АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,
www.irkutsk.arbitr.ru
тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-21014/10 -44
20.01.2011 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 13.01.2011 года.
Решение в полном объеме изготовлено 20.01.2011 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи О.В. Гаврилова при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коротневой Н.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Усольского районного потребительского общества
ИНН 3840000026, ОГРН 1023802143452
к Межрайонной ИФНС России № 18 по Иркутской области ИНН 3819023623,
ОГРН 1103819000328
о признании незаконным решения налогового органа № 24399522 от 30.06.2010г. в редакции решения Управления ФНС по Иркутской области "Об изменении решения" № 26-16/44935 от 16.09.2010г.
при участии в заседании представителей:
от заявителя: не явился, надлежащее уведомление имеется,
от ответчика: Лихачева Н.В., Шишимарина И.В., представители по доверенностям
установил: Усольское районное потребительское общество (далее общество, Усольское Райпо, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 18 по Иркутской области (далее ответчик, инспекция) о признании незаконным решения № 24399522 от 30.06.2010г. "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в редакции УФНС России по Иркутской области № 26-16/44935 от 16.09.2010 года «Об изменении решения" в части уплатить: налог на прибыль в федеральный бюджет в размере 35 029 руб. 62 коп., в бюджет субъекта федерации – 94.310 руб. 51 коп., единый налог на вмененный доход за 1 квартал 2006 года - 66 683 руб., единый налог на вмененный доход 2 квартал 2006 года - 48 580 руб., единый налог на вмененный доход за 3 квартал 2006 года - 39 933 руб., единый налог на вмененный доход 4 квартал 2006 года - 31 744 руб., единый налог на вмененный доход за 1 квартал 2007 года - 45 372 руб., единый социальный налог за 2006 года - 103 544 руб. 29 коп., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2006 год - 385 467 руб. 10 коп.; начислить пени по состоянию на 30.06.2010г. в сумме соответствующих пеней.
Заявитель надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
В соответствии с п.1 ст. 123 АПК РФ, лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
Судебное извещение, адресованное юридическому лицу, вручается лицу, уполномоченному на получение корреспонденции (п.3 ст.123 АПК РФ).
В материалы дела представлено уведомление о вручении (почтового отправления) за № 664025 33 759619, свидетельствующее о получении заявителем 21.12.2010г. Определения суда от 14.12.2010г. об отложении судебного разбирательства на 13.01.2010г.
Таким образом, доказательства надлежащего уведомления заявителя - Усольского районного потребительского общества о рассмотрении дела у суда имеются.
При обращении в суд общество указало, что по существу их доводы сводятся к нарушению инспекцией законодательства для взыскания доначисленных по результатам выездной налоговой проверки налогов и пени за период 2006г., 1 квартал 2007г., поскольку предусмотренный ст. 113 НК РФ общий срок исковой давности истек.
Кроме того, в порядке п. 4 ст. 198 АПК РФ обществом заявлено суду ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования решения налогового органа. В качестве обоснования причин пропуска срока указано, то, что общество пыталось во внесудебном порядке разрешить спор путем обращения жалобы в вышестоящий налоговый орган. После получения частичного отказа в удовлетворении жалобы, общество обратилось за судебной защитой в рамках настоящего дела.
Изучив ходатайство общества, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 100.1 Налогового кодекса Российской Федерации дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 Кодекса.
Согласно пункту 7 статьи 101 Кодекса по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Обжалование этих решений осуществляется в порядке, установленном в статье 101.2 Кодекса, которая предусматривает подачу жалобы вышестоящему налоговому органу.
В пункте 5 этой статьи закреплено, что в судебном порядке указанные решения (как не вступившие, так и вступившие в законную силу) могут быть обжалованы только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе (в силу пункта 16 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" пункт 5 статьи 101.2 Кодекса применяется к правоотношениям, возникшим с 01.01.2009).
Решение Межрайонной ИФНС России №18 по Иркутской области от 30.06.2010г. №24399522 «о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения» было получено руководителем Усольского районного потребительского общества 07.07.2010г.
Не согласившись с указанным ненормативным актом, общество обжаловало его в апелляционном порядке в Управление ФНС России по Иркутской области, которое рассмотрев, жалобу заявителя вынесло решение № 26-16/44935 "об изменении решения" – 16.09.2010г.
Учитывая изложенное, течение трехмесячного срока для обжалования ненормативного акта инспекции, начинается с 17.09.2010г. и истекает 17.12.2010г., тогда как заявление Усольского районного потребительского общества поступило в арбитражный суд 01.11.2010г., что подтверждается штампом отдела канцелярии суда. В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что заявителем, установленный для обжалования трехмесячный срок не пропущен.
Представители Межрайонной ИФНС России № 18 по Иркутской области требования не признали, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве и дополнении к нему.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка Усольского районного потребительского общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, полноты и своевременности уплаты налогов.
По результатам проверки составлен Акт выездной налоговой проверки № 02/28 от 15.04.2010 года.
На основании рассмотрения акта выездной налоговой проверки и письменных возражений налогоплательщика, принимавшего участие в рассмотрении материалов проверки, налоговым органом было принято решение № 24399522 от 30.06.2010 года «О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» которым заявитель был привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налогов в виде штрафа в размере 92 095 руб. 65 коп., по п.2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль за 2007г. виде штрафа в размере 285 137 руб. 31 коп.
В соответствии с п.1 ст. 109 НК РФ к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, выразившихся в неполной уплате сумм единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 1-4 кварталы 2006 года в размере 169423руб., за 1 квартал 2007г. в размере 45372руб., налога на прибыль за 2006г. в размере 129340 руб.13 коп.., в неуплате единого социального налога за 2006г. в размере 103544 руб.29 коп. предусмотренных ст. 122 НК РФ, общество не привлечено в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Предложено уплатить налог на прибыль за 2006г – 2008г. в размере 739 880 руб. 59 коп., единый налог на вмененных доход для отдельных видов деятельности за 2006г.- 2008г. в сумме 542 728 руб., единый социальный налог за 2006г. в сумме 103 544 руб.29 коп., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2006г. в сумме 385 467 руб.10 коп., а также пени в сумме 466 022 руб. 92 коп., в том числе: по налогу на прибыль в размере 181 495 руб.01 коп., по единому налогу на вмененных доход для отдельных видов деятельности в размере 180 435 руб. 93 коп., по единому социальному налогу в сумме 15 879 руб. 51 коп., по страховым взносам в сумме 43 583 руб. 87 коп., по налогу на доходы физических лиц в сумме 44 628 руб. 59 коп.
Не согласившись с решением инспекции в части доначисления ЕНВД по торговым объектам, расположенным в с. Сосновка (магазин № 8); п. Мишелевка, ул. Войкова, 12 (магазин № 4); с. Хаита, ул. Лазо, 5 (магазин № 12); с. Бадай, ул. Набережная, 7 (магазин № 3); п. Тайтурка, ул. Ломоносова (магазин № 13); п. Тельма, ул. Крупской (магазины № 1, 9 и 14 п. Мишелевка, ул. Ленина 1, столовая; п. Мишелевка, ул. Щорса (магазин № 15). общество обжаловало его в вышестоящий налоговый орган в апелляционном порядке.
