В соответствии с пп. 1.1.2. Решения Думы города Шелехова от 30.10.08 № 125-рд "О земельном налоге", налоговая ставка в соответствии со статьей 394 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении прочих земельных участков устанавливаются в размере 1,5 процента.

Решением Думы города Шелехова от 17.12.09 № 75-рд, действовавшим на дату подписания сторонами договора аренды земельного участка от 01.09.10 № Ю 78/10, внесены, в том числе, дополнения в п. 1.1.2. Решения Думы города Шелехова от 30.10.08 № 125-рд "О земельном налоге", согласно которым названный пункт дополнен абзацем первым, в соответствии с которым, налоговая ставка в отношении земельных участков, предоставленных для размещения гаражных кооперативов при условии неосуществления деятельности, приносящей доход, устанавливается в размере 0,5 процента.

Решением Думы города Шелехова от 20.01.11 № 3-рд отменен пункт 2 решения Думы города Шелехова от 17.12.2009 N 75-рд "О внесении изменений и дополнений в решение Думы города Шелехова от 30.10.2008 N 125-рд "О земельном налоге" и решение Думы города Шелехова от 20.05.2010 N 23-рд "О внесении изменений и дополнений в решение Думы города Шелехова от 17.12.2009 N 75-рд "О внесении изменений и дополнений в решение Думы города Шелехова от 30.10.2008 N 125-рд "О земельном налоге" в связи с их несоответствием действующему законодательству, пункт 1.1.2 "Налоговые ставки" Положения о земельном налоге на территории города Шелехова, утвержденного решением Думы города Шелехова от 30.10.2008 N 125-рд "О земельном налоге", изложен в следующей редакции:

"1.1.2. 0,5 процента в отношении земельных участков, предоставленных для размещения гаражных кооперативов;

1,5 процента в отношении прочих земельных участков".

В соответствии с п. 3 Решения Думы города Шелехова от 20.01.11 № 3-рд, названное решение распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2009 года.

Изложенная в Решении Думы города Шелехова от 20.01.11 № 3-рд редакция п. 1.1.2. действует по настоящее время.

Гаражные кооперативы, являясь некоммерческими организациями, не имеющими извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и осуществляющими предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это может служить достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям, создаются в организационно-правовой форме потребительского кооператива (п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Потребительским кооперативом, в соответствии с п. 1 ст. 116 Гражданского кодекса Российской Федерации, признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

При этом, в соответствии с п. 1 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, потребительские кооперативы, являются юридическими лицами.

Учитывая изложенное, следует признать, что в соответствии с п. 1.1.2. Решения Думы города Шелехова от 30.10.08 № 125-рд "О земельном налоге", налоговая ставка 0,5% установлена в отношении земельных участков, предоставленных для размещения гаражных кооперативов – юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями в виде объединения граждан, созданными в организационно-правовой форме потребительского кооператива.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица.

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Согласно свидетельству о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серии 38 № 003032372, 18.03.05 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о государственной регистрации ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с договором аренды земельного участка от 01.09.10 № Ю 78/10, названный договором подписан от имени арендатора – индивидуальным предпринимателем ФИО1, с целью строительства на земельном участке автостояночного комплекса.

В утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.01 № 795 Правилах оказания услуг автостоянок приведены следующие понятия:

"потребитель" - гражданин, имеющий намерение заказать, либо заказывающий, либо использующий услуги по хранению автомототранспортных средств на автостоянках исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

"исполнитель" - организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги по хранению автомототранспортных средств на автостоянках по возмездному договору (далее именуется - договор);

автостоянки: "автостоянка" - здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные для хранения автомототранспортных средств.

Пунктом 1.2. Утвержденных Приказом Роснедвижимости от 29.06.07 № П/0152 Техничесих рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по видам разрешенного использования, всего таких видов установлено 16, в том числе, земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок (п. 1.2.3.)

Названные Техничесие рекомендации дают следующую расшифровку Типового перечня видов разрешенного использования:

- земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок - это земельные участки гаражей (индивидуальных и кооперативных) для хранения индивидуального автотранспорта;

- земельные участки, предназначенные для хранения автотранспортных средств для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Из вышеперечисленных правовых актов следует, что к данному виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок" относят все земельные участки, предназначенные для хранения индивидуального транспорта (участки гаражей), а также для хранения транспорта, предназначенного для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Вместе с тем, названный вид разрешенного использования не исключает возможность "исполнителя" – организации или индивидуального предпринимателя, владеющих автостоянкой, оказывать "потребителям" услуги по хранению автомототранспортных средств на автостоянках по возмездному договору, т. е. осуществлять предпринимательскую деятельность.

При изложенных обстоятельствах, учитывая, что спорный земельный участок предоставляется именно для строительства автостояночного комплекса индивидуальному предпринимателю, а не гаражному кооперативу, следует признать, что ответчиком правомерно, при определении размера арендной платы, в соответствии с утвержденным Постановлением Администрации Иркутской области от 31.07.08 № 213-ав Положением о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации, Решением Думы города Шалехова от 30.10.2008 № 125-рд "О земельном налоге", Решением Думы города Шелехова от 20.01.11 № 3-рд, применена налоговая ставка 1,5% в отношении прочих земельных участков.

При указанных обстоятельствах, следует признать отсутствие совокупности оснований, необходимых для удовлетворения заявленных индивидуальным предпринимателем ФИО1 требований, в связи с чем, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

На основании ст.ст. 102 и 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по уплате госпошлины по необоснованному требованию относятся на заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований о признании незаконными действий Управления по распоряжению муниципальным имуществом Администрации Шелеховского района, выразившихся в отказе в проведении перерасчета по арендной плате за земельный участок с кадастровым номером 38:27:000302:166, площадью 1 га, расположенный по адресу: Иркутская область, г.Шелехов, в районе автостанции, южнее Култукского тракта, напротив жилых домов №№ 15, 16, 17, 18, 6 квартал, переданный индивидуальному предпринимателю ФИО1 по договору аренды от 01.09.10 № Ю 78/10, с применением 0,5% налоговой ставки на земельный налог; устранении допущенных нарушений прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1 в месячный срок путем обязания Управления по распоряжению муниципальным имуществом Администрации Шелеховского района произвести перерасчет арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 38:27:000302:166, площадью 1 га, расположенный по адресу: Иркутская область, г.Шелехов, в районе автостанции, южнее Култукского тракта, напротив жилых домов №№15, 16, 17, 18, 6 квартал, с применением 0,5% налоговой ставки земельного налога, ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.

Судья М.Н.Габескирия