НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Иркутской области от 11.12.2023 № А19-19265/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                 Дело №А19-19265/2023

11 декабря 2023 года

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании 5 декабря 2023 года.

Решение  в полном объеме изготовлено 11 декабря 2023 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Тах Д.Х., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининой М.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по искумуниципального унитарного предприятия «Ритуал» г. Иркутска (664047, Иркутская область, Иркутск город, Байкальская улица, 77, ОГРН: 1023801543765, ИНН: 3810002523)

к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (664027, Иркутская область, Иркутск город, Ленина улица, 1, а, ОГРН: 1083808000154, ИНН: 3808171299)

о взыскании 56 895 руб. 74 коп.,

третьи лица: Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (664073, Иркутская область, Иркутск город, Канадзавы улица, 2, ОГРН: 1073808028271, ИНН: 3808170986),

Администрация города Иркутска (664025, Иркутская область, Иркутск город, Ленина улица, дом 14, ОГРН: 1053808211610, ИНН: 3808131271),

при участии представителя истца по доверенности от 09.01.2023 Махняевой В.В. (предъявлены паспорт, диплом, свидетельство о заключении брака), представителя ответчика Петрова Н.В. по доверенности от 01.09.2022 (предъявлены паспорт, диплом),

                                                                установил:                             

муниципальное унитарное предприятие «Ритуал» г. Иркутска (далее – истец, МУП «Ритуал» г. Иркутска) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (далее - ответчик) с требованиями о взыскании убытков на погребение в размере 56 895, 74  рублей.

До рассмотрения дела по существу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Администрация города Иркутска.

В обоснование заявленных требований истец указал на несение им убытков в связи с погребением невостребованных умерших, не являющихся пенсионерами, в количестве 5 человек за период апрель 2020 года - май 2022 года.

Ответчик с требованиями не согласился, указал, что истцом не доказано противоправного поведения Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области, причинная связь между противоправным поведением и причиненным вредом; ни приведено правовых оснований для возложения ответственности на  Иркутскую область в лице Министерства финансов Иркутской области; полагает, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, поскольку главным распорядителем средств области на подобного рода цели является Министерство социального развития опеки и попечительства Иркутской области.

Администрация города Иркутска в ранее представленном отзыве требования истца поддержала, указав, что в настоящем судебном споре взыскание денежных средств на основании судебного акта по делу должно производиться с Министерства финансов Иркутской области, как органа, осуществляющего исполнение судебных актов о взыскании средств с областного бюджета в порядке, установленном действующим законодательством.

В представленных возражениях на отзыв Министерства финансов Иркутской области истец доводы ответчика оспорил, указав на то, что наступление вреда выражается в возникновении убытков МУП «Ритуал» вследствие надлежащего исполнения предприятием возложенной на него государством обязанности по погребению неизвестных умерших; противоправное бездействие ответчика заключается в не возмещении стоимости услуг по погребению в соответствии нормами Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении); причинная связь между противоправным поведением ответчика и наступившими последствиями выражается в том, что возникновение ущерба произошло в результате бездействия ответчика, выразившегося в невозмещении стоимости услуг по погребению в соответствии с положениями Закона о погребении.

В представленном дополнительном отзыве Министерство финансов Иркутской области сообщило, что при определении размера убытков надлежит руководствоваться размером, установленным статьей 10 Закона о погребении, а не тарифом, установленным для МУП «Ритуал», представлен контррасчет задолженности на 39 124 руб. 88 коп.

Третьи лица, надлежащим образом извещенные о дате и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области отзыв на иск не представило.

В материалы дела от истца поступили возражения на дополнительный отзыв ответчика, в которых указано, что стоимость услуг на погребение неизвестных умерших исчислена исходя из приложения №1 к постановлению Администрации города Иркутска от 21.01.2013 3 031-06-113/13 «О тарифах на ритуальные услуги Муниципального унитарного предприятия «Ритуал» г. Иркутска» (в ред. от 18.12.2013 №031-06-113/13).