Решением Управления ФНС по Иркутской области № 26-16/44935 от 16.09.2010 года «Об изменении решения», оспариваемое решение изменено в части пункта 1 таблицы резолютивной части решения: заменив в строке 1 сумму «285137,31» суммой «28513,73»; в строке 2 сумму «25921,58» суммой «2592,16», сумму «7020,43» суммой «702,04», сумму «18901,15» суммой «1890,12»; в строке 3 сумму «35132,47» суммой «3513,25», сумму «9515,05» суммой «951,51», сумму «25617,42» суммой «2561,74»; в строке 4 сумму «31041,60» суммой «3104,16», сумму «1905,30» суммой «190,53», сумму «732,80» суммой «73,28», сумму «4064,40» суммой «406,44», сумму «2073,20» суммой «207,32», сумму «7107,90» суммой «710,79», сумму «15158» суммой «1515,80»; слова «Итого: 377232,96 руб.» словами «Итого: 37723,30 руб.».
В рамках настоящего дела общество обжалует решение Межрайонной ИФНС России № 18 по Иркутской области 30.06.2010 г. № 24399522 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений в редакции решения Управления ФНС России по Иркутской области № 26-16/44935 от 16.09.2010г. в части предложения уплатить недоимку:
- по налогу на прибыль за 2006 г. в размере 129 340 руб.13 коп.,
- по ЕНВД за 1 квартал 2006 г. в размере 66 683 руб.,
- по ЕНВД за 2 квартал 2006 г. в размере 48 580 руб.,
- по ЕНВД за 3 квартал 2006 г. в размере 39 933 руб.,
- по ЕНВД за 4 квартал 2006 г. в размере 31 744 руб.,
- по ЕНВД за 1 квартал 2007 г. в размере 45 372 руб.,
- по ЕСН за 2006 г. в размере 103 544 руб. 29 коп.,
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2006 г. в размере 385 467 руб. 10 коп.
- предложения уплатить пени по налогу на прибыль за 2006г., ЕНВД за 1-4 квартал 2006 г. и 1 квартал 2007г. в общей сумме 421 394 руб. 33 коп.
Как усматривается из оспариваемого решения, основанием для доначисления налогов и пеней в оспариваемых суммах послужило нарушение налогоплательщиком пп. 13 п.2 ст.346.26, ст.346.27, п.4 ст.346.29 НК РФ, выразившееся в неисчислении единого налога на вмененный доход при осуществлении предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг по передаче во временное владение, пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей хозяйствующим субъектам в период 2006-2008 гг.
Кроме этого, в нарушение п. 1 ст. 247, п.1 ст.248, п.1 ст.249, пп.1,4 ст.250 НК РФ налогоплательщиком неправомерно не включены в доходы суммы арендной платы, полученные от сдачи в аренду нежилых помещений в период 2006-2007гг. в размере 1.618.982 руб. 79коп., а также в нарушение п.1 ст. 252 НК РФ, п.1 ст. 9, Федерального Закона «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.1996 г. (с учетом изменений и дополнений») налогоплательщик неправомерно завысил расходы, связанные с производством и реализацией, на сумму затрат, не подтвержденных первичными документами, что повлекло неполную уплату налога на прибыль организаций за 2006-2008гг. в размере 739 880 руб. 59руб., в том числе за 2006г. в сумме 129 340,13руб., за 2007г. в сумме 259 215 руб. 74коп., за 2008г. в сумме 351 324 руб. 72коп. в результате занижения налоговой базы (занижения доходов в сумме 1 618 982.79руб., в том числе за 2006г. - 538 917,22руб., за 2007г. - 1 080 065,57руб. и завышения расходов за 2008г. сумме 1 463 853руб.)
При этом, обществом также допущена неуплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2006г. в сумме 385 467 руб.10 коп., в результате занижения базы в 2006г. в сумме 2 753 332 руб. 50 коп., а также неуплата единого социального налога за 2006г. в размере 103 544 руб. 29 коп. в результате занижения налоговой базы
Суд, выслушав представителей инспекции, рассмотрев представленные в материалы дела документы, пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований, исходя из следующего.
Как следует из заявления общества, в качестве единственного основания для признания незаконным решения заявитель считает, что у инспекции отсутствовали законные основания для взыскания доначисленных по результатам выездной налоговой проверки налогов и пени за период 2006г., 1 квартал 2007г., поскольку общий срок исковой давности истек.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 3.1. статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Определениями суда об отложении судебного разбирательства от 06.12.2010 года и 14.12.2010 года, заявителю предлагалось представить подробные возражения по каждому конкретному основанию начисления оспариваемых сумм налога (сбора) и пени.
Несмотря на определения суда заявитель возражений по существу выявленных налоговой проверкой правонарушений, вызвавших доначисление единого налога на вмененных доход, налога на прибыль, единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пеней не заявлял.
Учитывая изложенное суд считает обстоятельства послужившие основанием для начисления указанных в заявлении налога (сбора) и пени признанными заявителем.
При этом, суд, исследовав представленные заявителем документы установил, что несмотря на то, что решение инспекции заявитель просит признать незаконным в оспариваемых суммах, доказательства опровергающие законность и обоснованность доначисления ему налогов и пеней в обжалуемых суммах представлены не были.
Вместе с тем, из пояснений инспекции, а также представленных в материалы документов следует, что в нарушение ст.346.27, п.2, п.4 ст.346.29, НК РФ, п.50 ГОСТа РФ 51303-99 "Торговля. Термины и определения" налогоплательщик исключил из величины физического показателя (площадь торгового зала и площадь зала обслуживания посетителей) по точкам розничной торговли и точкам общественного питания, площади, не отделенные от площади торгового зала и площади зала обслуживания посетителей согласно правоустанавливающим и инвентаризационным документам, где установлены столы приема заказов, чайные столы, производится предоставление телефонных услуг, в результате чего уменьшены площади торговых залов и площадь залов обслуживания посетителей по общественному питанию в 2006-2008 гг.
Подпунктом 4 пункта 2 статьи 346.26 Налогового Кодекса Российской Федерации установлено, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности применяется в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли.
