НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Иркутской области от 13.01.2009 № А19-13905/08

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 24-12-96, факс 24-15-99

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Иркутск

13 января 2009 года Дело № А19-13905/08-55

Резолютивная часть решения оглашена 13.01.09

Полный текст решения изготовлен 13.01.09

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи С.Н. Антоновой, при ведении протокола судебного заседания судьей С.Н.Антоновой, рассмотрев в судебном заседании дело по иску территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Балаганскому лесничеству

к Обществу с ограниченной ответственностью «САКС»

о взыскании 6275313 руб. 37 коп.

  при участии в заседании:

от истца - Федоров С.А. (доверенность от 01.06.08)

от ответчика – Бородин В.П. (доверенность от 01.09.08), Лоскутников С.П. (доверенность от 01.09.08)

установил:

иск заявлен о взыскании суммы 6275313 руб. 37 коп., составляющей ущерб, причиненный нарушением лесохозяйственных требований – рубкой до степени прекращения роста деревьев за пределами переданной ответчику лесосеки в квартале 120 д2 в 23, 22 Балаганского лесничества Карахунская дача.

Ответчик иск не признал, ссылаясь на то, что расчет ущерба истцом произведен на основании утратившего силу Постановления Правительства РФ от 19.02.01 № 127.

Выслушав представителей сторон и рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что в обоснование заявленного требования истец ссылается на нарушение ответчиком лесохозяйственных требований.

В соответствии со ст. 6 Закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, для осуществления использования лесов вправе выдавать до 1 января 2009 года гражданам и юридическим лицам, которые заключили договоры аренды участка лесного фонда, договоры безвозмездного пользования участком лесного фонда и не осуществили приведение в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации указанных договоров, лесорубочные билеты, лесные билеты на срок их действия.

Согласно п. 1 ст. 12 Закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», признаны утратившими силу раздел I, главы 4 и 5, статьи 31 - 37, статью 42 (за исключением положений в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ), статьи 43 - 45, разделы III - VI и особенную часть Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 42 Лесного кодекса Российской Федерации от 09.01.1997г. № 22-ФЗ, для осуществления ООО «Сакс» лесопользования – заготовки и вывозки древесины, в том числе, на деляне д2в 22,23 площадью 33 га в квартале 120 Балаганского лесничества Карахунская дача, ФГУ «Балаганский лесхоз» 20.06.06 выдан лесорубочный билет № 38.

Срок окончания заготовки и вывозки древесины, согласно указанному лесорубочному билету – 09.06.07.

В соответствии с п. 62 действовавших на момент окончания срока заготовки и вывозки древесины по указанному лесорубочному билету «Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, лесхозы осуществляют систематический контроль за соблюдением лесопользователями требований настоящих Правил. После окончания срока действия лесорубочного билета производится освидетельствование мест рубок и подсочки древостоев в порядке, установленном Министерством природных ресурсов Российской Федерации.

Согласно п. 64 «Правил», при окончании лесозаготовительных работ ранее срока, указанного в лесорубочном билете, и (или) при окончании срока действия лесорубочного билета в бесснежный период лесхоз обязан в 20-дневный срок произвести освидетельствование мест рубок. При окончании срока действия лесорубочного билета или окончании работ по нему в зимний период освидетельствование мест рубок производится с наступлением бесснежного периода.

ФГУ «Балаганский лесхоз», переименованное в ОГУ «Балаганский лесхоз», в соответствии со ст. 62 и 64 указанных «Правил» и п. 5 «Указаний по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов», 05.97.07, в присутствии представителя лесозаготовителя И.Абашеева, произведено освидетельствование мест рубок по выданному 20.06.06 ответчику лесорубочному билету № 38, по результатам которого составлен акт, в соответствии с которым установлено нарушение «Правил отпуска древесины на корню в лесах РФ», выразившееся в повреждении и уничтожении подроста и молодняка на площади 0,1 га.

Акт освидетельствования заготовленной древесины и мест вырубок от 05.07.07 подписан представителем лесопользователя без замечаний.

В соответствии с представленной в материалы дела перечетной ведомостью от 05.07.07 выявлена рубка деревьев за пределами лесосеки в объеме 2262,51 куб. м.

Кроме того, согласно в названной перечетной ведомости указано, что «лесозаготовитель не явился».

Таким образом, учитывая проставленную в акте освидетельствования заготовленной древесины и мест вырубок от 05.07.07 подпись представителя ООО «Сакс» И.Абашеева, следует признать, что указанный акт и перечетная ведомость к нему от 05.07.07 содержат противоречивые данные о явке представителя лесозаготовителя для освидетельствования мест рубки на деляне д2в 22,23 площадью 33 га в квартале 120 Балаганского лесничества Карахунская дача.

Согласно п. 9 утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.03.08 № 169 перечня утративших силу постановлений Правительства РФ, Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. N 551 «Об утверждении Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации» признано утратившим силу.

В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 100 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.06 № 200-ФЗ, возмещение вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.05 07 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам, вследствие нарушения лесного законодательства» утверждены:

таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, согласно приложению N 1;

таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается, согласно приложению N 2;

методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, согласно приложению N 3;

таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, согласно приложению N 4.