Истец в судебном заседании иск поддержал.

Ответчик в судебном заседании иск оспорил.

Поскольку неявка третьих лиц в судебное заседание, уведомленных надлежащим образом, не является препятствием для рассмотрения дела, дело в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.

Исследовав материалы дела,выслушав пояснения представителей сторон, суд пришел к следующему.

Постановлением Администрации г. Иркутска от 05.04.2012 № 031-06-621/12 МУП «Ритуал» присвоен статус специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории г. Иркутска.

Согласно Порядку деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории города Иркутска (Приложение № 1 к данному постановлению администрации г. Иркутска от 05.04.2012) целью деятельности специализированной службы является обеспечение государственных гарантий погребения умерших во исполнение Федерального закона «О погребении и похоронном деле», в том числе предоставление услуг согласно гарантированному перечню услуг по погребению на безвозмездной основе; погребение умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности; погребение умерших (погибших), личность которых не установлена органами внутренних дел.

Специализированная служба осуществляет погребение умершего, не имеющего супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, умершего на дому, на улице или в ином месте, в течение трех суток с момента установления причины смерти после установления органами внутренних дел его личности (далее – невостребованные умершие).

Согласно уставу МУП «Ритуал» г. Иркутска истец осуществляет следующие виды деятельности:

-  предоставление государственных гарантий осуществления погребения умерших во исполнение федерального закона «О погребении и похоронном деле», в том числе предоставление услуг согласно гарантированному перечню услуг по погребению на безвозмездной основе; погребение умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего; погребение умерших (погибших), личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки;

-  оказание ритуальных услуг населению, в том числе предоставление услуг согласно гарантированному перечню услуг по погребению по минимальным ценам (тарифам);

- обеспечение выполнения требований законодательства Российской Федерации, Иркутской области, муниципальных правовых актов города Иркутска к специализированной службе по вопросам похоронного дела в части деятельности общественных кладбищ города Иркутска.

В целях регулирования экономической деятельности истца Администрацией г. Иркутска постановлением от 21.01.2013 № 031-06-113/13 утверждены тарифы на услуги, оказываемые МУП «Ритуал» г. Иркутска по погребению тел невостребованных умерших (погибших), умерших (погибших), личность которых не установлена.

В 2020-2022 годах стоимость услуг по погребению умерших, согласованная Службой по тарифам Иркутской области (письмо 28.11.2014 № 79-37-3858/14), составила:

в летний период с 16 мая по 15 ноября – 8 460 руб. 37 коп.,

в зимний период с 16 ноября по 15 мая – 13 325 руб. 00 коп.,

Из справок о смерти, актов выполненных работ, разрешений, справок о выдаче тела следует, что истец в период с апреля 2020 года по май 2022 года осуществил погребение 5 тел невостребованных умерших, в том числе 2 тела – в летний период, 3 тела – в зимний.

Как указал истец, общая стоимость услуг по погребению составила                                    56 895 руб. 74 коп.

Расчет стоимости погребений произведен истцом согласно тарифам, утвержденным постановлением администрации г. Иркутска от 21.01.2013 № 031-06-113/13 (в редакции постановления от 18.12.2014 № 031-06-1525/14).

В целях досудебного урегулирования спора истец письмами № 01-08/2-29 от 29.01.2021, № 01-08/2-163 от 03.06.2021, от 19.09.2022 обратился в Управление федерального казначейства по Иркутской области, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Иркутской области, Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области за возмещением стоимости услуг.

Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области письмами от 28.06.2021 № 02-53-12479/21-05, от 17.10.2022 № 02-53-17427/22-08,  вернуло справки о возмещении стоимости услуг по  погребению, сообщив, что при определении размера убытков надлежит руководствоваться размером, установленным статьей 10 Закона о погребении, а не по тарифу, установленному для МУП «Ритуал».