В силу положений п.1 ст.346.29 НК РФ объектом налогообложения для применения единого налога на вмененный доход признается вмененный доход налогоплательщика. Согласно п.2 ст.346.29 НК РФ налоговой базой для исчисления суммы единого налога на вмененный доход признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Согласно данным проверки Усольского районного потребительского общества установлено, что в период 2006-2008 гг. налогоплательщик осуществлял деятельность по розничной торговле через магазины с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, расположенным по адресам: п.Тельма. ул.Крупской, 3, магазин №5, п.Тельма, ул.Ленина,22. магазин 3, п.Тельма, ул.Крупской,4 магазин № 14, п.Тельма, ул.Крупской,4а столовая, п.Железнодорожник, ул.Юбилейная,19, магазин №19. с.Биликтуй, ул.Советская, 37, магазин №2, п.Мишелевка, ул.Войкова, 12, магазин № 4, с.Хаита Усольского района, магазин № 12, п.Мишелевка. ул.Ленина. 12.магазин №9, п.Мишелевка, ул.Лесная. 17, магазин № 17, п. Мишелевка, ул.Щорса, 1а, магазин № 15, п.Мишелевка. парикмахерская, п.Мишелевка. ул.Ленина 38, магазин № 21, п.Мишелевка, ул.Ленина 13, магазин № 19, п.Мишелевка. ул.Ленина, 1а. столовая, п.Белореченский. 39. магазин № 26, п.Белореченский. 120. магазин № 8, с.Сосновка, ул.Победы. 5. магазин № 8, с.Бадай. ул.Набережная.7. магазин № 3, с.Буреть.ул.Ангарская, 6, магазин №6, п.Тайтурка. ул.Ломоносова,20, магазин №8, п.Тайтурка, ул.Калинина,70, магазин №10. -п.Тайтурка, ул.Ленина, 3, магазин №6, п.Тайтурка, ул.Победы, магазин 3, с.Холмушино, ул.Набережная. 67а, магазин №14, д. Арансахой.17. магазин №17, г.Усолье-Сибирское, ул.Нагорная, 22, п.Китой, ул. Иванова,32 магазин №32, что подтверждается бухгалтерским и налоговым учетом и отчетностью Усольского райпо.
В ходе проведения проверки по вопросу правомерности применения величины физического показателя - площади торговых залов и залов обслуживания посетителей по объектам ведения предпринимательской деятельности при исчислении единого налога на вмененный доход были получены сведения от Усольского Филиала Центра технической инвентаризации ОГ'УП «ОЦТИ» областное БТИ (запрос №02/3673 от 15.02.2010г.) и Усольского отделения Иркутского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» (запрос № 02/3671 от 15.02.2010г.) в виде технических и инвентаризационных документов на объекты торговли, используемые Усольским районным потребительским обществом в период 2006-2008 года.
Согласно представленным документам установлено отсутствие в торговых залах и залах обслуживания посетителей по точкам розничной торговли и точкам общественного питания отделенных площадей, где установлены столы приема заказов, чайные столы, производится предоставление телефонных услуг в 2006-2008гг.
Главным бухгалтером Усольского районного потребительского общества О.В.Поповой в ходе проведения проверки было получено требование №2328/1 от 29.01.2010г. на представление документов, содержащих информацию об объектах недвижимости, площади которых использовались Усольским районным потребительским обществом в период 2006-2008гг. для осуществления финансово-хозяйственной деятельности в г.Усолье-Сибирское и Усольском районе с указанием вида осуществляемой деятельности, с приложением планов, экспликаций и других документов, содержащих технические характеристики используемых площадей, а именно величину площади, на которой осуществлялась деятельность Усольским районным потребительским обществом в период 2006-20008 гг.
На вышеуказанное требование налогоплательщиком представлены следующие документы по объектам, расположенным по адресам:
- п.Мишелевка, ул.Ленина. 12.магазин № 9 -техническая инвентаризация домовладений от 09.04.1997г.,
- п.Мишелевка. ул.Ленина. 1а. столовая - технический паспорт па объект по состоянию 09.03.2005г. с указанием собственника - Усольское районное потребительское общество согласно акту приема-передачи основных средств от 25.04.1997г.,
- с.Сосновка, ул.Победы, 5, магазин № 8 - технический паспорт на объект по состоянию 26.04.2005г. с указанием собственника - Усольское районное потребительское общество согласно договору купли-продажи от 11.09.1995г. и свидетельство о государственной регистрации права собственности №38-АГ 360659 от 15.03.2007г.
- п.Белореченский. 120. магазин № 8 -технический паспорт на объект по состоянию на 26.04.2005г. с указанием собственника - Усольское районное потребительское общество согласно договору купли-продажи от 12.11.1993г. №12 и свидетельство о государственной регистрации права собственности №38-АГ 359792 от 15.02.2007г..
- п.Тельма, ул.Крупской,4, магазин №14 - технический паспорт на объект с указанием собственника - Районное потребительское общество.
- п.Тайтурка, ул.Ломоносова, магазин №8 - технический паспорт на объект по состоянию на 26.04.2005г с указанием собственника - Усольское районное потребительское общество согласно постановлению Усольской районной администрации №963 от 16.06.1997г.,
- с.Холмушино, ул.Набережная. 67а, магазин №14 - технический паспорт на объект по состоянию на 9.03.2005г с указанием собственника - Усольское районное потребительское общество согласно договору купли-продажи от 15.07.1997г.
В отношении объектов, расположенных по адресам:
- п.Мишелевка. ул.Лесная, 17, магазин № 17.
- п.Белореченский. 39. магазин № 26.
- с.Буреть,ул.Ангарская. 6, магазин №6,
- п.Тайтурка. ул.Победы, магазин 3, согласно сведениям, полученным от Администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования (на запрос от 15.02.20010Г. №02/3672). установлен факт ведения деятельности Усольским райпо на основе договоров аренды.
В дополнение к представленным техническим документам в отношении всех стационарных объектов осуществления деятельности розничной торговли Усольским районным потребительским обществом в качестве правоустанавливающего и инвентаризационного документа так же было представлено Постановление Совета Усольского райпо №13 от 31.03.2003г. «О распределении торговых площадей». Согласно данному распоряжению налогоплательщиком с целью расчета единого налога па вмененный доход по объектам осуществления розничной торговли самостоятельно определены торговые площади путем исключения из величины физического показателя (площадь торгового зала и площадь зала обслуживания посетителей) по объектам розничной торговли и точкам общественного питания, площадей, не отделенных от площади торгового зала и площади зала обслуживания посетителей, где установлены столы приема заказов, чайные столы, производится предоставление телефонных услуг. При этом налогоплательщиком не представлены документы, подтверждающие правомерность уменьшения вышеназванных площадей, а именно: документы о конструктивных особенностях планировки объектов, информацию о регистрации конструктивных изменений, заявлений о проведении первичной и последующих инвентаризаций и другие именно технические документы о реконструкции.
При проверке налоговых деклараций по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) по точкам розничной торговли и двум точкам общественного питания установлено, что налогоплательщик исключил из величины физического показателя (площадь торгового зала и площадь зала обслуживания посетителей) по объектам розничной торговли и точкам общественного питания, площади, не отделенные от площади торгового зала и площади зала обслуживания посетителей, где установлены столы приема заказов, чайные столы, производится предоставление телефонных услуг, в результате чего:
- в 2006 г. площади торговых залов по 21-ой точке розничной торговли на уменьшены на 523,24 кв. метра и на 46 кв. метра площади залов обслуживания посетителей по общественному питанию.