В Приложении № 1 к Постановлению Правительства РФ от 08.05.07 № 273 указаны таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается.

В обоснование заявленного требования истец представил составленный по результатам контрольного освидетельствования мест рубок на деляне д2в 22,23 площадью 33 га в квартале 120 Балаганского лесничества Карахунская дача протокол о лесонарушении от 06.06.08 № 50, согласно которому установлена самовольная рубка деревьев за пределами указанной лесосеки в объеме 2432,82 куб. м.

В направленном ответчику 09.07.08 претензионном письме от 09.07.08 № 624 истец, ссылаясь на нарушение ответчиком лесохозяйственных требований, предложил ООО «Сакс» в срок до 07.08.08 добровольно уплатить исчисленный в соответствии с Приложением № 1 к Постановлению Правительства РФ от 08.05.07 № 273 ущерб за нарушение лесохозяйственных требований в сумме 6275313,37 руб.

В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Данные составленного 05.07.07 по результатам первоначального освидетельствования мест рубок по выданному ответчику лесорубочному билету от 20.06.06 № 38 акта свидетельствуют о выявлении нарушения «Правил отпуска древесины на корню в лесах РФ», выразившегося в повреждении и уничтожении подроста и молодняка на площади 0,1 га на деляне д2в 22,23 в квартале 120 Балаганского лесничества Карахунская дача.

Согласно составленному 06.06.08 (11 месяцев спустя после первоначального освидетельствования мест рубок по выданному ответчику лесорубочному билету от 20.06.06 № 38), по результатам контрольного освидетельствования мест рубок на деляне д2в 22,23 в квартале 120 Балаганского лесничества Карахунская дача, протоколу о лесонарушении № 50 установлено нарушение лесохозяйственных требований - самовольная рубка деревьев за пределами названной лесосеки в объеме 2432,82 куб. м.

При указанных обстоятельствах, учитывая, в соответствии с п. 89 «Указаний по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов», контрольное освидетельствование проводится теми же методами и на тех же пробных площадях, которые применялись при основном освидетельствовании, что при первоначальном освидетельствовании мест рубок рубка деревьев за пределами лесосеки не установлена, что контрольное освидетельствование проведено 22 месяцев спустя после первоначального, составленный по результатам дистанционного мониторинга протокол о лесонарушении от 06.06.08 № 50 не может служить основанием для начисления заявленного ко взысканию причиненного нарушением лесохозяйственных требований ущерба.

Кроме того, контрольное освидетельствование мест рубок проведено на основании приказа начальника Балаганского лесничества от 17.03.08 № 7а, а аэрофотосъемка проведена 09.07.07, т. е. за 8 месяцев до издания названного приказа.

При названных обстоятельствах, учитывая, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие тот факт, что нарушение лесохозяйственных требований – рубкой до степени прекращения роста деревьев за пределами переданной ответчику лесосеки д2в 22,23 в квартале 120 Балаганского лесничества Карахунская дача, совершено именно ООО «Сакс», иск удовлетворению не подлежит.

В соответствии с приложением № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.05.07 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства», для исчисления размера ущерба, причиненного незаконными рубкой, выкапыванием, уничтожением или повреждением до степени прекращения роста деревьев хвойных пород с диаметром ствола 12 см. и более и деревьев лиственных пород с диаметром ствола 16 см. и более установлена такса в виде 50-кратной стоимости древесины названных деревьев, исчисленной по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов.

Согласно п. 6 приложения № 3 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.05.07 № 273, при исчислении стоимости древесины разделение ее на деловую и дровяную не производится. В этом случае применяется ставка платы, установленная в отношении деловой древесины средней крупности.

Ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений (основные породы) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.07 № 310, согласно которым для Пятого Восточно-Сибирского лесотаксового района средняя ставка платы за 1 плотный куб. м. для следующих пород лесных насаждений составляет:

сосна – 60,12 руб.;

лиственница – 48,24 руб.;

осина – 5,94 руб.

Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ от 24.07.07 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году, применяются в 2008 году с коэффициентом 1,15.

Несмотря на то, что в исковом заявлении имеется ссылка на то, что расчет суммы ущерба произведен в соответствии с утвержденными утратившим силу Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2001г. № 127 минимальными ставками на древесину, отпускаемую на корню, к протоколу о лесонарушении от 06.06.08 № 50 приложен расчет ущерба, произведенный на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.07 № 273, Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.07 № 310 и ФЗ от 24.07.07 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», в связи с чем, ссылка ответчика на то, что истец при расчете суммы ущерба применил Постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.2001г. № 127, не может быть принята во внимание.

Учитывая тяжелое имущественное положение истца, послужившее основанием для предоставления отсрочки в уплате госпошлины при подаче искового заявления, суд считает возможным, на основании ст. 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ч. 2 ст. 333.22. Налогового кодекса Российской Федерации, уменьшить размер подлежащей взысканию с него в доход федерального бюджета РФ госпошлины до 500 руб.

Руководствуясь ст.ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении иска отказать;

взыскать с территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Балаганскому лесничеству в доход федерального бюджета РФ государственную пошлину в сумме 500 руб.

Судья - С.Н.Антонова