Управление Федерального казначейства по Иркутской области письмами от 21.06.2021. № 24-12-79/19-4208, от 07.10.2022 № 34-12-79/19-5932 сообщило, что принятие решений о возмещении из казны РФ понесенных убытков не входит в полномочия Управления.

Министерство финансов Российской Федерации письмами от 19.02.2021                        № 06-05-16/11786, от 10.06.2021 № 02-52-2138/21-5-1-08/Э, от 23.09.2022 № 02-52-3695/22-5-1-08Э, сообщило, что для возмещения расходов необходимо обратиться  в соответствующие отделения Пенсионного фонда, Фонда социального страхования РФ, либо органы государственной власти субъектов РФ; вопросы, связанные с возмещением расходов на погребение умерших, не отнесены к компетенции Министерства.

Управление Федерального казначейства по Иркутской области письмом от 28.03.2022 № 34-12-79/19-1792 сообщило, что принятие решений о возмещении из казны РФ понесенных убытков не входит в полномочия Управления.

Наличие у истца невозмещенных расходов в связи с погребением умерших, личность которых не установлена, явилось основанием обращения предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.

Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего установлены Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении). На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируется погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатного участка земли для погребения тела (останков) или праха (пункт 1 статьи 7 Закона о погребении).

Судом установлено, что истец осуществляет предоставление государственных гарантий по погребению умерших во исполнение Закона о погребении.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона о погребении погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ.

Согласно пункту 3 статьи 12 Закона о погребении услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, включают: оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение.

Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 3 статьи 9 Закона о погребении (здесь и далее в редакциях, действовавших на момент осуществления обязательств по погребению и до 01.01.2023) стоимость услуг возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет различных источников:

Пенсионного фонда Российской Федерации – на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;

федерального бюджета – на погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии). Расчеты со специализированной службой по вопросам похоронного дела за погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации с последующим возмещением расходов Пенсионному фонду Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых в соответствии с настоящим пунктом;

Фонда социального страхования Российской Федерации – на погребение умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти указанных членов семей;

бюджетов субъектов Российской Федерации – в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.

В соответствии со статьей 26 Закона о погребении финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, согласно статьям 9, 10, 11 настоящего Закона.

В абзаце 5 пункта 3 статьи 9 Закона о погребении, законодателем установлено возмещение стоимости услуг специализированной службе по вопросам похоронного дела за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.

Как следует из представленных в материалы дела документов, истцом предъявлены к возмещению расходы, понесенные на погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки.

В Закон о погребении внесены соответствующие изменения с 01.01.2023 с учетом объединения двух внебюджетных фондов (реорганизация Пенсионного Фонда РФ с одновременным присоединением к нему ФСС РФ).

Из справок о смерти, актов выполненных работ, разрешений, справок о выдаче тела следует, что истец в период с августа 2020 года по апрель 2022 года осуществил погребение 5 тел умерших (погибших), личность которых не установлена органами внутренних дел.

Согласно подпункту 41 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в том числе, предоставление материальной и иной помощи для погребения.

Исходя из приведенных выше норм права, расходные обязательства по финансовому обеспечению указанных услуг распределяются между Российской Федерацией и ее субъектами в зависимости от того, является ли умерший на момент своей смерти работником или пенсионером.

В случае если на момент своей смерти умерший являлся работником или пенсионером, финансовое обеспечение предоставления указанных услуг является расходным обязательством Российской Федерации, которое исполняется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, средств федерального бюджета и средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в случаях, установленных абзацами 2, 3, 4 пункта 3 статьи 9 Закона о погребении.

Если же на момент своей смерти умерший не являлся работником и пенсионером, то есть во всех остальных случаях, финансовое обеспечение по предоставлению услуг по погребению является расходным обязательством субъекта Российской Федерации. В связи с чем, отсутствие факта установления личности умершего влечет невозможность установления того факта, являлся ли он работником или пенсионером и, как следствие, не может быть отнесено к случаям, предусмотренным абзацами 2, 3, 4 пункта 3 статьи 9 Закона о погребении.