- в 2007г.:
за 1 квартал - площади торговых залов по 20-ти точкам розничной торговли уменьшены на 523,24 кв. метра и на 46 кв. метра площади залов обслуживания посетителей по двум точкам общественного питания,
за 2 квартал - площади торговых залов по 18-ти точкам розничной торговли уменьшены на 455,59 кв. метра и на 46 кв. метра площадь зала обслуживания посетителей по двум точкам общественного питания,
за 3 квартал - площади торговых залов по 17-ти точкам розничной торговли уменьшены на 436,94 кв. метра и на 46 кв. метра площади залов обслуживания посетителей по двум точкам общественного питания,
за 4 квартал - площади торговых залов по 16-ти точкам розничной торговли уменьшены на 392.34 кв. метра и на 46 кв. метра площади залов обслуживания посетителей по двум точкам общественного питания.
- в 2008г.
за 1 квартал - площади торговых залов по 17-ти точкам розничной торговли уменьшены на 429,11 кв. метра и на 46 кв. метра площади залов обслуживания посетителей по двум точкам общественного питания.
за 2 квартал - площади торговых залов по 16-ти точкам розничной торговли уменьшены на 424.94 кв. метра и на 46 кв. метра площади залов обслуживания посетителей по двум точкам общественного низания.
за 3 квартал - площади торговых залов по 16-ти точкам розничной торговли уменьшены на 424.94 кв. метра и на 46 кв. метра площади залов обслуживания посетителей по двум точкам общественного питания.
за 4 квартал - площади торговых залов по 15-ти точкам розничной торговли уменьшены на 425.34 кв. метра и на 46 кв. метра площади залов обслуживания посетителей но двум точкам общественного питания.
В ходе проведения выездной налоговой проверки были проведены осмотры помещений магазинов, расположенных по адресам: п.Тельма, ул. Крупской. 2а; здание столовой: п.Тельма. ул. Крупской, 2, магазин №14; п.Тайтурка, ул.Победы. 2а(5); п.Мишелевка. ул.Войкова. 12; п.Мишелевка, ул.Лесная,17; с.Хаита. ул.Лазо, магазин №12, а также составлены протоколы опросов работников Усольского райпо, находившихся на момент проведения осмотров на данных точках, соответственно, опросов Крючковой О.П., Ремезовой Л.М., Крюковой М.М., Оловниковой Г.П., согласно которым установлено, что данные объекты являлись местом осуществления финансово-хозяйственной деятельности Усольского райпо в период 2006-2008гг. Согласно пояснениям вышеперечисленных лиц установлено, что в торговых залах магазинов и зале обслуживания посетителей в столовой отсутствуют какие-либо строения, позволяющие изолировать (выделить) из общей плошали торгового зала размещенные в них столы приема заказов, чайные столы, площади по оказанию услуг телефонной связи, площади проведения собраний пайщиков, следовательно, оказание данных услуг проводилось на территории торгового зала, что не является основанием для исключения площадей, занятых под вышеперечисленные цели, из общей площади торгового зала.
Исходя из вышеизложенного выездной налоговой проверкой было установлено, что налогоплательщиком необоснованно произведено уменьшение величины физического показателя "площадь торгового зала" при расчете единого налога на вмененный доход при осуществлении розничной торговли через объекты стационарной торговой сети и площади зала обслуживания посетителей при оказании услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей в период 2006-2008 гг.
В соответствии с главой 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового Кодекса РФ налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемого как произведение следующих величин:
• базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период;
• физического показателя, характеризующего данный вид предпринимательской деятельности, при этом по виду предпринимательской деятельности - оказание услуг по передаче во временное владение, пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей.
Базовая доходность определена в соответствии с п.3 ст.346.26 НК РФ и установлена:
- в 2006-2007гг. в размере 6000руб.,
- в 2008г. в размере 6000руб. если площадь каждого из этих объектов не превышает 5кв. метров;
- в размере 1200руб. если площадь каждого из этих объектов превышает 5 кв. метров. Физический показатель - определен п.3 ст. 346.29 Налогового Кодекса РФ:
- в период 2006-2007гг.- как количество торговых мест, переданных во временное владение и (или) в пользование другому хозяйствующему субъекту:
- в период 2008г.- как количество переданных во временное владение и (или) в пользование торговых мест, объектов нестационарной торговой сети, объектов организации общественного питания (если площадь каждого из этих объектов не превышает 5 кв. метров) либо площадь переданного во временное владение и (или) в пользование торгового места, объекта нестационарной торговой сети, объекта организации общественного питания (если площадь каждого из этих объектов превышает 5 кв. метров.
Определение указанных физических показателей осуществляется на основании инвентаризационных или правоустанавливающих документов на часть здания торгового центра, передаваемую в аренду для организации розничной торговли.
Согласно п. 9 ст.346.29 Налогового Кодекса РФ в случае, если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы единого налога на вмененный доход учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя.
Таким образом, налоговый орган правомерно пришел к выводу, что налогоплательщиком не исчислен единый налог на вмененный доход при осуществлении предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг по передаче во временное владение, пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей хозяйствующим субъектам в период 2006-2008 гг.
В ходе проведения выездной налоговой проверки также установлено, что в период 2006-2008гг. Усольским районным потребительским обществом для осуществления финансово-хозяйственной деятельности в период 2006-2008гг. использовались объекты торговли, переданные Администрацией муниципального района Усольского районного муниципального образования на праве договоров аренды, расположенные по адресам: - п.Мишелевка. ул.Лесная. 17. магазин № 17. договор аренды №79 от 24.1 1.1998г., п.Белореченский. 39, рынок «Кооператор», договор аренды №165 от 30.04.2003г., п.Тайтурка, ул.Победы, магазин 3, договор аренды №9а от 24.11.1998г., что подтверждается сведениями, полученными от Администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования на запрос от 15.02.20010г. №02/3672.
На вышеперечисленных объектах налогоплательщиком в период 2006-2008гг. наряду с осуществлением деятельности по розничной торговле так же производилось оказание услуг по передаче во временное пользование (субаренду) стационарных торговых мест, о чем свидетельствуют договоры аренды, заключенные с хозяйствующими субъектами в период 2006-2008 гг., а именно: ИП Саидова Л.П., ИП Козлова, ИП Пушилина, ИЛ., ИП Напрюшкина Л.Н., ИП Перетолчина С.И.,. ИП Сюская В.В., ИП Гинбург Е.А., ИП Шевченко Г.С., ИП Тютюник А.Г., ИП Кот В.С, ИП Глухова И.А., ООО «Символ», ИП Карнаухова С.Л., ИП Девятирова А.В., ИП Шарнина, ИП Андреева Т.А., ИП Переловская Е..А., ИП Дубинина Е.А., ИП Середкина Л.В., ИП Глухов К.А., ИП Москаева Л.Г., ИП Евдокамова Р.А., ИП Утина Н.Г., ИП Дранник Т.М., ИП Луговая М.А., ИП Чаплыгина Н.В. представленными налогоплательщиком в ходе выездной налоговой проверки в ответ на требование налоговой инспекции №2328 от 17.12.2009г. На данное требование также были представлены книги продаж по Белореченскому, Тайтурскому и Мишелевскому муниципальным образованиям за период 2006-2008гг., в которых зарегистрированы счета-фактуры, предъявленные хозяйствующим субъектам - индивидуальным предпринимателям и организациям, арендовавшим торговые места в период 2006-2008гг. на объектах торговли, расположенных по адресам: рынок «Кооператор», п.Белореченск, 39, магазин №17, п.Мишелевка,17, магазин №3, п. Тайтурка.