В этой связи расходы на погребение таких граждан должны возмещаться за счет средств субъекта Российской Федерации по аналогии с расходами на погребение неработающих и не являющихся пенсионерами умерших. При этом гарантии, предоставляемые при погребении умерших, личность которых не установлена, не могут быть ниже уровня аналогичных гарантий, предоставляемых при погребении умерших, не работающих и не являющихся пенсионерами.

В силу прямого указания закона (абзац 5 пункта 3 статьи 9, пункт 3 статьи 12 Закона о погребении) возмещение спорных расходов следует производить за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – Иркутской области.

В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона о погребении постановлением администрации г. Иркутска от 21.01.2013 № 031-06-113/13 «О тарифах на ритуальные услуги муниципального унитарного предприятия «Ритуал г. Иркутска» (в редакции постановления от 18.12.2014 № 031-06-1525/14) утверждены тарифы на услуги, оказываемые МУП «Ритуал» г. Иркутска, в том числе по погребению тел граждан умерших (погибших), личность которых не установлена органами внутренних дел.

При этом согласование органом местного самоуправления стоимости услуг по погребению невостребованных умерших действующим законодательством не предусмотрено.

Пунктом 3 статьи 9 Закона о погребении установлено, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в статье 9 Закона о погребении предусмотрена прямая норма об обязательном согласовании органами местного самоуправления стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению.

В статье 12 Закона о погребении законодатель не обязывает органы местного самоуправления при определении стоимости услуг по погребению невостребованных умерших производить согласование с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Законодатель отсылает к пункту 3 статьи 9 Закона о погребении только лишь в части порядка возмещения.

При определении размера убытков истец руководствовался фиксированными тарифами на оказание МУП «Ритуал» г. Иркутска услуг по погребению тел невостребованных умерших (погибших), утвержденными постановлением администрации г. Иркутска от 21.01.2013 № 031-06-113/13 (в редакции постановления от 18.12.2014 № 031-06-1525/14).

Законом о погребении не установлены минимальные экономически обоснованные размеры возмещения расходов на погребение умерших (погибших), личность которых не установлена органами внутренних дел, не работающих и не являющихся пенсионерами. Следовательно, размер соответствующего возмещения расходов на погребение такой категории умерших не может быть меньше соответствующего размера возмещения, установленного данным Федеральным законом для иных категорий умерших.

Экономически обоснованная стоимость услуг на погребение определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту 44 пункта 5 Положения о Службе по тарифам Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 07.06.2012 № 303-пп, Служба по тарифам Иркутской области в соответствии с действующим законодательством согласовывает стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению.

Из представленных в материалы дела письма Службы по тарифам Иркутской области от 28.11.2014 № 79-37-3358/14 и заключения по согласованию стоимости услуг по погребению для МУП «Ритуал» следует согласование стоимости услуг со Службой по тарифам Иркутской области.

Однако, исходя из совокупного толкования положений всех абзацев пункта 3 статьи 9 Закона о погребении, в котором установлены бюджетные и внебюджетные источники возмещения специализированной службе стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, для установления стоимости услуг необходимо согласование с государственными органом, в полномочия которых входит формирование и исполнение соответствующего бюджета, за счет средств которого подлежит возмещение.

Государственным органом, осуществляющим управление областными финансами, составление проекта областного бюджета, организацию и исполнение областного бюджета Иркутской области, согласно Положению о Министерстве финансов Иркутской области, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 23.12.2008 № 120пп., является Министерство финансов Иркутской области. Главным распорядителем бюджетных средств по услугам, предоставляемым согласно гарантированному перечню услуг по погребению, является Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

Поскольку из материалов дела не следует согласование постановления от 18.12.2014 № 031-06-1525/14, редактирующего постановление Администрации г. Иркутска от 21.01.2013 № 031-06-113/13, с указанными государственными органами исполнительной власти Иркутской области, суд приходит к выводу, что в данном случае муниципальными органами города Иркутска предписанное законом согласование экономически обоснованной стоимости спорных услуг с органами государственной власти Иркутской области не производилось.

Постановление Администрации г. Иркутска № 031-06-113/13 от 21.01.2013 (в редакции постановления от 18.12.2014 № 031-06-1525/14) не оспорено и не признано недействительным, однако к спорным отношениям (в части установления размера расходных обязательств для Иркутской области) указанное постановление применяться не может (часть 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статья 3 Гражданского кодекса Российской Федерации), поскольку указанный муниципальный нормативный правовой акт не соответствует статье 9 Закона о погребении и нормам (статьям 14, 15, 31, 85, 86) Бюджетного кодекса Российской Федерации, обладающим большей юридической силой.

Более того, в письме Службы по тарифам Иркутской области от 28.11.2014 № 79-37-3358/14 указано, что направляется заключение по согласованию стоимости услуг по погребению на 2015 год, тогда как в настоящем деле рассматривается спор о взыскании убытков на захоронение тел в 2020-2022 годах.

Иное толкование спорных отношений допускает произвольное (фактически по усмотрению органов местного самоуправления и в интересах муниципального предприятия) формирование размера расходных обязательств бюджета Иркутской области без участия самого субъекта.

Муниципальные тарифы, самостоятельно установленные муниципальными органами, могут являться основанием для установления расходных обязательств соответствующего муниципального образования, однако сами по себе не порождают обязательств для вышестоящего бюджета перед получателями бюджетных средств.

Соответствующая правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации изложена в определении от 25.10.2016 № 2367-О. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в данном определении, муниципальные образования не вправе в случае выхода за пределы установленного федеральным законодателем размера компенсации требовать компенсацию таких затрат за счет бюджетов вышестоящих уровней бюджетной системы; вместе с тем соответствующее дополнительное финансирование может быть предоставлено непосредственно из местного бюджета. В отсутствие у муниципальных образований финансовых возможностей для принятия таких дополнительных расходных обязательств допускается финансирование соответствующих расходов в размере экономически оправданного уровня нормативных затрат.

В постановлении Администрации г. Иркутска № 031-06-113/13 от 21.01.2013 (в редакции постановления от 18.12.2014 № 031-06-1525/14) экономическое обоснование спорных затрат не приведено, иные доказательства в обоснование размера спорных расходов истцом не представлены.

Суд, с учетом позиций, изложенных в постановлениях Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.05.2023 по делу №А19-8597/2022, от 20.01.2023 по делу № А19-681/2021, не соглашается с доводами истца, считает правильным применение в рассматриваемой ситуации положений статьи 10 Закона о погребении.

По мнению суда, спорные расходы истца подлежат возмещению в пределах установленного за одно погребение минимального размера экономически оправданного уровня нормативных затрат.

Так, размер пособия на погребение с 01 февраля 2020 года с учетом индексации составлял 6 124 руб. 86 коп. (Постановление Правительства РФ от 29.01.2020 №61), а с учетом районного коэффициента (коэффициент – 1,2 утвержден Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 21.10.1969 № 421/26) составлял – 7 349 руб. 83 коп.

Размер пособия на погребение с 01 февраля 2021 года с учетом индексации составлял 6 424 руб. 98 коп. (Постановление Правительства РФ от 29.01.2020 №61), а с учетом районного коэффициента (коэффициент – 1,2 утвержден Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 21.10.1969 № 421/26) составлял – 7 709 руб. 98 коп.

Размер пособия на погребение с 01 февраля 2022 года с учетом индексации составлял 6 964 руб. 68 коп. (Постановление Правительства РФ от 29.01.2020 №61), а с учетом районного коэффициента (коэффициент – 1,2 утвержден Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 21.10.1969 № 421/26) составлял – 8 357 руб. 62 коп.

Согласно контррасчету Министерства финансов, размер убытков составил 39 124 руб. 88 коп.

Арифметическая верность контррасчета ответчика истцом не оспаривалась, заявлены возражения только относительно применения федерального законодательства.