Выручка по данному виду деятельности отражена в главной книге организации по счету 90.3 «Продажи услуг рынка» (согласно рабочему плану счетов Усольского районного потребительского общества) и соответствует данным Справки о доходах по аренде рынков в п.Белореченский, п.Мишелевка, п.Тайтурка за период 2006-2008гг, представленной главным бухгалтером Усольского районного потребительского общества Поповой О.В.
Исходя из вышеизложенного, налогоплательщиком в период 2006-2008гг. осуществлялся вид деятельности, связанный с оказанием услуг по передаче во временное владение, пользование (аренду, субаренду) стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей в период 2006-2008гг. с получением дохода, что обязывало его исчислять единый налог на вмененный доход при осуществлении данной предпринимательской деятельности. Вместе с тем, по данным налогоплательщика, исчисление единого налога на вмененный доход по вышеуказанному виду деятельности за период 2006-2008гг. не производилось.
Таким образом, суд считает, что налоговым органом правомерно установлено занижение налогоплательщиком единого налога на вмененный доход при осуществлении им предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг по передаче во временное владение, пользование (аренд), субаренду) стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей в период 2006-2008гг.
По налогу на прибыль.
Согласно п. 1 ст. 247 Налогового Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях главы 25 Кодекса признаются для российских организаций полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с названной главой.
Пунктом 1 ст.248 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам в целях исчисления налога на прибыль относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации); внереализационные доходы.
При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав). Доходы определяются на основании первичных документов и документов налогового учета. Доходы от реализации определяются в порядке, установленном ст.249 настоящего Кодекса с учетом положений главы 25 НК РФ.
Внереализационные доходы определяются в порядке, установленном статьей 250 настоящего Кодекса с учетом положений главы 25 НК РФ.
Доходом от реализации п.1 ст.249 Налогового кодекса Российской Федерации признает выручку от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручку от реализации имущественных прав.
Внереализационными доходами признаются согласно п.1 ст.250 Налогового кодекса Российской Федерации доходы, не указанные в ст.249 Налогового Кодекса.
Пункт 4 ст.250 Налогового Кодекса Российской Федерации ко внереализационным доходам относит доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном ст.249 НК РФ.
В соответствии с п.1 ст.252 Налогового Кодекса Российской Федерации в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов за исключением расходов, указанных в ст.270 НК РФ. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст.265НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы также как и доходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п.2 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно материалам проверки за период 2006-2007г. по данным бухгалтерского учета Усольского районного потребительского общества на счете 76.3 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» учтен доход от аренды нежилых помещений в 2006г. в размере 538 917 руб. 22 коп., в 2007г. в размере 1 080 065 руб. 57коп.
В качестве первичных документов, на основании которых налогоплательщиком осуществлялась деятельность по передаче имущества в аренду и получение дохода, налогоплательщиком были представлены в налоговый орган и в суд следующие документы:
1.договоры нежилых помещений, заключенные в период 2006-2007гг. Усольским Районным потребительским обществом со следующими арендаторами:
- ООО «Стерх-Агро» в лице Караула Е.В. на помещение, расположенное по адресу: с.Мальта,ул.Вокзальная, магазин хозтоваров,
- ООО «Пирамида» в лице Баклашовой И.А. на помещение, расположенное по адресу: г.Усолье-Сибирское, ул.Космонавтов,2, магазин продовольственных товаров,
- ИП Мкртумян А.Ф на помещение, расположенное по адресу: г.Усолье-Сибирское, ул.Ленина,87,
- ООО «Триумф» в лице Сосновской И.Я. на помещение, расположенное по адресу: г.Усолье-Сибирское, ул.Матросова,1, магазин продтоваров,
- ИП Афанасьева Е.В. (п.Мишелевка, ул.Ленина, 18),
- ИП Спиридонова Н.Н. (п.Тайтурка, ул.Пеньковского,7),
- ИП Кошелев А.В., (п.Тайтурка, ул.Победы, 2Б(5)),
2. приходные кассовые ордера за период 2006-2008гг.:
- от ИП Ишенина №183 от 13.01.2006г., №3826 от 03.07.2006г., б/н от 26.10.2006г., №6878 от 30.11.2006г., №131 от 10.01.200.7г., №67 от 06.02.2007г., №2395 от02.05.2007г., №3599 от27.06.2007г., №5379 от 18.10.2007г., №5460 от 23.10.2007г., №5533 от 29.10.2007г., №6373 от 121.12.2007г. по основанию: аренда магазина, расположенного по адресу: г.Усолье-Сибирское, Б.Хмельницкого,
от Глызина №70 от 04.01.2006г., №776 от 02.02.2006г., №1206 от 02.03.2006г., №1875 от 03.04.2006г., №2830 от 17.05.2006г., №3280 от 05.06.2006г., №3902 от 03.07.2006г., №4598от 02.08.2006г.,№5 193 от 04.09.2006г., №5974 от 11.10.2006г., №6426 от 02.11.2006г., №7020 от 01.12.2006г., №34 от 04.01.2007г., №624 от 02.02.2007г., №1194 от 01.03.2007г., №2427 от 03.05.2007г., №3028 от 01.06.2007г., №3535 от 04.07.2007г., №4616 от 03.09.2007г., №5264 от 02.10.2006г., №5665 от 02.11.2007г., №6221 от 03.12.2007г. по основанию: арендная плата;
от Баклашова А.Н.(ООО «Пирамида») №497 от 27.01.2006г., №1079 от 27.02.2006г., №1653 от 27.03.2006г., №2400 от 27.04.2006г., №2399 от 27.04.2006г., №5735 от 28.08.2006г., №4048 от 29.05.2006г., №3705 от 27.06.2006г., №5029 от 28.08.2006г., №6304 от 30.10.2006г., №6947 от 30.11.2006г., №7536 от 28.12.2006г., №555 от 31.01.2007г., №1091 от 27.02.2007г., №1790 от 02.04.2007г., №2911 от 29.05.2007г., №2385 от 02.05.2007г., №3349 без даты, №3781 от 19.07.2007г., №4421 от 23.08.2007г., №4951 от 24.09.2007г., №5407 от 22.10.2007г., №5969 от 21.11.2007г., №6189 от 25.12.2007. по основанию: аренда магазина №7, расположенного по адресу г.Усолье-Сибирское, ул.Космонавтов,2;
от Саелкина П.Г. №1169 от 01.02.2007г., №3001 от 01.06.2007г., №2426 от 03.05.2007г., №3510 от 02.07.2007г., №4077 от 03.08.2007г., №4645 от 05.09.2007г. по основанию: арендная плата магазин №8;
от Сосновской И.Я. (ООО «Триумф») №546 от 27.01.2006г., №1126 от 28.02.2006г., №1663 от 24.03.2006г., №2402 от 27.04.2006г., №3047 от 29.05.2006г., №3706 от 27.06.2006г., №4017 от 12.07.2006г., №4730 от 14.08.2006г., №5981 от 11.10.2006г., №6612 от 13.11.2006г., №7143 от 11.12.2006г., №173 от 15.01.2007г., №769 от 12.02.2007г., №1324 от 12.03.2007г., №943 от 11.04.2007г., №2588 от 14.05.2007г., №3137 от 13.06.2007г., №3677 от 13.07.2007г., 3678 от 13.07.2007г., №4221 от 13.08.2007г., №4769 от 13.09.2007г., №5249 от 11.10.2007г., №5789 от 12.11.2007г., №6572 от 12.12.2007г. по основанию: аренда магазина расположенного по адресу: г.Усолье-Сибирское, ул.Матросова,1,
- от Ивановой Ю.С. №580 от 31.01.2006г., №1128 от 3.03.2006г., №1839 от 31.03.2006г., №2466 от 29.04.2006г., №6523 от 07.11.2006г., №5144 от 31.08.2006г., №5145 от 31.08.2006г., №7042 без даты. №3931 от 06.07.2006г., №3248 от 05.10.2006г., №144 от 10.01.2007г., №724 от 07.02.2007г., №1 174 от 01.03.2007г., №2017 от 10.04.2007г., №2491 от 06.05.2007г., №3107 от 07.06.2007г., №3532 от 02.07.2007г., №4151 от 08.08.2007г., №4718 от 08.09.2007г., №5760 от 18.11.2007г., №6388 от 10.12.2007г., по основанию: парикмахерская, аренда помещения,
от Чупровой Л.В. №714 от 06.02.2006г., №1276 от 05.03.2006г., №1870 от 03.04.2006г., №2765 от 05.05.2006г., №3944 от 06.07.2006г., №4484 от 31.07.2006г., №3245 от 05.10.2006г., №5253 от 04.09.2006г., №5982 от 11.10.2006г., №6603 от 12.11.2006г., №7123 от 06.12.2006г., №7604 от 31.12.2006г., №726 от 06.02.2007г., №1212 от 04.03.2007г., №1866 от 05.04.2007г., №2475 от 07.05.2007г., №3057 от 04.06.2007г., №3127 от 07.07.2007г., №4128 от 06.08.2007г., №4700 от 07.09.2007г., №5314 от 11.10.2007г., №6233 от 03.12.2007г., №6722 от 31.12.2007г. по основанию: аренда парикмахерской,
от Караула Е.В. (ООО «Стерх-Агро») №539 от 31.01.2006г., №1886 от 04.04.2006г., №1986 от 10.04.2006г., №2562 от 04.05.2006г., №3662 от 26.06.2006г., №4192 от 17.07.2006г., №5672 от 26.09.2006г., №6242 от 25.10.2006г., №6417 от 01.11.2006г., №7112 от 06.12.2006г., №1477 от 19.03.2007г., №2443 от 07.05.2007г., №2444 от 07.05.2007г., №3138 от 13.06.2007г., №3741 от 17.04.2007г., №3948 от 17.09.2007г., №4770 от 13.09.2007г., №5327 от 16.10.2007г., №6027 от 26.11.2007г., №6302 от 10.12.2007г., по основанию: ООО «Стерх- Агро» аренда магазина п.Мальта, ул.Вокзальная,
от Спиридоновой Н.Н. №1417 от 13.03.2006г., №1899 от 04.04.2006г., №2179 от 17.04.2006г., №3628 от 23.06.2006г., №4285 от 24.07.2006г., №5411 от 13.09.2006г., №5961 от 10.10.2006г., №6613 от 13.11.2006г., №6109 от18.10.2006г., №7207 от12.12.2006г., №7208 от 12.12.2006г., №900 от 19.02.2007г., №1458 от 9.03.2007г., №2549 от 10.08.2007г., №3819 от 24.07.2007г., №4554 от 30.08.2007г., 4269 от 15.08.2007г., №4374 от 21.08.2007г., №498 от 25.09.2007г., №5462 от 23.10.2007г., №5949 от 20.1 1.2007г., №6272 от 06.12.2007г., №6681 от 29.12.2007г. по основанию: арендная плата кафе-бар п.Тайтурка, ул.Пеньковского,7,
Тукаленко И.Н. №2764 от 15.05.2006г., №4779 от 15.08.2006г., №5106 от 31.08.2006г., №4190 от 17.07.2006г., по основанию: аренда парикмахерской,
от Кориковой А.А №4682 от 09.08.2006г., №5192 от 04.09.2006г., №5825 от 03.10.2006г., №6514 от 01.04.2006г., №7021 от 01.12.2006г., по основанию: арендная плата филиала магазина №8, п.Белореченский,120,
от Савченко А.Б. №2551 от 04.05.2006г., №2457 от 12.05.2006г., №2947 от 19.05.2006г., №3128 от 29.05.2006г., №3222 от 05.06.2006г., №3452 от 15.06.2006г., №3629 от 23.06.2006г., №4117 от 17.07.2006г., №5087 от 30.08.2006г., №5895 от 09.10.2006г., №83 от 08.01.20'07г., №135 от 11.01.2007г., №254 от 16.01.2007г., №11.04.2007г. №2568 от 11.05.2007г., №2933 от 31.05.2007г., №3743 от 17.07.2007г., №4435 от 24.08.2007г., №4873 от 18.09.2007г., №5228 от 10.10.2007г., №5229 от 10.10.2007г. по основанию: аренда магазина п.Мишелевка, д.Булай, магазин «Родник», магазин «Ранет»;
от Рудницкого В.С. №1896 от 04.04.2006г., №6592 от 13.11.2006г., №7206 от 12.12.2006г., №7537 от 28.12.2006г. по основанию: за электроэнергию,
от Бойко А.С. №4157 от 08.08.2007г., №4823 от 14.09.2007г., №5003 от 27.09.2007г., №6119 от 29.11.2007г., №6479 от 18.12.2007г. по основанию: аренда магазина №9,
от Афанасьевой Е.В. №2223 от 25.04.2007г., №2663 от 16.05.2007г., №3358 от 22.06.2007г., №3922 от 25.07.2007г., №4464 от 27.08.2007г., №5497 от 23.10.2007г., №5697 от 02.1 1.2007г., №6179 от 30.1 1.20071'. по основанию: аренда парикмахерской п.Мишелевка, ул.Ленина, 18,
от Крюковой Л.А. № 1922 от 10.04.2007г., №2686 от 21.05.2007г., №3225 от 25.06.2007г., №3822 от 20.08.2007г., №4365 от 20.0.8.2007г., №4910 от 20.09.2007г., №5356 от 17.10.2007г., №5912 от 19.11.2007г., №6530 от 20.12.2007г. по основанию: арендная плата, магазин п.Мишелевка, аренда магазин №21,
от Соловьевой Е.С. №3002 от 01.06.2007г., №3509 от 02.07.2007г., №2398 от 02.05.2007г., №4065 от 02.08.2007г., №4615 от 03.09.2007г., №5112 от 02.10.2007г., №5664 от 02.11.2007г., №6219 от 08.12.2007г.. по основанию: арендная плата магазин №8,
от Кошелева А.В. №403 от 24.01.2007г., №2491 от 23.05.2007г., №2914 от 30.05.2007г., №3633 от 09.07.2007г., №4872 от 18.09.2007г., №5165 от 08.10.2007г., №5188 от 30.10.2007г., №6299 от 10.12.2007г., №6613 от 26.12.2007г. по основанию: аренда магазина п.Тайтурка, ул.Победы, 2Б,
Также налогоплательщиком представлены бухгалтерские справки за период 2006-2007гг. по учету доходов, полученных от осуществления прочей деятельности, согласно данным, которых общая сумма дохода составила 1 766 582 руб. 79коп., в том числе:
в 2006г. – 670 117 руб. 22 коп., в том числе, полученного от аренды имущества 538 917 руб. 22 коп.. (455254,88+18577,95),
в 2007г. - 1 096 465 руб. 57 коп., в том числе, полученного от аренды имущества 1.080 065 руб. 57 коп. (455254,88+18577,95).