Вместе с тем суд не может признать верным представленный ответчиком контррасчет, поскольку расчет не соответствует фактическим обстоятельствам дела: применен размер пособия, действовавший в период с 01.02.2022, по захоронению двух тел, однако в указанный период произведено захоронение одного тела, и наоборот, в 2021 году захоронены два тела, тогда как по расчету ответчика – одно тело.

В соответствии с указанными нормами права расчет надлежит произвести следующим образом:

август 2020 года (04.08.2020 согласно справке): 2 тела х 7 349 руб. 83 коп. = = 14 699 руб. 66 коп.;

март 2021 года (16.03.2021 согласно справке): 2 тела х 7 709 руб. 98 коп. = = 15 419 руб. 96 коп.;

апрель 2022 года (18.04.2022 согласно справке): 1 тело х 8 357 руб. 62 коп. = = 8 357 руб. 62 коп.,

а всего – 38 477 руб. 24 коп.

Предметом исковых требований по настоящему делу являются требования о возмещении расходов, связанных с оказанием ритуальных услуг.

В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Противоправность поведения государственных органов, уполномоченных возмещать убытки, усматривается в уклонении (бездействии) Российской Федерации в их лице от исполнения обязательства по компенсации расходов истца, понесенных в результате предоставления установленных Федеральным законом гарантий, в полном объеме.   

Вышеизложенное также следует из Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», в котором указано, что, рассматривая иски, предъявленные согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов. Следовательно, при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа. 

В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

Согласно пункту 3 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами субъектов Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации), документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.

Согласно абзацу 4 пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что положения статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.

Из положения о Министерстве финансов Иркутской области следует, что министерство является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим управление областными финансами, составление проекта областного бюджета, организацию и исполнение областного бюджета, а также осуществляющим финансовый контроль в установленной сфере деятельности.

В этой связи, учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что исполнение обязательств Иркутской области по возмещению спорных услуг на погребение умерших установленных лиц, не являющихся на день смерти ни работающими, ни пенсионерами, подлежит в лице Министерства финансов Иркутской области за счет казны Иркутской области.

Учитывая изложенное, в настоящем случае взыскание денежных средств на основании судебного акта по делу должно производиться с ответчика – Иркутской области за счет казны соответствующего бюджета в лице Министерства финансов Иркутской области, как органа, осуществляющего исполнение судебных актов о взыскании средств с областного бюджета в порядке, установленном действующим законодательством.

Правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации о том, что данные расходные обязательства являются обязательством субъекта Российской Федерации, а не обязательством федерального бюджета, изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 29.04.2016 № 303-ЭС15-18506 по делу № А51-775/2015.

Учитывая вышеизложенное, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично в размере 38 477 руб. 24 коп.; в удовлетворении остальной части иска следует отказать.

Всем существенным доводам, пояснениям и возражениям сторон судом дана соответствующая оценка, что нашло отражение в данном решении. Иные доводы и возражения несущественны и на выводы суда не влияют.

Разрешая вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины, суд приходит к следующему.

Истцом была уплачена государственная пошлина в размере 2 276 руб., что подтверждается платежным поручением № 1481 от 21.08.2023.

В соответствии с пунктом 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Иск удовлетворен на 67,63%.

Таким образом, с учетом частичного удовлетворения судом требований истца, судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в размере 1 539 руб. (2276х67,63%)  пропорционально размеру удовлетворенных требований, в остальной части расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца и возмещению не подлежат.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражных судов в сети «Интернет» по адресу: https://kad.arbitr.ru/.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (ИНН 3808171299) за счет казны в пользу муниципального унитарного предприятия «Ритуал» г. Иркутска (ИНН 3810002523) убытки в размере 38 477 руб. 24 коп., 1 539 руб. расходов по уплате государственной пошлины, а всего – 40 016 руб. 24 коп.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Иркутской области.

Судья                                                                                                Д.Х. Тах