Суд считает, что вышеперечисленные обстоятельства подтверждают факт оказания услуг по сдаче в аренду нежилых помещений и получения дохода.
Документов, подтверждающих расходы, связанные с осуществлением деятельности по передаче в аренду нежилых помещений, Усольским районным потребительским обществом в ходе проверки представлено не было. Более того, при анализе договоров аренды нежилых помещений, заключенных Усольским районным потребительским обществом (арендодателем) с арендаторами (ООО «Стерх-Агро» в лице Караула Е.В., ООО «Пирамида» в лице Баклановой И.А., ИП Мкртумян А.Ф., ООО «Триумф» в лице Сосновской И.Я., ИП Афанасьева Е.В., ИП Спиридонова Н.Н. , ИП Кошелев А.В.), установлено что расходы по капитальному и текущему ремонту помещений, их содержанию, обслуживанию, энергообеспечению входит в обязанности арендатора и производятся минуя арендодателя.
В соответствии с вышеизложенным следует, что в период 2006-2007гг. у налогоплательщика обязательные условия возникновения объекта обложения налогом на прибыль выполнены, в следствии чего Усольскому районному потребительскому обществу следовало исчислять налог на прибыль за вышеуказанный период с суммы доходов, полученных от сдачи в аренду нежилых помещений в сумме 1 618 982 руб. 79 коп., в том числе: в 2006г. в размере 538 917 руб. 22 коп., в 2007г. в размере 1 080 065 руб. 57коп.
Таким образом, налогоплательщиком занижены доходы за 2006г.-2007 года в размере 1 618 982 руб. 79 коп.
По итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщику следовало исчислять сумму авансового платежа с учетом сумм, доначисленных по данным проверки, исходя из ставки налога на прибыль, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода.
По стр. 120 гр. 3 Налоговой декларации по налогу на прибыль за 2006год Усольского районного потребительского общества налоговая база составила 0 руб., по данным налоговой проверки налоговая база, составила - 538 917 руб. 22 коп. или занижена на 538.917 руб. 22 коп., в результате занижения доходов и завышения расходов, связанных с исчислением налога на прибыль, указанных выше в решении.
Таким образом, в нарушение п.1 ст. 247 НК РФ налогоплательщик допустил неполную уплату сумм налога на прибыль за 2006 год в общем размере 129 340 руб.13 коп. (538 917,22*24%), в том числе: в федеральный бюджет – 35029 руб. 62 коп., в бюджет субъектов федерации 94310 руб. 51 коп, в результате занижения налоговой базы.
По страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Исчисление и уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется плательщиками в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Согласно ст. 10 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» № 167-ФЗ от 15.12.2001г. объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 237 НК РФ установлено, что налоговая база определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
В соответствии со ст. 22 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» сумма страховых взносов составляет 14 % от базы для начисления страховых взносов.
Согласно п. 2 ст. 238 НК РФ к суммам, не подлежащим налогообложению, относятся все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), в том числе связанных с увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск.
Согласно ведомостям по начислению заработной платы, налогоплательщиком выплачена компенсация работникам в 2006 году в размере 4413 руб. 72 коп. На требование налогового органа документы, подтверждающие основания выплаты компенсация работникам были представлены.
В соответствии с п.1 ст.238 НК РФ не подлежат налогообложению единым социальным налогом государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам. Суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплачиваемая в соответствии с законодательством Российской Федерации, по данным налогоплательщика за 2006 год составили 6480 руб.80 коп. Документы, подтверждающие суммы, не подлежащие налогообложению, в частности, обоснованности начисления пособий по временной нетрудоспособности (больничные листы и т.д.), Усольским Райпо были также представлены.
В результате выездной налоговой проверки общества установлено расхождение фактической налоговой базы для исчисления страховых взносов по первичным документам и базой, указанной в уточненной налоговой декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Как следует из пояснительной записки, представленной главным бухгалтером Усольского Райпо Поповой О.В., что в 2008 году была ошибочно подана уточненная декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2006 год на уменьшение облагаемой базы.
В связи, с чем в 2008 году по лицевому счету плательщика произошло уменьшение начисленной ранее базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Таким образом, Усольское Райпо в нарушение ст. 22 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», п.1 ст.237, НК РФ занизило базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2006 году на сумму 2 753 332 руб. 50 коп.
По данным плательщика согласно представленным деклараций на обязательное пенсионное страхование база для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составила: за 2006 год - 4 061 111 руб., сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2006 год составляет 568 555 руб. (в том числе: на страховую часть трудовой пенсии - 537 032 руб., на накопительную часть трудовой пенсии - 31 523 руб.).
По данным проверки база для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составит: за 2006 год - 6 814 443 руб.50 коп., сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2006 год составит 954 022 руб.10 коп. (в том числе: на страховую часть трудовой пенсии - 900 305,1 руб., на накопительную часть трудовой пенсии - 53 717 руб.).
Таким образом, налогоплательщик допустил неполную уплату сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате за 2006 год в сумме 385 467 руб.10 коп., в результате занижения базы в 2006 году в сумме 2 753 332 руб. 50 коп.
По единому социальному налогу.
В соответствии с п.1 ст.236 НК РФ объектом налогообложения для организаций, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
В соответствии с п.1 ст.237 Налогового кодекса РФ налоговая база налогоплательщиков определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных за налоговый период в пользу физических лиц.
В соответствии с ведомостями по начислению и выплате заработной платы работникам, находящихся на режиме общего налогообложения, сумма денежных средств, начисленных и выплаченных в пользу физических лиц - сотрудников, за 2006 год составила 873765 руб.
Согласно ведомостям по начислению заработной платы, налогоплательщиком Усольское Райпо выплачена компенсация работникам в 2006 году в размере 4413 руб.72 коп. На требование налогового органа документы, подтверждающие основания выплаты компенсация работникам были представлены.
В соответствии с п.1 ст.238 НК РФ не подлежат налогообложению единым социальным налогом государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам. Суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, по данным налогоплательщика за 2006 год составила 6480 руб. 84 коп. Усольским Райпо документы, подтверждающие суммы, не подлежащие налогообложению, в частности, подтверждающие обоснованность начисления пособий по временной нетрудоспособности (больничные листы и т.д.), были также представлены.
Пунктом 2 ст.243 НК РФ установлено, что сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии с п.3 ст. 243 НК РФ в течение налогового (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
Всего сумма фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2006 год составила - 824 979 руб. 90 коп., в том числе уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работников, находящихся на общем режиме налогообложения, составила 120801 руб.99 коп., работников, находящихся на упрощенном виде налогообложения – 704 177 руб. 91 коп.
Исходя из вышеизложенного, налогоплательщик Усольское Райпо вправе применить налоговый вычет в размере 120801 руб. 99 коп. за 2006 год.
Налоговая база по единому социальному налогу с учетом сумм, не подлежащих налогообложению за 2006 год, составляет 862 870 руб. 35 коп.
По данным налогоплательщика:
Сумма единого социального налога, начисленная на доходы физических лиц за 2006 год равна нулю. (Налоговая база по единому социальному налогу с учетом сумм, не подлежащих налогообложению за 2006 год, составляет 266 322 руб.)
В результате выездной налоговой проверки Усольского Райпо установлено расхождение фактической налоговой базы по первичным документам и налоговой базой, указанной в налоговой декларации по единому социальному налогу. Согласно пояснительной записки, представленной главным бухгалтером Усольского Райпо Поповой О.В., при сдаче налоговой декларации по единому социальному налогу за 2006 год бухгалтером Житкевич Т.С. была ошибочно занижена налоговая база, а также не заполнена строка 0200-0340 налоговой декларации "сумма начисленного налога за налоговый период". В связи с тем, что в 2007 году Житкевич Т.С. была уволена, пояснить причину занижения налоговой базы не представляется возможным.
По данным проверки:
Сумма единого социального налога, начисленная на доходы физических лиц за 2006 год составит 103 544 руб.29 коп., в том числе:
- в Федеральный бюджет в сумме 51772 руб.08 коп. (862870,35 руб.* 20%)-120801,99 руб.);
- в Федеральный ФОМС в сумме 9491 руб.57 коп. (862870,35 руб.* 1,1%);
- в Территориальный ФОМС в сумме 17257 руб. 40 коп. (862870,35 руб.* 2%);
- в Фонд социального страхования в сумме 25023 руб. 24 коп. (862870,35 руб.* 2,9%).
В связи с вышеизложенным Усольское Райпо допустило занижение базы по единому социальному налогу за 2006 год в размере 103 544 руб. 29 коп. (в части Федерального бюджета в размере 51772,08руб., в части территориального фонда обязательного медицинского страхования в размере 17257,40 руб., в части федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 9491,57 руб., в части фонда социального страхования в размере 25023,24 руб.).
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 Налогового Кодекса РФ.
Учитывая изложенное, суд считает правильными выводы налогового органа в отношении допущенных налогоплательщиком правонарушений, повлекших неуплату в бюджет: налога на прибыль за 2006г. в сумме 129 340 руб. 13 коп., единого социального налога за 2006г. в сумме 103 544 руб. 29 коп., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2006г. в размере 385 467 руб. 10 коп., в связи с чем, инспекцией правомерно были доначислены обществу указанные налоги в перечисленных суммах и соответствующие пени.
Относительно основного довода общества о неправомерном взыскании доначисленных налогов, пеней в связи с истечением срока исковой давности в силу ст.113 НК РФ, суд приходит к следующему.
Пунктом 2 статьи 87 НК РФ установлено, что целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 4 статьи 89 НК РФ предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Данное положение является реализацией закрепленного в п. 1 ст. 45 НК РФ принципа, согласно которому налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Таким образом, выездная налоговая проверка ставит своей целью проверку правильности исчисления и своевременности уплаты одного или нескольких налогов за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение по результатам проверки.
Суд, исследовав представленные в материалы дела документы, установил, что доначисление Усольскому районному потребительскому обществу налога на прибыль за 2006г., единого налога на вмененных доход для отдельных видов деятельность за 1-4 квартал 2006г.. 1 квартал 2007 г., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2006 г., а также соответствующих пени, является законным и обоснованным.
Пунктом 1 ст. 113 НК РФ установлено, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).
Как усматривается из оспариваемого решения инспекции, в соответствии со ст. 109 НК РФ Усольское районное потребительское общество не привлечено к налоговой ответственности за неполную уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 1-4 квартал 2006 г., 1 квартал 2007 г., налога на прибыль за 2006 г. и единого социального налога за 2006 г., связи с истечением срока давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
При этом, установленный в п. 1 ст. 113 НК РФ срок давности применяется только в отношении привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налоговых правонарушений
Как следует из данной нормы, установленный в ней срок давности применяется в отношении привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а не в отношении исполнения обязанностей налогоплательщика, к которым положениями пункта 1 статьи 23 НК РФ отнесена, в том числе и обязанность уплачивать законно установленные налоги.
Пунктом 1 статьи 72 НК РФ предусмотрено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Таким образом, начисление к уплате ЕНВД за 1-4 кварталы 2006г., налога на прибыль за 2006г., единого социального налога за 2006г., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2006г., а также пени по указанным налогам по результатам выездной налоговой проверки не является нарушением законодательства о налогах и сборах, поскольку такой порядок напрямую предусмотрен нормами Кодекса.
Начисленные по результатам выездной налоговой проверки налоги и пени за несвоевременную уплату названных налогов не являются в силу статьи 75 НК РФ мерой ответственности, предусмотренной главой 16 Кодекса. Поэтому довод общества о применении к ним положений статьи 113 НК РФ является необоснованным и неправомерным, в связи с чем, судом отклонен.
Согласно п 3. ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая мотивы, приведенные выше - у суда отсутствуют правовые основания к удовлетворению требований заявленных Усольским районным потребительским обществом.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил :
В удовлетворении заявленных требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья О.В. Гаврилов